"Дворец сенаторов" в Риме. Капитолийская площадь. Дворец Сенаторов, дворец Консерваторов и Новый дворец

Капитолийская площадь (Пьяцца дель Кампидольо) – центральная площадь римского Капитолия. В древности носила название Азилиум – священное неприкосновенное место, по легенде установленное самим Ромулом, где любой преследуемый, пожелавший стать гражданином Рима, мог найти убежище.
Когда Рим готовился к визиту императора Священной Римской империи Карла V, Папа Павел III решил придать этой площади достойное оформление. По мысли понтифика открытая сторона Капитолия должна была быть обращена к христианской святыне – собору Св. Петра.
Заказ на оформление ансамбля площади – перестройку фасадов стоявших здесь дворцов и возведение нового здания – получил Микеланджело в 1536 г. Он блестяще справился с порученным ему заданием, создав ансамбль, который можно считать архитектурным эталоном. Микеланджело был мастером своего дела и прекрасно владел пространством – небольшую по размеру площадь ему удалось зрительно увеличить. Этой цели служит и оригинальный звездообразный орнамент на мостовой, сделанный по рисунку гения Возрождения.
Благодаря таланту Микеланджело площадь с тремя дворцами смотрится торжественно и монументально. К сожалению, работы шли медленно, и замысел Микеланджело был воплощен уже после его смерти к 1605 гг. его учениками. По завершению работ Капитолий приобрел обрамление, достойное звания «капут мунди» – столица мира.
В центре площади установлена конная статуя императора Марка Аврелия. Статуя, созданная в 176 г. неизвестным скульптором, уцелела во времена уничтожения языческих идолов только благодаря тому, что ее ошибочно приняли за изображение императора Константина. Тот почитался церковью за введение христианства как государственной религии. В 8 в. статую установили во дворе папского дворца в Латеране, а в 1538 г. перенесли на Капитолий по указу папы Павла III. Позже этот шедевр стал прообразом многих конных скульптур. В 1990 г. статую заменили копией, оригинал хранится в музеях Капитолия.
Площадь обращает посетителей прежде всего к Дворцу Сенаторов. Он возведен на фундаменте Табулариума – государственного архива, построенного в 78 г. до н.э.
Современный вид здание приобрело после реализации проекта Микеланджело. По его замыслу фасад украсила двойная элегантная лестница и фонтан. В 1580 г. Мартино Лунги добавил центральную башню высотой в 35 м. В центральной нише на лестнице помещена статуя Ромы Капитолийской, по бокам гигантские фигуры, символизирующие реки Нил и Тибр. Эти статуи были перенесены сюда из терм Константина на Квиринальском холме.
В средние века здесь находилась резиденция римского Сената. В дальнейшем дворец служил местом заседаний городских магистратур – здесь собирался совет городского самоуправления из 56 человек – их по-прежнему называли сенаторами. В папский период сенатор остался только один: он стал чем-то вроде городского главы, в чьи обязанности входило помогать папе управлять горожанами. Сейчас в палаццо Сенатори по-прежнему работает мэрия.
Слева, если смотреть на Дворец Сенаторов, находится Дворец Консерваторов (палаццо Консерватори). Он получил свое название от находившейся на этом месте в 14 в. городской службы строительства и охраны памятников – Консерватории. Дворец был построен в 1520 г., унаследовав название.
Перестройку дворца в соответствии с проектом Микеланджело начал Кавальери в 1563 г. Дворец Консерваторов стал хранилищем редкостей – основу собрания заложил Папа Сикст IV, который в 1471 г. подарил городу коллекцию античных древностей. Один из самых известных экспонатов музея – бронзовая скульптура «Волчицы», которая датируется 5 в. до н.э. Эта скульптура является символом Рима. Ее копию мы увидим чуть позже на площади. Еще один знаменитый шедевр – «Мальчик, извлекающий занозу», скульптура 1 в до н.э.
Во внутреннем дворе музея хранятся фрагменты античных скульптур – в частности обломки колоссальной десятиметровой статуи императора Константина, у которой ступня длиной почти в человеческий рост. Кроме конечностей и головы ничего не сохранилось – все остальное ради экономии мрамора было скрыто деревянной тогой. В пинакотеке музея представлены картины Тинторетто, Тициана, Гвидо Рени и Караваджо.
Фасад здания напротив почти в точности повторяет фасад дворца Консерваторов. Для того чтобы придать площади законченный облик по замыслу Микеланджело площадь украсил еще один дворец, получивший название Новый дворец (Палаццо Нуово). Строительство завершили в 1654 г. архитекторы Джироламо и Карло Райнальди.
В 1734 г. в стенах этого здания по указу Папы Климента XII на обозрение публики было выставлено собрание античных древностей. Это стало рождением одного из первых в мире музеев, который не может оставить равнодушным любителей античного искусства. Небольшая коллекция постоянно разрасталась, и сегодня она располагается в обоих дворцах на площади. Фундамент Табулария, на которых стоит дворец Сенаторов, служит подземным коридором, соединяющим оба музея.
Обогнув дворец Сенаторов слева, обязательно обратите внимание на установленную на колонне бронзовую скульптуру Капитолийской волчицы, копию древней статуи, хранящейся в музее.
Она невелика – высота скульптуры составляет 75 см, длина – чуть больше метра (114 см). Это своеобразная иллюстрация мифологического сюжета о Ромуле и Реме, основателях Древнего Рима. Как пишет Тит Ливий, изваяние было создано и установлено в Риме в 296 г. до н.э., на деньги, полученные от штрафов.
Цицерон описывал позолоченную группу волчицы с Ромулом и Ремом, пораженную в 63 г. до н.э. молнией – на скульптуре сохранился ее след. В течение некоторого времени скульптура считалась утраченной, но в начале 9 в. была найдена в земле на склоне Палатина.
Известно, что в 15 в. создали новые фигуры близнецов, которых поместили под скульптуру волчицы. Их автором считается флорентийский скульптор Антонио дель Поллайо. В 1473 г. по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена из Латерана на Капитолий, став еще одним украшением знаковой площади города.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Еще с античных времен место, на котором сейчас располагается Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio ), было связано с политической жизнью Рима. Первым сооружением на месте современного дворца было здание Табулария (государственного архива), построенное в 78 году до н.э. по приказу консула Квинта Лутация Катула Капитолина архитектором Луцием Корнелием.

Вид на Табуларий (первый этаж сооружения) со стороны Римского Форума

Раннее средневековье стало для Табулария периодом упадка и запустения. В 10 веке семейство Корси, понимая выгоду расположения на холме, построило на руинах архива укрепленную дворцовую резиденцию. В 12 веке дворец Корси стали использовать для заседаний римского муниципалитета. В это же время он стал и резиденцией Сенатора, высшего представителя муниципалитета, что и дало ему название, сохранившееся до настоящего времени. Одним фасадом дворец выходит на Капитолийскую площадь, а другим - на Римский Форум.


Дворец Сенаторов. Вид с Капитолийской площади

Во второй половине 15 века началась реконструкция Капитолийской площади под руководством Микеланджело. Затронула она и Дворец Сенаторов. Великий архитектор разработал подробный проект преобразования здания, но реализовать его не успел. В 1564 году Микеланджело умер и работы продолжили архитекторы Джироламо Райнальди и Джакомо делла Порта. В этот период (1573 - 1605 гг) фасад дворца приобрел барочный вид. К нему была пристроена двухмаршевая лестница, в центральной нише которой был обустроен фонтан со скульптурой Минервы с шаром в руке «Ликующий Рим» - символ владычества Рима. По бокам установили перенесенные из Терм Константина античные статуи, олицетворяющие Тибр (изначально - Тигр) и Нил.


Фасад 12 века имел высокие стрельчатые арки в три этажа и вход с правой стороны. После реконструкции он приобрел античные полуколонны с ионическими капителями по периметру. В 1578 - 1582 годах архитектор Мартино Лонги Старший дополнил здание Капитолийской башней, увенчанной статуей Рима. При реконструкции были сохранены нижняя часть античного табулария и две башни 12 века по бокам.

С 1871 года Дворец Сенаторов стал резиденцией мэра Рима и его администрации. По этой причине для туристов основное здание закрыто. Тем не менее, имея с собой удостоверение личности, можно попасть в мэрию с 9:00 до 16:00.

В нижней части дворца размещены экспозиции Капитолийских музеев. Это Зал Советов со статуей Юлия Цезаря 1-го века до н.э., Зал Флагов и Знамен римских провинций, Зал Бюстов (промотека) видных исторических деятелей, Лапидарий и Табуларий. Обычно, попасть можно лишь в Лапидарий и Табуларий, поскольку во время работы муниципалитета остальные залы закрыты.

Вход в Лапидарий - платный, по общему для посещения Капитолийских музеев билету (13 евро).

Дворец Сенаторов со стороны Сенаторской площади, фото paolo dell’angelo

Что находится в Сенаторском дворце сегодня

В Риме на Капитолийском холме находится Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio) – творение великого Микеланджело. Один фасад его выходит на площадь Капитолия, а другой на Римский форум. Строительство велось с 1541 по 1605 годы. Именно в таком виде и сохранился дворец до наших дней.

С 1871 года в Палаццо Сенатори располагается резиденция мэра города Рим с его администрацией. Поэтому для туристов основное здание закрыто. Но попасть в мэрию все же можно с 9:00 до 16:00. Для этого нужно иметь при себе документ, удостоверяющий личность. В античной нижней части дворца размещена экспозиция Капитолийских музеев ...

История строительства дворца



Табуларий, фото Penn State University

Издавна место, где сейчас стоит Дворец сенаторов, было связано с политической жизнью Рима. В 78 году до н. э. здесь был построен по приказу консула Квинта Лутация Катула Капитолина и по проекту архитектора Луция Корнелия Табуларий, государственный архив. В средние века здание ветшало.



Дворцовая лестница, фото John S Y Lee

В XVI веке под руководством Микеланджело было начато возведение нового дворца. К нему была пристроена двухмаршевая лестница. В её центральной нише был обустроен фонтан со скульптурой с шаром в руке “Ликующий Рим” – символ владычества Рима, а по бокам установлены античные статуи, олицетворяющие Тибр (сначала это был Тигр) и Нил, перенесенные сюда из Терм Константина.



В 1564 году Микеланджело умер, его дело продолжили архитекторы Джироламо Райнальди и Джакомо делла Порта. Это период 1573 – 1605 гг. Фасад нового дворца приобрёл барочный вид. Но создатели сохранили нижнюю часть античного Табулария и две башни по бокам. Это придало дворцу вид оборонительного сооружения. Капитолийская Башня или Колокольня была создана в 1578 — 1582 гг. по проекту Мартино Лонги Старшего, она заменила старую, средневековую.

В Палаццо Сенатори стоит посмотреть:

  • Зал городской управы или Зал флагов,
  • Зал Советов, где хранится скульптура Юлия Цезаря (I в. до н.э.),
  • Капитолийскую протомотеку, открытую в 1950 г., с коллекцией бюстов.

На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino - капитолийская гора. Это самый пологий из , на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

В на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива - Табулария.

В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, и Минервы . Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие - перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.


Архитектура

Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)


Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)


Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо .

Отдельный зал посвящен знаменитой , ставшей символом Рима.

В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет - коллекции монет и ювелирных украшений.

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)


Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.

Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.

  • Время работы : со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
  • Цена билета : комплексный билет - 15 евро, льготный - 13 евро.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам - бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

  • Время работы : ежедневно с 9:00 до 17:30.
  • Цена билета : бесплатно.

Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина . Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.

На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро . Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».


По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.

Как добраться?

  • Адрес : Piazza del Campidoglio
  • Капитолийский холм находится в двадцати минутах ходьбы от , недалеко от (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).
  • Добраться на : линия В, станция Colosseo.
  • На автобусе: № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
  • На трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная).


  • Пешим туристам : подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци, но будьте готовы к крутому подъему. Главная лестница комплекса Кордоната (Cordonata) гораздо удобней, так как сделана в виде ступенчатого пандуса. Чтобы избежать толп туристов - надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.
  • Официальный сайт : www.comune.roma.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

: 41°53′35″ с. ш. 12°29′01″ в. д.  /  41.893° с. ш. 12.4835° в. д.  / 41.893; 12.4835 (G) (Я) Дворец сенаторов (итал. Palazzo Senatorio ) - ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме . Сейчас в нём располагается мэрия города Рима .

Посредине площади Кампидольо в 1538 году была установлена конная статуя Марка Аврелия (древнеримская скульптура II века, в конце XX века заменена копией). К дворцу сенаторов по склону Капитолия должна была вести величественная лестница, посредине которой планировался фонтан с античными фигурами - олицетворениями Тибра и Нила .

Монументальный проект Микеланджело был реализован (с незначительными отклонениями) уже после его смерти учениками, Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди (представители маньеризма). В новом здании уцелела нижняя часть античного Табулария. Две башни по бокам также остались со времени укреплений Корси. Всё это придаёт дворцу, несмотря на его чисто ренессансный фасад, оттенок оборонительного сооружения. Ратушная (часовая) башня возведена в 1578-82 гг. архитектором Мартино Лонги .

С 1871 года дворец служит резиденцией мэра Рима и местопребыванием других городских чиновников, поэтому бо́льшая часть помещений закрыта для туристов. В этом дворце 25 марта 1957 года был подписан Римский договор . В нижней (античной) части здания выставлены некоторые экспонаты Капитолийских музеев .

    Campidoglio - pal senatorio Protomoteca PC080065.JPG

    Один из залов дворца

    Senatorenpalast 7.jpg

    Вид со стороны Римского форума

Напишите отзыв о статье "Дворец сенаторов"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дворец сенаторов

Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.