Что на голове у яг морта. Лесной человек яг-морт. Призыв Тугана на борьбу с Яг-Мортом Из серии «Предание о Яг-Морте»

Было у одного охотника три сына. Вот пошёл как-то отец с сыновьями на охоту - белок и рябчиков бить. Живут они в лесу месяц, живут другой, живут третий. Хорошая охота выдалась, много зверя промыслили. Одна беда - не стало у них огня.

А мороз крепкий, сварить мясо не на чём, спать холодно.

Давайте жребий кидать,- говорит отец сыновьям.- Кому выпадет, тот и пойдёт домой за огнём.

Младший сын говорит:

Погодите жребий кидать. Влезу я на самую большую ель, посмотрю: нет ли поблизости жилья. Если нигде нет, тогда надо домой идти.

Похвалил отец младшего.

Ты толковый,- говорит,- хорошо придумал.

Полез младший сын на самую высокую ёлку, смотрит вправо-влево, смотрит вперёд-назад и видит: далеко в лесу, словно волчий глаз, светится огонёк.

Слез он с дерева и говорит братьям:

Вон там-то и там-то огонь светится, верно, жильё есть.

Обрадовались братья, тоже на ель полезли. Правда, светится вдалеке огонёк.

Спустились они на землю и стали спорить, кому первому за огнём идти. Отец говорит:

Пусть старший идёт, он самый сильный, он скорее всех огонь принесёт.

Хорошо. Взял старший ружьё и пошёл.

Вдруг видит: лежит на дороге чугунный горшок.

За огнём.

Вернись лучше, не ходи,- говорит горшок.- Обожжёт тебя огонь.

Не обожжёт,- говорит старший охотников сын.

Попадается ему на дороге берестяной шердын.

За огнём.

Вернись, не ходи,- говорит шердын.- Обожжёт тебя огонь.

А может, и не обожжёт,- говорит парень.

Лежит на дороге толчея.

За огнём.

Не ходи, вернись,- говорит толчея.- Обожжёт тебя огонь.

Не обожжёт, уберегусь,- говорит парень.

Лежат на дороге грабли.

За огнём.

Не ходи лучше, вернись,- говорят грабли.- Обожжёт тебя огонь.

Не обожжёт, цел буду,- отвечает парень.

Шёл, шёл, видит - стоит избушка. Дверь открыта. В каменке огонь едва-едва теплится. А хозяина нет.

Начал старший охотников сын дрова подбрасывать, огонь раздувать. И вдруг над самым его ухом проговорил кто-то хриплым голосом:

Ты что здесь делаешь?

Вскочил парень, смотрит: перед ним старик стоит - борода до полу, зубы словно колья торчат, руки точно крючья висят. Ну, прямо леший! А это он самый и был - лесной человек Яг-Морт.

Тебе что здесь надо? - спрашивает лесной человек Яг-Морт.- Ты зачем мой огонь трогаешь?

Хочу себе взять! - говорит парень.

А тебе горшок на дороге попался? - спрашивает лесной человек Яг-Морт.

Попался.

А шердын попался?

Попался.

А толчея попалась?

И толчея попалась.

А грабли попались?

И грабли попались.

А что они тебе говорили?

Говорили, чтобы я вернулся.

А ты почему их не послушался? Знаешь, что это за горшок? - спрашивает Яг-Морт, а сам зубами скрипит.

Горшок как горшок, чтобы мясо варить,- отвечает парень.

Вот и врёшь,- говорит лесной человек Яг-Морт.- А что за шердын, знаешь?

Простой шердын,- отвечает парень,- чтобы муку просеивать.

Вот и врёшь,- говорит лесной человек Яг-Морт.- А что за толчея, знаешь?

Как не знать! Толчея и есть толчея - зерно толочь,- отвечает парень.

Вот и врёшь,- говорит лесной человек Яг-Морт.- А что за грабли, знаешь?

Чего тут не знать! Эка невидаль - грабли!

Ничего-то ты не знаешь,- говорит ему лесной человек Яг-Морт.- Ну, за это я тебя сейчас проучу хорошенько.

Иллюстрация Аркадия Мошева

Схватил его за волосы, пригнул к полу, зажал между ногами и вырезал у него из спины ремень шириной в ладонь.

Едва вырвался от лешего старший охотников сын, а уж как вырвался - бросился бежать без оглядки. Про головню и думать забыл.

Пришёл к отцу и братьям едва живой.

Огонь принёс? - спрашивает отец.

Какой там огонь! Сам едва жив остался. Чуть не задушил меня леший.

А про спину молчит, только поёживается.

Рассердился отец, послал среднего сына за огнём.

Проходит день, и этот без огня возвращается, и у него из спины леший вырезал ремень.

Да про это молчит средний сын, только охает тихонько.

Смеётся младший брат над старшими.

Ну что вы за охотники? - говорит.- Лесного человека испугались. Вы бы побили его, а потом и огонь бы унесли.

Вот ты сам и сходи,- говорят братья.- И тебе достанется.

Что ж, пойду,- говорит младший.

Взял ружьё, взял топор и отправился в путь. Шёл, шёл, видит - лежит на дороге горшок.

Ты куда идёшь? - спрашивает горшок.

За огнём.

Вернись лучше, не ходи, беду наживёшь,- говорит горшок.

Попадается ему на дороге шердын.

Ты куда идёшь? - спрашивает шердын.

За огнём.

Вернись, не ходи, обожжёт тебя огонь,- говорит шердын.

Был бы только огонь, а уж я с ним управлюсь,- отвечает младший охотников сын.

Попадается ему на дороге толчея.

Ты куда идёшь? - спрашивает толчея.

За огнём.

Не ходи, вернись, а то худо будет,- говорит толчея.

Без огня ещё хуже,- говорит младший охотников сын.

Попадаются ему на дороге грабли.

Ты куда идёшь? - спрашивают грабли.

За огнём.

Вернись, не ходи, жалеть будешь,- говорят грабли.

Вот возьму огонь и вернусь,- отвечает младший охотников сын.

Дошёл до избушки, входит, а там сам лесной человек Яг-Морт лежит. Голова в одном углу, ноги в другом.

Живёшь-поживаешь, добрый человек,- говорит младший охотников сын.- Не пустишь ли меня ночевать?

Что ж, ночуй. Только не взять тебе того, за чем пришёл. Ты горшок на дороге видел?

Видел,- говорит младший охотников сын.- И шердын видел, и толчею видел, и грабли видел - всё твоё добро.

А что это за горшок, знаешь? - спрашивает лесной человек Яг-Морт.- Что за шердын, что за грабли, что за толчея, знаешь?

Знаю,- отвечает младший охотников сын.- Горшок - твоя голова, шердын - твоё тулово, грабли - твои руки, толчея - твои ноги. Если не пустишь меня ночевать, разобью я твою голову, изломаю руки-ноги, разрублю на куски тулово.

Ну, вижу я, что ты больно умный,- говорит лесной человек.- Полезай на печку да рассказывай мне сказки. Да такие, чтобы было в них всё небывалое, а бывалое скажешь - волосы выдеру.

Ладно, слушай,- говорит младший охотников сын.- Только если перебьёшь меня, тогда уж я у тебя волосы выдеру.

И то ладно,- говорит лесной человек Яг-Морт.

Залез младший охотников сын на печку, стал рассказывать:

Полетел я как-то на небо, три года летел, наконец долетел. А на небе все люди вверх ногами ходят. «Почему же это вы вверх ногами ходите?» - спрашиваю у них. А они мне говорят: «Потому вверх ногами ходим, что нечем сапоги шить, щетины у нас нет». А я им говорю: «Давайте я вам без щетины сапоги сошью. У леших волосы ещё лучше щетины». Вот потому я и пришёл к тебе - волосы у тебя повырывать.

Услышал это лесной человек Яг-Морт и обеими руками за голову схватился.

Не дам волосы рвать! - кричит.

Дашь не дашь, а раз слово сказал, вырву,- говорит младший охотников сын.- Такой уж у нас был уговор.

Запустил руку лешему в волосы, и сколько рука захватила, столько и вырвал.

Леший так и съёжился весь. А младший охотников сын опять рассказывает:

Сшил я всем сапоги и пошёл гулять по небу. Вижу - мужик на гумне овёс лопатой веет. А из-под овса мякины летит видимо-невидимо. Наловил я этой мякины, свил верёвку и стал той верёвкой всех ледяных ловить. Выловил ледяных, а водяные за ними сами идут. Гляди, вот уже к дому подошли!

Вскочил леший - и к дверям.

Зачем же обманываешь? - говорит.- Никого тут нет!

А как же мне не обманывать, когда сам ты велел,- говорит младший охотников сын. И опять руку в волосы ему запустил да и выдернул целую копну волос.

Совсем притих лесной человек Яг-Морт, сидит, голову потирает. А младший охотников сын опять рассказывает:

Пошёл я как-то на охоту. Дошёл до озера, стою и думаю: как бы мне на другой берег переправиться? Вдруг вижу: сидят на дереве мухи, много мух. Я их всех переловил, ниточкой связал и сам за конец ниточки ухватился. Мухи полетели и меня подняли. До середины озера донесли, а тут как раз нитка и оборвалась. Упал я в озеро, вот-вот утону. А на озере утки сидели. Поймал я одну за ногу, ну она меня к берегу и подтащила. Вот стою я на берегу и не знаю, что делать. Огня нет - ни высохнуть мне, ни согреться. Вдруг смотрю: идёт медведь. Поднял я ружьё, чтобы выстрелить, а медведь и говорит: «Ты в меня не стреляй, лучше скажи, что тебе нужно?» Опустил я ружьё и говорю: «Разводи огонь, замёрз я». А медведь отвечает мне: «Как же я огонь разведу? Мне нечем. Коли хочешь, садись ко мне на спину, я тебя отнесу туда, где огонь есть». Сел я на медведя, и понёс он меня по лесам, по болотам, через реки, через озёра и к тебе принёс. А ты огня не даёшь.

Эй, Мишка! - крикнул тут в окно младший охотников сын.- Иди в избу, задуши этого лешего!

Так и задрожал со страху лесной человек Яг-Морт.

Что хочешь,- говорит,- бери, только уведи медведя.

Нет,- говорит младший охотников сын,- пусть задушит тебя, чтобы не оставлял ты людей без огня.

И опять в окно кричит:

Мишка, иди сюда!

Ой, не пускай медведя,- плачет леший,- всё тебе дам, только вели медведю уйти. На вот, бери огненный камень, бери железку. Ударишь железкой по камню, и будет у тебя огонь. Возьми сумку с дробью, из неё сколько ни вынимай зарядов, всегда полная будет. Возьми ружьё самострельное. Всё бери, только оставь живым.

Нет,- говорит младший охотников сын,- мне этого мало. Отдавай ремни, что ты у братьев из спины вырезал.

Бери,- говорит леший,- и это бери.

И повёл младшего охотникова сына в свою кладовку. А там все стены увешаны ремнями из человеческой кожи.

Зачем же ты ремни из человеческой кожи хранишь? - спрашивает младший охотников сын.

А это,- говорит лесной человек Яг-Морт,- я счёт веду вашим людям, тем, которых я напугал. А таких, что меня напугали, ещё не было, ты первый.

Спрятал младший охотников сын камень с железкой в карман, обменял своё простое ружьё на самострельное, надел через плечо сумку с дробью, спрятал за пазуху два кожаных ремня, а лесной человек Яг-Морт ещё целебной травы ему даёт.

Бери, бери,- говорит,- пригодится!

Распрощались они, и отправился младший охотников сын в обратный путь.

Встречают его братья и спрашивают:

Где же твой огонь? Что-то не видно его!

А он вот здесь у меня спрятан,- отвечает младший брат и вытаскивает свой камень.

Ударил по камню железкой, огонь сразу и вырвался. Глазам своим не верят братья!

А ну-ка дай и нам попробовать!

Что ж, пробуйте,- говорит младший брат.- А мне подставляйте-ка ваши спины, я вам кожу залатаю!

И достаёт из-за пазухи два ремня.

Приложил один ремень к спине старшего брата, другой - к спине среднего брата, обвязал целебной травой, и сразу приросла кожа к их спинам.

Смотрите ж, в другой раз умнее будьте! - говорит младший брат старшим.

Потом развели они большой огонь, нажарили мяса, наелись, напились, обогрелись, обсушились и с богатой добычей вернулись домой.

А лесной человек Яг-Морт с тех пор так и остался безо всего - ни огня у него нет, ни ружья с сумкой. Ничего он сделать людям не может, только зря пугает.

Яг морт, Лесной человек, Леший. Мифология народа коми.
Леший бродит по лесам Коми!

Мифология коми. Яг морт - «лесной человек»

Леший (ягморт) бродит по лесам Коми!

  • Леший является хозяином леса и обитающих в нем зверей и птиц. Часто лешего можно увидеть в обычном человеческом облике, обычной крестьянской одежде. Только в его внешнем виде есть что-либо выдающее его нечистое происхождение. Это может быть вывернутая на изнанку одежда, неправильно надета обувь, длинные черные волосы, отсутствуют брови или ресницы, нет одного уха, при солнце от него нет тени.

    Очень часто леший показывается путнику в облике его родственника. Но его могут выдать глаза, которые светятся зеленым светом. Может он превратиться в любое животное или даже в неодушевленный предмет (пень, камень и так далее). Самым ярким атрибутом, является посох в руках лешего. Когда он обходит свои владения, то вокруг него слышится скрип деревьев, дует ветер.

    У лесных великанов великолепное телосложение. Когда леший ходит по лесу, его рост равен самым высоким деревьям, если же выходит на поляну, то становится ниже самой маленькой травинки. Житель коми деревни Ласта (Ижемский район) А. Канев поведал, что видел «лесного человека» у реки Сэбысь, - «ростом был он с добрую ель, глаза из-под густых бровей светились, как плошки».

  • Рассказывает коми писатель Владимир Тимин: «Идем мы однажды по лесу вдоль Вашки (река в Удорском районе Коми). Вдруг мой пес как встрепенется и зарычит. И давай скулить, жаться к моим ногам. Сразу не мог взять в толк, что могло так перепугать собаку, запросто, без страха кидавшуюся на волков и медведя. Тут поднял я глаза и увидел в деревьях вертикальную фигуру волосатого ч удовища. Мы, и лесной человек Ягморт на несколько секунд оцепенели. Первым опомнится двухметровый гуманоид и пропал с глаз долой».

    Местом, где живет леший, может быть чаща, пустырь, нежилое урочище, откуда переселились люди. В лесу он живет только летом. А 17 октября, по поверьям, проваливается под землю, где проводит время до весны. Перед тем как уйти, он долго озорничает: ломает и гнет деревья, гоняет по лесу зверей. В этот день люди стараются не ходить в лес.

    Леший оберегает свои владения от различных бед, а иногда от людей. Леший не терпит свиста или громкого крика в лесу. За проделки, леший может запутать человека и тогда он не вернется домой, а провалится под землю. Чтобы выйти из леса, нужно всю одежду вывернуть наизнанку. Если люди узнавали, что в какой либо чаще поселился леший, то старались не ходить в эту местность.

    Чаще всего леший появляется в глухую ночь. Но если лес густой, либо человек забрел в чащу, то леший может повстречаться и днем. Кроме того, в лесу существуют невидимые тропы, по которым ходит леший. Беда будет тому человеку, который попадет на одну из его троп. Леший может увести его с собой, либо сильно покалечить.

    Леший не любит показываться людям. Чаще всего он пугает шумом, скрипом, криком. Как только человек собьется с дороги, леший начинает радоваться, хлопать в ладошки и громко хохотать.

  • Считают, что леший живет в избушках. В жены он берет заблудившуюся девушку. Хозяйство он не ведет. Ему достаточно пробраться в какую-нибудь деревню и украсть там еду. Его дети – это дети, уведенные из деревень, проклятые и некрещеные. Дети лешего обычно уродливы, крикливы. «Косили мы сено на реке Цильме, - рассказывает житель Усть-Цильмы Е. Булыгин, - вдруг на другом берегу показались две фигуры. Один маленький черный, другой огромного роста, более двух метров. Стали они бегать вокруг высокой ивы, играли. Бегали очень быстро. Когда мы через час, после их ухода, решились подойти на лодке туда, где они бегали, то увидели следы большого и меньшого: у большого след был плоский как у медведя, но похож на человеческий».

    С лешим можно договориться, если принести ему кусок хлеба или блины. Тогда он поможет и грибов набрать, и ягод, и дичи наловить.

    Считается, что можно от лешего избавиться. Для этого нужно помолиться или, наоборот, обругать его матом. Леший не любит очищенные ветки рябины или липы, соль, огонь. Он не может перешагнуть через них. Чтобы убить лешего или испугать его, нужно выстрелить в него пуговицей из меди.

    Чтобы не стать запутанным, люди молились перед входом в лес, старались соблюдать все лесные законы, оставляли лешему угощение. Тех, кто терялся в лесу, леший забирал к себе в избушку, заставлял их устраивать пожары, красть еду из деревень. Еще в его власти самоубийцы.

    Лесной призрак

  • «Леший» в кино .
    Российские и зарубежные фильмы

    Фильм сказка «Андрей и злой чародей » (СССР, «Беларусьфильм», 1981)
    Американский телесериал «Сверхъестественное » - повествует о двух братьях Сэм и Дин охотниках за лешим, монстром, нечистью. Жанр: мистика, ужасы, триллер. Впервые был показан на американском телевидение 13 сентября 2005 года. Премьера «Сверхъестественное 7 сезон» состоялась 23 сентября 2011, финал - 18 мая 2012.
    Кинофильм режиссёра Бретта Леонарда « » (США, Австралия, 2005). Жанр: боевик, ужасы, фантастика.
    Российский фильм «Леший», год выпуска: 2007, «Леший 2», год выпуска: 2008. «Леший 3», год выпуска: 2010. Жанр: мелодрама, русские фильмы.

Яг-Морт


Коми народная легенда

В седой древности, когда еще на берегах Печоры и Ижмы рассеянно жили полудикие чудские племена и, не зная хлебопашества, питались от промысла зверей и рыб, когда они поклонялись богам каменным и деревянным, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был едва ли не с добрую сосну, и по голосу, по виду — дикий зверь. Лицо, обросшее черной, как смоль, бородой, глаза, налитые кровью и дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры — вот приметы этого человека, которого чудь назвала Яг Мортом, Лесным человеком, и название это вполне подходило ему.

Никто не знал, какого роду-племени Яг Морт, никто не ведал, откуда появился он возле чудских жилищ. Яг Морт жил в глубине дремучего леса, в недоступных чащобах, рассеянных по пустынному побережью реки Кучи, и появлялся в селениях только для грабежа и убийств. Робкие чудины избегали встречи с ним. Одно имя Яг Морта наводило страх, женщины пугали им шаловливых детей своих:

Яг Морт ыджыд
кыдз бур коз,
Яг жорт съöд,
кыдз пач шом.
Эн бöрд, пиö,
Яг Морт воас,
Кутан бöрдны—
тэнö сёяс.

Яг Морт высок,
как добрая ель.
Яг Морт черен,
как уголь в печи.
Не плачь, сынок,
придет Яг Морт,
Будешь плакать—
съест тебя.

Так пела молодая чудинка, стараясь унять плачущее дитя свое.

Для нападений на селения Яг Морт обыкновенно избирал ночное время, и тогда, во мраке, освещаемом заревом пожара, каждый шаг его отмечался кровью и опустошением. Он уводил, резал скот, похищал жен и детей. Ненависть Яг Морта ко всему живому простиралась до того, что он часто без всякой причины убивал встречного и поперечного.

Выведенные из терпения злодействами разбойника, чудины всеми силами старались погубить его: они ловили его, как дикого зверя, устраивали засады, но ничего не помогало. Хитрости противопоставлял он хитрость, а открытая схватка с могучим разбойником была не по плечу робким чудинам. И во всем Запечорье не выискалось молодца, кто бы осмелился помериться силами с Яг Мортом: взмах топора был ему нипочем, удары копий отражал он своей палицей, а стрелы отскакивали от косматой груди его.

Вдобавок Яг Морт слыл в народе великим чародеем: в воде не тонул и в огне не горел, как обыкновенно говорили о нем люди. Скотский падеж, бездождие, безветрие и вообще все физические бедствия — все суеверная чудь приписывала мрачным волхвованиям Яг Морта. Он повелевал стихиями, помрачал звезды, солнце и луну, и не было предела темному могуществу чародея-разбойника, и потому он царствовал безнаказанно в мрачных лесах Запечорья.

Раз у старшины одного из чудских селений пропала без вести единственная дочь, красавица Райда. Проходит день, два, проходит неделя — прекрасной Райды нет как нет! Мать ее все глаза выплакала, отец и жених исходили все окрестные селения и леса, но не нашли нигде Райды.

Вот кликнули клич, созвали народ, объявили горестную утрату, и все, старые и малые, единогласно утвердили, что весеннему цветку, Райде, нельзя так рано увянуть, если она исчезла, это непременно сделано Яг Мортом: он завидовал цветущей красе Райды, он и похитил ее и увлек в звериную берлогу... "Но горе нам,— промолвили старики,— нет суда на Яг Морта: мы ничего не можем сделать против могучего чародея! Райда погибла!" Как водится, потолковали, пошумели и, с печальным видом засунув бороды в воротники шуб, возвратились по домам. Но не удовольствовался таким решением удалой жених Райды, не удовольствовались им и прочие молодые парни, соискатели руки красавицы.

Они снова кликнули клич, взволновали все Запечорье, собрали несколько десятков удальцов завзятых и на общем совете положили: "Во что бы то ни стало отыскать жилище Яг Морта, схватить его живого или мертвого, погубить, сжечь окаянного чародея, хотя бы самим погибнуть!" И вот составилось ополчение: ратники вооружились луками, копьями, топорами — кто чем мог, и двинулись в поход — сто против одного! Но этот один был не простой человек, а силач необыкновенный, страшный разбойник, и вдобавок колдун, чернокнижник. И отважные охотники не без тайного страха ожидали встречи с Яг Мортом.

Несколько суток прошло в тщетных поисках, но чудины не отступались от принятого намерения и не возвращались домой. Наконец они засели в густом лесу, на угоре Ижмы, близ тропинки, по которой обыкновенно проходил разбойник. Неизвестно, долго ли парни таились в засаде, но вот однажды видят: Яг Морт переходит вброд Ижму, прямо напротив того места, где они притаились, и казалось, идет прямо на них. Тут не одно чудское сердце забилось от страха, но трусить было уже поздно, и, лишь только злодей ступил на берег, копья, стрелы, каменья градом посыпались на него из чащи леса. Изумленный столь внезапным нападением, ошеломленный первыми ударами, разбойник на минуту остановился...

А бесчисленные удары сыпались на него, тогда заревел он, как дикий зверь, взмахнул тяжелой палицей, и понесся в середину нападавших. Чудины окружили его со всех сторон, и началась страшная битва... Яг Морт долго, с яростным ожесточением отбивался от толпы озлобленных противников, палица его разражалась смертию над головами чудин, огромный топор его упился их кровью. Он многих положил на месте, и наконец сам изнемог: усталость, раны обессилили его, он пал на землю, обагренную кровью победителей, и торжествующие чудины схватили Яг Морта, отсекли ему руки, но оставили живого, грозили отрубить ему голову, если он не откроет им своего жилища. И силач-волшебник должен был покориться воле победителей. Он повел их в самую чащу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была огромная пещера, бывшая убежищем Яг Морта. Близ устья этой пещеры, на большой груде костей лежали обезображенные останки прекрасной некогда Райды...

В глубине пещеры чудины нашли множество разной добычи, сложили все в кучу и сожгли. А страшное логово Яг Морта засыпали землей, забросали камнями, заложили бревнами. Потом привели обратно своего пленника на то место, где он попался в первый раз, отрубили ему голову, в спину вбили осиновый кол, и труп закопали в землю, в том самом месте, где ныне находится холм, слывущий в народе могилой Яг Морта.

Голову Морта начнем рисовать с овала. Разделите его пополам вдоль и поперек прямыми линиями и отметьте для себя центр овала.


Шаг 2

Теперь определите середину левой и правой половинок овала, как показано на рисунке.


Шаг 3

Для каждого глаза нарисуйте кружочки симметрично относительно центральной вертикальной линии. Те части кружочков, которые на рисунке проведены пунктиром, позже нужно будет стереть ластиком.


Шаг 4

Внутри каждого глаза нарисуйте еще по одному кружку, поменьше - это зрачки. А внутри этих кружков, в левом верхнем углу - маленькие кружочки. Это блики света.


Шаг 5

По верхнему краю каждого глаза нарисуйте множество мелких чёрточек-ресничек. Затем в нижней части каждого глаза проведите линии, как показано на рисунке, и те части глаз-кружков, которые попали под эти линии, сотрите.


Шаг 6

Вдоль этих линий нарисуйте много-много нижних ресничек, подобно тому, как рисовали верхние. Над глазами нарисуйте дуги-брови. От внутренней части каждого глаза вверх проведите короткие линии, как показано на рисунке.


Шаг 7

В центре ниже глаз нарисуйте крохотное сердечко - будущий носик. Под носом, отступив немного - крохотный прямоугольничек с закругленными краями - верхний зубик Морта.
Еще нарисуйте пучок коротеньких линий в форме перевернутой буквы V между глазами так, чтобы концы этой фигуры находились на концах линий, нарисованных в предыдущем шаге 6.


Шаг 8

Над носиком нарисуйте перевернутую дугу. В обе стороны от зубика проведите слегка закругленные вверх линии - это рот.


Шаг 9

Чтобы нарисовать нижнюю линию рта, проведите широкую U-образную линию, подводя ее концы к краям рта. Теперь, начиная от носа, нарисуйте фигуру, обводящую область рта, как показано на рисунке.


Шаг 10

Под зубом нарисуйте удлиненную узкую букву U - язычок Морта. Еще штрихами обозначьте линии справа и слева ото рта, как показано на рисунке.

Теперь карандашом без сильного нажима обозначьте для рисования ушей по бокам треугольники с вершинами в верхней наружной части каждого глаза, а у оснований треугольников - круги. Это вспомогательные линии, их позже нужно будет стереть.


Шаг 11

Обведите фигуры, которые получились из каждого набора треугольника и кружка. Получились симпатичные ушки. Теперь сотрите лишние линии.

Для того чтобы нарисовать тело Морта, обозначьте его будущие контуры прямоугольником, слегка завалившимся набок, а также контуры верхних и нижних лап и хвоста, как показано на рисунке


Шаг 12

Для рук и левой ноги наметьте треугольники с основаниями в области тела. Для правой нижней лапы нарисуйте кружок, а под ним - квадратик.


Шаг 13

Теперь обведите получившиеся контуры тела. Остальные линии можно стереть.


Шаг 14

Вдоль линии хвоста нарисуйте 3 прямоугольника.


Шаг 15

По наружным краям этих прямоугольников проведите вот такую волнистую линию. Потом ее можно будет стереть.


Шаг 16

Для пальчиков ног нарисуйте овалы - 4 для левой и 3, как показано на рисунке, - для правой.


Шаг 17

Теперь прорисуйте пальцы правой ноги, как показано на рисунке.


Шаг 18

Такие же овальчики нарисуйте для пальцев рук (передних лап). Не старайтесь сделать их правильной формы - в этом нет необходимости.


Рисунок готов!

Раскрасьте Морта карандашами, мелками, красками, фломастерами и т. д. Только перед этим сотрите все ненужные линии, а линии контуров прорисуйте пожирнее - это заметно меняет результат работы, правда?


На основе этого урока можно рисовать различные поздравительные открытки вроде таких:



Игнатов Василий Георгиевич - график, художник театра, мультипликатор, иллюстратор. Родился в 1922 году в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области, умер в 1998 году. В поисках национальной самобытности художник обратился к стилизации, создал серии листов, рассказывающих историю легендарных персонажей коми легенд и преданий: Перы-богатыря, Шипичи, Кирьян-Варьяна, Корт-Айки, богатыря Йиркапа. Создал серию «Далёкая коми старина», посвященную легендарной истории коми народа.

Ниже вы можете познакомиться с этими замечательными, колоритными иллюстрациями и заодно почитать древние мифы и легенды народов севера - Коми.

В.Г. Игнатов создаёт образ древних жителей нашего северного края, живших в гармонии с миром природы. В одном из преданий языческие предки коми-зырян называются чудью. Это красивые, сильные, умеющие постоять за себя люди.

Они занимаются охотой и рыболовством, разводят домашних животных, но ещё не знают земледелия. Они верят в своих богов – Ена и Омоля, которые сотворили окружающий их мир. Верят в то, что существует иной мир, который населён множеством духов - хозяев различных стихий. Духи-хозяева леса («Ворса») и воды («Васа») и обжитого человеком пространства: жилища (домового «Олыся») и хозяйственных построек (овинник «Рыныш айка», банник «Пывсян айка» и других) живут вместе с людьми и могут взаимодействовать с ними. Верят в то, что существуют лесные чудовища Яг-Морт и Ёма.

От бед и несчастий этот народ защищают духи-предки умерших сородичей. И если жить в согласии с миром, соблюдая все нормы и правила поведения, исполняя необходимые ритуалы, то не прервётся связь времён.

Коми - языческий городок

В.Г. Игнатов представляет фантастически привлекательный образ древнего городища коми-зырян. В древние времена предки народа коми селились по берегам рек. Они жили в укреплённых городищах - «карах», которые строились на холмах.

Предание сохранило одно из названий древнего городища – Курэг-Кар, в котором под землёй были спрятаны несметные сокровища. Эти сокровища охранял Пера-богатырь с большой чёрной собакой. От одного кара к другому жители рыли подземные ходы, где и прятали свои клады. Это были заговорённые клады. Жители города занимались охотой, рыбной ловлей, были умелыми кузнецами и строителями. Жили богато и в гармонии с природой.

Вокруг «каров» как море простиралась «парма» - тайга. Неподалеку от «каров» на холмах были устроены кумирни, посвящённые богам, которым поклонялись язычники.

Борьба Перы с медведем. Из серии «Легенда о Пере-богатыре».

А вот еще одна история о том самом Пере. У коми-зырян и коми-пермяков медведь считался также живым воплощением лесного духа. Существовало убеждение, что в медведя нельзя было стрелять повторно в случае неудачного выстрела, так как он мог ожить, даже после смертельной раны. Именно взаимозаменяемостью образов лешего и медведя можно объяснить убийство медведя в одном из коми-пермяцком преданий о Пере: медведь не уступил ему в лесу дорогу, за это Пера задушил его.

Художник В.Г. Игнатов интерпретирует по- своему этот сюжет. Пера действует как смелый охотник. Медведь как объект охоты пользовался особым уважением у коми-зырян. Охота на медведя сопровождалась специальными обрядовыми действиями. Сердце первого убитого медведя, съеденное охотником, наделяло его, по поверьям коми, отвагой при последующих медвежьих охотах.

Коми - языческие каменные святилища

В.Г. Игнатов обращается к теме языческих верований древних коми-зырян. Одним из важных источников по дохристианским верованиям коми является "Житие Стефана Пермского" Епифания Премудрого. В нём подчёркивается, что у пермян было много богов, которые являлись покровителями охоты и рыболовства: "Те нам дают ловлю и все елико еж в водах, и елико на воздусе и елико в блатех и в дубравах, и в борех, и в лузах, и в порослех, и в чащах, и в берёзнике, и в соснах, и в елнях и в рамении и в прочех лесах, и все елико на древесах, белки или соболи, или куницы, или рыси и прочаа ловля наша". Богов олицетворяли идолы – деревянные, каменные, металлические, которым поклонялись и приносили жертвы.

"Кумиры" были расположены по погостам, в домах и лесах. В жертву им приносили шкуры пушных зверей, а также "златное, или сребреное или медь или железо, или олово". В зависимости от значимости идолы почитались либо отдельными семьями, селениями, либо населением целой округи. Епифаний пишет: "Суть же у них стари кумири, к ним же издалеча прихожаху, и от далних мест поминкы приношаху, и за три дни, и за четыре, и за неделю".

Йиркап строит кумирню. Из серии «О богатыре Йиркапе».

Йиркап – легендарный герой-охотник выступает в произведении художника В.Г. Игнатова в роли культурного героя, возводящего святилище. Таким образом, он осуществляет одну из важнейших задач – защиту человеческого сообщества от темных сил.

Он наделён богатырской, почти магической силой, без которой его созидательная деятельность была бы невозможна. Среди деревянных изваяний кумирни выделяется идол легендарной Зарни Ань, верховного божества, символа плодородия и благополучия.

Поклонение коми языческой богине Зарни Ань

Зарни Ань, "Золотая женщина", – Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири. В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук. До настоящего времени в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества Зарни Ань.

Тем не менее, термин Зарни Ань достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее коми-зырянское наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия. Нередко Зарни Ань отождествляют с известной по фольклору коми-зырян и коми-пермяков персонификацией зари – Зарань или Шондi ныв «дочерью солнца».

Учёные считают, что для отождествления образов Зарни Ань и Зарань есть веские основания. Вполне возможно, что предки приуральских народов (ханты, манси, коми) действительно поклонялись солнечной Золотой бабе.

В.Г. Игнатов представляет Зарни Ань в образе солнечного божества. Изображение выстроено по законам театральной мизансцены. Зритель словно бы становится свидетелем ритуального действа: поклонения изваянию Зарни Ань в обличии женщины с ребёнком на руках, величественно восседающей на троне.

Экстаз (Коми язычники)

Предки народа коми поклонялись деревьям, одухотворяя и почитая их, наделяя душой и способностью влиять на человеческую судьбу. В главных святилищах росли могучие берёзы, возле которых шаманы проводили различные языческие ритуалы, а люди, участвующие в них, подносили жертвоприношения древним божествам. В одном из преданий повествуется о том, что «…берёзу вместо бога держали, на неё вешали, у кого что есть, кто шёлковую шаль, кто овечью шкуру, кто ленточку…».

Отголоски культа деревьев у народа коми учёные фиксировали даже в 20 веке: около некоторых деревень заботливо сохранялись берёзовые рощи, которые считались священными. В.Г. Игнатов представляет образ могучей священной берёзы, с ярко выраженной мифологической символикой, связывающей её с космическим верхом и нижним миром. В характерной для автора декоративной манере он маркирует древо стилизованными образами пермского звериного стиля и традиционным орнаментом. Динамичная пластика могучего древа и людей убедительно передают кульминацию ритуального, объединяющего людей и природу действа.

Омоль (плохой бог) Серия «Из коми фольклора»

Омöль в коми-зырянской мифологии тёмный бог-демиург (творец), выступает как антагонист светлого начала, олицетворяемого «хорошим богом» Еном. В обыденной речи слово Омöль имеет значение "худой, плохой, слабый". В некоторых вариантах космогонических мифов противником Ена называется "леший" или "лешак", то есть образ низшей славянской мифологии. Именно такая трактовка образа этого персонажа легла в основу произведения В.Г. Игнатова. Тем не менее, в коми мифологии Омöль совместно с Еном, который признавался его братом или товарищем, участвовал в сотворении мира. Согласно некоторым мифам, Омöль лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Но гораздо чаще Омöль предстаёт как равноправный с Еном созидатель, хотя творит он согласно своему характеру.

Вместе с Еном Омöль достаёт со дна морской пучины яйца жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка, и с помощью одного из них создаёт луну. Омöль в облике гагары ныряет по просьбе Ена на морское дно и достаёт песчинки, из которых и создаётся земля. Омöль сотворил значительно больше животных, чем Ен. Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.

После окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой Омöль потерпел поражение, он удалился жить под землю, по одной версии добровольно, по другой – был помещён туда Еном. Ен хитростью заманил Омöля и его духов-помощников в глиняные горшки, закрыл их и закопал в землю. При этом один горшок разбился, находившиеся в нём слуги Омöля разбежались в разные стороны и стали духами-хозяевами мест и природных стихий. Омöль стал хозяином космического низа (нижнего подземного мира).

Дед (добрый дух) Серия «Из коми фольклора»

Художник В.И. Игнатов представляет свою интерпретацию образа одного из низших мифологических божеств – духа, духа-хозяина. Возможны различные варианты его прочтения: дух-хозяин леса; дух-хозяин определённого лесного участка и обитающей на нём живности; дух-хозяин дома; дух-хозяин хозяйственных построек для содержания скота.

В представлениях коми-зырян параллельно реальному земному миру существовал иной, ирреальный мир, заселённый разнообразными духами, которые во многом определяли жизнь и благополучие людей. Поскольку у коми-зырян огромное значение имели охота и рыболовство, духи – хозяева леса и воды доминировали в иерархии низших мифологических божеств.

Общераспространённым наименованием лесного духа-хозяина было «вöрса» – аналог русского «леший». Представление об облике лешего и его ипостасях были весьма разнообразны: он мог быть невидимым, появляться в виде смерча, в облике обычного человека с какими-либо особенностями (гигантский рост, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени, вывернутые пятки ног). Жил вöрса в треугольном доме, в глухой лесной чаще.

Лесной дух-хозяин предстаёт как своеобразный гарант соблюдения охотниками в лесу норм промысловой морали, наказывающий виновных в их нарушении лишением удачи в промысле. Поскольку на оборотной стороне картона есть надпись «Олысь» (дед), можно предположить, что В. Игнатов изобразил Олыся («обитатель, жилец») - домового, духа – хозяина дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия всех обитателей дома и домашнего скота.

Для обозначения духа – хозяина дома у коми-зырян и коми-пермяков помимо термина Олыся существовало большое количество других наименований, заимствованных у русских: суседко, дед (дедко, дедушко) и др. Хорошим олыся считался, если он обеспечивал благополучие дома, его обитателей и домашнего скота или хотя бы «не обижал». Если Олыся был чем-то обижен, то ночью спящим жителям дома снились кошмары. Нелюбимым лошадям он запутывал гривы и гонял их по конюшне. Начавшего проказничать домового духа полагалось умилостивить угощением. Считалось, что он любит топлёное молоко и квашеную капусту. Угощение ставили у кошачьего лаза в подполье и приглашали Олыся отведать его.

При переселении в новый дом обязательно полагалось приглашать с собой духа-хозяина старого дома. Чёткого представления о внешнем виде домового духа у коми-зырян и коми-пермяков не существовало. Обычно он был невидим, но мог появиться в человекоподобном облике: дед «старик», ань «женщина»; в облике домашних животных: серой кошки или собаки или в виде мохнатого комочка.

Учёные считают, что представления о духе-хозяине дома ассоциируются с культом предков.

Ёма. Эскиз костюма к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт»

Ёма - один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русской Бабе Яге. Образ Ёмы очень многозначен. Ёма - хозяйка злаков, хлеба, пляшет в ступе. Ёма - хозяйка леса: живёт в дремучем лесу, в лесной избушке на курьих ножках (на яйце, лосиных ногах); её овцы - волки, коровы - медведи, её слушаются звери и птицы. Ёма - покровительница женских ремёсел, ткачества, прядения: к ней приходят героини ряда сказок за бердечком, прялкой, клубком, веретеном, вязальной иглой, мотком пряжи. Ёма - хранительница огня, лежит на печи, в коми-зырянских сказках к ней приходят за огнём, часто в сказках Ёму сжигают в печи, в стогу или в соломе. Ёма - людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату. Ёма - богатырша, противница героя; противница-колдунья, мать колдуньи. Ёма - хозяйка воды, сильной воды или живой воды. Ёма - хранительница волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком.

Наиболее часто Ёма связана с нижним, иным или пограничным миром: живёт в лесу, на опушке, под водой, за рекой, на берегу реки, вниз по реке, на севере, реже на горе. Мир Ёмы отделён от мира людей лесом, горой, рекой смоляного огня, которые в мотивах преследования героя появляются при бросании за спину через левое плечо разных предметов.

Жилище Ёмы - чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Образ Ёмы глубоко хаотичен: длинные зубы, нередко железные; железные ногти; длинный нос, упирающийся в потолок, в пол, в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы; у Ёмы мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит. В отличие от русской Бабы Яги Ёма не передвигается в ступе. Ёмой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.

Яг-Морт. Эскиз костюма к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт».

Легенда о Яг-Морте была впервые опубликована в 1848 г., после чего неоднократно перепечатывалась и перерабатывалась разными авторами. По её мотивам на музыку композитора Я.С. Перепелицы в 1961 г. был создан первый коми-зырянский национальный балет "Яг-Морт". Более сорока лет художник-график Василий Георгиевич Игнатов работал над темой коми легенд и преданий. Одним из первых фольклорных источников, к которому он обратился, был сюжет о Яг-Морте. Художник В.Г. Игнатов выполнял эскизы костюмов и декораций к балету в 1961 г. и в 1977 г. (второй, переработанный вариант).

Яг-Морт гонит стадо коров. Из серии «Предание о Яг-Морте».

Яг-Морт, «боровой человек» – в легендах коми-зырян лесное чудовище. Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно "чудские племена", ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота. В одном из чудских селений стал часто появляться Яг-Морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. «К тому же Яг-Морт был великим колдуном: болезни, падёж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – всё насылал он на народ».

Яг-Морт посылает ветры. Из серии «Коми сказания и легенды».

Яг-Морт много бед приносил людям. Он мог насылать ураганный ветер, в котором погибали люди, разрушались их жилища. Художник В.Г. Игнатов убедительно показывает магическую силу лесного чудовища. Выразительная композиция построена на контрасте: огромная (от земли – до неба) фигура лесного чудовища и летящие, словно подхваченные вихрем былинки, фигурки людей. Цветовое решение графического рисунка, построенного из контурно-линейных штрихов синего, зелёного, лилового и красного цвета довешает образ страшного бедствия.

Яг-Морт сжигает коми селения. Из серии «Коми сказания и легенды»

Яг-Морт бывало «выберет ночь потемнее, зажжёт деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет…»

Райда и Яг-Морт. Из серии «Предание о Яг-Морте».

Однажды Яг-Морт похитил у старейшины селения единственную дочь-красавицу по имени Райда.

Призыв Тугана на борьбу с Яг-Мортом Из серии «Предание о Яг-Морте».

Жених Райды – удалой молодец Туган собрал народ и призвал на борьбу с лесным чудовищем. «Собрал он своих товарищей … и порешил отыскать жилище Яг-Морта во что бы то ни стало, схватить окаянного колдуна живого или мёртвого, либо самим погибнуть». В.Г. Игнатов «полагает», что это действо происходило в капище – священном месте, где собрались мудрые старцы, опытные и молодые воины, дабы заручиться поддержкой всемогущих богов и духов-покровителей.

Засада. Из серии «Предание о Яг-Морте».

Туган с товарищами, вооружённые стрелами и копьями, устроили засаду на лесное чудище… и выследили Яг-Морта. Смельчаки затаились возле тропы, вытоптанной чудовищем, засели в густом лесу на угоре реки Ижмы. Художник изобразил тот момент, когда Яг-Морт переходит речку Ижму вброд напротив того места, где притаились смелые воины.

Битва с Яг-Мортом. Из серии «Предание о Яг-Морте».

«Только он ступил на берег, на него посыпались копья, стелы, камни… Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище…».

Победа. Из серии «Предание о Яг-Морте».

В трудной схватке Туган с товарищами одолели Яг-Морта. «Он многих положил на месте и наконец, сам изнемог и грохнулся наземь». По легенде они отрубили ему руки. Затем, угрожая отрубить ему голову, заставили Яг-Морта привести к его жилищу. Жил Яг-Морт в чаще леса, в пещере на берегу речки Куча. Около пещеры люди обнаружили бездыханное тело Райды, тогда они убили Яг-Морта, сожгли находящуюся в пещере награбленную добычу, а саму её засыпали. С тех пор каждый, проходящий мимо этого места, должен был бросить на него камень или палку, а затем плюнуть. Художник В.Г. Игнатов «опускает» эти подробности и изменяет финал этой истории.

В логове Яг-Морта. Из серии «Предание о Яг-Морте».

По легенде в пещере Яг-Морта люди нашли «много всякого добра», а у пещеры – бездыханное тело Райды. Однако художник В.Г. Игнатов не желает принять такой драматический финал и предлагает свою версию счастливого завершения легендарной истории. Туган нашёл свою возлюбленную живой и невредимой. Любовь сильнее смерти.

Сватовство. Из серии «О богатыре Йиркапе».

В фольклорных источниках нет упоминания о сватовстве Йиркапа. Однако, в некоторых вариантах предания говорится о жене самого удачливого охотника, хитростью вызнавшую у мужа тайну его уязвимости и, по просьбе соперника Йиркапа, напоившего мужа ополосками.

Возможно, художник В.Г. Игнатов «предлагает» свою версию счастливой судьбы легендарного охотника, трансформируя сюжет об охоте на голубого оленя согласно языческой тотемной символике, где олень обозначает невесту.

Однажды колдунья сказала Йиркапу о том, что если он поймает голубого оленя, то он будет самым удачливым охотником на свете. Йиркап на волшебных лыжах гнался за оленем вплоть до самого Урала, где и настиг его. После чего олень превратился в очень красивую девушку.

В.Г. Игнатов представляет сцену сватовства как некое торжественное ритуальное действо, наполненное сакрального смысла. Согласно традиции, судьбу молодых решают старейшие и почтеннейшие представители двух родов: жениха и невесты. Своё решение они закрепляют ритуалом: вкушением специально приготовленного напитка из предусмотренного для этих целей сосуда, символизирующим идею объединения двух родов.

Йиркап и лось. Из серии «О богатыре Йиркапе».

Йиркап – легендарный герой-охотник. Ни один зверь не мог уйти от всесильного Йиркапа. Охота на лося у коми считалась наиболее опасной, чем на медведя. Охотники были убеждены, что убитый лось (как и медведь) мог ожить, если не выполнить определённых ритуальных действий. Удачливым охотникам, как на лося, так и на медведя приписывали безусловное благоволение лесных духов-хозяев, с которыми они находились в тесной связи благодаря своим колдовским способностям.

В работе В.Г. Игнатова лось выступает и как символ мужской силы и выносливости. Необычный (красный) окрас лося связан с солярной символикой лося (оленя) в мифологических представлениях коми-зырян. Возможно, здесь художником представлен в трансформированном виде мотив охоты на солнечного оленя, который имеет древнейшие корни, уходящие в мифологию приуральских народов.

Железный дед.

Кöрт Айка (железный дед, свёкор) – легендарный персонаж коми-зырянской мифологии, языческий тун (жрец). Наделён чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей. Его необходимым атрибутом было железо (кöрт): он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы. Он был неуязвим, поскольку у него было железное тело.

Основным занятием Кöрт Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью, которую сковал сам. Кöрт Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, но своим знанием ни с кем не делился. Обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь, а ночь в день. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку.

«Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой». Сюжет о Кöрт Айке впервые был опубликован бытописателем Е. Кичиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Десять лет спал. Из серии «Ижмо-колвинский эпос».

Ижмо-колвинский эпос был впервые записан коми фольклористами А.К. Микушевым и Ю.Г. Рочевым в 1970-х гг. в бассейне реки Колва на границе Усинского района Республики Коми и Ненецкого автономного округа от колвинских ненцев, ассимилированных в ХIХ - ХХ вв. коми переселенцами, относящими себя к изьватас (коми-ижемцам).

В основе сказания-песни «Хозяин Керча-реки» лежит сюжет о богатырском сватовстве. Возле Керча-реки живут три брата и сестра, младший богатырь-брат десять лет спит богатырским сном. Его большое оленье стадо хранит сестра. Сестра готовит к пробуждению брата его меховые пимы.

В.Г. Игнатов изобразил момент пробуждения богатыря. «Сам я – жених. Десять лет спал… Слышу, кто-то говорит у входа в чум, братья между собой говорят: «Пора проснуться младшему брату». Так я проснулся, я сел…»

За оленями. Из серии «Ижмо-колвинский эпос».

Младший сын Хозяина Керча-реки после десятилетнего богатырского сна отправляется в землю Хозяина Морского Мыса, чтобы сосватать его красавицу дочь. Перед дальней дорогой надо пригнать оленей. И в этом деле герою помогает его верный пёс. «За оленями я иду, под ноги гляжу… Деревянные сядеи-идолы сбоку остались…»

Хозяин Морского мыса. Из серии «Ижмо-колвинский эпос».

Из земли Хозяина Морского мыса ещё никто живым не возвращался… В.Г. Игнатов представляет нам впечатляюще колоритный образ Хозяина Морского мыса, возлежащего у очага в своём чуме. Хозяин Морского мыса живет в большом чуме. Невеста и её родители гостеприимно встречают богатыря, «затевают стряпню». На предложение жениха невеста ответила: «Уже десять лет жду тебя!» Только младший сын Хозяина Морского мыса настроен враждебно против жениха и предлагает ему испытания. Младший сын Хозяина Керча-реки успешно проходит все испытания, убивает Младшего Хозяина Морского мыса, справляет свадьбу и отправляется в обратный путь.

Ожерелье Сюдбея. Эскиз I действие.

Сюжет пьесы-сказки А.С. Клейна «Ожерелье Сюдбея» (1973) основан на ижмо-колвинском эпосе. Сказка повествует об истории появления северного сияния в землях заполярной тундры. Художник В.Г. Игнатов создал цикл из 4 листов – своего рода картины-декорации.

Картина-декорация к 1 действию представляет сцену, в которой старый оленевод рассказывает историю появления в их семье юноши Ведэ. Старый Ландо и его дочь Мада перед чумом чинят сети и охотничье снаряжение. Мада поёт весёлую песню в ожидании Ведэ, а на груди у нее сияет ожерелье, подаренное отцом. Ландо рассказывает дочери, что Ведэ не брат ей. Мада, очень рада этому известию. Она сообщает отцу, что любит юношу. Появляется Ведэ. Но отец против их любви, он хочет выдать дочь за богатого купца.

Старый Ландо не знал, что под видом богатого купца скрывается коварный обманщик – Костяное Горло. Он задумал завладеть волшебным ожерельем, женившись на Маде. Быстро сообразил Костяное Горло, что ему нужно делать. Он подкидывает в мешок Ведэ драгоценный мех, «уличает» его в воровстве и лжи и добивается того, что Ведэ вынужден покинуть стойбище.

Эскиз к пьесе Клейна Ожерелье Сюдбея III действие.

В. Г. Игнатов представляет финальную сцену 3 действия пьесы-сказки, когда кульминационные события уже свершились, наступает развязка. На огромных нартах, как на высоком троне, сидит великан Сюдбей. Богатые меха укрывают его ноги, ниспадая на землю. Подлокотниками трона великана служат ветвистые оленьи рога, а справа от него сидит большая белая Сова. Перед Сюдбеем на огне огромный чан с водой. Тут же верные слуги, за ними – превращённый в деревянного истукана, нерадивый сын Сюдбея – Костяное горло.

Когда-то давно он украл у отца волшебное ожерелье, которое затем попало к юноше Ведэ. Костяное горло хотел выстрелить из лука в юношу Ведэ (которого слуги привели к Сюдбею), но Сюдбей опередил его, коснувшись своим волшебным хорем, превратил злодея в деревянного истукана. Лук упал к трону Сюдбея. Вместе с Ведэ его возлюбленная Мада, дочь оленевода Лондо и Ань. Сюдбей отдаёт Ведэ ожерелье, чтобы оно светило ему в зимних дорогах, озаряло бескрайние просторы и путь к богатствам земли северной. Но Ведэ решает иначе. Он хочет, чтобы ожерелье светило не только ему, но и всем, живущим в тундре. Юноша бросает его высоко в небо, где во всю его ширь ожерелье вспыхивает бегущими по всему небу яркими сполохами северного сияния.

По материалам сайта