Чем может понравиться горе от ума. Анализ произведения «Горе от ума

Главная > Документ

Перечитывая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Прочитав комедию «Горе от ума», я был в вос-торге от главного героя, его свободословия и поведения. Это произведение повествует о дворянском об-ществе. Характеры и поступки этих людей видны на лицо, и это уже никто не сможет опровергнуть. Главный герой - Чацкий. Умный и честный че-ловек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, что он оказался в обществе Фамусова? - это чрезмерная любовь к Софии. София, в свою очередь, его совсем недооценивала, не пони-мала и не уважала. Чацкий осознавал это, но старался не принимать близко к сердцу. Но если вспомнить, как встретила София своего друга детства, которого уже давно не виде-ла, то можно понять состояние Чацкого:

«Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!»

В доме Фамусова царит ложь и лицемерие. Глав-ные занятия - «обеды, ужины и танцы». Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он проти-воречит высшим чинам, которые ценят только бо-гатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основ-ные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его монологи и диалоги. Он хочет служить делу, а не прислуживаться каким-то знатным людям:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий не терпит унижения. В те времена таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, им приходилось унижаться и прислуживаться высшим чинам. Грибоедов вы-сказал мысли и взгляды через образ Чацкого. Комедия «Горе от ума» еще много лет будет актуальна настоящему и будущим поколениям. Образ Чацкого никогда не соста-рится, потому что он человек «Века нынешнего». Вот с таких людей мы должны брать пример. Я надеюсь, что эта комедия останется надолго в памяти не только у меня, но также хочется, чтобы ее все долго помнили.

  1. Комедия а. С. Грибоедова «горе от ума» на сцене отечественного театра XX века: литературное произведение в театральном процессе

    Автореферат

    Защита состоится 24 декабря 2011 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.101.04 при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г.

  2. Документ

    Айтматов Ч.Т. Ранние журавли. Алексин А.Г. В тылу как в тылу и др. повести. Дубов Н.И. Мальчик у моря. Кузнецова А.А. Земной поклон. Лиханов А.А. Мой генерал.

  3. Литература

    Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли,

  4. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (2)

    Документ
  5. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (1)

    Документ

    В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа.

Сочинение на тему: «Горе от ума»: Комедия или драма? Почему? 4.30 /5 (86.00%) 10 votes

«Горе от ума»: комедия или драма? Почему?

Пьеса А.С. а «Горе от ума» — одно из величайших произведений в русской литературе первой половины XIX века. И до сегодняшнего дня ведутся дискуссии о том, почему автор назвал свое творение комедией. Ведь в пьесе раскрываются многие серьезные проблемы: личная драма главного героя – Чацкого, который не находит своего места в московском дворянском обществе, а в финале теряет любимую, проблемы крепостного права, истинного и ложного патриотизма, военной службы, культуры и просвещения, взаимоотношений помещиков и крепостного крестьянства, что придает произведению социально-политический характер.
Чтобы понять это, нужно тщательно проанализировать главную идею автора. Комедийный жанр произведения подразумевает комедию положений, комедию характеров и комедию нравов. Все это в избытке присутствует в пьесе «Горе от ума».

Один из главных героев – Павел Афанасьевич Фамусов, кичащийся своим дворянским происхождением, заявляет, что является опорой для государства. Но эта «опора» страшно боится женских сплетен. Даже последней фразой Фамусова в пьесе становятся слова:
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Воистину, настоящий дворянин!
Вообще, тема огромного влияния московских барышень в произведении очень комична. Особенно это заметно в третьем действии, на балу у Фамусова. Ну разве не смешон Платон Михайлович Горич, попавший под каблук жены? Или княгиня Тугоуховская со своими дочерьми, думающими только об удачном замужестве? «Ангел», «душечка», «бесценный», — называет Наталья Дмитриевна своего супруга, и тут же следует замечательная ремарка автора: «Целует мужа в лоб».

Комичен многословный Репетилов, посещающий Английский клуб, в котором проводятся «тайные собрания», «секретнейший союз». Считая себя умным и образованным человеком, иногда выдающим философские мысли, на самом деле является пустым человеком, слышащим только себя. Комичны угодливый Молчалин, полковник-карьерист Скалозуб, и «мастер услужить» — оригинал Загорецкий.

Использует в пьесе прием комического несоответствия, что является отличительной особенностью комедийного жанра. Например, в сцене, когда Фамусов рассуждает о вреде обжорства, он тут же перечисляет Петрушке все обеды, на которые приглашен на будущей неделе.

Ближе к финалу комизм пьесы перерастает в горькую иронию и сарказм, что также указывает на комический жанр произведения. Сатире отведена главенствующая роль в комедии. Но устами Чацкого автор высмеивает не столько человеческие недостатки, сколько представителей различных общественных движений московского дворянства. Пьеса, начавшаяся с бытовых картин, перерастает в социальный сатирический пафос.

Грибоедов, используя опыт басен Крылова, вводит в свою комедию вольный ямб. В отличие от шестистопного, традиционного для комедий, он более приспособлен для передачи живой речи. Движение стиха подчиняется движению мысли: стиховая строка разбивается репликами, паузами, варьируется рифмовкой.

Углубляется психологическая основа: характеры персонажей раскрываются и обогащаются в процессе развития действия. В комедии как бы заключена формула русской национальной драмы, расцвет которой придется на вторую половину XIX века.

Грибоедов-реалист обогатил русскую литературу элементами образности народного языка и разговорной речи. Многие цитаты из комедии стали пословицами: «счастливые часов не наблюдают», «ну как не порадеть родному человеку!», «шел в комнату, попал в другую», «тут все есть, коли нет обмана», «служить бы рад, прислужиться тошно», «дистанция огромного размера», «блажен, кто верует, тепло ему на свете» и так далее.

Мои впечатления

В "Горе от ума" я влюбилась еще в школе, когда мы начали проходить творчество А.С.Грибоедова. Эта комедия поразила меня легкостью и свежестью стихотворных строф, которые сами по себе укладывались в голове, и почти каждая из них несла в себе глубокий смысл.

Мне очень понравилось это произведение, приятно осознавать, что комедии уже много лет, а она еще не потеряла свою актуальность.

Чацкий своим менталитетом, своим поведением очень похож на подростков-максималистов. Он и его личные проблемы особенно близки именно подросткам, которые чувствуют себя потерянными, не принятыми и не понятыми в этом мире, хотя сама проблематика произведения не устареет никогда и будет близка любому обществу на любом этапе развития. Особенно нашему. Всегда будут Молчалины, Чацкие, Скалозубы. Никуда от этого не деться. Поэтому-то "Горе от ума" можно перечитывать бесконечное число раз. Я уже не говорю о потрясающем языке и о том, что вся такая небольшая книга разобрана на цитаты.

В любом случае, я могу с уверенностью сказать, что "Горе от ума" читать необходимо. Хотя бы, потому что эта книга вызывает у всех свои мысли и рождает совершенно разные мнения о ней.

По моему мнению, смысл книги - жить нужно честно, не вылизывать ботинки начальству, иметь своё твёрдое и решительное мнение, менять розовый тон очков на более прозрачный.

Революцию в умах свершить трудно, ещё труднее искать своё счастье, идя наперекор общество. От того и Горе, что хочешь сделать мир вокруг себя как можно лучше. Но!

Хотели как лучше - получилось как всегда... а это уже не из этой книги.

Этот вопрос столь же неоднозначен, как и само слово «комедия». Слово «комедия» можно толковать по-разному, оно имеет два лексических значения. Под комедией обычно подразумевают драматическое действие с несерьезным сюжетом и шутками. Но есть и второе значение - «лицемерие, притворство».

Так как основным и наиболее часто употребляемым все же является первое значение слова, то у читателя или зрителя поначалу может появиться недоумение. Чего же тут комичного? Ведь все, что происходит с Чацким, скорее грустно и трагично. Однако не стоит спешить с выводами. Ведь автор не случайно выбирает этот жанр и называет свое произведение именно так. Если приглядеться, то образ высшего света Москвы - комичен, и эта комичность складывается из незаметных глазу деталей.

Второе значение слова удивления уже не вызывает. Ведь люди, окружающие Чацкого, лживые, лицемерные, ненастоящие. Чего ждать от людей, принцип жизни которых «грех не беда - молва не хороша»?

Трагичное и комедийное здесь слиты воедино. Судьба Чацкого трагична. Ему предстоит несчастная любовь, предательство собственной избранницы. К концу произведения он узнает, что Софья предпочла ему Молчалина. Но до этого ему предстоят и другие испытания - столкновения с представителями фамусовской Москвы.

В итоге трагический герой Чацкий окажется в окружении комических персонажей. Ими являются представители фамусовского общества - своего рода карикатуры на современников Грибоедова.

Вспомним, к примеру, диалог Чацкого и Фамусова (когда Фамусов рассказывает о Максиме Петровиче, упавшем перед императрицей). В этой сцене смешны все. И сам Максим Петрович, и Чацкий с Фамусовым, которые не слышат друг друга. Но сквозь комическое тут явно прослеживается трагическое.

Молчалин - человек, который продолжает традиции екатерининского времени, времени, в которое жил Максим Петрович. Смешон ли Молчалин? В какой-то мере да. Он нелеп, робок (с виду), чрезмерно открыто признает свою незначительность, слишком дорожит чинами и прислуживается к тем, кто выше него.

Каждый человек, приглашенный на бал, по-своему смешон. Вспомним, к примеру, Горича, кутающегося в теплый шарфик. Или его жену, которая заботится о не так, словно он маленький ребенок.

Хрюмины, приехав на бал, восклицают «Мы первые!», не заметив, что уже собралось около одиннадцати человек. Хлестова прямо горит желанием показать всем свою арапку.

В каждом явлении пьесы происходит что-либо, вызывающее смех. Вот прибегает Репетилов и кричит «Секретнейший союз!». Вот Молчалин расхваливает собачку Хлестовой (помня о том, что она может оказать протекцию).

Таким образом, Чацкий оказался героев двух комедий. Во-первых, комично фамусовское общество. Во-вторых, общество, в котором оказался Чацкий, «играет комедию», оно лицемерно и фальшиво.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» была написана давно, но актуальности по-прежнему не теряет, что, собственно, вещь довольно редкая, особенно для политической сатиры. Обычно такие книги актуальны ровно до того момента, пока существует критикуемый режим. Это очевидно на примере популярнейших в свое время острых, умных, едких произведений выдающихся советских диссидентов. Были ли это хорошие, нужные книги? Конечно, да. Интересны ли они сейчас, после распада Советского Союза? Нет. Больше - нет.

Секрет актуальности

Чтобы не была похожа на черно-белую фотографию давно забытого родственника, в ней должно быть что-то большее, не только бесхитростное указание сиюминутных недостатков общества. Отсылки к общечеловеческим проблемам и ценностям, узнаваемым, близким в любое время и каждому.

И Грибоедов, создавая свою пьесу, вложил в нее намного больше, чем просто критику существующего политического и социального строя. Это отмечает практически любая, взятая наугад, рецензия, произведения «Горе от ума» касающаяся хотя бы вскользь. Точнейшая картина нравов - и не только времен Александра I. Эти же люди живут и сейчас. Да, они по-другому одеты, курят сигареты, а не нюхают табак, обсуждают последнюю речь Путина на саммите, а не царя перед дворянским собранием. Но люди-то те же. Абсолютно узнаваемые типажи.

Персонажи комедии

Карьерист и конформист. Грубоватый бравый служака. Влиятельный мещанин с идейно верными взглядами. Старички - осколки прошлых времен. Сестры, озабоченные только собственными матримониальными планами. Романтическая девушка, представляющая себе жизнь лишь по книгам. Наконец, главный герой - пламенный либерал и борец.

Каждый наверняка сможет назвать одного-двух своих знакомых, полностью соответствующих этим определениям. Ни одна рецензия на книгу «Горе от ума» не обойдется без анализа этих узнаваемых типажей, будь она написана в 19-м веке или в 21-м. Как раз отношения между этими, такими разными людьми, постоянный конфликт новаторства и ретроградства, либерализма и консерватизма составляет один из двух смысловых стержней пьесы.

Критика Гончарова

Два года писал Грибоедов «Горе от ума». Рецензия Гончарова И.А - одного из лучших критиков своего времени - отнесла это произведение к шедеврам отечественной литературы. Его отзыв и по сей день является одним из лучших анализов пьесы. Это - полное, подробное, тщательное исследование как сюжета произведения, так и его персонажей, сравнение с другими, современными Грибоедову авторами. Эта критическая статья была написана спустя почти 50 лет спустя после публикации комедии. Для литературы даже 50 лет - это большой срок, два поколения. За это время произведение либо устареет - либо станет классикой.

Сам Гончаров отмечал, что героев Пушкина и Лермонтова - Онегина и Печерина, занимающих в литературной иерархии место несравнимо более высокое по сравнению с Грибоедовым, - уже не слишком интересны публике. Они неузнаваемы. Этот типаж ушел в прошлое вместе со временем, их породившим. Их мысли, их чувства, их беды и надежды ушли в прошлое вместе с блистательным 18-м веком.

Образ главного героя

Чацкий по-прежнему узнаваем - как в своих достоинствах, так и в своих недостатках. Он решителен, часто опрометчив и искренен. Пожалуй, даже чрезмерно искренен - многие его реплики уже даже не саркастичны, а откровенно жестоки, на что и пеняет ему Софья. Впрочем, если вспомнить о возрасте (Чацкому ведь едва за двадцать), это вполне ожидаемо и естественно. Молодости свойственны максимализм и жестокость. Его речь афористична - во многом именно это обеспечило пьесе успех. Цитаты из монологов Чацкого в ходу до сих пор, люди часто даже не знают, что любимая присказка - строка из комедии Грибоедова.

Редкая рецензия на книгу «Горе от ума» обходится без замечаний об уме Чацкого и его стремлении к переменам. Намного меньше обращают внимания на тот момент, что он много говорит, но ничего не делает.

Чацкий и его либерализм

Этот момент почему-то ускользает от внимания большинства критиков. Они никак не сопоставляют декларируемые Чацким тезисы с его образом жизни. Он полагает крепостное право чудовищным пережитком прошлого - но спокойно живет за счет крепостных. Гордость не позволяет ему пресмыкаться перед власть имущими - но при этом Чацкий спокойно существует на деньги, не им заработанные. Он упрекает в недалекости и солдафонстве Скалозуба - но абсолютно игнорирует тот факт, что это боевой офицер с боевыми же наградами, а вовсе не «паркетный вояка».

Либеральная деятельность Чацкого начинается и заканчивается пространнейшими монологами, сказанными перед публикой, которую уж точно не переубедить.

Комедия называется «Горе от ума». Смысл названия достаточно прозрачен. Но вот от ума ли горе Чацкого? Как, впрочем, и большей части либерального течения России, которому так созвучны настроения главного героя. Если вдуматься - получается, что дело не в избытке ума, а в неспособности его применить.

Критики и персонажи

Что такое критический отзыв? Это всего лишь детальное, аргументированное мнение читателя о произведении. Правда, критик - не просто читатель, а профессиональный, подготовленный читатель, но все же. А, как справедливо заметил Лабрюйер, книга подобна зеркалу. Если в него смотрится обезьяна, нельзя ожидать, что отражение покажет апостола. То есть любой критический отзыв - прежде всего отражение мировоззрения читателя, а не писателя. И любая рецензия на книгу «Горе от ума» - тому яркое подтверждение. Литераторы редко бывают людьми деятельными. Для них говорить - это уже работа. Возможно, именно поэтому такое разительное несовпадение декларируемых намерений и фактического поведения ускользает от их внимания.

Прототипы Чацкого

В этом плане достаточно показательна сама композиция пьесы - ее не обошла вниманием ни одна рецензия на книгу «Горе от ума». Произведение разделяется на две равнозначные сюжетные линии. Первая - любовная, взаимоотношения Софьи и Чацкого, в любой другой пьесе она и была бы основной. Но не здесь. В этой пьесе романтическая линия - всего лишь двигатель сюжета, канва, холст. Любое действие, любой поступок персонажей - всего лишь повод для еще одного монолога Чацкого. Он действительно необычайно словоохотлив. Количество текста, которое приходится на Чацкого, в несколько раз превышает объем реплик любого другого персонажа. Он говорит с другими героями, сам с собой, с залом.

Создается впечатление, что персонажи пьесы для того и выходят на сцену, чтобы Чацкий мог дать им свою пространную оценку. Собственно, именно эта особенность дала повод подозревать в главном герое альтер эго автора - своеобразный рупор, возможность громко, со сцены заявить собственную позицию, но чужими устами. Часто среди возможных прототипов персонажа называют умнейшего, талантливейшего Чаадаева. Тут и отдаленная схожесть фамилии, и репутация безумца. Возможно, он действительно послужил прототипом главного героя пьесы «Горе от ума». Смысл названия в этом случае очевиден - действительно, Чаадаев был известен глубоким, философического и ничего, кроме бед, ему это не принесло.

Необычный взгляд на Чацкого

Хотя есть и прямо противоположная теория, пускай и нераспространенная. Ряд литературоведов полагает, что сатира Грибоедова тоньше и глубже. Ее предмет - не только несчастные Фамусов, Молчалин, Репетилов и Скалозуб, но и сам Чацкий. Возможно, его неудержимая словоохотливость при полнейшей бездеятельности - просто еще одна шутка автора. И образ главного героя - это пародийный образ либерала-говоруна, неспособного к действию и не желающего его.

Конечно, очень непривычно выглядит на общем фоне такого рода рецензия. Комедии «Горе от ума» давно предписано стандартное, общепринятое толкование. Оно излагается на уроках литературы, его можно прочесть в любом справочнике. Но новаторский подход к изучению произведения тоже имеет право на существование. Хотя все же конструкция пьесы делает такое предположение маловероятным. Если пародия на либерала - сам Чацкий, то к чему вводить в сюжет Репетилова? Тогда они занимают одну и ту же логическую нишу. Единственное отличие в том, что Чацкий умен, а Репетилов откровенно глуп.