Босх извлечение камня глупости описание. «Извлечение камня глупости

Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья - удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.


Наверное, самая известная картина на этот сюжет - «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина "Извлечение камня" написана в форме тондо (тондо - это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает "операцию глупости" шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода - шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Культурным людям хорошо известна картина ""Извлечение камня глупости", которую приписывают Иерониму Босху.

Качественное фото картины в полный размер можно посмотреть на сайте Прадо

Есть и ещё подобные картины.

Ян ван Хемессен. «Хирург». Тоже из Прадо. Качественное фото картины см. .

Обычно считается, что на этих картинах изображены шарлатаны и в комментариях к таким картинам пишут : "В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты (оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту."

Но может быть не всё так однозначно? Давайте подумаем.

Операции по извлечению "камней глупости" хронологически и территориально совпадают с "охотой на ведьм". Это значит, что в то время в Западной Европе имел место расцвет оккультизма и оккультных практик. Почему бы не предположить, что среди других оккультных практик имелась и практика целительства, сходная с практикой филиппинских хилеров?

Тут основной вопрос опять же заключается в том, как относиться к практике филиппинских хилеров. Обычно их считают шарлатанами. Однако существуют сотни любительских кинофильмов, отснятых американцами, которые приезжали на Филиппины с серьёзными, иногда неизлечимыми болезнями, а возвращались совершенно здоровыми. Врачи, обследовавшие этих пациентов до и после лечения, нередко оказывались сбитыми с толку.

В 1971 году молодому американцу по имени Даг Воукс, имевшему степень бакалавра психологии, довелось увидеть один из таких фильмов на квартире у своего друга в Сан-Хосе, штат Калифорния. Увиденное настолько потрясло его, что он покинул Соединённые Штаты и стал учеником филиппинских целителей. В течение нескольких лет он жил с ними, путешествуя через пустыни и джунгли и читая евангельские проповеди в крошечных молельнях эспиритистов. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума. Сперва он был обучен магнетическому целению "наложением рук". Его попросили широко практиковать эту простейшую форму целительства, сказав, что посредством этого он углубит степень своего посвящения.

Эспиритисты считают, что хирургические "дарования" являются не более чем преходящим орудием, которое используется духом главным образом для того, чтобы являть себя людям, ощущающим потребность в чудесах. Нередко целители материализуют во время операции нечто вроде пластика или табачного листа , утверждая, что это воплощение злых мыслей в человеке - возможно, проникших в него в результате психического нападения другого лица или духа. Воукс, который обрёл в конце концов дар выполнения хирургических операций, объясняет это следующим образом:

"Ваши руки становятся попросту точкой, фокусирующей силу, исходящую из того источника, которому вы молились и к которому взывали.

Когда я начинаю массировать руками кожу (больного), то я мог бы сказать, что она расступается, поскольку я вижу это. Однако мои руки при этом утрачивают чувствительность вплоть до локтей... В действительности не руки погружаются в тело, но поражённая область подступает к рукам - так, как если бы они были магнитом... Отдельные клетки не разрезаются, а отделяются друг от друга без повреждений. При этом рука целителя служит в качестве вспомогательной силы, удерживающей ткани разделёнными и соединяющей их вместе.

Когда я проводил свою первую операцию, я был поражён не меньше, чем люди, наблюдавшие её... Я не мог управлять этим. Это происходило само собой" (цит. по: Мишлав Д. Корни сознания. - К., 1995, с. 224).

В фильме "Шокирующая Азия", кажется, в третьей серии, показано, как во время "хилерской" операции из глаз больной девушки "вылезают" мелкие камушки. Почему бы не допустить, что и в Европе XVI - XVII веков также были своего рода "хилеры", которые производили подобные операции-кунстштюки? Всякого рода камни и "каменные цветки" материализовались и "вываливались" как бы из головы. Пациент видел собственными глазами причину своей болезни, удалённую из его тела, и - исцелялся.

А то, что камни могут материализоваться при известных обстоятельствах, - о том свидетельствуют многочисленные случаи полтергейста.


Порой, узнавая все новые реалии эпохи Средневековья , не перестаешь удивляться глупости и ограниченности того общества в некоторых областях знаний. В 15 веке люди полагали, что причиной всех психических расстройств является якобы «камень безумия», который находится в голове. Поэтому его «извлекали» путем трепанации черепа.




Исторические факты из жизни людей эпохи Средневековья порой поражают современного обывателя своей глупостью и примитивностью. Так, существует серия картин, которые отображают методы лечения тогдашними врачевателями человеческого безумия. На каждом из полотен изображен процесс трепанации черепа, откуда достается «корень всего зла» - камень безумия.





К слову сказать, в древности хирургия была развита в таких государствах, как Древний Египет, Месопотамия, Индия, Древняя Греция. Но с наступлением эпохи Средневековья, практически все знания по медицине забылись, а человеческое сознание деградировало. Лишь в эпоху Возрождения медики обратились к старинным трактатам. Но и здесь они порой неправильно все истолковывали. Через картины голландских художников 15 века современные люди могут узнать, как проходило врачевательство того времени.
Камни безумия, как источник человеческих недугов, это по большей части выдумки шарлатанов. Однако, чем бессовестнее ложь, тем легче в нее верится.



Самое раннее полотно, посвященное сюжету извлечения камня безумия, написано Иеронимом Босхом и датируется 1475-1480 гг. На картине можно заметить несколько подсказок, свидетельствующих об абсурдности происходящего. Перевернутая воронка вместо колпака у доктора отображает его недалекость, женщина с книгой на голове символизирует науку, применяемую не по назначению. Вместо крови из головы пациента торчит тюльпан, который является олицетворением прибыли врача в его шарлатанских делах или же подтверждает пословицу «луковица тюльпана в голове», что означает, у человека «не все дома».





В картинах других голландских мастеров также можно встретить сюжеты «камня безумия». Подобная тематика была популярна вплоть до 17 века, что свидетельствует о том, что «извлечение» камня безумия практиковалось несколько столетий.



Интерес к эпохе Средневековья не угасает и по сей день. Интернет-пользователи постоянно выкладывают в сеть Это оригинальное течение появилось недавно и продолжает набирать обороты.

Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство.

Многие работы Питера Брейгеля Старшего, как мы знаем, являются своего рода дидактической сатирой, обличающей человеческие пороки, но его предшественнику, Еруну Антонисону ван Акену, более известному как Иероним Босх, такой взгляд на мир свойственен не меньше. Об этом нидерландском художнике известно очень мало, но ни на что непохожий язык его картин говорит сам за себя.

В работах Босха ярко проявляется связь с местным колоритом: фольклором, лубком, представлениями, дававшимися на ярмарках. Например, до наших дней дошла веселая история о Лубберте из Реймбуха, которого обманули, и он решил, что нужно произвести «операцию головных камней». В Средние века многие люди верили, что скудоумие и ограниченность возникают из-за особых камней, появляющихся в голове, и чтобы резко поумнеть, их нужно просто-напросто удалить.

Именно поэтому о недалеких людях говорили, что «они знают не больше глупых камней» или что «у них камень в голове», что означало отнюдь не затаенную злобу, а походило на русские «без царя в голове», «каша (тараканы) в голове», «котелок не варит» или даже «моча в голову ударила». В общем расхлебывали эту «кашу» в Голландии с помощью трепанации. И хотя такие операции с лечебными целями проводились еще в каменном веке, но медицина средневековья сильно им уступала.

По городам Нидерландов бродили не только нищие слепые и музыканты, но и бродячие аптекари, готовившие микстуры и торговавшие ядами. Еще античные авторы противопоставляли профессиональных врачей этим шарлатанам, чей социальный статус был так же низок, как у бродяг и публичных женщин. Они-то и спасали от глупости и лишних денег подобных Лубберту простачков. Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. В общем работали не хуже современных филиппинских хилеров. Этот сюжет был широко распространен в средневековом фольклоре, к 15 веку перекочевав в литературу и изобразительное искусство и сохранившись вплоть до 17 столетия.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости


Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство, приписывая его ученикам и последователям. К сожалению, вопрос подлинности вообще часто встает в наши дни. Так, в середине ноября 2017 года на аукционе был продан единственный Леонардо, находившийся не в музее, а в частном собрании, и его подлинность до сих пор вызывает множество споров. Тем не менее, работа «ушла» за 450 миллионов долларов, и это самое дорогое полотно, реализованное в ходе аукционных торгов. На данный момент не существует экспертизы, которая может дать однозначный ответ, а реставрации и поновления только осложняют дело, поэтому в музее Прадо, где хранится работа Босха, с выводами голландских коллег не согласились.

Рисунок здесь несколько небрежен, но и пейзаж, и частые в мире Босха «вещи не на своем месте» легко узнаваемы. Художник изображает деревенского простака в белой рубахе и красных штанах, привязанного к стулу, за которым расположился врачеватель со скальпелем в руках, а напротив, облокотившись на стол, стоят монах с серебряным кувшином в руках и монахиня. Сама сцена вписана в тондо (от итал. rotondo – «круг»). По Платону круг является идеальной фигурой, именно поэтому его так любили итальянцы эпохи Ренессанса. Но суровые художники Северного Возрождения пошли по другому пути, сделав круг символом общих бед и проблематик.

Тондо, в свою очередь, располагается в прямоугольнике, где на черном фоне причудливые виньетки и золотые буквы: «Мастер, быстро удалите камни. Меня зовут Лубберт Дас». Это имя было широко распространено и вместе с тем приравнивалось по своему значению к «простофиле», напоминая героя русских сказок Ивана-дурака. Правда, часто это становилось и прозвищем тех, кто был ленив и толст. В общем этого толстого Лубберта и спасает от глупости врач, на голове которого красуется перевернутая воронка. Этот предмет, использующийся не по назначению, считается символом обмана. Похожее решение художник использует и в изображении монахини, на голове которой лежит закрытая Библия, олицетворяя поверхность знания. Ее компаньон, монах, держит кувшин для вина, - с его помощью Босх обличает пьянство. Над головой лже-лекаря легко различить виселицу и шест с колесом для колесования, - по мнению художника обманщиков настигнет расплата.

Но самым интересным является тот самый «камень глупости»: на картине он представлен в образе цветочных бутонов, один из которых шарлатан достает из головы пациента, а второй уже лежит на столе, свидетельствуя о востребованности врача-обманщика. Многие исследователи принимают цветок за тюльпан: в сонниках того времени он означал неправду. Кроме того, луковицы тюльпанов были страшно дороги, и это может быть намеком на шальные деньги, доставшиеся врачу. Но для тех, кто любит погорячее, есть и другая версия. Цветок, похожий на нимфею (кувшинку), считается олицетворением сексуального желания. Так что шарлатан не только избавляет клиента от глупости, но и спасает от похоти, возвращая на праведный путь, то есть по сути кастрирует, на что указывает и имя нашего героя. Некоторые искусствоведы переводят Лубберт Дас как «кастрированный барсук», так как глагол lubben означает «кастрировать», а барсук (das по-голландски), как и герой фольклора, ленив и любит поспать. Сумка, проткнутая ножом, идет в копилку «горячей» трактовки.

Два слова про заказчика: им был незаконнорожденный сын Филиппа III Доброго, герцога Бургундии, Антуан, Великий бастард Бургундский. Его отец основал рыцарский орден Золотого руна, и золотые виньетки по кромке тондо напоминают не только герб самого бастарда, но и знак ордена. От отца Антуан унаследовал не только «мужество, доблесть, и благоразумие, и некоторые прочие добродетели, и хорошие привычки», но и темперамент: члены ордена осудили его за внебрачные связи. Так что, может быть, герой картины действительно призван был напоминать о благочестии и воздержании.

Сюжет с извлечением камня возникал еще не раз в творчестве голландских художников, но цветы в голове нашел только Босх, за что ему большое искусствоведческое спасибо: есть где сломать пару-тройку копий.

Одна из самых ранних работ Иеронима Босха, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости», где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Иероним Босх. Извлечение камней глупости

Прежде всего, давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.

Но если у итальянских художников круглый формат - это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, - то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности.

Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

Текст здесь, однако, связан со сценой: посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.

Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо. В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ""Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das" - Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.

Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода.

В Средневековье выражением "у него камень в голове", пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее.

Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, - довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, - надрез на коже головы.

И из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, как лежащий на столе, который часто символизирует обман.

В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту.

На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка - знак хитрости, мошенничества, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению.

У Босха мы часто будем видеть такого рода символы - вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности.

На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга - еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.

Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.

Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином— знак ненасытности, жадности.

У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, - это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников.

Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром - настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.

Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

В. М. Клеваев. Лекции по истории искусства. Киев, "Факт", 2007

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (более известный как Иеро́ним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.