Блокфлейта. Инструментовка

Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в отдельных случаях помечая около той или другой ноты: это играет тромбон; это - гобой; здесь вступают скрипки.

Далеко не случайно поручает автор те или иные эпизоды своей музыки одним или другим инструментам. Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней, какой-то подголосок или длинные выдержанные аккорды... Можно ли, скажем, поручить тяжеловесной и неповоротливой тубе быстрые пассажи? А нежную поэтичную мелодию - фаготу в низком регистре? Конечно, с этой "ролью" лучше справятся скрипки, флейты или гобои. Зато туба необходима для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов блестяще исполнят торжественные аккорды.

Композитор всегда точно учитывает характер звучания, особенности тембра и силу звука различных инструментов. После того, как музыка сочинена, композитор создает оркестровую партитуру, в которой записывает партии всех инструментов. Процесс создания оркестровой партитуры и называется инструментовкой . Бывает, что композитор сразу, без предварительных эскизов, пишет партитуру.

Инструментовка - очень важное выразительное средство музыки, которое глубоко индивидуально у каждого композитора. Н. А. Римский-Корсаков определил ее как "одну из сторон души самого сочинения". Сам он был одним из непревзойденных мастеров инструментовки. Все оркестровые сочинения Римского-Корсакова, наряду с содержательностью, отличаются яркой красочностью, нарядностью и блеском. Иногда слово инструментовка заменяют другим - оркестровка . Но оно имеет несколько иной оттенок. Чаще его употребляют, когда речь идет о переложении для оркестра произведения, написанного для какого-нибудь инструмента или для другого состава инструментов. Так, часто исполняются в концертах оркестровые переложения Венгерских рапсодий Листа. А ведь композитор писал их для фортепиано. Существуют оркестровые переложения "Картинок с выставки" Мусоргского, фортепианной фантазии Балакирева "Исламей" и множества других сочинений.

Термин "инструментовка" имеет еще одно значение. Так называется учебная дисциплина, которую изучают в консерваториях. Студентов - композиторов и музыковедов - учат инструментовать музыку, объясняют особенности каждого инструмента, законы их сочетания. Показывают, какие тембры хорошо сливаются, сочетаются друг с другом, а какие соединять не рекомендуется. Как распределить между разными инструментами звучность, чтобы все хорошо прослушивалось, чтобы одни инструменты не заглушали другие.

Представляем вашему вниманию список десяти самых сложных музыкальных инструментов в обучении. Обратите внимание, что музыкальные инструменты, приведённые в списке, не содержат порядка . Если вам известны другие более сложные в освоении музыкальные инструменты обязательно поделитесь ими в комментариях.

Гобой - деревянный духовой музыкальный инструмент, обладающий певучим, однако несколько гнусавым, резким тембром. Впервые появился в середине 17-го века, тогда его называли hautbois. Сегодня, гобой широко используется на концертах камерной музыки, оркестров, в некоторых жанрах народной музыки, в качестве сольного инструмента, а также его можно услышать в джазе, роке и поп-музыке.


Одним из самых сложных музыкальных инструментов в мире является “Валторна” - музыкальный инструмент из группы духовых, произошедший от охотничьего сигнального рога. Используется преимущественно в симфонических и духовых оркестрах, а также как сольный инструмент.


Скрипка - смычковый, как правило, четырёхструнный музыкальный инструмент, произошедший от древнего индийского струнного инструмента под названием Ravanahatha, завезённого в Италию арабскими торговцами между 10-м и 16-м веками. Название скрипки походит от итальянского слова Violino, которое буквально означает «небольшой альт». Свой современный вид приобрела в Италии в 16 веке, а в 18-м веке её немного модифицировали. Инструменты, созданные в 16–18 веках, очень ценятся коллекционерами, особенно скрипки Страдивари и Гварнери. Является сольным музыкальным инструментом.


Орган - клавишный музыкальный инструмент, производящий звук, выпуская сжатый воздух через систему труб. Является одним из древнейших музыкальных инструментов, чья история отслеживается в древней Греции ещё в третьем веке до нашей эры. Органы широко распространены в католических церквях и некоторых синагогах, их часто используют для музыкального сопровождения религиозной службы. В начале 20-го века эти инструменты часто устанавливали в кинотеатрах, чтобы музыкально сопровождать фильмы во время эпохи немого кино. Крупнейшим действующим органом мира является Wanamaker Organ, который находится в торговом центре «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии, штат Пенсильвания, США и состоит из 28 482 труб.


Волынка - старинный народный духовой музыкальный инструмент, который на протяжении веков являлся частью культуры Шотландии и Ирландии. Особенно большой популярностью пользовался в эпоху Средневековья, где использовался в военных оркестрах. Считается, что волынка из Азии в Европу попала в 9-м веке из-за того, что была распространена в Восточной Римской империи. Звук этого инструмента очень резкий и сильный.


Ещё одним самым сложным музыкальным инструментом считается “Арфа” - струнный музыкальный инструмент, известный с древности в Азии, Африке и Европе, начиная, с 3500 г. до н. э. На протяжении многих веков являлась политическим символом Ирландии.


Фортепиано - струнно-клавишный музыкальный инструмент, который широко используется в классической музыке. Его изобретателем считается итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори ди Франческо, который, сконструировал первый фортепиано во Флоренции в 1711 году. Несмотря на то что, инструмент является довольно габаритным и зачастую дорогим, его универсальность и повсеместность сделали фортепиано одним из самых известных музыкальных инструментов в мире.


Аккордеон - клавишно-пневматический музыкальный инструмент, который в 1829 году сконструировал венский органный мастер К. Демиан. Является современной разновидностью ручной гармоники. Аккордеон не используется в классических и симфонических оркестрах, из-за своего специфического звука, а традиционно ассоциируется с народной музыкой. В более общем случае инструмент используется в качестве соло. Широко распространился по всему миру. Аккордеон является официальным инструментом города Сан-Франциско, штат Калифорния, США.


Классическая гитара - струнный музыкальный инструмент, имеющий шесть струн и обладающий широким разнообразием тембров. Используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. В своём современном виде существует со второй половины 17-го века.


Ударная установка - набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов. Сегодня воспринимается как единый музыкальный инструмент, хотя на самом деле это целый ряд различных инструментов, каждый из которых имеет свою историю и существовал задолго до появления ударной установки. Этот инструмент возник после появления джаза, приблизительно в 1890-х годах, когда барабанщики Нового Орлеана начали приспосабливать свои барабаны, чтобы один исполнитель мог играть на нескольких инструментах сразу. Количество инструментов в установке различно у каждого исполнителя и зависит от его стиля игры.

Поделится в соц. сетях

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу разви­вать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В зависимости от способа звукоизвлечения и ха­рактера звучания детские музыкальные игруш­ки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные ин­струменты, например пианино с немой клавиатурой. Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,- свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкаль­ные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них дейст­вия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В проц обучения у д форм-ся слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развив самост-ть в действ р-ка, организ-ть внимания, а так же воспитыв-ся выдержка, усидчмвость и др волевые качества. Кроме того, игра на дми несёт определ инф-цию, знакомит с тембровым звучанием, особ-тью расположения клавишей, со способами звукоизвлечения.

8.Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.

Приемы: эффективен прием подтекстовки длительностей (четвертные обозначаются слогом та-та, а восьмые ти-ти), прием прохлопывания ритмического рисунка.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.

Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам , наклеенным около каждой пластины металлофона.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию


Сегодня чаще всего музыку слушают в электронном или в цифровом виде, но "живые" инструменты по-прежнему занимают центральное место на концертах. И пока одни музыканты довольствуются обычными гитарами или барабанами, другие фантазируют на тему "музыкальные инструменты". Их вдохновляет всё, что угодно: от стандартных бытовых предметов до природных элементов и даже собственного обеда.

1. "О, благодать" на капусте

Джунджи Кояма загрузил в сеть видео, на котором он играет известные мелодии, используя различные овощи, после чего стал настоящей звездой YouTube. Он занимается подобным в течение почти 10 лет и проводит много времени на поиск "подходящих" овощей на местных рынках. После того, как Кояма заканчивает загрузку каждого видео, он с удовольствием съедает свой необычный музыкальный инструмент.

На протяжении многих лет Кояма использовал сельдерей как носовую флейту, морковь в качестве слайд-свистка и редис в качестве окарины. В приведенном выше видео японец играет на капусте мелодию всемирно известного христианского гимна "О, благодать" ("Amazing Grace").

2. "Охотники за привидениями" на трансформаторах Тесла

Фанатик проектирования и строительства необычных агрегатов Фабрицио Францоли и ранее экспериментировал с созданием электронной музыки и часто привлекал хардкорную аудиторию тех, кто стремится улучшить свою собственную технику аудиозаписи. Но в данном видео он доказал раз и навсегда, что он не боится никаких призраков: Францоли сыграл классическую тему из "Охотников за привидениями" на... катушках-трансформаторах Теслы.

3. Зеленый лист

В 2007 году Отанером Касиясом было загружено на YouTube видео, на котором старик в историческом центре города Гвадалахара играет простую мелодию на... обычном зеленом листе, сорванном с дерева. Человека, который играет на листе, зовут Карлос Гарсия. Он отец четырех дочерей, которые когда-то записали альбом под названием "Nuevo" с группой из Сан-Франциско Kronos Quartet. Сейчас Карлос Гарсия живет на пособие в всего лишь $ 25 - $ 30.

4. "К Элизе" на трубах из ПВХ

Человек под псевдонимом Snubby J известен тем, что он делает музыку в свое свободное время и выкладывает ее на YouTube. На этом видео он поразил зрителей, исполнив композицию Бетховена " К Элизе" на ПВХ-трубах.

5. "Аве Мария" на пиле

Еще в 2008 году начинающий музыкант Остин Блекберн вышел на сцену во время прослушиваний для шоу талантов Великобритании и поразил судей, исполнив композицию "You Raise Me Up" группы Secret Garden на пиле. "Я надеюсь принести новые звуки в мир музыки, - объяснил Блэкберн перед тем, как выйти за сцену. - Люди должны знать, что недостижимого нет". На данном видео Остин Блекберн исполняет классическую мелодию "Аве Мария" на пиле.


Настоящий мастер может создать музыкальный инструмент из подручных средств. Но некоторые люди из разных уголков мира поняли это по-разному и создали весьма необычные инструменты в мире. Их трудно даже описать, а уж придумать, как на них играть, получится не у всех. Многие из них выдают очень странные звуки.


Электронная гитара АК 47 издает нормальные звуки, и играть на ней, должно быть, удобно. Странность заключается в форме этого инструмента и в материале, из которого она была сделана. А изготовлена она из автомата АК-47. Гитара носит название «Эскопетарра», слово создано из комбинации испанских слов escopeta и guitarra. Всего в мире существует несколько экземпляров таких оригинальных инструментов, которые по задумке авторов являются символами мира. Одну из них подарили Кофи Аннану, генсеку ООН.


Инструмент, названный самим создателем как «Кризалис», заставляет поверить в то, что музыку можно извлечь из самых необычных предметов. Он был создан в 70-х годах и напоминает арфу с резонатором. Форма была навеяна каменным календарем племени майя. Состоит он из двух деревянных колес со струнами, причем они свободно вращаются в разные стороны. Несмотря на простоту, в нем заложена авторская технология. Как объяснил в своей книге автор, Крис Фостер, слушая этот инструмент, можно представить, что это ветер играет на арфе.


Инструмент производит звук и всплеск одновременно. Почему всплеск? Потому что для воспроизведения музыки он непосредственно вступает в контакт с водой. Гидролофон – это инструмент, в котором звук образуется под действием давления на воду, проходящей через множество желобков и отверстий.


Забор – это ограждение, которое устанавливается на границе определенного объекта, но, по мнению музыканта Жона Роуза, его можно использовать и как музыкальный инструмент, особенно если он изготовлен из проводов. Австралийский музыкант, считающий себя «фенсологом», специалистом по заборам, использует как заборы из колючей проволоки, так и заборы класса «электрический пастух». Автор идеи играет на них с помощью смычков и дает представления по всему миру.


Если говорить о будущих усовершенствованиях звучания арфы, то, скорее всего, струны будут заменены на лазер. Этот инструмент с 80-х годов используют в звуковых и световых шоу по всему миру. Существуют его разные виды от каркасного и без каркасного, до двухцветного и лучевого. Для игры на нём необходимо использовать разные электронные устройства, программное обеспечение, проектор и множество фототодиодов.


Электричество в чистом виде, трансформатор Теслы и плазменный динамик – это основные составляющие данного музыкального инструмента. Названный в честь греческого бога Зевса, инструмент издает звуки похожие на звук синтезатора. Трансформатор Теслы может подсоединяться к разным устройствам, с помощью которых можно контролировать процесс работы трансформатора во время воспроизведения звука и света.

4. Хуака

Инструмент сделан из трех соединенных глиняных сосудов, и одновременно можно воспроизводить три разных звука. В 1980 году Шерон Роуел создал его после двух лет исследований. Но он не был первым, кто сыграл на хуаке. Первым был Алан Тауэр. Он не только сыграл, но и записал диск с необычной музыкой. Сам инструмент сконструирован по принципу пианино. Внешне хуака, состоящая из трех камер, напоминает легкие и сердце человека. Каждая камера настроена на определенный звук, а в целом, звук хуаки напоминает звук флейты.

3. Варган


Варган считается одним из самых старых музыкальных инструментов не только внешне, но и потому что воспроизводить звук придётся ртом, играя пальцами. Трудно отследить историю его возникновения с древних времен, но известно, что его использовали разные народы, подтверждением стали множественные изображения и исторические упоминания о нём.


Компания «Питерсон Тюнер» решила сочетать алкоголь и музыку и придумала своеобразный музыкальный инструмент. Он состоит из пивных бутылок, в которые задувается воздух. Бутылки, заполненные минеральным маслом, тщательно расставляют в деревянном каркасе из орехового дерева. Воздушный насос, который контролируется и управляется с помощью клавиатуры, закачивает воздух в бутылки, и музыкант может воспроизводить требующиеся звуки.

1. Беджермин

Деревянный ящик с двумя антеннами, выходящими из нее, вызовет удивление, а барсук, из которого выходят две антенны, вызовет шок. Это действительно самый странный инструмент внешне, впрочем, он издает не менее странные звуки.
Несмотря на всюб необычность форм и звучания, подобные музыкальные инструменты активно используются поп исполнителями, превращая свои концерты в