Биография сергея рахманинова интересные факты. Сергей Рахманинов — в жизни, анекдотах и джазе

Великий русский композитор Рахманинов. Что о нем известно его поклонникам.

Вот некоторые интересные факты о Рахманинове.

1. Первым учителем для Сергея Рахманинова стала мама, которая уже с 4 лет начала учить его музыке.

2. Гениальный пианист мог легко одной рукой охватить все 12 белых клавиш.

3. Во время исполнения произведений композитор не любил посторонние звуки, особенно это касалось кашля и посторонних разговоров. Конечно, он не выражал свое недовольство зрителям, однако при исполнении новых Вариаций мог пропустить некоторые моменты, если в аудитории было шумно.

4. Композитор и пианист покинул Россию в 1917 году. Сначала он вместе с женой и двумя детьми уехал в Стокгольм, затем в Нью-Йорк. Именно там и настиг его творческий кризис – долгие десять лет Рахманинов не написал ни одного произведения. Вообще за границей Рахманинов написал всего лишь 6 произведений, но именно их принято считать вершиной его творчества.

5. Несмотря на то, что пианист был эмигрантом, он всегда любил свою Родину и искренне переживал за нее. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, композитор собрал в Нью-Йорке благотворительный концерт, а все полученные средства передал в Россию. На его деньги был построен самолет для нужд Красной Армии. Вообще Рахманинов довольно часто проводил благотворительные концерты.

6. Композитор постоянно курил. Его внук, основатель фонда Рахманинова, считает, что именно по этой причине Сергея Васильевича настигла болезнь – меланома.

7. До последних дней своей жизни композитор выступал на сцене, последний его концерт состоялся в 1943 году. Незадолго до смерти он хотел посетить свою Родину, но его не пустили.

8. Свое последнее произведение Рахманинов написал в 1941 году. Оно называлось «Симфонические танцы».

Это произведение довольно часто сравнивают с «Мастером и Маргаритой». Что интересно, Булгаков закончил работу над своим произведением в это же время.

Другие интересные факты о Рахманинове Вы можете найти на Web страницах сети Интернет.

Среди всех композиторов России и СССР особенно ярко горит звезда Сергея Рахманинова, автора множества великолепных музыкальных произведений. Впрочем, он преуспел не только в качестве сочинителя музыки, но и в качестве её исполнителя, хотя история запомнила его, в первую очередь, как одного из самых выдающихся композиторов XX века.

Факты из биографии Рахманинова

  • Предки великого музыканта были дворянами из Новгородской губернии.
  • Уже в раннем детстве Сергей Васильевич демонстрировал явный интерес к музыке, и это не прошло незамеченным. Ему тогда было всего 4 года.
  • Первым учителем музыки в его жизни была мать.Впоследствии родители наняли ему профессиональную учительницу музыки.
  • Когда ему было всего 9 лет, Рахманинов поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Правда, он часто прогуливал занятия, поэтому вскоре родители забрали его оттуда и переправили в Москву, где будущий композитор продолжил обучение.
  • Обязательным элементом обучения, которое проходил Рахманинов в музыкальном пансионе в Москве, было посещение оперных спектаклей и игра на пианино. Вероятно, именно это и раскрыло его талант пианиста.
  • Когда ему было всего 13 лет, он познакомился с другим великим композитором - Чайковским.
  • В 17 лет Сергей Рахманинов рассорился с преподавателями и ушёл из пансиона. Он остался бы на улице, но его приютили московские родственники.
  • Всего через 2 года после этих событий он закончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью.
  • Благодаря длинным, гибким и ловким пальцам Рахманинов при игре на пианино охватывал 12 белых клавиш. Это настоящий рекорд.
  • Он был не только великолепным композитором, но и умелым дирижёром.
  • Согласно воспоминаниям современников, Сергей Рахманинов терпеть не мог, когда в зале во время выступления кто-то кашлял или разговаривал. Это проявлялось в том, что в таких случаях он иногда специально пропускал какие-то части выступления.
  • В 1941 году, после нападения Германии на СССР, он дал в Нью-Йорке благотворительный концерт, всю выручку с которого направил на помощь родной стране.
  • Композитор обладал великолепной памятью. Услышав один раз какое-нибудь новое для него музыкальное произведение, Рахманинов потом мог по памяти сыграть его без ошибок.
  • Уже в 7 лет он аккомпанировал матери, играющей на пианино произведения Шуберта ().
  • Первая написанная Рахманиновым симфония провалилась, и публика отнеслась к ней холодно. Это так ударило по состоянию композитора, что он потом около 3 лет был не в состоянии сочинять музыку.
  • На выпускном экзамене из консерватории Чайковский, пришедший в восторг от работы Сергея Рахманинова, поставил ему 5 с четырьмя плюсами.
  • Композитор положил на музыку «Евгения Онегина» Пушкина и много других знаковых произведений ().
  • С разрешения властей СССР Рахманинов покинул страну, осев сперва в Дании, затем в Швеции, а затем и в США.
  • Будучи приглашённым на свадьбу Шаляпина, на следующее утро после неё Рахманинов собрал людей и разбудил молодожёнов, устроив им под окнами «концерт» на кастрюлях, сковородках и прочей утвари. Сам Шаляпин назвал это «чёртовым хором».
  • Одно время композитор занимал почётную должность дирижёра Большого театра.
  • На протяжении всей жизни он практиковался в игре на рояле или пианино по 2-3 часа ежедневно.
  • После эмиграции лето Сергей Рахманинов обычно проводил в Швейцарии. Там он купил участок земли возле озера, где и выстроил своё поместье ().
  • Существует миф, согласно которому композитор, который покоится на кладбище в Нью-Йорке, хотел быть похороненным в России. Однако, в своём завещании он указал, что желает покоиться именно в Нью-Йорке, рядом со своей женой.

Расскажу-ка я о другом. О том, о чём мало кто знает - знаменитое на весь мир фортепианное произведение было посвящено…

А вот сами угадайте - кому!?... Нет, не прекрасной даме. И не родителям. И даже не Матушке-России! Второй концерт был посвящён врачу-гипнотизёру Николаю Далю .


Именно этот доктор-психотерапевт вылечил очень сильное душевное расстройство композитора. Всё дело в том, что нервный срыв у Рахманинова произошёл после полнейшего провала его новаторской Первой симфонии и Первого концерта. В течение нескольких лет Сергей Рахманинов не мог сочинять. Веру в свой талант ему вернул доктор Николай Даль. Встречи с этим человеком музыкант вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.

Впервые я услышал вступление ко Второму концерту в детстве в кинофильме «Поэма о крыльях». Там есть один очень сильный и очень душевный фрагмент. Великого композитора весьма убедительно сыграл актёр Олег Ефремов.

Соединённые Штаты Америки, март 1943 года. Авиаконструктор Игорь Сикорский пришёл навестить больного Сергея Рахманинова. Тот лежал в постели и слушал по радио из Москвы сводку о полном разгроме фашистских войск под Сталинградом. И вдруг на радиоволнах далёкой Родины зазвучал концерт, посвящённый его 70-летию... И Сергей Васильевич заплакал… А за окном его американского дома стояла засохшая берёзка, посаженная когда-то Рахманиновым в приступе ностальгии…

Всем желающим посмотреть этот душевный фрагмент - ссылка: https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah/60391 Смотреть, начиная с 01 часа 04 минуты

Помощь Рахманинова СССР и авиаконструктору Игорю Сикорскому

В годы Второй мировой войны эмигрант Рахманинов дал в США несколько концертов. Весь денежный сбор от них он направил в Фонд обороны СССР. Крупный валютный перевод сопровождался следующими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

До Победы Сергей Васильевич, увы, не дожил. Великий русский музыкант умер в Беверли-Хиллз (что в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.

На протяжении всей своей жизни в Америке Рахманинов очень щедро помогал деньгами другим русским эмигрантам. Самый известный случай - это банковский чек на сумму 5000$ для выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского. Для того времени это были гигантские деньги. Сам Сикорский для удержания своей фирмы на плаву изначально запрашивал всего одну тысячу. Если бы Сергей Рахманинов не вложил свои личные деньги в авиационную компанию, стоявшую на пороге банкротства, то неизвестно как бы вообще сложилась дальнейшая судьба Игоря Сикорского.

Рекомендую ещё один фрагмент из фильма «Поэма о крыльях»: https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah/60391 Смотреть, начиная с 00:06:35 до 00:23:00 (а ещё лучше посмотрите всю ленту)

У великого композитора и блестящего музыканта были удивительные кисти рук. Рахманинов обладал невероятно большим размахом пальцев - он мог охватить сразу двенадцать белых клавиш! Вы как-нибудь подойдите сами к инструменту и попробуйте замерить разлёт своих пальчиков. Могу поспорить, что вы едва коснётесь десятой клавиши, и даже если достанете до неё, то играть не сможете. А Рахманинов играл на двенадцати!

Кисти рук Сергея Васильевича были не только просто огромными, но при этом ещё и изумительно красивыми, очень изящными, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.

Интересно также, что в конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а он любил именно ботинки на кнопках), застегивала только его жена. Это чтобы перед концертом, не дай бог, не повредить пальцы маэстро.

Руки ценою в миллион долларов

Надо отметить, что Рахманинов очень не любил назойливых папарацци, которые преследовали его во время концертных выступлений в Америке и в Европе, и от которых нельзя было скрыться даже дома. И вообще, Сергей Васильевич старался избегать встреч с прессой.

Однажды Рахманинов приехал на концерт в один американский город. И дабы не общаться с корреспондентами и газетными фоторепортёрами, вышел последним из опустевшего вагона и окольным путём прошёл прямо к ожидавшей его машине. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошёл в гостиницу и даже не дал возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Сергей Васильевич заслонил лицо ладонями и сказал с раздражением: — Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...

Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица, правда, не было видно, там были одни только руки... Надпись под этим снимком гласила: «Руки, которые стоят миллион!»

Вот как красиво выкрутились ушлые американские журналисты!

Подмигивание Рахманинова Чайковскому

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к молодому, ещё никому не известному, двадцатилетнему автору подошел Пётр Ильич Чайковский и смущённо спросил: — Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясённый и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

— Но если вы против... — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

— Он просто потерял дар речи, Пётр Ильич, — подсказал кто-то из окружающих.

И Рахманинов в подтверждение слов о потери дара речи усиленно закивал головой.

— Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...

Рахманинов так и сделал. Подмигнул. Для убедительности несколько раз подмигнул.

— Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, — совсем развеселился великий композитор Пётр Ильич Чайковский.

Поэтому когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Фёдором Шаляпиным впервые появился у Льва Толстого, у юноши от волнения дрожали колени. Шаляпин спел рахманиновскую песню «Судьба», затем композитор исполнил несколько своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные аплодисменты.

Вдруг, словно по команде, все замерли и повернули головы в сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не аплодировал. Гости стушевались и деликатно перешли к чаю.

Через какое-то время Лев Николаевич подошёл к Рахманинову и возбужденно произнёс: — Я всё-таки должен вам сказать, как мне всё это не нравится! Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!

Стоявшая рядом жена Толстого Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора и прошептала: — Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Лёвочка не должен волноваться, это ему очень вредно.

В конце встречи Толстой снова подошёл к Рахманинову и сказал: — Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас.

Сергей Рахманинов вздохнул и ответил очень достойно: — Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена?

С той поры ноги его не было у Толстого.

Рахманинов - сапожник

О том, что после неудачной премьеры своей Первой симфонии Сергей Рахманинов впал в многолетнюю депрессию, вы уже знаете. И о докторе Дале тоже.

По воспоминаниям современников Сергей Васильевич был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Всякая творческая заминка очень быстро приводила композитора к потере веры в себя. У него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни больше не сможет сочинить ничего достойного. И от этого он быстро впадал в меланхолию.

Стоит отметить, что периоды творческих сомнений у Рахманинова случались не только после провалов, но и после особенно удачных концертов. Бурную и восторженную реакцию публики маэстро переживал мучительно. Удивительная черта характера, не правда ли? У гениев такое часто бывает.

Вот один характерный пример нестандартной реакции музыканта на зрительскую любовь и всеобщее обожание. Однажды, закончив выступление под неистовый восторг публики, Рахманинов запёрся в гримёрке и очень долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова, взял и выпалил окружающим: — Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!...

Представляете, какая болезненная самоирония: величайший музыкант своего времени Рахманинов - сапожник!

Человек на 15%

Ещё одна забавная история о необычном мышлении Рахманинова.

Он часто повторял, что в нём восемьдесят пять процентов музыканта...

— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его.

— Ну, видите ли, я ещё немножко и человек...

Учитывая совершённые им жизненные действия и благие поступки, доброе отношение к окружающим, помощь очень многим людям и своей Родине, можно утверждать, что Сергей Васильевич ошибся в расчётах. Он не на 15% человек, а на 150%!

А что касается его музыкальных дарований, так они вообще не поддаются арифметике. Потому как значение композиторского и исполнительского творчества Рахманинова ОГРОМНО!

Композитор Сергей Рахманинов синтезировал различные тенденции нашего национального искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Он вывел нашу фортепианную музыку первой половины XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи великолепные произведения до сих пор входят в репертуар всех музыкантов мира. И будут исполняться ими ещё очень и очень долго.

Главный герой данной статьи - русский композитор, дирижер и пианист, человек с абсолютным музыкальным слухом Сергей Васильевич Рахманинов. Биография музыканта насыщена яркими и интересными событиями, из которых можно вынести некоторые уроки и для себя. Будет интересно!

Сергей Васильевич Рахманинов. Кратко о главном

С. Рахманинов считал себя истинным русским человеком и был убеждён, что родина наложила на его творчество глубокий отпечаток. В его симфониях гармоничный пафос переплетается с умиротворяюще-созерцательными настроениями. Глубина и объёмность повествования - с неиссякаемой энергией. Музыка Рахманинова всегда отличалась непередаваемым колоритом.

За всю жизнь Сергей Васильевич дал 4 полноценных концерта и написал множество рапсодий и симфоний, среди которых оперы «Скупой рыцарь» и «Алеко», «Рапсодия на тему Паганини», кантата «Весна» и многие другие. Своей музыкой Сергей Рахманинов сильно повлиял не только на местную русскую сцену, но и на зарубежную. Его вклад в искусство в этом плане неоценим.

Сергей Васильевич Рахманинов. Биография в деталях

Родился будущий виртуоз в 1873 году в дворянской семье с устойчивыми семейными традициями, в том числе и музыкальными. Его дед на то время был известен как автор музыкальных романсов. Будущий маэстро уже в пять лет начал планомерно заниматься музыкой, в возрасте 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а спустя еще 3 года перевёлся в московскую. Пример С. Рахманинова отлично иллюстрирует фразу о том, что великими не рождаются, а становятся. Гениальный музыкант Сергей Рахманинов, произведения которого так технично совершенны, посвятил музыке всю свою жизнь, и в этом кроется его талант.

Рахманинов в консерватории обучался у пианистов-виртуозов (сначала у Н. С. Зверева, затем у А. И. Зилоти, а потом у С. И. Танеева). За годы учебы будущий виртуоз написал три композиции. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию как пианист, получив за свои заслуги золотую медаль, и спустя год - как композитор. Дипломной работой музыканта была опера «Алеко».

Чайковский о Рахманинове

Очень тепло отзывался о творчестве С. Рахманинова Пётр Чайковский, который всегда был ориентиром для молодого музыканта. Смерть Чайковского очень тронула юного Сергея Васильевича, и тот написал трио «Памяти великого художника» в 1893 году. Среди других творений композитора 1890-х годов резко выделяются «Музыкальные моменты для фортепиано» и фантазия «Утёс». Также несколько вокальных романсов по мотивам творчества А. Фета и Ф. Тютчева. Огромной популярностью пользуется безымянная мелодия "Прелюдия до-диез минор" 1893 года. Данную мелодию не забывают до сих пор. Это еще раз доказывает, что С. Рахманинов - композитор далеко не средней руки, и свой талант он начал проявлять довольно рано.

Первая симфония - полноценный дебют музыканта

«Дебютировал» С. Рахманинов в 1895 году. Подчеркнём, что на тот момент Сергей Рахманинов занимался музыкой уже 17 лет. Премьера первой симфонии музыканта состоялась спустя два года под чутким руководством композитора-виртуоза А. Глазунова. Выступление обернулось чудовищным провалом для Рахманинова. По словам очевидцев, симфония была исполнена крайне безалаберно, из-за чего невозможно было её оценить должным образом. Для Рахманинова это событие стало ударом. Он на несколько лет полностью отошел от сочинения музыки и сконцентрировался на исполнительской деятельности. Вплоть до 1900-х годов Рахманинов дирижировал разными спектаклями в Москве, а также дебютировал как исполнитель на международной арене.

XX век

В начале нового века Рахманинов будто символически преодолел творческий кризис и начал новый этап в своём творчестве. Следующие 15 лет стали невероятно плодотворными - они буквально изобилуют произведениями музыкального искусства. Стиль композитора прочно закоренел в рамках российской культуры и стиля Петра Ильича Чайковского. Этот же стиль чётко читается в первых знаменательных произведениях того периода. Это были «Второй концерт для фортепиано» и «Соната для виолончели и фортепиано». Оба произведения созданы в 1901 году.

Тёплым ощущением любви к жизни насыщена кантата «Весна», написанная по стихам поэта Николая Некрасова. Музыка Рахманинова внезапно омрачается под влиянием картины А. Беклина «Остров мертвых». Под впечатлением Рахманинов создаёт одноимённую симфоническую поэму. Монументом стоит в мире классической музыки начала XX века Сергей Рахманинов, произведения которого заставляют людей испытывать неподдельные эмоции.

Пик деятельности композитора

Далее, в промежутке 1904-1906 гг., Рахманинов дирижировал операми лучших русских композиторов в Большом театре. В этот же период он написал две крохотных однотактных оперы - «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Несмотря на то что творческий кругозор Рахманинова к тому времени значительно возрос, популярности оперы не возымели, зато популярность возымел сам Рахманинов. Биография его в этот период достигает своей пиковой точки благополучия.

Далее, в 1910-х годах, Рахманинов увлекается хоровыми формами. Русская духовная музыка вовек обязана Сергею Васильевичу за его богослужебные «Литургию святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Рахманинов также увлекся творчеством американского писателя Эдгара По и написал поэму по мотивам его произведения «Колокола».

Сергей Рахманинов - композитор с широким творческим диапазоном. На протяжении первого десятилетия XX века он писал самые разные музыкальные прозведения: пьесы для фортепиано, прелюдии, этюды-картины, романсы. Некоторые композиции были сугубо инструментальными, некоторые предназначались для эстрады. Однако один жанр Рахманинов презирал - фортепианную сонату. Он очень редко в нём работал, и никогда эти работы успешными не становились.

Жизнь в США

В 1917 году Сергей Рахманинов гастролиловал по странам Скандинавии, однако домой он не вернулся. Музыкант вместе со своей семьёй поселился в США и провёл там остаток своих дней в роли пианиста-скитальца. Вот такую жизнь прожил Рахманинов. Биография изобилует взлётами, падениями и внезапными поворотами.

Во время переезда в США слава Сергея Васильевича Рахманинова была уже довольно внушительной, но за следующие годы он смог её приумножить. Колоссальным успехом пользовались его собственные интерпретации легендарных произведений таких композиторов, как Шопен, Лист и Шуман. Сергей Рахманинов удивительным образом чувствовал форму мелодии и очень точно улавливал её настрой.

Под конец жизненного пути Рахманинов был в пике формы. Он почти ничего не сочинял, зато постоянно гастролировал и виртуозно справлялся с исполнительской деятельностью.

Скончался Сергей Васильевич Рахманинов в 1943 году в Калифорнии. Похоронен был возле Нью-Йорка.

Великим композитором был Сергей Рахманинов. Биография его - это огромное количество творческих взлётов, которые отразились на всей мировой культуре.