Библия в романе преступление и наказание. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание": библейские мотивы. Сочинения по темам

ОБРАЗ ЗАХАРА И ЕГО РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА. В романе И. А. Гончарова «Обломов» парадоксальным двойником главного героя выступает его старинный и преданный крепостной слуга Захар, хранящий верность фамильным портретам, предани­ям о старинном быте и важности дома Обломовых.

При первом знакомстве мы встречаемся с пожилым человеком, которому за пятьдесят. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, а позднее, в Петербурге, стал его камердинером.

От природы Захар был ленив. Он родился и вырос в благословен­ном уголке, где «все тихо и сонно». Как и все крепостные Обломо­вых, он был тихого нрава, не подвержен сильным страстям, не стре­мился к отважным предприятиям, а представления о внешнем мире имел самые ограниченные. Все крестьяне в Обломовке жили такой же тихой счастливой жизнью, так как были убеждены, «что все другие живут точно так же и что иначе - грех».

Лакейская служба развила в Захаре полученную от природы леность до крайних пределов. Мы узнаем, что в молодости он был «проворным, прожорливым и лукавым парнем» (именно таким его помнит Обломов). Когда же он стал лакеем, его обязанностью было провожать господ в церковь и гости. Поначалу он изнывал от скуки, стремился убежать из прихожей, но барин Илья Иванович пресе кал эти попытки. Все чаще и чаще Захар оставался дремать в при­хожей, сплетничал в людской и на кухне или часами стоял у ворот. После того как он был произведен в дядьки к маленькому Илюше, и вовсе стал считать себя аристократической принадлежностью бар­ского дома, предназначенной для полноты и блеска старинной фа­милии. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар получил воспитание и приобрел манеры в деревне, на про­сторе и вольном воздухе, где ничто не стесняло его движений, пото­му, попав в город, в стесненное пространство квартиры, он выгля­дит неуклюжим и чувствует себя неловко. Поэтому он старается не «изменить не только данного ему Богом образа, но и своего костю­ма, в котором ходил в деревне».

Писатель наделил Захара выразительной и комичной внешнос­тью. Главной деталью его портрета являются «голый, как колено, череп» и «необъятно широкие» и густые с проседью бакенбарды, «из которых каждой хватило бы на три бороды». Он дорожит свои­ми бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, ко­торых он видел в своем детстве. Бакенбарды напоминают Захару о его прежней службе и былом величии дома Обломовых, они же за­печатлевают и трагические изменения в его судьбе: «…бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по кому снега ». А вот одежда, несмотря на стремление «не изменить», - самая динамичная деталь в обра­зе Захара. Она обозначает все этапы его карьеры слуги. В Обломовке Захар носил ливрею - форменную одежду лакеев, расшитую ми­шурной тесьмой. В Петербурге на Гороховой он сменил ливрею на сюртук с медными пуговицами, а в доме Пшеницыной носит непо­нятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова (халат, прекрас­но сшитый сюртук и снова халат).

Женился Захар в пятьдесят пять лет, «вследствие ли разрыва с кумой или так, по убеждению, что человек должен быть женат». В жены взял «живую, проворную бабу» Анисью из петербургской об­слуги. Анисья добровольно взяла на себя все обязанности по дому и бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жиз­нью, домом и особой Ильи Ильича Обломова.

Захар - зеркальное отражение Обломова. «Барин, кажется, ду­мал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет». Захара вообще от­личают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, непово­ротливость, о которой уже говорилось, а также неряшливость, нео­прятность и преклонение перед барством, но прежде всего - лень. Раз и навсегда определив для себя круг своих обязанностей, он ста­рался никогда за него не переступать и «никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начер­танных им занятий». Свое желание отгородиться от новой, столич­ной жизни (которая несет с собой новые обязанности) и свою лень он силится обосновать даже философски. Вот отчего он уподоблен Об­ломову, «сращен с ним».

Захар и Обломов постоянно ссорятся. Конфликты возникают из- за нерадивости и лености Захара, и в такого рода стычках он, как правило, выходит победителем. Лишь только возникает необходи­мость что-то сделать по дому, Захар доказывает, что это повлечет громадную возню, хорошо зная, что сама мысль о каких-либо дей­ствиях в доме приводит Илью Ильича в ужас. Но Обломова выводит из себя не столько леность слуги, сколько его душевная грубость и нетактичность. За свою жизнь Захар не изменил не только своей внешности и привычек, не вышел за круг своих обязанностей, он не изменил также и своей внутренней сути, оставаясь равнодушным к чувствам и переживаниям барина.

Несмотря на способность методически изводить один другого, Захар и Илья Ильич неразрывно связаны, просто немыслимы друг без друга. Без помощи Захара Обломов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать». Захар же «не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать.и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Он безгра­нично верен и предан своему барину и всему, что носит имя Обломо­ва. Он, не задумываясь, сгорел бы или утонул за барина. И Обломовку он любил, « как кошка свой чердак, лошадь - стойло, собака - кону­ру, в которой родилась и выросла».

Именно Захар - первая и последняя инстанция, препятствую­щая Обломову вырваться, выйти из круга обломовщины. Это он сво­ей грубостью и приземленностью разрушил, пусть и невольно, в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы с Ольгой. После слов Захара: «Стало быть, свадьба-то после Рождества будет? …Из­вестно какая: ваша!.. Ведь вы женитесь? …Люди Ильинские еще летом сказывали… Разве я выдумал?» - краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что «тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Иль­инских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» После смерти Ильи Ильича Обломо­ва завершается и судьба Захара. Он не может жить в чужом доме, не может служить другому барину. Такие слуги, как Захар, не под­ходили новому времени и новым господам, которые не прощали слугам неловкости, неопрятности и грубости. Теперь требовались грамотные, проворные, ловкие и умелые лакеи, камердинеры, швей­цары. Время Захаров прошло.

В одном из откликов на роман Гончарова говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Крепостнический уклад жизни сформировал и барина, и его слугу, лишил обоих уважения к труду, воспитал безделье и празд­ность. Захар действительно едва ли не «еще больше Обломов», чем сам Илья Ильич. Ценность этого образа в том, что Захар представ­ляет в романе всех крепостных Обломовки. Он - один из «трехсот Захаров», и основная его функция состоит в типизации и дополни­тельной обрисовке образа центрального героя. Но при этом он инте­ресен и колоритен и сам по себе. Не случайно ему посвящена в ро­мане особая глава первой части, а критика называла его.«целой по­эмой» о прошлом России.

(351 слово)

Свой бессмертный роман «Обломов» И.А. Гончаров посвятил изображению Ильи Ильича Обломова, ленивого и праздного человека, и вместе с тем, раскрыл посредством его образа неизбежный упадок русского дворянства. Одним из ярких персонажей романа, в полной мере раскрывающих главного героя, стал слуга Обломова Захар. Его роль — это человек-зеркало, человек-отражение своего барина и всех его самых низменных ипостасей.

Захар родом из той же Обломовки, сказочной и оставшейся далеко в прошлом. Он живёт этими тёплыми воспоминаниями, лелеет свои поседевшие бакенбарды – символ прежнего величия господского дома, ныне угасшего. Именно в ту пору жизни герой научился преданности хозяину и взрастил собственную леность до невообразимых масштабов.

В последующей жизни у Обломова он не изменял старым принципам - много спал, ленился, лгал барину. И всё же никому другому служить не мог, просто не умел. Его неуклюжесть лишь подчеркивала общую неприспособленность этой пары к столичным реалиям. Лишь в одном расходились хозяин и слуга - в вопросах ума и внутренней наполненности. Илья Ильич, несмотря на общую апатичность, человек со светлым умом, начитанный и образованный. Он сторонится светской суеты и предпочитает смиренное одиночество. Захар же просто тёмный крестьянин, которого годы крепостничества развратили и унизили. По сути, герой не в состоянии понять глубинных чувств своего хозяина, он воспринимает его со своей стороны как собственность, Богом данную. Именно это и объясняет его ревностное отношение к любимому барину. В то время как Штольц и Ильинская пытаются вытащить Обломова из омута вечной рутины, Захар наоборот затягивает его ещё глубже, на дно, укутывая старым персидским халатом и приговаривая тёплым голосом: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!».

Финальным аккордом в романе «раздаются» отношения Захара и Анисьи. Она, живая и смышленая, становится спасительницей для простого слуги. Благодаря их странному союзу можно проанализировать, какой бы стала семейная жизнь самого Обломова и Ильинской, если бы она всё-таки приняла его беспомощность. Вряд ли бы их брак стал счастливым, а романтика разбилась бы о вечные несовпадения в ритмах жизни.

Гончаров совершенно не случайно посвятил столько усилий образу слуги. Через Захара он раскрывает всё то убогое, что есть в Обломове. Они - как продолжения друг друга, погрязшие в устаревших бесчеловечных крепостных порядках, абсолютно несчастные и зависимые друг от друга.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман И.А. Гончарова, основная тема которого - обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности созерцание жизни вокруг себя при отсутствии груда и практической деятельности, выстроен как рассказ о жизненном пути Ильи Ильича Обломова с детских лет до смерти. Самый знаменитый роман писателя, как считается, с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Еще в заслугу Гончарову, по признаниям современников и литературных критиков, ставят то, что роман смог нанести удар по «лишним людям», людям слова, а не дела, столь же, как и Обломов, не способным к действию.

Этот типичный для крепостничества характер обломовщины становится особенно ясен, если обратиться к образу не только Ильи Ильича, но и его слуги Захара. Недаром критика указывала, что Захар - тот же Обломов, они выросли на одной и той же почве и невозможны друг без друга.

Слуга находится при барине с самого его детства: «Он только что проснется у себя дома, как у постели уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч».

Как и самого Илью Ильича, «сонное царство» Обломовки с самого детства приучало Захара к лениво-неспешно-сонному бытию. Из «Сна Обломова» мы узнаем, что батюшка Ильи, сидя у окна, прикрикивал на Захарку: «А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? Вот я тебе дам бегать!.. Пошел опять в прихожую! И Захарка шел опять дремать в прихожую». Любовь к дремоте и сну сохранится на всю жизнь rie только в хозяине, но и в его слуге.

Конечно, положение заставляло Захарку исполнять свои обязанности, т. е. трудиться. При этом приходилось быть даже расторопным, кидаться исполнять любое желание барчука, не то получишь от старших колотушку. Но с тех пор как Илюша вырос и стал жить самостоятельно, его слуга «как-то не чувствовал над собой барина». Поэтому он в какой-то мере даже любил капризы барина, «на которые хотя и ворчал, и про себя и вслух, но которые уважал внутренно, как проявление барской воли, господского права...».

Безволие Ильи Ильича, видимо, меняет и характер Захара. Тот становится все ленивее, понимая, какое из приказаний барина стоит выполнять, а о каком можно вообще забыть. Захар очертил себе круг деятельности, за который никогда не переступал. Утром он ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал, мел не всякий день середину комнаты и обтирал пыль со стола, на котором ничего не стояло. «Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей... Никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им себе занятий».

Для Ильи Ильича жизнь разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья. Служба была для него неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него. И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем.

Из этого можно сделать вывод, что, возникнув в помещичьем кругу, обломовщина заразила близко стоящих к нему дворовых людей. Захар «был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально, как должно, и что иначе жить не следует». Это автор подтверждает даже бытовыми зарисовками. Как Обломова невозможно представить без любимого им халата из персидской материи, так Захар любит свой старый, рваный серый сюртук - «слабое воспоминание ливреи» и не стремится изменить свой внешний вид.

В нравственном отношении барина и его слугу сравнивать не приходится: Илья Ильич обладает чистой душой, открытой высоким чувствам, он уважителен и нежен по отношению к обеим женщинам, которых любит, он верен дружбе, мы не видим его злословящим в обществе. В этом он выше Захара, у которого полным-полно недостатков.

Он и грязнуля, и неловок, и ворчун, и сплетник, и подворовывает у барина потихонечку, и выпить любит, и с женой своей груб, но при всем том «он был глубоко преданный барину слуга». И в этом его главное нравственное достоинство, унаследованное от предков. «Боже сохрани, чтоб он поставил другого какого-нибудь барина не только выше, но даже наравне со своим!» Барин был для него неотделим от Обломов-ки, которую Захар любил, «как кошка - свой чердак, лошадь - стойло, собака - конуру, в которой родилась и выросла».

«Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, пи отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним».

Взаимная обусловленность существования Обломова и Захара выражается и в том, что Захар, будучи рабом Обломова, держит своего барина в рабской зависимости от себя, и в том, что смерть Обломова ст ановится началом гибели Захара. В финале романа Штольц встречает у церкви полуслепого, оборванного нищего. Штольц признает в нем Захара. Расспрашивая его, как он дошел до нищенства, он узнает, что Захар, изгнанный после смерти барина из дома братцем барыни, оказался непригодным ни к какому делу: пытался служить у купца буфетчиком, но при своей известной неловкости разбил дорогую посуду и лишился места. Попав в швейцары к графине, не удержался в ее доме из-за нечистоплотности склонности к спиртному. Извозчиком быть нет у него уже сил по старости. Штольц предлагает ему кров и стол у себя в деревне, но Захару не хочется уезжать от могилы своего барина: ему все кажется, что тот его зовет.

Так типичный для крепостничества характер обломовщины в романе подтверждается образом Захара, тем самым помогая более глубокому раскрытию основной темы произведения.

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”

Коллекция сочинений: Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”

"Обломов» - вершина творчества И. А.Гончарова. был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, - ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.

Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только "отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича.

Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где "все тихо и сонно». Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они были уверены, "что и все другие живут точно так же и что иначе - грех». Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был "проворным, прожорливым и лукавым парнем». Когда стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости. В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: "Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь - сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.

Главной деталью портрета Захара являются бакенбарды, необъятно широкие и густые, с проседью, "из которых каждой бы хватило на три бороды». Они, как сюртук и ливрея, напоминают о былом величии господского дома. Захар дорожит своими бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, которых он видел в детстве.

Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, "живая, проворная баба». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется беспомощность Захара. Точно так своей живостью оттеняла худшие черты Обломова. Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его спасительницей. Она сглаживает конфликты между барином и слугой. После смерти Обломова Захар полностью переходит на попечение Анисьи. Без нее он становится беспомощным: "когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру… братец барынин не захотели меня держать, звали дармоедом». Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова. Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара.

С одной стороны, Захар безгранично предан барину, а с другой, - под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил с приятелями за его счет, обворовывал Илью Ильича, сплетничал о нем. Такой образ жизни в другом варианте, на другом уровне вынужден был бы вести Илья Ильич в "высшем свете». В этом отношении Захар – нравственный антипод Обломова. У Ильи Ильича есть ум, хорошие задатки, он восстает против светской суеты, любит . Захар же – темный, крепостной мужик, долгие годы рабства развратили его, в нем нет достойных черт.

Этот герой не способен понять чувства барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно. Своей грубостью, приземленностью Захар разрушает в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы и семейного счастья. Краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что "тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей. Именно Захар препятствует попыткам барина выйти из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: "А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!»

Несмотря на постоянные ссоры слуги и барина, они не могут обходиться один без другого. Без помощи Захара Илья Ильич "не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать». Захар же "не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».

Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность. После смерти Обломова завершается и Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. Обломов не нашел своего пути, ничего не сделал, чтобы сохранить свои лучшие качества. Н. А.Добролюбов писал об Обломове: "Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

Вы прочитали готовую разработку: Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”

Учебные пособия и тематические ссылки для школьников, студентов и всех, занимающихся самообразованием

Сайт адресован учащимся, учителям, абитуриентам, студентам педвузов. Справочник школьника охватывает все аспекты школьной программы.

Роман Гончарова "Обломов" украсил русскую классическую литературу середины XIX века. Имя его центрального персонажа - Ильи Ильича Обломова - стало нарицательным.

Впрочем, на страницах романа вместе с главным героем живут и яркие "типажи людского моря России" начала XIX века. Особую роль в сюжете книги играет своеобразный тандем слуги и барина "Захар - взаимоотношений этих персонажей показалась Гончарову настолько важной, что он написал отдельный очерк. Таких людей, как Захар, писатель называл "слугами старого века". Этот типаж характерен для дворянской среды и ведет свою литературную родословную от Савельевича из пушкинской "Капитанской дочки".

Внешность слуги Захара

Как выглядит Захар в романе это нескладный, неопрятный, лысый, пожилой, но еще крепкий человек с непропорционально большими с проседью бакенбардами. Он, обладая природным здравым смыслом, является "вечным дядькой" для своего барина, которого воспринимает, несмотря на возраст, "дитем малым". Характерен голос Захара - хриплый, лающий. Как он сам объясняет причину случившегося на охоте со старым барином: "Ветер в горло попал".

От Ильи Ильича Обломова он перенял всепобеждающую лень. Слуга одет безвкусно, но не по-сельски: в серый сюртук, серую жилетку с медными пуговицами.

Слуга бдит за интересами хозяина

Захар имеет свои неписаные права. Он, пользуясь ими, вмешивается в разговор барина с гостями, когда понимает, что очередной проходимец пытается его облапошить, ставя негодяя (например, Тарантьева) на место. Нередко прислушивается к тому, что говорит Захар, этого слуги, несмотря на все его очевидные недостатки, может быть выражена одним словом - "преданность".

Для него хозяин - второй после Бога. Эта верность слуг старого закала дорогого стоит. Для него сравнение своего барина "с другими" представляется настоящим святотатством. Однажды у него с досады срываются с уст такие слова, но он сам пресекает свою "запретную" речь, нарушающую, как он понимает, принципы служения. Это случилось после того, как провокационно сказал, что "ядовитый человек" Захар, Обломов.

Характеристика слуги, данная Гончаровым, вместе с тем, несмотря на явную симпатию, обнажает его человеческие недостатки.

Недостатки Захара

Ему свойственны традиционные недостатки господских слуг. Захар нашел отдушину для своей души в пьянстве. Он любит, пока барин после обеда спит, пойти в трактир и напиться в компании с собутыльниками. При этом слуга то нахваливает своего барина, приписывая ему героические качества, то кичится своим влиянием на него. При том при всем он не считает зазорным оставить себе "на выпивку" медные деньги хозяина, хотя по крупному счету Захар, конечно, не ворует. Характерно, что об этом увлечении не догадывается сам Обломов. Образ Захара, слуги ленивого в той же степени, как и его хозяин, стал, несомненно, творческой находкой автора романа.

Однако вернемся к его характеристике. Еще одним недостатком этого оригинального слуги является одно изумительное качество, которое в народе называют образно "иметь две левых руки": все, к чему приложит он свою руку, ломается, бьется, выходит из строя.

Захар - хранитель традиций Обломовки

Конечно же, ценит то, как предан ему Захар, Обломов. Характеристика этой ставшей уже не социальной, а хозяина и его слуги трогает. Она, зародившись в патриархальной Обломовке, где Илья Ильич вначале был шустрым любознательным мальчишкой, а Захар - кудрявым весельчаком, связывала их даже после смерти барина. В одно мгновение после смерти Обломова мир его слуги рухнул. Не представляющий своего уклада жизни без барина и обнищавший Захар, добывая на паперти копейки на жизнь, даже не мыслит вернуться в более сытую Обломовку, где живут его родственники. Далее он для себя видит лишь единственную миссию - ухаживать за могилой Ильи Обломова.

Характерно также, что при жизни помещика, женившись на кухарке Анисье, Захар продолжает прислуживать барину всегда только сам. И это несмотря на нерасторопность: подавая кушать, он роняет столовые приборы, хлеб. В доме из-за его неловкости все тарелки и чашки надколоты, даже стулья повреждены. Анисья бы, конечно, накрывала на стол попроворней. Однако преданный слуга ее не подпускает, ибо это - "его барин".

Преданность господину, доведенная до высших пределов

Автор с умилением и иронией рассказывает нам, какой он, Захар, в романе "Обломов". Если, скажем, надо было бы отдать свою жизнь за Илью Ильича Обломова, своего хозяина, то он и мгновения не раздумывал бы. Ринулся бы на врага, как пес бросается на зверя, защищая охотника. Однако там, где следовало проявить терпение и усидчивость, например при всенощном уходе за болеющим барином, Захар бы не смог исцелять таким образом, а просто уснул.

Роль Захара в романе "Обломов" сводится к тому, что он как бы привносит в жизнь своего барина атмосферу Обломовки, являясь носителем ее устоев. Для него характерен пропитанный ленью и бездельем дух барского имения: полное равнодушие к беспорядку вокруг, нежелание беречь вещи, экономить средства и ремонтировать сломанное. Кроме того, ему несвойственно стремление к рачительному ведению хозяйства. Его распорядок дня включает сон до полудня. Затем - привычное пререкание с барином. Это даже не спор, а своеобразный ежедневный ритуал. Обломов говорит о делах, однако сказанное никогда не реализуется. Тогда к речам своего барина присоединяется Захар и выносит свой вердикт. Он говорит, что все и они не немцы какие-нибудь, чтобы этой ерундой заниматься.

Захар равнодушно относится к тому, что диван для его барина стал и спальней, и кухней, и рабочим кабинетом. Ведь именно лежа на нем Обломов принимает гостей. Более того, проживая в трехкомнатной снимаемой петербуржской квартире, ни барин, ни хозяин двумя комнатами не пользуются вообще. Они равнодушны к расплодившимся вокруг мышам и тараканам. Главное для них - всласть отоспаться, затем плотно пообедать, а далее - опять впасть в дремотное состояние. Это - суть их жизни, перенесенная из Обломовки. Роль Захара в романе "Обломов" - поддерживать эту милую его сердцу атмосферу. Поэтому самому помещику удобно и комфортно со своим старым и преданным слугой. Впрочем, такая горячая преданность Захара оказывает негативное влияние на самого Обломова. Помещик, имеющий в собственности триста душ, не считает нужным трудиться, во всем полагаясь на труд своих крепостных.

Заключение

Тема лишнего человека в русском обществе отнюдь не нова. Ее поднял в "Евгении Онегине" великий Пушкин, талантливо продолжил в "Герое нашего времени" Лермонтов.

В первом случае лишним оказался аристократ, во втором - служивый дворянин. То, что может быть лишним на своей земле ее же владелец-помещик, впервые сказал в романе "Обломов" Гончаров.

Захар как образ в этом произведении выполняет важную миссию. С одной стороны, его фигурально можно назвать отражением своего хозяина (те же лень и безынициативность). А с другой стороны, сопровождающий Обломова всю его жизнь Захар своим слепым обожанием способствовал деформации личности своего барина, превращению его в законченного лентяя и бездельника.