Белая обезьяна символ. Тату Обезьян - Не слышу, не вижу, не говорю. Когда появились три обезьяны

Любимица на Востоке

Изгой в Средневековой Европе

Давид Тенирс Младший. Обезьяны

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, —
были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья.

Об этом свидетельствуют документы,да и в изобразительном искусстве обезьяны
встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих
животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят
поклонникам искусства?

Давид Тенирс Младший Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь
иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно.
В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных
«куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы
(бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в
богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

По дороге в преисподню

Франс Франкен Младший Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета.
Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем
Египте(«стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей)
поклонялись богу Тоту в образе павиана.
В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую
священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов«неверных».
С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви,и в
проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив
им четкое амплуа. Например, в одной из ранних европейских миниатюр (XV в.) в сюжете
сотворения Богом животных только обезьяну оставили справа от Создателя как антагониста
единорога. Так противопоставили силы добра и зла!
В картине Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии
Магдалины» (алтарь), обезьяна также специально введена как антипод образа Христа.

Альбрехт Дюрер Мадонна с мартышкой 1497

Таков же смысл «Мадонны с обезьяной» великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках
с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног Богоматери,опять же,
как противопоставление. На картине Израэля фон Меккенема «Явление Христа народу»
обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на
одной линии с Христом, но напротив него.

Израэль фон Меккенем Ecce Homo XV

Змей или обезьяна? Кто все-таки виноват в грехопадении?

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христового проповедовал, что дьявол —
это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность
обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившиев IX—XIII вв.,
толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».
Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается
во многих сюжетах.

Джованни Стефано Ди Поклонение волхвов 1432

Так, на картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами
Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка.
Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу.
Но,учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее
вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека,
которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в
Лире(Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы
Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку
В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по
Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично
рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием
к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод!
Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из
«доказательств» греховности, исходящей от дьявола.

Корнелис ван Харлем Грехопадение 1592

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим
обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает
грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.

С наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян
церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом,
то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию,
но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне,
Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол,но его жертва,
грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние
человека перед тем, как в него вошла душа.

Скованные одной цепью

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго
запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны
и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто
держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к
деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал.
И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы
неповинный зверек — «укрощенный грех».

Питер Брейгель Старший Две обезьяны

Именно в этом ключе трактуется один из самых популярных сюжетов
Питера Брейгеля Старшего — «Две обезьянки» (1562)
Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию
человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе,а
довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе
земные блага.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете
принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца
Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он
почти еще ребенок.

Да и Инфанта Изабелла, дочь Филиппа II, по всей вероятности, тоже
демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.

Алонсо Санчес Коэльо Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руиз 1586

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка
«Fete Champetre» («Праздник на природе», 1628). Веселая компания отдыхает, сидя
за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является…
обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.

Дирк Халс Fete Champetre 1627

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо
противоположное значение — «добровольная приверженность к греху».
Немудрено, что в XV веке даже слово«обезьяна» в Европе использовали как
синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной
принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим
фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности
обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв.
Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена
(«Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под
юбку молодой женщины.

Петер Герритс ван Ройстратен Предложение VIII

Даже одетая в пурпур обезьяна останется обезьяной

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки
пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку
мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое
создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски
передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в
голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали
главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением
человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще
и кокетство,любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи
Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и
скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как
мастерство копирования окружающего мира.

Жан Батист Симеон Шарден Обезьяна-художник XVIII

Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно
пришелся по душе художникам XVII века. Программным в этом смысле можно назвать
картину Жана Батиста Симеона Шардена. Главное действующее лицо — лукавая
обезьяна,пытающаяся нарисовать разбитую статуэтку Амура.

Франс Франкен Младший Без названия

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать
человека. Обезьяны стали изображаться уже не только рисующими, будто художники,
но и сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных
инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д.

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и
в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже
создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его
истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с
рассматриваемым сюжетом Франс Франкен (заглавная иллюстрация) и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей
просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете,
возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики.
Все у них как-то совсем по человечески!

Франс Франкен Младший Обезьяны играют в триктрак XVII

Что обезьяна может сказать о вкусе имбиря?

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического
отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника
фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная
частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда
и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих
стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно
разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и
подготовке к вечной жизни — считает автор.

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в
гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!

Ян Брейгель Старший Аллегория пяти чувств

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического
стиля,мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.
Однако символика этих образов хорошо укладывается в традиционные представления
о человеке и его грехах и в последующие столетия. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что для своих полотен Уильям Холбрук Бёрд выбрал именно эти создания.


Символика Обезьяны

Мнения относительно нашего теоритического предка довольно резко и четко разделяются по на Востоке и на Западе. В странах Востока, особенно в Египте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость, хитроумие, смекалку, обман (но скорее не со злым умыслом, а как ловкач и пройдоха). Иное дело – Запад, где обезьяна сделалась главным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека.

В мифологии индийцев и китайцев божественные обезьяны часто играют роль умных и ловких героев. Наибольшую славу получил индийский обезьяний бог Хануман – отважный воин и верный спутник бога-героя Рамы. Хануман наделён чудесными способностями: он летает по воздуху, меняет свой облик и размеры, а сила его такова, что позволяет ему вырывать из земли горы. Будучи еще несмышлёным младенцем, Хануман попытался проглотить солнце, приняв его за аппетитный фрукт, но бог грозы Индра, защищая небесное светило, метнул в него свою молнию и сломал обезьяньему богу челюсть. С тех пор его и прозвали Xaнумaном, т.е. «имеющим разбитую челюсть».

Для европейцев же, обезьяна олицетворяет такие порочные человеческие качества, как глупость («мартышка с гранатой», «мартышкин труд»), тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине – еще и жеманное кокетство, назойливое любопытство, легкомыслие и болтливость. Причину такого негативного отношения европейца к обезьяне, вертлявому и визгливому существу из далекого и чуждого ему мира, понять несложно. Смешные ужимки и кривлянье обезьяны, подражающей человеку, часто воспринимаются как злая пародия на него самого.

Как это ни странно, но во многих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от людей. Так считали и индейцы Центральной Америки, высказывавшие мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем, и жители Юго-Восточной Африки, называвшие их «первым народом». Что же касается причин превращения части людей в обезьян, то здесь мнения расходятся. В некоторых индийских мифах повествуется о племени кровожадных людоедов, побежденных людьми и оттесненных ими в глухие леса. Там каннибалы совершенно одичали и со временем превратились в обезьян. С этими мифами перекликаются предания африканских племен бамбути и эфе, гласящие о том, что шимпанзе – это древнее племя людей, изгнанное в дремучие леса другими племенами за свой злобный и неуживчивый нрав.

Данные мифы становятся еще более убедительными, если учесть что вопреки общепринятой теории эволюции, многочисленные эксперименты, проведенные учеными над человекообразными приматами, убедительно доказывают, что никакое обучение и воспитание не способно помочь обезьяне стать человеком. С другой стороны, человек, надолго оторванный от цивилизованного общества, легко приходит в дикое состояние, если только он не обладает большой силой воли и поразительным трудолюбием. Примеров тому, как изолированный от благ цивилизации человек опускался до уровня животного, в истории имеется великое множество.

По свидетельству многих христианских миссионеров, проповедовавших неграм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют говорить, но благоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.

В религии многих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священного животного. В Египте бабуин рассматривался как символ мудрости, в Китае самка гиббона олицетворяла материнскую заботливость, а в Японии игрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом. Однако настоящее раздолье обезьянам в Индии. Там и поныне существуют посвященные им храмы, где обезьяны беззаботно проживают на полном казенном обеспечении.

Несмотря на то что макаки, буквально наводняющие штаты Индии, наносят серьёзный ущерб сельскому хозяйству страны, забираются в дома, воруют и портят вещи, а иногда даже похищают детей, они, тем не менее, пользуются полной неприкосновенностью, их даже нельзя прогонять.

В христианстве обезьяне не дозволены подобные вольности, поскольку церковь заклеймила ее как олицетворение порочных страстей, как символ идолопоклонства и дьявольских ересей. В христианской живописи обезьяна с яблоком в зубах олицетворяла грехопадение Адама и Евы.


Характеристику человека, рожденного в год Обезьяны, можно почитать .

Ниже приведено описание гороскопа Обезьяны, с уточнением по знакам Зодиака:

(Выберите интересующий вариант)


Обезьяна

Отношение к обезьянам как к символу неоднозначно и во многом зависит от принадлежности к Восточной или Западной культуре.

Европейские страхи

В христианском мире животное представляет человеческие пороки, так как ассоциируется с карнавалом, шутовством и актёрством. Во французской традиции обезьяна ассоциируется с любовью. В английском и немецком языке присутствуют словосочетания с упоминанием приматов, обозначающие выпившего человека.

Азиатское восхищение

Восточные народы отождествляют животное с молниеносной быстротой, ловкостью, осторожностью. В Индии, Египте обезьяна представляет храбрость, самоотверженность и ловкость. В Древней Мексике животное символично представляло ветер. В Египте бабуин - олицетворение мудрости.

В Древнем Китае гиббон был символом материнской любви. Японцы до сих пор считают, что символ обезьяны оберегает детей. В Мексике животным поклоняются как воплощению своих умерших предков. Китайское искусство благоустройства дома фэн-шуй символ обезьяны определяет как защиту от неудач и хитроумие.

Культовое мясо

Считается, что обезьяны очень . Они имеют крупный мозг - признанный деликатес в Африке, Китае, Южной Азии. По мнению едоков с мясом животного передаётся мудрость, чувство юмора, остроумие, замечательная память.

Древнекитайская мифология способность быстро бегать передаёт с мясом большой обезьяны. Одна из японских сказок повествует о том, что болезнь жены подводного царя лечили обезьяньей печенью.

Религиозные культы

Обожествление приматов выражается в изображении богов в их облике. Речное божество Учжици в Древнем Китае имело тело животного. В буддизме обезьяна является раним воплощением Будды, но может представлять также уродство, обман, жадность, ненасытность в удовлетворении чувственных желаний.

В индуизме соратником Рамы считается обезьяноподобный бог Хануман (имеющий разбитую челюсть), который наделён огромной силой и способностями летать, менять размеры и облик. Челюсть сломал ещё маленькому несмышлёнышу бог грозы Индра (славянский Перун), метнув копьё. Являясь сыном бога ветра Вайю, Хануман символизирует дар целительства, плодородие.

В Индии до сих пор сохранились храмы, где обезьяны живут на правах священного животного. Наводнившие штаты Индии макаки, доставляющие немало неприятностей людям, тем не менее они остаются неприкосновенными для местных жителей.

Три контролёра

Широко известна композиция из трёх обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот - не видеть, не слышать, не говорить о дурном. Предположительно эти образы появились из японских верований в трёх сущностей, живущих в каждом человеке.

Они наблюдают за поступками хозяина и два раза в месяц во время сна докладывают Владыке Неба о совершённом зле. Во избежание небесной кары за неблаговидные поступки в «отчётные периоды» последователи веры проводят ночные бдения, отказываясь от сна. Символ трёх обезьян оберегает владельца от клеветы и навета.

Люди от обезьян и наоборот

Легенды разных народов утверждают, что обезьяны - это одичавшие некогда люди. Подобные мифы живы у индейцев Центральной Америки и у аборигенов Юrо-Восточной Африки. Мифология древних греков упоминает остров Питекуса (обезьяний), население которого, племя керкопов, было превращено в животных за постоянное враньё.

В Тибете и Южном Китае наоборот, с гордостью признают происхождение своего рода от животных. Вероятно, это связано с тотемностью древних символов, так же как и племена на Руси отождествлялись с медведем, лосем и другими представителями фауны.

В буддизме священная обезьяна, от которой пошёл род тибетцев - воплощение святого (бодхисатву) Авалокитешвара. Каждый далай-лама, являющийся духовным отцом местных жителей, считается земным воплощением этого божества.

Искусство и природа

Средневековья признали образ обезьяны аллегорией изобразительного искусства, так как считали творчество людей лишь подражанием созидательству Природы. Обезьяны проложили дорогу в космос для людей, предварительно облетев вокруг земли из Америки. До сих пор на животных проводят медицинские опыты, используя физиологическое и психологическое сходство с людьми.

Обезьян держат в качестве домашних животных, которые в некоторых случаях выполняют функции служебных животных для инвалидов. В туризме и фермерстве приматы часто выступают в роли вредителей, причиняющих значительный ущерб доходности бизнеса и имуществу людей.

Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
«Ничего не вижу», слова Л. Ошанина , музыка О. Фельцмана , популярные исполнители: Эдита Пьеха и Тамара Миансарова

Многим известен древний восточный символ - три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая - уши, а третья - рот. Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай , и Индию , и даже Африку , но родина трех обезьян - все-таки Япония . Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару » созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке . Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Биологический вид трех обезьян

Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata ), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны », греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано .

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия - при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению - использование трех обезьян в виде нэцкэ . Нэцкэ (нэцукэ ) - деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия». Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры .

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии .

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy ) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan ), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу - не слышу...», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[...]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn"t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn"t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn"t speak it)
[...]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth , с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead ) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой (Madeleine Albright ), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября - нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б . Цуба - легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

В известном синтоистском святилище Никко Тосё-гу в японском городе Никко находится произведение искусства, известное во всем мире. Резное панно с изображением трех мудрых обезьян расположено над дверью этого храма с XVII века. Сделанная скульптором Хидари Дзингоро резьба представляет собой иллюстрацию известной фразы «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу».

Три мудрых обезьяны./ Фото: noomarketing.net

Считается, что эта пословица пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской философии. Она представляет собой три догмы, которые символизируют житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами — только одна маленькая часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.


Три обезьяны в святыне Тосё-гу в Никко, Япония.

Всего существует 8 панелей, которые представляют собой «Кодекс поведения», разработанный известным китайским философом Конфуцием. В сборнике изречений философа «Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности; не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.


Плакат времен Второй мировой, адресованный участникам Манхэттенского проекта.

Обезьяны на резной панели — японские макаки, которые очень распространены в Стране восходящего Солнца. На панели обезьяны сидят в ряд, первая из ни закрывает себе лапами уши, вторая закрывает рот, а третья вырезана с закрытыми глазами.

Обезьяны широко известны как «не вижу, не слышу, не говорю», но на самом деле, у них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут Кикадзару, которая закрыла себе рот, — Ивадзару, а Мидзару закрывает глаза.


Три мудрые обезьяны на пляже в Барселоне.

Имена, вероятно, являются игрой слов, поскольку они все заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну. Второе значение этого слова — «уходить», то есть каждое слово можно интерпретировать как фразу, направленную на зло.

Вместе эта композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения, Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, только для коммерческих целей.


Литье из латуни.

Обезьяны представляют собой подход к жизни в религиях синто и косин. Историки считают, что символу трех обезьян приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих синто.

Самый старый памятник косин.

Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в 1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три.