Бальные танцы XIX века. Чешский танец

Перед началом программы я признался своей коллеге Лене Патлатой, что очень люблю польку. «Как, Либор» – закричала Лена, - «ты собрался жениться? Уезжаешь в Польшу». «Нет» – успокоил ее я - «полька – это еще и танец такой». Лена сразу успокоилась, а я научил ее танцевать польку. Видели бы вы, дорогие слушатели, как мы с Леной танцевали. Прямо в этой студии, за несколько минут до начала программы. Знаете, под какую музыку?

Слушайте. Звучит полька композитора Юлиуса Фучика. Она называется «Старый ворчун». Кстати, меня Лена так часто называет. Ворчуном старым. Хотя вовсе я не старый, да и ворчу редко…

Вот вы сейчас послушали польку. И сразу вспомнили адрес, по которому вы можете присылать письма к нам на радио. 123056, Россия, Москва, улица Юлиуса Фучика 12, Национальное туристическое управление Чехии, для «Радио Прага». Правда, тот Юлиус Фучик просто однофамилец композитора, польку которого вы слушали. Вообще, мало кто знает, что полька – национальный чешский, а никак не польский танец. Тогда почему он называется «Полька»? Точно никто в Чехии не знает. Однако есть теория, что танец назвали полькой в честь поляков. Полька возникла как раз во время знаменитого польского восстания в тридцатые года девятнадцатого века. А чешские композиторы так симпатизировали полякам и их восстанию, что и назвали танец в их честь – «полькой».

Послушайте еще одну польку. Композитор Карел Коваржовиц. Закройте глаза и представьте восставших польских шахтеров. Почему? Потому что полька называется «Шахтерской».

Самый знаменитый чешский композитор Бедржих Сметана (а фамилия его правильно произносится Сметана, с ударением на «е», а никак не Сметана) писал не только симфонии и оперы, но работал и в танцевальном жанре. Балеты, правда, не писал, а вот полек сочинил больше, чем какой-либо другой чешский композитор. Сейчас мы послушаем польку, написанную для фортепиано. И называется она «Полька Луизы».

Ну, а самая знаменитая чешская полька называется «Skoda Lasky», я бы перевел это название на русский язык, как «Я жалею о любви». Ее написал композитор Ярослав Вейвода. И было это в 1934 году. Во время второй мировой войны эта полька прославилась на весь мир. Кто ее только не исполнял. Более того, эту польку перевели на несколько языков. Немецкий, английский, французский, итальянский. Полька «Skoda lasky» звучала по разные стороны войны. В прошлом году в общенациональном чешском голосовании именно эта полька была признана «Хитом двадцатого века». Давайте послушаем. А я с вами прощаюсь, выключаю микрофон и начинаю танцевать. Присоединяйтесь! До скорой встречи, в студии работал Либор Кукал.

На русских в XIX веке программа танцевального вечера - количество и последовательность танцев - варьировалась в зависимости от : на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись - как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез - или польский, всегда открывал придворные . В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй - императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала - во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара - она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой - вереница польского могла следовать и в другие комнаты. Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах - кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй - к третьей и т. д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.


Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.

Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки - можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па - более спокойный, и французский, более живой - в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт...

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.

В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец - полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца - полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

«Бравурный», или краковский, стиль - характерный для провинциальных балов - отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу - за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца - чаще от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т. п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги...).
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка - эти танцы были основными на русских балах, при §том, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп - игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XIX века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, краковяк, a la Greque, русская кадриль, английская кадриль, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XIX века появляется лансье - танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр. - танцы конца XIX и начала XX вв.

Танцы-соло
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены: тирольский вальс, казачок, матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго, весталка...
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца: русская пляска и па де шаль. Па де шаль - возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц - они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т. п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Напоследок, из афоризмов 19-го века. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».

И танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность?

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI-XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне. Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой - рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами.

Пение и танцы в Чехии сопровождались игрой на волынке и скрипке. Когда-то популярной была народная арфа, позднее добавилась флейта. В начале XIX века в чешской деревне появляются оркестры. В них входили скрипки, валторны, цимбалы, кларнеты, флейты и даже контрабасы.

На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы. Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие.

Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Первоначальная форма всех чешских танцев, обрядовых и не обрядовых - круговая. Старинные круговые танцы были женские, мужские и смешанные. Из круговых танцев возникли танцы, называемые точивыми. Их характерными чертами являются кружение пары на месте как основное движение и импровизация.

Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все. Год создания: 1834 Полька - это веселый танец из Богемии, который танцуют то в открытой, то в закрытой позиции с ритмом 2/4. Полька по происхождению - чешский крестьянский танец из восточной Богемии (сейчас - часть Чехии). Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги , танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

Традиция балов в Чехии живет и в XXI веке. В отличие от других стран, на балах тут танцуют не только «сливки» общества, но и обычные граждане. Сезон балов обычно начинается в феврале, когда по церковному календарю оканчивается время поста. Сегодня эти сроки не соблюдаются точно, поэтому балы проходят и в декабре.

Из народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В России живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки - на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка - правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» - плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях.

На Карловом мосту в Праге можно увидеть женщину-привидение. Чехи знают, что ни при каких обстоятельствах с ней нельзя танцевать, иначе вы не сможете остановиться, и она затанцует вас до смерти.

Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки, причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше. Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры.

Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта - на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива , он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки, «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4.

Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами

Консультанты: Любуша Генькова, Штефан Носал, Йозеф Квочак, Тибор Андрашован

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI-XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне.

Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой - рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами. На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы.

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие. Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца.

Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки - на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка - правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки.

Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» - плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях. Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки , причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше.

Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры. Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта - на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива, он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки , «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4. Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

Красненского района Белгородской области

Конспект занятия в группе 2-го г.о. хореографической студии «Дина-Данс»

Тема занятия: «Чешский народный танец».

Подготовила и провела

Педагог дополнительного

Образования Дешина И.Н.

Красное-2017

Характерные особенности чешского народного танца. Особенности чешского народного костюма. Чешская полька – основной ход и элементы.

Цель занятия: формирование целостного представления о характере и особенности чешского народного танца;

изучение основных движений танца «Чешская полька».

Основные задачи:

В обучении

- дать целостное представление об особенностях чешского танца на примере польки;

Разучить танцевальные элементы Польки;

В развитии

- развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве;

Развить музыкальный слух, чувство ритма;

В воспитании

Воспитать умение работать в паре, в ансамбле;

Воспитывать уважение к танцевальной культуре других народов.

Используемое оборудование: магнитола, компакт диски, флешка.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Оргмомент.

Педагог спрашивает детей - танцы каких народов известны им. (ответы ребят). Затем учитель рассказывает о теме занятия. О том, что у каждого народа есть своя история, своя музыка, свой танец и своя манера исполнения.

  1. Разминка.

Дети двигаются шагом с носка по кругу, змейкой, с перестроением в одну колонну, в две колонны, на полупальцах, на пятках. Ученики выполняют основные танцевальные шаги: подскоки, галоп, бег «лошадки», прыжки с продвижением вперёд, поочерёдно на правой, на левой ноге и т. д.. Музыкальное сопровождение по желанию педагога.

Музыкальный материал подбирается согласно характеру танца, желательно чередовать быструю музыку с медленной.

  1. Основная часть.

На предыдущем уроке ребятам даётся задание поработать с компьютером, найти информацию о танце Полька.

Учитель дополняет рассказ детей, говорит о том, что Полька- танец парный, музыкальный размер 2/4, темп - быстрый. Что Польку, поистине, можно назвать интернациональным танцем и каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои черты и колорит. Полька- это и концертный и социальный танец. Балетмейстеры ставят польку для демонстрации на сцене. А на вечеринках, корпоративах и балах полька танцуется с любым партнёром под подходящую музыку.

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственна легкость, живость, но, наряду с этим, плавность, целомудрие.

Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все.

Название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.

Из народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Польки писали Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус- сын.

Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского . Существуют польки венгерская , немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В нашей стране живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.

  1. Просмотр видео и прослушивание музыки «Чешская полька»
  2. Особенности костюма.
  1. Разучивание танцевальных элементов.

Основные элементы танца «Полька»

Полька и сейчас популярна, ее танцуют на конкурсах и танцевальных вечерах.

М/Р - 2/4, 4/4, темп умеренно быстрый.

Подготовительные и основные движения И. П. - Зп, 1п, 6п.

Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который исполняется легко и «воздушно» с акцентами на подскоках, с разной манерой исполнения. Подскок является главным составным элементом па польки, имеет несколько вариантов исполнения.

Вначале движения исполняются по 6п (при этом необходимо следить, чтобы колени и каблуки были сомкнуты), затем по 1п и по Зп (с П. Н. и с Л. Н.). В этом случае необходимо добиваться отведения колен в стороны. Колени расслабляются только после полного опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня касается пола всей плоскостью подушечки. Корпус должен сохранять прямое положение.

Сгибание исполняется многократно П. Н., затем Л. Н., а также переменно П. Н. и Л. Н.; по Зп чередуются положения у щиколотки впереди и позади, ступня должна быть вытянута.

Сгибание ноги можно соединить с подъемом на полупальцы: на счет «раз» - подъем, на счет «и» - опускание. В дальнейшем это движение исполняется на одну восьмую долю такта.

Переступания (один такт). Затакт: «и» - сгибание П. Н. и подъем на полупальцы Л. Н.; «раз» - шаг П. Н. на месте; «и» - шаг Л. Н. на месте; «два» - шаг П. Н. на месте; «и» - Л. Н. опускается в позицию. При продолжении движения Л. Н. остается в положении у щиколотки и исполняется подъем на полупальцы П. Н. как затактовое движение.

Переступания исполняются переменно с П. Н. и с Л. Н. Сгибание можно заменить отведением ноги вперед, в сторону или назад с подъемом на воздух (положение выворотное, колено прямое).

Переступания исполняются также с продвижением, и первый шаг исполняется вперед, вправо (П. Н.), влево (Л. Н.) или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка, третий шаг - в заданном направлении.

Подскоки (одна восьмая такта). Исполняются небольшие прыжки на низких полупальцах по 6п и по Зп.

На месте чаще используется поворот (90°), и за четыре движения исполняется полный поворот (360°).

С продвижением шаги обычно исполняются в сторону переменно П. Н. и Л. Н. в повороте (180е) на каждом подскоке.

Па польки - основной ход танца, исполняется по 6п и по Зп с П. Н. и с Л. Н. Во всех случаях предварительно исполняется затактовое движение.

Па польки по Зп. И. П. - Зп. Это движение используется в общепринятой польке. Исполняется на месте, с продвижением вперед, назад и в сторону, а также в повороте.

Затакт: «и» - подскок на Л. Н., П. Н. отводится на воздух: вперед при движении вперед или на месте, назад при движении назад, вправо при движении в сторону. «Раз» - шаг П. Н. вперед; «и» - шаг-приставка Л. Н. в Зп назад; «два» - шаг П. Н. вперед; «и» - Л. Н. сгибается и приближается к П. Н., положение у щиколотки не подчеркивается. При продолжении польки исполняется затактовое движение Л. Н.

Па польки на месте исполняется по аналогичной схеме, шаги исполняются по Зп.

Па польки назад начинается с затактового движения назад, и шаг-приставка исполняется в Зп вперед.

Па польки в сторону исполняется вправо (П. Н.) и влево (Л. Н.). Шаг-приставка исполняется в Зп вперед.

Па польки в повороте исполняется с вращением вправо или влево на подскоках. На месте поворот небольшой (45°, 90е). С продвижением исполняется полуповорот (180°) на каждом подскоке, и чередуются па польки вперед и назад, вправо и влево (с П. Н. и с Л. Н.).

В польке по Зп необходимо следить, чтобы все движения исполнялись выворотно. Здесь особенно важно добиться точности положений. Нельзя забывать, что все шаги исполняются на низких полупальцах так же, как и подскоки. Свободная нога проводится вперед или назад, близко к опорной ноге с присогнутым коленом. При отведении ноги на воздух ее не следует подбрасьшать. Отведение должно быть невысоким и сдержанным. Колени и ступня, отведенные на воздух, должны быть выпрямлены.

Па польки по 6п. И. П. - 6п. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад и в повороте по схеме переступаний. Затактовое движение исполняется с подскоком.

Па галопа (одна четверть такта). И. П. - 6п, Зп.

Движение исполняется вправо (с П. Н.) и влево (с Л. Н.).

«Раз» - шаг П. Н. вправо; «и» - шаг-приставка Л. Н. в 6п с легким прыжком с П. Н. на Л. Н.

На шагах подушечка ноги скользит по полу. Колени постоянно расслаблены. Скользящий характер движения подчеркивается тем, что покачивания вверх-вниз не должны быть заметными.

В современной польке движение чаще исполняется по 6п. По Зпв И. П. П. Н. впереди при движении вправо, Л. Н. впереди при движении влево. На шаге-приставке нога ставится в Зп назад. Не исключается исполнение движения по 1п. Наклон корпуса в сторону движения.

Па галопа можно многократно повторить в одном направлении. Для перемены направления используются шаг в сторону движения (счет «раз») и приставка (счет «два»).

Для быстрой смены направления вместо шага-приставки (счет «и») исполняется приставка или притоп без переноса тяжести тела.

Галоп можно закончить шагом с отведением ноги на каблук (счет «раз») с последующим сгибанием ноги в положение у щиколотки позади (счет «два»). При этом сохраняется приседание на опорной ноге.

2.2. Первоначальный вариант полек – чешская полька

Танец свободной композиции, широко использующий все основные движения, положения и позы, принятые в польке. Характер танца веселый, бодрый, подвижный.

М/Р - 2/4, темп умеренно быстрый.

Основные положения в паре и соединения рук

Открытое положение (Д - справа).

A. П. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены в 1п (рис. 2.1. а).
Б. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп (рис. 2.1. б).

B. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп, Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены перед К (рис. 2.2. в).

Рис. 2.1.

Г. Руки соединены накрест; Л. Р. (Д) сверху (рис. 2.2. г). Закрытое положение.

A. Руки разъединены.

Б. Обе руки соединены во 2п, или П. Р. (К) и Л. Р. (Д) (рис. 2.2. д).

B. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп (рис. 2.3. е). Аналогично соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д).

Б. Левое. Аналогично соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д).


Рис. 2.3.

Противоположное положение.

П. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены во 2п (рис. 2.4. и).

Свободные руки могут быть в исходной позиции. К может перевести руку за спину, Д может поддерживать руками край юбки . В Зп руки должны быть округлены.

______________________________________________________

Полька в открытом положении (2 такта). И. П. - лицом по Л. Т., Зп (впереди: К - Л. Н., Д-П. Н.).

1-2 такты: два па польки вперед (К - с Л. Н., с П. Н.; Д - с П. Н., с Л. Н.).

В паре. И. П. - открытое положение (рис. 2.1. а).

Движение исполняется с небольшим наклоном головы друг от друга и друг к другу.

Обход К (4 такта). И. П.-лицом по Л. Т., Зп (впереди: К - Л. Н., Д - П. Н.).

1-4 такты: четыре па польки. К - на месте, начинает с Л. Н. с постепенным поворотом влево; Д - вперед по небольшому кругу по Л. Т., начинает с П. Н. К. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

В паре. И. П. - открытое положение (рис. 2.1.а).

Д обходит К по маленькому кругу по Л. Т. К. П. - закрытое положение. Руки можно разъединить, а также соединить в замкнутой позиции или во 2п.

Полька с разворотом (2 такта). И. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц, Зп (впереди: К - Л. Н.; Д -П. Н.).

1 такт: па польки по Л. Т. (К-с Л. Н. влево; Д - с П. Н. вправо).

2 такт: поворот (90°) (К - влево; Д - вправо) и па польки вперед по Л. Т. (К -с П. Н.; Д - с Л. Н.). К. П. - лицом по Л. Т. или для повторения движения в конце исполняется поворот (90°) (К - вправо; Д - влево). К. П. - И. П.

В паре. И. П. - закрытое положение (рис. 2.3. ж). На 2 такте К и Д принимают открытое положение (рис. 2.1. а).

______________________________________________________

Смена рук в боковых положениях (2 такта). И. П.: К - лицом, Д - спиной по Л. Т., ноги в Зп (П. Н. впереди).

Затакт: «и» - затактовое движение (К-с П. Н.; Д - с Л. Н.).

1 такт: па польки по Л. Т. (К - с П. Н. вперед; Д -с Л. Н. назад). Поворот корпуса влево.

2 такт: па польки по Л. Т. (К - с Л. Н. вперед; Д - с П. Н. назад). Поворот корпуса вправо. К. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

В паре. И. П. - закрытое положение, руки разъединены.

На 1 такте К иД принимают правое боковое положение, соединяются П. Р. (К) и П. Р. (Д) (рис. 2.1. з). На 2 такте К и Д принимают левое боковое положение, соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) и т. д.

Соло-поворот Д (2 такта). И. П. - лицом по Л. Т., Зп (впереди: К - Л. Н.; Д-П. Н.).

1-2 такты: К-два па польки вперед по Л. Т. (Л. Н., П. Н.), Д - полька в повороте вправо с П. Н. К. П.: К - лицом, Д - спиной по Л. Т. При продолжении движения Д исполняет в конце поворот (180°) до И. П.

В паре. И. П. - открытое положение, руки соединены накрест (рис. 2.2. г).

К исполняет движение с небольшим продвижением. Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) разъединяются; Д исполняет поворот под соединенными руками с продвижением чуть впереди К.

Д может исполнить поворот на подскоках.

В паре. И. П. - открытое положение, руки соединены в 1п (рис. 2.1. а).

Д исполняет два шага с подскоком в повороте (180°) влево под соединенными руками. К. П. - закрытое положение, руки разъединены.

Повороты можно исполнить в более сложных сочетаниях. Например:

Повороты Д под руками (4 такта). И. П.: К - лицом, Д - спиной по Л. Т., Зп (впереди: К -Л. Н.; Д -П. Н.).

Партнер (К). 1-3 такты: три па польки вперед по Л. Т. начинает с Л. Н.

Партнерша (Д). 1-2 такты: два па польки в повороте (360°) вправо (назад с Л. Н.; вперед с П. Н.). 3 такт: па польки назад с Л. Н. в полном повороте влево. 4 такт: шаг П. Н. вперед (К - по Л. Т.; Д - против Л. Т.) и приставка Л. Н. в Зп (К - вперед; Д - назад).

В польке чаще исполняется правый поворот.

1такт: па польки по Л. Т. в повороте вправо (К - с Л. Н. влево; Д - с П. Н. вправо). К. П.: К - лицом, Д - спиной к Ц.

2такт: па польки по Л. Т. в повороте вправо (К - с П. Н. вправо; Д - с Л. Н. влево). К. П. - И. П.

В паре. И. П. - закрытое положение, замкнутая позиция рук.

Исполняя переступания, К и Д обходят друг друга против Л. Т. На 1 такте шаги шире у К, на 2 такте - у Д. Руки не разъединяются, К и Д должны постоянно находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. На каждом такте исполняется небольшой наклон корпуса по Л. Т.

Повороты в паре можно многократно повторить.

Па галопа. И. П. - 6п. Исполняется в различных положениях в паре и с поворотами.

Галоп в закрытом положении (2 такта). И. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

1 такт: два па галопа по Л. Т. (К - влево; Д - вправо).

2 такт: шаг по Л. Т. (К - Л. Н. влево; Д - П. Н. вправо) и приставка в Зп вперед (К - П. Н.; Д - Л. Н.).

Галоп исполняется с небольшим наклоном корпуса в сторону движения. Галоп можно исполнить против Л. Т., в этом случае К исполняет движения Д, и наоборот.

Руки могут быть соединены также в замкнутой позиции.

Па галопа можно исполнить на любое нечетное количество тактов и закончить шагом с приставкой.

Галоп с поворотом (4 такта). И. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

1-2 такты: три па галопа (К - влево; Д - вправо). В конце исполняется поворот (180°) (К - влево на Л. Н.; Д - вправо на П. Н.). К. П.: К - лицом, Д - спиной к Ц. 3-4 такты: три па галопа (К - вправо; Д - влево). В конце исполняется поворот (180°) (К - вправо на П. Н.; Д - влево на Л. Н.). К. П. - И. П.

В паре. И. П. - закрытое положение, руки соединены во 2п.

В конце 2 такта соединенные П. Р. (К) и Л. Р. (Д) проводятся вперед, Л. Р. (К) и П. Р. (Д) разъединяются, К и Д принимают противоположное положение (рис. 2.4. и).

Соединение № 3 (16 тактов). И. П. - закрытое положение, руки соединены во 2п (К - спиной, Д - лицом к Ц).

1-2 такты: галоп в закрытом положении по Л. Т. 3-4 такты: галоп в закрытом положении против Л. Т. 5-8 такты: две польки с поворотом. 9-12 такты: обход К. 13-16 такты: два поворота в паре. С первым шагом К и Д принимают закрытое положение, замкнутую позицию рук. К. П. - И. П.

Соединение № 4 (16 тактов). И. П. - закрытое положение, руки разъединены (К - спиной, Д - лицом к Ц).

1-4 такты: переход спиной (до-за-до). К. П.: К - лицом, Д - спиной к Ц. 5-8 такты: переход спиной (до-за-до). К. П. - лицом по Л. Т., открытое положение, руки соединены в Зп (рис. 2.1. б). 9-10 такты: соло-поворот Д. 11 --12 такты: поворот в паре. 13-16 такты: повторение движений 9-12 тактов. К. П. - И. П.

Соединение № 5 (16 тактов). И. П. - закрытое положение, руки в замкнутой позиции (К - спиной, Д - лицом к Ц).

1-4 такты: два поворота в паре. К. П. - И. П. 5-8 такты: галоп с поворотом. К. П. - лицом по Л. Т. Открытое положение, руки соединены в 1п (рис. 2.1. а). 9-11 такты: полька в открытом положении (П. Н., Л. Н., П. Нтакт: соло-поворот Д на подскоках. К. П. - закрытое положение (К - лицом, Д - спиной по Л. Т.), руки разъединены. 13-14 такты: смена рук в боковых положениях. 15 такт: повторение движений 13 такта. 16 такт: совместный поворот на подскоках из бокового положения. К. П. - И. П.

Соединение № 6 (16 тактов). И. П. - открытое положение лицом по Л. Т., руки соединены накрест (рис. 2.2. г).

  1. Заключительная часть. (5 мин.)

В заключительной части урока выполняются движения на восстановление дыхания, одновременно повторяются позиции ног и рук.

Учитель интересуется, понравился ли ребятам урок, что нового они узнали. Благодарит детей за старание.

Поклон. Уход из зала.

Список использованной литературы:

1. Бальсевич В. К. Запорожанов В. А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 19с.

2. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка№ 1. - С.23-25.

3. Кряж В. Н. Гимнастика, ритм, пластика / В. Н. Кряж, Э. В. Ветошкина. – Минск: Полымя, 19с.

4. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика / Т. С. Лисицкая. - М.: Физкультура и спорт, 19с.

5. Лифиц А. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений / А. Лифиц. - М.: Академия, 19с.

6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития на уроках ритмики / Э. Я. Степаненкова. - М., 20с.

7. Тарасов Н. И. Классический танец / Н. И. Тарасов - М., 19с.

8. Филатов С. В. От образного слова - к выразительному движению / С. В.Филатов - М.: Педагогика, 19с.

9. Франио Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц. - М.: Музыка, 19с.

10. Уральская В. И. Рождение танца / В. И. Уральская. - М.: Советская Россия, 19с.