Жена мармеладова в романе преступление и наказание. Cочинение «Описание и характеристика семьи Мармеладовых. Описание и характеристика семьи Мармеладовых

Исковский и Твардовский – новокрестьянские поэты 1930-х гг. Тяготение к поэмам. Исаковский – песенник («Катюша»).

«Василий Теркин» - поэма (1941-45 гг.).

Жанр

Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете "Красноармейская правда". Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал: "Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела". Жанровое определение "книга" сложнее, шире, универсальнее, чем традиционное определение "поэма". Все-таки "поэма" ассоциируется прежде всего (срабатывает память жанра и законы читательского восприятия) с классикой, с литературой – с классической, но литературой, например, с "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, с "Полтавой" А.С. Пушкина... Твардовский же интуитивно стремился уйти от литературной жанровой традиции – "литературности", "универсализовать" жанр своего произведения, быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить эффект подлинности литературного вымысла.

Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.

Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

Главный герой поэмы – война (эпический персонаж). В поэме вообще эпический характер. «Василий Теркин» - народная эпопея.

Стилевое своеобразие

Бунин: подлинная народность, нет стилизации. Сочетание трагического с веселым (это важно на войне – разрядка, шутка). Но трагическое превалирует. Философское осмысление противостояния с фашистами (древнерусская традиция изображения боя – один на один с немцев, поединок со смертью). Мотивы дороги (и занятого, оккупированного дома). Лейтмотив – тоска по дому.

Поэма реалистическая, документальность, точность, очерковость, ложная фрагментарность (связь через сквозные мотивы). Минимализм. Глава «переправа» задает ритмическое звучание. Река – Стикс, смерть, переправа через жизнь (берег левый, берег правый). Комические припевки (Тула-Тула, это ж я, Тула, Родина моя) сочетается с трагическим содержанием. Отсылка к Пушкину («Светит месяц, ночь ясна» - погребальная песня).

Композиционные повторы, сюжетные скрепы. Каждая глава – цельное самостоятельное произведение (новеллистическое). Преодоление соблазна сюжетности. Элементы сюжетности в рассказе о танкистах (дед и баба). Не исчерпывается ни хроникальностью, ни художественностью. Панорамность. Не сводимость к фабуле и сюжету. Поединок солдата и смерти – выход на философский план. Первый уровень композиционной организации – переклички, повторы (Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле ), эпитеты, метафоры, рифмы (нагнетание), (бедные рифмы – кисет-нет-бед). Эффект растерянности, опустошения души. Ракурс фольклора, традиций. Пословицы, поговорки, присказки – малые фольклорные жанры.

Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.

Одна из центральных функций пословиц и поговорок в поэме "Василий Теркин" - это функция создания образа главного героя и других русских воинов. Василий Теркин - носитель житейской мудрости, которую он стремится выразить в лаконичной форме. Пословицы и поговорки наилучшим образом подходят к этой цели.

В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина.

все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден. Эпизоды с отступлениями.

Герой – лидер. Изначально необычный, потом обыкновенный (стремление к типизации). две войны – первая финская кампания, и вторая мировая. Обобщенный образ, раздваивается в конце (Василий и Иван Теркины. Потеря сына). Стремление к правде – и у героя, и у автора. Образ автора важен и выходит на первый план (начинает и заканчивает поэму). Автор и герой – крестьяне.

Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Помимо Теркина и второстепенных персонажей, в книге важную роль играет автор-поэт. Автор – посредник между героем и читателем, ведет свободный разговор с читателем, присутствие которого тоже ощущается в поэме. Кроме "эпических" глав в книге есть четыре "лирические" главы "От автора". В них автор то представляет своего героя читателю, то размышляет о сюжете самой книги. Чувства и мысли Теркина – это в то же время чувства и мысли самого автора и всего народа.

С читателем постоянно ведется доверительный разговор, вопросы. автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями

Урок литературы в 8-м классе "Русский чудо-богатырь!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин")

Эпиграф к уроку:

Богатырь не тот, что в сказке –

Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски, …

В муках твёрд и в горе горд…

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

Цели урока: 1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оформление доски: эпиграф к уроку, портрет А. Твардовского, картина

Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Ход урока:

I. Беседа.

Учитель: Перевёрнуты последние страницы поэмы «Василий Тёркин».

Вам понравилась она? Расскажите, что именно понравилось в ней.

Учитель: Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?

| «Книга про бойца».

Учитель: В каких условиях и когда А. Твардовский писал это произведение.

| - Писал в годы войны.

Первые главы появились в 1942 г.

Был военным корреспондентом во фронтовых газетах.

Участник войны, несколько раз выходил из окружения.

Был там, где был его герой и читатели его произведения.

Вместе с бойцами сам испытал тяготы войны.

в дождь, укрывшись плащ – палаткой,

Иль, зубами сняв перчатку,

На ветру, в лютый мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей

Учитель: К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».

Учитель: Что представляет собой каждая глава поэмы?

| - Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего их 30

глав.

Но они объединены одним главным героем – Василием

Тёркиным.

| - Поэма создавалась в страшные годы войны.

могли знать предыдущих глав.

Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.

Учитель: Понравилась ли поэма бойцам? Как они отнеслись к ней?

| - Книга стала очень популярной.

Она стала дорога каждому бойцу.

Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.

Им полюбился главный герой.

Каждый хотел быть похожим на него.

Благодаря этой книге в каждой роте появились свои В. Тёркины, свои балагуры, свои весельчаки.

Василий Тёркин стал душой солдат.

Вместе с Тёркиным бойцы поднимались на новые атаки.

Они легче переносили все тяготы войны, все лишения.

Учитель: Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?

| - Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.

Но были бойцы, чем-то похожие на него.

Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.

Учитель: Ребята, А. Твардовский, в поэме через своего героя хотел показать, каким должен быть боец, или были у него другие цели?

Учитель: Боец Байдужий говорил: «Ваша поэма – энциклопедия фронтовой жизни бойца».

Энциклопедия – это научное справочное пособие.

Учитель: Бойцам книга очень понравилась. Они полюбили главного героя.

А вам нравится Василий Тёркин? Какой он? Что вы хотите сказать о нём?

Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.

Совершал героические подвиги:

Он переплыл реку (глава «Переправа»), сбил из винтовки немецкий самолет

(глава «Кто стрелял?»)

Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.

Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)

Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.

Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.

Уважает старших (глава «Два солдата»)

Смекалистый.

Умный, рассудительный.

Мастер на все руки – починил часы, сделал развод у пилы.

Любит Родину.

Чтение эпиграфа: Богатырь не тот, что в сказке

Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски, …

В муках твёрд и в горе горд…

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

Учитель: Благодаря таким солдатам, как Василий Тёркин, была одержана победа над врагом. Ведь немцы дошли почти до Москвы.

II. Работа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».

Учитель: Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василие Тёркине?

| На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Но и в эту весёлую минуту - характерная черта – Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: дома вы должны были выписать из произведения определения, характеризующие Василия Тёркина. Прочитайте, пожалуйста, их.

«Лихой солдат»

«Богатырь»

«Человек простой закваски»

«Серьезный, потешный»

«Святой и грешный

Русский чудо-человек»

«В муках горд и в горе твёрд»

«Только взял гармонь трёхрядку

Сразу видно – гармонист»

«Любимец взводный»

«Орёл»

«Ну просто воин»

«Русский труженик – солдат»

«Жизнью Тёртый человек

IV. Продолжение беседы.

Учитель: Итак, вы прочитали поэму «Василий Тёркин». Как читается произведение?

(легко)

Учитель: Почему?

| - написал интересно.

| - написал живым народным языком.

Поэма близка к устному народному творчеству (много пословиц,

поговорок, шуток, юмора)

Учитель: Попробуем найти юмор в произведении

1. Глава «Переправа»

Василий Тёркин просит погреться изнутри.

Дали ему 1 стопку, но он просит ещё.

2. Глава «Кто стрелял?»

Василий Тёркин рассуждает, в какое время года лучше погибнуть на войне?

Вывод: бойцам неохото умирать ни в какое время года, каждое время года прекрасно по-своему.

Каждому хочется вернуться домой живым и невредимым.

Василий Тёркин сбил немецкий самолёт из винтовки, а потом даже сам испугался.

Сержант говорит, что орден получил, как с куста.

Василий Тёркин отвечает:

Не горюй, у немца этот

Не последний самолёт.

3. Глава «На привале»

Тёркин просит у повара добавки.

Слова Василия Тёркина о слепом танке.

Рассуждение Василия Тёркина о малом, среднем и главном сабантуе.

V. Учитель – Но не только отдельные отрывки, но и целые главы вызывают смех.

Инсценирование главы «О награде».

Что можно сказать из этой главы о Василие Тёркине?

| - Смешной

| - Хочет вернуться домой живым и невредимым.

| - Если уж вернется, то без награды никак нельзя..

Инсценирование главы «Два солдата».

Каким мы здесь видим Василия Тёркина?

| - Мастер на все руки: починил часы, сделал развод у пилы.

Уважает старых людей.

Не теряется в любых обстоятельствах.

Инсценирование главы «Смерть и воин»

| Это сказочная глава

Теркин ранен, потерял много крови.

Он бредит.

Ему мерещится, будто за ним пришла сама смерть, но он не даётся ей.

VI. Вывод.

Учитель: Поэма «Василий Тёркин» - это поэма не только о Василие Тёркине. Эта поэма о бойцах, тружениках войны. Они храбро защищали нашу Родину.

Низкий им поклон за это.

Многие из них остались на полях сражений.

VII. Минута молчания.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание. Создать словесный портрет – памятник Василию Тёркину, любимцу народа.

Литература.

Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 1998

Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 1989.

Турков А. М. Твардовский – М., 1970.