Замок кло-люсе и дом-музей леонардо да винчи. Le Clos Lucé. Или добро пожаловать в дом-музей Леонардо да Винчи

Кло-Люсе - французский средневековый замок, один из самых известных замков Луары. Дом-музей Леонардо да Винчи. Находиться в городе Амбуазе по адресу: 2 Rue du Clos Luce, 37400 Amboise, Франция. Работает круглый год, кроме 25 декабря и 1 января. Как работает: с марта по декабрь 9.00-19.00, в июле и августе 9.00-20.00, остальное время года 9.00-18.00. Цена на взрослого человека - 12.50 евро. Фотографии не запрещены.

Леонардо да Винчи - гений, опередивший время. Что изобретено Леонардо, а что из изобретений – мистификация позднего времени? Кто он, почему многие произведения художника не завершены? Много версий, много неоднозначных предположений.
Мне было очень интересно попасть в Кло-Люсе, последнее пристанище Леонардо да Винчи, а затем и посетить его могилу в часовне Амбуазского замка.

0 0

"Клу (Cloux) или Кло-Люсе (фр. Le Clos Lucé) - французский средневековый замок, один из самых известных замков Луары. Дом-музей Леонардо да Винчи.
В 1477 г. был построен небольшой усадебный дом, ставший собственностью Этьена Лелу, фаворита короля. Замок Кло-Люсе был приобретен Карлом VIII и превращён в королевскую резиденцию. В Кло-Люсе провел юность будущий король Франции Франциск I. В начале 1516 г. Леонардо да Винчи принял приглашение короля Франциска I и поселился во Франции. Художник умер 2 мая 1519 г.
От разрушения во время революции Кло-Люсе спасла семья д’Амбуаз. Затем он стал собственностью семьи Сен-Бри. Эта семья сохранила замок до наших дней. Сегодня в Кло-Люсе организован музей Леонардо да Винчи".


0 0

Если бы вы знали, какой он маленький, просто крохотуля, по сравнению с другими королевскими замками! Это просто маленький загородный дом!
И в революцию они (революционные французы) тоже хотели снести этот небольшой домик до основания. Все как у нас, к огромному сожалению. Вернее по хронологии, у нас как у них.


0 0


0 0

Музей небольшой, интерьеры воссозданы. Я бы даже сказал в стиле "Музей – квартира Леонардо да Винчи". Подобраны предметы быта эпохи Возрождения, кровать, столы, стулья, шпалеры начала XVI века, а также салон эпохи Людовика XV (начало XVIII в.).
Посетители идут по залам без экскурсовода. Смотрителей не видно. И в комнатах стоят живые цветы. А еще рядом с камином лежат дрова. Копоть на стенках камина указывает, что не так давно здесь разжигали огонь.


0 0


0 0

Помимо интерьера, который всегда интересен, даже если он и не Леонардовский, любопытны макеты изобретений да Винчи.
Сейчас в Интернете можно найти утверждения, что все, что приписывается Леонардо, его инженерные изобретения – все наглая мистификация чуть ли не наших современников. Не знаю, не уверен. Думаю, что Леонардо изобрел за свою долгую жизнь много необычных, странных и непостижимых приспособлений.


0 0


0 0


0 0

Что же Вас ожидает на прогулке по парку возле дома Леонардо?

Парк Леонардо да Винчи: маршрут на фоне природы, посвященный знакомству с познаниями тосканского Мастера
В Парке Леонардо да Винчи знакомству с познаниями тосканского Мастера посвящен маршрут на фоне природы. В «Саду Леонардо», созданном с помощью крупнейших ученых и исследователей, оживают ботанические рисунки, геологические и гидродинамические исследования, а также пейзажи Леонардо да Винчи.


0 0


0 2

Не пропустите: В Парке Леонардо да Винчи «Сад Леонардо», созданный с помощью крупных ученых и исследователей.
Впервые на фоне природы в Замке Кло-Люсе оживают ботанические рисунки, геологические и гидродинамические исследования и пейзажи Леонардо да Винчи. Двухэтажный мост, придуманный Мастером и построенный движением «Compagnons du Devoir» («Компаньоны долга») приглашает вас прогуляться среди восхитительных пейзажей, растений и водопадов.

Осмотр проводится по установленному маршруту, который состоит из семи точек. Чтобы пройти его целиком с аудиогидом (доступным в том числе на русском), понадобится около 25 минут. На входе формируются группы (не более 25 человек), которые заходят в дом в сопровождении персонала каждые 15 минут. Советуем зарание забранировать себе место ‒ желающих очень много.

Дом Ателлани

Особняк эпохи Возрождения находится на корсо Маджента, неподалёку от церкви Санта-Мария-делле-Грацие и её знаменитой трапезной. Семейство придворных и дипломатов Ателлани перебралось в Милан с юга Италии, поступив на службу герцогам Сфорца. В 1490 году герцог Лодовико Моро преподносит в дар главе семьи, Джакометто делла Тела, два соседних здания с садом на улице борго-делле-Грацие - нынешнем корсо Маджента. Наследники первоначальных владельцев жили в особняке вплоть до XVII в. Представители древнего рода похоронены в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, в шестой капелле справа.

Наиболее пышный расцвет в истории этого дома приходится на период с 1490 по 1535 гг. Он заканчивается смертью Франческо Сфорцы и переходом Миланского герцогства под власть испанцев.

Фасад дома © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

В 1919 г. сенатор Этторе Конти стал новым хозяином здания и поручил архитектору Пьеро Порталуппи переделать его под свою резиденцию. В 1922 г. Порталуппи сносит стену, отделяющую одну постройку от другой, и объединяет их вместе с дворами с помощью атриума с портиком, под которым располагается вход в хозяйские аппартаменты. В глубине первого двора были обнаружены фрески, созданные, по всей вероятности, в 1533 г., по случаю бракосочетания Франческо II Сфорцы и Кристины Датской. В ходе Второй мировой войны здание серьёзно пострадало от обстрелов, и всё тот же Порталуппи внёс ряд изменений в его структуру.

Зал Зодиака

Зал Зодиака © http://www.zoominmilano.com

Этот зал упоминается в документе 1544 года. Он назван по росписям люнетов со знаками Зодиака: на своде изображены повозки планет, а на стенах - карта Италии, роза ветров и аллегории времён года.

В 1922 году Порталуппи расширяет зал, впоследствии ставший знаковым для творчества архитектора: его фирменная манера «смешивать» подлинную старину и подражание ей проявилась здесь во всей красе. Особенно сильно рука Порталуппи коснулась западной стены; восточные же, отреставрированные в том же году, сохранились в подлинном виде. Автор этих фресок неизвестен: есть предположение, что это работа целой семьи художников Авогадро-ди-Традате, активной в XVI веке.

Зал Луини

Люнет с фреской Бернардино Луини, на которой изображена Бьянка Мария Висконти / Wikimedia Commons

Зал портретов, расположенный на первом этаже дома, украшен четырнадцатью круглыми портретами («тондо») мужчин и женщин из династии Сфорца. Автор этих росписей - Бернардино Луини и его четверо сыновей, для атрибуции работ потребовалось расшифровать надпись к каждому из портретов. Луини поместил изображения в люнеты под потолком. Свод зала также полностью расписан арабесками Восточный средневековый орнамент, состоящий из геометрических и растительных элементов и растительными орнаментами. Росписи на своде сохранились в первозданном виде, в то время как портреты - очевидное свидетельство приверженности рода Ателлани миланской герцогской династии - были приобретены администрацией города в 1902 году и перевезены в музей замка Сфорца, где выставляются по сей день. В 20-ые годы появились копии, заменившие оригиналы в люнетах.

Зал парадной лестницы

Экскурсионный маршрут по дому © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

В ходе работ по перепланировке особняка в 1922 году Порталуппи затронул также дворы и сад, полностью переделав структуру и интерьер постройки. Лишь неоклассический фасад здания на корсо Маджента остался в нетронутом виде: к несчастью, он был разрушен в ходе бомбардировок в 1943 году и впоследствии реконструирован. Монументальная лестница, спроектированная Порталуппи, вела к просторным парадным салонам второго этажа, также разрушенным в годы войны: залу Омнибус, вестибюлю, бильярдному залу и салону зеркал, а также к единственному уцелевшему помещению из этой части дома - обеденному залу.

Кабинет Этторе Конти

Кабинет Этторе Конти © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

Инженер и магнат итальянской электропромышленности Этторе Конти обустроил в одной из комнат дома свой кабинет. Над камином висит герб, символизирующий союз, заключённый благодаря браку Кристины Датской и Франческо Сфорцы; по всей вероятности, Ателлани заказали его, чтобы компенсировать отсутствие Кристины в «портретной галерее» четырнадцати представителей династии Сфорца. Библиотека и стены кабинета украшены кариатидами и покрыты деревянной обшивкой XVII в. мастеров вальтеллинской школы.

Сад наслаждений

Вид на сад

Именно в этом доме и в этом саду, где проходили ужины и праздничные торжества, где протекала миланская светская жизнь, разворачивается действие знаменитых новелл Маттео Банделло, опубликованных в 1554 году. В XIX веке Эрколе Сильва переделал сад, руководствуясь моделью английских романтических садов. Ещё одну перепроектировку провёл позднее Порталуппи, взявший за основу новые правила перспективы и построивший свою композицию вокруг аллеи, усаженной кипарисами, украшенной амфорами и каменными статуями, клумбами и фонтанами.

Виноградник Леонардо

Леонардо да Винчи переезжает в Милан, ко двору Лодовико Моро, в 1482 году. 16 лет спустя герцог дарит ему виноградиник - участок площадью порядка шестнадцати пертик (свыше одного гектара). Часть этого виноградника находилась на территории нынешнего сада дома Ателлани.

В своём завещании Леонардо предписывает поделить виноградник на два равных участка. Один из них должен перейти к Джованбаттисте Виллани, верному слуге, который был с ним до последней минуты, а второй - любимому ученику Джан Джакомо Капротти. Виллани уступил свой участок монастырю, Капротти же построил здесь небольшой дом. Однако 19 января 1524 году он был убит, и последний герцог Милана Франческо Сфорца подарил участок Джован Франческо Стампе, дальнему родственнику Джакометто делла Тела.

Виноградник Леонардо на архивной фотографии © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

На протяжении четырёх столетий о винограднике Леонардо позабыли. Лишь когда Порталуппи начал свои работы по перестройке дома, известный специалист по творчеству Леонардо Лука Бельтрами проверил по актам и документам эпохи Возрождения вероятное расположение виноградника и установил, что он находился как раз в глубине этого сада. Более того, искусствовед идентифицировал и заснял виноградник Леонардо и Капротти, удивительным образом сохранившийся вплоть до того времени. Впоследствии он погиб из-за пожара.

Виноградник Леонардо в наши дни © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

Однако раскопки на участке, определённом Бельтрами, выявили план виноградника с рядами насаждений, погребёнными под обломками пострадавшего от бомбардировок здания. Был обнаружен органический материал, с помощью которого учёные сумели распознать ДНК виноградной лозы, которую возделывал Леонардо: это оказалась Мальвазия-ди-Кандия-Ароматика. И наконец, в 2015 году семена винограда, который выращивал сам Леонардо, были посажены вновь, и лоза пережила своё второе рождение. Кто знает, может в скором времени у нас полчиться попробовать вино из виноградников самого Леонардо да Винчи.

Многие французские короли благосклонно относились к живописным землям долины Луары, возводя на них свои замки-резиденции. Но одно из этих зданий не является обычным, замок Кло-Люсе – это последний дом великого Леонардо да Винчи . Именно здесь, посетив Францию по приглашению Франциска I, художник провёл последние три года своей жизни. И сегодня небольшой замок из розового кирпича привлекает тысячи туристов не полётом архитектурной и дизайнерской мысли, а расположенным в нём музеем да Винчи.

Не одного хозяина сменили земли и строения в долине Луары. В древности здесь обосновалось галльское племя, в XII веке Гуго Амбуазский построил замок и преподнёс его в дар женскому монастырю, а позже территория принадлежала Этьену Лелу, достаточно состоятельному помощнику повара Людовика XI. В 1477 году он построил здесь небольшую усадьбу.


Значительные изменения произошли после того, как Карл VIII возжелал устроить в замке свою резиденцию и выкупил его за 3500 экю золотом. Художники, архитекторы и резчики по дереву превратили Кло-Люсе в королевский замок, как мы его видим. А для королевы Франции Анны Бретонской из белого песчаника здесь была сооружена капелла.


Ставший в последствие королём Франциском I, герцог Ангулемский с сестрой Маргаритой Наваррской в молодости часто проживали в замке. Именно здесь монарх и предложил пожить , прибывшему во Францию в 1516 году. Франциск I платил жалование в 700 экю каждый год, содержал штат прислуги, оплачивал бытовые нужды и покупал работы художника. Королю нравилось слушать его рассказы об архитектуре и живописи. По легенде, на встречи с Леонардо он приходил по тайному подземному переходу. В возрасте 67 лет художник умер в замке в окружении учеников и был похоронен в часовне королевского замка Амбуаз. А в Кло-Люсе был организован дом-музей Леонардо да Винчи .


Экскурсия в дом-музей начинается с подъёма в дозорную башню, с которой открывается вид на долину и замок Амбуаз. У входа туристов встречает сотрудница музея, переодетая служанкой художника. Хотя работы по воссозданию интерьера, проведённые Бернаром Витри, не полностью аутентичны, получить представление о последних годах да Винчи можно. Так, в спальне сохранился камин с королевским гербом и итальянская мебель, а в кабинете всё расставлено так, словно творец только вышел из комнаты и скоро вернётся. Далее следуют салоны, оборудованные в стиле XVIII века, которые служили да Винчи выставочными залами. А парадный зал в стиле Ренессанс поражает своим блеском.

Многие годы наследие Леонардо существовало только в виде схем, но теперь в музейную экспозицию входят ещё и коллекция макетов в парке. Прототипы вертолёта, самолёта, танка и парашюта, «подсмотренные» в будущем, Леонардо да Винчи поражают туристов своей схожестью с ныне существующими.

Шато-дю-Кло-Люсе – один из самых известных замков Средневековья, расположенных в долине Луары. Известность этому небольшому замку принесли проживавшие здесь действующие лица французской истории – король Франциск I и Маргарита Наваррская, его сестра, а также фаворит Генриха III и участник убийства герцога де Гиза Мишель дю Гаст.

Но самым известным жителем этого замка был Леонардо да Винчи – знаменитый художник, ученый и изобретатель. Он провел в Кло-Люсе три последних года своей жизни, приняв приглашение поселиться здесь от монарха Франциска I. В настоящее время в замке размещен дом-музей Леонардо да Винчи.

Замок был возведен в 1477 году, одним из первых его владельцев был королевский повар Этьен Лелу. Однажды здание, стены которого были сложены из красного кирпича с обрамлением из белого камня, приглянулось Карлу VIII и было куплено за 3500 золотых монет. Позднее в королевской резиденции поселился будущий монарх Франциск I. Став королем и помня о проведенных здесь чудесных временах, а также желая расцвета искусств во Франции, в 1516 году он пригласил в Кло-Люсе Леонардо да Винчи. Резиденцию Франциска I замок Амбуаз и Кло-Люсе соединял подземный ход, по которому правитель мог в любое время прийти к мастеру для дружеской беседы.

Во время своего пребывания в Кло-Люсе Леонардо да Винчи работал над окончанием картины «Иоанн Креститель», составлял чертежи и придумывал различные механизмы. Макеты его изобретений, которые представляют прототипы автомобилей, вертолетов, велосипедов и других средств передвижения, можно увидеть в составе экспозиции. Она занимает четыре комнаты замка и включает сорок макетов, выполненных по рисункам да Винчи. Что интересно, каждый из макетов можно потрогать и проверить в действии.

В замке поддерживается та обстановка, которая была здесь при жизни гения. У посетителей есть возможность осмотреть кабинет и спальню мастера, роскошно убранный зал для приемов посетителей, залы, служившие мастерскими, замковую кухню с камином XVI века.

Во время Великой Французской революции замок принадлежал семье Амбуаз, которая спасла его от разрушения. В XX столетии и сейчас владельцами замка является семья Сен-Бри, которая заботится о сохранности замка и создании той атмосферы, которая была здесь при жизни Леонардо да Винчи.

Замок окружен парком, который носит название «Сад Леонардо».