Является ли базаров героем своего времени. Базаров “Герой своего времени” сочинение

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени. Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев. Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.

Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному. Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт. В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.

Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.

Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.

Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

План

1. Вступление.

2. Нигилизм Базарова.

3. Демократические взгляды главного героя.

4. Образованность Евгения Базарова.

5. Вывод.

Многие авторы в своих произведениях пытались изобразить персонажей с чертами характера и поведением, которые были свойственны большинству людей той эпохи. Примерами героев своего времени могут стать Григорий Печорин и Евгений Онегин. Этот список может пополнить и имя Евгения Базарова. Почему он тоже герой своего времени?

Во-первых, герой — нигилист. Его взгляд на мир особенно ярко выражается в разговорах. Он, как и многие представители молодёжи пятидесятых годов девятнадцатого столетия, отрицает авторитет и мастерство гениев («Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше») и сомневается во всём, что было доказано ранее. Также герой не верит в красоту и любовь. Ему непонятно, откуда во взгляде красавицы могла появиться загадочность: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Он не желает доверять кому-либо и привык полагаться только на себя и собственные знания и опыт.

Во-вторых, Базаров — разночинец. Он придерживается прогрессивных демократических взглядов на жизнь и не признаёт идеи либералов и консерваторов. Герой презирает «аристократишек», что выражается в его спорах с Павлом Петровичем. Желание Базарова отменить крепостное право также выдаёт в нём представителя интеллигенции пятидесятых годов 19 века.

В-третьих, у героя хорошее образование. Базаров знает не только биологию и химию, но и другие науки, может поддержать разговор практически на любую тему. Герой использует умения и навыки, чтобы лечить людей. Он не представляет свою жизнь без труда, поэтому даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых проводит опыты и исследует строение организма лягушек. Герой смеётся над романтиками и считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Все эти идеи описывают Базарова как яркого представителя молодёжи того времени. Анализируя образ Базарова, можно сделать вывод, что он — герой своего времени. Черты характера героя, его высказывания и представления о жизни — всё это делает Базарова похожим на типичного молодого человека пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно “напяливает” на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует “романтизмом”. Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров “Прошел над миром без шума и следа?” Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, “На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно. Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. “

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,...