В п астафьев постыдный поступок. По тексту Астафьева Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни (ЕГЭ по русскому). Проблема уважения чужого труда

В центре нашего внимания текст Виктора Петровича Астафьева, выдающегося советского и российского писателя, в котором описана проблема раскаяния.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает нам историю о мужчине, который всю свою жизнь жалел об одном постыдном поступке, происшедшим с ним в детстве. Это случилось в детдоме, неожиданно из репродуктора раздался голос, непохожий ни на один другой, и это разозлило героя. Он выдернул аппарат из розетки, но дети сочувственно отнеслись к этому. Много лет прошло с той поры, уже повзрослевший герой наслаждался симфоническим концертом в летнем саду, но остальным не понравилась музыка, они вскакивали и хлопали крышками стульев, громко ругались, показывая тем самым полное неуважение к музыкантам.

И, слушая, как надрывались музыканты, чтобы заглушить шум, герой осознал, что в детстве отнесся так же неуважительно к той певице, которая со временем стала самой любимой для него. Мужчина мысленно пожалел музыкантов и отдал им свое почтение.

Так в произведении Василия Быкова «Сотников» рассказывается о том, как партизан Рыбак выдает немцам Сотникова, своего товарища, и во время казни выбивает у него скамью из-под ног.

Но вскоре предатель сам себя наказывает и сводит счеты с жизнью.

А в произведении Ивана Бунина «Темные аллеи» автор рассказывает о человеке, который осознал свою ошибку поздно, и к тому же не захотел ее исправить. Николай Алексеевич, главный герой, по-молодости обманул крепостную девушку, поиграл с ней и бросил. Она продолжала любить его и жила в гордом одиночестве, не позволив никого полюбить ее. Но судьба жестоко наказала героя за его ошибку, он тоже остался одинок: жена изменила ему, а сын вырос негодяем. Но, несмотря на это, герой считает, что уже поздно исправлять содеянное, и, попрощавшись с женщиной, уезжает.

Таким образом, человек, который способен осознать свои собственные ошибки, больше никогда их не повторит.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по тексту В.П. Астафьева.

Текст
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.
Со словами негодования я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
… Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно, нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…
Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – Великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, ….когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.
Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите».

Сочинение

Как люди относятся к музыке? Все ли способны воспринимать классические произведения? Над этими вопросами я задумался, прочитав текст В.П. Астафьева, в котором автор поднимает проблему отношения человека к музыке.

Писатель рассказывает историю, которая произошла в Ессентуках на концерте симфонической музыки. Зрители, пришедшие в летний зала это мероприятие, не захотели дослушать его до конца и уходили прямо во время выступления оркестра, хотя, как отмечает автор, концерт был хорошо подготовлен. Во-первых, перед выступлением, музыканты рассказали о том, «что и почему будут играть, кем и по какому случаю... произведение было написано». Во- вторых, все оркестранты очень старались, исполняя произведения великих композиторов. Они пытались донести до слушателей глубокий смысл классической музыки. Но, несмотря на всё это, зрители с возмущением покидали зал, «будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

Я полностью согласен с мнением В.П. Астафьева. Среди моих одноклассников есть немало ребят, которые увлекаются эстрадой, рэпом, роком, но совершенно не любят классику, не понимают её. А мне кажется, что именно у классической музыки есть возможность наполнять слушателя мыслями и переживаниями.

В русской литературе есть немало примеров произведений, в которых говорится о влиянии музыки на человека. Например, в рассказе «Гранатовый браслет» А. И. Куприн описывает, какое впечатление произвела на В.Н. Шеину Вторая соната Бетховена. Слушая её, княгиня была переполнена чувствами и даже заплакала. Музыка помогла ей многое понять и привнесла покой в её душу.

А повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» заканчивается описанием того, какое впечатление на публику производила игра Петра. Слушатели то рукоплескали ему, то заворожённо замолкали, проникнутые чувствами, которые несла им замечательная музыка.

Таким образом, говоря об отношении человека к классической музыке, я прихожу к выводу о том, что серьёзная музыка- это очень важный пласт нашей культуры, который раскрывает перед нами целый мир удивительных эмоций и переживаний. Главное- научиться понимать её.

Views: 21296

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.

Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно, нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – великая Надежда Обухова), — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

(По В.П. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – выдающийся советский и российский писатель.

Следует ли человек нравственным принципам? Анализирует ли он свои поступки? Понимает ли он, что хорошо, а что плохо? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель В.П. Астафьев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему влияния чувства стыда на нравственное развитие личности.

Размышляя над поставленным вопросом, писатель вспоминает случай из собственной жизни, когда, будучи ребёнком, он грубо отозвался о песне великой певицы и выдернул из розетки вилку репродуктора, из которого доносился её голос. Автор с нескрываемым сожалением говорит о том, что этот постыдный поступок – самый памятный для него. Через много лет писатель оказался на симфоническом концерте, где зрители оказались крайне недовольны выступлением и демонстративно хлопали сиденьями. Всё это причиняло большие страдания автору, ему хотелось рассказать выступающим о постыдном поступке своего детства, ему хотелось извиниться за всех зрителей. И каждый раз, когда он слышал зрительскую ругань, он испытывал душевную боль.

Писатель прямо не выражает своей точки зрения относительно поставленной проблемы, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что В.П. Астафьев убеждён: чувство стыда нужно человеку, чтобы он стал лучше: признал свои ошибки и постарался больше никогда их не допускать.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Пьер Безухов был женат на Элен Курагиной, которая завела себе любовника Федю Долохова. Сначала Пьер не хотел этому верить, но наглое поведение Долохова во время праздника вывело Пьера из себя. Он вызвал любовника своей жены на дуэль. Никогда не державший ранее пистолета, Пьер ранил своего соперника, и вначале герою даже показалось, что он его убил. Чувство вины и стыда появилось у Пьера. Но именно благодаря ему он сознал неправильность своего поступка, понял, что совершил ошибку, женясь на Элен, которую на самом деле не любил. Он осознал, что обманул и себя, и её. Несомненно, в этой ситуации чувство стыда поспособствовало нравственному развитию Пьера Безухова.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: чувство стыда помогает человеку стать лучше. В автобиографическом произведении А. Швейцера «Жизнь и мысли» писатель рассказывает о том, как в детстве любил представлять себя укротителем животных. У его семьи был пёс Филакс, который бросался на почтальона. Мальчик прутом гнал его в угол двора, хотя мог бы удерживать пса, не причиняя ему физической боли. Затем ребёнок под влиянием тщеславия кнутом заставлял старого коня ускорить бег. Однажды к саням мальчика, играя, бросился пёс, и «укротитель» ударил его кнутом прямо по глазам. Но после всех этих случаев автор испытывал сильное чувство стыда, чувство душевной боли. Сделав выводы, он больше не позволял себе причинять страдания животу существу. Следовательно, чувство стыда помогает человеку стать лучше.

В заключение важно отметить: все люди ошибаются, каждый когда-либо в жизни совершал постыдный поступок. Но, если человек осознал свою вину и испытал чувство стыда, то произошедшее пойдёт ему на пользу, поскольку чувство стыда и раскаяние способствуют нравственному развитию личности.

Почему одним нравится классика, а другим модные попсовые песенки? Так ли уж это важно? В чём причина такого разного отношения к музыке? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.П.Астафьева.

Писатель ставит в своём тексте проблему разного отношения к музыке. Он приводит два примера. Первый – «постыдный поступок» из детства, когда в детском доме из репродуктора он услышал «ни на чей не похожий» голос. «Со словами негодования» рассказчик выдернул вилку из розетки. Впоследствии эта певица, чей голос вызвал такое раздражение, Надежда Обухова, стала его любимой певицей.

Второй пример произошёл несколько лет спустя, в Ессентуках. «В просторном летнем зале слушал я симфонический концерт». Музыканты старались, играя Штрауса, Брамса, Оффенбаха, но слушатели, пришедшие на концерт бесплатно, уходили, громко ругаясь и хлопая сиденьями. Ему стало стыдно и захотелось «за всех попросить прощения». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься, почему так по-разному относятся люди к серьёзной классической музыке.

Так было всегда. Не каждому дано услышать, почувствовать, понять. Но не нужно свою глухоту объяснять виной других. Музыка недостаточно хороша, музыканты плохо играют. Нужно видеть проблему в себе и уважать тех, кто способен понимать классику.

Я разделяю точку зрения автора. Сегодня многие мои сверстники скачивают известные произведения великих музыкантов, слушают их. Стыдно не знать Моцарта, Баха, Чайковского. Слушая, открывают для себя новый мир музыки, пленительный и завораживающий. Конечно, есть те, кто не воспринимает серьёзную музыку. Я считаю, что не надо им это и навязывать. Нужно уважать и тех, и других. Ну, и, конечно понимать, что классика будет популярна во все времена, на то она и классика. Это музыка, вызывающая настоящие чувства, настоящие переживания. Музыка, помогающая по- другому взглянуть на мир, на жизнь, на себя. Примеры этому мы находим в произведениях художественной литературы.

В великом романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» в семье Ростовых часто музицируют, поют. Особенно мне запомнился эпизод, когда Николай Ростов, проиграв целое состояние Долохову, приходит домой и застаёт домашних в гостиной. Они слушают, как поёт Наташа. Николай присел и заслушался. Он удивился, как хорошо и искренне поёт сестра. Как под звуки её голоса забываешь обо всём, уносясь куда-то далеко от земли, где нет подлости и лжи. Он видел, что все, как и он, чувствуют тоже самое. Музыка – часть жизни семьи Ростовых. Каждый их день наполнен звуками настоящей серьёзной музыки.

Музицировали и в другой удивительной семье Туркиных в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Дочь Екатерина Ивановна часто перед многочисленными гостями играла на рояле и собиралась ехать учиться в консерваторию. Все хвалили её и уверяли в несомненном таланте. На самом же деле она играла очень шумно и долго. Гости, восторгаясь, не могли дождаться завершения, чтобы идти обедать. С карьерой пианистки у героини ничего не сложилось, как и со Старцевым, которому она когда-то отказала. Котик, как называли её домашние, в конце рассказа постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле. Музыка – тоже часть её жизни, но музыка другого рода. В её исполнении она становится искусственной, не наполненной настоящими переживаниями, потому что их не испытала героиня.

Таким образом, мы видим, что к музыке у всех разное отношение. Это зависит от семьи, от воспитания, от увлечений человека и многогранности его натуры. Все вкусы надо принимать. Но тех, кто способен ценить и понимать настоящую серьёзную музыку, надо уважать. Научиться слушать настоящую музыку можно каждому, стоит только приложить усилия. Цените классику, любите её!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вопрос №24

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.
(3) Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. (4)Голос певицы оборвался. (5)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.
(б)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
(9)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
(И)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
(12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
(13) Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей — великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
(15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (17)Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. 
(18) 0н в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! (19)Помогите!.. (20)Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В. П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — выдающийся советский и российский писатель.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Особое место в тексте занимает описание концерта. Для этого автор использует яркие средства выразительности: троп — (А)__________ („в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан", „переутомлённых культурой слушателей" в предложении 8), лексическое средство — (Б)_______ („муравьишку", „молоденькой" в предложении 7, „кругленьких" в предложении 17). Поведение зрителей, при описании которого автор прибегает к использованию такого тропа, как (В)_______ („и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли" в предложении 9), вызывает у рассказчика эмоциональную реакцию, которую лучше всего передаёт синтаксическое средство — (Г)______ (предложения 18-20)».

Список терминов:

1) книжная лексика

3) сравнительный оборот

4) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5) фразеологизм

6) градация

7) восклицательные предложения

9) парцелляция

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения