Тема русской природы в отечественной литературе. Материалы для подготовки к выпускному сочинению. Блок «Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Метафизика природы в поэзии проклятых поэтов

Имя главного героя Робинзона стало нарицательным, а его образ поражает смелостью, мужеством, стремлением выжить и находить выход из любых сложных ситуаций. Как сохранить человеческий облик вдали от цивилизации в полном одиночестве? Об этом вы узнаете, прочитав книгу.

«Робинзон Крузо» написан в 1719 году. , которому в то время было около 60 лет даже предположить не мог, что именно это произведение сделает его имя всемирно известным . Кроме того, роман стал поистине новаторским, положившим новый вид литературного жанра — романа Просвещения.

Несколько слов об авторе

За плечами Дефо лежал богатый жизненный опыт. Он участвовал в мятеже герцога Монмутского, был приговорён к смертной казни, но чудом избежал её, свободно разговаривал на шести языках, много раз богатство плыло в его руки и столько же раз ускользало от него. В общем, в своей жизни испытал немало взлётов и падений.

Дефо много путешествовал, о чём написал немало книг. Роман о Робинзоне настолько точно описывал происходящее на заброшенном острове, обращал внимание на детали быта, что многие читатели поверили в правдивость всего написанного.

Поклонники Робинзона писали ему письма, на которые с удовольствием отвечал сам автор, не желая разочаровывать воодушевлённых фанатов. В одном из журналов Дефо даже написал псевдобиографию своего героя, в подлинности которой в то время никто не сомневался.

Стоит отметить, что в действительности Робинзон Крузо — полностью вымышленный персонаж. Однако, существуют предположения, что у нашего героя были прототипы. Мы упомянем о трёх из них. Первым в нашем списке является Александр Селкирк.

Молодой шотландец по неведомой причине серьёзно не поладил с капитаном англичанином из-за чего тот высадил Селкирка на один из необитаемых островов в Тихом океане. Это событие произошло в 1704 году. Бунтарю оставили запас питьевой воды, съестные припасы, ружьё и Библию.

Алесандру всё же «повезло», ведь судно, с которого его сняли, в скором времени село на мель, а команду, высадившуюся на островке, захватили в плен их враги — испанц ы. Так они оказались в тюрьме в отличие от полной свободы на острове Александра.

Необитаемый остров имел пресную воду и по нему вовсю бегали одичалые овцы и козы, завезённые сюда испанцами, открывшими этот клочок земли. Селкирку удалось изловить некоторых особей и содержать их в загоне. Каждодневным его занятием, приносившим успокоение и надежду, было чтение Библии.

Когда горемыку нашли в 1709 году английские моряки, то его физическое состояние было в прекрасной форме, чего не скажешь о его моральном облике. Селкирк практически разучился разговаривать, но навыки чтения остались. О его судьбе написал капитан судна, что обнаружил его.

Вторым прототипом послужил португалец Фернандо Лопес. Он, подобно Робинзону, обзавёлся на острове другом-слугой яванцем. Лопеса всюду сопровождал петух. А также он записывал все плохие и хорошие события на бумаге, что происходили с ним в этом месте.

Третьим героем, послужившим прообразом Робинзона считается британский хирург Генри Питман. Его сходство с нашим героем особенно очевидно. Генри также потерпел крушение и тоже имел слугу индейца, которого он спас от пиратов. После спасения Питман опубликовал о своих злоключениях книгу.

Герой данного романа прожил на острове 28 лет, но не одичал и не потерял все признаки цивилизованного человека. Почему? Потому что он не переставал трудиться и узнавать новое. Дорогие наши книголюбы! Вы читаете эту статью, а значит вы также стремитесь к познанию. Оставайтесь с нами и узнаете ещё много удивительных историй !

Введение

25 апреля 1719 года в Лондоне вышла книга с длинным и заманчивым заглавием: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, рассказанная им самим». Она сразу завоевала сердца читателей. Ею зачитывались все - и образованные люди и те, кто едва владел грамотой. Книга на века пережила своего автора и своих первых читателей. Ее читают и теперь с не меньшим интересом, чем в те годы, когда она появилась, читают не только в Англии, но и во всем мире. Это определяет актуальность выбранной темы контрольной работы.

Объект исследования: творчество Даниэля Дефо.

Предмет исследования: проблема «естественного» человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Цель исследования: определение роли романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» в знакомстве мирового сообщества с человеком-созидателем, человеком труда.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определение места Даниэля Дефо как художника в мировой литературе, поиск истоков его творчества и путей развития, выявление особенностей и своеобразия его авторской позиции в показе «естественного» человека.

Методы исследования: эмпирические, эвристические, обработки данных.

Контрольная работа базировалась на трудах: Е. Корнилова, М. и Д. Урновых, И.С. Чернявской.

Основная гипотеза о том, что образ Робинзона Крузо - яркий пример «естественного человека», одержавшего победу в единоборстве с природой, нашел свое подтверждение в процессе работы над темой контрольной работы.

Даниэль Дефо и его герой Робинзон Крузо

Автором нашумевшей книги был Даниэль Дефо (1660-1731). Впоследствии он любил утверждать, что в приключениях Робинзона Крузо он дал аллегорическое изображение собственной жизни. Не нужно, однако, понимать это утверждение буквально и искать в каждом эпизоде романа соответствие с тем или другим событием, пережитым самим Дефо. Ему никогда не пришлось испытать таких бедствий и страданий, которые перенес Робинзон на необитаемом острове, но чтобы прожить жизнь так, как прожил ее Дефо, борясь за то, so что он верил, требовалось мужества и воли, настойчивости и терпения не меньше, чем Робинзону в его одинокой схватке с природой.

Даниэль Дефо родился в Бристоле. Его отец, купец Джемс Фо (писатель сам уже в зрелом возрасте прибавил к своей фамилии частицу «де»), человек религиозный, мечтал сделать сына священником и, чтобы лучше подготовить его к этой деятельности, отдал его в учебное заведение, носившее название «Академия». Академия много дала юноше, который вынес из нее знание нескольких иностранных языков, астрономии, географии и истории.

Участвуя в школьных диспутах, он обучился искусству вести полемические споры, и это пригодилось Дефо впоследствии, когда он занялся журналистикой.

Наперекор воле отца Дефо решил стать купцом. Чтобы закончить образование и получить подготовку к практической деятельности, Дефо совершил путешествия по Испании, Португалии, Италии, Франции и Голландии. Еще мальчишкой бродил он по лондонскому Сити, центру деловой жизни Англии, и слушал рассказы бывалых людей об этих странах.

Во время своих путешествий он изучил быт и нравы, экономику европейских государств, различные национальные типы и характеры.

Купец из Дефо вышел плохой. Дела, которые он вел, иногда приносили ему богатство, но гораздо чаще - долги, убытки и разорение. Коммерция не могла удовлетворить широкие интересы Дефо, и он пренебрег ею, чтобы отдаться общественной и писательской деятельности, которую он начал как журналист в середине 80-х годов XVII века.

Деятельность Дефо - публициста и журналиста - развернулась после буржуазной революции 1688 года, когда вместо свергнутого Якова II королем Англии стал Вильгельм III, призванный к власти буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами. Новый король был чужеземцем, и реакционно-настроенные сторонники старой династии пользовались этим обстоятельством в своей пропаганде против короля и против новых, буржуазных порядков. В блестящем стихотворном памфлете «Чистокровный англичанин» (1701) Дефо осмеял дворян-роялистов, которые, кичась своим «чистокровным» английским происхождением, доказывали, что иностранец Вильгельм не имеет права быть королем Англии, Дефо опроверг аргументацию аристократов, напомнив историю формирования английской нации, образовавшейся в результате слияния многих народов. Памфлет Дефо был смелым выражением его демократических взглядов, ибо писатель утверждал, что личные качества и заслуги людей куда больше достойны уважения, чем все титулы и «благородство» крови. Аристократии Дефо смело противопоставил простого человека.

После смерти Вильгельма III, в 1702 году, снова подняла голову реакция. Она началась с религиозных преследований. Дефо ответил на возобновившуюся травлю диссентеров такой ядовитой сатирой на официальную церковь, что ему пришлось расплатиться за нее тюремным заключением, троекратным стоянием у позорного столба и денежным штрафом. Власти, конечно, не предполагали, что позорная гражданская казнь превратится для Дефо в триумф. Лондонцы восторженно приветствовали писателя и тогда, когда он шел к месту казни, и тогда, когда он стоял у позорного столба. В это время по Лондону уже распространился написанный Даниэлем Дефо в тюрьме «Гимн позорному столбу» - страстная защита свободы слова и печати.

Передовые взгляды, высказанные Дефо в его произведениях, были свойственны многим писателям, философам и ученым XVIII века, принадлежавшим к прогрессивному буржуазно-демократическому движению, получившему название Просвещения. Всех просветителей объединяла ненависть к феодализму и его порождениям, защита прав народа, вера в человека, во всемогущество разума, в силу просвещения. Просветители - это идейные вожди молодой и прогрессивной буржуазии, и все они, борясь за победу буржуазного общества, против феодализма, были искренне убеждены в том, что действуют во имя счастья народа.

Уже старым человеком Дефо написал свой первый роман - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719), даже не ожидая, что книга будет встречена с таким восторгом. В тот же год он выпустил «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а затем добавил и «Серьезные размышления Робинзона Крузо» (1720). Затем последовали и другие романы: «Приключения капитана Синглтона» (1720), «Молль Флэндерс» (1722), «Записки чумного года» (1722), «Полковник Жак» (1722), «Роксана» (1724). В реалистических картинах жизни, в образах героев воплотились и жизненный опыт Дефо и его убеждения. Урновы М. и Д. Современный писатель //Дефо Даниэль Робинзон Крузо: Роман. - М.: Худож. лит., 1981. - С.6.

Таким образом, герой Даниэля Дефо несет в себе духи характерные особенности самого автора. В приключениях Робинзона Крузо он дал аллегорическое изображение собственной жизни

Терпение и труд

У нас на корабле были две кошки и собака.

Кошек я перевез на берег еще на первом своем плоту, а пес просто прыгнул в воду и поплыл вслед за мной. Долгие годы он верно служил мне и был добрым товарищем, дарил минуты радости и заменял общение с людьми. Мы понимали друг друга с полувзгляда; единственное, чего мне недоставало, так это то, что пес не мог говорить.

Я решил записывать все, что со мной происходило, и всячески экономил чернила, хотя понимал, что со временем они все равно закончатся, а вместе с ними придет конец и моим записям.

Время шло, и я лишился ниток, иголки затупились и сломались, одежда истрепалась; несмотря на большой запас всевозможных вещей, мне многого не хватало. У меня, например, не было ни лопаты, ни заступа, ни кирки; мне нечем было обрабатывать почву, – а я подумывал заняться земледелием.

На то, чтобы окончательно устроиться на острове, содержать в порядке мой склад и еще более основательно укрепить ограду, понадобился почти год. Самая трудная и изнурительная работа заключалась в том, чтобы нарубить в роще толстых сучьев и молодых стволов, обтесать, распилить, а затем дотащить до площадки. Вбивая колья изгороди, я поначалу использовал увесистый сук, но затем вспомнил, что у меня есть железный лом, и дело пошло намного быстрее. Впрочем, особенно спешить мне было некуда. Покончив с частоколом и погребом и приобретя надежную крышу над головой, я стал чаще обычного бродить по острову с ружьем в надежде подстрелить какую-нибудь дичь. Именно тогда я и принял решение записывать в дневник все, что ежедневно происходило со мной…

Вначале, словно в бухгалтерской книге, я перечислил все отрицательные и положительные стороны своей нынешней жизни. Я беспристрастно сопоставил злое и доброе, горестное и отрадное, плохое и хорошее:

Эта первая запись свидетельствовала, что в любой ситуации, в какой бы ни оказался человек, есть свои минусы и плюсы. Когда я понял, что помощи ждать неоткуда, и перестал пристально всматриваться в морской горизонт, то жизнь с ее ежедневными хлопотами и заботами полностью захватила меня. Я даже стал находить в ней приятные стороны и маленькие радости…

Моя палатка уже была приспособлена для жилья. С частоколом я покончил, и теперь мое обиталище выглядело как укрепленный форт. С внешней стороны я насыпал вдоль частокола земляной вал высотой в два фута. Кроме того, я соорудил навес из ветвей, и мой дворик оказался как бы под кровлей, защищавшей его от дождя. Так как вещей у меня было превеликое множество и они загромождали палатку, я принял решение углубить пещеру, где находился мой погреб. Кроме погреба мне нужна была просторная кладовая. Опыт у меня был, и работал я легко, вынося, как и прежде, вынутую землю наружу. Теперь я знал, что хищников опасаться не стоит, и мне в голову пришла мысль прорыть еще и подземный ход, ведущий за пределы ограды. Я осуществил задуманное, и у меня получилась сводчатая галерея, которая впоследствии служила мне не только дорогой к палатке, но и значительно расширила мою кладовую. Я постоянно пользовался своим потайным ходом, возвращаясь с охоты или с берега моря.

Когда с кладовой и подземным ходом было покончено, я принялся за изготовление мебели, прежде всего стола и стульев, без которых я так и не привык обходиться. Я не мог ни пообедать как следует, ни сделать запись в дневнике, ни отдохнуть, особенно если погода стояла сырая и дождливая. До этого я никогда в жизни не столярничал, но деваться было некуда – за что только ни возьмешься, если испытываешь потребность в той или иной вещи! Я умел вычислять и рассчитывать, имел инструменты, остальное же зависело от моего трудолюбия и терпения.

На стол и пару стульев пошли короткие доски и бортовая обшивка – их я привез с корабля; когда эта мебель была готова и расставлена в палатке, я принялся за полки и скамью для кладовой. Корабельные доски я употребил все до единой, поэтому новые мне пришлось изготовить самому с помощью пилы, топора и рубанка. Именно эти простые инструменты помогли мне соорудить массу нужных вещей, хотя никто до меня не столярничал таким образом и не тратил на это столько времени. Мне снова приходилось отправляться в рощу, выбирать подходящее дерево, валить его, очищать ствол от веток, распиливать на доски и только затем обрабатывать рубанком.

Полки я приладил в погребе и кладовой, одну над другой, в несколько рядов, на скамье расставил ящики и бочонки, а в кладовой разложил по полкам свои инструменты, гвозди, бурав, молоток и прочую мелочь. Также я вбил в стены деревянные колышки – для ружей.

Если бы мои владения посетил гость, мне не пришлось бы краснеть: у меня все было под рукой и в полном порядке, сияло чистотой, и я не стал бы скрывать, что горжусь собой. Размышляя, я увлекся и стал мечтать о том, как когда-то смогу показать кому-нибудь плоды своего труда. Я был готов принимать желаемое за действительное: однажды, когда я сидел на берегу моря, мне даже показалось, что у самого горизонта промелькнул парус. Сердце мое сжалось, и я горько расплакался. Сквозь слезы я жадно всматривался туда, где по-прежнему было пусто, – как вчера, как много дней подряд…

По завершении благоустройства моего дома жизнь вошла в привычное русло и потекла своим чередом. Я начал свои записи и вел дневник до тех пор, пока не иссякла последняя капля чернил.