Какие сорта дерева лучше всего подходят для изготовления музыкальных инструментов. Музыкальная древесина. Истоки и особенности изготовления деревянных музыкальных инструментов. древесина Какое дерево используют для изготовления музыкальных инструментов

Музыкальная древесина - это древесина из лиственных и хвойных пород, которую применяют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина различается между собой по целому ряду признаков.Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины-- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева. Ствол дает основное количество древесины, что составляет 50-90 % объема частей растущего дерева...

Выбор дерева для гитар

Звучание гитары определяется прежде всего тем, она сделана. играет решающую роль: насколько стабильными окажутся характеристики инструмента, не «поведет» ли гриф, а главное, будет ли достойно звучать будущий инструмент? Тщательный выбор материалов для гитары - первая и одна из важнейших задач, которую приходится решать гитарным мастерам.

Среди огромного количества дерева, которое заготавливают для , далеко не каждая доска подходит для изготовления музыкального инструмента. Лучшим вариантом для выбора дерева являются заготовки естественной сушки. Несмотря на то, что естественная сушка дерева требует на порядок больше времени, чем искусственная, только она позволяет сохранить структуру пор и волокон , от которых зависят резонансные характеристики материала. Также необходимо учитывать профиль распила, направление волокон и их кривизну, наличие (или, в нашем случае отсутствие) сучков, свилеватость и другие нюансы. Именно поэтому мы тщательно подбираем каждую заготовку и даже высушенное дерево выдерживаем на складах не меньше года.

Ясень для гитар

Ясень для гитар является традиционным материалом. Его прозрачное и звонкое звучание знакомо нам по гитарам Fender.

Болотный ясень - легкое и прочное дерево с крупными порами, прекрасно подойдет для цельнокорпусной гитары. Белый ясень немного тяжелее и слегка «зажат» в акустических характеристиках, но имеет более интересные декоративные характеристики за счет хорошего контраста разных слоев древесины. Белый ясень подойдет для изготовления топа на гитару из другого материала.

Область применения: в основном изготовление корпусов и топов для гитар.

Ольха для гитар

Ольха - одна из самых популярных пород для изготовления электрогитары. Практически все известные производители (Fender, Jackson, Ibanez, Washburn и многие другие) имеют в линейке своей продукции гитары из ольхи, за исключением, наверное, консерваторов из Gibson. Прекрасные резонансные характеристики практически по всему частотному диапазону (немного более выраженные в верхах) практически не ограничивают спектр использования ольхи для изготовления электрогитар.

Липа для гитар

Липа немного похожа на ольху, но имеет несколько глуховатое звучание за счет более мягкой и рыхлой древесины. До недавнего времени ее считали подходящей только для недорогих студенческих инструментов, однако японцы Ibanez в тандеме с Joe Satriani стерли этот миф в порошок, показав всему миру, как может звучать гитара из липы с хорошей электроникой и в руках мастера.

Область применения: изготовление корпусов электрогитар.

Махагон для гитар

Красное дерево - общее название множества различных сортов дерева, включает в себя как недорогие породы, вроде агатиса, который используется для производства ученических электрогитар с весьма посредственными характеристиками, так и превосходные образцы гондурасского и африканского махагони. Для красного дерева характерен красивый рисунок с выраженным продольным свилем, глубокие и насыщенные цвета, от темно-бежевого до красно-коричневого. Акустические свойства красного дерева - выраженная нижняя середина, придающая звучанию «мясную» плотность. При изготовлении гитар из махагони зачастую используют с различными топами, подчеркивающими высокочастотную составляющую гитарного диапазона.

Основными породами красного дерева, использующимися в гитаростроении, являются гондурасский и африканский махагон.

Гондурасский махагон - харизматическая порода, из которой делаются практически все американские гитары красного дерева. Довольно редкое в наших краях - во-первых, из-за дорогой транспортировки, а во-вторых, потому, что на сегодняшний день гондурасский махагон занесен в Красную книгу. Одним из его ближайших родственников является еще более ценный кубинский махагон, по понятным причинам не попадающий в США.

Африканский махагон (кайя) - общее название некоторых родственных подвидов красного дерева, произрастающих на территории Африки. Немного отличаются по своим характеристикам, в основном по плотности. Коммерческое название «Кайя» (Khaya) обычно применяется по отношению к более легким (0,56-0,57 г /см3, как и у гондурасского махагона) сортам, более тяжелые сорта обычно именуют «махагони». По своим акустическим параметрам это дерево аналогично гондурасскому махагону.

Также существуют другие породы красного дерева, подходящие для производства гитар - сапели, косипо, мербау и другие. Плотность этих пород довольно высокая (от 650 г/см3 до 900 г/см3), поры меньше, чем у кайи или гондурасского махагона, инструменты из них получаются довольно тяжелыми.

Корина для гитар

Корина также часто встречается под названиями офрам или лимба. Именно как «корина» это дерево стало широко известно по легендарной Gibson Korina Flying V. Плотное и легкое дерево, имеет выраженную волокнистую структуру, напоминающую структуру красного дерева, но без ярких свилей, бежевато-желтого оттенка. В коммерческой классификации подразделяется на белую и черную корину из-за различной окраски межслоя - от светло-бежевого у белой до серо-коричневого у черной. Кроме цвета рисунка принципиальных различий между ними нет. Звучание гитар из корины напоминает звучание гитар из махагони, но пик акустического диапазона смещен к верхним частотам.

Область применения: изготовление грифов и корпусов гитар.

Клен для гитар

Для изготовления гитар используется, в основном, американский (hard maple) и европейский клен. В отличие от европейского, американский клен имеет более плотную структуру и удельный вес (ок. 750 г/см3 против 630 г/см3 у европейского собрата), более жесткий и хрупкий. С определенными оговорками можно сказать, что клен, как дерево для изготовления гитары, ценится скорее не за акустические, а за механические и декоративные свойства. Прекрасная твердость и упругость позволяет клену занимать место основного материала при производстве электрогитарных грифов, а разнообразие фактурных рисунков делает клен незаменимым при изготовлении декоративных топов. Кроме того, кленовый топ позволяет обогатить палитру звучания основного материала деки высокочастотной составляющей. Было бы несправедливо сказать, что этим его применение и ограничивается - например, всем известны гитары Rickenbacker, практически полностью сделанные из клена.

Область применения: изготовление грифов, накладок на гриф, топов, корпусов гитар.

Венге для гитары

Венге очень хорошо подходит для производства накладки на гитарные грифы.

Wood-guitar.ru является магазином, специализирующимся на продаже материала для изготовления музыкальных инструментов, преимущественно гитар. Мы стараемся предлагать покупателям разнообразный выбор древесины для изготовления различных частей гитар. Для того, чтобы обеспечить удобство в выборе товара, весь наш ассортимент разбит на подгруппы по типу: материал для грифов, дек и тп.

В нашем магазине Вы можете купить древесину для гитар высокого качества и по доступной цене в том количестве, в котором Вам необходимо.

Купить ольху

Купить ясень

Купить клен

Купить липу

Купить красное дерево

Из какой древесины делают гитары?

Всем хорошо знакомый инструмент – гитара, по своему звучанию, очень уникальный. Она в руках виртуоза выдает звуки, которые невольно заставляют человека смеяться и плакать, радоваться и переживать, замирать и оживать. И если в добавок, этот музыкальный инструмент качественный, хороший способен припрятать некоторые огрехи исполнителя, то некачественная гитара способна загубить самую талантливую и профессиональную игру. Качество звучания гитары определяется во многом, из какой древесины выполнен ее корпус.

Дерево в данном инструменте играет решающую роль: если дерево по звучанию издает «мертвые» звуки, то как бы не старался прекрасный музыкант, сколько бы усилий он не прикладывал хорошей и красивой музыки у него не получится. Самая качественная и популярная инструмента считается ольха. О том, настроить гитару.

А самые звонкие гитары получаются из ясеня и клена. Клен и ясень имеют «стеклянную» древесину, чем другие деревья, в этих материалах очень хорошо концентрируется звук, четко и ярко выражаются верхние частоты. Безусловно, что древесина имеет большое значение, в отличном качестве звучания гитары. Но, стоит всем помнить, что дерево оно везде и есть дерево, и забывать, и тем более возлагать большие надежды на него, было бы ошибкой.
Только музыкант с большой буквы сможет превратить гитару, которая выполнена из куска древесины в настоящий инструмент, который станет продолжением его души и рук. И тогда польется поистине настоящая и прекрасная мелодия музыки.

Истоки и особенности изготовления деревянных музыкальных инструментов

Еще в древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Их использовали как на охоте, так и в минуты отдыха.

С течением времени интерес к музыке и музыкальных инструментов возрос. В результате возникла наука и такая наука - музыкальная акустика. Большую роль в ее развитии сыграли древние греки. Одним из первых известных музыкальных инструментов был монохорд, о котором упоминается в трудах Евклида. Значительно позже появилась гитара. Этот своеобразный струнный музыкальный инструмент известен из устных переводов и письменных источников многих народов мира.

По технике игры гитара принадлежит к группе щипковых музыкальных инструментов. Состоит она из резонирующего корпуса, шейки с грифом и струн натянутых параллельно в плоскости деки. Гриф, как правило, изготавливается из древесины твердых пород и разделяется металлическими порожками. Порожки конструктивно размещаются таким образом, чтобы промежутки между ними (лады) образовывали хроматическую последовательность звуков. Прижимая струны к ладам, музыкант ограничивает длину частоты ее вибрирования, позволяющий получать звук определенной высоты.

Родиной гитары важаеться Испания, где были широко распространены два ее вида - мавританская и латинская. Изнутри вв. Сведения об эволюции гитары, ее свойства и роль в музыкальной жизни становятся значительно полнее и точными.

Мавританская гитара имеет овальную форму, нижняя дека выпуклая, струны металлические, закрепленные на основе корпуса. Играют на мавританской гитаре с помощью плектра, что обусловливает резкость звучания. В отличие от мавританской, латинская гитара более сложная по форме: овальная нижняя часть имеет сужение в направлении грифа плоскую нижнюю деку. Латинская гитара за особенностями конструкции и звучания очень подобна современной классической гитары: сплюснутый, слегка вытянут в "талии" корпус, резонансный отверстие размещен посередине, шейка с грифом имеет порожки.
Знаменательным периодом в развитии гитары является XVI в. Если до этого периода гитара занимала почетное место рядом с Виолой, Ребекка, арфой и лютней, то теперь она впереди всех. Очень быстро "гитарная" мода распространяется в Западной Европе, завоевывая Фландрию, Англию, Италию, кроме Испании. На развитие гитары повлияла эволюция лютни. Количество струн гитары, вроде лютни увеличивается до одиннадцати. Характер и специфика инструмента определяется его строем. Пятый ряд прилагается со стороны высокой струны дает строй типа: Соль, К, Ми, Ля, Ре, но в результате воздействия лютни пятый ряд будет добавлен к басовых струн. Поэтому в Европе до конца XVIII в. наиболее распространенной была гитара с пятью рядами. Первая известная сегодня гитара с пятью хорами, принадлежит музею Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Изготовленная в Лиссабоне в 1581 году Мельчиором Диасом, она является промежуточной между гитарами XVI века, от которых унаследовала пропорции, и гитарами XVII в. Конструкция гитары Диаса: корпус (нижняя дека и боковины) вырезан (выдолбленный) из цельной древесины палисандра; дно выпуклое; верхняя дека поддерживается изнутри только двумя пружинами.

Для изготовления изысканных, высокохудожественных, многие орнаментированных классических гитар мастера использовали ценные материалы: редкие (черное-ебонове, слоновую кость, черепаховый панцирь. Нижнюю деку и боковины декорируют инкрустацией. Верхняя дека остается простым и изготовлена из хвойной древесины (ели). Резонансный отверстие и края корпуса украшают узором из пластинок древесины различных пород. Важным декоративным элементом становится резонансный отверстие, украшенный тисненн кожей, который не только гармонирует с красотой всего корпуса, но и смягчает звуки. Пластинками слоновой кости, закрепленными узкими прожилками коричневого дерева, украшают весь корпус. Такие инструменты в Европе считаются большой редкостью. С началом 1600-х годов определяются новые конструктивные особенности гитары. Размеры их увеличиваются, корпус становится объемнее, высокие струны делают жильными, а низкие из меди или серебра. Габаритов размеров не существовало, они определялись мастером. До наших дней дошел прекрасный образец гитары (сохранился в музее парижской консерватории), датированный 1749 годом, и очевидно, предназначен для королевского двора. Инструмент изготовлен в мастерской "королевская гитара" Клода Буавен украшен пластинками из черепахового панциря и инкрустирован перламутром.

В последние годы XVII в. появляются существенные новшества, которые определяют важный этап в постепенном формировании современной конструкции гитары. Меняются пропорции, акцентируется изгиб корпуса и внешний вид. Мастер музыкальных инструментов пытался подчеркнуть естественную красоту древесины палисандра для дорогих инструментов, а для инструментов умеренной стоимости древесины кипариса и местных пород ( , вяз, клен, фруктовые. Порожки становятся фиксированными и вставленными в гриф, делают их из слоновой кости. В Испании мастера музыкальных инструментов подчеркивают повышенные акустические свойства веерных (от существительного "веер") размещения пружин верхней деки. Неизвестно, кто был автором этого изобретения, но Хусе Бенедикт де Кадикс один из первых использует этот способ как новый принцип конструкции. Инструмент, который вышел из его мастерской в 1783 году и хранится в музее музыкальных инструментов в консерватории в Барселоне имеет три пружины, размещены именно таким способом. Позже мастер с такой же фамилией Кадикс, Хуан Пажес, изготавливает инструмент, верхняя дека которого поддерживается пятью пружинами, в другой гитаре (1797 г.) их уже семь. Эти усовершенствования, которые были внедрены в практику испанскими мастерами, являются нововведениями в развитии гитары.

Вторым важным этапом эволюции является строй инструмента, который становится фиксированным. Таким образом можно предположить, что в разных кроинах Европы практикуются гитары с шестью одинарными струнами. Мастера музыкальных инструментов работали в Европе и в Америке. Музыкальные инструменты создают в мастерских Луиса Панорамы из Лондона, Георга Штауфера из Вены, К. Ф. Мартина из Нью-Йорка, Дж.Г.Шродера из Питсбурга. К ним нужно добавить блестящую испанскую школу, которая заявила о себе в последнем десятилетии XVIII в.. Во Франции можно отметить возникновение в Миркури провинциального центра по изготовлению музыкальных инструментов, который со временем прославился своими скрипками, а также достижениями двух парижских мастеров-лютнист Рене Лакота и Этьена Лапревота.

Творческая деятельность Рене Лакота, который был мастером прославленных гитар того времени, проходила в Париже. Он общается и сотрудничает со всеми тогдашними выдающимися виртуозами - исполнителями: Карулли, Каркасси, Стыд. По их просьбе он проводит многочисленные эксперименты в развитии гитар. Для Фернандо Сора он создает модель с семью струнами. В сотрудничестве с Карулли производит декакорд - это особый инструмент с пятью дополнительными струнами, расположенными с наружной стороны шейки. Он изобрел механизм закрепления колков, приподнял гриф относительно корпуса, благодаря чему он продолжается до резонансного отверстия, на котором насчитывается 18 латунных порожков.

Этьен Лапревот специализировался сначала в изготовлении скрипок, но дальнейшая его деятельность была направлена на изготовление гитар. Совершенствуя конструкцию и постоянно добиваясь улучшения звучания, Лапревот, как и Рене Лакота, видоизменяет отдельные конструктивные элементы. Нижняя дека принимает форму скрипки, резонансный отверстие изготовлен в виде овала, а корпус закруглен.

Во второй половине ХIХ в. в большей части Европы гитару вытеснило фортепиано. Исключение составила только одна Испания. Среди испанских мастеров - Антонио де Торрес (1817-1892 г.г.), до сих признан одним из лучших мастеров гитар не только на испанском полуострове, но и в Европе, где его называют "Страдивариусом гитары", а инструменты изготовлены им прославились в всем мире. Гитары, которые он конструирует из начале 1850 года весьма современны. Как и все великие мастера, Торрес экспериментирует и добивается улучшения качества и силы звучания гитары. Он предлагает новые конструктивные параметры гитары, в частности: увеличивает объем корпуса, делает его более широким и глубоким; устанавливает длину вибрирующей струны (65 см); гриф продолжает к резонансному отверстия; на подставке оставляет порожек; определяет оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их размещения (по схеме неправильного пятиугольника с основой поперечной пружины к резонансному отверстия). Эти инструменты обладают всеми признаками современной гитары.

В конце XVIII века, когда цыгане получили право на поселение в городах Испании, вышло из неизвестности искусство фламенко. Своеобразное музыкальное действо объединяет на маленькой сцене двух или трех певцов, трех или четырех танцоров и двух гитаристов. Выполнение включает в себя одновременно танец, пение и игру на гитаре. Известно, что в настоящее время не существовало разницы между гитарой классической и гитарой "фламенко". Обе они имеют шесть рядов двойных струн, а звук должен быть одновременно и выразительным и кратким и четко - ударным. Поэтому мастера, изготовлявшие такие инструменты, вынуждены были выбирать особые породы древесины, такие как ель для противней и кипарис испанский для корпуса. Создание модели гитары "фламенко" связано с именем Антонио де Торреса. Одна из первых изготовленных в его мастерской гитар (1860 г.) была как и классическая гитара с шестью одинарными струнами, однако ее параметры несколько видоизменены.

Строение гитары "фламенко" характеризуется облегченной конструкцией. Дека поддерживается только пятью веерные размещенными пружинами. Гриф с палисандрового дерева (а не из черного дерева, что уменьшает его массу) изготавливают длиннее и узким, струны устанавливают ниже, создавая при этом своеобразный тембр.

На протяжении многих веков мастера музыкальных инструментов работающих в рамках традиции, которая сложилась, используя достижения своих предшественников. Создание современной классической гитары требует от мастера тонкого умения и высокого мастерства. Существует два способа составления гитары. В первом случае производится сначала форма корпуса, которая является основой для составления инструмента из различных деталей, во втором случае - наоборот, процесс сборки начинается с составления внутренних деталей. Чтобы составить корпус мастер изготавливает боковины, соединяющих между собой верхнюю и нижнюю деки. Обе одинаковые боковины изготавливаются из той же древесины, что и нижнюю деку. Нагревая боковины до соответствующей температуры, мастер предоставляет им необходимую форму с помощью гибки. В последнюю очередь делают шейку, которая в нижней своей части заканчивается пяткой, и к которой крепится корпус. К верхней части шейки прикрепляют головку с колочных механикой. Процесс составления шейки и корпуса осуществляют с помощью испанского или французского способов. При первом способе составления шейка приклеивается к верхней деке. Затем приклеивают боковины к верхней деки, одновременно вставляют в пазы хвостовика пятки. Следовательно нижней декой закрывают корпус. Заканчивают приклеиванием грифа к шейке, на котором установлены строю пластины и верхний порожек.

Французский способ составления существенно отличается от испанского тем, что сначала составляют корпус, а затем устанавливают шейку с грифом. Какой бы способ составления не был выбран, процесс изготовления инструмента заканчивается лакировкой, приклеиванием подставки к деке и натяжением струн. К середине XX в. в классических гитарах для высоких регистров применяли жильные струны, а низкие струны были сделаны из некрученого шелка, обвитого тоненькой металлической проволоки. Примерно с 1945 года широкое применение нашли нейлоновые (синтетические) струны. Однако, использование этих струн приводит к потере особой чистоты звучания, присущего жильным струнам.

С развитием рынка, прежде всего в странах с дешевой рабочей силой, большим спросом стали пользоваться гитары фабричного производства. Сегодня ведущее место среди таких производителей занимает Корея и Япония. Фирмы Хондо (Корея); Ямаха, Ариа, Кохно, Текимура (Япония) обеспечивают своей продукцией большую часть мирового рынка, вытесняя такие развитые европейские страны как Германия, Италия, Чехия, Венгрия, а также Украина, Россия и др. Однако инструменты ручной работы, мастерски выполненные отдельным мастерами, продолжают поступать по традиции из Испании и США. В некоторых случаях кустарное производство музыкальных инструментов составляет основу малых провинциальных предприятий, они экспортируют свою продукцию даже в США.

Среди многих известных мастеров мирового значения на Украине считается черниговский мастер Николай Иванович Ещенко, который изготовил почти тысячу инструментов, а лучшим своим учеником он считает Петра голубок, который вместе с сыном изготавливает скрипки по технологии древних итальянских мастеров. В подборе древесины мастер предпочитает клена и ели - у них поющая душа. Кленовые дощечки выигрывают перламутровыми волнами, оттенками неповторимого сочетания. Собственно, для изготовления гитар, а точнее нижней деки, нужен именно клен волнистый, для верхней деки - легкая ель, для других деталей - черное дерево и экзотическая палисандра. В бывшем Советском Союзе хотя и были известные мастера, однако школы своей не было.

Скрипка - это единственный инструмент, выступает и хорошим резонатором, и вместе с тем приравнивается к художественной картины. Древесина красивая тогда, когда есть годовые приросты (кольца), сердцевинные лучи. Когда все под лаком - это картина. Михаил Бондаренко считает, что своей лучшей скрипки пока не сделал. Сейчас в коллекции мастера более 50 струнных смычковых музыкальных инструментов.

Очевидно, потому, что этот инструмент всегда был и остается в ореоле загадочности, а потому никогда и никем не познан до конца. Страдивари родился в 1644 году. Он скрипку усовершенствовал. Его скрипки имеют 13 обертонов. Наши мастера достигают девяти. Но тут есть одна временная закономерность: чем больше скрипке лет - тем лучше. То есть сама скрипка со временем становится все лучше и лучше. Как более 300 лет назад Страдивари имел свои секреты изготовления скрипок, так и сегодня Бондаренко имеет свои. А секрет

Страдивари - в труде. Чтобы изготовить одну скрипку мастеру нужно полгода, а то и год, надо много уметь, знать, иметь силу воли. Сегодня Михаил Бондаренко - заслуженный мастер народного творчества, имеет почетные отличия и награды. Вместе с тем он не считается мастером, поскольку в реестре государственного перечня профессий, профессии скрипичного мастера нет.

Несколько иначе выглядит это дело в соседней России, где профессором В. И. Федюков в 1996 году создана уникальная учебно-научно-производственную лабораторию квалиметрии резонансов древесины. Ее техническая база и коллектив ученых позволили начать новую специальность "Стандартизация и сертификация в лесохимической комплексе", а также открыть профилирующую кафедру "Древесина и экологическая сертификация.

В Украине подготовку высококвалифицированных специалистов по составлению деревянных музыкальных инструментов можно начать уже сегодня на базе факультета технологии деревообработки Украинского государственного лесотехнического университета по специальности "Технология производства деревянных музыкальных инструментов". Для этого университет имеет надлежащие материально-технические средства и соответствующий профессорско-преподавательский коллектив, давно проводит исследования физико-механических и акустических характеристик древесины. По результатам научно-исследовательских работ опубликованы десятки работ, защищены кандидатские диссертации, получены авторские свидетельства.

Базой практической подготовки может служить львовская фабрика музыкальных инструментов "Трембита", на которой работают известные мастера. Так, под руководством директора фабрики М.В. Куземский налажено серийное и индивидуальное производство музыкальных инструментов: бандуры (конструкции профессора Герасименко) и гитары (конструкции Грицива, Дейнеги, Варенюка и др.). Это позволяет развить их массовое производство и удовлетворять спрос на внутреннем и зарубежном рынках.

Древесина во все времена была и остается основным конструкционным материалом относительно спецификации физических, резонансных, механических и технологических свойств музыкальных инструментов.

Подбирая материал, важно учитывать экологическую среду рост деревьев и его влияние на формирование свойств древесины. Для качественных музыкальных инструментов народные мастера выбирают древесину из стволов деревьев, растущих в затененных местах на каменистых берегах горных рек. В таких условиях деревья растут медленно, благодаря чему их древесина формируется равномерно. По давней традиции мастера начинают заготовку хвойной древесины конце апреля, когда появляется молодой месяц. В срубленного ствола в этот период древесина белая, легкая (не пропитана влагой), "здоровая", приятного запаха, не темнеет, не намокает, не загнивает и не поддается червоточины. Древесина весеннего , по утверждениям музыкальных мастеров, имеет хорошие резонансом харакетристикы, легко поддается обработке. Стволы лиственных пород мастера заготавливают в конце сентября - начале октября, опять же в пору нового месяца. Древесина осеннего сруба тяжелее весеннюю (содержит больше влаги), не загнивает, без червоточины, дольше сушится, ее легко обрабатывать. При лиственных пород мастера предпочитают деревьям среднего возраста - от 20 до 30 лет. У них древесина тверже, середина ствола спилодеревна (сухая), чем его заболонь, содержит меньше масляных веществ, "постная". В срубленных деревьев мастера отрезают ту часть ствола, которая была возвращена к солнцу, она качественнее, белая, имеет гуще и мягче годовые приросты, устойчива к изменениям температуры и влажности воздуха, не деформируется.

Клен-явор имеет хорошие физико- свойства: твердость - 67 МПа, модуль упругости 9400 МПа, константа излучения - 8,9 м4/кгс. Известны способы повышения качества резонансов древесины путем вымачивания ее в щелочной среде, в воде с бактериями, а также естественная выдержка древесины в местах ее сруба. Выдержка и периодическое увлажнение древесины в местах ее сруба способствует вымыванию ростовой вещества из заболонью части и тем самым обеспечивает открытость пор.

Таким образом, в процессе увлажнения ее снимаются напряжения, образовавшимися во время роста и предотвращают появление напряжений от усыхания, что сокращает процесс . Улучшение резонансных характеристик древесины наблюдаем при экстрагирования ее в эфире, спирте или ацетоне с последующей сушкой. В процессе экстрагирования с последующей теряет терпентин и другие экстрактивные вещества, что приводит к снижению плотности. Наиболее эффективным экстрагированием древесины является способ с использованием органических растворителей. Оценку пригодности резонансов древесины ели изучают на основе измерений физико-акустических характеристик разными методами. Современная аппаратура на базе лазерного интерферометра позволяет оценивать эти характеристики. Влияние ультразвуковых колебаний с частотой 20 кГц на прохождение жидкости через древесину имеет положительный результат на повышение ее резонансных характеристик. В заболонью древесине это явление проявляется более чем в спелые и характеризует степень глубины прохождения жидкостей через древесину в процессе экстрагирования. С помощью оценки физико-акустических характеристик для производства высококачественных классических или концертных музыкальных инструментов отбирать материал из разных частей ствола с желаемыми свойствами. Для сравнительной оценки древесину ели и клена высокого и низкого качества исследуют на пригодность в производстве музыкальных инструментов. Резонансов древесину низкого качества подбирали из разных регионов восточных Альп (Словакия) на высоте от 800 до 1900 м над уровнем моря, в Карпатах от 800 до 1200 м над уровнем моря, а также на северных склонах гор, где условия роста в течение года примерно те же.

Традиционно резонансов древесину ели, наиболее пригодный для изготовления дек, мастера отбирать по внешним признакам деревьев: кора маловидпадаюча, имеет серый цвет и т.д. С помощью буравов Преслера определяют ширину годового прироста.

Лучшими резонансов характеристиками обладает древесина из стволов в возрасте более 150 лет с шириной годовых приростов 0,5 - 0,8 и 4,5 - 5,0 мм. Природный атмосферный сушки резонансной ели должно быть не менее 18 месяцев. А для резонансной древесины, предназначенной для дорогих музыкальных инструментов, период атмосферного сушки значительно более длительным, обычно от 20 и более лет.

Влияние древесины на звучание деревянных музыкальных инструментов

Многие из акустических систем и деревянных музыкальных инструментов изготовляют из древесины, причем для изготовления тех или иных деталей и узлов музыкальных инструментов используют различные породы деревьев. Так, для изготовления дек струнных деревянных музыкальных инструментов использую хвойные породы: ель, пихту, сосну кедровую.

Из них основной породой, которая широко используется, является все же ель, причем наилучшей является белоснежная ель, которая выращивается в Альпах, из которой изготавливают деки дорогих высококачественных музыкальных инструментов. Другие детали и узлы деревянных музыкальных инструментов (нижние деки, бока, грифы и т.п.) изготавливают из : клена, тополя, ореха черного, палисандра, красного и черного дерева.
Из них лучшим является индийское черное дерево, имеет уникальные акустические свойства. В отличие от древесины лиственных пород с прямоволокнистой структурой, древесина красного дерева имеет особое отличие - это равномерная путановолокнистая структура, которая требует дополнительного изучения. Необходимо отметить, что требования к резонансной древесине всегда были есть и будут актуальными.

Древесина должна быть прямоволокнистой с равномерной шириной годичных приростов и без таких пороков как сучки, роговица и наклон волокон, которые негативно влияют и резко снижают распространение звуковых колебаний. Каждая из упомянутых выше характеризуется своей структурой, плотностью, пористостью и вязкостью, которые существенно влияют на ее акустические свойства.

Следовательно, при для изготовления деревянных музыкальных инструментов важно оценивать ее акустические свойства, поскольку от них зависит качество звучания деревянного музыкального инструмента. Много изготовителей деревянных музыкальных инструментов оценивают акустические свойства различных пород древесины субъективно (на слух), в частности, по ее отклику на постукувание по ней.

Однако при массовом изготовлении деревянных музыкальных инструментов необходимые объективные акустические характеристики древесины, которые можно было бы определять с помощью измерительных приборов и аппаратуры.

Музыкальная - это древесина из лиственных и хвойных пород, которую применяют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина различается между собой по целому ряду признаков.Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины-- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева.
Ствол дает основное количество древесины, что составляет 50-90 % объема частей растущего дерева, и только древесина ствола пригодна для изготовления деталей музыкальных инструментов.
Водо- и газопроницаемость древесины в условиях изготовления музыкальных инструментов в первую очередь интересна при окрашивании и особенно крашении, а тепловые при гнутье деталей музыкальных инструментов.Уникальные звуковые свойства древесины сделали ее незаменимым природным материалом для изготовления музыкальных инструментов.

Наиболее интересной звуковой характеристикой древесины является скорость распространения звука в материале. В разных направлениях эта скорость различна, но выше всего она вдоль волокон древесины. Так, например, вдоль волокон звук распространяется со скоростью 4-5 тыс. м/с, что близко к скорости распространения звука в металлах (у меди 3,7 тыс. м/с). В. других направлениях скорость звука ниже в среднем в 4 раза.

На вопрос из какого дерева делали Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели? заданный автором Правосознание лучший ответ это Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.

Ответ от хитрость [гуру]
Только СОСНА.


Ответ от DDD [гуру]
Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех) , но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т. е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А. Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка "давит" на верхнюю деку с силой 30 кг.) . Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева.


Ответ от Condorita [гуру]
Страдивари любил ель.
Амати - грушу
Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.
Гварнери был приемником Страдивари


Ответ от Невропатолог [гуру]
В своих скрипках эти великие мастера использовали сложное соединение разных пород дерева: балканского клена, ели, черного дерева, тополя, ивы и груши.


Ответ от Полина фейгина [гуру]
Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.Среди пяти инструментов были скрипка Страдивари 1717 года, виолончель Страдивари 1731 года, скрипка Гварнери дель Джезу 1741 года, а также скрипка парижских мастеров Гана и Бернарделя 40-х годов XIX века и альт лондонского мастера Генри Джея, изготовленный в 1769 году.Таинственный СтрадивариАнтонио Страдивари родился примерно в 1644 году, и умер в декабре 1737 года в итальянском городе Кремона. Его скрипки, наряду с инструментами работы Джузеппе Гварнери, считаются лучшими в мире. Их ценят так высоко, что многие из них имеют свое имя. В прошлом году на аукционе Christie´s его скрипка Hammer (1707 год изготовления) была продана за $3,54 млн. За свою жизнь Страдивари изготовил более тысячи скрипок, из которых до наших дней дошли едва ли 700. По образцу скрипок Страдивари было изготовлено множество инструментов, которые часто продают несведущим по цене оригиналов.В инструментах из Кремоны были найдены следы химической обработки, тогда как инструменты парижских и лондонских мастеров подобной обработке, по-видимому, не подвергались. Исследователи предполагают, что эти различия в технологии связаны с традиционными местными способами сохранения древесины, которые, в конечном счете, и повлияли на механические и акустические свойства инструментов. По мнению ученых, обработка дерева химикатами проводилась перед изготовлением инструмента.Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов» . Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, - говорит он, - поэтому я завел себе хобби» .Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.

Статьи о гитаре Просмотров: 157202

Почему гитары делают именно из дерева? Из какого дерева гитара лучше? Каково значение влажности и температурного режима хранения древесины? Итак, всё, что вы хотели знать о дереве для изготовления гитар, но боялись спросить

Влияние дерева на звучание гитары иногда недооценивают. Однако это крайне важный момент, давайте разберёмся в этом подробнее.
Что происходит, когда мы дёргаем струну? Правильно, она начинает вибрировать, а вибрация создаёт звук. Степень натянутости определяет высоту звука. Материал струны и её толщина влияют на тембр звука, т.е. на его окрас. Многие производители струн хвалятся своими новыми разработками, придающими гитаре особое неповторимое звучание. И это всё конечно иеет право на жизнь, но...
Если кто-нибудь играл на НЕподключённой электрогитаре, то он поймёт, о чём сейчас пойдёт речь. Представим, что перед нами не гитара, а просто натянутая струна. Если мы её дёрнем, то услышим жалкий писк. Звук образуется и тут же улетучивается. Никакой красоты звучания, силы, бархатистости мы не услышим.
Теперь дёрнем струну на акустической гитаре. Вот это уже звук! Откуда же он берётся? Звук, образуемый струной, загоняется в круглое (резонаторное) отверстие корпуса гитары. Там он резонирует о стенки корпуса и выходит обратно с многократным усилением. Резонирующее дерево здесь выполняет следующие функции:

  • Усиление звука
  • Придание звуку определённого тембра (окраски)
  • Увеличение сустейна (продолжительности звучания звука)

Почему именно дерево? Дело в том, что дерево придаёт струнным инструментам наиболее красивое звучание, это проверено тысячелетиями экспериментов. С развитием технологий появились и новые материалы, из которых иногда делают гитары, например, углепластик. На просторах интернета можно даже найти видео с гитарой, сделанной из воздуного шарика:)) В гонке за удешевением производства, многие бренды начали изготавливать бюджетные гитары из деревянной фанеры/ламината/шпона, причём многие из них звучат вполне прилично. Но всё равно нет ничего лучше гитары из массива дерева.
Дерево обладает уникальными характеристиками с точки зрения обработки звука. Оно плотное, но не настолько как камень. Оно гибкое и лёгкое, но при этом не хрупкое. В дереве есть множество глубоких пор, которых нет в пластике, это придаёт звучанию гитары особую бархатистость.

Из какого дерева делают гитары?

В гитаростроении применяется очень большое количество сортов дерева, вплоть до редких экзотических пород. Однако большинство гитар делается из ограниченного количества пород дерева, которые были выведены методом проб и ошибком. Именно эти породы обладают наилучшими звуковыми характеристиками. Причём для разных видов гитар подходят разные сорта. Важное значение имеет также сочетание разных сортов друг с другом, т.к. гитара состоит из разных элементов и каждый из них делается из отдельного сорта дерева. Рассмотрим, какие породы дерева для изготовления гитар используются в наше время.

Акустические гитары

Дерево для акустических гитар. Наибольшее влияние на звук имеет верхняя дека корпуса гитары. Верхняя дека акустических (в том числе и классических) гитар чаще всего делается из ели (spruce) . Ель обладает ярким, звонким и чётким звуком. Большинство инструментов производится из ситхинской ели (sitka spruce). Более дорогие инструменты делают из ели Энгельмана (Engelmann spruce), эта порода обладает чуть более мягким звучанием. В дорогих гитарах можно встретить верхнюю деку из красной ели (adirondack spruce). Это очень редкая порода, обладающая звуком, близким к ситхинской ели, но при этом более глубоким.
Вторая порода, из которой часто делают верхнюю деку акустических гитар - это кедр (cedar) . В сравнении с елью кедр обладает более мягким, обволакивающим звучанием, но при это менее звонким. Глупо задавать вопрос, какое дерево для гитары лучше, ель или кедр - о вкусах не спорят, они просто разные. Стоит также отметить, что звучание кедра неизменно, а хороший массив ели со временем улучшает своё звучание, прям как вино.

Задняя дека и обечайка тоже играют важную роль в формировании звука, они обычно делаются из одной породы дерева.
Чаще всего задняя дека сделана из красного дерева (mahogany) . Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов, а также универсалам.
Более дорогая порода задней деки - палисандр (rosewood) . Это очень красивый сорт - тёмно-коричневое дерево со светлыми кофейными прожилками. Звучит палисандр тоже прекрасно - глубокий, вязкий звук. Палисандр преображает звучание низких частот. Эта порода придётся по душе любителям глубокого, насыщенного звука, а также ритмовикам.
Иногда в задних деках можно встрерить другие породы дерева: клён, орех, коа, бубинга и др. Все они так или иначе будут ближе к красному дереву или палисандру.

Остальные элементы гитары (гриф, накладка, порожки) практически не влияют на звук, т.к. принимают минимальное участие в резонировании. Некоторые гитаристы говорят, что гриф влияет на сустейн (продолжительность звучания звука), а накладка грифа на "атаку". Насколько это правда, мне лично проверять не довелось. Гриф акустических гитар чаще всего делают из красного дерева, реже - из клёна. Накладка грифа в 90% случаев делается из палисандра (помягче), в дорогих профессиональных инструментах встречается чёрное дерево (ebony), которое обладает большей чёткостью и лучшей атакой. Но повторюсь, влияние этих элементов на общий звук мизерно.

Электрогитары

Одно время велись долгие споры влияет ли материал электрогитары на выходной звук? Аргументы против были довольно логичны: резонирующая коробка у электрогитары отсутствует, гитара резонирует мало, звук практически сразу улавливается звукоснимателями. Не так давно появился даже новый подвид - сайлент-гитара, у неё отсутствует корпус. Однако разбиваются о многочисленные эксперименты, которые показали, что дерево всё же влияет на характер звучания электрогитары, причём довольно ощутимо.

Больше всего на звук влияет корпус гитары. По сравнению с акустикой в электрогитарах можно наблюдать большее разнообразие сортов древесины. Вот наиболее распространённые:

  • Ольха (Alder). Это самая распространённая порода, из которой делается корпус электрогитар. Доступное дерево, звучит сбалансированно, ровно на всех частотных диапазонах. Это универсальное дерево, которое используется во всех жанрах.
  • Липа (Basswood). Примерно та же ситуация, что и с ольхой, у них даже структура древесины схожа. Однородное по структуре дерево, ровное и сбаланисрованное по звучанию, мало окрашивает звук. Выделяется середина, низы и верхи смягчены. В общем, универсальная порода, к тому же очень лёгкая. Липа является мягкой породой, поэтому её должен защищать хороший слой лака.
  • Красное дерево (Mahogany). Это дерево обожают поклонники тяжёлых стилей музыки, а таже сочного, плотного звука. Тембр тёплый, по частотам явный акцент на нижнюю часть середины, выраженные басы. Верхние частоты мягкие. Для того, чтобы придать верхам большую чёткость топ (верх) корпуса иногда делают из тонкого слоя клёна или его аналогов. Красное дерево относится к тяжёлым породам дерева.
  • Агатис (Agathis). Так называемое бюджетное красное дерево, хотя к красному дереву агатис никакого отношения не имеет, это отдельный сорт, относящийся к семейству сосновых. Просто по звучанию и цвету агатис ближе всего именно к красному дереву, отсюда и пошла путаница. Звук агатиса близок к махагону, но не такой сложный, более плоский. Это недорогое и лёгкое дерево, достаточно просто подвергается обработке. Используется в производстве бюджетных гитар.
  • Болотный ясень (swamp ash). Лёгкий сорт ясеня с большими порами и открытыми волокнами, произрастает на юге США в болотах. Благодаря своей нетипичной структуре дерево отлично резонирует, обладает широким динамическим диапазоном и хорошей акустикой. Певучесть, теплота, отличные басы, чистые "колокольные" верхи, - всё это болотный ясень.
  • Северный ясень (ash). В сравнении со своим болотным родственником это более тяжёлая и плотная порода. Очень звонкое звучание, долгий сустейн. Однако есть и приличный минус - высокий вес. В наше время используется нечасто в связи с широким распространением ольхи и липы.
  • Менее популярные и экзотические породы: орех (walnut), гавайское коа (koa), австралийский лэйсвуд (lacewood), корина (korina), падук (paduk) и др...

По сравнению с выбором акустической гитары в случае с электрогитарой нужно большее внимание уделить грифу. Здесь гитарное дерево ощутимее влияет на звучание. Две самых распространённых породы грифа - это красное дерево и клён. Красное дерево обладает более тёплым, вязким звучанием, зато клён более верхастый и чёткий. Клён выбирают фанаты "стеклянного" фендеровского звука, а также любители виртуозных соло, где важна слышимость, "чеканность" каждой ноты. С накладкой грифа примерно та же ситуация, что и в акустических гитарах (читай выше). Правда тут добавляется ещё вариант с кленовой накладкой, для любителей особой чистоты и "кристальности" звука.

Какое дерево для гитары лучше?

Невозможно выделить лучшее дерево для гитары, это неправильно поставленный вопрос. Для начала определитесь с жанром - какая музыка вам больше нравится? Потом стиль игры - вы любителй ритм-партий или соло-пассажей? Если вы выбираете электрогитару, то расклад примерно такой. Любителям тяжёлой музыки советуем обратить внимание на красное дерево, агатис, эти породы будут лучше звучать в тяжёлых стилях. Если вы любите тяжёлую музыку, но при этом хотите стать виртуозным шреддером, то ищите сочетание красного дерева и клёна в топе или корпуса из красного дерева в сочетании с кленовым грифом. Фанатом чистого звука, чётких кристальных пассажей советуем обратить внимание на инструменты из болотного ясеня и клёна. Ну а если вы ещё не определились или хотите играть всё - выбирайте гитару из ольхи или липы.

© Копирование первоисточника допускается только со ссылкой на главную .


Влияние дерева деки распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после звукоизвлечения (сустэйн) и затухание звука. На атаку (первичную фазу ноты) больше влияет то, из какого дерева накладка грифа, если конечно гриф не целиковый. Гриф же больше всего влияет на длину сустэйна (но не его характер) и, частично, на атаку. Тип и качество струн, и даже индивидуальные особенности звукоизвлечения, играют определенную роль в тембре инструмента, но лишь приукрашивая его или наоборот.

Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого музыканта (или слушателя) разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и отчасти субъективный характер.

Красное дерево – Махогони — теплая и сочная середина, глубокие низы и сглаженные верха. Певучее бархатное звучание. Оно отличается изящным рисунком с большими порами. По текстуре слегка напоминает ясень, но с более ровным рисунком. Цвет красно-коричневый, хорошие куски, покрытые прозрачным лаком, имеют золотистый отблеск. Имеет хорошие показатели в низкочастотном спектре, компрессированную середину и мягкие высокие частоты. В целом, тембр теплый, полный, как будто немного гнусавый.

Твердый (горный) клен – атакующее звучание с быстрой отдачей. Еще одна важная особенность твердого клена – это хорошая педаль. Это отличное качество, необходимое практически в любом стиле музыки.

Мягкий клён. Обычно гораздо легче, чем твердый клен, но имеет такой же цвет и их легко спутать по виду. Дает инструменту яркий звук и хорошую атаку, но всё же не на столько звонок по сравнению с жестким кленом или другими твердыми породами дерева. Тем не менее, эта порода придает звуку певучесть на верхах и плотность в низкочастотном спектре. Произрастает преимущественно на юге.

Фигурный клен. Корневые срезы дерева часто дают очень красивый, неповторимый рисунок волокон. Различают разные его типы, такие как волнистый, или огненный (flamed), стёганный (quilted), каповый (burled) и прочие. Чем красивее и лучше рисунок, тем выше качество клена, что отмечается маркировкой: («А» – легкая местная волнистость, «АА» – волнистость средняя, неоднородная, «ААА» – равномерная качественная). Отдельно стоит порода клена «птичий глаз» (bird’s eye).

Палисандр – сочное и теплое, плотное звучание. Существуют три основных разновидности этой породы: индийский, бразильский и африканский палисандр. Африканский значительно светлее по сравнению с двумя другими. Это одна из самых тяжелых пород древесины. Его текстура довольно красива, имеет темно-коричневый цвет иногда с красноватыми или фиолетовыми прожилками. Это очень плотное, стабильное дерево, которое хорошо резонирует по всему звуковому спектру. Однако из-за своей маслянистой структуры высокие частоты слегка приглушены, что делает эту породу одной из самых теплозвучных.

Черное дерево (эбеновое)– великолепный внешний вид, атакующее звучание.

Орех – теплое густое звучание, богатая середина.

Падук – яркое и чистое звучание с плотными низами.

Бубинга – шероховатое звучание, насыщенные низы. Очень тяжелая древесина.

Венге – богатый средний диапазон, сглаженные верха.Твердое африканское дерево с черными или шоколадного цвета полосами. По внешнему виду и звучанию похоже на зебрано, но гораздо темнее.

Зебрано – тяжелое дерево с текстурой из крупных полос разных оттенков от песочного до темно-коричневого цвета. По звучанию и весу больше всего оно похоже на твердый клён.

Коа – теплая и сочная середина, красивый рисунок волокон. Это экзотическое дерево среднего, иногда тяжелого веса, с очень красивой текстурой медово-коричневого цвета. Растет только на Гавайских островах. По глубине и трехмерности рисунка, фигурный Коа превосходит любую другую породу. В общем, звучание ярко выражено в диапазоне средних частот, высокие частоты смягчены и компрессированы, низкие звучат чисто, но слабо. В результате, Коа имеет усиленную частоту основного тона нот и довольно узкий динамический диапазон, а так же звучит более компрессировано по сравнению с другими породами.

Кокоболо – относится к семейству палисандровых и растет в Мексике. Это одна из самых тяжелых пород семейства, но имеет неплохие звуковые характеристики схожие с другими представителями палисандровых. К сожалению, это дерево используется далеко не часто, т.к. пыль от него вызывает аллергическую реакцию, и оно очень плохо поддается склеиванию.

Лайсвуд – Австралийское дерево среднего веса. По настоящему сложное дерево, поверхность которого похожа на змеиную кожу. Его текстура имеет красновато-коричневые полосы, окружающие более светлые и мягкие участки древесины. По тембру похоже на ольху, но ярче. Низкочастотный диапазон плотный, весьма сложная середина и яркие верха. Лайсвуд – это настоящее «мульти-плотностное» дерево. Дерево звучит ярче чем ольха, и насыщеннее чем сплошной клен.

Ель активно используют в изготовлении верхней деки акустических инструментов. Это очень мягкая и довольно легкая древесина, но при этом она весьма упруга. Как и ясень, плотность ели не постоянна от места к месту. Цвет – желтовато-белый. Ель имеет очень широкий частотный диапазон, даже больший чем у ольхи, с акцентированными средними частотами. Из-за своей мягкости ель приходиться покрывать очень твердым лаком, чтобы защитить древесину от вмятин и повреждений

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.