Средство от тоски по печорину. "Герой нашего времени", Печорин: характеристика. Почему Печорин - "герой времени"? Личность одинокая и углубленная в себя


Краткие сведения об А. Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни»

Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта.

Развитие навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления объединяющего начала стихотворений А. Т. Твардовского.

Изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Формы работы:

    групповая

    индивидуальная

На доске эпигра ф:

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

Ход урока

1. Слово учителя.

Здравствуйте ребята, Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы свами на уроке познакомимся с творчеством человека, который внес огромный вклад в развитие нашей литературы. Обратите внимание на экран, прочитайте слова К. Кулиева. Эти строки достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке. Обратите внимание на то, что перед каждым из вас на столах лежат круги, разбитые на сегменты. Обратите внимание на сектор «А. Т. Твардовский». Я попрошу вас закрасить цветными карандашами этот сектор настолько, насколько вы владеете информацией об этой личности. Если вы уже что-то слышали об этом поэте или же что-то о нем читали, а может вы смотрели фильмы, снятые по его произведениям или же читали его стихи, и у вас достаточно много знаний об Александре Трифоновиче Твардовском, то возможно вы закрасите больше половины сегмента. Может быть, что вы просто слышали о нем, но больше ничего не знаете, то вы закрасите только начало сегмента.

Круги развития

Определение целей вместе с учащимися

Учитель: Ребята, что бы вы хотели узнать на данном уроке?

Ответы ребят

Учитель: А какие цели вы преследуете? Как ты узнаешь, что достиг цели?

Ответы ребят

Учитель: Насколько от тебя зависит достижение цели?

Ответы ребят

Учитель: Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

Ответы ребят

Учитель: Ребята , перед вами также на столах лежит шкала развития. Определите теперь, пожалуйста, на этой шкале, где находитесь вы сейчас и где хотели бы находиться к концу урока?

Ребята работают со шкалой развития и отмечают свои знания по этой теме.

шкала развития


Учитель: Нельзя понять и оценить поэзию А. Т. Твардовского, не узнав о том. Какая у него была судьба, какие испытания ему преодолеть на своём жизненном пути. Для того чтобы заполнить эти пробелы, мы свами на уроке выслушаем сообщения ребят, подготовленные о разных сторонах жизни поэта А. Т. Твардовского.

Для начала нам нужно узнать о том, в какой семье он родился, как прошло его детство, отрочество.

Об этом нам расскажет Шкредова Ирина, вы ее внимательно слушаете и записываете на своих рабочих листах опорные слова.

Шкредова Ирина: поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Отец поэта целиком посвятил себя ведению хуторского хозяйства и обеспечению достатка семьи. Однако жизни на хуторе Загорье была нелегкой, семья еле сводила концы с концами. Однако в доме на угловой полочке в красном углу, под образами были тома сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и особенно любимая всеми книга Некрасова, несколько томов Данилевского, томик стихотворений Фета, книги Кольцова, Никитина, Дрожжина, Тютчева, Жюля Верна.

Заметный след в художественном сознании Твардовского оставила мать – Мария Митрофановна. Ей много пришлось трудиться, чтобы поставить на ноги многодетную семью. Дети боготворили ее. Когда семья Твардовских была выслана на север на плечи матери легла вся тяжесть забот о детях, поскольку отец постоянно где-нибудь зарабатывал нелегким трудом кузнеца, чтобы не дать семейству погибнуть, пропасть в суровом таежном краю.

Первое стихотворение о матери Твардовский напечатал в газете «Юный товарищ» (1927). Образ матери с ее повседневными заботами о детях, бесконечными волнениями и недолгими радостями – отразился в других произведениях Твардовского.

После смерти матери Твардовский опубликовал в 1965 г. цикл стихотворений «Памяти матери». Эти стихи вошли в золотой фонд не только русской, но и мировой литературы.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ирины, может быть, у вас есть вопросы к ней или вам есть, что дополнить по данному блоку?

Спасибо большое Ира за такое хорошее сообщению. Обратите внимание на круги развития и отметьте, что вы узнали о детстве и отрочестве А. Т. Твардовского.

А теперь мы с вами плавно перейдем к исследованию стихотворения «Прощаемся мы с матерями». Прочитайте его , пожалуйста, самостоятельно .

Ответьте мне на вопрос «Почему в стихотворении употреблены местоимения «мы» и «им»?

Ответы детей: Это стихотворение размышление о прощании всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизни матери и сыновей.

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово разлука? Назовите строки, где звучит это слово.

Ответы учеников: Слово разлука повторяется в стихотворении 3 раза, в строчках 8, 9 и 19

Давайте мы с вами выразительно почитаем 1 и 2 строфы, а затем 3-5.

Сыновья становятся взрослыми самостоятельными людьми, у них появляются свои семьи и заботы. Горькое чувство позднего раскаяния, понимание несправедливости неравноценной любви матерей и сыновей.

А теперь Саша, Леша и Максим выразительно прочитают стихотворение.

Физминутка. Я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте мы с вами проведем небольшую физминутку.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь, покружитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

Теперь давайте прослушаем сообщение Синельниковой Ксении об основных темах и идеях в творчестве. Но для начала давайте обратимся к кругам развития и отметим цветными карандашами на них ваше знание этого раздела на данный момент.

Прослушав сообщение Ксении, запишите в виде плана основные вехи и темы лирики поэта.

Синельникова Ксения: Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны.

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ксении, составили план, который отразил основные вехи и темы творчества поэта, может быть, у вас есть к ней вопросы?

А теперь давайте вернемся к вашим кругам развития и отметьте теперь ваши знания по данному сектору.

Учитель: В лирике А. Т. Твардовского 1960-х годов преобладает прием прямого высказывания типа дневниковых записей и разговора с самим собой и другими. Во всех жанрах этого периода прослеживается и ряд сквозных тем-мотивов предыдущих периодов творческого пути писателя. Главное теперь – труд памяти и раздумья, стремление к психологическому углублению, переосмыслению.

Эта суровость «спроса», напряженное раздумье о себе и времени, открытость новым вопросам, отказ от поспешных ответов и чувство приближающегося конца жизни выявляются в позднем творчестве Твардовского. А теперь прослушайте стихотворение Твардовского «На дне моей жизни..» в исполнении С. Сазонтьева

- Устно нарисуйте картину, воссозданную в стихотворении.

- Какое время года, созвучное настроению лирического героя, ощущается в стихотворении? Назовите слова, передающие это впечатление.

Ответы ребят: Осень

-Как соотнесено время года, суток и состояние лирического героя?

Ответы ребят: Осень и вечер в стихотворении приобретают метафорическое значение. Это вечер и осень жизни - время подведения итогов.

Найдите в тексте стихотворения слова и сочетания слов, употребляющиеся в разговорной речи.

Ответы ребят: Пенушке, морока, немалая, твой век целиком, да об этом нечего, я думу свою без помехи подслушаю, по случаю я здесь побывал и отметился галочкой.

Почему в стихотворении размышлении так много просторечных слов?

Ответы ребят: Эти слова свидетельствуют о том, что размышления лирического героя не минутны, а будничны. То есть постоянно. Эти размышления стали внутренней потребностей.

Какие строчки вы считаете самыми важными?

Какая мысль заключена в подтексте этих строк?

Ответы ребят: Лирической герой ощущает себя «малой частью» бесконечной жизни, он примиряется с мыслью о конечности своего личного существования.

Что объединяет стихотворения «Прощаемся с матерями…» и «На дне моей жизни…»?

Ответы учеников (В стихах А. Т. Твардовского ощущается стремление лирического героя к осмыслению прожитого).

Ушаков Юрий: Военный путь Твардовского начался в 1939 году, когда в качестве военного корреспондента он участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем – в финской кампании (1939–1940 гг.). В редакции газеты «На страже Родины» – несколько самых лучших поэтов того времени. Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, у военных корреспондентов появляется замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы». В России же эту традицию еще в годы революции начали агитки Демьяна Бедного и Владимира Маяковского. Так появилось замечательное произведение «Василий Теркин».

После того, как началась Отечественная война Твардовский в качестве корреспондента он прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия», и стал писать очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки – все, что требовалось для газеты. В особую толстую тетрадь Твардовский наклеивал и подкалывал свою ежедневную «продукцию». Позже он признавался, как много сделал он своей газетной работой для будущего «Теркина».

В газетах продолжали выпускать фельетоны с героями типа финского Васи Теркина (в «Красной Армии» был отдел под названием «Прямой наводкой»), но они уже не имели того успеха, что в финской войне. Во-первых, это было не в новинку, во-вторых, война не была позиционной, и вся атмосфера на фронте определялась не просто трудностями солдатской жизни, но и «всей огромностью грозных и печальных событий войны: отступление, оставление многими воинами родных и близких в тылу врага, присущая всем суровая и сосредоточенная дума о судьбах родины, переживавшей величайшие испытания».

IV. Итог урока

Учитель: Лирика А. Т. Твардовского, охватывающая последнее десятилетие его жизни, - это разговор с собой и временем. Отсюда свободная разговорно-дневниковая интонация, передающая процесс естественного движения мысли-чувства. И в этой подвижности лирического высказывания особая, щемящее-грустная, хотя и просветленная мудрым раздумьем, преодолением личной боли, но подчас трагически напряженная личная тема – тема предчувствия близости конца жизни и стремление встретить его с подобающим мужеством и достоинством. В стихах этого периода звучит пафос последнего пересмотра своего пути, со всей строгостью к самому себе, со всей ответственностью народного поэта. Трагизм неизбежного конца всякой жизни просветляется именно сознанием ненапрасности пройденного пути, каковы бы ни были ошибки и заблуждения.

Рефлексия. Ребята, наш урок подошел к концу обратите внимание на шкалу развития. Вы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Отметьте свою работу на шкале.

Домашнее задание.

1. Прочитать главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

2. Индивидуальное задание для тех, кто хочет получить дополнительную «5»

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

а). Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

б). Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

в). Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Цикл стихотворений «Памяти матери» был написан А. Твардовским после смерти матери в 1965 г. Основа произведения биографическая. Четыре стихотворения цикла, на первый взгляд, практически не связаны между собой. Но если читать их в контексте жизненного пути А. Твардовского и его родителей, вырисовывается единая целостная картина.

Тема анализируемого стиха – жизнь матери, любовь сына к матери. Автор показывает, что нельзя спешить «убегать» из родительского дома, так как там остается самое дорогое – родители. Также поэт утверждает, что нужно ценить мать пока она жива и всегда хранить в сердце воспоминания о ней.

Четыре стихотворения цикла связаны образами лирического героя и матери. Каждый стих – отрезок жизненного пути матери. В первой части цикла А. Твардовский описывает прощание с мамой и отчим домом. Мать заботливо складывает вещи своего ребенка, а потом только «ловит» от него «короткие» телеграммы. Даже с невестками она знакомится через фотографии. Автор говорит не только от своего имени. Он обобщает сказанное, употребляя местоимение «мы». Действительно, каждый читатель может узнать в произведение себя.

Второе стихотворение описывает жизнь женщины в ссылке, «где ни села, не то что города». Жизнь в тайге холодная и голодная. Матери очень не хотелось умирать в суровом чужом краю и, слава Богу, ее миновала такая участь. Родители А. Твардовского действительно пребывали 10 лет в ссылке после того, как их раскулачили, но им посчастливилось вернуться домой.

В данном стихотворении поэт много внимания уделяет описанию условий жизни в тайге. Здесь все вокруг нелюдимое, усеянное пнями, корягами и могилами. Север противопоставляется родному дому женщины, где всех встречает приветливая кудрявая березка. В конце стиха узнаем, что мать вернулась домой и теперь захоронена под березами.

Третье произведение цикла описывает похороны матери. А. Твардовский параллельно изображает работу садовников и могильщиков. Садовники роют ямы для того, чтобы укоренить новую жизнь, а могильщики спешат проводить в последнюю путь человека, укрыть могилу венками. Автор совсем не корит их за спешку, наоборот просит быстрее закончить работу, так как ему тяжело пережить смерть родного человека.

В последней части цикла «Памяти матери» А. Твардовский возвращается в детство. Он вспоминает о том, как расспрашивал мать о песнях, а та рассказывала ему об обычаях своих родителей, бабушек и дедушек. Поэт сожалеет, что так мало узнал о родном человеке.

Стихотворения цикла «Памяти матери» наполнены разнообразными художественными средствами. Автор использует метафоры: «уложат их добрые руки», «вечность сверху мечена» Поэту больно говорить о смерти матери, поэтому он заменяет это слово перифразами: «до крайнего строка», «самая последняя разлука», «теперь над ней березы», «вечная коммунальная квартира». Также в тексте есть эпитеты, сравнения, гипербола. Все художественные средства служат для раскрытия образов и реализации идеи.

Все стихотворения цикла поделены на катрены с перекрестной рифмой. Написаны произведения амфибрахием, который помогает передать грусть лирического героя и автора.

Цикл «Памяти матери» был написан Твардовским в 1965 году, после смерти матери.

Цикл состоит из четырех стихотворений, объединенных общим названием и общей темой - ис­торией жизни матери.

Открывает цикл стихотворение «Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драмати­ческая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу.

Второе стихотворение - «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фак­тах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа - северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» - противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины.

В третьем стихотворении - «Как не спеша садовники орудуют» - тоже звучит мотив разлу­ки. В центре - тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики.

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все - еще короче.

Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «ста­ричок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».

Четыре стихотворения цикла "Памяти матери", анализ которого мы проведем, внутренне связаны между собой темой сыновней скорби и осознанием сыновней вины перед матерью за то, что при её жизни место матери в жизни ее взрослого сына было очень малым, произошло чуть ли не отчуждение сына от матери: "И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой", - говорит лирический герой о матери как бы о чужом человеке, эта деталь показывает, что живущий вдалеке от матери сын воспринимает ее и в самом деле как "старую бабушку", почти чужого человека, и только смерть заставляет вспомнить, кем была для него в жизни мать, вспомнить ее трудную жизнь, достойно прожитую и ставшую прошлым, которое невозможно забыть.

Образ "родного" кладбища, "взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми", становится центральным во втором стихотворении. Он контрастирует с образом "кладбища немилого" в той, далёкой стороне, куда насильно была угнана семья поэта. В этом контрасте скрыт глубокий смысл: с его помощью лирический герой утверждает значение родины в жизни человека, показывает несправедливость того, что было сделано по отношению к матери, - ведь человек имеет право жить и умереть на родине. Вместе с тем, здесь же показано и величие духа родного ему человека, выстрадавшего своё право вернуться домой, хотя всё равно "тех берёз кудрявых - их давно На свете нету. Сниться больше нечему".

Третье стихотворение цикла "Памяти матери" Твардовского также построено на приеме контраста, только здесь противопоставлены труд садовника (обобщенный образ жизни) и труд могильщика (соответственно, образ смерти). Если садовники "орудуют" не спеша, аккуратно, "грунт не сваливают грудою", они создают новую жизнь, то могильщики - наоборот: "Давай, давай - без передышки... Как будто откопать спешат, А не закапывают навек". Такая торопливость могла бы показаться пренебрежением к тому, что совершается, но лирический герой понимает причины такого их повеления: "Но ту сноровку не порочь, - Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все - еще короче". Скорбные минуты прощания невыносимы, поэтому торопливость могильщиков помогает сократить их, она совпадает со стремлением лирического героя прекратить это мучительное прощание, когда мать уже ушла из твоей жизни, но этот уход ещё не реален, потому что в могиле стоит еще не скрытый землей гроб с ее телом.

Эпиграф к последнему стихотворению цикла "Памяти матери" взят из народной песни, и это создает особый эмоциональный настрой для воспоминаний о матери. Обращаясь к мотиву "перевоза через реку", лирический герой показывает, что практически вся жизнь человека - это потери и расставания, но эти потери могут быть окрашены ожиданием радости, счастья (в юности) или же быть трагическим по своей сути: "Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра". Лирический герой снова вспоминает страшную для его семьи "пору", когда мать оказалась в чужом краю: "В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней". Сравнение "больнее” приоткрывает все то, что было связано с пребыванием в "чужом краю", оно показывает подлинный трагизм пережитого, а обращение к фольклору придает описываемому эпический характер, личная судьба становится воплощением народной. В последних строфах стихотворения лирический герой размышляет о собственной жизни, он понимает, что его собственный жизненный путь тоже во многом пройден, поэтому так пронзительно звучат чуть измененные (вместо "парень молодой") строки народной песни: "Перевозчик-водогрёбщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону - домой..."

Цикл "Памяти матери", анализ которого мы провели, относится к лучшим произведениям Твардовского.

«Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драмати­ческая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу. Второе стихотворение - «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фак­тах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа - северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» - противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины. В третьем стихотворении - «Как не спеша садовники орудуют» - тоже звучит мотив разлу­ки. В центре - тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики. Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все - еще короче. Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «ста­ричок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».