Скульптуры богов с тризубом. Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Есть много исторических фактов, относящихся к греческим Статуям (в которых мы не будем углубляться в этой подборке). Однако, не обязательно иметь диплом историка, чтобы восхититься невероятным мастерством исполнения этих великолепных скульптур. Действительно бесконечные произведения искусства, эти 25 самых легендарных греческих статуй - шедевры разных пропорций.

Атлет из Фано

Известная итальянским именем Атлет из Фано, Победоносная молодость - греческая бронзовая скульптура, которая была найдена в море Фано на Адриатическом побережье Италии. Атлет из Фано был построен между 300 и 100 годами до н.э и в настоящее время находится среди коллекций Музея Дж. Пола Гетти в Калифорнии. Историки полагают, что статуя была однажды частью группы скульптур победных атлетов в Олимпии и Дельфи. Италия до сих пор хочет вернуть скульптуру и оспаривает её вывоз из Италии.


Посейдон с мыса Артемисион
Древняя греческая скульптура, которая была найдена и восстановлена у моря Мыса Артемисион. Бронзовый Артемисион, как полагают, представляет или Зевса, или Посейдона. Все еще ведутся дебаты по поводу этой скульптуры, потому что ее недостающие удары молнии исключают возможность, что это - Зевс, в то время как ее недостающий трезубец также исключает возможность, что это - Посейдон. Скульптура всегда связывалась с древними скульпторами Майроном и Онатасом.


Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии - 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.

Афина Парфенонская
Афина Парфенонская - гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.


Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера - критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.

Антиной Мондрагон
Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.

Аполлон Странгфорда
Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.

Кройсос из Анависоса
Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса - мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос - автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”

Битон и Клеобис
Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис - пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.

Гермес с младенцем Дионисом
Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Александр Великий
Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.

Кора в Пеплосе
Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе - стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.

Эфеб с Антикитеры
Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры - статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.

Дельфийский возничий
Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи - одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.

Гармодий и Аристогитон
Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.

Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.

Крылатая Победа Самотраки
Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.

Статуя Леонида I в Фермопилах
Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.

Раненный Ахиллес
Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.

Умирающий Галл
Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.

Лаокоон и его сыновья
Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.

Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.

Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия - Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.

Диадумен
Найденный у острова Тилос Диадумен - древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.

Троянский конь
Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь - Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

На юге Атики находится окутанный легендами мыс Сунион. Место это славится развалинами знаменитого храма Посейдона, который дарил рыбакам из ближайших деревень богатый улов. В благодарность они построили храм в честь могущественного Бога моря на вершине скалистого утеса, у самого берега Эгейского моря.

Добраться от Афин до мыса Сунион можно по хорошей дороге среди живописных холмов. В пути перед путешественниками будут открываться прекрасные пейзажи. Отдохнуть от долгого пути можно на пляже или наслаждаясь ароматными национальными блюдами в одном из ресторанов или кафетериев вдоль дороги. Конечным пунктом приятной поездки станут скалы мыса Сунион с удивительными развалинами храма Посейдона.

Легенды о Посейдоне

Согласно мифологии, Зевс с помощью братьев Аида и Посейдона убил своего отца, который самостоятельно повелевал всеми стихиями. После его смерти власть над морями и реками досталась Посейдону. Стоит отметить, что греки не представляли своей жизни без моря. По нему проходили многочисленные торговые пути, в нем рыбаки ловили рыбу, а ныряльщики добывали раковины и жемчуг.





Не удивительно, что после великого Зевса Посейдон был главным Богом древних греков. Перед выходом в море каждый рыбак и мореплаватель приносил дары Посейдону и просил его благосклонности. Иначе великий покровитель мог рассвирепеть и разбить вдребезги судно. Бог Посейдон был очень щедр, но и справедливо карал непочтительных.

Чтобы выказать свое благоговение, греки построили святилище Посейдона, а позднее, когда оно разрушилось, воздвигли прекрасный храм. Они верили, что это принесет благосклонность могучего божества. Ведь даже обладая огромным могуществом, боги отличались наличием человеческих эмоций и страстей. Они радовались подношениям и злились за невнимание, любили и свирепствовали. Поэтому алтари и храмы, где можно было задобрить бога, стали обязательными во времена античности.

Остатки Храма Посейдона

За несколько десятилетий до постройки храма, до 480 г. до н.э., вместо храма на скале находилось святилище Посейдона, в котором люди могли оставить подарки и попросить его покровительства. Однако всего через 10 лет после постройки, во время атак персов, святилище было разрушено.

Историки и археологи солидарны, что окончание строительства храма приходится на 440 гг. до н.э. Руководил им и проектировал здание архитектор, конструировавший святилища Гефеста (бога огня) и богини возмездия Немезиды. Документального подтверждения этим догадкам не найдено, но схожесть архитектуры позволяет строить такие предположения. В древности храм не пустовал. Его постоянно посещали рыбаки и мореплаватели вплоть до I в. н.э. При раскопках развалин археологи обнаружили огромную фигуру мужчины, а также несколько человеческих фигурок значительно меньшего размера. Сейчас они перевезены в столицу и выставлены на всеобщее обозрение в Музее археологии.

Храм Посейдона – величественное сооружение, оно простояло несколько веков, но время не щадит ничего. До нашего времени почти полностью сохранились лишь двенадцать огромных колон и небольшие остатки основания. Колоннада поражает своими размерами, при длине 31,12 м её ширина составляет 13,47 м. На архитравном перекрытии сохранились картины сражений между кентаврами и лапифами, а также Тесеем и быком. Кроме монументальных развалин туристы могут насладиться великолепными красотами Эгейского моря.

Альтернативная история храма

Среди историков есть те, кто не поддерживает общее мнение относительно постройки храма Посейдона. Пораженные размерами сооружения, они уверены, что храм воздвигли не древние греки, а атланты – жители легендарной Атлантиды. Ученые считают, что стиль архитектуры расходится с типичным для античных построек. Даже в работах Платона храм Посейдона описывается как величественное сооружение, которое способно сразить любого человека.

Вид на море с мыса Сунион

В украшении стен и потолка храма использовались слоновая кость, золотые и серебряные пластины. Во внутренней части был разбит сад с гигантскими деревьями. Периметр храма украшали множество золотых скульптур с ликами царствующих особ. В главном зале на огромной колеснице восседал Посейдон в окружении нимф с дельфинами. Историки сомневаются, что люди могли создать подобное строение и предполагают вмешательство атлантов.

Что надо знать туристу?

Кто хоть раз наслаждался видами со скал мыса Сунион, возвращается снова и рекомендует другим включить эту экскурсию в туристическую программу. Великолепные пейзажи и ошеломляющие колонны храма Посейдона на мысе Сунион просто завораживают. Руины доступны к посещению ежедневно с 8:30 до 20:00, с начала апреля и до октября.

За вход на территорию исторического памятника необходимо заплатить. Стоимость билета для взрослого составляет 4 евро. Граждане стран Евросоюза, которым не исполнилось 18 лет, могут любоваться красотами абсолютно бесплатно.

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Украшение парка - скульптура "Золотые кони", подаренная парку президентом Украины Л.Кучмой

Скульптура "Посейдон"

Образ античного мира в парке "Айвазовское" подчеркнут малыми формами архитектуры (пергола, ротонда, садовая мебель и др.), средиземноморской растительностью, скульптурой богов, героев и муз, которые здесь размещены. Посейдон - в греческой мифологии - один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца сын Кроноса и Реи.

Скульптура "Фавн и нимфа"

Фавн и нимфа.

Нимфа купалась в пруду. Фавн ее там увидал. Думал: -Сейчас подойду…=))

"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,

и имею всякое познание и всю веру,

так что могу и горы переставлять,

а не имею любви - то я ничто"

Скульптура «Дельфины»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Набережная парка также украшена оригинальными скульптурами, как, например, скульптура "Дельфины"

Скульптура «Олень»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Парк украшен скульптурами, водопадами, экзотическими растениями. Особенно много встречается оленей

Скульптура «Флора»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. В саду «Весна» царствует богиня Флора. Садовник поливает незабудки у ног юной богини распускающихся цветов.

Оставим пока все наши сомнения нерешенными - мы вернемся к ним после рассмотрения других материалов - и продолжим чтение Платона.

«Прежде всего вспомним, - так начинает свой рассказ Критий во втором диалоге Платона, - что прошло около девяти тысяч лет с того времени, как происходила, говорят, война между всеми жителями по ту и по эту сторону Геракловых Столпов».

Существовали в то время две державы - Греция и Атлантида. Другие народы подчинялись одной из них - «над одной стороной начальствовал этот город и вел, говорят, всю ту войну, а над другой - цари острова Атлантиды. Остров Атлантиды, говорили мы, когда-то был больше Ливии и Азии, а теперь осел от землетрясений и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут».

При разделе мира между богами Греция, как мы уже знаем, пришлась на долю Афины; Посейдон избрал себе Атлантиду. Боги «получили в удел, что им нравилось, и водворились в странах, водворившись же, питали нас, свое стяжание и заботу, как пастыри - свои стада...»

Люди забыли, какой строй был в этих государствах в те древние времена. Новые поколения знали только понаслышке имена властелинов этих земель и их деяния, но даже и об этом они имели лишь смутные представления, ибо заняты были прежде всего борьбой за хлеб насущный, а «дух повествования и исследования древностей вошел в города вместе с досугом...»

«Поэтому при множестве больших наводнений, имевших место на протяжении девяти тысяч лет - ибо столько прошло лет с того времени до настоящего, - земля за это время и при таких условиях, стекая с высот, не делала (здесь), как в других местах, значительных наносов, но, смываемая со всех сторон, исчезала в глубине. И вот теперешнее, по сравнению с тогдашним, как это бывает на малых островах, представляет собой как будто только остов большого тела, потому что с землею все, что было в ней тучного и мягкого, сплыло и осталось одно тощее тело. А тогда, еще не поврежденная, имела она на месте нынешних холмов высокие горы, в так называемых теперь Феллейских долинах, обладала долинами, полными земляного тука, и на горах содержала много лесов, которых явные следы видны еще и ныне. Из гор есть теперь такие, что доставляют пищу одним пчелам; но еще не так давно целы были кровли (построенные) из деревьев, которые, как прекрасный строевой материал, вырубались там для величайших зданий. Много было и иных прекрасных и высоких дерев, скоту же страна доставляла богатейший корм. Притом в то время она орошалась ежегодно небесными дождями, не теряя их, как теперь, когда дождевая вода сплывает с голой земли в море; нет, получая ее много и вбирая в себя, почва страны задерживала ее между глинистыми заслонами и затем, спуская поглощенную воду с высот в пустые низины, рождала везде обильные водные потоки в виде ручьев и рек, от которых и ныне еще, у мест больших когда-то потоков, остаются священные знаки, свидетельствующие, что мы говорим теперь об этой стране правду».

Так выглядели полуостров Пелопоннес и Афины, прежде чем «одна чрезмерно дождливая ночь, растворив кругом почву, совершенно обнажила его от земли, причем одновременно произошло землетрясение и в первый раз случилось третье пред Девкалионовым бедствием страшное разлитие воды. В прежнем же своем объеме, в иное время, он простирался от Эридана и Илисса и захватывая Пникс, имел напротив Пникса границей Ликабетт, весь был одет землей, за исключением немногих мест, имел ровную поверхность. Внешние его части, под самыми скатами, населены были ремесленниками и теми из земледельцев, поля которых находились поблизости, в верхних же, около храма Афины и Гефеста, расположилось совершенно отдельно воинское сословие, окружив все, будто двор одного дома, одной оградой».

В этой стране жили люди, прославленные «красотой тела и различными доблестями» и в Европе и в Азии. Состав ее армии «как мужчин, так и женщин, могущий и теперь и на будущее время вести войну, оставался по числу всегда одинаков, т. е. содержал по крайней мере до двадцати тысяч». Чтобы выступить против афинян, атланты должны были собрать все свои силы.

Критий предваряет свой рассказ об Атлантиде кратким замечанием: «Не удивляйтесь, если часто будете слышать у варварских мужей греческие имена. Причину этого вы узнаете. В намерении воспользоваться этим сказанием для своего стихотворения Солон разыскивал значение имен и нашел, что те первые египтяне записали их в переводе на свой язык; поэтому и сам он, схватывая значение каждого имени, записывал его в переводе на наш язык. Эти-то записи были у моего деда, да есть у меня и доныне, и я перечитывал их еще в детстве. Так, если услышите имена такие же, как и у нас, не удивляйтесь - причину этого вы знаете».

Когда «Посейдон получил в удел остров Атлантиду», он «поселил там своих потомков, рожденных от смертной жены, на такого рода местности. С моря, по направлению к середине, лежала по всему острову равнина, говорят, прекраснейшая из всех равнин и достаточно плодородная. При равнине же, опять-таки по направлению к середине острова, на расстоянии стадий пятидесяти, была гора, небольшая в окружности. На той горе жил один из людей, родившийся там с самого начала из земли, по имени Эвенор, вместе с женой своей Левкиппою; у них была единственная дочь Клито. Когда девушка достигла уже поры замужества, мать и отец ее умерли».

Эвенор и Левкиппа, подобно Адаму и Еве, были людьми смертными. Эвенор означает «смелый», а Левкиппа - буквально «белая лошадь» (Посейдон в древнейшее время почитался в виде коня). Почувствовав страсть к Клито, Посейдон «сочетался с нею и крепким ограждением осек кругом холм, на котором она жила, построив одно за другим большие и меньшие кольца поочередно из морских вод и из земли, а именно два из земли и три из воды, на равном повсюду расстоянии один от другого, словно выкроил их из середины острова, так что холм тот сделался недоступен для людей; ведь судов и плавания тогда еще не было».


План столицы Атлантиды по описанию Платона. Берега острова между второй и третьей внутренними гаванями обведены каменными стенами с башнями. Ипподром имел в ширину 1 стадий. В порту под стенами набережной находились крытые доки.

Столица Посейдонии изображена на прилагаемом рисунке, который составлен точно по описанию. На нем видна система кольцеобразных каналов, окружающих центральную часть, в которой на холме расположен королевский дворец. Вода из холодных и горячих источников подавалась для орошения садов и отопления помещений. Посейдон «пищу всякого рода произрастил в достаточном количестве из земли. Детей мужского пола родил и воспитал он пять пар - близнецов - и разделил весь остров Атлантиду на десять частей». Первому сыну из старшей пары он отдал поселение матери вместе с окрестностями, сделав его царем, а остальные дети стали архонтами. Первого сына Посейдон назвал Атласом, от его имени и было образовано название страны и моря: «...Старшему и царю дал то, от которого и весь остров, и море, именуемое Атлантическим, получили свое название, - ибо имя первого воцарившегося тогда сына было Атлас». Близнецу, родившемуся за ним, который получил в удел окраины острова от Столпов Геракла до «Гадирской области», было дано эллинское имя Эвмел - владелец овец, а туземное его имя - Гадир - перешло на название страны. Имена следующих пар близнецов Амфир и Эвемон, Мнисей и Автохтон, Эласипп и Мистор, Азаис и Диапреп.

Наследники Атласа продолжали отстраивать столицу. Систему каналов, которая первоначально была чем-то вроде рва вокруг дворца Посейдона и Клито, они соединили с морем и построили портовые сооружения, которые теперь стали необходимы, поскольку «многое... благодаря широкому господству прибывало к ним извне», - так Платон определяет связи атлантов с покоренными странами. Быть может, именно эти сделки и явились причиной войны между Атлантидой и эллинами.

На самом острове тоже было немало сокровищ. Прежде всего руды металлов. Кроме золота, цену которому хорошо знали, здесь добывали также породу, «которая теперь известна только по имени, но тогда была больше, чем именем, - породу... извлекавшуюся из земли во многих местах острова и, после золота, имевшую наибольшую ценность у людей того времени» - мифический орихалк.

Для всех животных, населявших землю, озера и болота, там хватало корма, даже для «по природе величайшего и самого прожорливого животного» - «многочисленной породы слонов».

«Далее, и плод мягкий, и плод сухой, который служит для нас продовольствием, и все те, что мы употребляем для приправы и часть которых называем вообще овощами, и тот древесный плод, что дает и питье, и пищу, и мазь, и тот с трудом сохраняемый плод садовых деревья ев, что явился на свет ради развлечения и удовольствия, и те облегчающие от пресыщения, любезные утомленному плоды, что мы подаем после стола, и все это остров, пока был под солнцем, приносил в виде произведений удивительно прекрасных и в бесчисленном множестве».

В середине острова, во дворе царского дворца, находился храм Посейдона и Клито, главный храм и место ежегодных жертвоприношений. Этот храм был отделан изнутри и снаружи золотом, орихалком, слоновой костью и полон всяческих богатств. Около храма стояли золотые статуи жен и потомков первых десяти царей, которых на протяжении столетий набралось бесчисленное множество.

Весь храм снаружи был покрыт серебром и золотом. Внутри его возвышалась статуя Посейдона, о которой Платон пишет, что «внешность же его представляла что-то варварское». «Воздвигли также внутри золотых кумиров - бога, что, стоя в колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров, касался теменем потолка, и вокруг него плывущих на дельфинах сто нереид...»

Питьевая вода и вода из горячих ключей подавались через водопровод. Водохранилища были окружены строениями и деревьями. Излишки воды отводились в каналы, окружавшие центр острова. По берегам каналов стояли прекрасные здания из белого, красного и черного камня. Не были забыты и водоемы для купания: «Одни были под открытым небом, другие - крытые, для теплых на зимнее время ванн, особые - царские и особые - для частных людей, отдельные же для женщин и отдельные для лошадей и прочих рабочих животных, причем дали каждому соответствующее устройство».

Было там также много «садов и гимназий и для мужчин, и особо для лошадей».

Климат на острове был теплый, горы защищали его с севера от холодных ветров. Урожай собирали два раза в год. Весь остров подобно столице был покрыт системой каналов, которые не только снабжали его водой, но и служили прекрасными путями сообщения.

В портах было множество народа. «Арсеналы наполнены были триремами и все снабжены вдосталь нужным для трирем снаряжением... Но перешедшему за гавани, а их было три, встречалась еще стена, которая, начинаясь от моря, шла кругом везде на расстоянии пятидесяти стадий

от большого кольца и гавани и замыкала свой круг при устье канала, лежавшем у моря. Все это пространство было густо застроено множеством домов, а водный проход и большая из гаваней кишели судами и прибывающим отовсюду купечеством, которое в своей массе день и ночь оглашало местность криком, стуком и смешанным шумом».

Войско атлантов состояло из сухопутных и морских сил. Огромная армия располагала 10 тыс. парных упряжек и 60 тыс. более легких колесниц. Вооружение состояло из луков, пращей, а также копий. В состав морских сил входили 1200 кораблей с 240 тыс. матросов. Вся армия состояла из девяти корпусов, что соответствовало девяти царствам, подчиненным главному правителю.

Долго пришлось бы говорить и о государственном устройстве. Мы ограничимся лишь упоминанием о том, что атланты всегда соблюдали законы, введенные Посейдоном. Они были начертаны на орихалковом столбе и хранились в храме Посейдона, чтобы каждый мог их прочесть. Возле храма происходили суды и обсуждались общие дела. Прежде чем творить суд, на алтарь приносили жертву и торжественно клялись, что будут судить «по начертанным на столпе законам». И лишь после трапезы и возлияний, когда жертвенный огонь начинал угасать, приступали к обсуждению или суду. На рассвете приговоры заносили на золотую доску, которую также в качестве жертвы оставляли в храме.

Закон запрещал царям поднимать оружие друг против друга и обязывал их оказывать взаимную помощь, если бы кто-либо «задумал истребить царский род», «...сообща, подобно предкам, принимали они решения относительно войны и других предприятий, предоставляя высшее руководство роду Атласа. И царь не властен был приговорить к смерти никого из родственников, если более половины царей, из числа десяти, не будут на этот счет одного мнения.

В продолжение многих поколений, пока природы божьей было в них (людях тех мест) еще достаточно, они оставались покорны законам и относились дружелюбно к родственному божеству. Ибо они держались образа мыслей истинного и действительно высокого, выказывая смирение и благоразумие в отношении к обычным случайностям жизни, как и в отношениях друг к другу. Оттого, взирая на все, кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели, массу золота и иных стяжаний выносили равнодушно, как бремя, а не падали наземь в опьянении роскоши, теряя от богатства власть над самими собою; нет, трезвым умом они ясно постигали, что все это вырастает из общего дружелюбия и добродетели, а если посвящать богатству много забот и придавать большую цену, рушится и само оно, да гибнет вместе с ним и то. Благодаря такому взгляду и сохранявшийся в них божественной природе у них преуспевало все, на что мы раньше подробно указывали. Но когда доля божества от частых и обильных смешений со смертною природой в них наконец истощилась, нрав же человеческий одержал верх, тогда, не будучи уже в силах выносить настоящее свое счастье, они развратились, и тому, кто в состоянии это различать, казались людьми порочными, потому что из благ наиболее драгоценных губили именно самые прекрасные; на взгляд же тех, кто не умеет распознавать условия истинно блаженной жизни, они в это-то преимущественно время и были вполне безупречны и счастливы, когда были преисполнены неправого духа корысти и силы.

Бог же богов Зевс, царствующий согласно законам как существо, способное это различать, принял на вид, что племя честное впало в жалкое положение и, решившись наказать его, чтобы оно, образумившись, стало скромнее, собрал всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в средине всего мира и открывает вид на все, что получило жребий рождения, собравши же их, сказал...»

На этом обрывается диалог Платона «Критий». Таким образом, неизвестно, что сказал Зевс на собрании богов и каким был дальнейший ход событий. Мы можем только предполагать, что на этом собрании было решено погубить Атлантиду, следствием чего явилась самая ужасная катастрофа за все время существования человечества на Земле.

Не знаем мы и того, закончил ли этот свой труд Платон. Одни утверждают, что, наверное, он устал от этой работы, что якобы чувствуется в стиле последних фраз. Правда, трудно представить себе, чтобы автор прекратил работу в середине начатой фразы. Другие придерживаются мнения, что Платон закончил свой труд, но уничтожил его, поняв, что у легенды слишком шаткое основание. Однако почему же в таком случае отсутствует только окончание? Предположение, что Платон не успел закончить «Крития», так как писал его в последний период своей жизни, тоже несостоятельно. Ведь «Критий» не был последней его работой - предсмертным трудом считают «Законы». Есть лица, которые утверждают, что Платон не только закончил «Крития», но написал еще и следующий диалог под названием «Гермократ», посвященный третьему из учеников Сократа, присутствовавших на докладах Тимэя и Крития. Вероятнее всего, окончание было утеряно, как и многие произведения древнегреческих авторов, о которых мы знаем лишь понаслышке или по цитатам в других трудах. Оставив пока этот вопрос открытым, так же как и оценку достоверности рассказа Платона (мы еще вернемся к нему), сделаем, как и после первого диалога, некоторые пояснения.

«Местонахождение» Атлантиды во втором диалоге описано более подробно, чем в «Тимэе». По-видимому, не вызывает никаких сомнений, что Платон имеет в виду Атлантический океан. Толкование самого названия формально совпадает с общепринятым объяснением, что оно происходит от Атласа. Но не от гор Атласа и не от греческого титана Атласа, сына Япета и Климены, брата Прометея. В данном случае Атлас - это сын Посейдона и прекрасной дочери «туземца» Клито.

В «Критии» Платон еще раз повторяет, что океан в настоящее время недоступен для судов в результате катастрофы, постигшей остров, от которого остался лишь, «непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море...» Не подлежит сомнению, что здесь говорится о море по ту сторону Столпов Геракла. Однако именно этот отрывок вызывает много споров и для некоторых комментаторов является серьезным аргументом в пользу того, что весь рассказ Платона следует считать сказкой. Ибо в этой части океана нет никакого мелководья. Правда, в древние времена утверждали, что Атлантический океан непригоден для мореплавания из-за ила, который якобы мешает судам. Такого рода утверждения повторялись даже в более поздние времена, однако известно, что они распространялись преднамеренно и совсем не в связи с Атлантидой. Ими пользовались финикийские мореходы, чтобы отбить у конкурентов охоту совершать плавания в открытом море вдали от суши по ту сторону Столпов Геракла. Ведь именно там пролегал путь на Британские острова за оловом, к западным берегам Африки, а быть может, и к островам, которые были известны только самим финикийским мореходам.

Кроме того, отсутствие мелководий в настоящее время еще не свидетельствует о том, что они не могли существовать 2500 лет назад, во времена Солона. Так считает советский атлантолог Н. Ф. Жиров. И в исторические времена на Атлантическом океане случались землетрясения (например, в 1755 г.). В результате каждого из них могло произойти дальнейшее оседание морского дна, а мелководья могли исчезнуть бесследно. Ведь даже и сейчас время от времени отмечаются изменения структуры дна Атлантического океана.

Например, в 1957 г. вблизи острова Файал на Азорском архипелаге из океана появилась вершина вулкана. Несколько недель спустя островок имел уже площадь 6 км квад. , а вулкан, который все еще извергал пепел, достиг высоты 200 м . Просуществовав всего лишь 30 дней, остров исчез в морской пучине.

Платон определяет размеры острова Атлантида, сравнивая его с Ливией и Малой Азией. Население его, согласно рассказу, составляло, видимо, несколько миллионов человек. Климат был похож скорее на климат Канарских, а не Азорских островов: атланты собирали два урожая в год - один после сезона дождей, а второй после искусственного орошения.

Атлантида по Донелли.

Многие современные авторы обращают внимание на необычайно достоверные представления Платона о геологической истории Греции. Пельский переводчик трудов Платона Владислав Витвицкий в своем комментарии к «Тимэю» пишет, что «изменения рельефа местности в районе Афин не произошли, по всей вероятности, в течение одной ночи, но в основном они описаны весьма правдоподобно». Геологи согласны с тем, что процесс смывания почвы, называемый денудацией и наблюдаемый на Земле и поныне, в рассказе Платона представлен реально и мог происходить сравнительно недавно, возможно даже на глазах людей. Не подлежит сомнению, что в ледниковый период, когда лед сковал огромные массы воды в северной части Европы, Азии и Америки, уровень ее в Средиземном море был примерно на 90 м ниже, чем сейчас. Очертания береговой линии этой части европейского континента представлены на прилагаемой карте.

Во времена Платона люди, разумеется, не знали о том, что когда-то был ледниковый период, и поэтому поразительно, насколько описание совпадает с теми фактами, которые известны сегодня; Поэт Валерий Брюсов писал: «Если бы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью, благодаря которой он сумел предугадать научные открытия, которые были сделаны лишь спустя тысячелетия».

Кроме того, Брюсов замечает, что для описания идеального общественного строя в глубокой древности Платону совсем не нужно было придумывать мифический материк на Атлантическом океане. Местом описываемых событий он мог избрать любой район известного ему мира.

Очевидно, Платон действительно располагал какими-то данными, которые он положил в основу рассказа. По всей вероятности, это могли быть древнейшие египетские записи. Стоит еще раз вспомнить слова Крития: «Эти-то записи были у моего деда, да есть у меня и доныне».

Одно из десяти имен первых царей Атлантиды - Гадир - дошло и до нас в названии Гадирской области. Гадейра - финикийское селение Гадир, нынешний Кадис (Кадикс), портовый город в южной Испании на берегу Атлантического океана. Это название внесло небольшую путаницу, так как дало основание отдельным атлантологам считать, что вся Атлантида находилась на Пиренейском полуострове возле устья реки Гвадалквивир.

Эллада 12 000 лет назад.

Трудно установить, какой металл имел в виду Платон, говоря об орихалке. Утверждение, что речь идет о каком-то ценном металле или о неизвестном доныне элементе, лишено всяких оснований. Долгое время на эту тему строились самые фантастические предположения. Некоторые считали, что орихалком был назван сплав золота и серебра, или серебра и меди, меди и олова, или даже меди и алюминия. Советский атлантолог Н. Ф. Жиров, химик по образованию, считает, что это была латунь, которую получали из аурихальцита - редко встречающегося минерала, содержащего медь и цинк. Изделия из латуни были найдены в одной из египетских гробниц, относящейся к третьему или четвертому тысячелетию до нашей эры, т. е. к тем временам, когда в Египте еще не была известна бронза. Название «орихалк» происходит от греческого «орос» - горы и «халькос» - медь, красный металл.

Интересно описание флоры на Атлантиде.

Много догадок и предположений вызывает упоминаемый Платоном «плод мягкий». Иногда считают, что в данном случае речь шла о бананах.

Бананы растут в Африке, Южной Азии, на островах Океании и в субтропических зонах Америки. В некоторых странах они являются основной пищей. Урожаи этой культуры во много раз превышают урожаи злаков. Климат Атлантиды соответствует условиям, необходимым для произрастания бананов. Если они растут на западном побережье Африки и на восточном - Америки, то вполне вероятно, что такие фрукты могли быть известны и на острове, расположенном между этими двумя континентами. Именно отсюда и берет свое начало названная выше теория.

Недавно в Бразилии, т. е. в пределах влияния культуры атлантов, был обнаружен сорт дикорастущих бананов под названием pacoba . Атлантологи считают, что культурные сорта бананов были выведены из этого дикорастущего сорта на Атлантиде, а затем саженцы рассылались в колонии по обеим сторонам Атлантического океана .

Однако против такого толкования говорит не подлежащий сомнению аргумент: виноград с древнейших времен был известен и в Греции, и в соседних странах, и Платону незачем было для упоминания о нем пользоваться столь туманным описанием.

В то же время вопрос о дереве, которое дает... «и питье, и пищу, и мазь», решается однозначно. Таким деревом может быть только кокосовая пальма. Она не растет в районе Средиземного моря. Ее родиной является зона, охватывающая кольцам весь земной шар вдоль экватора. Кокосовые пальмы растут главным образом по берегам морей, но иногда встречаются и на некотором расстоянии от побережья. Район распространения кокосовых пальм довольно широк: по обеим сторонам Тихого океана, т. е. на побережье Азии и Австралии, а также Америки, он простирается от 25° северной широты до 25° южной широты, а на восточном и западном побережьях Африки кокосовая пальма встречается в пределах от 6° северной широты до 16° южной широты. Ни в Северной Африке, ни в Малой Азии, ни на Аравийском полуострове кокосы не растут. Поэтому не удивительно, что Платон не знал плода, который дает «и питье, и пищу, и мазь», но это не значит, что он не видел и не ел кокосовых орехов . Их могли привозить купцы. Правда, первое описание кокосовой пальмы мы встречаем лишь в труде Теофраста - ученика Платона и Аристотеля - «О происхождении растений».

Под понятием «с трудом сохраняемый плод... что явился на свет ради развлечения и удовольствия» Платон, а вернее Солон и его египетские наставники, вероятно, имели в виду различные засахаренные фрукты.

Особого внимания заслуживает описание храма Посейдона, а также внешности этого бога, которая, как сообщает Платон, «представляла что-то варварское». Если эта статуя напоминала изображения богов ацтеков и тольтеков из Центральной Америки, о. чем будет идти речь дальше, то не следует удивляться, что она не нравилась египтянам и грекам. Подобное впечатление возникает, вероятно, у каждого из нас при виде изображений мексиканских богов, в то время как греческие статуи считаются теперь образцом красоты. Это замечание Платона, как, впрочем, и ряд других аналогий, заставляет задуматься о существовании какой-то связи между Атлантидой и Америкой. Этого, конечно, не мог знать Платон, и поэтому невольно хочется повторить еще раз слова Брюсова: «Если бы мы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью».

Последние строки сохранившегося текста «Крития» содержат сообщение, представляющее исключительную ценность для проблемы Атлантиды.

Зевс собрал «всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в средине всего мира», где они должны были вынести приговор.

Известно, что, согласно верованиям греков, местопребыванием богов был Олимп - священная гора в Греции. Однако во времена Платона Греция уже не считалась центром всего мира. Так могли рассуждать во времена Солона и Геродота, в устах же Платона, учителя великого Аристотеля, географические труды которого высоко ценились на протяжении последующих полутора тысяч лет, такое высказывание звучит как анахронизм. Если бы Платон придумал весь этот рассказ только в качестве фона для своих политических воззрений, то, несомненно, «поселил» бы богов в соответствии с современными ему представлениями и тогдашним уровнем научных знаний. Поэтому трудно не поддаться впечатлению, что Платон в данном случае действительно повторил слова Солона, переданные Критием на собрании в доме Сократа.

Вернемся, однако, к тексту, подчеркнутому в «Тимэе» остров «пред устьем его, которое вы по-своему называете Геракловыми Столпами... был больше Ливии и Азии, взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов - ко всему противолежащему материку, которым ограничивался тот истинный понт. ...а то (что с внешней стороны) можно назвать уже настоящим морем, равно как окружающую его землю по всей справедливости - истинным и совершенным материком».

В этом описании мы видим очертания Америки от Лабрадора до наиболее выдвинутой на восток части нынешней Бразилии, которая дугой охватывает центральную часть Атлантического океана. Острова, к которым мореплаватели имели доступ, а через них ко всему материку, - это Малые и Большие Антильские острова.


Учитывая, что скульптура - древнейший вид искусства, его связь с культом в древности неразрывна. Пожалуй, абсолютное большинство сохранившихся пластических изображений каменного века, так или иначе связаны с культом и могут быть названы "скульптурами богов". Позже, когда на смену анимизму пришел тотемизм, скульптурные изображения богов стали более четкими и выраженными.

Скульптурные изображения языческих богов чаще всего выполнены в камне или вырезаны из дерева. К сожалению, свидетельств языческой культуры на территории России осталось не так уж и много. Чаще всего в музеях нашей страны есть лишь отдельные экземпляры, сохранившиеся не слишком хорошо. Среди них особо ценен так называемый Большой Шигирский идол, изготовленный в 8 тысячелетии до нашей эры. Дата впечатляет, поскольку скульптура старше фигур египетских богов, а также скульптур из Месопотамии.


Скульптуры египетских богов известны всем по картинкам в школьных учебниках. Самые монументальные из них располагались некогда в храмах Луксора и Карнака, в скальных храмах долины Нила. полны самых разных статуэток и небольших скульптур Анубиса, Сета, Хора, Исиды, Осириса и т. д. Согласно египетской традиции все скульптуры изображены либо сидящими, либо делающие шаг вперед (шаг в вечность). Идеально симметричные лица, пропорции тел строго определены каноном. Огромные глаза (египтяне считали, что одна из человеческих душ живет именно в глазах) делают египетские скульптуры выразительными и одухотворенными.


Пожалуй, именно античная культура подарила мировой культуре самые высокохудожественные сакральные скульптуры. Стоит упомянуть два шедевра великого Фидия - скульптуры Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Вторая фигура сохранилась лишь в мраморных копиях, дающих представление только о внешнем виде скульптуры, лишенных былого величия и реалистичности. Оригиналы статуй Афины и Зевса были выполнены в сложной хризоэлефантинной технике (деревянная основа, покрытая тонкими золотыми пластинами (волосы, одежда и оружие) и тонкими пластинами из слоновой кости (обнаженные части тела)). Использование слоновой кости делало скульптуру необыкновенно реалистичной, передающей фактуру белой, полупрозрачной кожи теплых оттенков, а золотой блеск придавал величественность и ощущение безграничного могущества богов.

Скульптуры античных богов украшают . можно увидеть скульптуры Венеры и Ники. Обе скульптуры созданы во втором веке до нашей эры. Разные авторы, разные трактовки образов, разные подходы. Но общая гармония, пластичность и мастерство, делают эти скульптуры шедеврами древнего ваяния.

Интересна фигура отдыхающего Гермеса (Национальный музей Неаполя). Свободная, раскованная поза, умиротворение и отстраненность на лице. В фигуре нет ничего “божественного”, лишь крылатые сандалии указывают на то, что перед нами бог торговли, покровитель мошенников.


Археологический музей в Афинах по праву гордится уникальной бронзовой скульптурой Посейдона, прекрасно сохранившейся в море, близ мыса Артемисон. Для этого изображения, созданного в эпоху эллинизма, характерна энергия, внутреннее напряжение и динамика. Некоторая эмоциональность, присущая всем скульптурам эллинизма, делает памятник интересным для подробного изучения.


Скульптуры богов Древнего в плане эстетики и содержания фактически повторяют работы греческих мастеров. Единственная заслуга римлян в скульптуре - это реалистичность образов. Поскольку большинство императоров были обожествлены, то во многих скульптурах Марсов, Юпитеров и Нептунов можно узнать некоторых августейших правителей великой империи.