Сколько лет алисе селезневой. Ведущая Алиса Селезнева нашла мужа на программе «Давай поженимся! Девочка, с которой ничего не случится

Алиса Селезнева – популярная российская радио- и телеведущая, певица, актриса.

Главные фильмы актера Алисы Селезневой


  • Краткая биография

    Альбина Хикматуллина (настоящее имя) появилась на свет вместе с братом-близнецом Эдуардом 10 августа 1979 года в Казани. Алиса Селезнева – творческий псевдоним Альбины, который она взяла, будучи певицей в группе «Амега».

    В детстве Альбина увлекалась танцами, а также занималась восточными единоборствами. Девушка имеет красный пояс по каратэ. После школы Альбина поступила в Казанский социальный юридический институт. Одновременно с освоением профессии социального работника и юриста, 19-летняя студентка начала свою карьеру на телевидении. Сначала второкурсница Альбина работала корреспондентом утренней программы на казанском ТВ «Проснись и пой», а затем, спустя два года, стала ведущей молодежной программы «Поза».

    Окончив вуз, девушка собрала вещи и отправилась в Москву. В столице девушка продолжила карьеру в развлекательной журналистике. В 2002-ом Альбина стала ви-джеем МУЗ-ТВ, ведущей утреннего шоу «Блондинки на ПОПСе». Спустя два года Альбина уже вела утреннее шоу на радио «Попса».

    В 26 лет Альбина Хикматуллина дебютировала в отечественном шоу-бизнесе как певица. В 2005-м году она заняла место певицы Лены Перовой в музыкальной группе «Амега», в составе которой Алиса пела около четырех лет. В 2009-ом девушка сама приняла решение уйти из проекта, так как поняла, что устала вкладываться в продюсерские проекты, которые не приносят ей ни денег, ни удовлетворения. «Именно там меня заставили взять псевдоним Алиса Селезнева. Хотя настоящие имя и фамилия у меня – татарские. С утра я ехала на радио, потом на съемки на «Муз-ТВ», а после этого – пять раз в неделю – на концерты. Несколько лет я продержалась: три часа сна в день, ни отпуска, ни личной жизни, но когда вышла замуж, надо было от чего-то отказываться», – признается Селезнева.

    Алиса была замужем за специалистом по кредитам, банкиром Дмитрием Лисодетом, ради которого, по ее признанию, она научилась готовить и создавать кулинарные шедевры. «Есть такое понятие «татарская жена»… Такая никогда не даст своему мужчине ничего делать по дому! Так и было, пока я не заметила, что список всех моих обязанностей по дому не умещается и в двух общих тетрадях, а его сводятся к поеданию обедов-ужинов, – говорила Селезнева-Лисодет. – Потом потихонечку приобщала и его: он выносит мусор, гуляет с собакой в плохую погоду, поднимает ноги, когда мне нужно пропылесосить. Ах да – мы вместе лепим пельмени!.. Своей жизни без него я не представляю, люблю его, как дура, и нет такого проступка, из-за которого я не совладаю со своей гордыней». Однако в 2010-ом году брак Алисы и Дмитрия распался.

    Громкая всенародная слава пришла к Алисе в 28 лет, когда она стала ведущей утренней программы «Апельсин-шоу», а затем и «Русские перцы», на популярном «Русском радио». Бодрый голос Алисы полюбился и запомнился россиянам больше, чем иные проекты Селезневой. Кроме того, Алиса никогда не была замкнутой и оставалась человеком «медийным»: появлялась в телешоу, в откровенных фотосессиях в мужских журналах, бралась за самые разнообразные по тематике передачи. С 2011 года Алиса ведет «Секс-битву по-русски» на канале «Муз ТВ», а также шоу федерального канала «Девчата», передачу «Глянец» на канале «Sony Entertainment Television» и программу о ремонте на «РЕН ТВ».

Игорь Селезнёв , мать - архитектор Кира Селезнёва

Али́са И́горевна Селезнёва - главная героиня цикла детских фантастических книг Кира Булычёва «Приключения Алисы » и их экранизаций и производных работ, таких, как «Тайна Третьей Планеты », «Гостья из будущего » и «Алиса знает, что делать! ». Алиса - девочка, живущая в Москве в конце XXI века .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Актеры из Фильма "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО" 30 ЛЕТ СПУСТЯ

    ✪ Алиса Селезнева / Эксклюзивное Интервью / Starперцы / Русские перцы

Субтитры

Появления персонажа

Впервые Алиса появилась на страницах книг в 1965 году , когда в ежегодном альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы о ней под общим названием («Девочка, с которой ничего не случится»).

Девочка названа в честь дочери писателя, Алисы Можейко (ныне Лютомской), а родители получили, соответственно, имена самого Булычёва (Игоря Можейко) и его жены Киры. Маме Алисы также была передана профессия Киры Можейко - архитектор . Однако ни внешне, ни по характеру, по словам автора, персонаж с его дочери не списан.

Книги об Алисе Селезнёвой были переведены на десятки иностранных языков. Наряду с книгами выпущены также диафильмы, два советских и два российских мультфильма, три советских и ряд зарубежных художественных фильмов, посвящённых приключениям Алисы Селезнёвой. Пик популярности и известности персонажа пришёлся на вторую половину 1980-х годов , после выхода телефильма Гостья из будущего .
Образ Алисы и поныне востребован в кино - к выходу готовятся новые фильмы о её приключениях.

Образ персонажа

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв , директор московского зоопарка будущего - Космозоо . Автор многих печатных трудов (в частности, книги «Звери дальних планет»), постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва . Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада . Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Характер Алисы импульсивный, энергичный и предприимчивый. Взрослых она постоянно удивляет своей детской непосредственностью, находчивостью и бесстрашием. Часто её диковинные догадки оказываются вернее научных гипотез взрослых учёных. В паре со сверстниками - особенно Пашкой Гераскиным и аналогичными персонажами - Алиса, напротив, часто играет роль скептика и уравновешенного, спокойного члена команды. Алиса честна, уверена, что «если можно не врать - лучше не врать», однако считает допустимым проявление хитрости в отношении родителей или других взрослых, если есть основания думать, что взрослые помешают осуществлению планов из-за своей чрезмерной заботы о благополучии и безопасности детей.

Дата рождения

Произведения, в которых действует Алиса Селезнёва, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключения своей героини. Можно заметить, что в большинстве случаев время действия в книгах об Алисе отстоит от момента написания книги приблизительно на 100-110 лет вперёд, соответственно, и дата рождения Алисы, которой в большинстве книг от 9 до 12 лет, «плавает». Так что вопрос о дате рождения Алисы однозначного ответа не имеет. Если же попытаться учесть все многочисленные хронопутешествия Алисы, соотношение её реального биологического возраста и календарных дат становится ещё более запутанным.

Касательно месяца и числа всё более-менее однозначно:

  • «Родилась Алиса 17 ноября » - с этой фразы начинается повесть «День рождения Алисы». Точнее - 17 ноября, во второй половине XXI века.
  • В повести «Остров ржавого лейтенанта » действие происходит в начале летних каникул (апрель-июнь) 2089 года (отмечается 300-летие взятия Бастилии). Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть она должна бы родиться во второй половине марта - первой половине апреля. Однако, согласно рассказу «Второгодники», действие которого происходит незадолго до событий «Острова ржавого лейтенанта», биологический возраст Алисы имеет разницу минус полгода относительно земного календаря из-за рассинхронизации каналов между хронопотоками при несанкционированном перемещении Алисы в прошлое. Так что если считать, что в «Острове…» назван биологический возраст девочки, то дату рождения 17 ноября (с учётом того, что она прямо названа автором) можно считать не противоречащей прочим указаниям на возраст.

Что касается года рождения, то всё гораздо менее определённо. Год рождения Алисы неизвестен, так как в произведениях Кира Булычёва ни разу не упоминается непосредственно. Упоминающиеся в различных книгах даты позволяют вычислить несколько вариантов. Основные прямо указанные в книгах привязки к хронологии сводятся к следующему:

  • Повести «Путешествие Алисы » и «День рождения Алисы» в сочетании дают вполне определённую дату рождения Алисы. В первой повести 3 марта 2074 года Громозека в Лунном ресторане дал автограф «прекрасной землянке», а в следующем году осенью Алисе исполнилось 10 лет. Следовательно, дата рождения Алисы - 17 ноября 2065 года.
  • Часть действия повести «Сто лет тому вперёд », происходящая в будущем, начинается 11 апреля 2082 года. Алисе 11 лет. Если считать, что родилась она осенью, то это была осень 2070 года.
  • Как уже говорилось выше, события «Острова ржавого лейтенанта » происходят в летние каникулы 2089 года, и Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть дата рождения приходится на 2080 год (либо, с учётом «пропущенного» полугода, на 2079).

Исследователь биографии Алисы Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, предложил приблизительную хронологию приключений Алисы (в некоторых случаях сдвинув указанные в книгах годы, так как они противоречат друг другу) и привязал события, происходившие в книгах, к следующим датам будущего:

  1. Девочка, с которой ничего не случится : 2083-2086
  2. Заповедник сказок : весна 2087
  3. Козлик Иван Иванович : весна 2087
  4. Путешествие Алисы : лето 2088
  5. Второгодники: осень 2088 - весна 2089
  6. Ржавый Фельдмаршал : июнь 2089
  7. День рождения Алисы: осень 2089
  8. Лиловый шар : зима 2089-2090
  9. Пленники астероида : июль 2090
  10. Миллион приключений : весна - лето 2091
  11. Сто лет тому вперёд : апрель 2092
  12. Узники «Ямагири-Мару» : весна 2092
  13. Конец Атлантиды : весна 2092
  14. Гай-До : июль 2092
  15. Город без памяти : август 2092
  16. Алиса и крестоносцы: сентябрь 2092

Год рождения Алисы по этой хронологии - 2079-2080.

Алиса в представлении художников

Классической рисованной реализацией образа Алисы Селезнёвой стал вариант Евгения Мигунова , хотя он несколько отличался от исходного, авторского: высокая девочка со светлыми волосами у Булычёва превратилась в невысокую и русоволосую у Мигунова. В варианте Мигунова всячески подчёркиваются детские признаки, а спортивность авторского образа компенсируется динамичностью рисунка. Булычёв не раз говорил, что сам он теперь представляет Алису только как «мигуновскую», и называл художника своим соавтором.

Мигуновский образ стал своего рода образцом, на который делают похожими свои варианты многие другие иллюстраторы, а также в некоторой степени повлиял на мультипликационный вариант Натальи Орловой в мультфильме Романа Качанова «Тайна третьей планеты », в котором впервые в отечественном кинематографе появился образ Алисы. Прототипом Алисы для художницы-постановщицы послужила семилетняя дочь Екатерина Семёнова (а прототипом капитана Зелёного - муж Тенгиз Семёнов) .

В конце апреля 2011 года в СМИ появился тизер мультсериала «Алиса в Сколково », создаваемого компанией «Базелевс ». Премьера сериала состоялась 16 ноября 2013 года на телеканале СТС.

В художественных фильмах

В телефильмах «Гостья из будущего » и «Лиловый шар » Павла Арсенова роль Алисы исполнила Наташа Гусева . Образ героини в этих экранизациях значительно дальше от книжного, чем мигуновский и качановский, как по внешности, так и по характеру. Алиса в этих фильмах - «неземная» девочка с большими глазами и тёплым взглядом, доверчивая, искренняя и открытая.

В фильме «Остров Ржавого Генерала » роль Алисы сыграла Катя Прижбиляк . Её Алиса - худенькая хрупкая девочка с серыми глазами и длинными тёмно-русыми волосами, собранными в «хвостик», - пожалуй, наиболее далёкий от мигуновских иллюстраций вариант.

В июне 2008 года стало известно о начале съёмок нового фильма об Алисе Селезнёвой - «Приключения Алисы Селезнёвой. Пленники трёх планет », в котором роль Алисы должна была сыграть Дарья Мельникова , однако с тех пор проект был заморожен. Но роль Алисы у Дарьи всё-таки продолжилась - Алиса заговорила её голосом в новом мультсериале «

Главной героиней серии популярных детских книг известного советского писателя К. Булычева является Алиса Селезнева. Актриса, сыгравшая эту девочку - Наталья Гусева, - благодаря этой роли приобрела всесоюзную славу. В ее исполнении эта героиня получилась нежной хрупкой девочкой, задумчивой и очень наблюдательной. Фильм П. Арсенова «Гостья из будущего» до сих пор является классикой отечественного кинематографа. Картина может быть интересна не только маленьким зрителям, но и их родителям, так как она снята не по-детски серьезно.

Детство

В исполнении Гусевой очень необычной девочкой получилась Алиса Селезнева. Актриса, отличавшаяся хрупким сложением, на первый взгляд, не совсем подходит для воплощения этого персонажа Булычева. Ведь в книгах этого писателя девочка очень бойка, смела, и, кроме того, у нее спортивная внешность. Однако при просмотре ленты убеждаешься, что лучшей кандидатуры на эту роль невозможно было найти.

Гусева родилась в 1972 году в Звенигороде. Когда ей исполнился год, семья перебралась в Москву, где девочка поступила в школу. Она очень хорошо училась и мечтала стать энтомологом. Известно, что одной из ее наиболее любимых книжных героинь была Алиса Селезнева. Актриса Гусева не раз перечитывала книги Булычева.

Первые съемки

Жизнь девочки изменилась после того, как один режиссер стал отбирать в школе ученицу для озвучки. Поскольку Наташа хорошо училась, обладала превосходной памятью и дикцией, то сразу попала в число основных претендентов. Сначала она снялась в маленькой короткометражке для ГИБДД.

В этой ленте ее заметил режиссер П. Арсенов, который пригласил девочку на главную роль в своем будущем детском фильме, который вышел на экраны в 1984 году. Главной героиней четырехсерийного фильма была Алиса Селезнева. Актриса Гусева с ее необычной внешность как нельзя лучше подходила на роль девочки из далекого будущего, которая волей случая попала в советское время, в 1980-е годы.

Образ героини

Фильм имел огромный успех и по праву попал в число лучших картин советского кинематографа. Сюжет основан на поисках героями необычного прибора, с помощью которого можно читать мысли животных. За этим изобретением гоняются комические пираты, на которых завязаны основные сцены экшена.

Но главной изюминкой фильма стала, конечно же, Алиса Селезнева. Актриса Наталья Гусева блестяще показала необычный характер своей героини, ее незаурядный ум, наблюдательность и недетскую серьезность. Эта работа принесла ей огромную популярность среди зрительской аудитории. На маленькую девочку обрушилась настоящая всесоюзная слава. Она получала огромное количество писем от своих поклонников, которые хранит до сих пор.

Сравнение с мультипликационным образом

О том, насколько внешне отличается героиня в кино от оригинала, доказывает фото актрисы. Роль Алисы Селезневой стала звездной для Наташи Гусевой. Героиню в ее исполнении можно сравнить с ее мультипликационным аналогом из популярного мультфильма «Тайна третьей планеты».

Девочка из этой ленты больше соответствует по своим физическим параметрам книжному оригиналу. Однако следует указать, что режиссеры сделали акцент на разные стороны характера героини. В мультфильме девочка получилась бойкой, спортивной, активной, в то время как в кино Арсенов хотел подчеркнуть ее серьезность и недетский взгляд на жизнь, который, по его мнению, будет свойственен детям будущего.

Другие фильмы

В еще одной киноленте Арсенова появляется Алиса Селезнева. Актриса, фото (взрослые годы девушки также были отмечены ее участием в съемках, хотя она не так и не стала профессиональной артисткой) которой показывают ее необычную внешность, вновь вернулась к полюбившейся всем роли в картине «Лиловый шар», которая стала продолжением оригинала.

Однако сценарий картины сильно уступает «Гостье из будущего», персонажи прописаны не столь детально, поэтому кино не приобрело такой же популярности. Также она снялась в фильме «Гонка века», в котором сыграла роль второстепенного плана. Более удачным стал фильм «Воля Вселенной», где девушка сыграла роль подруги главного героя, увлекшегося предсказаниями будущего. Образ же главной героини, напротив, отличатся нежностью, теплотой и естественностью, что так хорошо удавалось изображать Гусевой.

Личная жизнь

Несмотря на оглушительный успех в кино, девушка приняла решение стать биологом. Она закончила факультет химических технологий и воплотила свою детскую мечту, долгое время работая научным сотрудником в НИИ. В 1993 году Гусева вышла замуж за Дениса Мурашкевича и взяла его фамилию. Даже спустя долгое время ее продолжал преследовать успех роли, которую ей принесла Алиса Селезнева. Актриса (дети до сих помнят ее именно как маленькую девочку из известной киноленты) родила дочь, которую назвала Алесей. Молодая женщина много посвящала себя семье и научной деятельности. Спустя долгое время она приняла участие в озвучивании мультфильма, посвященного полюбившейся героине.

В 1990-е годы актриса отказывалась сниматься в фильмах, так как в них были сцены жестокости и насилия, а Гусева принципиально хотела сохранить в памяти поклонников светлый и чистый образ Алисы Селезневой из полюбившегося фильма. Тем не менее Наталья Мурашкевич принимала участие в нескольких телепередачах, посвященных культовой ленте. В настоящее время фильм пользуется такой же популярностью, как и прежде: его часто можно увидеть на телевидении. Итак, всем зрителям полюбилась Алиса Селезнева. Актриса, личная жизнь которой не была связана с кино, стала всеобщей любимицей.

Алиса, привет! Спасибо, что нашла время в своем плотном графике для встречи с нами! Мы всегда начинаем интервью с нашими героинями с вопроса: если бы ты сама подписывала собственную фотографию, какую подпись ты бы сделала?
На этот вопрос я ответила для себя еще в 9 лет. Я — Мисс улыбка теплохода Карл Либкнехт 89. Мне кажется, даже прибавить к этому ничего нельзя, я знаю, что моя улыбка открывает двери и располагает людей, и безнаказанно этим пользуюсь.

Как правило наши героини обозначают себя с профессиональной точки зрения, а ты затронула именно эмоциональную сторону своей личности. Это означает, что для тебя важнее именно такие личностные моменты, чем профессиональная сфера?
Мне кажется, что здорово не зацикливаться на том, что ты профессионал в какой-то области. Просто иметь это на подсознании, а всем вокруг говорить, что ты дилетант. По‑большому счету, какой с блондинки спрос? Всегда найдутся люди, которые будут это оспаривать, те, кто делают то же самое лучше. Но не найдется другого такого человека, который, например, будет так же демонстрировать эмоции, как это делаю я. Я осознанно выбираю позицию, что я дилетант. Благодаря этому я не пользуюсь никакими штампами, всегда могу без стеснения что-то спросить. Этот образ недалекой блондинки и то снисхождение, которое я получаю благодаря ему, меня полностью устраивают.

Скажи, пожалуйста, сколько тебе сейчас лет?
Мне 35, и я спокойно об этом говорю. Мне абсолютно комфортно сейчас, хотя в 30 я безумно переживала, мне казалось, что это приговор: как так, мне 30, а я еще ничего не успела? А сейчас я понимаю, 35 — это реально круто. В зеркале я не вижу 35, все люди, которые узнают мой возраст, очень удивляются, и мне это нравится.

Расскажи, как начался твой путь? Ты с самого начала знала, что хочешь работать на телевидении или радио?
У меня очень строгие родители, которые всегда считали, что профессия должна быть максимально прикладной, никакого творчества. Мне кажется, мама до сих пор думает, что творческие люди влачат жалкое существование, и боится этого. Поэтому все мои порывы не находили отклика, и приходилось действовать украдкой. Так и получилось, местная телекомпания в Казани объявила кастинг на роль корреспондента, и когда мы с братом прогуливали университет, я попробовала и прошла. Мне было 19, и все началось очень быстро. На мой характер, я бы там и осталась, мне было очень комфортно, мне безумно нравились мои проекты и команда. Но, как и все в моей жизни, получилось совсем не так, как я задумывала.

Что произошло потом?
В тот момент в Москве на телеканале МУЗ-тв объявили кастинг телеведущих, и моя подруга решила принять в нем участие, однако ей было страшно ехать одной, поэтому заодно она отправила и мои пробы. И мы с ней вдвоем прошли на МУЗ-тв, причем уже даже проходя второй тур кастинга, я была уверена, что никуда переезжать не буду. Мне казалось, что меня просто не отпустят из дома. Но все получилось по‑другому: в тот момент, когда я возвращалась из Москвы в Казань, продюсер МУЗ-тв позвонила моей маме, и когда я пришла домой, мама объявила мне, что я могу не разбирать чемодан, потому что через 3 дня уезжаю обратно.

Сколько ты по времени проработала на МУЗ-тв?
Я была« блудной дочерью» на этом телеканале: приходила и уходила много раз. И на радио я тоже попала случайно. Я пришла с другом за компанию на кастинг, он пробовался на вакансию радиоведущего на радио« Попса», я ждала его в коридоре, и продюсер, заметив меня, спросил: «Что это за девочка в коридоре, почему она просто так сидит?» И пригласил меня тоже попробовать. Так началась моя история на радио. Поначалу мне было сложно перестроиться после работы на телевидении: как так, ты сидишь один в комнате с микрофоном и разговариваешь, и смеешься! А вдруг людям, которые тебя слушают, не смешно? А вдруг они считают тебя дураком?

Когда ты поняла, что радио — это« твое»?
Не знаю, насколько это положительное качество, но я никогда не отказывалась ни от какой работы. Работа на радио была тоже из такого разряда. Я не знала, насколько хорошо у меня получается, это был просто момент вызова. Конечно, это сложная работа, к 7 утра ты всегда должен быть на радио, должен быть в отличном настроении и полным энергии, чтобы слушатели чувствовали это. А впервые я осознала, что у меня получается, когда вскоре после начала своей карьеры радиоведущей я пришла на праздник« День радио» в парке Горького. Там было очень много моих коллег, и для меня было удивлением, когда оказалось, что они все меня знают! Мы как-то сразу нашли общий язык, я поняла, что это« мои» люди, «моя» компания, и сейчас я готова с уверенностью говорить, что такой атмосферы, как на радио, нет на телевидении, это реально семья.

Сейчас ты уже долгое время работаешь на Русском Радио.
Да, 8 лет. В тот момент, когда я получила предложение от Русского Радио перейти на работу к ним, я ощутила огромное беспокойство. У нас была прекрасная атмосфера на «Попсе», я до сих пор общаюсь со многими коллегами оттуда, хотя уже даже радиостанции этой нет. Но в то же время я понимала, что отказаться от такого предложения могут только дуры, а дурой быть очень не хотелось, поэтому скрипя сердце я все-таки его приняла, хотя было очень страшно.

Для 35 лет, ты достигла того профессионального уровня, которого хотела, или ты считаешь, что могла бы достигнуть и большего?
В период с 25 до 28 лет мне настолько часто отказывали в интересной, престижной работе из-за того, что я выглядела слишком юной и неопытной, и по мнению работодателей не могла говорить о каких-то вещах, что я ждала 35. И на примере многих своих знакомых, я могу сказать, что у женщин в современных условиях возможность действительно реализоваться появляется только после 35. И сейчас я чувствую абсолютную готовность прийти, взять то, что мне нужно и успокоиться. В моей жизни было уже предостаточно лишней работы, на протяжении трех лет у меня одновременно было 8 проектов: в 5.45 я просыпалась, в 6.30 выезжала из дома, и возвращалась за полночь. Это была просто истерия: вскакивать ночью с постели, потому что забыла что-то отправить, меня мучила совесть, если я просто час сидела без дела. В какой-то момент я поняла, что еще немного, и мне придется ложиться в больницу на лечение.

Ты столько работала для достижения какой-то конкретной цели?
В первую очередь, это материальные блага, а так же попытка реализовать себя по максимуму, использовать все свои возможности.

Сейчас что-то поменялось?
Конечно. Сейчас я работаю только на радио и изредка веду какие-то мероприятия. Я думаю, это заслуга мужа: когда рядом настоящий мужчина, приходит осознание, что можно расслабиться, отдохнуть, перестать взваливать на себя все и тащить в одиночку. А еще, попробовав однажды пожить для себя, не спешить после работы на 3−4 других, а поспать днем или отдохнуть, я поняла, что не хочу больше себя насиловать и изматывать. Оказалось, что так чудесно запланировать отпуск и поехать в него, а не сдавать билеты, потому что 8 работ невозможно состыковать.

А как женщина ты чувствуешь себя комфортно?
Я второй раз замужем, и мне очень комфортно, потому что нашелся тот, с которым круто, который не напрягает, дополняет. Я никогда не думала, что у меня будет такой муж, который может помочь мне по хозяйству и с пониманием отнестись к моей занятости. Принимая какое-либо решение, начиная от глобальных, касающихся работы или семьи, и заканчивая выбором цвета лака для ногтей, я советуюсь с ним. И мне настолько здорово в таком состоянии, когда ничего не надо решать, я абсолютно доверяю своему мужу, и не было случая, когда он бы ошибся. Я безумно счастлива замужем.

Сейчас тебе хотелось бы поменять в своей жизни что-то? Возможно, достигнуть чего-то?
Нет, абсолютно. Вообще ничего не хочу менять, никаких больше планок себе ставить не буду. Я так долго достигала этого состояния покоя, что не хочу никогда больше его терять.


Расскажи, какая история связывает тебя с Cosmo?
Я с подросткового возраста постоянно его приобретаю. Cosmopolitan Shopping вообще для меня настольный. Конечно, я понимаю, что сейчас уже все скачивается, но мне нравится именно печатная версия журнала, я люблю шелестеть страницами.

Почему Cosmo?
Это настолько женский журнал, мне безумно интересны мода, тренды, уроки и мастер-классы, мне все это очень нравится.

Скажи, что бы ты могла посоветовать тем, кто еще ищет себя и свой путь?
Нет какого-то универсального рецепта счастья, для каждого это — свое. Я не исключаю, что кому-то может приносить удовольствие работа без отдыха и постоянное достижение новых вершин, для кого-то наоборот замужество — предел мечтаний, и они рады сидеть дома и вести быт. Я могу только сказать, что как только вы поймаете это ощущение абсолютной безмятежности и спокойствия, вы сразу это поймете. Чувство, когда все идет как надо, притягивает самых нужных людей и самые оптимальные события. И тогда все получается само собой, легко и просто. А самое главное — начинайте свой день с позитива и улыбки! Тогда у вас все обязательно получится.

Фотограф Сергей Щедров
Интервью Ксения Баушева, Светлана Комолова
Make up & hair style Анна Филина
Одежда KseniaBausheva.ru @ksenia_bausheva_store

», «Гостья из будущего » и «Алиса знает, что делать! ». Алиса - девочка, живущая в Москве в конце XXI века .

Появления персонажа

Впервые Алиса появилась на страницах книг в 1965 году , когда в ежегодном альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы о ней под общим названием («Девочка, с которой ничего не случится»).

Девочка названа в честь дочери писателя, Алисы Можейко (ныне Лютомской), а родители получили, соответственно, имена самого Булычёва (Игоря Можейко) и его жены Киры. Маме Алисы также была передана профессия Киры Можейко - архитектор . Однако ни внешне, ни по характеру, по словам автора, персонаж с его дочери не списан.

Книги об Алисе Селезнёвой были переведены на десятки иностранных языков. Наряду с книгами выпущены также диафильмы, два советских и два российских мультфильма, три советских и ряд зарубежных художественных фильмов, посвящённых приключениям Алисы Селезнёвой. Пик популярности и известности персонажа пришёлся на вторую половину 1980-х годов , после выхода телефильма Гостья из будущего .
Образ Алисы и поныне востребован в кино - к выходу готовятся новые фильмы о её приключениях.

Образ персонажа

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв , директор московского зоопарка будущего - Космозоо . Автор многих печатных трудов (в частности, книги «Звери дальних планет»), постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва . Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада . Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Характер Алисы импульсивный, энергичный и предприимчивый. Взрослых она постоянно удивляет своей детской непосредственностью, находчивостью и бесстрашием. Часто её диковинные догадки оказываются вернее научных гипотез взрослых учёных. В паре со сверстниками - особенно Пашкой Гераскиным и аналогичными персонажами - Алиса, напротив, часто играет роль скептика и уравновешенного, спокойного члена команды. Алиса честна, уверена, что «если можно не врать - лучше не врать», однако считает допустимым проявление хитрости в отношении родителей или других взрослых, если есть основания думать, что взрослые помешают осуществлению планов из-за своей чрезмерной заботы о благополучии и безопасности детей.

Дата рождения

Произведения, в которых действует Алиса Селезнёва, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключения своей героини. Можно заметить, что в большинстве случаев время действия в книгах об Алисе отстоит от момента написания книги приблизительно на 100-110 лет вперёд, соответственно, и дата рождения Алисы, которой в большинстве книг от 9 до 12 лет, «плавает». Так что вопрос о дате рождения Алисы однозначного ответа не имеет. Если же попытаться учесть все многочисленные хронопутешествия Алисы, соотношение её реального биологического возраста и календарных дат становится ещё более запутанным.

Касательно месяца и числа всё более-менее однозначно:

  • «Родилась Алиса 17 ноября » - с этой фразы начинается повесть «День рождения Алисы ». Точнее - 17 ноября, во второй половине XXI века.
  • В повести «Остров ржавого лейтенанта » действие происходит в начале летних каникул (апрель-июнь) 2089 года (отмечается 300-летие взятия Бастилии). Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть она должна бы родиться во второй половине марта - первой половине апреля. Однако, согласно рассказу «Второгодники», действие которого происходит незадолго до событий «Острова ржавого лейтенанта», биологический возраст Алисы имеет разницу минус полгода относительно земного календаря из-за рассинхронизации каналов между хронопотоками при несанкционированном перемещении Алисы в прошлое. Так что если считать, что в «Острове…» назван биологический возраст девочки, то дату рождения 17 ноября (с учётом того, что она прямо названа автором) можно считать не противоречащей прочим указаниям на возраст.

Что касается года рождения, то всё гораздо менее определённо. Год рождения Алисы неизвестен, так как в произведениях Кира Булычёва ни разу не упоминается непосредственно. Упоминающиеся в различных книгах даты позволяют вычислить несколько вариантов. Основные прямо указанные в книгах привязки к хронологии сводятся к следующему:

  • Повести «Путешествие Алисы » и «День рождения Алисы» в сочетании дают вполне определённую дату рождения Алисы. В первой повести 3 марта 2074 года Громозека в Лунном ресторане дал автограф «прекрасной землянке», а в следующем году осенью Алисе исполнилось 10 лет. Следовательно, дата рождения Алисы - 17 ноября 2065 года.
  • Часть действия повести «Сто лет тому вперёд », происходящая в будущем, начинается 11 апреля 2082 года. Алисе 11 лет. Если считать, что родилась она осенью, то это была осень 2070 года.
  • Как уже говорилось выше, события «Острова ржавого лейтенанта » происходят в летние каникулы 2089 года, и Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть дата рождения приходится на 2080 год (либо, с учётом «пропущенного» полугода, на 2079).

Исследователь биографии Алисы Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, предложил приблизительную хронологию приключений Алисы (в некоторых случаях сдвинув указанные в книгах годы, так как они противоречат друг другу) и привязал события, происходившие в книгах, к следующим датам будущего:

  1. Девочка, с которой ничего не случится : 2083-2086
  2. Заповедник сказок : весна 2087
  3. Козлик Иван Иванович : весна 2087
  4. Путешествие Алисы : лето 2088
  5. Второгодники : осень 2088 - весна 2089
  6. Ржавый Фельдмаршал : июнь 2089
  7. День рождения Алисы : осень 2089
  8. Лиловый шар : зима 2089-2090
  9. Пленники астероида : июль 2090
  10. Миллион приключений : весна - лето 2091
  11. Сто лет тому вперёд : апрель 2092
  12. Узники «Ямагири-Мару» : весна 2092
  13. Конец Атлантиды : весна 2092
  14. Гай-До : июль 2092
  15. Город без памяти : август 2092
  16. Алиса и крестоносцы : сентябрь 2092

Год рождения Алисы по этой хронологии - 2079-2080.

Алиса в представлении художников

Классической рисованной реализацией образа Алисы Селезнёвой стал вариант Евгения Мигунова , хотя он несколько отличался от исходного, авторского: высокая девочка со светлыми волосами у Булычёва превратилась в невысокую и русоволосую у Мигунова. В варианте Мигунова всячески подчёркиваются детские признаки, а спортивность авторского образа компенсируется динамичностью рисунка. Булычёв не раз говорил, что сам он теперь представляет Алису только как «мигуновскую», и называл художника своим соавтором.

Мигуновский образ стал своего рода образцом, на который делают похожими свои варианты многие другие иллюстраторы, а также в некоторой степени повлиял на мультипликационный вариант Натальи Орловой в мультфильме Романа Качанова «Тайна третьей планеты », в котором впервые в отечественном кинематографе появился образ Алисы. Прототипом Алисы для художницы-постановщицы послужила семилетняя дочь Екатерина Семёнова (а прототипом капитана Зелёного - муж Тенгиз Семёнов) .
В 2009 году на экраны вышел отечественный полнометражный мультипликационный фильм «День рождения Алисы », роль которой озвучила Яся Николаева . Образ Алисы в нём очень похож на образ из мультфильма «Тайна Третьей Планеты ». В мультфильме в качестве камео роль капитана космического корабля озвучила Наталия Гусева (Мурашкевич) , исполнившая роль Алисы Селезнёвой в фильме «Гостья из будущего ».

Наследие

Библиография

Фильмография

  • «Тайна третьей планеты » (1981) - рисованный мультфильм (голос Алисы - Ольга Громова)
  • «Гостья из будущего » (1984) (в роли Алисы Наташа Гусева)
  • «Лиловый шар » (1987) (в роли Алисы Наташа Гусева)
  • «Остров ржавого генерала» (1988) (в роли Алисы Катя Прижбиляк)
  • Узники «Ямагири-мару» (1990) - кукольный мультфильм
  • «Záhada tří kapitánů» (Тайна трёх капитанов) (1990) - чехословацкий телесериал (в роли Алисы - Клара Яндова)
  • «Dziewczynka, której nigdy nie zdarzy się nic złego» (Девочка, с которой ничего не случится) (1994) - польский телеспектакль (в роли Алисы - Ягода Стах (Jagoda Stach)) .
  • «День рождения Алисы » (2009) - полнометражный мультфильм (голос Алисы - Ярослава Николаева)
  • Приключения Алисы. Пленники трех планет (не закончен) - (в роли Алисы - Дарья Мельникова).
  • Алиса знает, что делать! (2012) - мультсериал с приключениями Алисы Селезневой , в основу которого положено произведение Кира Булычева «Путешествие Алисы ».

Компьютерные игры

  • «Тайна Третьей планеты» (2003) - платформер .
  • «Путешествие Алисы» (Step Creative Group , 2005) - квест .
  • «Алиса и космический дракон» (2006) - квест .
  • «Тайна Третьей планеты. Алиса и лиловый шар» (2009) - квест .

См. также

Напишите отзыв о статье "Алиса Селезнёва"

Примечания

Литература

  • Сергей Лобов // Мир фантастики . - 2009. - № 7 . - С. 115-119 .
  • Подольный Р. В стране чудес: [Рец. на кн.: Девочка с Земли] // Лит. обозрение. - 1975. - № 1 - С. 47-48.
  • Поликовская Л. Миллион приключений: [Рец. на кн.: Миллион приключений] // Дет. лит. - 1983. - № 7. - С. 56-57.
  • Ревич В. Дети как дети: [Послесл. к кн.: Девочка из будущего] // Булычев К. Девочка из будущего … и другие повести. - Кишинев: Лумина, 1984. - С. 613-620.
  • Ревич В. Сегодня - с высоты будущего: [Рец. на кн.: Девочка с Земли] // Лит. газ. - 1975. - 4 июня (№). - С. 4.
  • Ревич В. Третья Алиса и третья планета: [Предисл. к кн.: Тайна третьей планеты] // Булычев К. Тайна третьей планеты. - М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1983. - С. 2.
  • Ревич В. Третья Алиса и третья планета: [Предисл. к кн.: Тайна третьей планеты] // Булычев К. Тайна третьей планеты. - М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1984. - С. 2.
  • Семибратова И . Давайте помечтаем!: [Рец. на кн.: Девочка с Земли] // Дет. лит. - 1983. - № 11. - С. 19-22.
  • [Без подп.] Die unwissenden Barbaren: [Рец. на кн.: Лиловый шар] // Volksstimme (Magdeburg). - 1987. - 25 июля.

Ссылки

Фан-сайты

  • Официальный сайт мультфильма «Алиса знает, что делать! »

Статьи и передачи

  • - Журнал «Мир Фантастики »
  • Телестудия Роскосмоса .

Отрывок, характеризующий Алиса Селезнёва

Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
– Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
– Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
– Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное…
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.
По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж.
Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними.