Вальсируют все! Балы раннего Нового времени. Что танцевать? Как в балу называется время

Инструкция

Балы было принято давать круглый год. Официальное открытие сезона проводили в ноябре, когда представители высшего сословия вернулись из летних резиденций и начинали откровенно скучать в городах. На балы было принято ездить всю зиму, исключая время, когда шел пост. Зачастую глава семьи получал несколько приглашений на балы, назначенные на один и тот же день. Одни из них можно было проигнорировать, на других – появиться обязательно. Большинство балов заканчивалось ближе к утру. На следующий день после полудня необходимо было делать визиты, а затем готовиться к новым балам.

К бальным помещениям в доме относился зал, где и проходило основное действо, курительная комната, буфет и игровая. Бальный в XIX веке был настолько точно прописан, что малейшее отступление от него считалось неприличным. Регламентировано было все: и , и правила исполнения танцев, и этикет, и нормы общения, и оформление залов.

Балы были придворными, частными, купеческими, детскими, общественными, свадебными, именинными. Приглашение на бал было принято посылать заранее – как минимум за 7-10 дней до торжества. Это делалось для того, чтобы дамы смогли подготовить новое платье. Выходить в свет дважды в одном и том же считалось верхом неприличия и признаком финансовой несостоятельности. Если проводился тематический бал, например, монохромный, в приглашении указывалось, в костюмах какого цвета должны явиться приглашенные. К , иногда маскарадный туалет для дамы стоил ее мужу одной-двух деревень вместе с землями и крестьянами.

Молодым девушкам предписывалось являться на балы в пастельных тонов, иметь незамысловатые прически, надевать ограниченное число не слишком броских украшений. Дамы постарше могли позволить себе что-то более экстравагантное и яркое. В любом случае платье было открытым, размер декольте порой шокировал. На балы обували мягкие туфли, как правило, без . Из косметики полагалось пользоваться лишь пудрой.

После получения приглашения в течение двух дней полагалось отправить письменное согласие принять участие в торжестве. Отказывать не полагалось, если на то не было веских причин, например, смерти близкого родственника.

Балы давали в огромных залах, украшенных цветами и лентами и освещаемых тысячами восковых свечей. В середине зала танцевали. По двум длинным стенам обычно монтировали возвышения, где расставляли кресла и ломберные столы, на каждый из которых клали несколько новых колод игральных карт. За этими столами сплетничали, проигрывали состояния, затевали дуэли, обсуждали политику. Для музыкантов обычно ставили отдельный помост со скамейками, расположенными амфитеатром.

Приехав на бал, гости должны были засвидетельствовать свое почтение хозяевам дома. Если дама состояла в браке, она была обязана приехать на бал с супругом. Когда тот отсутствовал, можно было явиться с подругой и с ее мужем. Незамужние девушки сопровождались матерями или пожилыми родственницами, которые должны были зорко следить за соблюдением всех приличий. Девушки, не пользующиеся популярностью у кавалеров, все равно танцевали, так как партнеров для них выбирала мать или родственница. Даже если дама была откровенно дурна собой, с ней должны были заводить светский разговор, говорить комплименты. Она же, в свою очередь, должна улыбаться, флиртовать при помощи веера и выказывать симпатию кавалеру.

У каждой дамы была с собой бальная книжечка, называемая карне или агенд. Туда заранее вносился список танцев, а напротив уже на самом балу вписывались имена кавалеров, желающих с ней танцевать. Бальные книжечки были крошечными и обычно крепились к поясу платья. Дать обещание одного танца двум кавалерам считалось дурным тоном и могло спровоцировать дуэль. У красивых и свободных девушек и женщин агенд был расписан с первых же минут бала. Любопытно, что дама не должна была танцевать с одним и тем же кавалером более трех танцев за вечер. Если это правило не соблюдалось, то начинали поговаривать о скорой свадьбе.

бал или балл

Как правильно пишется?

В именах существительных «бал» и «балл» оба варианта написания являются верными – бал и балл .

Эти слова являются омофонами (звучат одинаково, но пишутся по-разному).

Этимология слова «бал»

Существительное «бал » обозначает торжественное собрание мужчин и женщин для совместного времяпрепровождения, где основным занятием являются танцы. Слово «бал » пишется с одной буквой «л », так как происходит от французского bal и является калькой этого слова. Во французском языке bal произошло от глагола bailer – танцевать. В России впервые упоминается в 1705 году.

Примеры

  • По убранству и красоте интерьеров этот бал может посоперничать с балами в лучших домах Европы.
  • На балу было столько привлекательных мужчин, что у Марии голова шла кругом.
  • Попасть на Венский бал было мечтой ее жизни!

Этимология слова «балл»

Слово «балл » известно в России со времен Петра I. Происходит от французского balle – шар. Раньше на выборах выражали свое согласие или недовольство с помощью черных и белых шаров. Они служили мерилом согласия или несогласия в обществе. Позже слово «балл » приняло более общее значения, отождествляя собой оценку и единицу измерения.

Примеры

  • На экзамене по английскому языку я получил высший балл !
  • При силе ветра в 10 баллов МЧС проинструктировало жителей о мерах безопасности.
  • Мне не хватило одного балла для поступления в МГИМО.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 64% ответили правильно)

Вопрос о том, как одеться на бал, совсем не канул в Лету. Если вы думаете, что времена этих шикарных райтов прошли, вы ошибаетесь. Глубоко заблуждаются и те, кто думает, что балы – это прерогатива исключительно власть имущих или светских львиц, проводящих все свое время в праздности. О том, что одеть на бал, задумываются и школьницы-выпускницы, и сотрудники офисов, посещающих корпоративные мероприятия, и самые обычные домохозяйки, делающие приятно провести время на костюмированных маскарадах.

Итак, сначала об этикете. Время: 20.00-24.00 и позже. Повод: дипломатические события, благотворительные вечера, новогодние праздники, ночь в опере.

Дресс-код на балу — это самый официальный и одновременно сказочный выбор, где бриллианты не покажутся чересчур крупными, меха слишком вызывающими, а платья слишком пышными. Основное требование: бальное платье, безупречный внешний вид и сияющая улыбка.

В танцевальных помещениях поверхность пола гладкая и скользкая, чтобы по ней достаточно легко было двигаться в танце, и это стоит учитывать при выборе обуви. Особенности вечерних платьев зависят от страны: в США на это влияет Голливуд, в Британии - дворцовые ритуалы.

В худшем случае женщине, неправильно выбравшей одежду на бал, отказывают в приеме. Стоит отметить, что на балах это случается, не так часто, как у строго охраняемых входов в дискотеки и ночные клубы.

Не посещайте мероприятия с дресс-кодом White tie, если у вас нет соответствующего наряда.

Платья, перчатки, обувь, сумки и украшения для бала (с фото)

Платье. В эпоху расцвета балов дресс-код отличался необычайной сложностью, но в наше время главное его правило для таких мероприятий весьма простое: длинное декольтированное бальное платье. Его называют «большой бальный туалет».

Посмотрите на фото: платье на бал — это наряд, предназначенный для танцев.

Его характерные отличия - специальная длинная широкая юбка, в которой удобно танцевать, лиф с открытыми плечами, напоминающий корсет. Цвет платья может быть любым, но часто определяется этикетом (девушкам полагается носить светлые платья), а также модой или темой бала. Бальное платье создает нарядное, женственное, роскошное впечатление. Глубина декольте зависит от статуса: девушкам рекомендуются скромные вырезы, замужним дамам - более смелые.

Обувь. Желательны атласные туфельки. Вместо серебряных босоножек на шпильке лучше надеть плоские балетки - так вы будете выглядеть естественнее, современнее и, что важно, действительно сможете танцевать до утра.

Сумка. Сумочка должна быть достаточно маленькой, чтобы ее можно было просто зажать в руке.

Украшения. Ювелирные украшения требуются роскошные, но компактные, чтобы не потерять их во время танца. Часто используются тиара и ювелирные украшения в волосах. Не надевайте вместе серьги, кольца, браслет и из одного сета. Бижутерия исключается. Вечерняя высоко уложенная прическа подчеркивает красивый изгиб шеи. обязателен.

Перчатки для бала – это длинные атласные модели в тон платья.

История самых известных балов

Балы и маскарады в России ввел Петр I, издав в 1718 году указ об устройстве ассамблей. Расцвет моды на балы пришелся на 1812-й - год победы над Наполеоном. За один вечер их бывало столько, что светские львы не поспевали на все. При Николае II вошли в традицию благотворительные балы, сбор от которых шел, например, в пользу сирот.

В дореволюционной России бальный сезон начинался осенью, после возвращения дворянства в город из своих имений. Вслед за осенним балом вторым был новогодний. В Петербурге новогодний бал проходил в Зимнем дворце, а в Москве - в доме генерала-губернатора. Сезон балов продолжался вплоть до Масленицы.

Бал - это не просто танцы под оркестр, это ритуал. Приглашение посылалось за десять дней. Балы не начинались раньше десяти вечера, а заканчивались под утро. Из истории самых известных балов известно, что женщине на балу появляться без мужа было неприлично, точно так же как девушке - без маменьки. Мужчины приезжали на бал в черных фраках и белых лайковых перчатках. Традиционным цветом платьев у дам был белый, допускались еще розовый и голубой. Такие красивые светские события, как балы, и сейчас проходят во многих странах, и у каждой есть свой главный бал. В Америке - вручение «Оскаров». В Англии - чайный бал. В Монако - трогательный бал семи принцесс. Венские балы - самые пышные и самые знаменитые в мире, особенно бал Венской оперы, билет на который стоит тысячу долларов.

Бал дебютанток (Le bal des debutantes), Париж, октябрь.

Самые богатые наследницы планеты из благородных и известных семей, впервые «выходящие в свет», съезжаются на бал дебютанток в отеле «Crillon». Это самый известный бал и самое красивое светское событие года. Обязательное условие - наряды от именитых модельеров. Французские и итальянские дома высокой моды предоставляют дебютанткам свои умопомрачительные бальные туалеты, которые великолепно оттеняют их юную свежесть и красоту. Начать свою светскую карьеру с такого бала - это огромная удача в жизни любой девушки.

Новогодний бал (Kaiserball), Вена, декабрь.

Всю зиму в Вене устраивают тематические балы: танцуют ювелиры, пожарные, туристы и студенты. Но главных балов два: Новогодний - в бывшей императорской резиденции, дворце Хофбург, и Оперный - соответственно, в Опере. Необходимы бальные туфельки и длинные платья для дам, фраки - для джентльменов. А танцевать, в крайнем случае, вас научат уже на месте.

Большой венецианский бал (Gran ballo della Serenissima), Венеция, февраль.

Во время карнавала в различных старинных палаццо устраиваются пышные костюмированные балы с шампанским и фейерверками. На Большом балу в одном из роскошных дворцов гости танцуют в масках и исторических костюмах.

Бал-маскарад «Рудольфина Редут» (Rudolfitia Redoute), Вена, январь.

На самое веселое событие сезона дамы и кавалеры являются в масках. Это единственный бал в Вене, куда, не боясь быть узнанными, приходят потанцевать настоящие принцы и принцессы. Принцы демонстрируют хорошие манеры, принцессы скрываются под масками. Только здесь и есть шанс узнать их поближе - на остальных балах с незнакомцами общаться не принято.

Благотворительный бал White Tie & Tiara Ball, Виндзор, июль.

Элтон Джон, как известно, большой затейник. Каждое лето он устраивает в своем виндзорском поместье костюмированный бал с аукционом, и ни за какими приглашениями не охотятся в Лондоне с большим упорством, как за этими. Благотворительный бал - отличный повод придумать феерический наряд и как следует повеселиться. Среди гостей Элтона Джона - самые богатые и знаменитые. Все средства, вырученные на балу-аукционе, направляются на борьбу со СПИДом.

Бал «Лед и пламя» (Fire & Ice Ball), Голливуд, декабрь.

Бал «Лед и пламя» - главная выставка нарядов моделей и кинодив, где звезды жертвуют миллионы на борьбу с раком. Проходит это мероприятие на двух континентах: европейский вариант - в Лондоне, американский - в Голливуде. Танцуют мало, в основном красуются.

Венский бал в Гостином дворе, Москва, июнь.

Для того чтобы потанцевать во фраке или бальном платье, теперь не обязательно лететь в Вену. Венские балы, а также балы дебютанток и праздники начала весны в центре Москвы уже не сказка.


10 главных правил венского бала

Рабочий день позади. Инженер надевает фрак. Кондитерша - фамильные драгоценности. Президент страны готовит приветственное слово. И все они едут на бал.



Длинные платья, классический вальс, живой оркестр - это не пережиток прошлого, а часть современной жизни Вены. Австрия давно не империя, но с некоторыми имперскими привычками не простилась. Каждый год с поздней осени до весны город в едином порыве со всеми своими жителями кружится в вальсе. Будто и не было последних 100 лет и ничего в мире не изменилось.

Большие маневры

Пик бального сезона приходится на январь и февраль: в эти месяцы Вена возвращается в XIX век - время расцвета бальной культуры с ее головокружительными вальсами, нарядами и этикетом.

Традиционный танец в новогоднюю ночь исполняют сливки общества и аристократы из разных стран в зимней резиденции Габсбургов - императорском дворце Хофбург. Там проходит большой «Голубой огонек» страны - Le Grand bal, или Kaiserball. Гости в роскошных нарядах выходят из лимузинов и ступают на красную дорожку. Среди гостей - президент страны. Он настоящий, в отличие от традиционно встречающей публику императорской четы - Франца-Иосифа и Сисси в исполнении актеров. Гостей развлекают солисты Венской государственной оперы и Народной оперы. За торжеством наблюдает вся страна по главным телеканалам Австрии. Считается, что именно Императорский бал официально открывает сезон. Хотя фактически балы начинаются с середины ноября (в этом году - 15 ноября с Венского бала Красного Креста).

А еще считается, что новогодний бал в Хофбурге развлечение скорее для туристов, чем для венцев. Он не чета главному балу страны - Оперному (Opernball), проходящему в конце февраля.

Минута совершенства


Одна из самых известных в Австрии танцевальных школ - Elmayer. Ее основал кавалерийский офицер австрийской императорской армии Вилли Эльмайер фон Фестенбругг в 1919 году. Уже 26 лет ею руководит его внук, профессор Томас Шефер Эльмайер - неизменный член жюри в популярной австрийской танцевальной телепрограмме и автор девяти книг по европейскому этикету.
«Соблюдение бальных манер не менее важно, чем шаги в венском вальсе, - говорит он. - То, как партнер приглашает на танец, как девушка подает руку, а юноша целует ее, - это часть культуры. Мы относимся к ней как к сокровищу. В мире нет аналогов венским бальным традициям. Поэтому я стал продолжать семейное дело».
Школа Elmayer может сделать профессионала бального вечера даже из туриста, заехавшего в Вену на несколько дней в сезон балов (стандартная цена одного приватного занятия - 58 евро). Но традиционно она готовит детей из высшего общества к выходу в свет и отвечает за отбор дебютантов к церемонии открытия самых важных балов: Оперного, Императорского и Филармонического. Томас Шефер Эльмайер говорит, что кастинг обычно проходит в несколько этапов. Сначала из танцующих пар отсеиваются слабые.
Тому, у кого получается неплохо, предлагают посетить пять уроков в школе. Для тех, кто не умеет, разработан 10-недельный курс стоимостью 340 евро. После окончания занятий претенденты проходят еще один отбор, как правило, во время первой большой репетиции. Лучших Шефер Эльмайер рекомендует организаторам ведущих балов страны - его мнение очень авторитетно. «Перед каждым балом дебютант репетирует 4–5 раз. Одна репетиция длится около двух часов. За это время мы отрабатываем всю программу открытия церемонии, которая состоит из трех танцев. Вначале следует полонез, потом специальный танец - кадриль, марш или полька - и лишь в конце венский вальс. Он исполняется максимум минуту, но это должна быть минута совершенства». Девиз танцевального учреждения как нельзя лучше отражает отношение австрийцев к венскому балу: «Без приличия все знание тщеславно, без приличия ты только нищий, даже если ты идешь в блестящем, как золото, шелке и твой раб несет за тобой мешок с золотом».


На Оперный бал мечтают попасть многие, но не все могут себе это позволить. Стоимость билета на мероприятие начинается с 250 евро (стоячее место), аренда ложи обходится около 9000 евро, а за ложу на двоих возле сцены выкладывают 18 500 евро. Столик на двоих - 360 евро.

Ради ежегодного Оперного бала, история которого берет начало с 1935 года, в зрительном зале Венской оперы убирают все стулья и настилают паркет. Зал декорируют композициями из 60 000 роз. Бал открывается под звуки фанфар, раздающиеся в тот момент, когда в президентской он из лендлера - парного кругового народного танца с размером в три четверти. Лендлер танцевал простой люд во время карнавального сезона, традиционно начинавшегося в 11 часов 11-го дня 11-го месяца (то есть 11 ноября) и длившегося до начала Великого поста. Понятно, что народ не только танцевал, но и ел мясо, пил пиво и развлекался, пренебрегая приличиями. Такие развлечения не нравились императрице Марии Терезии, а вот позаимствовать народную культуру она не считала зазорным. С ее легкой руки вальс попал в императорский двор и превратился в главный танец на знатных балах, потеснив французский менуэт. Параллельно Мария Терезия перенесла костюмированные гулянья с улиц во дворцы, куда приглашались исключительно воспитанные гости, а на улицах маскарады запретила.

Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1741–1790), был настроен более демократично и разрешил всем желающим, за исключением прислуги, посещать балы в императорском дворце Хофбург. Так изысканная атмосфера балов проникла в жизнь народа.

Во второй половине XIX века, при императоре Франце-Иосифе, балы проводились повсюду: в ратушах, дворцах, парках. Главным считался Придворный бал, на который стремились все сливки общества, а попасть могли лишь избранные: высшее духовенство, послы, министры и аристократы в шестнадцатом поколении (или те, кто получил титул от самого кайзера).

Но в развитии бальной культуры Вены принимали участие все слои общества: и бедные, и богатые. Пока высший свет строго следовал бальному этикету, прачки, кондитеры, цветочники, трубочисты, фармацевты, булочники организовывали костюмированные праздники для себя.

Без регламента

И сегодня среди четырех сотен балов, ежегодно проходящих в австрийской столице, каждый желающий может найти вечеринку на свой вкус. Если пальма первенства среди классических балов принадлежит Оперному, то среди альтернативных лидирует Бал жизни (Life Ball). Впервые он был проведен в 1993 году, чтобы собрать деньги на помощь больным СПИДом. Теперь это крупнейшее мероприятие Вены посещают ежегодно тысячи людей, среди которых преобладают представители секс-меньшинств. VIP-билет с закусками и напитками стоит 750 евро. Неудивительно, что сумма благотворительных средств обычно переваливает за миллион. Бал поддерживают «посланники жизни» - такие знаменитости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Шэрон Стоун, а также известные дизайнеры, которые устраивают модные показы во время вечера. Это яркое действо больше напоминает карнавал с эпатажными костюмами, нежели традиционный бал.

Наконец, для большинства местных жителей существует великое множество других, куда более демократичных мероприятий. Свои «вечеринки» организуют представители разных профессий: юристы, врачи, пожарные, кондитеры, офицеры. Любой такой «профессиональный бал» вправе посетить все желающие, независимо от рода деятельности. Нужно просто приобрести билет, соответствовать дресс-коду и радоваться особенностям праздника. Например, на Охотничий бал гости облачаются в национальные костюмы альпийских регионов Австрии. На конфетном балу выбирают мисс Бонбон и взвешивают ее, используя сладости вместо гирек. На одном из самых популярных - балу владельцев кофеен в Хофбурге - совмещают приятное с приятным: танцуют и дегустируют разные сорта кофе.

На многих вечерах есть традиция дарить женщинам сувенир на память, так называемый дамский взнос. Иногда во время вечера проходит лотерея (Tombola). Человек, чей номер окажется выигрышным, получает приз: от горы конфет до туристической путевки. «Есть не только профессиональные балы, но и вечера для разных социальных групп, - рассказывает Элизабет Грубер, научный сотрудник Венского университета, - их устраивают университеты, школы, общественные организации. Мои родители, как большинство представителей старшего поколения, ходят один-два раза в год на бал, организованный муниципалитетом или церковью. Я впервые принимала участие в таком празднике 10 лет назад. Моя школа вместе с пятью другими пригласила нас, старшеклассников, в городскую ратушу. Мы серьезно готовились, посещали уроки танцев. Мне было 16 лет. Я потратила целый день на поиски наряда и обуви. И бал обошелся мне примерно в 250 евро - такси, туфли, платье, прическа, напитки. Для меня это было немало. Конечно, сегодня можно приобрести платье и за 1000, но молодежь не привыкла тратить много на наряд. К тому же его можно арендовать за 150 евро, пунктов проката множество. Но я всегда покупаю платье за 50–150 евро в обычном магазине, таком как H&M, и немного перешиваю его, чтобы не дай бог не совпасть с другими девушками. Помню, как в тот вечер мне было скучно от классической музыки, и я с нетерпением ждала начала неформальной части с дискотекой».

С тех пор Элизабет побывала не на одном балу и замечает, насколько демократичнее с годами становится имперская Вена и проще бальный этикет. «Многие думают, что на балах все танцуют только вальсы под музыку Штрауса и Моцарта, - говорит она, - но это не совсем так. На альтернативных бальных вечеринках можно услышать поп-музыку и диджеев, а надеть все что захочешь. Обычно бал проходит по следующему сценарию: все начинается в 7–8 вечера. Ты заходишь в зал, пьешь шампанское или вино, танцуешь или наблюдаешь за танцующими. В полночь традиционно вместе со всеми пляшешь кадриль. После обязательной части в отдельном зале для желающих начинается дискотека. А еще после полуночи все начинают есть, обычно сосиски и гуляш. Некоторые гости заказывают пиво. Кто-то удивится, но пиво разрешено пить даже во время Оперного бала. Что самое забавное, после изысканных балов, заканчивающихся в два-четыре часа ночи, можно увидеть, как люди в вечерних туалетах уплетают сосиски за обе щеки, стоя около уличных ларьков с едой».

Несмотря на верность имперским привычкам и неизбывное уважение к регламенту, жители Вены относятся к своему национальному достоянию с детской непосредственностью: для них балы не роскошь, достойная избранных, а обыкновенное чудо, доступное всем.

Дресс-код

При параде

На венском Оперном балу дресс-код особенно строг. Для мужчин обязателен white tie, подразумевающий фрак с белой бабочкой. Женщинам следует облачиться в бальное платье в пол и туфли на высоком каблуке. В случае несоблюдения условий дресс-кода организаторы оставляют за собой право не допускать гостей на мероприятие.

Женщина

Платье - вечернее, в пол, из шелка, крепа, кружева. Цвет любой, кроме белого (это прерогатива дебютанток). Этикет запрещает женщинам появляться на разных балах в течение одного сезона в одном и том же платье.
Верх - желательны оголенные плечи и глубокое декольте.
Низ - пышная свободная юбка, не стесняющая движений.
Украшения - самая дорогая часть туалета. Колье, серьги и кольца из натуральных драгоценных камней, предпочтительнее из бриллиантов (часто берутся напрокат). Стразы Swarovski тоже допускаются - если украшения сверкают, дресс-код соблюден.
Туфли - атласные или кожаные на каблуке с закрытым носком, но могут быть открыты в области пятки. Предпочтителен вариант на застежках - такие туфли не слетят во время танца. Обязательный элемент туалета - чулки.
Часы (необязательно) - вечерние, элегантные, декорированные драгоценными камнями. Их надевают поверх перчаток.
Перчатки - к платью с открытым верхом - длинные, по локоть, к платью с рукавами - короткие. Голые руки - моветон.
Сумочка - крошечная, сочетающаяся с цветом платья. Лучше блестящая. Цветы - аккуратный букет обязателен для дебютанток.
Прическа - вечерняя, открывающая шею. Распущенные волосы недопустимы. Голову дебютанток украшает корона.
Макияж - вечерний. Натуральный не приветствуется. Акцент либо на губах, либо на глазах. Открытые платья рекомендуется сочетать с палантином из дорогого меха или с болеро.

Мужчина

Фрак - черный. Укороченный спереди пиджак с длинными узкими фалдами сзади носят незастегнутым. Брюки без отворотов, с высоким поясом, с шелковыми двойными полосками (галунами) вдоль наружных боковых швов. Надеваются без ремня, с белыми подтяжками.
Галстук-бабочка - белый, из шелка или хлопка-пике.
Сорочка - белая, накрахмаленная, с воротником-стойкой с загнутыми углами и манжетами. Манишка, пристегнутая к сорочке, должна быть туго накрахмаленной, чтобы грудь «стояла колесом».
Жилет - белый, накрахмаленный, из пике. Шелковый считается дурным тоном. Три пуговицы должны быть всегда застегнуты.
Пуговицы на рубашке и жилете должны соответствовать фрачным. Обычно они дорогие и изготовлены из перламутра или жемчуга.
Запонки не должны бросаться в глаза. Предпочтительны из желтого, розового или белого золота с вставками из перламутра или оникса. Элегантные запонки из других драгоценных металлов допускаются.
Часы - только карманные на цепочке. С фраком запрещено носить наручные.
Носовой платок - белый, из хлопка, льна или шелка. Вкладывается в нагрудный карман фрака.
Перчатки - белые. Консервативные господа остаются в перчатках на протяжении всего вечера, снимая их только во время еды или для рукопожатия. Дама вправе отказать в танце кавалеру без перчаток.
Туфли - классические черные, лакированные (лоферы и оксфорды одинаково уместны).
Носки - длинные черные из дорогой шерсти или шелка. Фрак рекомендуется сочетать с черным классическим пальто, белым шелковым шарфом и черным цилиндром.

… Хотя, это действительно всего лишь кажется. Во времена давно минувшие бывало еще не то разнообразие в светских танцевальных утехах. Балы приурочивались к особым торжествам, разделялись по сословным и профессиональным категориям, бывали частными, общественными, придворными, купеческими, детскими, свадебными, посольскими, балы цветов, монохромные и проч., и проч… Надо признать, что наша клубная действительность «слегка» уступает по масштабам тем увеселениям, в которых знало толк русское дворянство.

Авось эта замечательная мода на балы вернулась к нам не только из желания экзотического антуражу среди модной тусовки, а как реальная потребность современного человека в изяществе и красоте. Будем на это очень надеяться.

Как ни крути даму в вальсе, а все же хочется, чтобы все было по-настоящему. Так, как когда-то во дворцах. Посему самыми заманчивыми, самые популярными, самыми интересными сегодня вновь становятся балы «по всей дворянской форме», так называемые - исторические.

Если сформулировать определение исторического бала, то это - бал, все составляющие которого подчинены правилам той или иной минувшей эпохи: костюмы гостей, убранство зала, этикет, атмосфера, музыка и сами танцы. Причем, если организаторы такого бала ставят своей целью провести не просто светское развлекательное мероприятие, а привлечь внимание к культуре и истории общества, то танцы исполняются не в современной их интерпретации, а именно так, как было принято в тот промежуток времени, когда они были популярны и исполнялись на балах. При серьезном подходе к проведению такого вечера исторические танцы восстанавливаются доподлинно по описаниям и изображениям в старинных танцевальных учебниках. А для воссоздания атмосферы выбранной эпохи изучаются манеры, особенности этикета, быта и даже социальных отношений определенного периода.

Но, все же, чаще историческим балом в России и за Рубежом называют упрощенный костюмированный вариант не очень строгих правил, где исполняются исторические танцы. Лакеи, ливреи, кареты - соблюсти атмосферу выбранной эпохи до мелочей – удовольствие не из дешевых. Доступное разве что мировой элите.

Кстати, к вопросу о доступности балов. В этом смысле нам с вами, несомненно, повезло. Посетить исторический бал и ощутить себя прекрасной дамой или галантным кавалером, может сегодня любой желающий.

Тысячи звёзд взорвались,

Тысячи нот и ног,

И бесконечный вальс

Забарабанил Бог.

Для того, чтобы мысленно вкусить всю красоту и блеск тех далеких дворянских балов, прогуляемся назад во времени и посмотрим, как они проходили, что на них танцевали, что дозволялось дамам и как предписывалось вести себя кавалерам .

Конечно же, балы были присущи не только российскому дворянству. Высшее европейское общество ничуть не отставало. Однако нас интересуют местные нравы, тем более что размахом, непосредственностью и энергетикой русских балов открыто восхищалась вся Европа.

Итак, 19 век - золотая пора дворянских балов. Можно сказать, что они были настолько важной частью жизни высшего общества, что весь остальной досуг был, так или иначе, подчинен балам. Их ожидали, к ним готовились. В течение года брали уроки танцев, выбирали ткани для нарядов, учились музыке, пению, в домах не умолкали клавикорды, а чуть позже клавесины. Танцы и музыка были обязательной частью дворянского образования. Чувствовать ритм и танцевать в музыку было наиважнейшим умением для того времени. Промах в танцах на балу мог нанести большой урон светской репутации, а иногда и стоить карьеры (настолько постыдным было потерять такт).

Детей обучали искусству танца, начиная с 5-6 лет. Умение танцевать закреплялось, как у натренированного спортсмена – тело так хорошо запоминало движения, что в нужный момент, каково бы не было волнение на балу, у танцоров присутствовала ловкость, непринужденность, уверенность и привычность в движениях. Вместе с умением танцевать молодежи прививалась правильная осанка, азы светских приличий и хороших манер, грация, изящество, умение держать себя и общаться.

Балы были излюбленным развлечением не только великосветской публики, но и мещанского сословья. В имения к добропорядочным семействам съезжались соседи, родственники и сослуживцы, но все равно данное мероприятие считалось балом и проводилось как можно более роскошно.

Заинтересованное общество того времени хорошо знало все правила и условности, касающиеся организации бала. Приглашения рассылались загодя, как правило, за две-три недели. Причем все приглашенные обязательно должны были дать ответ, смогут ли они прибыть на мероприятие или нет. Приглашение было весьма лаконичным, в нем указывалось лишь место и время проведения бала, все остальное не требовало объяснений, бальные порядки впитывались всеми с детства.

Как это было?

Для балов высшего света предназначались великолепные огромные залы, с трех сторон окруженные колоннами. Освещались такие залы хрустальными люстрами с сотнями восковых свечей, а по периметру настенными медными подсвечниками.

Обычно, молодежь большую часть бала танцевала и кокетничала, а господа и дамы в солидном возрасте, протанцевав минут 10, принимались за карты и разговоры.

Программа балов в дворянском обществе была традиционная и четко утвержденная. И все в ней подчинялось танцам, так как именно они задавали тон вечеру. В 18 веке было принято открывать бал полонезом, который впоследствии заменили . Вторым танцевали . Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Вечер сопровождался роскошным обедом, происходящим в боковых гостиных помещениях. Кроме того, в течение вечера всегда действовал буфет с напитками и закусками.

Что танцевали?

Итак, бал открывался , который длился 30 минут. Дамы во время этого танца встречали кавалеров. Полонез представлял собой торжественное шествие, в котором должны были принять участие все присутствующие. Даже если гость собирался весь оставшийся вечер провести за игрой в карты и светскими разговорами, полонез он обязан был исполнить, дабы выказать уважение хозяевам дома. Мода на полонез пришла во времена Екатерины II и продержалась достаточно долго. Иностранцы в шутку именовали этот танец «ходячий разговор».

Ни один бал не обходился без вальса. Это второй танец вечерней программы. При всем однообразии постоянно повторяющихся движений, вальс был наиболее любим светским обществом. Видимо потому, что в нем соседствовали романтика и безумство: кавалер в вихре танца кружил даму по залу, галантно обхватив её за талию. Говорят, что такие «воздушные, летучие» вальсы исполнялись только на русских балах.

За вальсом следовали , венгерка, несколько , которые, кстати, как и мазурка были расписаны у каждой дамы заранее и все знали, какой танец, когда и с кем им надлежит танцевать.

– главный танец любого бала. В Россию она «приехала» в 1810 году из Парижа. Даме в этом танце отводилась роль необычайно женственная: она должна идти изящно и плавно, грациозно скользить и бегать по паркету. Кавалер же в мазурке был весьма активен. Чего только стоят «антраша» - прыжки, во время которых он должен был в воздухе три раза ударить нога об ногу. Надо признать, весьма непростой элемент. Именно это умелое постукивание каблуками так подкупает в мазурке, придает ей неповторимость и шик. Во время мазурки, которую танцевали в четыре пары, допускались разговоры между дамой и кавалером.

Завершали бал котильоном. Этот французский танец-игра позволял закончить вечер в шаловливой и непринужденной форме. Кавалеры в нем становились перед дамой на колени, сажали её, заигрывали и обманывали, отскакивали, перепрыгивали через карту или платок. Вечер завершался на мажорной ноте.

Страсть общества к балам была всепоглощающей. Их давали круглый год, но, все же, сезон начинался с поздней осени. В это время представители высшего света возвращались из поместий в город и весь зимний период, за исключением времени постов, балы устраивались так часто, что в день приходилось бывать на 2- 3 вечерах, что на самом деле требовало недюжинной выносливости от гостей.

Современный исторический бал

Исторические балы сегодня проводятся достаточно часто. Организаторами выступают благотворительные культурные фонды, исторические клубы, общества или увлеченные предприниматели. Чтобы максимально соответствовать духу эпохи, гостям таких мероприятий необходимо соблюдать определенные правила.

Внешний вид на балу (готовимся на примере века 19-го)

Если ориентироваться на дам и кавалеров конца XIX века, то костюм на исторический бал следует выбирать так:

Строго регламентированный внешний вид: открытые платья, дополненные небольшим бутоном искусственных или живых цветов. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев, простые украшения и незамысловатая прическа. Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, размере и количествах ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сведите к минимуму (в оригинале дамы позволяли себе пользоваться лишь пудрой и то в умеренных количествах).

Кавалеры:

Здесь также имеются свои каноны: фрак, белый жилет, черный или белый галстук. Кроме того, мужчинам можно прибыть на исторический бал в мундире (такие носили на балу гражданские служащие в соответствии со своей должностью) или в военном торжественном обмундировании того или иного именитого полка (пошить или взять на прокат сегодня можно все, что угодно, зато какой фурор произведет такой кавалер!).

Обычно организаторами бала оговаривается «дресс-код» для приглашенных гостей. Может быть четко указано, что костюмы должны соответствовать моде конкретных десятилетий такого-то века, оговаривается, какая военная форма допустима и можно ли надеть современный фрак. А вот в смокингах и современных деловых костюмах на исторические балы не ходят.

Важнейший атрибут бального наряда дам и кавалеров – это безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском - лайковые, у «военных» - замшевые. Перчатки снимаются лишь на время обеда, который происходит в середине бала сразу после мазурки, затем же надеваются снова.

Собираясь на исторический бал, даме необходимо подумать о таком кокетливом атрибуте, как веер. Современная бальная мода советует применять веер не только для создания свежего дуновения, но и изучить хотя бы несколько приемов общения с помощью веера, что сделает ваш вечер еще более интересным.

Конечно, бальный этикет соблюсти до тонкостей достаточно сложно. Но в том и прелесть исторических балов современности, чтобы максимально приблизиться к ушедшей эпохе в самых незначительных деталях. Это и придает особый шарм таким мероприятиям.

Итак, вы приглашены на исторический бал. Что следует знать и уметь, чтобы чувствовать себя на нем «в своей тарелке»?

Прежде всего, нужно разучить танцы, которые входят в программу бала. Исторический бал, так же как и его давний предок, имеет своим стержнем, самым главным своим назначением, именно танцы. Поэтому, если вы будете вести себя неуклюже на паркете, это не просто испортит общий рисунок танца, но и однозначно испортит вам настроение. Кстати, именно этим недостатком чаще всего грешат современные исторические балы. Если на такое мероприятие приходит неподготовленная публика, то бал выглядит весьма плачевно.

Гостям на исторических балах предлагается прелюбопытнейшая программа: исторические танцы той или иной эпохи, рулетка и карточные салоны, старинные бальные игры, исторические лотереи и викторины, литературные и музыкальные салоны и даже профессиональные фотосессии во всем этом великолепии.

Предварительно для гостей, купивших или получивших пригласительные билеты, за несколько недель до бала проводятся мастер-классы по всем танцам, которые включены в программу. А танцы могут быть весьма разнообразные: полонез, вальсы, тампет, разнообразные кадрили, триоле, краковянка, вальс-контрданс, мазурка, петровский марш, алеман, гусарская полька, венецианка, конский бранль, котильон и т.д. Танцевальная программа зависит от того, какой именно исторический отрезок времени взяли организаторы за основу бала и культуру какой страны они собираются представить. Исторические балы часто связывают не только с российским дворянством, но и с эпохой Возрождения и прочими многозначительными вехами европейской истории.

Почему так хочется на бал?

Исторический бал, в отличие от дискотеки, могут посетить мужчина и женщина в любом возрасте, даже если им по 80 лет. И в этой общей кружащейся толпе ни одна пара не будет выглядеть неуместно. Балы посещали все поколения и возраста, они и сейчас этим чрезвычайно привлекательны. Кстати, если задуматься, то исторический бал – это одно из немногих мест, где сегодня может происходить позитивное и культурное общение нескольких поколений.

Второе – видимо мы устали от современных зрелищ. Потанцевать в клубе - уже не кажется таким уж классным способом провести время. Привычно, а иногда, и, прямо скажем, скучно. А вот выпрыгнув из джинсов и надев шикарный костюм (пусть даже взятый напрокат), можно ощутить себя совершенно по-новому.

И да, бал – это весело, необычно и незабываемо. Тем, кто соскучился по романтике, хорошим манерам и новым впечатлениям - дорога на бал!