Роль монолога чацкого а судьи кто. Сочинение на тему: Монолог Чацкого, его анализ и смысл в пьесе «Горе от ума» А. Грибоедова. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (Грибоедов А. С.)

/ / / Роль монологов Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов создал свою знаменитую комедию в тот важный для России исторический период, когда закончилась Отечественная война, и в стране происходили серьезные перемены.

Главная же идея этого произведения – борьба старого и нового уклада жизни, консервативного, крепостнического, уже себя изжившего, и нового, прогрессивного, медленно, но верно идущего на смену первого.

Идею наступающих изменений в пьесе несет главный герой, . Он высказывает свое резко негативное отношение ко всему, что в настоящий момент происходит в обществе. Поэтому так важны монологи этого действующего лица. В них мы находим мнение Чацкого по всем основным вопросам, поднятым в комедии. Но важность монологов заключается не только в этом. Они несут еще и сюжетную нагрузку: появляются в самые пиковые моменты развития конфликтной ситуации.

Проследим же по пьесе все эти речи Чацкого. С первым монологом читатель знакомится еще в экспозиции. Его суть – в обличении московских нравов. Молодой человек огорчен, что за время, которое он провел в странствиях, в городе ничего не изменилось. Здесь же он отмечает важные черты образования того времени – детей воспитывают нанятые учителя-иностранцы, родной язык смешан с французским. Этот факт также печалит главного героя.

Второй монолог предопределяет развитие конфликта. В нем уже точно наметилось противостояние старого уклада и новых прогрессивных идей. Тон этой речи Чацкого спокоен и выдержан, что и понятно, – отец его возлюбленной, молодой человек не хочет показаться грубияном, но и соглашаться с тем, что ему полностью претит, он не намерен.

Третий, знаменитый и всем известный, монолог «А судьи кто?» показывает отношение главного героя к крепостному праву. Чацкий выступает резко против этой кабалы. Впоследствии благодаря именно этим взглядам Чацкого сближали с декабристами. От спокойного тона уже не остается и следа, речь героя дышит пламенем и страстью.

Кульминация конфликта ознаменована еще одним монологом Александра Андреевича. Отвечая на вопрос , Чацкий говорит в пустоту, его никто не слушает, но увлекаясь, он даже этого не замечает. Хотя этот монолог не менее важен, так как затрагивает важные проблемы: преклонение русских людей, точнее даже дворян перед всем иностранным. Чацкий с горечью восклицает о том, что русский язык, культура, обычаи, которые почитались издревле, теперь стоят ниже чужеземных.

Есть и еще один монолог главного героя, последний, он и дается уже в развязке конфликта. В нем Чацкий отмечает, что никогда не сможет примириться и жить по тем законам, которые приняты в фамусовском обществе. Он даже не удивлен, что его признали сумасшедшим. Эти люди живут в панике и постоянном страхе, боясь перемен. Но изменения все равно придут, как бы их не отодвигали. Это неизбежно.


Центральным персонажем в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» является Чацкий. Монологи героя играют важную роль не только в раскрытии его характера, но и в композиционном строении произведения.

Первый монолог Александра Андреевича, являющийся завязкой конфликта Чацкого с фамусовсим обществом, показывает нам его отношение к светской Москве: его угнетают нравы городской знати, которые ничуть не изменились со времени его уезда.

Люди, по его мнению, живут одними развлечениями и удовольствиями, причем не духовными, а материальными. Здесь же он впервые говорит и о принятой в дворянской среде системе воспитания: родители отдают предпочтение иностранным гувернерам, считая их обучение более престижным. Чацкий с искренней досадой высказывается о том, что для того, чтобы считаться образованным, достаточно говорить на «смешении языков французского с нижегородским». Сам же герой – настоящий патриот, ценящий и любящий русскую культуру.

Во втором монологе Чацкого противопоставляются «век минувший», позицию которого отстаивал Фамусов, и «век нынешний». Здесь мы узнаем отношение героя к службе: он не приемлет раболепства, лести и притворства, его совесть и честь не позволяют «выслуживаться» ради чинов.

Он иронично отзывается о прошлом веке, когда для получения царской милости «отважно жертвовали затылками», падая перед императрицей для потехи. Сейчас же, убежден Чацкий, времени изменились, и смех теперь «страшит» и «держит стыд в узде». Он пытается донести эту мысль до Фамусова, называя екатерининский период «веком покорности и страха». Чацкий искренне верит, что теперь ценятся люди, честные и по-настоящему преданные своему делу.

Третий, кульминационный, самый известный монолог Чацкого «А судьи кто?..» наиболее полно освещает его взгляды на мир. Здесь герой отчетливо выражает свою позицию касательно крепостнической системы, оправданно считая ее безнравственной и жестокой. Его удручает и злит бездушное отношение помещиков к своим крестьянам и еще более беззаконие, царящее в стране:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий ужасается произволу властей и тех, кто «защиту от суда в друзьях нашёл, в родстве», так как сам был человеком чести, живущим по совести. За мундирами, считал герой, должно скрываться благородное сердце, а не слабодушие и «рассудка нищета». Так же горько он отзывается и о положении творческой, образованной личности, чей ум нацелен на ученье и науки, а не на повышении чинов, ведь такие люди воспринимаются обществом как опасные мечтатели. А цену «отечества отцов», которых принято брать за образец, Чацкий хорошо знал: они «грабительством богаты». Поэтому слова Чацкого пронизаны печалью и горечью.

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обличает ложный патриотизм светского общества и слепое благоговение перед всем иностранным. Чацкому противна мысль, что для привлечения всеобщего внимания и уважения, любви молодых княжон необязательно выделяться талантами или знаниями, а достаточно быть иностранцем, как «французик из Бордо», о котором с таким пренебрежением говорит герой. Чацкому дорого все национальное, а вечное перенимание моды, даже культуры мучит молодого человека, потому он призывает:

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Последний монолог заключает в себе развязку конфликта, внезапное понимание героем, что не могли люди, воспринимающие все новое и непривычное для них как нечто опасное, считать его нормальным, потому его и приписали к сумасшедшим. Но Чацкий уверяет, что все равно никогда не примирится с нравами фамусовского общества.

Так, через монологи героя раскрывается философия его жизни. С их помощью мы узнаем о Чацком гораздо больше, чем могли нам дать его диалоги с другими людьми и тем более слова о нем представителей светского общества. Только в монологах он максимально честен и искренен по отношению к себе и другим.

1. Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
2. Чацкий и общество.
3. А. С. Пушкин о главном герое комедии Грибоедова.

Нередко образ Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» рассматривался литературоведами как образ человека, пропагандирующего в московском «свете» высокие идеалы служения родине, свободу мысли и тому подобное. Порой его расценивали чуть ли не как будущего декабриста. Но насколько подобный взгляд близок к действительности?

Несомненно одно — Чацкий, конечно же, человек начитанный и образованный. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов, представляя его Скалозубу. По меркам московского общества, он не богат, однако и не обездолен — покойные родители оставили ему в наследство то ли триста, то ли четыреста душ крепостных (о точном числе чуть не до хрипоты спорят Фамусов и Хлестова). Общество, против которого так ожесточенно бунтует Чацкий, изначально вовсе не было ему чуждо, сборищем «классовых врагов». Напротив, Чацкий, в сущности, плоть от плоти этого общества. Вспомним: рано оставшись без родителей, Чацкий воспитывался в доме Фамусова, друга покойного отца Чацкого. А кто такой Фамусов? Это один из тех «тузов», которые «в Москве живут и умирают». Кроме того, Чацкий — помещик, владелец крепостных душ. Либеральные идеи, которые он высказывает, вероятно, результат трехгодичного пребывания за границей и собственных раздумий. Однако что же заставляет Чацкого внезапно обрушиться на общество, хотя оно как будто еще ничем не ущемило его прав и интересов? Сама ситуация выглядит довольно комично: Чацкий, вернувшись из путешествия, прибыл в дом Фамусова, который принимал деятельное участие в его воспитании, и вдруг с колкостями обрушивается на хозяина дома, с сарказмом отзываясь о случае с дядюшкой Фамусова, который ради царской милости упал на приеме у Екатерины II:

Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?

Конечно, смешно выглядит напыщенная гордость Фамусова, искренне восхищающегося способом, которым его дядя достиг высоких чинов. Но и поведение Чацкого не соответствует норме. Оно сильно смахивает на подростковый пессимизм и максимализм, чуждый снисходительности к чужим слабостям. И потому ли так негодует Чацкий, что он всерьез решил улучшить нравы Москвы? Гораздо вероятнее другое: Чацкий просто раздражен холодным приемом Софьи. Это раздражение, пока смутная ревность к вероятным претендентам на руку и сердце девушки, постепенно выливается в гневные тирады Чацкого. Нельзя сказать, чтобы его нападки были так уж несправедливы: беда в том, что в конкретной обстановке они выглядят неуместными и отнюдь не свидетельствуют о благоразумии Чацкого, об элементарных правилах приличия. Старинная русская пословица гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», однако Чацкий именно это и старается проделать, браня всех вокруг. Его нападки безукоризненны с точки зрения истинности и поданы по всем правилам ораторского искусства. Однако Чацкий избрал не ту аудиторию, которая способна с сочувствием отнестись к его пылким речам. На самом деле кому понравится подобное обвинение:

А судьи кто? — Задревностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима
...Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?

Далее Чацкий с возмущением упоминает о случаях, когда помещики продавали своих крепостных. Конечно, он прав в своем негодовании, и поэтому, читая комедию Грибоедова, мы как-то забываем, что Чацкий и сам является помещиком. Что творится в его имении? Об этом мы не знаем, однако, учитывая то обстоятельство, что Чацкий три года не бывал дома, можно сделать вывод, что в его имении распоряжаются управляющие. А уж как они там управляют одному Богу известно...

Но именно так задумал Грибоедов характер своего героя. Если предположить, что Чацкий реально хочет что-то сделать для улучшения нравов своих современников, то он явно избрал не тот путь. Своими тирадами он в конце концов восстанавливает против себя все московское общество. Но практической пользы от этого нет никакой ни лично Чацкому, ни России, которой он, по собственному признанию, был бы рад служить, если при этом не пришлось прислуживаться перед начальством. Монологи Чацкого не только демонстрируют нам либеральные взгляды и ораторское мастерство героя комедии Грибоедова, они также свидетельствуют о его неумении определять, что и где действительно имеет смысл говорить. Как полагают некоторые литературоведы, комизм положения Чацкого заключается в том, что его характер задуман как характер героя трагедии, однако действует он в комедийных ситуациях. Монологи Чацкого становятся все длиннее, а вот слушатели врассыпную бросаются прочь от него. Но Чацкий, увлеченный собственным красноречием, может довольно долго не замечать, что его никто не слушает — в этом отношении показателен монолог, который начинается словами:

В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами...

И снова, как это ни парадоксально, Чацкий прав, обличая пустое подражание Западу, которое так часто, словно эпидемия, охватывает умы русских. Кто его слушает? В какой-то момент пламенный оратор приходит в себя, оглядывается по сторонам и видит, что на него никто не обращает внимания: молодежь танцует, старики играют в карты. А вот претензии, которые Чацкий предъявляет к Софье в своем последнем монологе, представляются необоснованными и оттого смешными:

Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Когда, где Софья завлекала Чацкого надеждой? В детские годы? По крайней мере, в рамках комедии мы ничего подобного не видим: напротив, сам Чацкий при встрече с Софьей после трех лет разлуки отмечает ее холодность.

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..

Чацкий снова ведет себя, как обиженный подросток. Герой явно преувеличивает значение своей персоны в глазах Софьи — он ей безразличен, ей неприятны его колкости и в особенности нападки на Молчалина, но «все противно», это, несомненно, чересчур сильно сказано.

А. С. Пушкин, который весьма высоко оценил комедию Грибоедова, в одном из своих писем так охарактеризовал Чацкого: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».

Александр Чацкий, главное действующее лицо пьесы «Горе от ума», становится глашатаем идей ее автора - А. С. Грибоедова. Идеи, как правило, наиболее четко формулируются в монологах главного героя, становясь ключевым моментом в определении смысла пьесы.

Всего насчитывается шесть монологов главного действующего лица. Все они играют важную роль в развитии сюжетной линии.

Роль монологов главного героя в произведении

Первый монолог «Ну что ваш батюшка?..»

Его принято считать экспозицией, так как он содержит сатиру морально-нравственных устоев современного ему общества. Но эта сатира очень кратка, в ней лишь наметки последующего развития идейного содержания и сути следующих монологов.

Монолог «И точно, начал свет глупеть...»

Этот монолог часто рассматривается в качестве завязки конфликта пьесы «Горе от ума». При сопоставлении прошлого и нынешнего века главный герой дает резкую критическую оценку раболепию и придворных кругов, его стремлением пресмыкаться перед вышестоящими. Получение новых чинов стоит унижения.

Чацкий о чувствах в монологе

«Оставимте мы эти пренья...» - еще одно развернутое выступление Александра Андреевича Чацкого, в нем развивается любовный конфликт.

Главный герой высказывает свое понимание чувств, отношений между мужчиной и женщиной. На его взгляд, если в мире отсутствует возлюбленная, то этот мир лишь «прах и суета».

Предпоследний монолог героя

В предпоследнем монологе наблюдается кульминация социального конфликта. Александр Чацкий яростно осуждает преклонение перед всем иностранным. Неизвестный никому из гостей на балу Фамусова француз становится высшим авторитетом во всех вопросах. К его мнению прислушиваются не только, когда он говорит о моде, но и когда рассуждает о чем-то русском.

Главный герой размышляет о пропасти между дворянством и народом. Сначала он обращается только к своей возлюбленной, но после адресует свои рассуждения всем окружающим. Но его не желают слушать, поэтому он вынужден прервать пылкую речь.

Заключительный монолог

В заключительной речи мы можем наблюдать развязку сюжета. Чацкий становится обличителем фамусовского общества, так как не только не приемлет его устоев, но и винит его в своей любовной драме.

Герой не находит себе места в Москве, в круге, из которого вышел сам, поэтому покидает древнюю столицу, завершая монолог ставшей знаменитой фразой «Карету мне, карету»

Роль ключевого монолога «А судьи кто?»

Третья пламенная речь главного героя считается наиболее значимой в развитии социального противостояния и определении идейного содержания комедии.

Главная антитеза - противопоставление устремлений части молодого поколения устоям фамусовского общества. Люди, искренне стремящиеся служить народу и Родине, не находят себе места в этом мире.

Они словно инородное тело, фамусовское общество опасается этих людей, видя в них угрозу собственному благополучию.

Третий монолог, как и вся пьеса, - образчик высочайших художественных достоинств. К его стилистическим особенностям относятся тесное переплетение архаичных и простонародных выражений, которым свойственна особая поэтика и интонационная гибкость.

Не менее важны емкость и афористичность языка. Множество строк комедии прочно вошли в повседневную речь множества поколений, и сегодня то и дело можно услышать афоризмы, созданные почти два столетия назад. Еще Александр Сергеевич Пушкин пророчески заметил, что половина стихов этой пьесы станут пословицами.

Столкновение мировоззрений (диалог Фамусова с Чацким)

А.С. Грибоедов – замечательный писатель начала 19 века. Это был очень свободолюбивый, умный человек с прогрессивными взглядами. В бессмертной комедии «Горе от ума» Грибоедов выразил свое отношение к «законсервировавшемуся» обществу московской знати. Основными темами комедии являются изображение жизни и нравов русского дворянского общества и передового человека того времени.

В пьесе Грибоедова были поставлены самые серьезные проблемы современности: проблема личности, положение русского народа, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, проблема самодержавной власти, национальной самобытности и другие.

В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, Россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую. Поэтому постоянные столкновения Чацкого с консерватором Фамусовым совершенно естественны. Их взгляды расходятся абсолютно во всем, герои не могут найти общий язык. Особенно ярко это можно заметить во 2 явлении 2 действия комедии.

В начале разговора Чацкий выказывает свою обеспокоенность состоянием Софьи Павловны:

Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали?..

В процессе разговора герой как бы намекает Фамусову, что хотел бы посвататься к его дочери, которую любит уже давно. На это Павел Афанасьевич говорит:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий отвечает всем известной фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусова во многом шокирует позиция героя. Он искренне возмущается поведением нового поколения и искренне восхищается «умом» и «ловкостью» поколения старшего:

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Максим Петрович – сановник, находящийся в особой милости при дворе. Для того чтобы «выйти в люди», есть простой способ – угодничество. О том, как угодил Максим Петрович императрице, с восторгом вспоминает Фамусов, как бы делясь очень полезным и положительным опытом с молодым поколением. Убеждения Фамусова незыблемы, так как основаны на преемственности, на традиции: так жили наши отцы, так живем мы, так должны жить наши дети.

Чацкого возмущает, что служба перестала быть благородной, она превратилась в службу лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность. Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший»:

Свежо предание, а верится с трудом,

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Герой утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего только с помощью своих способностей и ума:

Нет, нынче свет уж не таков.

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов напуган такими высказываниями, таким образом мыслей. Ему ничего не остается, кроме как заткнуть уши. И это позиция всего фамусовского общества: не слушать ничего нового, кардинально другого, лучше закрыться от всевозможных перемен и обезопасить себя стеной косности и консерватизма. Фамусова ужасает в Чацком то, что «Он вольность хочет проповедать!», «он властей не признает!», «Опасный человек

Таким образом, во 2 явлении 2 действия пьесы происходит первое серьезное столкновение двух мировоззрений. Этот эпизод является как бы началом войны, которая завязывается между Чацким и фамусовским обществом.