Занятие по рисованию в старшей группе
Тема: «Скатерть-самобранка»
Цель:
дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи и фрукты разными изобразительными материалами (восковые мелки, пастель, фломастеры, маркеры); создать радостное настроение; воспитывать познавательную активность; учить видеть красоту цвета и различных цветовых сочетаний.
Методы и приёмы:
словесный и наглядный метод; игровые приёмы: загадывание загадок, воображаемая ситуация.
Оборудование:
репродукция картины М. Сарьяна «Овощи и фрукты»; лист бумаги голубого цвета А 1, восковые мелки, пастель, фломастеры.
Предварительная работа:
рассматривание, обследование и сравнение овощей и фруктов, которые будут использоваться на занятии.
Ход занятия:
Вводная беседа воспитателя.
- Что вы больше любите кушать: овощи или фрукты?
- Какие овощи вы знаете?
- А какие фрукты вы знаете?
- А загадки отгадывать умеете? Давайте попробуем.
Ягоды зелёные,
А всеми хвалёные.
Растут с костями,
Висят кистями. (Виноград)
В длинном домике зелёном
Много кругленьких ребят.
Меж собой они знакомы
И все рядышком сидят (Стручок гороха)
Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывёт.
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт. (Банан)
Я – сладкий, рос на юге,
Как солнышко в листве,
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе. (Апельсин)
(Воспитатель кладёт эти фрукты и овощи на стол)
- Какие они красивые! Так и хочется их нарисовать! Немало художников так и сделали. Они нарисовали очень много полотен, где изобразили эти чудесные овощи и фрукты.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это – натюрморт.
- Такие картины называют натюрмортом. Давайте рассмотрим один из них. (Демонстрация репродукции и беседа по вопросам)
- Чем отличаются натуральные фрукты от изображённых на картине?
- Какого цвета фрукты на картине у художника?
- Какой они формы?
- В чём вы видите красоту такого сочетания цвета и формы?
- Кому, какое сочетание больше понравилось? Почему?
- Форма, каких плодов привлекла ваше внимание? Почему?
- В некоторых сказках, если вы помните, говорится о скатерти самобранке.
Эта скатерть знаменита,
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
- Это волшебная скатерть, на которой чудесным образом появляются всякие яства, вкусности. Давайте и мы представим, что ваши голубые листы – это скатерть-самобранка, а «появятся» на ней фрукты и овощи, спелые и вкусные. И мы ей в этом поможем – нарисуем. Но сначала составим композицию, т.е. расставим наши фрукты и овощи так, чтобы они дружили, а не мешали друг другу… А теперь приступим к работе.
(Дети рисуют на своих листах). После окончания работы воспитатель задаёт детям вопросы:
- Какие овощи и фрукты нарисовали?
- Какие фрукты и овощи получились самыми яркими, сочными?
- Ребята, посмотрите как красиво сочетаются жёлтые бананы и синие сливы; зелёный виноград и оранжевый персик!
- Вы хорошо постарались и ваши скатерти-самобранки полны разными угощениями. Пока вы рисовали, моя скатерть-самобранка, тоже приготовила для вас угощение (воспитатель угощает детей кусочками фруктов и овощей – яблоки, груши, морковка, и проводит игру «Отгадай по вкусу!»)
Задачи занятия по рисованию:
- познакомить с понятием «натюрморт», работами художников-мастеров, выявить отличие натюрморта от простого изображения предметов;
- учить составлять красивую и гармоничную композицию, располагая предметы равномерно по всему листу;
- изобразить объемные предметы, сделав фрукты и овощи сочными, «живыми»;
- внести собственные штрихи для показа индивидуальности настроения в рисунке.
Средства и материалы: бумага для рисования, краски, гуашь, кисти толстая и тонкая, запись мультфильма «Пластилиновая ворона», репродукции картин-натюрмортов, подготовленные заранее изображения овощей и фруктов.
Ход занятия:
В. Сегодня у нас необычное занятие, потому что начнем мы его с похода в кино. Итак, все заняли свои места, помните, что в зале нельзя шуметь и мешать друг другу. Внимание! Гаснет свет и начинается мультфильм («О картинах» на стихи А.Кушнера из цикла «Пластилиновая ворона»).
- Какое новое слово вы узнали из мультфильма? Какие предметы изображались на натюрмортах в мультфильме, где они находились?
- Слово «натюрморт» состоит их двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Кто догадается, почему на картинах изображена неживая природа? (Дети смотрят репродукции картин — натюрмортов разных художников.)
- Овощи, фрукты и цветы, которые раньше росли, теперь сорваны, поэтому они неживые. Запомните, в натюрморте все предметы должны находиться на какой-нибудь поверхности (столе, тарелке, подставке). Выберите из этих рисунков «натюрморт» (показываю разные изображения овощей и фруктов).
Кроме того, в натюрморте предметы должны располагаться красиво. Давайте представим себя художниками и нарисуем натюрморт. А чтобы узнать, какие фрукты мы будем рисовать, отгадайте загадки:
- Из жаркой Африки приплыл к нам рыжий, сочный (апельсин).
- Фиолетовая дива выросла на ветке (слива).
- Пузатая, неповоротливая клуша,
- Вся желтая, лежит в тарелке (груша).
- В саду у каждого растет
- Зелено-желто-красный плод (яблоко).
Вспомните, какой формы яблоко. Чертим круг в воздухе. Мы нарисуем его в центре листа. Сначала оно было желтым, но пока яблоко росло, солнце пригревало его бочок, и оно стало ярко красным (с одной стороны накладываем на желтую краску несколько мазков красной), а другой бочок был прикрыт листиком, солнце его не закрасило и он остался зеленым (накладываем на другой край зеленые мазки). По желанию можно дорисовать хвостик и листик.
Какой формы и цвета апельсин? Он круглый, как яблоко (чертим в воздухе круг), но оранжевого цвета, а на боку у него остался след от веточки. Апельсин так налился соком, что на кожуре видны складки возле хвостика (на оранжевый круг примакиванием наносим зеленую точку и от нее мазками штрихи-складки).
Можно ли определить форму груши? Она состоит как будто из двух частей — круга и овала (чертим в воздухе эти фигуры), как выросшая шишка, а по цвету напоминает яблоко. (Дети рисуют желтый круг, к нему сверху желтый овал, мазками наносят зеленый и красный бочок, хвостик и листик по желанию).
Чем отличается от фруктов слива? Она меньше по размеру, овальная по форме и цвет у нее сине-фиолетовый. Вы можете нарисовать две или три сливы, чтобы заполнить пустое пространство (вначале чертим в воздухе несколько овалов). Найдите у себя на рисунке места, где могли бы расположиться сливы. Рисуем синий овал, а солнышко добавляет ему красный бочок, так получается фиолетовый цвет.
Теперь можно дорисовать по желанию ещё овощи и фрукты, такие же или другие. Выберите для них место на рисунке, определите форму и цвет самостоятельно.
Можно ли уже назвать нашу картину — натюрморт? Нет, пока это просто разбросанные предметы. Надо собрать их на столе или тарелке (дети обводят рисунок крутом или квадратом, украшают края тарелки или салфетки узором из штрихов, точек, волнистой линией и другими деталями по своему усмотрению).
Подведение итогов:
В. Ваши натюрморты готовы. Попробуйте сами оценить свою работу, что у вас получилось лучше всего. Теперь дополним нашими работами мультфильм. (Рисунки скрепляются в длинную ленту. Экран сделан из четырех планок, сквозь которые протягивается лента, сменяя кадры-рисунки; сопровождается песней из мультфильма).
Юлия Бабич
НОД Рисование «Фруктовый сад »
Идея взята из интернета. Девочки спасибо.
Программные задачи; Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов , растущих в наших садах.
Продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно по месту бумаги)
Развивать умение над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка).
Продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом : в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за равномерным умеренным нажимом.
Материал :
Листы бумаги, карандаши, восковые мелки, иллюстрации с изображением фруктов ; игрушки обезьянки и поросёнка; иллюстрации с нарисованными контурами фруктов .
Ход занятия;
В : Посмотрите ребята, к нам в гости пришли обезьянка и её друг поросенок. Они нам принесли игру, но сами не могут с ней справиться. Давайте мы с вами им поможем. Д/И «Лото овощи фрукты » или «Двойняшки»
Ребята, какие мы молодцы помогли нашим гостям. А давайте поиграем с вами в игру «Обнимашки»
Любят Пети и Наташки (дети держаться за руки)
Любят делать обнимашки (Держась за руки матают руками влево вправо)
Обнимашки,обнимашки (дети обнимаються)
Покажи свои рубашки (руки разводят в стороны)
Молодцы ребята, присаживайтесь на стульчики. (Рассказываю (Звучит спокойная тихая музыка, у нас звучала классика первая попавшаяся)
«Осень, -одно из самых красивых времен года, осенью листья опадают с деревьев, при этом красиво кружась в воздухе, шелестят под ногами. Под ногами шелестят разные листья и красивые дубовые, и большие кленовые и маленькие березовые и каштановые листья. А в садах уже поспели фрукты . Сочные, вкусные, и такие разные и по форме и по цвету и по величине. Они и розовые, и желтые, и зеленые, и красные, и в полоску, и в крапинку, и с румяным бочком. Фрукты не только вкусные но и очень полезные в них много витаминов. Витамины очень полезны они приносят пользу организму. Фрукты любят не только дети но и взрослые. А еще из фруктов делают компот , повидло, варенье, сок, а еще можно насушить. А еще из фруктов ваши мамы и бабушки готовят вкусные пироги.
Ребята, а назовите только те фрукты которые растут у нас в садах.
Ответы детей.
А какие еще вы знаете фрукты .
Ответы детей; банан, лимон, апельсин, ананас, киви.
Конечно, ребята, эти фрукты растут только на юге, для этих фруктов нужно много солнца , тепла. Ребята, а скажите какие фрукты любит обезьянка , а какие поросенок?
(Дети раскладывают и объясняют почему)
А скажите мне ребята,какое время года у нас богато фруктами ?
Дети; Осень.
Правильно. Ваши мамы и бабушки уже сделали заготовки из фруктов на зиму . А наши гости с вами гости еще нет. А давайте мы им поможем и нарисуем сочные и спелые фрукты . Но перед тем как мы с вами начнем рисовать давайте , приготовим наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит : «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик-ананас,
Фрукт для вас и для нас .
Давайте сядем за столы откроем альбом, и начнем рисовать . А что бы вам легче было рисовать я приготовила для вас загадки, кто отгадает загадку тот и будет рисовать этот фрукт . Слушайте внимательно мои загадки.
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож (груша)
Знают этот фрукт детишки
Любят, есть его мартышки
Родом он из жарких стран
В тропиках растет (банан)
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый.
Ответ (Апельсин)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Ответ (Яблоко)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
Лимон –
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
Молодцы все загадки отгадали а теперь давайте будем рисовать .
Публикации по теме:
Цель:самостоятельно изготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Магазин" Задачи: 1. Продолжать учить соотносить цвет бумаги с цветом реальных.
Прошла неделя по теме фрукты. С детьми обсуждали где они растут, как выглядят. Некоторые фрукты попробовали на вкус. Отгадывали загадки: Груша,.
Игра-лото «Фрукты» Игра-лото "Фрукты". Цель: Формировать знания детей о фруктах. Обогащать словарь детей. Индивидуальная работа с детьми. Развивать восприятие,.
Тема недели: Фрукты и вощи Возраст: 4 года Цель: развивать умение ребенка раскрасить рисунок по образцу, уметь пользоваться красками аккуратно.
Нетрадиционное рисование с экспериментированием «Рисование на льду акварелью» в подготовительной группе Цели и задачи: Познакомить с новым способом рисования на льду. Закрепить знания о здоровом образе жизни, формировать умение фантазировать,.
НОД. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Аленький цветочек». Рисование ладошками Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования ладошками. Закреплять строение цветка. Закреплять правила поведения в общественных.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Ваза с фруктами» для старшей группы
Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная.
Цель: Формировать у детей интерес к художественному творчеству через различные способы взаимодействия на него.
Задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимания, воображения, памяти.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать обогащать словарь, закреплять знания детей о фруктах.
Образовательная область «Художественное творчество»
Учить передавать форму и характерные особенности фруктов; работать с трафаретом.
Закреплять приемы рисования акварелью.
Развивать творческие способности детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Организация развивающей среды:
Дидактический материал: «Лото фрукты», «Четвертый лишний».
С/р игра «Магазин».
Карандаши, краски, фломастеры, кисточки.
Материал:
Д. : Иллюстрации фруктов, ваза с фруктами, образец работы.
Р. : Силуэт вазы, акварель, простой карандаш, кисть, тряпочки, лист А4, вода.
Словарная работа: фрукты, фруктовые деревья, фруктовый сад, фруктовая ваза, акварель.
Предварительная работа:
Беседа о фруктах, дидактические игры «Лото фрукты», «Четвертый лишний», наблюдение на прогулке за фруктовыми деревьями на территории детского сада, рассматривание иллюстраций.
Проведение НОД
I. Организационный момент (мотивация):
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (фрукты настоящие).
Педагог вносит в группу мешочек, в котором находятся фрукты, и предлагает детям поиграть в игру «Узнай на ощупь».
Дети по одному на ощупь должны узнать фрукт, назвать его, достать из мешочка, показать детям, правильно ли был угадан фрукт. После, кладут фрукт в вазу.
II. Основная часть (реализация):
1. Беседа.
Скажите, а какие фрукты вы достали из мешочка? (ответы детей)
Какой это фрукт?
Какого он размера? Цвета? Формы?
Какой он на вкус?
Сегодня я вам предлагаю нарисовать вот эту вазу с фруктами. Но сначала давайте разогреем наши пальцы.
2. Пальчиковая гимнастика «Компот».
(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)
Будем мы варить компот, (левую ладонь держат «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот. (указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
3. Объяснение приемов рисования.
Сначала, мы должны поместить трафарет вазы на листе, внизу, посередине. Обвести его и раскрасить. Потом мы с вами начнем рисовать фрукты в вазе. Посмотрите, какие фрукты лежать в вазе. Обратите внимание, как размещены фрукты в вазе и попробуйте изобразить их также.
4. Продуктивная деятельность.
Педагог при необходимости помогает. После, все работы дети кладут на отдельный стол.
III. Итог.
Вопросы:
О чем мы беседовали с вами?
В какую игру вы играли?
Что мы рисовали с вами?
Какие работы вам понравились больше? Почему?
Оценка деятельности детей педагогом.
Цель. Развивать умение работать в группе.
Задачи. Рассказать детям об искусстве витражей. Познакомить детей с новым материалом – витражными красками и их изобразительными возможностями: можно украшать гладкие поверхности предметов (зеркало, окно, посуда из стекла) . Учить наносить разноцветные линии на плёнку, равномерно нажимая на тюбик, чередуя цвет краски. Закрепить знания о фруктах и их пользе для здоровья человека.
Предварительная работа: беседа о фруктах, дидактическая игра «Узнай на вкус!» , рисование фруктов цветными карандашами.
Материал: фотографии с витражными работами, муляжи фруктов, витражные краски, файлы (прозрачная плёнка) , альбомные листы с изображением контуров разных фруктов.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с удивительным старинным искусством, которое называется «витраж» . Слово «витраж» в переводе с латинского языка обозначает «стекло» . Витраж – это картина из цветных стёкол. Искусство витража было создано много веков назад. Как же создавались витражи? Сначала художник придумывал рисунок, потом из металлической проволоки делал силуэт предметов, а затем изображение заполнял цветными стёклами. Такая картина вставлялась в раму окна. Позднее витражи, составленные из цветных стёкол сменились расписными. Теперь витражи украшают фойе театров, музеи, интерьеры станций метрополитена.
Педагог демонстрирует фотографии с витражными работами:
Посмотрите, что можно украсить витражами.
Дети рассматривают фотографии и называют предметы, которые можно украсить витражами.
Ребята, как вы считаете, легко или сложно изготовить настоящее витражное стекло?
Конечно, сложно. А вот подражать этой технике довольно легко. Для этого потребуются витражные краски. С такими красками мы сейчас с вами познакомимся и попробуем создать свои витражи, которыми мы украсим окна нашей группы. Поскольку у нас сейчас осень, то украсим мы окна дарами осени, а какими – вы узнаете, если отгадаете загадку.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся... (фрукты)
Правильно, мы будем рисовать витражными красками фрукты.
Детям предлагаются на выбор альбомные листы с изображением силуэтов разных фруктов, вставленные в прозрачные файлы.
Педагог предлагает занять места за столами, на которых приготовлены витражные краски.
Затем педагог предлагает изучить устройство тюбиков витражных красок и запомнить принципы работы с ними: витражные краски быстро высыхают, поэтому необходимо постараться провести линию ровно с первого раза.
Ребята, сначала нужно обвести контур рисунка с помощью специальной контурной краски и дать ему подсохнуть.
Дети обводят контуры фруктов. По окончании данного этапа работы педагог предлагает сделать физминутку и отгадать загадки, чтобы дать время контурной краске подсохнуть.
Физминутка «Вот так яблоко!»
Вот так яблоко! (Встать.)
Оно – (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянуть руки вперёд.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Покачать вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Потянуться.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнуть.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встать.)
Оно – (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Ребята, вы сегодня будете рисовать разные фрукты, кто какой выбрал. А что это за фрукты вы сможете узнать, если отгадаете загадки.
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)
Сверху - шкурка золотая,
В центре - косточка большая.
Что за фрукт? - Вот вам вопрос.
Это сладкий... (абрикос)
Круглое, румянное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки… (яблоко)
Ну, молодцы, все загадки отгадали, отдохнули и готовы продолжить работу. Что нам осталось сделать? Правильно, фрукты нужно раскрасить.
Дети раскрашивают фрукты и оставляют свои работы подсыхать, а во второй половине дня переносят свои витражи на окна группы. Педагог обращает внимание всех находящихся в группе на украшения, которые дети сделали все вместе.