Музей природы в беловежской пуще. Рерихи — отец и сын: выставка картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха Во время работы выставки будут проводиться экскурсии

Вчера, после небольшого перерыва, для посетителей открыл свои двери обновленный музей Рериха в "Усадьбе Лопухиных". Не просто открытие, а презентация грандиозной выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" и нового филиала Государственного музея Востока. Выставочный проект представил около 190 произведений из собраний Государственного Русского музеея, Государственной Третьяковской галереей, Государственного музея Востока, а также Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.


1. Начну с самой усадьбы. Впервые большие двухэтажные каменные палаты на подклете упоминаются в 1689 году, когда они были подарены боярину Иллариону Аврамовичу Лопухину Петром I после свадьбы с дочерью Лопухина Евдокией. После череды нескольких хозяев усадьбу в начале XIX века приобретает графиня В. А. Протасова. Для новой владелицы восточный фасад главного дома был украшен увенчанным треугольным фронтоном шестиколонным коринфским портиком, дошедшим до настоящего времени.

К 1970-м годам состояние обветшавшей усадьбы достигло аварийного, фундамент главного дома просел, в результате чего стены покрыли трещины. От ограды середины XVIII века остались лишь фрагменты. Исходная внутренняя планировка и оформление к этому моменту были утрачены.

Первый проект реставрации главного дома был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Полноценная научная реставрация началась после 1993 года, когда в зданиях усадьбы разместился Центр-Музей им. Н. К. Рериха.

В середине 2010-х было много споров о деятельности Центра-Музея им. Н. К. Рериха, которую относили даже к псевдохристианским сектам. Да, там были представлены работы художника, но многие напрвления их деятельности совместить с культурой было сложно. И вот, благодаря вмешательству Министерства культуры Российской Федерации и ряда судебных решений Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке стала Филиалом Государственного музея Востока.

2. В первом зале Усадьбы Лопухиных играет классическая музыка и все ждут открытие выставки "Николай Рерих. Восхождение". Рерих никогда не был обделен вниманием. Выставки проходили регулярно, но многие работы Николая Константиновича, представленные в залах, никогда не выставлялись вместе, даже если были задуманы художником, как единое целое.

3. Несколько коротких выступлений и залы нового московского музея будут открыт для гостей.

4. Так как Николай Рерих не только русский, но и индийский художник собравшихся поприветствовал директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в России.

5. И вот, заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, Директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру и директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев перерезают символическую ленточку. Выставка открыта. Теперь все желающие могут ознакомиться с экспозицией.

6. Только представьте, что много лет назад в эту дверь старинного дома мог входить сам Петр 1.

7. Представлены работы, рассказывающие об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч.

9. Св. Сергий Радонежский, Мадонна Ориламма и Св. Франциск Ассизский находятся в собраниях разных музеев, хотя задуманы автором, как триптих.

10. Директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев и заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов осматривают экспозицию музея.

11. Все, больше не гружу официозом, прогуляемся по залам выставки.

13. Триптих Fiat Rex (Да будет Владыка), 1931 год.

15. Святое приношение, 1924 год.

16. Св. София Премудрость из собрания Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

18. Работы из Маньчжурской экспедиции Рерихов.

19. Цветы Тимура, 1931 год, из собраний Музея Востока.

20. Работы из "древнерусского периода" Николая Рериха. Примечательно, во время знаменитых "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

22. У Св. Софии, по моим наблюдениям, гости задерживались дольше всего.

23. Скоро большие новогодние выходные, и если вам не чуждо искусство, запланируйте посещение выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" в новом филиале Государственного музея Востока. Честно, не пожалеете.

Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

20 декабря 2017 года Музей Рерихов — филиал Государственного музея Востока в Москве открывает выставку «Николай Рериха. Восхождение». Авторы концепции выставки — директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев и главный хранитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов впервые представят поклонникам искусства все творческие этапы одного из самых загадочных художников XX века. Помимо творческих этапов на выставке выделены два раздела, на которых будут показаны картины, связанные с большими темами, проходившими через всю жизнь художника — защита и сохранение памятников культуры, а также тема духовных поисков. На выставке будут собраны более 190 работ Николая Рериха из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея Востока. Десять картин Николая Рериха предоставит для выставки Музей Николая Рериха в Нью-Йорк, среди которых такие две знаковые работы «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск Ассизский». К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий о творческих этапах жизни художника, о его большой общественной работе по защите памятников культуры, а также сложных духовных поисках, создавших Николаю Рериху скандальную известность как «мистика», «буддиста» и «шпиона» разных разведок. Читатели каталога, а также посетители выставки смогут получить целостное впечатление о жизни и творчестве талантливого художника и многогранного человека. Это первый опыт выставки-исследования, подготовленный на основе работ художника, с целью максимально объективно показать творчество и личность Николая Рериха. На время проведение выставки запланирован цикл лекций о творчестве Николая Рериха и его мировоззрении, которые прочтут ведущие специалисты по творческому наследию художника.

Лекции во время выставки

В рамках проведения выставки Выставка «Николай Рерих. Восхождение» в Музее Рерихов запланирован цикл из 11 лекций о жизни и творчестве удивительного человека, выдающегося исследователя, путешественника, художника и мыслителя, имевшего совершенно необычный взгляд на окружающую нас действительность, Николая Рериха. В данном лекционном курсе ведущие специалисты по изучению рериховского наследия расскажут о трансформации мировоззренческих взглядов художника, нашедших отражение в его картинах; проведут анализ произведений восточного искусства из семьи Рерихов, и помогут Вам увидеть многогранность выдающейся личности.

Лекции прочтут ведущие специалисты по изучению рериховского наследия, как сотрудники Музея Рерихов, так приглашенные лекторы из Санкт-Петербурга и других городов.

Расписание лекций:

21 декабря 2017. 19:00 — Тютюгина Н. В. «Древнерусская традиция в живописи Николая Рериха».

23 декабря 2017. 17:00 — Ключников С. Ю. «Религии мира в художественном творчестве Н. К. Рериха».

6 января 2018. 17:00 — Чернявский В. Е. — «Выставки Рерихов в СССР — феномен культурной жизни Советского Союза».

11 января 2018. 19:00 — Герсимова И. А. «Символика пространства в художественном творчестве Н. К. Рериха».

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов расположен в самом сердце Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван.

Инициатива создания первого в стране культурного учреждения нового типа, общественного Музея имени Н.К. Рериха, принадлежит Святославу Николаевичу Рериху - великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю. Создание Музея в статусе общественного культурного центра было связано с представлениями Святослава Николаевича о культуре, организация которой, по его мнению, должна быть не государственной, а общественной. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр - Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности - Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества.

Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников и знакомит посетителей с их поистине подвижнической деятельностью. Уникальные экспонаты, насыщенные духовными энергиями, наполняют старинные сводчатые залы особой аурой.

Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. В них - в цвете и символах отображение заложенных в Живой Этике философских идей. Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу - все это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха, расширяя круг привычных образов, устремляя к познанию новой космической реальности. Благодаря меценатам музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, в том числе бесценными картинами Рерихов.

Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. Музей имени Н.К. Рериха единственный из музеев страны, который проводит передвижные выставки в самых удаленных уголках России, не ограничиваясь крупными городами и культурными центрами. Это дает возможность соприкоснуться с удивительными полотнами Рерихов миллионам людей.

Отличительной особенностью Музея имени Н.К. Рериха является его многогранная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. В залах Музея проводятся ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера. Вместе с тем Музей активно сотрудничает со многими культурными государственными и общественными организациями, в том числе международными.

Таким образом, за годы своего существования динамично развивающийся негосударственный Музей имени Н.К. Рериха превратился в поистине уникальный духовно-культурный Центр России по сохранению, развитию и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов и главного итога их жизни - философии космической реальности - Живой Этики.

Невозможно не отметить исключительную, ведущую роль в основании и развитии Музея имени Н.К. Рериха его бессменного Генерального директора, доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, определяющей все главные направления его жизнедеятельности.

Именно ей, выдающемуся ученому и талантливому организатору, истинному подвижнику Культуры, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя Музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

Восстановленная из руин и с любовью отреставрированная усадьба Лопухиных (XVII - XIX вв.), в главном доме которой располагается Музей имени Н.К.Рериха, воссозданное «Красное» крыльцо (XVII в.) и мемориальный скульптурный комплекс семьи Рерихов превратили Музей в подлинный архитектурно-художественный ансамбль российской столицы. Все работы выполнены благодаря помощи меценатов и многочисленных друзей Музея, без какого-либо финансирования со стороны государства, что подтверждает жизнеспособность и эффективность общественной формы организации культуры.

Вместе с тем, Министры культуры (Н.Н. Губенко, Е.Ю. Сидоров, Н.Л. Дементьева, В.К. Егоров, М.Е. Швыдкой) и Государственный музей Востока (В.А. Набатчиков, О.В. Румянцева) не желали мириться с потерей возможности распоряжаться культурными ценностями, переданными С.Н. Рерихом общественному музею. Чиновники не только отказывались выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуть Международному Центру Рерихов 288 полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, но и стремились завладеть остальной частью завещанного МЦР наследия Рерихов. Пожалуй, в мире не найдется больше примеров, чтобы министерство, призванное защищать культуру, и вместе с ним государственный музей стремились уничтожить другой музей - общественный. И в этом тоже есть своя «неповторимая» уникальность.

Музей Рерихов, или «Лучше гор могут быть только горы»...
В Москве очень много музеев. Даже всезнающий Интернет называет лишь примерную цифру: около 400. Частные и государственные, большие и маленькие, художественные и технические... Всего не перечислишь. И, конечно, 400 это не миллион. При должном усердии за несколько лет можно посетить все. Даже без особого напряжения душевных и физических сил. Но... думаю, таких «героических» людей немного. К чему я это все. Мне кажется, у каждого есть есть свой список «отложенных музейных визитов». Те случаи, когда мы думаем: «Вот сейчас некогда. В этом музее все равно ничего радикально не изменится. А вот в соседнем выставка закончится, и все...». У меня в таким списке на одном из первых мест был «Музей Рерихов». Именно поэтому с радостью откликнулась на предложение сообщества московских блогеров moskva_lublu посетить экскурсию (спасибо!).
Не хочу делать большой и подробный отчет. Скажу одно: по моему мнению, «Музей Рерихов» - место, где нужно обязательно побывать. И даже неоднократно. Попытаюсь обосновать.
Содержание. Как я поняла, постоянной экспозиции в музее нет. Исключение – Мемориальный кабинет Н.К. Рериха. Там много интересного, не только большой и «многоуважаемый» (почти как чеховский шкаф) стол, который, противореча стандартным музейным правилам, разрешают потрогать и даже использовать по прямому назначению, но и личные вещи, много предметов материальной культуры, произведений декоративно-прикладного искусства, на которые стоит обратить внимание.
Все остальное пространство на двух этажах занимают выставки. Сейчас их две. Одна, «Николай Рерих. Святыни и твердыни», посвящена творчеству «художника (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писателя, поэта, философа, крупного деятеля искусства, археолога, путешественника, предпринимателя, общественного деятеля» (цитирую сайт музея), т.е. Николая Константиновича Рериха. По ходу осмотра можно узнать об основных этапах жизни и творчества, духовных поисках художника. Комментарии на специальных плакатах помогают ненавязчиво. Это хорошо: не «давит» и оставляет свободу выбора. С одной стороны, можно просто смотреть на картины и думать о своем. С другой, минимальную жажду знаний тоже удовлетворить можно. Думаю, для первого посещения все же предпочтительнее экскурсия. Правда, на нее нужно записываться предварительно.
Для меня принципиально важной стала информация о том, что Николай Рерих был учеником Архипа Куинджи. Собственно, это видно невооруженным взглядом. Но вот что интересно. Когда-то я слышала, что невероятные свет и цвет в картинах Куинджи – результат того, что художник обладал каким-то «особенным» зрением. Т.е. это природа, научить нельзя. Но Рерих научился! И, кстати, потом передал это знание своему сыну Святославу. Результаты нужно видеть, и именно своими глазами, так как такой СВЕТ, такие ЦВЕТА не передаст ни одна репродукция, ни одна фотография.
При всем сюжетном разнообразии меня поразили прежде всего пейзажи, горные пейзажи. Ощущение силы и покоя, которого так не хватает... Сложно писать о личном, но попробую. У меня сейчас такое время... много дел, еще больше бытовой суеты, все время куда-то бегу, не могу остановиться. А вот глядя на рериховские Гималаи, на небо и камни, понимаешь, что такое ВЕЧНОСТЬ. Они дают силы остановиться, перевести дух и здраво оценить происходящее.
Выставка «Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха» тоже поможет отвлечься от будничной рутины и тьмы за окном. Здесь правят тепло и яркие краски Индии, многогранная, часто - экзотическая для нас красота женских образов. Ретроспектива помогает оценить путь художника с 20-х до 70-х годов, от ученичества до создания собственного уникального стиля.
Подводя итоги, могу сказать, что ходить в музей Рерихов нужно обязательно.
И есть еще несколько моментов, о которых стоит написать.
Место. Усадьба Лопухиных скромно разместилась «за спиной» монументального ГМИИ. Классицистический особняк, традиционный для Москвы, прожил длинную и нелегкую жизнь, но таит нсколько приятных сюрпризов для любителей архитектуры.
Удобства. Продажи книг и сувениров, увы, нет. Хотя очень хотелось бы. Буфета тоже нет. Правда, заботливо вывешено объявление о том, где можно поесть неподалеку.
Важно! Очень хочу поблагодарить администрацию и сотрудников музея за гостепреимство! Все было прекрасно: от экскурсии, которую провел директор и искусствовед Тигран Константинович Мкртычев, до завершившего мероприятие чаепития. Блогеры получили небольшие памятные сувениры, что тоже очень приятно. Хочу так же отметить вежливость и контактность смотрителей в залах.
Ссылки: сайт Музей Рерихов, группы в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube. СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu
@Moskva.Lublu
Ссылки: сайт Музей Рерихов - http://roerichsmuseum.ru/ , группы в соцсетях: в Фейсбуке - https://www.facebook.com/roerichsmuseum/, ВКонтакте - https://vk.com/roerichsmuseum, Инстаграм - https://www.instagram.com/roerichsmuseum/ - и видео-канал на Youtube - https://www.youtube.com/channel/UCM66YFSYxD1lLwLK5SvIbyw/. СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu

"Николай Рерих. Восхождение": в филиале Государственного музея Востока открылась выставка одного из самых загадочных художников XX века. Экспозиция из двух сотен картин расположилась в , вокруг которой совсем недавно утихли судебные тяжбы — здание, наконец, . Эта выставка впервые демонстрирует все этапы творческого становления художника.

Этого ждали четверть века. Долгая судебная тяжба, череда скандалов — и вот: коллекция Николая Рериха теперь доступна для всех. Новый музей имени эзотерика, поэта и художника открылся как государственный филиал Музея Востока.

"Согласно завещанию Рериха, коллекция должна была отойти Советскому фонду Рерихов. Поскольку он был ликвидирован, не оставив правопреемников, то она отошла государству. Нет уже СССР, нет Советского фонда Рерихов, но есть его воля, и мы ее исполняем", — говорит первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов.

Двадцать пять лет после распада Советского Союза особняк Лопухиных занимал Международный центр Рерихов. Картинами, по сути, также распоряжались частные лица. Содержание центра финансировал "Мастер-Банк" во главе с Борисом Булочником. После отзыва лицензии у этой финансовой организации была опасность, что картины уйдут с молотка за долги, после чего государство заявило о своих правах. Суды разных инстанций это право признали. Последнюю апелляцию оппонентов отклонили.

"Суд поставил точку в том, что будет . Что государство будет действительно нести ответственность за сохранность работ, за сохранность наследия, за популяризацию и пропаганду. То, что произошло — закономерный итог: государственное должно быть в государстве", — говорит директор Государственного музея Рерихов Тигран Мкртычев.

Эта экспозиция — под стать случаю. Выставка "Николай Рерих. Восхождение" собрала около двухсот работ мастера. Полотна привезли из Третьяковки, Русского музея и коллекции музея в Нью-Йорке.

— Это русский сказочный мотив XVII века о том, что с неба упала большая книга, и трое королей пытались разобраться в этой мудрости, и вся мудрость веков сосредоточена именно в этой книге.

Для работ великого мистификатора теперь созданы все условия. Как итог коллеги из Нью-Йорка без опасений отпустили в Москву две картины из знаменитого триптиха. Его Рерих создавал для конференции в Брюгге еще в начале века, но после одну из работ подарил югославскому королю, а две другие уехали в США.

"Впервые этот триптих соединился и был продемонстрирован на выставке именно в Москве. Это было сделано в первый раз два года назад к юбилею пакта Рериха, и сегодня снова это происходит", — говорит главный хранитель музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов.

В таком обобщённом формате экспозиция будет работать около месяца — до 17 января. Впрочем, это лишь первый шаг, говорят в музее. После возвращения картин и усадьбы государству здесь начнут масштабную научную работу по изучению тайн Рерихов.