Проект большой цирк в риме. Большой цирк

Самый обширный ипподром . Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.

Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок (Похищение сабинянок или сабинская война - эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории) , а также похищение скота Геркулеса.

Создание

Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов - (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.

Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт - лат. carceres - из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены.

В те времена состязания колесниц проходили по прямой - доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

Описание большого Римского цирка

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).

Упадок и разрушение

Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение - арка Тита - стояло до XII в., но уже в XVI в. от цирка оставалось не более, чем осталось к XIX веку, когда долину цирка застроили зданиями газовой фабрики. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (напр., рок-концерты).

В долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка » (лат. Circus Maximus ). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара , опустошившего Рим , выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций , заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году . Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи . Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского цирка, «Великого Цирка», строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов , среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Хронология

Игры

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913

Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis . Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности её, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae . В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества всё-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам - писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти.

Лошади

Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales ), побеждавших по сотне раз. Испания , Африка , Италия, Греция , Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию ; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.

Социальное влияние

Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.

Большой цирк - античный ипподром в Риме для проведения гонок на колесницах и других массовых мероприятий. Расположенный в долине между Авентинским и Палатинским холмами, он был первым и самым большим стадионом античного Рима. Длина стадиона достигает 621 м, а ширина - 118 м. Некогда он мог вместить в себя до 150 тысяч зрителей. Сегодня территория Большого цирка является публичным парком.

В эпоху античного Рима на стадионе проводились «луди» - публичные игры, посвященные различным религиозным датам. Часто инициаторами их проведения становились состоятельные римляне или само государство. Сами зрелища могли быть как однодневными, так и длиться более продолжительный период времени, сопровождаясь религиозными церемониями, скачками, гонками на колесницах, гладиаторскими боями и т.д. Одно из так называемых «венатио» (вид развлечения, сочетающий в себе охоту и умерщвление животных), проводившееся на стадионе в 169 году до н.э., включало в себя участие 63 леопардов и 40 медведей и слонов. В дни, свободные от зрелищ, стадион использовался жокеями и возницами для тренировок, а также мог служить удобным загоном для скота, продаваемого на близлежащем рынке. По мере того, как христианство распространялось по империи, «луди» становились все менее популярными - последнее из известных состоялось в Большом цирке в 523 году н.э., а последние гонки на колесницах имели место в 549 году.

Постепенно, в 6-7 веках, стадион был заброшен и пришел в упадок (и даже частично разобран на строительные материалы). Нижние уровни, подверженные затоплению во время наводнений, оказались погребены под слоем ила и сегодня расположены на 6 м ниже поверхности земли. Только в 12 веке для осушения почвы здесь был сооружен водосток, а к 16 столетию территория Большого цирка была превращена в огород для выращивания овощей на продажу. Интересно, что, несмотря на все эти перипетии, многие из архитектурных элементов стадиона уцелели. Так, в 1587 году по приказу Папы Римского Сикста V два античных обелиска были перенесены, и один из них установили на площади Пьяцца дель Пополо. В середине 19 века в ходе строительных работ были извлечены на свет нижние ряды сидений и внешний портик, и с тех пор раскопки в Большом цирке периодически извлекают отдельные части античного строения. Сегодня Большой цирк функционирует как публичный парк в самом центре города и часто используется для проведения концертов и развлекательных мероприятий.

Circus Maximus Рим, Италия

Что, как не масштабность градостроительства может подчеркнуть величие и процветание государства? Великая страна – великие строения. И это в полной мере относится к Великой Римской империи, в которой с самого её зарождения уделяли большое внимание архитектурному искусству, возводили великолепные сооружения, которые и поныне изумляют своей грандиозностью и функциональностью.

Одним из таких удивительных объектов является Циркус Максимус или Большой цирк – первая и самая большая арена, построенная в Древнем Риме для спортивных игр и праздничных зрелищ, проводимых еще за несколько столетий до нашей эры царственным Тарквинием Приском. По сути, это была огромная площадь для сельскохозяйственных работ в долине между холмами Авентин и Палатин. После сбора урожая здесь устраивались конные скачки, в которых могли принимать участие до 12 колесниц, запряженных квадригами лошадей. Чтобы пройти дистанцию, колесница должна была промчаться по прямой, а затем развернуться и лететь обратно. Сама арена и места для зрителей были временными.

Но эти состязания так полюбились римлянам, что бывшее поле решили оставить исключительно для конно-спортивных соревнований, и построили пёстро окрашенный деревянный старт. Было это в 329 году до нашей эры. Несколько позже под ареной, на глубине 4,5 метра, проложили тоннель канализационной системы, который со временем стал гребнем возвышаться между спортивными дорожками. Для лучших условий соревнований изменили правила, предписав колесницам ездить не по прямой, а вокруг арены, образовав таким образом первый кольцевой ипподром.

В древнейших документах, сохранившихся до наших дней, зафиксировано много изображений и описаний Большого цирка в разное время его существования. Шло время, менялись императоры, меняя и облик великого стадиона. Юлий Цезарь увеличил пространство цирка до 600 метров и Циркус Максимус смог вмещать около 250 000 сидячих зрителей и такое же количество стоящих болельщиков. Три башни со стойлами для лошадей и воротами для въезда состязающихся колесниц соединялись с воротами для победителя на противоположной стороне длинной узкой платформой, проложенной посреди арены. Платформа была украшена обелисками и скульптурными фонтанами в форме дельфинов в честь бога Нептуна – покровителя игрищ.

Время царствования Августа принесло Большому цирку постоянную форму. Ближние к ипподрому ступени были отведены высокородным всадникам и сенаторам, нижний этаж был каменный, а остальные два деревянные, которые не раз горели во времена разных правителей. Огромное сооружение неоднократно отстраивалось, реставрировалось и украшалось. Последние конные ристалища на своей арене Большой цирк принимал в 549 году во время правления Тотилы.

В эпоху средневековья древние камни стадиона разбирали на постройку зданий, а в XIX столетии часть легендарной долины отвели для сооружений газовой фабрики. Но, тем не менее, большая часть первого ипподрома осталась нетронутой и некоторые постройки, части трибун, фрагменты стартовых ворот, сохранили оттиск истории Древнего Рима. И сейчас на арене Большого цирка проводятся праздники, фестивали и рок-концерты, удивительным образом сочетая современное музыкальное искусство с исторической архитектурой времен великой Римской империи.

Большой цирк (Circus Maximus или Circo Massimo/Чиркус Максимус или Чирко Массимо) это самый большой ипподром в древнем Риме, расположенный в центре исторической части Рима, на левом береге реки Тибр, в долине между холмами Авентином и Палатином, пешей доступности от таких известных достопримечательностей как , и Римский Форум.

Большой цирк был самым крупным первым ипподромом и стадионом античного Рима. В наши дни он вошел в десятку самых посещаемых исторических объектов, демонстрирующих былую мощь Древнего Рима.

Как ранее использовали Большой цирк в Риме

В античном Риме ипподром использовался по прямому назначению, на арене Большого цирка проводились состязания на колесницах и другие массовые мероприятия. Это было знаменитое место для конных соревнований - конных ристаний (ludi Romani). В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царем Тарквинием Приском, а это ни много ни мало, а в 500 годах до нашей эры.

Вдоль арены, на разной высоте были размещены сидения для нескольких тысяч зрителей, среди которых были места и для почетных гостей. Все места для зрителей подразделялись на несколько рангов, те, что ближе к арене предназначались для знати, те же что поодаль - для всех остальных желающих посмотреть на скачки. На внешних трибунах находились торговые лавки.

Большой цирк в настоящее время

В настоящее время Большой цирк в Риме, описанием которого можно было бы занять не одну страницу, превратился в руины. Это место используется как парковая зона. Руины и прогулочный парк, это всё, что осталось от некогда знаменитого и грандиозного сооружения, античного римского ипподрома.

Но даже сегодня, эти остатки потрясают своей грандиозностью и величием. В те далекие времена, в рассвет своего существования, Circus Maximus в Риме представлял собой удлиненное сооружение, овальной формы, это видно и сейчас. Центральную и основную часть данного сооружения занимала арена, на которой и происходили конные состязания. С одной стороны арены были установлены три башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

Только представьте себе те античные времена, грандиозное сооружение, огромный стадион, зрительские мечта забиты под завязку, на арене украшенные расписные колесницы, а гости ликуют и аплодируют. Но это всё осталось в далеком прошлом, сегодня мы можем видеть только часть руин сооружения и неглубокую яму посередине.

Сейчас по бывшей древнеримской арене прогуливаются туристы, в тени деревьев отдыхают местные жители, а молодежь использует ипподром для уличных футбольных состязаний. Время от времени на бывшей арене Большого цирка проводят концерты и общественные мероприятия.

Как добраться до Большого цирка в Риме

Большой цирк расположен в Риме, в районе улицы Via del Circo Massimo, 00186 Roma Италия.

Добраться до римского ипподрома можно пешком, всего за 5 минут от Римского Форума (Foro Romano) и (Colosseo).

Можно воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В), это будет удобнее всего. Также можно доехать на автобусах № 60, 81, 75, 160 и 175 или трамвае № 3.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

Туристические страховки ищем на Cherehapa, где можно сравнить цены многих страховых компаний

Такси/трансфер заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в "чужих" странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте

Дешевые билеты на поезда по Европе ищем на RailEurope

Дешевые билеты на автобусы по Европе ищем на FlixBus

Горящие туры ищем на Level.travel