Костромская архитектура. Исторические памятники костромы. Что посмотреть и куда сходить в Костроме

Генеральный план Костромы был утвержден Екатериной IIеще в 18 веке. Эта планировка сохранилась в исторической части города и до сих пор. Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями. Даже самый привередливый турист останется под огромный впечатлением после посещения Костромы

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но основан был значительно раньше - в 1330-х годах. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря - монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница

По одной версии монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Чётом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте он основал монастырь. Сначала был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упраздения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых.

После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднён и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Согласно историческим сведениям, Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и окончательно закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге). На фото палаты Романовых в Ипатьевском монастыре

Кострома и Ипатьевский монастырь, как самая значимая достопримечательность города, изображены на серебряной памятной монете Банка России (2003 год)



Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора - первого каменного сооружения Костромы. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха - Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки - Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители)

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской и Галичской епархии Русской Православной Церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы - Феодоровскую икону Божией Матери. В здании Трапезной палаты сейчас находятся учебные классы Духовной семинарии. Посетителям вход на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.


На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы - Церковь Рождества Христова на Городище. Храм предположительно построен в середине XVII века. Изначально он являлся посадской церковью деревни Городище, которая в XVII веке принадлежала стольнику Г. И. Морозову, а после его смерти в 1662 году была унаследована его вдовой - известной старообрядчицей Феодосией Морозовой. В 1663 году храм на Городище был впервые упомянут в архивных документах как уже возведенная каменная церковь. После ареста Морозовой в 1671 году её костромские владения, в том числе и село Городище с церковью, стали дворцовыми поместьями. Около 1700 года Христорождественская церковь была, по-видимому, сильно перестроена или даже отстроена заново, так как в документах 1702 года упоминалась как «новопостроенная». Первоначально церковь являлась пятиглавой и была перестроена в одноглавую либо в конце XVII века, либо после пожара 1773 года; в документах XIX века храм уже упоминается как одноглавый. Имеет колокольню, первый ярус которой представляет собой четверик, а второй - восьмерик. К юго-восточному углу церкви примыкает одноглавый придел Ильи Пророка, отчего храм часто называют не Христорождественским, а Ильинским


На центральной площади города (площадь Ивана Сусанина) расположен памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города - Пожарная каланча Костромы. Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена. Архитектор - П. И. Фурсов. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах, отделочные работы - в 1825-1827 годах. Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1870-х годах к зданию пристроили пожарные депо. На протяжении всей своей истории каланча использовалась пожарной службой. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Ныне в здании размещён музей

Кострома стоит в стороне от больших дорог, и это сразу заметно. Здесь нет обилия туристов и городского шума и суеты больших городов, как, например, в Ярославле , находящемся от Косторомы всего в 70 километрах. Тем не менее истинные ценители старинной русской культуры непременно посещают Кострому и ее достопримечательности во время путешествия по Золотому Кольцу России.


Кострома зародилась в 1152 году. В память об этом событии костромичи установили монумент "отцу" города - Юрию Долгорукому (Воскресенская (ранее - Советская) пл.). Случилось это в 2003 году 29 августа, через год после 850-летнего юбилея со дня основания. В месте, где планировали его поставить, годом ранее при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заложили камень и капсулу с землей, привезенную с места упокоения князя в Киеве. Средства на установку были собраны благотворителями, как видными предпринимателями, так и рядовыми горожанами. Создателями стали известный скульптор В.Церковников, архитектор Г. Морозов и художник С. Кадыбердеев.
Скульптура весом в 4 тонны и высотой в 4,5 метра выглядит величественно. Юрий Долгорукий показан сидящим на скамье, украшенной резьбой. На голове его шапка Мономаха. Левой рукой опирается он на меч, напоминающий крест. По замыслу авторов, это символизирует, что пришел он в эти края как завоеватель, но не как воин. Десница правителя вытянута вперед, словно указывая на место, где должен быть заложен новый город.

Памятник Ивану Сусанину

Среди знаковых имен, связанных с Костромой, особую роль играет имя Ивана Сусанина. Легендарный подвиг этого выходца из крестьян, заведшего поляков и литовцев на болото в лесной глуши и, несмотря на пытки, не выдавшего будущего родоначальника царской династии Романовых - Михаила, впервые решили увековечить еще в 30-х годах XIX столетия. Тогда высочайшим соизволением царь Николай I повелел поставить памятник, посвященный самодержцу Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину. Одновременно площади, где в центральной части хотели возвести монумент, дали новое название: вместо Екатеринославской она стала Сусанинской. Памятную композицию с почестями при большом стечении знатных гостей и простого люда открыли в 1851 году 14 марта. Создателем ее явился знаменитый мастер В.И. Демут-Малиновский. Мемориал состоял из колонны, завершающейся бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых. У основания гранитного столба размещалась коленопреклоненная фигура Сусанина, а рядом с ним два свитка - грамоты, пожалованные монархами потомкам крестьянина. Колонну украшали символ Российской империи - двуглавый орел, и герб Костромской губернии. Спереди четырехугольного пьедестала прикрепили барельефную картину гибели народного героя, а сзади располагалась надпись золотыми буквами, выражавшая благодарность потомков спасителю царя. Век этого памятного знака оказался недолгим. После революционных потрясений 1917 года весной следующего года Совнарком издал документ "О памятниках республики", в связи с чем должны были уйти в небытие символы, связанные с императорской семьей и ее слугами. Тогда же началось разрушение мемориального сооружения, а Сусанинская площадь получила новое имя - Революции. Сначала уничтожили фигуры из бронзы. Потом, в 1928 году с пьедестала убрали колонну, до того времени скрывавшуюся под деревянным обелиском с красным флагом. В 1934 году и само основание сравняли с землей.
Историческое наименование Сусанинская вернули в 1992 году. Также в планах к 400-летнему юбилею восхождения на престол последней царской династии в России (2013 год) числилось воссоздание монумента на прежнем месторасположении, но воплощения в жизнь эта идея не получила. Хотя в 2013 году памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину (во дворе дома на ул. Горной) все же появился. Установили данное сооружение по инициативе бывшего мэра Бориса Коробова. Скульптурное творение представляет собой уменьшенную втрое, переработанную копию образца XIX столетия. На высокой колонне расположен бюст молодого самодержца в шапке Мономаха и с блистающим на груди золотым крестом, а в середине столба размещен барельеф-портрет Сусанина. В советский период установили новый памятник Сусанину (ул. Молочная гора, у Торговых рядов на Сусанинской площади) как патриоту своей родины, о чем гласит надпись на пьедестале. Проект придуман молодым автором Н.А. Лавинским и возведен при участии архитекторов М.П. Бубнова и М.Ф. Марковского. Решение о разработке и установке монумента народному герою утвердили еще в 1947 году, но работы по его созданию начались лишь в 1959. А открыт он, несмотря на многочисленные споры современников, большей частью считавших его не соответствующим облику городского исторического центра, был 28 сентября 1967 года.
На возвышающемся постаменте в форме цилиндра, облицованном известняком белого цвета, установлена статуя крестьянина в полный рост. Представлен он одетым в долгополую одежду. Левой рукой опирается Сусанин на массивную палку, а правой - обращенной ладонью вниз, по замечанию именитого академика Н.В. Томского, чьим воспитанником был Лавинский, показывает, что враги, пришедшие на русскую землю, в ней и останутся. Монументальное творение, призванное прославлять патриотизм русского человека, поднимается в высоту на 12 метров.

Памятник Ленину

Еще одна достопримечательность коммунистической эпохи неизменно привлекает туристов своим нетривиальным видом. Это памятник В.И. Ленину (Центральный парк, ул. Чайковского, 4А), выполненный группой специалистов, среди которых М.Листопад, З. Иванов, А. Лебедев, Д. Шварц. Образ вождя мирового пролетариата в Костроме не отличается от многих подобных фигур в других российских поселениях. Он изображен произносящим пламенную речь с неизменным жестом правой руки, указывающей вперед. А вот основание под скульптурой, благодаря которому она хорошо видна издалека, выглядит необычно и резко контрастирует с ним.
Все потому, что изначально здесь предполагалось возвести грандиозную скульптурную и архитектурную композицию, посвященную 300-летнему правлению Романовского рода. По утвержденному в 1912 году самодержцем Николаем II проекту скульптора А.И. Адамсона планировалось построить часовню с шатровым завершением из нескольких ярусов. На уступах должны были размещаться статуи представителей царского рода и других известных в российской истории личностей.
Памятник заложили в 1913 году при юбилейных торжествах, посвященных царской династии. К 1916 году возвели постамент и привезли 20 из 28 предполагавшихся изваяний, отлитых из бронзы. Но Первая мировая война и Октябрьская революция помешали окончательному осуществлению замысла.
В первые годы власти Советов высказывалась идея соорудить на пьедестале из недостроенной часовни с характерными для подобных сооружений элементами в виде кокошников памятник Свободе, но предложение так и осталось лишь на бумаге. После смерти В.И. Ленина в 1924 году постаменту нашли более практичное применение, водрузив на него статую вождя. Поставленная в 1928 году скульптура была бетонной, позже в 1982 году ее заменило изваяние из металла.

Мемориал "Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны"

В период Второй мировой войны тысячи уроженцев костромского края не вернулись с полей сражений. У мемориала "Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны" (пл. Мира) всегда лежат живые цветы как дань памяти тем, кто пожертвовал жизнью ради счастья будущих поколений. Грандиозная композиция из бронзы, созданная скульпторами М.Ф. Бабуриным, Г.П. Левицким и архитектором Е.И. Кутыревым и установленная в 1972 году, изображает молодого советского солдата в развевающейся плащ-палатке. Одной рукой он держит погибшего юношу, а другая, сжимающая автомат, вскинута вверх.

Памятник труженикам тыла

Не забыт и подвиг тех, кто неустанно трудился в военные годы в тылу. Оригинальный и неповторимый памятник труженикам тыла (ул. Депутатская) установлен в 2006 году. Его эскиз под названием "Слеза", выполненный жительницей Солигалича Р. Симоновой, был выбран в результате народного конкурса. Скульптурное творение, воплощенное В. Церковниковым, состоит из образов женщины, держащей пулеметную ленту, и мальчика-подростка. Они заключены в обрамление, напоминающее слезу. Высота мемориала из бронзы - 7 метров. Около него размещены 2 плиты, на одной из них описан вклад костромичей-тыловиков в общую победу, а на второй указаны те, кто принимал участие в установке мемориала.

Памятник собаке

Кроме впечатляющих изваяний, застывших в камне и металле и хранящих память об исторических личностях и значимых событиях в жизни города и страны, есть в Костроме и менее заметная, но по-своему важная достопримечательность - памятник собаке (Сусанинская пл.). Бронзовый бассет с грустными глазами, часто называемый в народе Дружком, имел реального прототипа, и неслучайно скульптура в 2009 году появилась неподалеку от Пожарной каланчи.
Писатель Л. Колгушкин в середине XX века в своем рассказе описал реально существовавшего пса Бобку, который в конце XIX столетия жил при пожарной части и помогал спасать детей из огня. Сегодня добродушный пес не просто служит украшением площади, теперь он приносит пользу братьям нашим меньшим. Рядом с ним установлен шар-копилка, куда неравнодушные люди опускают деньги, которые потом передаются в центр передержки бездомных животных. А носик собачки, полюбившейся местным жителям и гостям, натерт до блеска, поскольку считается, что прикосновение к нему неизменно приносит удачу.


Кострома по праву вошла в число красивейших городов "Золотого Кольца" Росси и её достопримечательности привлекают тысячи туристов и гостей города.

● Кострома - древний русский город, история которого тесно связана с судьбами всей России, расположен на удалении 350 км от Москвы на берегах великой русской реки Волги.

В древние времена Кострома была застроена главным образом деревянными постройками, но по причине частых пожаров памятники глубокой старины для истории русского зодчества не сохранились.

● Только в 17 веке в Костроме были воздвигнуты широко известные и сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры: Троицкий собор Ипатьевского монастыря , посадские церкви Воскресенья на Нижней Дебре , Иоанна Богослова и Ипатьевской слободе , Рождества Христова на Городище .

● По указу Екатерины II Кострома становится в 1778 г . административным центром обширного наместничества, а с 1797 года - центром Костромской губернии. В городе началось интенсивное строительство новых административных зданий. Новая застройка велась по генеральному плану, по чёткой схеме, при которой улицы радиальных направлений сходились к центральной площади, а главная ось плана должна быть перпендикулярна набережной Волги и проходить через эту площадь. Согласно плану, центр Костромы сложился в основном в конце XVIII - первой трети XIX веков как необычайно цельный ансамбль, и сохранился почти в неизменном виде по сей день.

Ипатьевский монастырь. Юго-западная башня и крепостные стены Нового города. XVII век


● Создателями этого ансамбля являлись архитекторы С. А. Воротилов, П. И. Фурсов, В. П. Стасо в. На сторонах кварталов, образующих центральную площадь, расположены пожарная каланча, бывшие гауптвахта и гостиница, особняк Борщова и здание присутственных мест. Здания каланчи и гауптвахты по праву вошли в золотой фонд памятников русской архитектуры.

Кострома в 18 веке становится крупным торговым центром на Волжском судоходном пути. Сохранившийся по сей день комплекс торговых рядов является одним из самых крупных в России. Он строился на протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца 18 века. Особенно интересны Большие Красные и Мучные, Табачные, Пряничные, Масляные ряды.



Ипатьевский монастырь. XVI-XIX вв. Музей-заповедник.

Сбалансированный облик административно-торгового центра Костромы и его архитектурную стилистику не нарушили крупные сооружения конца 19 века: дома Третьякова, бывший Романовский музей и др. Одним из самых интересных объектов для осмотра в Костроме является историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный в бывшем Ипатьевском монастыре . Существует научная гипотеза от том, что монастырь был основан в 14 веке, но до наших дней дошёл сложный комплекс зданий, в котором сохранились разновременные постройки, начиная с конца 16 века и заканчивая последней четвертью 19 века.

Центральное место в ансамбле занимает Троицкий собор постройки 1652 года . Здание весьма монументально по формам, увенчано богато орнаментированными главами, его северный фасад украшен выразительной формы крыльцом и красивым декором. Стенопись собора, выполненная в 1685 году артелью костромских изографов под руководством Гурия Никитина и Силы Савина, является одним из лучших произведений этих мастеров.

На главной площади монастыря расположена звонница, возведённая в начале 17 века, с тремя этажами арок, с шатровым покрытием. На ней размещалось до 20 больших и малых колоколов и древние часы с боем. У западной стены монастыря расположены палаты бояр Романовых - келарские кельи постройки 16-17 веков, имеющие довольно значительные поздние архитектурные изменения.

Большой интерес представляют крепостные стены с башнями и воротами (XVI-XVII вв.), жилые палаты - братские кельи (XVI-XVII вв.), хозяйственные постройки (XVI-XIX вв. ), а также богатые историко-краеведческие и художественные экспозиции, расположенные во многих зданиях архитектурного комплекса.


Ипатьевский монастырь. Архиерейский корпус. XVII-XIX века.


Ипатьевский монастырь. Палаты бояр Романовых. XVI-XIX вв.


Ипатьевский монастырь. Вход в палаты бояр Романовых. XVI-XIX вв.

Древня архитектура г. Ярославля
Необычные здания в мире
Недалеко от каменного архитектурного ансамбля Ипатьевского монастыря с начала 60-х годов в XX веке начал создаваться музей деревянного зодчества "Народной архитектуры и быта", занимающий более 30 га, куда привезено и установлено порядка 26 уникальных и типичных для Костромского края памятников: крестьянские избы, бани, мельницы, церквушки, житницы, амбары, построенные с XVIII по XX века и реставрированные в настоящее время.
Музей деревянного зодчества. Церковь из села Фоминское. 1721 год. Музей деревянного зодчества. Бани из деревни Ведёрки. XIX век

Город Кострома, «государыня», как его привыкли величать в фольклоре, расположен на живописных берегах Волги. Это город, где в Смутное время вершилась судьба и создавалась история Русского государства, когда Земский собор воззвал к молодому Михаилу Романову. Будущий царь, укрывшийся за стенами Ипатьевского монастыря, определил все дальнейшее историческое развитие нашей страны.

Кострома – это один из центров религиозного и этнографического туризма, она входит в классический маршрут «Золотое кольцо». В центральной части города до сих пор сохранились совершено очаровательные резные избы, добротные дворянские особняки и купеческие торговые ряды. Былая мощь, богатство и слава города со временем превратились в бесценное историческое наследие.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Костроме?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Исторический памятник XIX столетия, построенный в классической манере по проекту П. Фурсова. Архитектурные достоинства сооружения по праву оценил император Николай II во время посещения Костромы в 1834 году. После этого пожарную вышку стали называть самой красивой на территории Российской империи. Сейчас здание входит в комплекс костромского историко-архитектурного заповедника.

Старинные купеческие помещения, расположенные на левобережье Волги. Над строительством торговых рядов трудились более ста лет и закончили только к началу XIX века. Некогда Кострома была богатым купеческим городом, торговые ряды являлись символом экономического могущества города. Автором проекта выступил архитектор немецкого происхождения К. фон Клер. Костромские торговые ряды считаются самыми показательными и наиболее хорошо сохранившимися в России.

Архитектурный памятник XIX столетия, расположенный в центре Костромы на Сусанинской площади. Во времена империи здание использовалось по прямому назначению – здесь отбывали наказание проштрафившиеся военные. С приходом советской власти гауптвахта стала использоваться под музей, затем под ЗАГС и библиотеку. В наши дни внутри размещается военно-историческое отделение городского музея-заповедника.

Особняк на Сусанинской площади, выстроенный в стиле позднего классицизма. Дом принадлежал генералу С. Борщову. Он был возведен в 20-30-е гг. XIX столетия по проекту П. Фурсова (другие источники указывают на авторство Н. Метлина). Здание сильно пострадало во время пожара 1847 года, наследники Борщова продали полуразрушенный дом купцу А. Первушину. Делец восстановил особняк и открыл в нем шикарную гостиницу под названием «Лондон».

Музей был открыт в 1913 году, как раз к 300-летнему юбилею династии Романовых. Архитектура здания представляет собой имитацию старинного русского терема. Такой проект был одобрен императором и реализован Н. Горлицыным и Л. Требертом. Музейная экспозиция освещает историю семьи Романовых и важные исторические вехи в жизни правителей. Также в коллекциях представлены картины, археологические находки и предметы прикладного искусства.

Здание представляет собой образец так называемого «русского провинциального классицизма», оно было возведено в конце XVIII – начале XIX столетия по проекту М. Праве. Дворянское собрание было центром культурной жизни уездной аристократии Костромской губернии. Здесь устраивались балы, приемы, проходили совещания по различным административным вопросам. После 1917 года в особняке разместили Дом пионеров, в 1991 году здание отошло музею-заповеднику.

7. Музей-заповедник «Костромская слобода»

Музей под открытым небом, расположенный неподалеку от Ипатьевского монастыря. Он был создан в середине XX столетия. На территорию музея были перевезены деревянные памятники архитектуры XVIII века, вывезенные из затопленных территорий. Позже добавились постройки XIX-XX вв. Изначально заповедник назывался Костромской музей деревянного зодчества. На его территории можно посмотреть на избы, хозяйственные постройки и церкви, полностью сделанные из дерева.

В здании музея на улице Молочная гора раньше располагалась чайная Костромского общества трезвости, биржа и типография. Экспозиция показывает все богатство и разнообразие природы Костромской области. Коллекция была сформирована благодаря энтузиастам Костромского научного общества. Музей активно формировал фонды на протяжении всего XX столетия. С 2001 года он функционирует как отдельная самостоятельная организация.

Музей открылся сравнительно недавно по историческим меркам – в 2013 году. Задача музейной коллекции состоит в том, чтобы познакомить гостей города с Костромой ювелирной. Город всегда считался местом обитания лучших мастеров, костромские украшения можно увидеть в магазинах по всей России, поэтом создание Музея ювелирного искусства было просто вопросом времени. Это небольшое частное собрание из 500 экспонатов, принадлежащих к XVII-XX вв.

Деревянное здание музея напоминает сказочный терем и загородный особняк одновременно. Внутри обитают герои русских сказок: Баба-Яга, Водяной, Чудо-Юдо, Леший и прочие волшебные персонажи. Посещения Леса-Чудодея не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых, так как всем знакомы традиционные сказки нашей страны. Музей располагается на пути из центра Костромы к Ипатьевскому монастырю.

Небольшое частное собрание, созданное в 2005 году горожанкой Н. Забавиной. За более чем 10 лет существования музей приобрел популярность и стал обязательным для посещения на многих туристических маршрутах. Коллекция собрана из разнообразных поделок из традиционного костромского льна и бересты. Также при музее работает сувенирный магазин, где можно приобрести интересные вещицы и подарки.

Главная театральная площадка Костромы и области, которая была возведена в середине XIX столетия. До этого времени у города не было отдельного здания театра. На сцене с самого начала часто ставились известные пьесы Островского и других драматургов. Многие спектакли, поставленные местными режиссерами, с успехом шли в Санкт-Петербурге и Москве, а также принимали участие в престижных театральных фестивалях.

Ипатьевская обитель считается одной из самых значимых в России. Монастырь связан с важными и определяющими для нашей страны историческими событиями. По одной из версий, он был основан в 1330 году принявшим православие ордынским военачальником. Благодаря покровительству боярского рода Годуновых монастырь стал весьма могущественным и влиятельным во времена Средневековой Руси. Здесь какое-то время скрывался от врагов основатель династии Романовых – юный царь Михаил.

Женский монастырь, основанный учеником и сподвижником Сергия Радонежского – преподобным Никитой в XVI столетии. На самом деле обитель образовалась на базе трех монастырей – Богоявленского, Анастасиина и Крестовоздвиженского. В Смутное время он был разграблен войсками Лжедмитрия II, восстановление продолжалось до середины XVII столетия. Внутренняя роспись собора была выполнена Г. Никитиным и С. Савиным, но оригинальные фрески не дошли до наших дней.

Храм, расположенный на берегу реки Нижняя Дебра, первые упоминания о нем относятся к 1628 году. Церковь была возведена на средства городских жителей. Здание представляет собой единственный сохранившийся в оригинальном виде на территории Костромы посадский храм. Предположительно, внутренний интерьер был расписан артелью Г. Никитина. Первая масштабная реставрация храма была проведена в начале XIX века.

Легенда об Иване Сусанине, водившем поляков по костромским лесам, известна каждому. В честь этого самоотверженного и преданного государству крестьянина в 1967 году на Молочной горе был возведен монумент. На нем народный герой изображен с гордостью и достоинством в отличие от более раннего разрушенного памятника, где Иван показан как покорный маленький человек, склонившийся перед величием царской особы.

Место обитания сказочной внучки Деда Мороза, где она проживает вместе со своими помощниками – домовыми и котом Баюном. Сам терем является частью развлекательного комплекса, куда входят сувенирные лавки, ресторан русской кухни, звонница, площадки для проведения игр. Для посетителей проводятся увлекательные и познавательные экскурсии по всему комплексу, включая терем Снегурочки.

Дворянское имение начала XVIII столетия, принадлежавшее старинному роду Карцевых. Из этой семьи вышли способные политические деятели, военачальники, ученые. Вокруг усадьбы разбит парк с великолепными цветниками и галереями - настоящий заповедник редких растений. На его территории ежегодно устраивается «Бал цветов» - праздник с концертной программой, играми и грандиозными выставками букетов.

Хозяйство было учреждено в 1963 году, до сих оно является единственной лосиной фермой на территории России. Лоси здесь проживают в тепличных условиях, продолжительность жизни местных обитателей больше на 8-10 лет, чем у их диких собратьев. Посетителям разрешается кормить и гладить животных, в процессе экскурсии люди узнает многие интересные особенности из жизни лосей.

Беседка на берегу Волги, знаковое место города и его узнаваемый символ. Она была сооружена в 1956 году на высокой насыпи, откуда открывается живописный вид на Кострому и долину реки. Беседка стилизована под дворянскую постройку XVIII-XIX столетий, при строительстве использовался белый камень. В этом месте снимались некоторые кадры из фильма «Жестокий романс», созданного по пьесе Островского «Бесприданница».

Кострома - одно из интересных звеньев Золотого кольца* для всякого человека, который хочет познакомиться с обликом древних русских городов. Путешествие по костромским местам оставляет незабываемые впечатления: вас ждут живописные ландшафты, памятники культуры и истории, замечательные образцы народного искусства...

Костромская губерния связана с именами известных деятелей русской культуры: Федором Волковым, создателем национального театра; A. Ф. Писемским, А. Н. Островским, Н. А. Некрасовым, А. А. Потехиным, B. В. Розановым, В. С. Розовым, классиками отечественной литературы; Б. М. Кустодиевым, одним из крупнейших художников Серебряного века; П. А. Флоренским, религиозным мыслителем, погибшим в советских застенках; А. И. Солженицыным, чьи работы известны во всем мире.

В костромском крае в течение веков складывались художественные традиции, характеризующие русское искусство и культуру в целом. Здесь сохранились самобытные и высокохудожественные памятники архитектуры, образцы искусной ковки металла, резьбы по дереву.

Если у вас будет время, посетите окрестности и побывайте в селах Красном и Сидоровском, в поселке Судиславль, в усадьбе Щелыково. История этих мест уходит в далекое прошлое: наименование селений встречается в документах XVI-XVII веков.

Побродите по зеленым улочкам и посмотрите не только отдельные памятники (церковь Богоявления XVI века в Красном или Преображенский собор XVIII века в Судиславле), но и окружающие их здания. деревянные дома с кружевной резьбой... наличников или каменные -с ажурными коваными козырьками над входной дверью. И тогда вам откроется особый мир изысканной старины.

В Щелыкове, усадьбе А. Н. Островского, вас очарует природа «Берендеева царства», воссозданного драматургом в пьесе «Снегурочка». В мемориальном доме-музее вы познакомитесь с усадебным интерьером и как бы соприкоснетесь с XIX веком. Литературный музей расскажет вам о творчестве великого драматурга, о вечной жизни его произведений.

* в 1971 году – состоялось открытие туристического маршрута «Золотое кольцо России», в который была включена Кострома .

Фото конца XIX в.


Соборная беседка в разлив и Кремль.

Основание Костромы относят к середине XII века. Тогда началась активная борьба Руси с Волжско-Камской Болгарией за торговый путь по Волге. Это заставило укреплять поволжские поселения, и в Костроме, как и в ряде других мест, была построена крепость. Стояла она на левом берегу Волги, на небольшой возвышенности у впадения в Волгу реки Сулы, что подтверждают неоднократно проводившиеся здесь археологические раскопки.

В легенде об основании города Костромы , записанной и опубликованной в середине XIX века, говорится о том, что Юрий Долгорукий с войском прибыл в эти окруженные лесными дебрями места, чтобы защитить купцов и торговых людей от разбойничьих набегов, и заложил на берегу Волги город.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают его происхождение от финского слова «кострум» - «крепость». Другие связывают его с древним «хороводным действом», называвшимся Костромой и бытовавшим с языческих времен на Руси в тех краях, где возделывали лен. Сведения о первоначальном поселении весьма скудны. Впервые Кострома как значительный населенный пункт упоминается в Воскресенской летописи в 1213 году в связи с описанием борьбы между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо. В 1237-1238 годах Кострома была захвачена и разграблена татаро-монголами, но возродилась: был поставлен Костромской кремль и в 1246 году образовано Костромское удельное княжество, позднее вошедшее в состав владений Москвы.

В 60-70-х годах XIII века начались массовые выступления русских людей против татарского ига. В 1272 году костромичи одержали победу над отрядом татарских сборщиков дани на берегу озера, получившего впоследствии название «Святое» (ныне Некрасовское). Город, неоднократно разоряемый дотла вражескими войсками и княжескими усобицами, много раз выгоравший, почты не сохранил древних памятников художественной культуры. Известны несколько произведений религиозной живописи тех времен, в частности, выносная чудотворная икона Феодоровской Божией Матери XIII века (находится в Костроме в кафедральном Богоявленском соборе), икона «Никола в житии» XIV века (хранится в Санкт-Петербурге в Русском музее), предметы мелкой пластики, найденные при археологических раскопках на территории города, а также предметы быта. Однако и это немногое позволяет говорить о существовании и в те далекие времена в Костроме талантливых мастеров, создававших местные художественные традиции, которые получили в дальнейшем свое развитие в искусстве края.

Благодаря выгодному положению на оживленном торговом пути в XV-XVI веках Кострома становится крупным центром ремесла и торговли, а в конце XVI и в первой половине XVII веков - одним из самых крупных городов России.

Расположенный в лесном краю, город строился из дерева. Частые пожары, достигавшие размеров стихийного бедствия, уничтожали постройки. Летопись отмечает, что при пожаре 1413 года в Костроме сгорело 30 церквей. Такое количество храмов наглядно свидетельствует о значительных размерах города.

После пожара Костромской кремль сооружается на новом, более возвышенном месте волжского берега, откуда хорошо просматривалась река выше и ниже города по течению.

Архитектурный комплекс Костромского кремля состоял из Успенского (основан в первой половине XVI века, перестраивался в 1678, 1775-1778 годах) и Богоявленского с колокольней соборов (1776-1791), двух жилых домов (1795-1796) и ограды со Святыми воротами (1767). Богоявленский собор и колокольня созданы были Степаном Ворошиловым, искусным мастером и талантливым архитектором. Издалека видимый с Волги Костромской кремль украшал город, формировал архитектурную доминанту его центральной части, являясь своеобразной визитной карточкой.

В 1934 году Костромской кремль (за исключением двух домов) был варварски уничтожен советской властью, на его месте устроен парк, который «украшает» фигура основателя советского государства В. И. Ленина, водруженная на постамент, оставшийся от неосуществленного проекта монумента в честь трехсотлетия дома Романовых.

Сейчас трудно судить об облике древней Костромы. Дошедшие документы и немногочисленные рисунки позволяют представить причудливый силуэт деревянного города с многочисленными... церквами среди тесной посадской застройки, с улицами, которые свободно следовали по рельефу, с деревянными мостами, перекинутыми через овраги и речки.

Начавшаяся в первые годы XVII века польская интервенция тяжело отразилась на состоянии города. В 1608 году костромское ополчение из посадских людей примыкает к восстанию против интервентов, организованному галичанами.

Активное участие принимали костромичи в ополчении К. М. Минина и Д. М. Пожарского. Во время борьбы с польскими интервентами на костромской земле совершил свой подвиг Иван Сусанин.

После изгнания интервентов началось восстановление города.

К середине XVII века Кострома становится значительным экономическим, крупным центром художественной культуры Московского государства. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебряники, холщевники. Костромские кожи вывозились за границу. Холсты, весы, замки были известны далеко за пределами города. Костромские зодчие-каменщики приглашаются на строительство дворцов и соборов в столице и во многих других городах.

Особой известностью пользовались костромские изографы, они расписывали великолепным стенным письмом соборы в Москве, Ярославле, Переславле-Залесском, Суздале. Постепенно формировалось особое - костромское письмо, достигшее своего расцвета в XVII-XVIII веках.

От духовной жизни XVII века в Костроме сохранились такие широко известные храмы, как вновь отстроенный собор в честь Живо-начальной Троицы в Ипатьевском монастыре, а также посадские церкви в честь Воскресения Христова на Дебре, во имя Святого Иоанна Богослова в Богословской слободе, Ильи Пророка (придел церкви Рождества Иисуса Христа) и Спаса Преображения за Волгой, церковь Вознесения Христова в Мельничном переулке.

Церковь Воскресения Христова на Дебре - наиболее яркий пример посадского храма, который строился «миром» - при самом активном участии жителей, вкладывавших в это строительство не только денежные средства, но и главным образом неколебимую веру в гармоничное устройство жизни, которое во всем своем могуществе открывается человеку только в храме.

Несмотря на традиционность общей архитектурной композиции церкви Воскресения Господня, деталировка и художественный декор здания придают ему необычайное своеобразие. Церковь Воскресения Господня - яркий пример синтеза искусств, когда вместе с зодчими-каменщиками работали искусные изографы, резчики по камню и дереву, кузнецы. Искренняя вера в Бога, осеняющая их труд, создала неповторимую симфонию форм и красок, звучащую стройно и радостно.

На галерею церкви с севера, запада и юга ведут крыльца с шатровыми завершениями. Этот прием тесно связан с характером древних деревянных церквей костромского края. Первоначальный облик Воскресенского храма был еще более близок к образцам деревянного зодчества... Но в 1871-1873 годах церковь была значительно переделана. По всей вероятности, к этому же времени относится и пестрая в шашку раскраска церкви.

В архитектурном убранстве фасадов и интерьеров церкви Воскресения Господня на Дебре широко использован белый резной камень. Особенно интересны и сложны рельефы главных, Святых врат церкви. В мастерски выполненных льве, единороге, птице сирине древние мастера воплотили свои представления о Красоте, одновременно вложив в эти изображения глубокий религиозный смысл. Особенно выделяются рельефы, где изображены птицы: неясыть (ненасытимая птица), рвущая свою грудь, и феникс «с ликом девы» как два возможных варианта человеческой жизни.

Не менее искусно выполнены резные детали из белого камня на порталах внутри церкви.

Особого внимания заслуживает древняя стенопись памятника, которая сохранилась в боковой пристройке храма (приделе), посвященной трем святителям: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову (отсюда название - Трех-святительский); в галерее на западной и южной стенах квадратного в плане здания (четверика,); а также в центральной цилиндрической части (барабане/ Основное место в стенописях галереи церкви отведено событиям из Библейской истории, среди которых специальное место занимает Апокалипсис. В Трехсвятительском приделе стенопись посвящена теме мученической кончины апостолов, а также сценам из «Жития Василия Великого».

Гораздо более скромными являются другие посадские храмы Костромы, построенные в 80-х годах XVII века.

В 1778 году Кострома становится центром обширной губернии. В связи с этим начинается строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города. Заметно увеличивается и количество каменных жилых домов.

Новая застройка велась по Генеральному плану, утвержденному в 1784 году. Удачно выбранная новая планировка города, а также то обстоятельство, что центральная часть города была опустошена огромным пожаром 1773 года, позволили почти полностью осуществить замыслы авторов нового проекта, поэтому можно считать, что архитектурный облик города сложился в основном в конце XVIII - первой трети XIX века.

В основу Генерального плана Костромы была положена четкая веерная схема: улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волги. Главная ось плана перпендикулярна набережной реки и проходит через центр площади.

При застройке по новому плану для каменных домов в первую очередь отводились угловые участки для закрепления направления улиц. Веерная схема планировки города не позволяла строить на этих местах дома по «образцовым», т. е. типовым прямоугольным планам. Так называемые «апробированные» проекты перерабатывались, в результате чего многие дома получили индивидуальный, выразительный облик. Наиболее интересные вошли в число памятников архитектуры, отражающих разные стили. Так, черты классицизма прочитываются в облике домов № 8 по ул. 1 Мая (бывш. усадьба Стригалевых, нач. XIX в.; втор. чете. XIX в.), № 4 по ул. Молочная гора {бывш. усадьба Колодезниковых, XIX в.); в домах № 11 {бывш. усадьба Дурыгиных, кон. XVIII в.; втор. пол. XIX в.; нач. XX в.) и 13 (бывш. дом Дурыгиных, кон. XVIII-кон. XIXв.) по проспекту Мира можно обнаружить как приметы классицизма, так и эклектики концаXIX-началаXXвеков; позднее провинциальное барокко представлено в доме № 18 (построен купцом А. И. Акатовым, кон. XVIII в.; сер. XIX в., кон. XIXв.), по соседству с ним дом под № 22 (бывш. дом Н. П. Акатова, нач. XIXв.) по ул. Островского вновь возвратит вас в мир провинциального классицизма, с приметами которого вы встретитесь и на Советской (бывш. Русиной), центральной улице города, в фасадах домов № 24 (бывш. дом И. В. Малышева, кон. XVIII в.; сер. XIX в.), 33 (бывш. усадьба Ашастиных, перв, треть XIX в.; втор. пол. XIX - нач. XX в.), 39 (бывш. усадьба Трубниковых, рубеж XVIII-XIXвв.; втор. пол. XIX в.).


Николай II на трехсотлетии дома Романовых. Пароход СТРЕЖЕНЬ возле берега.

Особое место среди зданий, расположенных в центральной исторической части города, занимает дом № 5 по проспекту Мира - Романовский музей. Здание, яркий образец модерна в «русском стиле» (арх. Н. И. Горлицын), изначально строилось как музейное помещение и было открыто 19 мая 1913 года в присутствии Николая II во время празднования в Костроме трехсотлетия дома Романовых. Сегодня здесь располагаются экспозиции и фонды Костромского государственного объединенного художественного музея. В состав коллекции входят работы Н. С. Гончаровой («Дева на звере», 1911), Р. Р. Фалька («Пейзаж во дворе», 1915), Н. Н. Купреянова (в частности, «Всадники», 1915; «Царь Давид», 1915), Е. В. Честня-кова (в частности, «Щедрое яблоко», 1968; «Праздник всеобщего благоденствия», 1968; глиняные игрушки).

Привлекают внимание отдельные деревянные дома на улицах города. Особое место среди них занимает дом в стиле ампир № 23 (бывш. дом дворян Шиповых, входивший в усадебный комплекс, пере. чете. - кон. XIXв.) по ул. Войкова. <...> Особое изящество зданию придают шестиколонный... портик, своеобразное перекрытие, поддерживаемое колоннами, и треугольный фронтон с полукруглым окном над ним, выдержанные в монументальных классических формах. Пропорции портика и общее решение здания, включая внутреннюю отделку, свидетельствуют о большом мастерстве архитектора, проектировавшего этот дом.

Приятное впечатление своей масштабностью и законченностью композиции производят и сохранившиеся на многих улицах типичные для рядовых домов XIX века так называемые дома с мезонином, как, например, № 43 (бывш. городская усадьба, втор. пол. XIX в.) по ул. Мясницкой.

Центр Костромы представляет собой* необычайно цельный архитектурный ансамбль. Так, впервые оказавшись в 1848 году в Костроме, драматург А. Н. Островский отметил в дневнике: «Площадь, на которой находится гостиница, где мы остановились, великолепна». Позднее Островский неоднократно бывал в Костроме и останавливался в гостинице, носившей название «Россия». Ее современный адрес -проспект Мира, д. 1 (дом Рогаткина и Ботникова, 1810-е гг.; втор. пол. XIX в.).

Ансамбль центра формировался в течение почти полувека, и в его создании принимали участие многие архитекторы. Особенно заметными из них надо считать архитектора-подрядчика С. А. Воротилова, работавшего в конце XVIII века, и П. И. Фурсова, который был губернским архитектором с 1822 по 1831 год.

Талантливый воспитанник академии художеств П.И. Фурсов отдал Костроме лучшие творческие годы. Им созданы здесь сооружения, которые по праву вошли в золотой фонд памятников архитектуры. К ним прежде всего следует отнести здания пожарной каланчи и гауптвахты на центральной площади города.

Оба здания (окончены строительством в 1825 году) архитектор сделал подлинными произведениями искусства, органично вписанными в ансамбль центра, основой которого является комплекс торговых рядов.

Город издавна вел оживленную торговлю, и многочисленные лавки строились рядами по однородности продаваемых товаров и назывались соответственно мучными, овощными, рыбными, лапотными и т. д. рядами. Еще в XVII веке в Костроме был 21 торговый ряд с 714 деревянными лавками; кроме того, были лавки и вне рядов.

Комплекс торговых рядов в Костроме является одним из самых крупных торговых центров России XIX века, сохранившихся до наших дней. Он строился на протяжении нескольких десятилетий с конца XVIII века, когда сооружались Большие Мучные и Красные ряды, до тридцатых годов XIX века, когда были построены Малые Мучные, Мелочные, Рыбные ряды.

В основу планировки всех зданий рядов положена как бы типовая секция купеческой лавки: на первом этаже размещалось торговое помещение, а на чердаке и в подвале складывались запасы товаров. Красные и Большие Мучные ряды начали строить одновременно в 1789 году. Оба корпуса представляют собой замкнутые четырехугольники. На внутренние дворы корпусов с каждой из четырех сторон устроены въезды, оформленные портиками с фронтонами.

Красные ряды, где шла торговля тканями, обувью, кожами, мехами, имеют более мелкие, чем в Мучных рядах, размеры лавок, соответствующие одному арочному пролету галереи. Каждая лавка имела вход и витринное окно с наличниками.

В Красных рядах первоначально была устроена открытая галерея и с внутренней стороны, где также шла торговля. Несколько арок этой галереи сохранилось во дворе около северного въезда. В 1870-х годах арки дворовой галереи постепенно заделываются для увеличения складских помещении, а к восточной части корпуса со стороны двора делаются пристройки. В последние годы ряды реконструируются под специализированные магазины.

Издавна во дворе Красных рядов размещались лотки и деревянные лавочки для торговли мелочными галантерейными товарами.

В 1828 году губернская строительная комиссия предложила купцам взамен пришедших в ветхость деревянных лавок строить каменные, по проекту П. И. Фурсова. Строительство новых, так называемых Мелочных рядов было окончено в 1830 году. Исключение составляют два корпуса (1875) с чугунными колоннами, что находятся в юго-западном углу галереи.

Галереи Мелочных рядов представляют собой невысокие, прочные, тяжеловатые на вид у основания колоннады. Несколько интимный характер их архитектуры контрастирует с монументальной парадностью аркады главного корпуса, выходящей на площадь.

В Больших Мучных рядах торговали оптом и в розницу мукой, фуражом, льном. Лавки этого корпуса наиболее просторны. Несколько архаичная форма въездных ворот, слегка уширенных книзу, а также предельно лаконичное решение стен основного объема создают впечатление монументальности этого сооружения.

Напротив восточного фасада Красных рядов расположены Табачные ряды (первоначально овощные линии), построенные в 1822 году по проекту выдающегося архитектора XIX века В. П. Стасова. Здание отличается изысканностью композиционного решения.

Северный торец рядов вплотную подходит к зданию, которое было надстроено и реконструировано также по проекту В. П. Стасова (флигель здания, где располагались бывш. городская дума и магистрат).

Параллельно южному фасаду Красных рядов стоят Пряничные ряды, построенные в начале XIX века. Корпус сооружен у откоса. Со стороны нижней террасы он имеет высоту более десяти метров (два этажа), а со стороны верхней террасы - пять метров. Первоначально на нижней террасе в первом этаже рядов была также открытая аркада. <...>

Торцы корпуса Пряничных рядов оформлены небольшими по объему часовнями, подчеркивающими лаконичность архитектуры рядов со свободным шагом пологих арок и большими плоскостями стен. Одна из часовен принадлежала Успенскому собору Костромского кремля, а другая - Николо-Бабаевскому монастырю (в Больших Солях).

Если спускаться по Молочной горе к Волге, то слева вдоль улицы расположены Малые Мучные ряды, построенные в 30-х годах XIX века.

За Малыми Мучными рядами размещены четыре корпуса Рыбных рядов. Здания поставлены симметрично по отношению к продольной оси всего ансамбля рядов. Их строительство велось в двадцатые годы XIX века. Корпус Масляных рядов расположен к востоку от Табачных, параллельно площади. Проект рядов был составлен архитектором Н.И. Метлиным в начале 1809 года.

Несомненный интерес вызывает здание бывших губернских присутственных мест (ул. Советская, 1; ныне здесь располагаются городские мэрия и дума). Здание ставилось по «образцовому» проекту А. Д. Захарова в самом начале XIX века... Наблюдение за работами вел губернский архитектор Н. И. Мет-лин. По его инициативе, оригинально был решен самый парадный вход в здание: не с площади, а со стороны Гостиного двора и, главное, в облике широкой многоступенчатой лестницы, выложенной из белого камня-известняка. Здание присут-
ственных мест в течение XIX века неоднократно перестраивалось, в конце концов, парадный вход в здание был украшен портиком, белые, оштукатуренные, попарно сгруппированные колонны которого легко несут треугольный фронтон.

Ипатьевский мужской Троицкий монастырь (закрыт и разорен большевиками в 1918 году) является одним из наиболее существенных памятников религиозной и государственной жизни.

Основанный в XIII веке как крепость у впадения в Волгу р. Костромы, монастырь представляет собой сложный комплекс зданий, в котором сохранились разновременные постройки, начиная с конца XVI века и кончая последней четвертью XIX века.

В XVI веке благодаря богатым вкладам, главным образом рода Годуновых, Ипатьевский монастырь переживает эпоху расцвета, быстро развивается, ему принадлежат огромные земельные угодья, тысячи крестьян, перевозы через реку Волгу и Кострому, многочисленные лавки. Но, конечно, не экономическая, а духовная составляющая определяла жизнь монастыря. Кроме того, монастырь был живым свидетельством (почти преданием) права Годуновых на престол, подтверждал древность рода, его приверженность православию, как один из северных форпостов был свидетельством готовности Годуновых верой и правдой служить отечеству.

Не случайно после падения Годуновых в начале XVII века монастырю стала покровительствовать новая царская династия - Романовы. Мать Михаила, первого царя из рода Романовых, Марфа, была богатой костромской вотчинницей. В начале 1613 года жила вместе с сыном в Ипатьевском монастыре. В марте 1613 года сюда прибыло из Москвы посольство Земского собора для объявления Михаилу Романову об избрании его на царство.

В ризнице монастыря хранились большие художественные ценности, а в библиотеке - уникальные рукописи и первые печатные книги, в том числе знаменитая Ипатьевская летопись - копия с одного из древнейших письменных памятников Киевской Руси IX-XII веков «Повести временных лет». Рукопись обнаружил в 1814 году известный историк Н. М. Карамзин.

Наиболее древняя часть монастыря - Старый город - сохраняется со дня его основания. Каменные стены с башнями сооружаются взамен деревянных в конце XVI века и надстроены в XVII веке. В 40-х годах XVI века к западной стене Старого города пристраивается так называемый Новый город.

Вокруг стен были устроены рвы, засыпанные в XVIII веке, когда оборонное значение монастыря было утрачено. Конструкция стен и башен соответствует фортификационным правилам XVI-XVII веков.

Центральное место в ансамбле занимает Троицкий собор. Первоначальное каменное здание собора было сооружено в 1558 году. В начале 1649 года оно было разрушено взрывом пороха, хранившегося в помещении под храмом, и заново восстановлено в 1652 году. В новом храме нашли отражение реформы Никона.

Здание монументально по своим формам и лаконично по деталировке. Наиболее богато решен северный фасад, выходящий на главную монастырскую площадь.

Выразительны формы крыльца на столбах-кубышках и декор галереи собора, как бы опоясывающей нарядным поясом строгий четверик.

Все духовное напряжение религиозного искусства своего времени являет стенопись собора, выполненная в 1685 году артелью костромских изографов под руководством известных художников-монументалистов XVII века Гурия Никитина и Силы Савина. Роспись Троицкого собора в Ипатьевском монастыре можно назвать одним из лучших произведений этих мастеров. Стенопись насыщена по цвету, рисунок удивляет изяществом и уверенностью линии, композиции изобилуют жанровыми подробностями, портретная характеристика образов отличается жизненностью. Интересны архитектурные детали теремов и палат, в которых происходили изображаемые события. Создавая это произведение, художники как бы предвосхитили его долгую жизнь, включив в ленту летописи, отделяющую нижний орнаментальный ярус живописи в четверике, следующие слова: «Всем же изографное воображение и духовное наслаждение на вечные века, аминь».

Пятиярусный позолоченный иконостас, типичный образец искусства XVIII века, поставлен в соборе в 1756-1758 годах. Выполняла его артель резчиков из посада Большие Соли, который тогда входил в состав Костромской губернии. Руководили работой мастера-резчики Петр Золотарев и Макар Быков. Ценными произведениями искусства являются иконы трех верхних ярусов.

К западу от собора, на главной площади, расположена звонница. В XVII веке на звоннице было 19 больших и малых колоколов, а также часы с боем. В 1852 году деревянные лестницы, которые вели на площадку колоколов, были заменены каменными, частично закрыты арочные пролеты, пристроена галерея.

У западной стены Старого города, к северу от ворот в Новый город, расположены палаты бояр Романовых. Первоначально на этом месте были монашеские кельи.

При посещении монастыря царем Александром II в 1858 году было приказано сделать этот корпус «приличным для царских чертогов». Перестройка «во вкусе XVII века» была поручена архитектору Ф. Ф. Рихтеру, и в 1863 году палаты получили существующий ныне вид.

Вдоль стен монастыря расположены различные служебные, хозяйственные и жилые постройки - от скромного корпуса монашеских келий до внушительного Архиерейского корпуса, в комплекс которого входило большое число парадных жилых помещений с богатой отделкой, домовые церкви, приемные покои. Это здание неоднократно перестраивалось в соответствии со вкусами очередного архиерея и новыми течениями в архитектуре.

У стен монастыря создан музей народного деревянного зодчества для сохранения и показа отдельных уникальных гражданских и культовых памятников народной архитектуры, а также бытовых и хозяйственных построек, характеризующих жилище, быт, хозяйственный уклад костромской деревни. Костромские плотники издревле славились своим мастерством.

Из разных мест Костромской области сюда были привезены: известный памятник XVII века - церковь Преображения Господня из села Спас-Вежи, один из лучших памятников деревянного зодчества России (к сожалению, церковь сгорела в 2002 году); группа бань из села Ведерки. Интересной особенностью этих сооружений является свайная конструкция, которая была необходимой в связи с ежегодными разливами рек в костромской низине, затоплявшими значительные территории. <...>

Из перевезенных в музей построек большой интерес представляет деревянная церковь Собора Богородицы из села Холм Галичского района. Она построена в 1552 году и является самым древним сооружением на территории Костромской области. Конструктивное и композиционное решение свидетельствует о большом мастерстве зодчих, которые создали этот памятник архитектуры.

<.. .> Привлекает внимание и церковь XVIII века из села Фоминского Костромского района. Она представляет собой тип культовой постройки, в композицию которой входит колокольня, надстроенная над трапезной, а также привлекательная своей простотой маленькая часовенка из Чухломского района... Она построена в 1860-е годы, но по своему образу близка древним постройкам, напоминая сказочную избушку «на курьих ножках».

Выйдя за стены монастыря и покинув музей народной архитектуры и быта, вы можете побродить по прилегающим к монастырю древним улицам Богословской и Андреевской слободы. Богословская слобода известна с XVI века, принадлежала Ипатьевскому монастырю, центральное место в слободе занимает построенная в 1681-1687 годах вместо деревянных храмов местными каменщиками церковь Иоанна Богослова. В Андреевской слободе, также принадлежавшей монастырю, в 1798 году на месте деревянного храма сооружен каменный в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом.

Здесь вы увидите дома с забавными балконами, наличниками и ставенками... ворота с интересными фигурками в виде сказочных драконов и растений.

Находясь здесь, трудно представить, что на противоположном берегу реки Костромы расположен крупный промышленный район большого города с современным ритмом жизни.

Калерия Тороп

Леонид Андреевич Колгушкин: