Пьеса островского поздняя любовь краткое содержание. «Поздняя любовь» А. Н. Островского и «женский вопрос» в России

Светлана Степановна Чистякова

Поздняя любовь

…Максим Сергеевич Казанцев, президент крупного Московского банка и акционер компании «QUIN STYL», стоял на палубе круизного теплохода «Русь» и смотрел на воду. Недавно, Максиму исполнилось тридцать семь и он, решив немного развеяться и отдохнуть, купил себе тур до Питера. Что побудило его отправиться именно в этом направлении, он и сам не мог себе внятно объяснить. Он мог бы отправиться куда угодно, но рассматривая прайс-лист турфирмы, он остановил свой выбор именно на этом путешествии.

Его младший брат, Кирилл, узнав, куда отправляется Максим, недоуменно спросил:

Почему именно в Питер, Макс? Больше отдохнуть негде? Что ты там забыл?

Кира, отстань! Просто, мне понравился именно этот маршрут. Хочу развеяться, отдохнуть, полюбоваться на красоты русского севера! Только представь себе - Валаам, Кижи..! Поверь, в России очень много красивых мест!

Кирилл сокрушенно вздохнул и посмотрел на брата.

Недавно, Максим развелся со своей третьей женой. Фортуна, как будто смеялась над этим красивым, импозантным мужчиной. Полной горстью отсыпав ему невероятное везение и удачу в бизнесе, она отобрала у него способность любить. Он был трижды женат, но ни одну из своих жен, так и не смог полюбить по настоящему. Любовь ему заменяла страсть. Едва влечение проходило, он тут же разводился. В отличии от своего младшего брата, Максим серьезно подходил к этому вопросу и женился на всех своих женщинах. Кирилл же, считался записным бабником и волокитой. В его постели перебывала уйма женщин. Максима, это всегда раздражало и он постоянно ругал брата, за его распущенность. Но, два года назад все резко изменилось. Казанцев-младший влюбился в девушку из провинции. Максим, с головой погруженный в дела, поначалу, не обратил на это внимания, но, когда брат объявил ему о скорой свадьбе, пришел в ярость.

Он орал на Кирилла, что тот позорит семью, что никогда не допустит подобного мезальянса, что если узнает мать, её удар хватит. Но Казанова ничего не хотел слушать. Он твердил как заведенный, что любит свою избранницу и ему плевать на мнение родных. Махнув рукой, Максим смирился, а узнав поближе Анечку, жену Кирилла даже полюбил её как сестру. Маленького Андрюшу, своего племянника, он просто боготворил. Своих детей у Макса не было.

Он никогда бы не развелся, если хоть одна из его жен, подарила ему ребенка. Но, к сожалению, все его подруги, были заняты только собой и никакие дети в их планы не входили. Макс, уже было начал опасаться, что дело в нем, и тайком сходил к врачу, но эскулап уверил его, что у него все в полном порядке.

Такое бывает, - сказал Максиму старый доктор, - просто физиологическая несовместимость.

Но почему? - спросил Макс. - Я еще понимаю, если с одной женщиной. Но у меня уже третья жена! Да и, что греха таить, интрижки на стороне тоже были, но ни одна из моих женщин, так и не зачала от меня ребенка.

Старый врач почесал в затылке и задумчиво посмотрев на мужчину спросил:

Скажите, а вы любили этих женщин?

Макс что-то неопределенно промычал.

Во-о-т, - глубокомысленно изрек врач. Желанный ребенок, должен быть рожден в любви! А в вашем случае, этого не происходит.

Глупости! В России все детские дома переполнены брошенными детьми! По- вашему, они все были зачаты в любви?!

Это совсем другое.

Не понял. Объясните! - потребовал Максим.

А вы посмотрите на себя в зеркало. Вы- потрясающе красивый мужчина! Вы умный, талантливый, богатый. У вас положение, власть. Вы - элита России. Её генофонд. В свое время, большевики уничтожили цвет российской нации. Поставили к стенке лучших, военноначальников, сгноили в лагерях ученых, вынудили уехать за границу людей, который на протяжении столетий были русской аристократией. Семьдесят лет, Россия стояла на коленях. Была сначала в лапах полоумного диктатора, который таким образом, решил отомстить за смерть брата, а потом его вообще сменил кровавый садист. Ну а дальше… Да, что говорить, вы сами все прекрасно знаете.

Пришло время исправлять ошибки. На свет должны появляться умные и красивые дети, чтобы русская нация не исчезла с лица земли, чтобы Россия не стала придатком какой-нибудь азиатской страны, где жители размножаются как кролики. А такие дети могут быть рождены только в любви!

Закончив свою речь, доктор замолчал.

По- вашему, я должен найти женщину, которую полюблю, и она родит мне ребенка? - спросил Максим.

Именно, - утвердительно сказал врач.

Но мне тридцать пять лет! Поздновато искать любовь, вы не находите?

Ерунда! Вы в самом расцвете мужской силы. Вы знаете, что по исследованиям геронтологов, человечество помолодело как минимум на десять лет. И если, сто лет назад, вы бы уже действительно считались довольно зрелым человеком, то сейчас, ваш физиологический возраст соответствует двадцатипятилетнему мужчине. Это научно доказанный факт. Если вы мне не верите, могу порекомендовать статью.

Спасибо. Я верю вам.

Ну что же, тогда удачи вам! Шерше ля фам, как говорят французы.

Итак, Максим Казанцев, стоял на палубе лайнера смотрел на прозрачную воду и вспоминал разговор с врачом, который происходил два года назад. С того момента, ничего не произошло, за исключением того, что Макс в очередной раз развелся. Мужчина честно старался найти женщину, которая бы тронула его душу и сердце, но ни одна не вызывала в нем даже искры любви. Желание - да, но не любовь. Плюнув на все и решив, что не судьба, Максим забил на эти глупости и с головой погрузился в работу…

… Повернув голову, Макс заметил, что на палубу вышла невысокая стройная женщина, с черными волосами до плеч. Одетая весьма просто: розовая летняя кофточка, белая льняная юбка и белые босоножки на небольшом каблучке. Точеные, интеллигентные черты лица, изящный рисунок скул, крутые дуги бровей, длинные пушистые ресницы и огромные карие глаза с голубоватыми белками. Как у Нефертити. Черные, гладкие, переливающиеся в солнечном свете волосы, красиво спадали на плечи. Розовая кофточка из жатого ситца, неплохо демонстрировала достоинства фигуры - тонкую талию, высокую грудь, чисто символически поддерживаемую кружевным, в тон кофточки бюстгальтером. Короткая белая юбка, щедро открывала стройные, покрытые золотистым загаром ноги женщины. Прекрасная брюнетка подошла к стоящему неподалеку шезлонгу, села и принялась читать принесенную с собой книгу.

Максима будто током ударило. Он готов был поклясться, что где-то уже видел эту женщину. Или она на кого-то было невероятно похожа. Но, на кого?! Черт, где он мог её видеть?! Забыв о приличиях, Максим Сергеевич бесцеремонно разглядывал женщину.

Татьяна купила тур до Петербурга, чтобы хоть немного отвлечься. Тяжелейший развод с мужем отнял у неё очень много сил. Еще совсем недавно, Танечка была абсолютно счастлива. У неё был красавец-муж и любимая работа. И в одночасье все рухнуло. Получилось все как в старом анекдоте. «Приезжает муж из командировки и…» Только вместо мужа была жена, а вместо любовницы…мужчина. До сих пор Таня не могла забыть картину открывшуюся её глазам! Два мускулистых мужских тела, сплетенных в любовном экстазе… Её муж изменял ей, причем с мужчиной. Этого гордая от природы Татьяна простить не смогла. Конечно, она не стала устраивать сцен в стиле жены соседа Кузи Россомахина, с размазыванием соплей по щекам, криком на весь подъезд и битьем посуды. Она просто собрала вещи и уехала к маме, сама подав на развод. Александр даже не пытался оправдываться. В принципе, все к тому и шло. Таня давно замечала за мужем некоторые странности, особенно, когда к ним пришел работать молодой смазливый доктор, манерами напоминающий женщину, но думала, что ей это просто кажется. Ведь она прожила в браке с Сашей десять лет. Конечно, в интимных делах было далеко не все гладко, но они много работали, очень уставали и, Таня считала вполне естественным, что муж отказывался от занятий любовью. Единственное, что огорчало молодую женщину - это отсутствие детей. Карьера карьерой, но ребенка очень хотелось. А её муж постоянно откладывал это на более поздний срок. В результате у Тани ни осталось ничего, кроме чувства омерзения и обиды к этому предателю. И дело даже не в том, что Саша оказался скрытым геем, а в том, что он на протяжении многих лет, нагло обманывал её, прикрываясь ей как щитом, чтобы никто не узнал о его предпочтениях.

Александр Николаевич Островский.

Поздняя любовь

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЛИЦА:

Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома .

Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности .

Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий .

Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова .

Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет .

Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

Людмила . Пришел?… Разве пришел?

Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

Людмила . Вы говорите, пришел?

Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

Людмила . Как знать, какие дела у него?

Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

Людмила . Он адвокатством занимается.

Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

Людмила . Робок, должно быть, характером.

Шаблова . Полно, матушка, что за характер!

Людмила . Да ведь бывают люди робкого характера.

Шаблова . Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

Людмила . А что же?

Шаблова . У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

Людмила . Молода она?

Шаблова . В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

Людмила . А она что же?

Шаблова . Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

Людмила . Так он даром для нее хлопочет?

Шаблова . Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

Людмила . Может быть, она ему нравится?

Шаблова . Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

Когда мы приедем?

Эбби казалось, что этот вопрос она слышит уже в сотый раз. Она повернула руль и глубоко вздохнула, прежде чем ответить сынишке.

Через три дня мы будем у бабушки, - выдавила она, пропустив вперед еще один огромный грузовик.

Я не о бабушкином доме говорю, - возразил мальчик. - А о мотеле. Когда мы, наконец, доедем туда и сможем искупаться?

Купаться! - завопила Кэсс с заднего сидения. - Хочу купаться.

Эбби взглянула в зеркало заднего вида на щекастую пятилетнюю девочку, улыбающуюся до ушей.

Скоро, лапочка. Как только отдохнем немного.

Ты говорила, что мы искупаемся после обеда, - напомнил ей Мэтт. В свои восемь лет он часто вел себя как взрослый.

Я имела в виду вечер. Мы лишь двадцать минут как пообедали. За сегодня нам надо проехать еще двести миль, или мы никогда не попадем к бабушке. Почему ты не хочешь поспать?

Он начал листать свои «Звездные войны».

Пусть маленькие спят.

Я не маленькая, - заявила Кэсс. Ее пронзительный голосок способен был разбудить всех младенцев в Вайоминге. - Это Крисси маленькая.

Слава Богу, Крисси спала, как убитая. Эбби надеялась, что малышка продрыхнет в своем креслице еще пару часов. Вторая половина дня была самым трудным периодом: детям надоедало безвылазно торчать в фургоне, у Эбби затекали плечи от долгого сидения за рулем и начинали слезиться глаза. Свои солнечные очки она потеряла где-то в Небраске.

Никто тебя маленькой не называет, - ответила Эбби. - Посмотри в окно. Может, увидишь корову или ветряную мельницу.

Коровы и ветряные мельницы хоть как-то разнообразили пустынную местность. По обеим сторонам автомагистрали тянулась бескрайняя равнина, изредка пересекаемая дорогами, ведущими к маленьким городкам вроде Витленда или Гленрока. Карта западных штатов валялась на полу между сидениями, но Вайоминг был заляпан кетчупом, пролитым Мэттом во время обеда, и Эбби понятия не имела, сколько миль осталось до границы. Штат Вашингтон и бабушка казались недосягаемыми.

Давайте устроим «тихий час», - строгим голосом предложила она. Можете читать, раскрашивать картинки или играть с игрушками, но только молча, чтобы не отвлекать меня от дороги.

А можно махать водителям грузовиков? - с надеждой поинтересовался Мэтт. Некоторые водители сигналили при виде размахивающих руками детей.

Нет, пока Крисси не проснется.

Мальчик вздохнул.

Тогда я почитаю.

Отличная идея. - Эбби взглянула на Кэсс. Ее глазенки начинали слипаться. В тишине и она скоро задремлет.

Эбби не могла дождаться, когда же этот день закончится. Если им повезет, в четыре часа они вселятся в мотель, к пяти закажут пиццу, а в восемь улягутся спать. «Вайоминг, - подумала она, - это какой-то ад».

* * *

И без никаких, - объявил Джед, седлая свою любимую кобылу. - Ты еще слишком молод.

Ошибаешься, дядя Джед, - упрямо ответил юноша. - Я уже взрослый. Я год как закончил школу, и делаю здесь мужскую работу.

Джед взглянул на своего племянника, сдерживая гнев.

Верно, ты мужчина, Тай. Молодой мужчина. Мужчина, который еще не научился думать своей головой.

С моей головой все в порядке.

Да, если не считать того, что у тебя в ней ветер гуляет. Ты же не хочешь свары с Дженсенами. От них одни неприятности. - Он подтянул подпругу и похлопал кобылу по шее. - Эта девчушка вьет из тебя веревки, сынок. Так что не хлопай ушами. Ты слишком молод, чтобы жениться, слишком молод, чтобы взвалить на себя такую ответственность. Поживи для себя.

Ты меня недооцениваешь. И Тришу тоже.

Джед окинул взглядом своего племянника. Он был высоким и стройным, с темными волосами и карими глазами, передающимися в роду Монро из поколения в поколение. От своего отца он унаследовал упрямство, улыбчивость и уравновешенный характер.

Ты ничего не знаешь о женщинах.

А ты знаешь? - огрызнулся мальчишка. - Откуда?

Тебя это не касается. - Джед повернулся к кобыле, надеясь, что у Тая хватит ума заняться делом. - У тебя есть работа, вот и выполняй ее. Надо еще ограду проверить на юго-западном пастбище и убедиться, что там все в порядке с орошением.

Парень вздохнул.

Ты хочешь, чтобы я сделал это прямо сейчас?

Прекрасно.

Вернешься к ужину?

Постараюсь.

Джед вскочил в седло и проводил взглядом Тая, идущего через двор по направлению к дому. Глупый мальчишка сам сует голову в петлю. Триша и Тай дружили с самого детства, хотя их родители, бог знает почему, все время враждовали. Девятнадцать лет - не лучший возраст для женитьбы, но Тая невозможно переубедить. Ему хоть кол на голове теши.

Джед, сдвинув брови, глядел, как юноша влезает в грузовик. Тай нарывается на неприятности, но Джед сделает все возможное, чтобы уберечь его от горького разочарования.

Он развернулся и поскакал на западное пастбище. Это лето вряд ли будет легким.

* * *

Чем пахнет? - Мэтт наморщил нос и пощелкал ручкой кондиционера.

Он не работает, милый. Открой окно.

Жуткая вонь.

Странный запах доносился из-под приборной панели. Эбби взглянула в зеркало заднего вида, свернула к обочине, выключила двигатель и потянула за ручку, открывающую капот. Не дымом ли оттуда тянет?

Эбби сказала себе, что это всего лишь пыль. Не может же ее фургон сломаться в этой богом забытой глуши. Некоторое время назад она съехала с магистрали, чтобы умыться и съесть мороженого. И, похоже, где-то не там свернула, возвращаясь на шоссе. Грунтовая дорога с растущей на обочине полынью была совершенно пустой. От сильного ветра рот Эбби наполнился пылью, и глаза заслезились. Июньское солнце палило немилосердно.

Что случилось, мама? - спросила Кэсс. - Куда ты идешь?

Проверить двигатель. - Очень оптимистическое заявление. Эбби могла бы разглядывать его хоть целый день, и все равно ничего бы не поняла. Она знала только, что дым - очень нехороший признак. Лучше уж не поднимать капот, чтобы не обжечься.

Она выпрямилась и отбросила волосы с лица. Естественно, что-то сломалось. В последние полтора года все шло наперекосяк. Почему на этот раз должно быть по-другому?

Мэтт высунулся из окна.

Но мы сможем доехать к бабушке?

Конечно, - ответила Эбби, опустив руки. Могло быть и хуже, напомнила она себе. Авария, к примеру. Или болезнь кого-нибудь из детей.

Хороший вопрос. У тебя же есть карта? - Эбби казалось, что ее жизнь рассыпается, словно карточный домик. Одна неприятность следует за другой.

Смотри, не наступи на змею. - Мэтт протянул ей карту через окно.

Эбби огляделась по сторонам и испуганно шмыгнула на пассажирское сиденье фургона.

1

Сюжеты пьес Островского особой разницы между собой не имеют. Автор постоянно повторяется, говоря на одни темы, не сильно задумываясь над вариациями. Чтение некоторых из них вызывает ощущение Déjà-vu: где-то уже это ранее встречалось, эту пьесу я уже читал. Отделаться от этого невозможно, пока действие не переходит к заключительной части повествования. И только там Островский позволяет себе изменить знакомые читателю обстоятельства. Трудно заранее предполагать, чем всё-таки закончится пьеса, но кто-то из действующих лиц должен умереть, по иному у остальных персонажей не получится обрести счастье. Не обходится у Островского и без афер. Надувательства цветут весьма бурно.

Порядочный человек от порочащих честь дел обычно стреляется. Так, например, принято у Льва Толстого. Совесть не даёт его героям покоя, заставляя тех прикладывать пистолет к виску или заканчивать жизнь другими насильственными способами. У Островского всё иначе. Чем более бесчестным человеком ты являешься, тем скорее тебе повезёт и тем скорее удачно женишься, да доживёшь до глубокой старости. Нужно лишь грамотно провернуть дело, сделав вид невинной овцы, страдающей от невыносимых условий, навязанных кем-то из доброхотов, в итоге оказавшихся в представлениях страдальцев исчадиями ада.

Всем известен образ тургеневской девушки (закрытой от всех личности, готовой на всё ради любимого) и некрасовской женщины (коня на скаку оставит, в горящую избу войдёт). Но никто не задумывался над островской девушкой, хотя её образ встречается в большинстве пьес Островского. Она глубоко несчастна, мнительна, пытается найти свет в конце туннеля и довольно часто его не находит, предпочитая продолжать плыть по течению, авось вынесет к нужному берегу. Развитие её образа обычно приводит к фатальным последствиям, либо к положительным, смотря как повернёт дело автор. Никогда заранее не знаешь, чем всё закончится, но одним из двух вариантов точно. Аналогично можно вывести образ островского мужчины, но над этим лучше не задумываться, поскольку более отвратительного человека трудно представить. И было бы всё печально, да Островский умеет при желании раздать всем по ведру радости, если не решался заполнить ёмкости горькими слезами.

Все кругом должны. Долг их не тяготит. Они шутят, ёрничают и трунят над самими собой. Досада редко гложет душу. Исправить положение никто не пытается. Надеются, что всё образуется без их участия. Никогда не предпринимают попыток заработать деньги. Неизвестно откуда появлялись средства на жизнь у простых людей. Единственный, кто получает наличность – это ростовщик. Но он фигура отрицательная. Тогда как его должники едва ли не вызывают к себе сострадание. Где в такой ситуации аплодировать непонятно.

Есть у Островского несколько достойных пьес. Им и стоит уделять внимание, тогда как практически все остальные повторяются. Можно хвалить автора за талант кратко и ёмко излагать мысли, но не стоит превозносить абсолютно все его произведения. Примечательного на самом деле мало. Понять нравы жителей Российской Империи образца середины XIX века тоже не получится. Они расходятся с тем отражением действительности, которое можно встретить в работах современников Островского. Скорее можно сказать, что Островский старался показать быт провинции, дабы потешить столичных жителей, как и обитателей самой провинции. Сомнительно, чтобы в одной провинции полностью соглашались с описываемыми автором событиями, поскольку всё это могло произойти в соседнем городе, но никогда в их собственном. Поэтому легко принять за правду то, чего сам никогда не видел, но о чём судачат все вокруг, особенно касательно отдалённой от тебя местности.

На этом, в обсуждении творчества Островского, предлагаю поставить точку.

Дополнительные метки: островский поздняя любовь критика, островский пьесы, островский поздняя любовь отзывы, островский поздняя любовь анализ, островский поздняя любовь рецензия, Alexander Ostrovsky

УДК 82: 09 О-77

Т.В. Чайкина

ПЬЕСА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ»: СПЕЦИФИКА ЖАНРА

При интерпретации пьес Островского необходимо учитывать их жанровые обозначения. В «сценах из жизни захолустья» «Поздняя любовь» показан отдельный эпизод из жизни персонажей, в котором отразились быт, нравы, системы ценностей обитателей московской окраины. Четыре сцены, следующие друг за другом, сюжетно связаны между собой, события предельно сконцентрированы во времени и пространстве.

Ключевые слова: жанр, сцены, критические оценки, ключевые эпизоды, бытовая атмосфера, духовная среда, любовная интрига, ремарка, диалоги, монологи, хронотоп.

А.Л. Штейн справедливо подчеркнул, что

A.Н. Островский был великим мастером русского жанра, и его искусство - бытовое, жанровое . Вслед за названием к каждой своей пьесе автор давал жанровый подзаголовок, чётко обозначающий особенности драматического действия, а также пространство изображения. Одним из распространённых в драматургии Островского жанром были сцены. Уже в 1850-м году появляются сцены «Утро молодого человека». В 1858 году - «сцены из деревенской жизни» «Воспитанница», затем «сцены из московской жизни» «Тяжёлые дни» (1863), «Пучина» (1866), «Не всё коту масленица» (1871).

В 1873 году в «Отечественных записках» Островский публикует «сцены из жизни захолустья» «Поздняя любовь», в 1874 году - «Трудовой хлеб» с тем же жанровым подзаголовком. В этих пьесах драматург отразил противоречия жизни 70-х годов 19 века. «Ушла, пропала та Москва, запечатленная в "Банкроте" и "Бедной невесте", и когда он хотел вспомнить о ней в какой-нибудь новой своей пьесе, заглянуть в сохранившиеся чудом прежние её уголки, он должен был, как бы извиняясь, отмечать всякий раз: "Сцены из жизни захолустья"^ .. .> Другой обозначился стиль жизни, вся её внешность» , - отметил

B.Я. Лакшин.

Новый подход Островского к воссозданию жизни вызвал в критике противоречивые, а порой и враждебные суждения. Так, непримиримой была позиция рецензента газеты «Гражданин», у которого сложились свои стереотипы в восприятии Островского. Он явно сатирически пытается передать содержание пьесы, охарактеризовать её героев. Размышления критика порой исполнены сарказма: Людмилу, главную героиню пьесы, он называет «воровкой с цинизмом»

и «нигилисткой»; сыновей Шабловой - Каином и Авелем, подчёркивая честность и доброту одного и беспутство другого. Критик объясняет слабость пьесы тем, что «Поздняя любовь», по его мнению, изначально задумывалась драматургом как пародия на какую-либо комедию. В завершении рецензент «Гражданина» прямолинейно заявляет: «Да неужели всё, что мы сейчас видели, была пьеса Островского? Да где же его талант, где же его богатые типы, где же хоть след какой-нибудь борьбы, где же хоть что-то похожее на Островского?» . Какую борьбу хотел видеть рецензент? Очевидно, ту, что отметил у драматурга Н.А Добролюбов: столкновение «двух партий - старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных» .

Не увидели своеобразия новой пьесы Островского рецензент «Одесского вестника» С.Г. Гер-це-Виниградский, В.П. Буренин, критик «С.-Петербургских ведомостей», а также В.Г. Авсеенко, категорично указавший на связь драматурга с традициями Гоголя в стремлении изобразить «низменную, грубую среду» .

Исключением в общем хоре голосов стала заметка в «С.-Петербургских ведомостях» от 30 ноября 1873, автор которой указал на целый ряд достоинств новой пьесы Островского. Особенно, по мнению рецензента, хороши первые два акта пьесы, поскольку «действие идёт живо, все лица очерчены мастерски, и, как всегда у г. Островского, разговор изобилует удачными, меткими, типическими выражениями» . Сильной стороной «Поздней любви» критик «С.-Петербургских ведомостей» считает оригинальность характеров, указывая, что лучшими лицами в пьесе являются «старуха Шаблова, простачок сын её и Лебядкина, в особенности последняя» . Чуткий к слову рецензент

© Т.В. Чайкина, 2009

подмечает неповторимость речи персонажей, в которой «самые циничные вещи» высказываются, хоть и наивно, но, вместе с тем, ловко и неповторимо. Так, он полагает, что к «числу самых удачных штрихов нужно отнести слова старухи Шабловой: "Какой у бедного человека характер? Разве у бедного человека может быть характер?.. Платье у него плохо - оттого и застенчив. А то -характер!"» .

Автор рецензензии отнюдь не стремится сравнивать сцены «Поздняя любовь» с «капитальными пьесами» драматурга , понимая, что это произведение относится к новому этапу творчества Островского, когда происходит не только переосмысление некоторых драматургических принципов и подходов автора к изображению жизненного уклада, картин быта, характеров, но и намечаются кардинальные изменения в самой жизни, и, как следствие этого, меняется и пространство действия. Вслед за «картинами» и «сценами московской жизни» появляются «сцены из жизни захолустья». Причём, в черновом автографе было уточнение, от которого впоследствии драматург отказался («сцены из жизни московского захолустья») [ОР ИРЛИ, ф. 218, оп. 1, ед. хр. 30, л. 4], тем самым усилив типичность характеров и драматургической ситуации.

Критическая же мысль времён драматурга пока ещё не готова была признать то, что Островский в 1870-е годы стал писать не хуже, а иначе, «осваивая новые факты драматизма жизни и новые формы его воплощения» . Были незначительны и попытки интерпретировать «Позднюю любовь», исходя из особенностей её жанра. Лишь позднее, когда появятся «сцены из жизни захолустья» «Трудовой хлеб», рецензент «Московских ведомостей» Посторонний одним из первых обратит внимание на жанровые обозначения: «Что это значит? что такое сцена, картина в драматическом искусстве? То же что этюд, эскиз, студия в живописи. Обозначая так свои последние пьесы, г. Островский как бы предупреждает зрителя или читателя, чтоб он не ждал от него произведения законченного, вполне продуманного и доделанного, а относился к нему с нетребовательностью, с какой смотрят на набросок, на опыт» .

В 1876 году, работая над пьесой «Правда хорошо, а счастье лучше», задуманной как «сцены», сам Островский в письме к Ф.А. Бурдину отмечал: «.. .это не комедия, а сцены из московс-

кой жизни, и я им большой важности не даю» . Кстати, Е.Г. Холодов также полагал, что, называя пьесы «сценами» (или близкими к ним «картинами»), «драматург не только уклонялся от точного жанрового определения (комедия, драма), но и как бы уславливался с публикой (и с критикой), что на этот раз предлагает не полновесную пьесу, а всего лишь «сцены», не претендующие на особую целостность и сюжетную стройность» . Но всё же полагать, что сцены - пьесы незначительные, недоработанные, было бы ошибочно: в них в большей степени проявляется творческая свобода Островского, мастерство автора, не обременённого строгим следованием законам комедии, трагедии. Неоднократно создавая сцены на протяжении всего своего творческого пути, драматург значительно обогатил представления об этом жанре, вносил новое в жанровое мышление своего времени. Если ранние сцены Островского «Утро молодого человека», показавшие типичное утро русского «мещанина во дворянстве», напоминают скоре бессюжетную бытовую зарисовку, то более поздние произведения, обозначенные сценами, -пьесы с развитой сюжетной структурой, с чётко очерченной интригой; остаётся неизменным детальный подход автора к изображению картин быта, меткость его бытовых наблюдений. Прежде чем начать действие, Островский в сценах всегда обрисовывает среду, бытовую атмосферу, в рамках которой и начинает развиваться сюжет.

Пьеса «Поздняя любовь» открывается развёрнутой и объёмной ремаркой, подробно воссоздающей уклад жизни героев: «Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие одно-польные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворённая дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, ста-

рое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно» . Место действия остаётся неизменным на протяжении всего хода пьесы - драматург предельно сконцентрировал события во времени и пространстве.

Для сцен характерен интерес автора к отдельной личности, поэтому зачастую в основе пьес этого жанра - несколько эпизодов из жизни главного героя, сюжетно связанных между собой и являющихся, несомненно, важными для героя, определяющими его дальнейшую судьбу. В центре пьесы «Поздняя любовь» - история любви немолодой девушки Людмилы, скромной и добродетельной. Уже в 1-м явлении первого действия она появляется на сцене в ожидании своего возлюбленного Николая со словами: «Пришёл?.. Разве пришёл?» . Собеседница героини, Фе-лицата Антоновна Шаблова, мать Николая и «хозяйка небольшого деревянного дома» , подробно рассказывает Людмиле о своём сыне: «Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, - пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошёл он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерля-жей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел - в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться» . О судьбе самой Людмилы расскажет её отец, Герасим Порфирь-ич Маргаритов, «адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности» : «Святая, говорю тебе. Она кроткая, сидит работает, молчит; кругом нужда; ведь она самые лучшие свои года просидела молча, нагнувшись, и ни одной жалобы. Ведь ей жить хочется, жить надо, и никогда ни слова о себе. Выработает лишний рублик, глядишь, отцу подарочек, сюрприз. Ведь таких не бывает... Где ж они?» .

Примечательно, что, несмотря на чётко выраженную уже в начале пьесы любовную коллизию, Островский не спешит динамично развивать

интригу. Первое явление задаёт общий тон всей пьесе: оно представляет собой лишь беседы персонажей, раскрывающие их бытовые хлопоты, душевные раздумья. Однако уже в этих объёмных диалогах, неторопливых разговорах заметна и некоторая динамика в развитии любовной интриги: в них автор «Поздней любви» заключает не только информацию о главных героях, но и показывает отношения персонажей, вовлекая в сюжет пьесы новых действующих лиц, ставя новые проблемы.

Характерно, что некоторые исследователи считали позднюю драматургию Островского воплощением структурной логики европейской комедии-интриги, драматизм которой выражается именно в запутывании сложных обстоятельств в рамках многоаспектной любовной коллизии . Однако сюжетные перипетии «Поздней любви» (финансовая афёра, отношения Николая и Лебядкиной и др.), обилие различных обстоятельств, не имеющих прямого отношения к развитию основной любовной линии, составляют лишь внешнюю канву драматического действия, что продиктовано скорее жанровыми особенностями сцен. Мастерство Островского состоит в том, что в отдельных сценах он отображает детально и многогранно бытовую, духовную среду, в которой живут главные герои, но основная линия, связанная с взаимоотношениями Людмилы и Николая, остаётся единственной и наиболее значимой. Сам драматург писал другу и артисту Ф.А. Бурдину о тщательной работе над пьесой, о скурпулёзной разработке любовной интриги: «Нельзя сказать, что я писал эту комедию наскоро, я целый месяц думал о сценариуме и сценических эффектах и очень тщательно отделывал сцены Николая и Людмилы» .

Если первое действие представляет собой ожидание Людмилой встречи со своим возлюбленным, то действие второе - сама встреча, где героиня признаётся в своих чувствах, рассказывает Николаю о своей жизни, о своём прошлом: «Я прожила свою молодость без любви, с одной только потребностью любить, я веду себя скромно, никому не навязываюсь; я, может быть, с болью сердца отказалась даже от мечты быть любимой. <...> Разве честно опять будить мои чувства? Ваш только один намек на любовь опять поднял в душе моей и мечты, и надежды, разбудил и жажду любви, и готовность самопожертвования... Ведь это поздняя, быть может, последняя любовь; вы знаете, на что она способна... а вы

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

шутите над ней» . Подобные воспоминания, возвращения героев в беседах к прошлому, объяснения-признания повествовательно-эпического характера, несомненно, замедляют темп действия, расширяя его границы.

Автору было важно и в следующем (втором) акте пьесы показывать специфику жизненного уклада героев. Основными средствами изображения здесь являются уже не авторские ремарки, а монологи-самовысказывания, монологи оценочного типа, диалоги, отличающиеся не только информативностью, но и содержащие элементы рассуждения, анализа. Так, уже в явлении первом Маргаритов, уходя по своим служебным делам, предостерегает дочь: «Здесь, Людмилочка, сторона голодная, народ живёт изо дня в день, что урвёт, тем и сыт. Утопающий, говорят, хватается за соломинку; ну, а голодающий за то, что плохо лежит. Здесь всё украдут и всё продадут, а ловкие люди этим пользуются. <.> Когда ты увидишь, что сюда зайдёт или заедет человек богатый, хорошо одетый, так знай, что он не за добрым делом зашёл - он ищет продажной чести или совести» . Людмила также полагает, что богатые люди «в захолустье за добром не ездят» . Узнав о предстоящем визите в свой дом Лебядкиной, богатой вдовы, удивляется и Шаблова: «Выдумывай ещё! В наш-то курятник, да такая дама поедет» .

Яркими бытовыми приметами начинает Островский третье действие, где первая реплика Шаб-ловой - «самовар-то весь выкипел» - придаёт особый колорит. Автор не менее ярко продолжает развивать и любовный конфликт, в ходе которого герои оказываются в сложной ситуации. Безнадёжно положение Николая, безвозвратно впутанного в финансовую афёру Лебядкиной и купца Дороднова, не менее драматично положение Людмилы, отдающей последние деньги своему возлюбленному и предающей в итоге собственного отца, вручив Николаю заёмное письмо Лебядкиной для его спасения. Однако Островский не стремился развивать действие в сторону трагедии.

Актёр Бурдин в письме к Островскому точно подметил, что драматург «поставил в конце 3 -го действия ход пьесы так, что зритель заранее предугадывает развязку» . Для сцен Островского такая особенность в развитии интриги была типична. Не является неожиданным финал «Воспитанницы» (1859), где патриархальные по-

рядки, мастерски обрисованные автором, изначально ведут действие к развенчанию надежд героини, не выглядит неожиданной развязка в «Трудовом хлебе» (1874), где девушка, живущая самостоятельной трудовой жизнью, вправе уже сама выбирать себе жениха и т.д. Развязка в четвёртом действии «Поздней любви» - закономерный итог в отношениях Людмилы и Николая. Островский показал, что «готовность к самопожертвованию способна изменить человека, во имя которого оно совершается» . И Николай обещает бросить праздную жизнь и начать трудиться .

Особо значимо, что в «Поздней любви» развязка любовной интриги отнюдь не совпадает с реальным окончанием действия. В письме к Бурдину от 29 октября 1873 года Островский отметил: «Ты ещё находишь ошибку в том, что после окончания пьесы идёт разговор о картах; да помилуй, ради Бога, это обыкновенный, вековой классический приём, ты его найдёшь и у испанцев и у Шекспира» . Этот приём - характерная примета драматургии Островского, допускающего подобные переходы от патетики к комизму . Кроме этого, беседы персонажей после разрешения интриги продолжают воссоздавать жизнь героев в непрерывном течении, а в связи с отсутствием финальных реплик придают некоторую недосказанность действию. Известно, что сам Островский считал подобную незавершённость действия пьесы важным жанровым признаком сцен: «Нам могут возразить, что у нас мало вполне законченных художественных драматических произведений. А где же их много? Укажем только на возникающее у нас бытовое направление в драме, выражающееся в очерках, картинах и сценах из народного быта, направление свежее, совершенно лишённое рутины и ходульности и в высшей степени дельное» .

Таким образом, «сцены из жизни захолустья» «Поздняя любовь» - отдельный этап в жизни главной героини пьесы, драматичный и, вместе с тем, важнейший в её судьбе. Пьеса состоит из четырёх ключевых эпизодов, сюжетно связанных между собой, последовательно раскрывающих историю поздней любви героини. Неторопливо развивая любовную линию, отказываясь от усложнённой фабулы, лишая действие неожиданных поворотов и развязки, постоянно прибегая к точным и подробным бытовым зарисовкам, Островский формирует эстетику сцен - самостоятельного и специфичного драматургического жанра.

Библиографический список

1. ОстровскийА.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. -М., 1973-1980.

2. А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин. Неизданные письма. - М.; Пг., 1923.

3. Бабичева Ю.В. Островский в преддверии «новой драмы» // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературные процесс 19-20 веков. - М., 2003.

4. Добролюбов Н.А. Литературная критика: В 2-х т. Т. 2. - Л., 1984.

5. Журавлёва А.И. Островский - комедиограф. - М., 1981.

6. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского / Сост. Н. Денисюк Вып. 3, 4. - М., 1906.

7. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. - М., 2004.

8. Миловзорова М.А. Об особенностях интриги поздних комедий А.Н. Островского // Щелы-ковские чтения 2002.: Сб. статей. - Кострома, 2003.

10. Фаркова Е.Ю. Добродетель и порок в пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей в 2 ч. Ч. 1. - Кострома, 2007.

11. Холодов Е.Г. Островский А.Н. в 18731877 годах // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 4. - М., 1975.

12. Чернец Л.В. Сюжет и фабула в пьесах А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2007: Сб. статей. - Кострома, 2007.

13. ШтейнА.Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. - М., 1973.

УДК 82.512.145.09 Ш 17

З.М. Шайдуллина

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ ФРАЗЫ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО МИРА НУРА АХМАДИЕВА

Данная статья раскрывает своеобразие творческого мира известного татарского поэта Нура Ахмадиева через ряд ключевых понятий.

Художественный мир поэта:

а) психологическое состояние лирического героя;

в) эмоционально-экспрессивные фразы.

Экспрессивная окраска слов в лирических произведениях отличается от экспрессии тех же слов в необразной речи. В условиях лирического контекста лексика получает дополнительные смысловые оттенки, которые обогащают ее экспрессивную окраску и помогают через психологическое состояние лирического героя раскрыть внутренний мир поэта.

Поэтическое творчество Нура Ахмадиева в татарской литературоведении мало изучено. В данной статье рассматривается лишь одна сторона поэтического мастерства автора. То есть особенности выражения эмоционально - экспрессивный фразы в его художественном мире.

Эмоциональные значения в литературном произведении делятся на виды. Каждый из них рассматриваются отдельно и играет важную роль в раскрытии художественного мира автора. Одно из таковых - эмоциональное значение, которое дается лишь одним предложением, несмотря на это оно раскрывает эмоции поэта полностью. Данное эмоциональное значение является и семантическим компонентом микротемы. В про-

изведениях Нура Ахмадиева широко используются эмоциональные фразы, позволяющие с помощью героев - персонажей более полно показать художественный мир автора. Эти эмоциональные фразы отличаются своей яркостью и богатым, глубоким смыслом. Например, один из отрывков из стихотворения «Кету киткэндэ». Кетунец ктулэре, Кету кичен кайтыр эле, Тик... гомер угулэре.

(Кету киткэндэ)

Стадо уходит на пастбище, Но стадо вернется вечером, Только... жизнь проходит.

(перевод наш)

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© З.М. Шайдуллина, 2009