“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”. Как ее характеризуют это слова

Эта книга из ряда «легкого чтива», здесь нет ужасов и криминала. Бывший разведчик Открытый приглашает сделать печку-камин потерявшего работу Сыроежкина. Тот выполнил работу, но, узнав, что его дочь влюблена в сына Открытого, решает разлучить молодых. Для чего начинает пакостить «работодателю». Тот в ответ тоже придумывает мелкие, но не менее оригинальные и веселые «деревенские шутки». С того момента между семьями пробежала «черная кошка». Но дети рассорившихся взрослых продолжают встречаться. И однажды девушка получает от подруги совет: пойти в церковь и помолиться о примирении родителей. Та согласилась, стала просить Божию Матерь о помощи. «Шутки» между разведчиком и печником продолжались еще недолго; неожиданно обе стороны затихли. Так неужели влюбленные дети вымолили примирение?!

Из серии: Русский православный роман

* * *

компанией ЛитРес .

Когда он не был директором фирмы, то любил подолгу один ходить пешком, чтобы никого рядом не было, и размышлять о разном. Но сейчас, когда стал, ездил на машине с водителем и охранником, о прогулках не могло быть и речи – некогда было. Рабочий день был расписан на две недели вперед, а то и на месяц.

Как его выбило из колеи взрывное устройство в машине, которое обнаружил охранник. Такой «теракт» его не устраивал. А если бы устройство сработало, когда ехал в машине? Всему конец – карьере, жизни, в лучшем случае стал бы инвалидом. Чутье подсказывало ему, что в этом деле замешан охранник, кто-то через него предупредил его. Но кто же это? Не мешает проверить охранника. Его связи, с кем общается, сколько лет работает в этой должности. Если его легко купить, то он будет работать на кого-угодно. А может быть – подставной, не случайно на этом месте. Надо его срочно уволить, даже если он и не виноват. Открытый пусть последит за ним. Кто знает, вероятно, что-то и откроется. Через две недели Открытый его уволит, надо найти повод, а пока пусть понаблюдает. Если охранник и чист, все равно надо быть настороже.

Недавно ему представился случай прогуляться одному – отменили деловую встречу. Он отправил водителя домой, а сам вышел, дошел до ближайшего метро, купил билет и поехал домой. Давно он не ездил в метро, даже соскучился. Сидел и наблюдал за людьми. Народу было много, его толкали, а когда сел, то уступил место пожилой женщине. Ему было интересно наблюдать за людьми. Доставило удовольствие и отвлекло от мрачных дум. Как хорошо без охранника и водителя, подчиненных. Никто его не знает, никому он не нужен! На несколько минут он закрыл глаза, а когда открыл, то около него стояла молодая пара влюбленных. Они никого и ничего не замечали, в отличие от него. И вдруг его пронзила мысль! Как же так, он едет – молодой, умный, продвинутый, а его никто не знает. Для всех он такой же, как все, здесь стоящие. Он не такой, как все. Он незаурядный. Его должны знать люди, как можно больше людей. Едет он в метро, а на него ноль внимания. Но он не Ноль! Надо как-то изменить свою жизнь. О нем должны знать как можно больше людей, чтобы его узнавали в метро, на улице, улыбались ему, здоровались незнакомые люди, как с известным человеком. Что же следует сделать, чтобы стать знаменитым? Чтобы на тебя смотрели не как на пустое место! Оказывается, ему еще нужна слава.

Известным артистом уже стать не сможет, спортсменом тоже… стать одним из самых богатых людей – едва ли получится, ведущим телешоу – глупо.

А вот кем бы мог быть, так это депутатом. Чем он хуже и глупее тех, кто сидит в Госдуме? Что они уж такого представляют из себя? Перед выборами его портрет и программа будут висеть на самых людных местах: у подъездов, на заборах, придется потратиться на рекламу.

У Шведова дух захватило от этих мыслей. У депутатов много льгот, у него появятся связи, неприкосновенность. Кто такие эти депутаты, что они вообще делают, только говорят, а проку никакого. На их местах должны сидеть умные люди и деловые, а работают эти чиновники, как сказал про них поэт, «прозаседавшиеся». Теперь надо определиться, с чего начать! Его станут приглашать на телевидение, брать интервью корреспонденты известных газет и журналов. Говорить он умеет. Для начала следует начать критиковать власти. Что касается его биографии, то она положительная. В жизни всего добился сам, в коррупции не замешан, в тюрьме не сидел. В компании дела идут нормально, в личной жизни тоже все в порядке – любимая жена, двое детей.

Чтобы жизнь стала совершенной – нужна слава! Люди будут узнавать его и улыбаться! Правда, на предвыборную компанию потребуются средства, и, пожалуй, не малые. Откуда их взять? Надо все обдумать.

Из метро он вышел окрыленным. Когда появляются новые идеи и проекты, чувствуешь, что живешь не зря! Какая вышла польза от этой поездки, не мешает иногда прокатиться, чтобы стать более устремленным.

Домой он вернулся в отличном расположении духа. Жена возилась на кухне, ждала его. На ней был брючный костюм и маленький синий фартук в белый горошек. Она походила на официантку или горничную.

– Чем ты меня сегодня покормишь, киска, – капризно спросил, зная, что ей нравится, когда он так ее называл. – Представляешь, сегодня проехался в метро, отослал водителя.

– Что ты говоришь? – она удивилась. – Какая блажь! И что это на тебя накатило? Ты меня удивляешь, милый! Что произошло?

– Не пугайся, все в порядке. Я вспомнил нашу молодость. Помнишь, как мы любили ездить в метро, взявшись за руки? Я всегда старался прижаться к тебе посильнее.

– Помню, – она закрыла глаза. – Ты меня ревновал ко всем мужчинам в метро, даже пьяным, – она посмотрела на него с нежностью. – Ты и сейчас не так часто приглашаешь друзей. Наверное, ревнуешь!

– Не ревную, – он прижал ее к себе. – Я голоден и счастлив.

– У меня есть салат, заливное и тушеное мясо в горшочке, – она перестала улыбаться и пошла к холодильнику. – Я, кажется, догадываюсь – ты влюбился. Поэтому у тебя такое отличное настроение. Ты катался с ней метро, от того такой радостный.

– Ты меня поражаешь, какие мысли у тебя в головке, – Шведов засмеялся. – С тобой не соскучишься. Объясню, у меня появились новые идеи, а это всегда вдохновляет. Теперь главное – их осуществить.

– Если ты говоришь правду, то я рада, – она посмотрела на него, кокетливо наклонив голову. – Тебе все еще нужны сильные ощущения…

– У меня сильных ощущений достаточно, – он прервал ее. – Не ревнуй меня ни к кому.

– И какие же у тебя идеи? – она села рядом.

– Как ты считаешь, у меня все есть? – задал он вопрос. – Скажи честно!

– У тебя? – она заморгала. – Вот так вопрос! А чего ты еще хочешь? Ты занимаешься любимым делом, оно у тебя свое, есть семья, дети. Ты можешь себе позволить купить, чего захочешь.

– Все правильно! Но есть еще желание! А чего бы ты хотела? – он интриговал.

– У меня тоже есть все. Я занята домом, детьми. Ты с тобой редко откровенничаем. А сегодня, так странно, ты таинственно так спрашиваешь. Не знаю, что сказать.

– Как мало тебе надо, я-то думал ты сейчас наговоришь всего-всего, а ты всем довольна! Какая-то ерунда.

– Это не ерунда. Ты занят своими делами, о них почти ничего не рассказываешь. Я стараюсь тебе не мешать.

– Я рад, что ты мне не мешаешь, занята семьей, как другие женщины в мои дела не лезешь. Ты меня устраиваешь, – задумчиво смотрел на нее.

– И какие же идеи у тебя появились? – она, не моргая, уставилась на него. – Что тебя так вдохновило? Ты пришел в таком отличном настроении. Поделишь, если хочешь. Ты сегодня рано пришел с работы, чтобы поговорить со мной.

– Ты знаешь, что я человек суеверный и не люблю заранее открывать карты. Если у меня все удастся, я тебя введу в курс дела.

– Как бы мне хотелось, – она была разочарована. – Тебе понравилось мясо? – робко спросила и отвернулась. Она была уверена, что он с ней поделится своими планами, но ошиблась.

– Очень вкусное, спасибо. Впрочем, знаешь, – зазвонил телефон, Шведов встал и вышел, взял мобильник. – Слушаю, а это ты, Павел Семенович. Нет, встреча не отменяется. Завтра утром подъезжай ко мне, буду ждать. Об оплате узнаем в бухгалтерии. Удивляешься, что я дома, жена тоже удивлена. Новостей у меня много, надо посоветоваться. Возможно, ты мне поможешь, появилась идея.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте (Г. А. Данилова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Елена ИСАЕВА

Елена Валерьевна Исаева (Корнеева; 1969) - преподаватель литературы; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина, автор работ по методике преподавания литературы в школе. Живёт в г. Елец Липецкой области.

“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. 2 часа

Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы к уроку:

Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
(У.Шекспир)

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)

Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма - фрагменты из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета - фрагменты из фильма Ф.Дзефирелли «Ромео и Джульетта».

Ход урока

Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чём же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Беседа с классом

1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

(В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.)

Давайте прочитаем пролог.

Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж - хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».

(Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.)

3. Где происходит действие?

(События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.)

4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?

(В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.)

Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который называется «Монтекки и Капулетти».

(Фонограмма.)

5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется «Монтекки и Капулетти».

6. Итак, в чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе?

(В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство способно преодолеть вражду.)

7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У.Шекспира.

(Сюжет - система событий в произведении. Экспозиция - изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка - встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. Кульминация - сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка - рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

(Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки - пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.)

9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I. Сцена 1)

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье - необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

(Акт I. Сцена 1)

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I. Сцена 1)

10. Почему герой так отзывается о любви? В чём дело?

(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?

(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.

(Акт I. Сцена 3)

Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна.)

12. Вспомните, сколько лет Джульетте?

(О возрасте героини мы узнаём из речи её кормилицы: “Ей нет ещё четырнадцати лет”.)

Давайте послушаем отрывок из балета С.Прокофьева, который называется «Джульетта-девочка».

(Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведёт себя смело и решительно.)

14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имён друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.)

(Видеофрагмент из фильма Ф.Дзефирелли «Ромео и Джульетта» - встреча.)

15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Её сиянье факелы затмило…
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?

(Акт II. Сцена 5)

16. Что мешает их любви?

(Любви героев мешает вражда их семейств.)

17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

(Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” - говорит Джульетта.

Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео - Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)

19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

(Ромео не желал драться с Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла.)

20. В чём видят герои смысл жизни?

(Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи.

Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твоё здоровье пью, Ромео!”

Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: “Пью за тебя, любовь!”)

21. Почему погибают герои?

(Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)

Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

22. Есть ли смысл в гибели героев?

(После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда - страшный пережиток времени и они наказаны за зло.)

23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

(Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.)

Подведение итогов

Учитель. Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У.Шекспира.

Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы к уроку:

Любовь всегда прекрасна и желанна,

Особенно, когда она нежданна.

(У. Шекспир)

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев)

Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма - фрагменты из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета - фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта».

Ход урока

Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чём же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Беседа с классом

1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

(В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.)

Давайте прочитаем пролог.

Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж - хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».

(Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.)

3. Где происходит действие?

(События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.)

4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?

(В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.)

Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который называется «Монтекки и Капулетти».

(Фонограмма.)

5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется «Монтекки и Капулетти».

6. Итак, в чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе?

(В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство способно преодолеть вражду.)

7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

(Сюжет - система событий в произведении. Экспозиция - изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка - встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. Кульминация - сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка - рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

(Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки - пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.)

9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава,

Нестройное собранье стройных форм,

Холодный жар, смертельное здоровье,

Бессонный сон, который глубже сна.

Вот какова, и хуже льда и камня,

Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I. Сцена 1)

Что есть любовь? Безумье от угара,

Игра огнём, ведущая к пожару,

Воспламенившееся море слёз,

Раздумье - необдуманности ради,

Смешенье яда и противоядья.

(Акт I. Сцена 1)

Я потерял себя, и я не тут.

Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I. Сцена 1)

10. Почему герой так отзывается о любви? В чём дело?

(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?

(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.

Но это лишь единственно для вас.

(Акт I. Сцена 3)

Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна.)

12. Вспомните, сколько лет Джульетте?

(О возрасте героини мы узнаём из речи её кормилицы: “Ей нет ещё четырнадцати лет”.)

Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-девочка».

(Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведёт себя смело и решительно.)

14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имён друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.)

(Видеофрагмент из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта» - встреча.)

15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Её сиянье факелы затмило…

Я воплощенье ненавистной силы

Некстати по незнанью полюбила.

Что могут обещать мне времена,

Когда врагом я так увлечена?

(Акт II. Сцена 5)

16. Что мешает их любви?

(Любви героев мешает вражда их семейств.)

17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

(Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” - говорит Джульетта.

Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео - Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)

19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

(Ромео не желал драться с Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла.)

20. В чём видят герои смысл жизни?

(Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи.

Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твоё здоровье пью, Ромео!”

Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: “Пью за тебя, любовь!”)

21. Почему погибают герои?

(Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)

Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

22. Есть ли смысл в гибели героев?

(После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда - страшный пережиток времени и они наказаны за зло.)

23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

(Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.)

Подведение итогов

Учитель. Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У. Шекспира.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…” уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вариант 1 1. Дополните названия подвигов Геракла: ... гидра, немейский..., ... птицы, пояс..., Авгиевы..., пёс... 2. Царь Авгий был сыном: А) бога Огня; Б) бога Света; В) бога Солнца. 3. Великий Антей получал силу, когда: А) выпивал море воды; Б) поднимался в небо; В) прикасался к земле. 4. Кентавр - это: А) циклоп; Б) человек-лошадь; В) человек-бык. 5. Многоглазого сторожа-великана звали: А) Аргус; Б) Пань-гу; В) Чудь. 6. Назовите остров, на котором правил Одиссей: А) Фера; Б) Итака; В) Эгина.
    От редакции. В нашей почте немало статей и разработок, предлагающих новые методические подходы в преподавании литературы, в том числе стремящиеся преодолеть прямолинейную социологическую доминанту, сложившуюся в советской школе, и, в свою очередь, опирающиеся на различные философские, естественнонаучные и другие концепции. Печатая статью П. А. Гагаева, приглашаем наших читателей к широкому обсуждению всего комплекса как методических, так и методологических проблем, существующих вокруг “школьной” литературы. Говорят, что Шекспир превосходно изображал римлян, я
    Цели - углубление представлений об общих закономерностях развития русской культуры; - выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала; - формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки; - развитие способностей к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений. Музыкальное оформление урока В. Моцарт. Симфония № 40 (фонограмма); В. Моцарт. Соната № 24 (фортепиано). Художественное оформление урока
    Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге. И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож. Сергей Есенин, 1918 В8. Какие
    Драму В. Шекспира "Ромео и Джульетта" я прочла только в этом году. Фильм по ее мотивам посмотрела гораздо раньше. А то, что "нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте", знала еще с самого детства. И уверена, что многие, еще не открывая том Шекспира, уже знали о героях этой драмы, ведь все влюбленные, счастливые или несчастные, - это те же Ромео и Джульетта, способные преданно и страстно
    Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне,
    Марина Цветаева Руан И я вошла, и я сказала: - Здравствуй! Пора, король, во Францию, домой! И я опять веду тебя на царство, И ты опять обманешь, Карл Седьмой! Не ждите, принц, скупой и невесёлый, Бескровный принц, не распрямивший плеч, Чтоб Иоанна разлюбила - голос, Чтоб Иоанна разлюбила - меч. И был Руан, в Руане - Старый рынок... - Всё будет вновь: последний взор коня, И первый треск невинных хворостинок, И первый всплеск

© Данилова Г.А., 2015

© ООО «ТД Алгоритм», 2015

Открытый

Он встал рано, жена еще спала, взял собранные вещи и тихо вышел из комнаты. В ванной побрился, умылся, затем несколько минут рассматривал себя в зеркало, похлопывая по правой и левой щеке, чтобы взбодриться. Утром он любил плотно поесть, поставил воду для пельменей, когда закипела, бросил их и стал резать хлеб с колбасой, насыпал в чашку кофе, стал ждать, когда закипит чайник.

В квартире стояла такая тишина, ему казалось, что он все делает очень громко. Жена спала чутко, могла проснуться в любой момент. Ему не хотелось, начнет ворчать, была раздражительной, часто болела.

Позавтракав, вынул из холодильника бутылку водки и пакет с продуктами. Спустился на лифте, на улице моросил мелкий дождь, было прохладно и зябко. Направился к гаражу, сторож в будке махнул ему рукой и улыбнулся. Остановился около своего гаража, открыл, включил свет. Его голубая Ауди сияла. Машина была чистенькой. Он редко ей пользовался. В распоряжении на службе у него была машина с водителем.

Он выехал из гаража и поехал на дачу, впервые в этом сезоне.

Открытый Вячеслав Петрович, бывший работник МИДа, подполковник в отставке, разведчик службы госбезопасности, а в настоящее время начальник службы безопасности фирмы «Стабильность», ехал на дачу, чтобы договориться с Сыроежкиным Петром Васильевичем, печником, о кладке печи-камина в своём доме.

В фирме «Стабильность» он работал три года. Впервые в жизни он работал в коммерческой фирме. В прежние времена он работал на родину, как он считал. Верил в идеологию своей страны, когда был молодым, был уверен, что все делает верно. Но страна развалилась и пришлось перестраиваться, менять понятия и идеологию, приспосабливаться к другим идеям. Было непросто, но, крути не крути, а жить надо, следовательно, следует менять взгляды на жизнь.

Сейчас он работал на хозяина. Никак не мог понять, чем занималась его фирма, хватались за все подряд: строительство, торговлю, работал отдел по ремонту холодильников, пылесосов, стиральных машин, швейных машин, недавно появился отдел недвижимости, велась еще какая – то мелкая непонятная работа с иностранными партнерами. Кажется, хотели даже строить бензоколонку и искали подходящее место. Недавно узнал, что начали вести переговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода.

Сначала его раздражала эта разноплановость, но потом он решил не придавать этому никакого значения, так жить легче. Он уже не разведчик и не собирается анализировать все, что происходит, давать отчеты и заводиться из-за ерунды.

Фирму возглавлял директор Шведов Игорь Михайлович, экономист по образованию, молодой, ему было 37 лет.

Открытый не понимал его подхода к некоторым вопросам, очень хотелось дать совет, он даже пытался, когда вникал в дело, но ему быстро дали понять, чтобы не лез не в свое дело. У молодых совсем иные взгляды, сейчас нужен простор для бизнеса, советоваться они будут со специалистами, а не бывшими разведчиками.

Постепенно он понял, что у молодых другой подход к делу, не стоит лезть со своими советами, а надо добросовестно выполнять свою работу, которую ему поручили и не обращать внимание на все, что происходит в фирме.

Он любил порядок и был требователен к подчиненным. В его подчинении находилось 10 охранников, обслуживающих три структурных подразделения Шведова.

На прошлой недели произошло ЧП. Охранник в гараже, куда поставили на ночь машину директора, обнаружил в ней взрывное устройство, прикрепленное под дверью водителя, у переднего колеса. В час ночи охранник позвонил Открытому и попросил срочно приехать.

Открытый был раздражен, разбудили ночью, что за дела!

Когда приехал на место, охранник все объяснил, Открытый испугался, что могло бы произойти, быстро вызвал МЧС, позвонил Шведову утром и объяснил ситуацию. Тот быстро приехал, пригласил охранника, беседовал с ним без посторонних, поблагодарил, дал деньги в конверте. Напротив, Игорь Михайлович остался недоволен Открытым и жестко сказал, что если что-то подобное еще случится, то он будет уволен.

Проанализировав случившееся, они пришли к выводу, что взрывное устройство кто-то прикрепил вечером, когда машина стояла без водителя, а охранник впустил машину и не стал ее осматривать.

Открытый хотел предложить начать расследование по горячим следам, но его не поняли, не поддержали его инициативы. Шведов ограничился тем, что приказал усилить бдительность и строго следить за всем.

Он боялся показать вид, что напуган. Кто-то сводил с ним счеты, следовало проанализировать и разобраться самому, откуда дует ветер. Кто-то его предупредил.

Открытый обиделся и решил, что ему не доверяют, вероятно, Шведов будет искать сыщиков на стороне. Это его личное дело – пусть платит. Ясно понятно, что не хочет распространяться о своих делишках. Кто-то припугнул Игоря Михайловича. Как удачно сложилось, охранник остановился около машины, у него развязался шнурок, он наклонился, чтобы его завязать и заметил устройство под передней дверью. Если бы взрыв произошел, то парень бы пострадал. Еще не известно, остался бы жив.

Вот такие мысли крутились в голове Вячеслава Петровича, когда он вел машину по пустому шоссе. На душе у него было не спокойно.

Подъехав к даче, не стал ставить машину в гараж, собирался вечером уезжать.

Взял сумки и направился к дому, открыл калитку. Участок выглядел серо, земля была влажной, снег едва сошел, трава и деревья были голыми, вдоль забора росли кусты, двухэтажный дом стоял посередине участка, справа находился сарай, в дальнем конце баня. Открыв дверь, вошел в просторный холл, пахло сыростью и пылью. Он вошел на кухню. Поставил сумки на стол, достал бутылку водки, вынул пакет с продуктами, отрезал полбатона колбасы, взял сыр, батон хлеба, банку шпрот. Он решил сразу же отправиться к Сыроежкину, договорились заранее. К Сыроежкину без бутылки водки лучше не ходить. Перед делом тот любил обмочить «процесс», чтобы лучше пошел.

* * *

Петр Васильевич Сыроежкин жил на даче уже несколько дней. Он ждал Открытого, они договорились о встрече. Он был расстроен. В его дом кто – то залез, выбил окно справа, на веранде. Когда он шел по участку, то ничего не заметил, а когда вошел на веранду, увидел разбитое стекло, стол был перевернут, на полу лежали табуретки ножками вверх, валились газеты, журналы, вещи с вешалки были брошены на пол. Он вошел в комнату, шкаф был открыт и из него были выброшены вещи. Занавески висели на окнах. С улицу ничего не было заметно, что кто-то влез на веранду, поэтому сторож и не заметил случившегося. А то бы позвонил.

Петр Васильевич находился два месяца в административном отпуске, без содержания. Он работал на предприятии в сборочном цехе, который закрыли на три месяца. Он был уверен, что это только начало, что он все лето просидит на даче. Возможно, предприятие закроют и придется искать работу. Им заплатили небольшую компенсацию, вроде пособие по безработице.

Месяц он просидел дома, потом решил поехать на дачу и посмотреть, как там дела.

Не ожидал, что на даче такое случится: стал наводить порядок: убрал с пола выброшенные вещи, поставил стол на середину. Открыв шкаф обнаружил, что унесли две кастрюли, тарелки, заварочный чайник. Из шкафа исчезло постельное белье, но оставили одну простыню и пододеяльник, взяли телогрейку и старое пальто жены.

Зато он обрадовался, что в сарае ничего не взяли, хотя там было, что взять. Кроме лопат, граблей, велосипеда, хороших досок, банок с вареньем и соленьями, там стояла большая бутыль самогона, которой он очень дорожил. Было в сарае и стекло. Стал обмерять на веранде место, где разбили стекло.

Встав на следующий день утром, затопил печку и стал пришивать пуговицу к куртке. За этим занятием его застал Открытый, которого Петр Васильевич поджидал.

– Приветствую печника, – робко вошел и оглянулся, – Только не пойму, что-то у тебя не так. Прав я или нет?

– Очень даже прав! – Сыроежкин быстро встал и протянул руку. – Ограбили нас бедных. Два дня назад приехал на дачу, а здесь на веранде стекло разбили, вещи выбросили из шкафа, газеты, журналы, табуретки валялись. Но взяли бы, чего нужно, а зачем гадить! И ведь нашли, кого грабить! Можно подумать, что я богач. У богатых есть, чего взять, а меня унесли посуду, не всю, конечно. Телогрейку, пальто и еще там всякую мелочёвку. Получается, что мы бедные, больше всех и страдаем. Что делать нам, бедным, как жить? И зачем эти гады полезли в мой дом?

– Богатых тоже грабят и убивают конкуренты, – Открытый смотрел с сочувствием на Сыроежкина.

– Садись, Вячеслав Петрович, табуретки не унесли и не сломали. Хорошо мебель не вынесли и не сожгли. Можно сказать, повезло. Что – то их остановило. Залезли сбоку на веранду, сразу и не приметишь, стекло вышибли.

– Вот не думал, что у тебя такое горе! – он задумался, будет ли Сыроежкин заниматься его делом. – Может, я не вовремя наведался, но мы договорились. Ради этого я и приехал, если не до меня, то я уйду.

– Брось, что значит не до тебя, – горячо возразил Петр Васильевич. – Договорились – значит заметано. Я же не думал, когда ехал сюда, что у меня такая беда случится. Стекло вставил, нашел в сарае запасное, чтобы не дуло, печку затопил, пока еще холодно.

– Коли так, то надо обговорить вопрос, – Открытый достал из пакета пол – литра и стал вынимать закуску.

– Какая щедрость души! – Сыроежкин потер руки и побежал к шкафу за стаканами. – Вовремя ты появился с напитком, а то я совсем начал закисать, горе человека оглушает. А сейчас самое время залить беду. Не всю посуду вынесли, кружки, стаканы остались, тарелки есть, как будто знали, что люди будут пить и посылать в их адрес проклятия.

– Сейчас зальем твое горе и пойдем ко мне, я покажу рисунок и форму печи – камина, посмотришь место, где надо будет делать дело. Надо посчитать, сколько материала, плитки и прочее, сам знаешь.

– Печь-камин, интересно, нужен творческий подход, – Петр Васильевич раскупорил бутылку и стал наливать.

– А ты, Петя, справишься? – Вячеслав Петрович взял стакан.

– Спрашиваешь, у меня хороший опыт, недавно печку знакомым на даче смастерил, довольны. Не веришь – можешь у них справиться.

– Давай выпьем за дело, – он поднял стакан и выпил чуть-чуть.

– А ты халтуришь, разведчик, – подмигнул Сыроежкин.

Галина Данилова

Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте

Открытый

Он встал рано, жена еще спала, взял собранные вещи и тихо вышел из комнаты. В ванной побрился, умылся, затем несколько минут рассматривал себя в зеркало, похлопывая по правой и левой щеке, чтобы взбодриться. Утром он любил плотно поесть, поставил воду для пельменей, когда закипела, бросил их и стал резать хлеб с колбасой, насыпал в чашку кофе, стал ждать, когда закипит чайник.

В квартире стояла такая тишина, ему казалось, что он все делает очень громко. Жена спала чутко, могла проснуться в любой момент. Ему не хотелось, начнет ворчать, была раздражительной, часто болела.

Позавтракав, вынул из холодильника бутылку водки и пакет с продуктами. Спустился на лифте, на улице моросил мелкий дождь, было прохладно и зябко. Направился к гаражу, сторож в будке махнул ему рукой и улыбнулся. Остановился около своего гаража, открыл, включил свет. Его голубая Ауди сияла. Машина была чистенькой. Он редко ей пользовался. В распоряжении на службе у него была машина с водителем.

Он выехал из гаража и поехал на дачу, впервые в этом сезоне.

Открытый Вячеслав Петрович, бывший работник МИДа, подполковник в отставке, разведчик службы госбезопасности, а в настоящее время начальник службы безопасности фирмы «Стабильность», ехал на дачу, чтобы договориться с Сыроежкиным Петром Васильевичем, печником, о кладке печи-камина в своём доме.

В фирме «Стабильность» он работал три года. Впервые в жизни он работал в коммерческой фирме. В прежние времена он работал на родину, как он считал. Верил в идеологию своей страны, когда был молодым, был уверен, что все делает верно. Но страна развалилась и пришлось перестраиваться, менять понятия и идеологию, приспосабливаться к другим идеям. Было непросто, но, крути не крути, а жить надо, следовательно, следует менять взгляды на жизнь.

Сейчас он работал на хозяина. Никак не мог понять, чем занималась его фирма, хватались за все подряд: строительство, торговлю, работал отдел по ремонту холодильников, пылесосов, стиральных машин, швейных машин, недавно появился отдел недвижимости, велась еще какая - то мелкая непонятная работа с иностранными партнерами. Кажется, хотели даже строить бензоколонку и искали подходящее место. Недавно узнал, что начали вести переговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода.

Сначала его раздражала эта разноплановость, но потом он решил не придавать этому никакого значения, так жить легче. Он уже не разведчик и не собирается анализировать все, что происходит, давать отчеты и заводиться из-за ерунды.

Фирму возглавлял директор Шведов Игорь Михайлович, экономист по образованию, молодой, ему было 37 лет.

Открытый не понимал его подхода к некоторым вопросам, очень хотелось дать совет, он даже пытался, когда вникал в дело, но ему быстро дали понять, чтобы не лез не в свое дело. У молодых совсем иные взгляды, сейчас нужен простор для бизнеса, советоваться они будут со специалистами, а не бывшими разведчиками.

Постепенно он понял, что у молодых другой подход к делу, не стоит лезть со своими советами, а надо добросовестно выполнять свою работу, которую ему поручили и не обращать внимание на все, что происходит в фирме.

Он любил порядок и был требователен к подчиненным. В его подчинении находилось 10 охранников, обслуживающих три структурных подразделения Шведова.

На прошлой недели произошло ЧП. Охранник в гараже, куда поставили на ночь машину директора, обнаружил в ней взрывное устройство, прикрепленное под дверью водителя, у переднего колеса. В час ночи охранник позвонил Открытому и попросил срочно приехать.

Открытый был раздражен, разбудили ночью, что за дела!

Когда приехал на место, охранник все объяснил, Открытый испугался, что могло бы произойти, быстро вызвал МЧС, позвонил Шведову утром и объяснил ситуацию. Тот быстро приехал, пригласил охранника, беседовал с ним без посторонних, поблагодарил, дал деньги в конверте. Напротив, Игорь Михайлович остался недоволен Открытым и жестко сказал, что если что-то подобное еще случится, то он будет уволен.

Проанализировав случившееся, они пришли к выводу, что взрывное устройство кто-то прикрепил вечером, когда машина стояла без водителя, а охранник впустил машину и не стал ее осматривать.

Открытый хотел предложить начать расследование по горячим следам, но его не поняли, не поддержали его инициативы. Шведов ограничился тем, что приказал усилить бдительность и строго следить за всем.

Он боялся показать вид, что напуган. Кто-то сводил с ним счеты, следовало проанализировать и разобраться самому, откуда дует ветер. Кто-то его предупредил.

Открытый обиделся и решил, что ему не доверяют, вероятно, Шведов будет искать сыщиков на стороне. Это его личное дело - пусть платит. Ясно понятно, что не хочет распространяться о своих делишках. Кто-то припугнул Игоря Михайловича. Как удачно сложилось, охранник остановился около машины, у него развязался шнурок, он наклонился, чтобы его завязать и заметил устройство под передней дверью. Если бы взрыв произошел, то парень бы пострадал. Еще не известно, остался бы жив.

Вот такие мысли крутились в голове Вячеслава Петровича, когда он вел машину по пустому шоссе. На душе у него было не спокойно.

Подъехав к даче, не стал ставить машину в гараж, собирался вечером уезжать.

Взял сумки и направился к дому, открыл калитку. Участок выглядел серо, земля была влажной, снег едва сошел, трава и деревья были голыми, вдоль забора росли кусты, двухэтажный дом стоял посередине участка, справа находился сарай, в дальнем конце баня. Открыв дверь, вошел в просторный холл, пахло сыростью и пылью. Он вошел на кухню. Поставил сумки на стол, достал бутылку водки, вынул пакет с продуктами, отрезал полбатона колбасы, взял сыр, батон хлеба, банку шпрот. Он решил сразу же отправиться к Сыроежкину, договорились заранее. К Сыроежкину без бутылки водки лучше не ходить. Перед делом тот любил обмочить «процесс», чтобы лучше пошел.

* * *

Петр Васильевич Сыроежкин жил на даче уже несколько дней. Он ждал Открытого, они договорились о встрече. Он был расстроен. В его дом кто - то залез, выбил окно справа, на веранде. Когда он шел по участку, то ничего не заметил, а когда вошел на веранду, увидел разбитое стекло, стол был перевернут, на полу лежали табуретки ножками вверх, валились газеты, журналы, вещи с вешалки были брошены на пол. Он вошел в комнату, шкаф был открыт и из него были выброшены вещи. Занавески висели на окнах. С улицу ничего не было заметно, что кто-то влез на веранду, поэтому сторож и не заметил случившегося. А то бы позвонил.