Настроение от картины проводы ополчения. Сочинение по картине проводы ополчения. Как создавался триптих


Сочинение по картине Ракши "Проводы ополчения"


Во все времена самым основным и святым долгом для каждого человека была защита своей земли от врага. Жить как патриот и умереть за Родину всегда было великой честью. Картина Ю. Ракши "Проводы ополчения" посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из ворот города ополчение, женщин и детей, провожающих своих мужчин на войну.
С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные люди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники - все идут на бой, чтобы постоять за независимость своей земли.
В центре картины и с правой ее стороны живописец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщины знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные границы между ними.
Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах - тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном сарафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приоткрыт - женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает увидеть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.
В центре провожающих - красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшеничного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обнимает мальчика, своего сына, который стоит опустив голову. Женщина провожает своего мужа, отца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополчение. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе - ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной земли. Безусловно, она призывает сына гордиться своим отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.
Зрителей картины поражает необычайная выразительность цветовой гаммы картины, как изумляет эмоциональная глубина переживаний, переданных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, провожая своих сыновей на смертельный бой, скорбит.

Сочинение по картине Ю. Ракши "Проводы ополчения".
План сочинения.
Судьба художника
Композиция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения"
Роль Куликовской битвы для русского народа
Юрий Михайлович Ракша (1937 - 1980) - выдающейся живописец XX в. Он прожил очень короткую жизнь, но создал множество талантливейших произведений, которые не могут никого оставить равнодушным. Художником было создано около 200 живописных и графических работ. В 1984 г. в честь художника была названа открытая планета Солнечной системы № 3032.
Одним из значительнейших произведений Юрия Ракши был триптих "Поле Куликово", созданный в 1980 г. Смертельно больной лейкозом художник работал над этим многоплановым произведением, которое включает в себя три части: "Благословение на битву", "Проводы ополчения", "Предстояние".
Мы все знаем о Куликовской битве, которая состоялась в сентябре 1380 г. Это значительнейшее событие русской истории. Русские войска, предво- дителем которых был князь Дмитрий Донской, сражались с татарским войском под предводительством Мамая. Битва была в верхнем течении реки Дон, на Куликовом поле. Результатом битвы стал разгром татарского войска.
"Проводы ополчения" - это боковая часть триптиха, другое название - "Плач жен", так говорил сам живописец. В центре композиции - женщины разного возраста. На их лицах неподдельная грусть. Они провожают своих мужей, братьев, сыновей на кровавую битву. Красивая молодая женщина обнимает ребенка. По ее виду понятно, насколько велико страдание за тех, кто отправляется на поле сражения. Эта молодая грустная красавица - сама Евдокия, жена великого князя Дмитрия. Она держится за живот - молодая женщина на сносях, рядом маленькие дети, которые, несмотря на свой возраст, чувствуют настроение взрослых. Сам художник писал в своих дневниковых записях, что сполна прочувствовал все, чем была для русского народа Куликовская битва. Постепенно в его воображении рождались все части этой грандиозной картины.
Среди провожающих - монахиня в черном одеянии. Рыдающая женщина присела, держась за голову. Все предчувствуют трагическую развязку. Много храбрых воинов падет в сражении. Пройдет совсем немного времени, и плач воеводских жен будет слышен далеко вокруг. В толпе провожающих - дети. На их лицах читается печаль. Даже совсем маленькие чувствуют горе своих матерей, робко притихли. Неслучайно женщины прижимают малышей к себе. Матери понимают, что в случае гибели мужчин, не будет никого родней и ближе, чем дети.
В повести "Задонщина", посвященной Куликовской битве, мы читаем: "Запели птицы жалостные песни - запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: "О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!"; И жена Тимофея Волуевича Федосья тоже плакала, так причитая: "Вот уже веселие мое поникло в славном городе Москве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!"; И Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете причитали: "Вот уже для нас обеих солнце померкло в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона горестные вести, неся великую печаль: повержены наши удальцы с борзых коней на суженом месте на поле Куликовом, на речке Непрядве!";" Произошло так, как и предвидели плачущие жены. Страшная битва унесла жизни близких людей. Живописец знает исход сражения. Он скорбит вместе с теми, кто изображен на полотне. В повести "Задонщина" великий князь Дмитрий Иванович спрашивает: "Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?" И отвечает ему московский боярин, Михаил Александрович: "Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи".
Куликовская битва - событие далекого прошлого, ведь она произошла в XIV в. Не может не заинтересовать вопрос: почему Юрий Ракша в своем творчестве обратился именно к этой теме? Возможно, он ощущал какую-то таинственную мистическую связь с событиями далекого прошлого. И хотел, чтобы Куликовская битва стала для окружающих чем-то осознанным и зримым. Сам художник оставил в своих записях упоминание о собственном восприятии Куликовского сражения. Он писал: "Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова".
Мы видим, что проводы ополчения были в ясный солнечный день. Однако нежно-голубое небо и яркое солнце никого не радует, а только подчеркивает эфемерность настоящего. Ведь вот-вот может случиться непоправимое с самыми близкими и родными - теми, кто отправляется на сражение. Красота солнечного дня противоречит настроению плачущих женщин. Драматичность ситуации очевидна.
Несомненная заслуга живописца в том, что его великое произведение позволило зрителям словно перенестись на несколько веков назад, в 1380 г. и прочувствовать все, что было связано с Куликовской битвой. Картина кажется живой. Чем дольше на нее смотришь, тем более правдоподобными воспринимаются все детали. Вот вдалеке видны крепостные стены - они освещены ярким солнцем. Многие понимают, что в последний раз им удается видеть родной город и родные лица.
Картина имеет огромное значение, замысел ее можно с полным правом назвать великим. Она является историческим экскурсом в далекий XIV в., о котором наши современники подчас знают так мало.

Во все времена самым основным и святым дол­гом для каждого человека была защита своей зе­мли от врага. Жить как патриот и умереть за Роди­ну всегда было великой честью. Картина Ю. Рак­ши «Проводы ополчения» посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из во­рот города ополчение, женщин и детей, провожа­ющих своих мужчин на войну.

С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные лю­ди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники - все идут на бой, чтобы постоять за не­зависимость своей земли.

В центре картины и с правой ее стороны живо­писец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщи­ны знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные грани­цы между ними.

Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах - тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном са­рафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приот­крыт - женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает уви­деть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.

В центре провожающих - красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшенич­ного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обни­мает мальчика, своего сына, который стоит опу­стив голову. Женщина провожает своего мужа, от­ца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополче­ние. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе - ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной зем­ли. Безусловно, она призывает сына гордиться сво­им отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.

Зрителей картины поражает необычайная вы­разительность цветовой гаммы картины, как изум­ляет эмоциональная глубина переживаний, пере­данных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, про­вожая своих сыновей на смертельный бой, скор­бит.

Сочинение по картине замечательного русского художника Ю.М. Ракши (1937-1980) «Проводы ополчения» развивает творческие способности учащихся, их исследовательские навыки, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Сочинение пишется в 8 классе.

Сочинение по картине «Проводы ополчения». 8 класс

Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.

Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Триптих посвящен , состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».

В центре композиции - женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.

На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая . Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети - мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.

Известно, что и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт - она рыдает, горе ее безмерно.

Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они - русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.

Художник Юрий Ракша родился и жил в Уфе, закончил художественное отделение ВГИКа, работал художником во многих фильмах. Он был очень известен, однако при жизни не провел ни одной своей выставки, все они состоялись только после его смерти. Одна из известнейших его картин - триптих "Поле Куликово". Сочинение по картине "Проводы ополчения", которая является центральной частью триптиха, задают писать в восьмом классе, когда школьники уже могут осознать значимость и важность сюжета.

Юрий Ракша был очень талантлив, умел писать в разных жанрах, сочетать их, и в этом случае результатом работы были отличные картины. Тема войны смешивалась с исторической. Именно это сочетание занимало в творчестве Юрия Ракши особое место.

Общий план картины

Война - это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. В триптихе художник показывает боль и трагедию народа, который прощается с родными, провожая их на войну. Люди объединяются ради защиты границ родины от врагов, желающих разделаться с русским народом и завоевать Русь. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Перед тем как писать сочинение по картине "Проводы ополчения", рассмотрите, что показано на разных планах. На переднем стоят люди, провожающие родных. Они огорчены, ведь их близкие идут сражаться, но во взглядах таится надежда и вера, что недруги будут повержены. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины, их состояние. И так сразу становится ясен и общий настрой, и характеры народные, и сила духа русского народа. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Окружающую обстановку мы видим глазами героев картины и понимаем, что эта яркость обусловлена их психологическим состоянием.

Описание картины "Проводы ополчения"

На первом плане женщина, ждущая ребенка, дети не понимающие происходящего, старики, уже не раз побывавшие в таких ситуациях и потерявшие своих близких. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи. Тех людей сплотило общее горе. Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Конечно, разгромить вражеские полчища будет непросто, люди сгинут, и тогда горе станет общим, все живые будут скорбеть по погибшим. Все это написано на лицах людей на картине.

Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. На картине женщина обнимает сына левой рукой, а правая лежит на животе, как бы гладя своего еще не рожденного ребенка. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя. А а ведь он - предводитель этого ополчения. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Плечом к плечу стоят и знатные люди, и простые крестьяне.

Плечом к плечу

Прямо на земле сидит молодая крестьянка. На ее лице скорбь и отчаяние. Она боится лишиться мужа, ведь он является единственным кормильцем и главой семьи. Возле нее девочка с букетом. На лице ее задумчивость, потому что она еще не понимает ужасов войны. Рядом с женой Донского стоит еще одна женщина, уже не молодая. На лице ее нет слез, только тревога. Возможно, она уже не раз провожала в бой своих близких. Девушка, которая стоит рядом, смотрит вдаль со скорбью.

Второй план

Готовясь к сочинению по картине "Проводы ополчения", обратите внимание на войско. На втором плане мужчины изображены не так четко, как будто в дымке. Огромное войско идет от ворот Кремля. Лица воинов почти неразличимы, они уже стали одним целым. Горе и страдания объединили людей. Остались женщины с детьми и старики, а мужчины могут и не вернуться. Но сделать ничего нельзя, ведь они защищают своих близких и родину от врагов.

Любимой темой художника Юрия Ракши была история. Картины "Проводы ополчения", "Благословение на битву" и "Предстояние" составляют триптих. Они считаются лучшими из его работ.

Это один из примеров сочинения по картине "Проводы ополчения".

В центре картины изображены старики, женщины и дети. Стоя на пригорки вдоль городских стен белокаменной Москвы они провожают своих детей, отцов и мужей в великий и опасный поход, который закончится кровавой битвой с опасным и жестоким врагом в лице татаро-монголов.

Вдалеке виднеются ворота в белокаменную Москву, из которых выходят отважные защитники отчества, ее мощные каменные стены, возвышаются к небу, почти касаясь проплывающих мимо облаков.

Грозные войны стройными рядами проходят вдоль плачущих от горя женщин и детей. Окруженные туманом, угрюмые и отважные, они проходят мимо, даже не обернувшись вслед, не попрощавшись взглядом. Каждый войн одет в кольчугу, с пикой и щитом, пешими или на коне со щитом.

На переднем плане картины изображена молодая и красива женщина с белыми локонами и печальным лицом – царица Руси княгиня Евдокия. Она провожает своего мужа с тоской и верой в великую победу. По левую сторону от нее расположились ее дети – белокурый мальчик с печально опущенной головой и сидящая на траве девочка с томным и напряженным взглядом.

Евдокия испытывает смешанные чувства, радости от скорого рождения ребенка и тоски от мысли того, что ее любимый муж может не вернуться из похода.

Справа от княгини сидит на зеленой траве девушка в красном сарафане, схватившись за голову, она рыдает от горя.

На заднем фоне мы можем увидеть старика с посохом, который благославляет уходящих вдаль воинов на славную победу.

Весь люд Москвы, богатые и бедные, знатные и простолюдины сплотились воедино, чтобы вместе отстоять свою родину, свою любую отчизну.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши

Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве. Художник пытался прочувствовать дух времени, воссоздаваемого на полотнах, и приблизить его к современности. Именно поэтому некоторых персонажей рисовал из своих современников – в одном из витязей триптиха легко угадывается Василий Шукшин, а в одном с персонажей в обществе Дмитрия Донского запечатлен сам автор.

На фрагменте «Проводы ополчения» запечатлено прощание дружины под командованием Дмитрия Донского с семьями и родней. Старцы, женщины, детки вышли за черту града, чтобы послать прощальный взгляд отправляющимся в ратную дорогу отцам, супругам и сыновьям – само войско уже направилось в путь и охвачено дымкой тумана. На лицах провожающих отображается вся гамма переживаний: печаль в глазах, надежда в сердце, что они все же скоро встретят родных мужчин.

Среди женщин, детей и старцев, провожающих ратоборцев, на первом плане находится княжна. Выплакав все слезы, она осознает, что сейчас необходимо побеспокоится о детях и о младенце, которого ожидает. Около нее находится сынишка, который, несомненно, догадывается, что он, оставшись единственным мужчиной в семье, обязан позаботиться о матери с сестренкой. Дочь князя, с неуловимой улыбкой на лице, находится у ног мамы. Девочка под впечатлением от происходящего – заслушалась песнопениями. В те времена большинство событий свершались с музыкальным сопровождением – и дружина Донского отправлялась на сражение под кручинное звучание жалеек.

Бедствие объединило горожан из разных слоев общества. Женщины и дети, старики-родители остались одни и неизвестно когда воины возвратятся и возвратятся ли домой. Родные не могут противостоять этой ситуации, и даже не пытаются воинов остановить. Они понимают, что их защитники идут послужить щитом, в первую очередь, для своих семей, а также обезопасить город от вторжения врага.

Очень важен для общего понимания настроения триптиха – пейзаж. По картине определенно видно, что наступает осень. Сумрачное небо, надвигаются тучи – как символ бедствия, от которого надо спасать Русь. Целостный для всех составляющих триптиха горизонт сплачивает и Куликово поле, и Троицкий монастырь, и Москву. Сплачивает в единое целое – Родину. В благословенную Родину, которую необходимо защитить и уберечь.

Триптих картин знаменитого русского художника Ю.М. Ракши посвящен Куликовской битве, которая состоялась в 1380 году и стада началом освобождения от трехсотлетнего татаро-монгольского ига.

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко