Национальный танец хака. Зачем нужна хака? Боевые танцы в регби

В Англии подходит к кульминации Кубок мира по регби – третье в глобальном масштабе спортивное событие после Олимпийских игр и ЧМ по футболу. На этом турнире, кроме самой игры, мужественной и честной, красивой и справедливой, есть и очень интересный антураж.

Пожалуй, самое прекрасное околорегбийное явление – боевые танцы народов Океании, настоящие психические атаки, наиболее известные на примере хаки Новой Зеландии. Я всегда обожал этот ритуал – как эссенцию вообще спорта, где мы проецируем свой глубинный инстинкт убийства, охоты, войны и агрессии, где мы строим армию и воюем, выплескивая все, что внутри нас на маленькую поляну.

Где еще, как не в регби, так аутентично и красиво передающем символику битвы, мог бы распространиться и прижиться ритуал боевого танца, куда более мощно заряжающего мужские сердца, чем простое исполнение национального гимна перед игрой?

Немногие (вне мира регби) знают, что, во-первых, хака у новозеландцев не одна, а во-вторых, не у них одних. На Кубке мира-2011 мы увидели всю полноту этого явления. Самый известный боевой танец, хака Ka Mate, с которой, собственно, все и началось, была представлена командой All Blacks трижды. Немного нехронологично показываю сначала, как это было в матче с Японией.

(Непосредственно хака начинается после 2:00)

Солирует у All Blacks Пири Веепу (Piri Weepu), скрам-хав сборной, который играл на этом Кубке мира не так много, как хотелось бы. У Пири корни маори и островитян Ниуэ. Другие заметные персонажи – инсайд-центровой Ма′а Нону, показанный крупным планом на 2:40, а также стоящий с краю гигант Али Уильямс, лок-форвард, всегда играющий большую роль в хаке с огромной экспрессией.

Хаке Ka mate две сотни лет, и кроме использования на регбийном поле (более 120 лет), она также применялась в реальных войнах новозеландцами – в англо-бурской и Первой мировой (в обеих, естественно, их рекрутировали британцы). Легенда говорит нам, что автор этой хаки, Te Rauparaha, убегая от врагов, был укрыт своим союзником, и когда он услышал шумиху над своим убежищем в яме, то уже стал прощаться с жизнью, думая, что враги его нашли. Кто-то отодвинул крышу над ямой, и яркий солнечный свет ослепил отчаявшегося маори. Однако вместо неприятелей спустя мгновения он разглядел своего спасителя – Te Whareangi (имя которого значило Волосатый человек), а точнее его волосатые ноги. Все это я рассказываю, чтобы понятнее был смысл хаки, придуманной и спетой на радостях спасенным.

Сначала «запевает» лидер, организуя и настраивая свою команду:

Ringa pakia! Руки на пояс!

Uma tiraha! Грудью вперед!

Turi whatia! Согнуть колени!

Hope whai ake! Бедра вперед!

Waewae takahia kia kino! Топать ногами так сильно, как можете!

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora! Я погибаю! Я погибаю! Я жив! Я жив!

Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! Я погибаю! Я погибаю! Я жив! Я жив!

Tēnei te tangata pūhuruhuru Но вот Волосатый человек

Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā Принес солнце и зажег его.

Ā, upane! ka upane! Шаг вперед! еще шаг вперед!

Ā, upane, ka upane, whiti te ra! Шаг выше! Навстречу солнцу!

Hi! Восстань!

Как вы понимаете, текст этой хаки, пересказывая вкратце момент чудесного спасения Te Rauparaha, имеет также достаточно яркий символический подтекст, выражая извечный культ Солнца, рассвета, циклической смены дня и ночи, смерти и жизни, и является сильным жизнеутверждающим призывом. Естественно, сам по себе текст не несет такой смысловой нагрузки, как в сочетании с экспрессией исполняющих хаку. Ka mate – пожалуй, любимый из боевых танцев, особенно это ритмичное «Ka mate, ka mate! Ka ora, ka ora!»

Киви – не единственная сборная, демонстрирующая боевой танец. Таковыми также обладают другие нации Океании – Тонга, Фиджи, Самоа (многие часто называют и их хаками, но это некорректно – хака это только маорийская традиция). Жребий свел на этом Кубке мира 4 океанские сборные в две группы – A и D, позволив нам увидеть две «дуэли» боевых танцев. Матч All Blacks с Японией был во втором туре в группе A, а в матче открытия играли Новая Зеландия и Тонга. Я намеренно описываю его позже, чтобы прежде пристальнее глянуть на ритуал тонганцев. Их боевые танцы называются Kailao, и одним из них является Sipi Tau, всегда используемый регбистами. Вот он, представленный в преддверии матча с Канадой (2011).

Здесь солирует фланкер Finau Maka (капитан), а по левую от него руку хукер Aleki Lutui, который тоже часто верховодит тонганским Сипи Тау. Честно говоря, я не большой поклонник данного боевого танца, в том числе из-за того, что ребята, кажется, «излишне стараются». Но прикрепленное здесь видео, по-моему, демонстрирует лучшее их исполнение на данном Кубке мира.

ʻEi e!, ʻEi ē!

Teu lea pea tala ki mamani katoa

Ko e ʻIkale Tahi kuo halofia.

Ke ʻilo ʻe he sola mo e taka

Ko e ʻaho ni te u tamate tangata,

ʻA e haafe mo e tautuaʻa

Kuo huʻi hoku anga tangata.

He! he! ʻEi ē! Tū.

Te u peluki e molo mo e foueti taka,

Pea ngungu mo ha loto fitaʻa

Te u inu e ʻoseni, pea kana mo e afiKeu mate ai he ko hoku loto.

Ko Tonga pe mate ki he motoKo Tonga pe mate ki he moto.

Полностью перевести текст я не в состоянии (если у кого есть точный перевод, был бы очень благодарен), но частично текст вот такой:

Я провозглашаю на весь свет -

Орланы расправляют крылья!

Пусть чужеземец и пришлый остерегается

Теперь я, пожиратель душ, везде,

Я расстаюсь с человеком в себе.

Я пью океан, я пожираю огонь,

Я спокоен перед смертью или победой.

С такой верой мы, тонганцы, готовы умереть.

Мы готовы отдать все.

В начале видео можно наблюдать, как колоритно «зазывают» на этом Кубке мира все сборные перед матчем – как призывали маори с гор в давние времена.

Данную хаку исполнил коллектив Te Mātārae i Orehu, текущие победители фестиваля культуры маори Te Matatini, проходящего раз в два года, своеобразного чемпионата по хаке. (Можно провести аналогию с чемпионатом Самбадрома Рио.)

Вот еще один красочный эпизод.

Возвращаясь к хакам Новой Зеландии. В 2005-м году автором маорийского происхождения Дереком Ларделли (Derek Lardelli) специально для регбийной сборной была переработана хака 1925-го года и представлена в виде Kapa o Pango – нового ритуала сборной Киви. Эта хака вызывала и продолжает вызывать противоречивые отклики в связи со своим провокационным и даже шокирующим (по мнению некоторых) характером.

Kapa o Pango kia whakawhenua au i ahau! All Blacks, соединимся с землей!

Ko Aotearoa e ngunguru nei! Вот наша грохочущая земля!

Ko Kapa o Pango e ngunguru nei! Вот мы – All Blacks!

Au, au, aue hā! Вот моё время, мой момент!

Ka tū te ihiihi Наше господство

Ka tū te wanawana Наше превосходство восторжествует

Ki runga ki te rangi e tū iho nei, tū iho nei, hī! И возенесется!

Ponga rā! Серебрянный папоротник!

Kapa o Pango, aue hī! All Blacks!

Kapa o Pango, aue hī, hā!

Серебрянный папоротник на черном фоне – символ Новой Зеландии, предлагающийся даже в качестве национального флага, а All Blacks – традиционное название сборной по регби, которое я не стал переводить с английского, поскольку там оно уже приобрело устойчивое применение (а означает оно Целиком Черные или вроде того).

Уже даже по тексту видно разительное отличие данной агрессивной хаки от жизнеутверждающей Ka Mate. Но слова тут еще цветочки по сравнению с жестами. Вот представление данной хаки в групповом матче с Францией.

Первый раз (в 2005-м) руководил при исполнении этой хаки легендарный капитан Тана Уманга, но здесь мы видим не меньшую экспрессию у Пири Веепу. Но, что еще более шокирует, так это последний жест, на демонстрацию которого Али Уильямсом вы наверняка обратили внимание. Конечно, Регбийный союз Новой Зеландии пытался разъяснить, что в маорийской символике он обозначает что-то иное (позитивное), чем очевидное для остального мира перерезание глотки и намек на убийство врага, но мировая общественность в целом осталась при своем мнении.

Тут надо пояснить, что Kapa o Pango не была призвана заменить Ka Mate, а лишь «дополнить» ее, будучи представленной «в особых случаях». На данном Кубке мира пока Киви провели шесть матчей – четыре в группе и два в плэй-офф, и особыми случаями были четвертьфинал, полуфинал и групповой матч с Францией. А почему групповой матч с Францией, спросят некоторые из вас. А потому, что Новая Зеландия крайне обидно и во многом неожиданно им проиграла в плэй-офф в 1999-м и 2007-м годах, и теперь точит на них зуб. Поэтому и потребовалась лишняя эмоциональная подзарядка. Новозеландцы уверенно выиграли 37-17.

Но вернемся к нашим риуалам. В группе D сошлись две океанские команды крепких середнячков – Фиджи и Самоа.

Сначала боевой танец Фиджи – симби (Cibi).

Ai tei vovo, tei vovo Приготовьтесь!

E ya, e ya, e ya, e ya;

Tei vovo, tei vovo Приготовьтесь!

E ya, e ya, e ya, e ya

Rai tu mai, rai tu mai Внимание! Внимание!

Oi au a virviri kemu bai Я возвожу стену войны!

Rai tu mai, rai ti mai

Oi au a virviri kemu bai

Toa yalewa, toa yalewa Петух и курица

Veico, veico, veico Нападают, атакуют!

Au tabu moce koi au Мне теперь не до сна

Au moce ga ki domo ni biau При звуке бьющихся волн.

E luvu koto ki ra nomu waqa Вашему кораблю не жить!

O kaya beka au sa luvu sara И не думайте, что утащите и нас!

Nomu bai e wawa mere Ваша бронь только и ждет,

Au tokia ga ka tasere Что я разрушу ее!

Вот как это выглядело в матче Фиджи против Намибии.

Честно говоря, я не уверен, что здесь произносится именно приведенный выше текст, по крайней мере, во второй части. Заводит центровой Серемая Баи (Seremaia Bai).

А вот сборная Самоа (известная как Ману Самоа) в матче с Уэльсом.

Боевой танец Самоа называется Сива тау (Siva Tau).

Le Manu Samoa e ua malo ona fai o le faiva,

le manu samoa e ia malo ona fai o le faiva

Le Manu Samoa lenei ua ou sau

Leai se isi Manu oi le atu laulau

Ua ou sau nei ma le mea atoa

O lou malosi ua atoatoa Ia e faatafa ma e soso ese

Leaga o lenei manu e uiga ese

Le Manu Samoa e o mai I Samoa Le Manu!

Ману Самоа, добьемся успеха!

Ману Самоа, вот мы!

Нет больше такой команды Ману!

Мы полностью готовы

Наши силы на пике.

Расступитесь и дайте дорогу,

Потому что эта команда Ману уникальна.

Ману Самоа,

Ману Самоа,

Ману Самоа господствует из Самоа!

В данном ролике предводительствует самоанцам капитан хукер Махонри Швалгер (Mahonri Schwalger). Вообще, должен сказать, я очень люблю этот боевой танец, и пожалуй, это мой любимый наряду с Ka Mate. Особенно заводит ритмичное «le manu samoa e ia malo ona fai o le faiva», обратите внимание на видео.

Оператор тут плоховато показал, но вы поняли, что Фиджи начали свой ритуал, не дожидаясь окончания самоанского. Ну не знаю, может именно так у них и принято, но мне это не нравится. Как вы заметили выше, в матче Новой Зеландии с Тонга киви подождали.

Вот, собственно, вы и увидели 5 разных ритуальных танцев. В моем личном хит-параде, Ka Mate и Manu Siva Tau делят первое место, а Kailao Sipi Tau и Cibi отстают. А в вашем?

P.p.s. Спасибо всем за поправки, замечания и дополнения.

Хака - танец войны. Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори.

Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана - полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности - Новой Зеландии.

Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки - смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты.

Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей - и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны.

В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной - доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма.

В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.

На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko ). История имеет достаточно подтверждений этой теории - от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий.

Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки.

Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora!
Tēnei te tangata pūhuruhuru Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā
Ā, upane! ka upane!
Ā, upane, ka upane, whiti te ra!

В переводе:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! - буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Тangata pūhuruhuru , переводится как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata - это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение - кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru - «покрытый волосами». Вместе получается - «волосатый человек».

Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua - это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек - поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua - это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua) .

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев.

Увы, танцы - плохая защита против огнестрельного оружия. Британия - страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau , воины Фуджи - Teivovo , воины Самоа - Cibi , они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Сегодня хака - не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя - есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление - в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори. Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии. Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты. Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны. В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма. В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.




На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий. Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки. Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Я перевела tangata pūhuruhuru, как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек». Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).

Ну, впрочем, кто недоволен моим переводом, может попытаться сделать свой, воспользовавшись словарем Māori-English Dictionary.

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев. Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
К слову сказать, хака – танец, исполняемый без оружия, но у маори есть и ритуальные танцы с оружием – с копьями или дубинами – каждый из них имеет свое соответствующее название, существует также несколько разновидностей самой хаки, с которыми вы можете познакомиться на сайте, который так и называется: Haka, а также на сайте, посвященном истории Новой Зеландии и её обычаях.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.


Хака – традиционный танцевальный жанр народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Строго говоря, это не совсем танец. Хака объединяет в себе как движения, так и звуковой аккомпанемент в виде песен, выкриков, боевых кличей и звуков от топота ног и ударов по бедрам и груди. Хака существует во многих разновидностях, исполняемых по разным случаям и разными группами.


Особое место занимает военный Хака «Перуперу» (маори peruperu), исполнявшиеся маорийскими воинами непосредственно перед битвой, в перерывах и после ее успешного окончания.
Танцующие часто потрясают в процессе своим оружием, таращат глаза, высовывают языки и истошно кричат, а их тела конвульсивно содрогаются. Особенность «перуперу» - одновременные прыжки всех исполняющих ее воинов, а также то, что иногда мужчины танцевали его голыми, причем эрегированные пенисы считались знаком особенной смелости.


Разновидность «перуперу», «тутунгараху» (маори - tutungarahu) воины исполняли для того, чтобы определить, готово ли подразделение к бою. Старики нагибались к земле, а воины одновременно подпрыгивали. В случае, если хотя бы один мужчина оставался на земле, когда остальные уже были в воздухе, маори не выходили сражаться, так как это считалось дурным предзнаменованием.


Композитором самой известной военной хаки – Ка-матэ – являлся один из вождей маори Те Раупараха, участник борьбы с британскими колонизаторами. Ка-матэ исполнялся пионерным батальоном маори при наступлении на Галлиполийском полуострове во время Первой мировой войны.
В XXI веке хака регулярно исполняют в Вооруженных силах Новой Зеландии. Два раза в год, начиная с 1972 года, проводится фестиваль-соревнование по хака Те Мататини (маори Te Matatini).





Традиционный танец народа маори хака, который с большим воодушевлением исполнили друзья жениха на мультикультурной свадьбе, до слез растрогал невесту. Видео с необычного бракосочетания стало интернет-хитом, распространившись в социальных сетях и заработав более 15 миллионов просмотров на YouTube.

Как известно, свадебные традиции разных народов мира отличаются разнообразием и зачастую могут показаться стороннему наблюдателю достаточно странными, хотя участники необычных ритуалов воспринимают их, как должное.

Видео с мультикультурной свадьбы невесты-представительницы коренного новозеландского народа маори по имени Аалия и белого жениха Бенджамина Армстронга произвело настоящий фурор, сделав новобрачных и гостей звездами интернета. Бракосочетание, которое проходило в городе Окленд, весьма оживил традиционный новозеландский танец хака, поставленный тайком от виновников торжества в качестве свадебного сюрприза. Этот народный танец маори отличается воинственностью и экспрессивностью, однако, несмотря на это, новобрачные вовсе не сочли его неуместным. Невеста даже заплакала от избытка чувств, а потом присоединилась к исполняющим хаку вместе с женихом, не постеснявшись проявить переполнявшие их искренние эмоции.

Интернет-сообщество по достоинству оценило столь необычный ритуал – на YouTube видеоролик посмотрели более 15 миллионов человек.

Хака на все случаи жизни

Оказывается, танец, который подготовили присутствующие на свадьбе мужчины, является поистине универсальным. Изначально его, как правило, исполняли перед битвой с целью устрашить противника, причем делали это с оголенными эрегированными членами. Однако, это не только боевой ритуал. Хаку принято танцевать, как мы уже увидели, на бракосочетаниях, а также на похоронах и даже на приемах официальных лиц. Особой популярностью танец пользуется среди новозеландских регбистов и военных. Исполнители танца совершают резкие движения, топают ногами, бьют себя по бедрам и груди и сопровождают свои действия воинственными криками и оживленной мимикой лица.

Необычные свадебные традиции других народов мира

Впрочем, хака является не единственным свадебным ритуалом, который может показаться странным. К примеру, в Шотландии есть обычай обливать невесту помоями с ног до головы, чтобы отпугнуть злых духов. В Южной Корее принято бить жениха высушенной рыбой. В Малайзии каждый гость должен обязательно преподнести молодоженам в подарок вареное яйцо – символ благополучия и процветания. А вот в цивилизованной Финляндии все присутствующие обязаны при вручении подарков озвучить точную денежную сумму, которая была на них потрачена.