Легкость в мыслях необыкновенная кто сказал. Легкость в мыслях необыкновенная. Смотреть что такое "Легкость в мыслях необыкновенная" в других словарях

В озможно, вам уже приходила в голову мысль, что ничто на свете в действительности не имеет значения – ведь через двести лет никого из нас уже не будет в живых. Это странная, эксцентричная мысль, поскольку непонятно, почему из того факта, что за двести лет все мы успеем умереть, должно следовать, что ничего из совершаемого нами теперь не имеет никакого значения.

Суть этой идеи, похоже, заключается в том, что наша жизнь – с ее борьбой за достижение каких-то целей, стремлением как-то устроить свою судьбу – это нечто вроде мышиной возни, и все это имело бы смысл только в том случае, если бы все эти достижения сохранились навеки. Но такого не будет. Даже если вы создадите великое литературное произведение, которое будут перечитывать через тысячи лет, все равно, в конце концов, и солнце погаснет, и саму вселенную постигнет коллапс, и все следы ваших трудов и деяний исчезнут. Как бы то ни было, мы не вправе надеяться даже на частицу подобного бессмертия. И уж если вообще есть какой-то смысл в том, что мы делаем, нам следует искать его в рамках самой нашей жизни.

Какие с этим могут быть трудности? Вы в состоянии объяснить смысл большинства своих поступков. Вы работаете ради заработка, который нужен для того, чтобы прожить самому и, наверное, вашей семье; вы едите потому, что испытываете голод, а спите потому, что устали; ходите на прогулку и созваниваетесь с друзьями, потому что это доставляет вам удовольствие; читаете газеты, чтобы узнать, что происходит в мире, и т.д. Если бы вы всего этого не делали, то чувствовали бы себя не в своей тарелке. Так в чем тут проблема?

Проблема в том, что, хотя большинству поступков – и значительных и мелких, – которые мы совершаем в жизни, находятся оправдания и объяснения, ни одно из этих самых объяснений не показывает, в чем же смысл вашей жизни в целом – смысл того целого, частицами которого /80/ являются все наши дела и поступки, успехи и неудачи, устремления и разочарования. Если вы задумаетесь над этим целым, то вам может показаться, что никакого смысла в нем нет вообще. С точки зрения стороннего наблюдателя ничего не значило бы, если бы вас и вовсе не было на свете. А после того как ваша жизнь закончится, не будет иметь никакого значения и то, что вы все-таки когда-то существовали.

Разумеется, ваше существование имеет значение для других людей – ваших родителей и всех тех, кому вы небезразличны, – но, вообще говоря, их жизнь в целом тоже лишена смысла, так что, в конечном счете, не имеет значения, что вы для них что-то значите. Вы значимы для них, а они – для вас, и это, наверное, придает вашей жизни ощущение осмысленности, но, по сути, вы просто, так сказать, втянуты в игру взаимного признания. Поскольку уж человек живет, у него есть потребности, заботы и интересы, в силу которых какие-то люди и вещи становятся значимыми для его жизни. Но в целом все это не имеет значения.

Но имеет ли значение, что это не имеет значения? «Ну и что из того?» – можете вы спросить. «Достаточно уже того, что для меня имеет значение, успел я или опоздал на нужный мне поезд, забыл или не забыл покормить свою кошку. Большего мне и не требуется – надо просто жить». Это превосходный ответ. Но им может удовлетвориться только тот, кто действительно способен избегать более глубоких размышлений и вопросов о смысле жизни в целом. А уж если вы зададитесь таким вопросом, то вам откроется, что, возможно, ваша жизнь лишена смысла.

Мысль о том, что по истечении ближайших двухсот лет вас уже не будет на свете, – это просто способ уяснить себе, что ваша жизнь включена в более широкий контекст, так что осмысленности мелких повседневных дел и забот недостаточно для ответа на главный вопрос. А что, если ваша жизнь в целом все-таки имеет значение – значение по отношению и в связи с чем-то большим, чем-то высшим? Означало бы это, что она, в конечном счете, не бессмысленна?

Ваша жизнь может иметь более глубокое значение в самых разных отношениях. Возможно, вы принимаете участие в политическом или социальном движении, которое меняет этот мир к лучшему во благо грядущих поколений. /81/ Или же просто делаете все возможное для своих детей, обеспечивая их и их потомство. Наконец, вы можете считать свою жизнь значимой, исходя из религиозных соображений: ваше пребывание на земле – это лишь приуготовление к вечной жизни в прямом общении с Богом.

Я уже отмечал, в чем состоит проблема со смыслом, зависящим от общения с другими людьми, даже если это люди из отдаленного будущего. Если человеческая жизнь имеет смысл в качестве части чего-то более масштабного, то все равно можно спросить и про это последнее: какой смысл имеет оно само ? Ответ может состоять в отсылке к чему-то еще более масштабному, или ответа может не быть никакого. Если ответ все же дается, мы просто повторим свой вопрос. Если же ответа нет, то наш поиск смысла заканчивается на чем-то, что смысла не имеет. Но если бессмысленность допустима применительно к более широкому контексту, частью которого является наша жизнь, то почему ее нельзя допустить и по отношению к самой нашей жизни, взятой в целом? Что страшного в том, что ваша жизнь лишена смысла? А если это неприемлемо для вас, то почему это должно быть приемлемо в отношении более широкого контекста? Что нам мешает спрашивать снова и снова: «Но в чем все-таки смысл всего этого?» (человеческой истории, смены поколений и всего остального).

Упование на религиозный смысл жизни носит несколько иной характер. Если вы верите, что смысл вашей жизни состоит в исполнении воли любящего вас Бога, во встрече с Ним в загробной жизни, то, по-видимому, не подобает задавать вопрос: «А смысл этого в чем?» Тогда должно существовать нечто выступающее смыслом самого себя и не имеющее внешней по отношению к себе цели. Но именно по этой самой причине такое нечто сталкивается уже со своими собственными проблемами.

Идея Бога, по-видимому, такова, что на ее основе можно объяснить все остальное, но которая сама не нуждается в объяснении. Вот только затруднительно понять, как такое возможно. Если мы спрашиваем: «Почему мир таков, каков он есть?» – и получаем ответ с религиозной точки зрения, то что помешает нам снова спросить: «А это почему так?» Каким должен быть ответ, чтобы пресечь все наши /82/ дальнейшие «почему» раз и навсегда? А если эти «почему» могут прекратиться на каком-то этапе, то почему тогда, а не раньше?

Похоже, именно такие проблемы возникают в том случае, когда в качестве последнего оправдания ценности и смысла наших жизней ссылаются на Бога и Его волю. Идея, согласно которой наша жизнь есть исполнение Божьей воли, должна, как считается, придавать ей смысл таким образом, что дальнейшие вопросы о смысле излишни и недопустимы. Вопрос: «Какой смысл в Боге?» – столь же неуместен, как и вопрос: «Как можно объяснить Бога?»

Но для меня проблема с ролью Бога как предельного объяснения заключается в том, что я не уверен, что понимаю саму эту идею. Может ли на самом деле существовать нечто столь всеохватное, что сообщает смысл всему остальному, что в нем заключено, но само не имело бы никакого смысла и не нуждалось бы в нем? Нечто, о смысле чего нельзя было бы спросить извне, потому что никакого «извне» по отношению к нему нет.

Если роль Бога заключается в том, чтобы придавать нашей жизни смысл, который недоступен нашему пониманию, то это слабое утешение. Бог как последнее оправдание и последнее объяснение – это, похоже, непостижимый ответ на вопрос, от которого мы не можем избавиться. С другой стороны, может, в таком ответе как раз и заключена вся суть дела, а я просто не способен уразуметь религиозные идеи. Возможно, вера в Бога – это вера в разумность и постижимость Вселенной, однако не для нас.

Но оставим этот вопрос и обратимся к более скромным масштабам человеческой жизни. Даже если в целом жизнь и лишена смыла, то, возможно, по этому поводу не стоит так уж сокрушаться. Наверное, мы можем признать это обстоятельство и просто жить, как жили. Вся штука в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не терять почвы под ногами, и пусть оправданием жизни будет сама ваша жизнь и жизнь тех, с кем вас связала судьба. Если вы когда-либо спросите себя: «Какой вообще смысл жить?» – будь вы студентом, барменом или кем бы то ни было, – вы ответите: «Никакого смысла. Если бы меня вообще не было или если бы все на свете мне было безразлично, это не имело бы /83/ никакого значения. Но я существую, и кое-что меня волнует. Только и всего. Это все, что можно сказать».

Одних полностью устраивает такая позиция. На других она производит гнетущее впечатление, хотя и представляется неизбежной. Отчасти проблема в том, что некоторые из нас питают неискоренимую склонность воспринимать себя с излишней серьезностью. Мы желаем видеть себя значимыми «извне». Оттого, что наша жизнь в целом кажется лишенной смысла, какая-то часть нашего существа испытывает разочарование и досаду – та часть, которая всегда надзирает за тем, что мы делаем. Многие человеческие усилия, особенно те, которые направлены на достижение амбициозных целей, а не простое выживание и обеспечение комфорта, черпают энергию именно в ощущении собственной значимости – ощущении, что совершаемое тобой важно не только для тебя самого, но важно и в каком-то более высоком смысле: важно вообще и для всех. Отказ от подобной уверенности грозит нам утратой движущих стимулов – именно этот ветер раздувает наши паруса. Если жизнь есть нечто неподлинное, ненастоящее, несерьезное и впереди – лишь могила, то, наверное, нелепо так уж серьезно относиться к самим себе. С другой стороны, если уж мы не можем не воспринимать себя всерьез, то нужно, наверное, просто смириться с тем, что это выглядит смехотворно. Жизнь, вероятно, не только бессмысленна, но и абсурдна. /84/

Интеллектика. Как работает ваш мозг Шереметьев Константин

О чем имеет смысл думать

О чем имеет смысл думать

Мы не ожидаем прекращения дождя, а усердно продолжаем работать на рисовом поле.

Японская молитва

Научившись наблюдать за мыслями, можете переходить к следующему шагу – управление мыслями. Для этого сначала осознайте, что ваши мысли – не более чем стекла, через которые вы смотрите на мир. Это не значит, что они плохи. В конце концов, бинокль – полезное изобретение. Но нельзя жить, все время смотря в бинокль.

Привычные стереотипные мысли катятся, как волны, накрывая вас потоком ледяных и грязных чувств. И вы не можете ни убежать, ни уехать, ни улететь от этого потока. Даже на краю земли он настигнет вас и отравит все ваше существование.

Для избавления от такого потока нужно все время следить за своими мыслями и говорить себе: «Эту мысль я думать не буду. Я буду думать вот эту мысль». Постепенно управление мыслями войдет в привычку. И эта будет самая важная привычка вашей жизни.

Любая мысль должна сначала заслужить ваше внимание, а уже потом вы будете ее думать.

Если не получается управлять мышлением сразу, не отчаивайтесь. Этот процесс напоминает овладение ездой на велосипеде. Сначала вы все время падаете, а если и не падаете, то велосипед едет туда, куда хочет. Но постепенно он начинает вас слушаться, и вы получаете удовольствие от управления им.

Вы овладели концептуальным мышлением, если видите процесс вашего мышления как бы со стороны. Вы можете наблюдать за тем, как мысль пришла и почему ушла. А если она не уходит, то легко можете прогнать ее: «Кыш! Кыш!» И перейти к более разумной мысли.

Любое событие вы можете рассматривать как наказание, а можете – как подарок судьбы. Но если можно думать и так, и так, то какую же мысль следует выбирать?

А вот это очень важный вопрос. Допустим, у вас спустило колесо. Да к тому же далеко от города, да еще вы спешите, плюс ко всему дождь идет.

Препятствие на вашей дороге – это досадная помеха или захватывающее приключение? Привычное действие состоит в том, чтобы вскипеть, выругаться и впасть в депрессию. Но чем такое мышление поможет ситуации? Да ничем. Такое поведение ситуацию только ухудшит. На ругань уходят время и нервы, а ситуация никак не исправляется. Энергия действия бесполезно растрачивается на ухудшение ситуации.

А если посмотреть на то же самое как на приключение, то у вас появляется бодрость духа и готовность действовать. Вы приступаете к оценке ситуации, принимаете план действий и вперед. У вас есть настрой и энергия для выхода из ситуации. Именно в этом суть концептуального мышления. Зачем думать о том, что не имеет отношения к цели? Зачем терять на это драгоценное время вашей жизни? Долой эти мысли! В первую очередь вы думаете о цели. А цель ваша сейчас – не спущенное колесо, а то место, куда вы едете. Поэтому сначала надо сообразить, как предупредить о вашем опоздании. Нашли телефон, позвонили. Одной проблемой меньше.

Теперь вы уже не торопитесь. Можно и дождь переждать. И вот вы сидите и медитируете. Дождь барабанит по крыше, а капли медленно стекают по стеклу.

Или другой вариант. Почувствуйте себя участником ралли «Кэмел Трофи». Разожгите в себе азарт бешеной гонки. Попробуйте поменять колесо под проливным дождем на скорость. А потом сорваться с места, оставляя след на асфальте. И взять первый приз в вашем собственном соревновании.

Правильные мысли помогают вам с честью выйти из ситуации. Такие мысли вы охотно пускаете в сознание, а прочим там делать нечего. Например, вам захотелось поискать виноватых. Вы нашли виновника и вашим желанием будет сорвать на нем всю злость. Но к чему это приведет? Ситуацию это не исправит – а приведет лишь к тому, что отношения между вами ухудшатся. Всю энергию вы растеряете, но останетесь там же, где и были.

Вы поскользнулись и упали в лужу. Можно сидеть в этой луже и ругать дворника. Но с каждой минутой ваша энергия ругани становится все слабее, а ваши штаны все мокрее.

Не теряйте времени на не нужные вам мысли. Думайте о цели и двигайтесь к ней. И успех придет к вам быстрее, чем вы думаете.

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

То, что не имеет описания Естественные законы проистекают из Единого принципа. Всё подчиняется ему. Единый принцип невозможно понять обычной логикой или интеллектуальными размышлениями. Единый принцип исходит из того, что не имеет описания. Единый принцип ничего не

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Как мир имеет вас Ваша цель – научиться иметь этот мир и не позволять ему иметь вас. Как этого достичь?Чтобы изменить второй тип отношений с миром на первый, нужно для начала понять, кто, с помощью чего и с какой целью нами

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Каждый шаг имеет значение Обсудим еще одно важное положение, которое касается стойкости и упорства. Часто препятствия на пути являются ступенями, ведущими к открытой двери. Преодолевая преграду за преградой, мы в конце концов выходим на путь к успеху. Если же мы

Из книги А ты умеешь ловить рыбу? автора Пичугина Аида Михайловна

Глава 1 "Вы должны расширить свой разум и думать, думать, думать..." Милтон Эриксон. Здравствуй мой друг! Я хочу тебе помочь. Возможно у тебя сей­час много трудностей в жизни. Но прежде всего, спроси у себя: "А чего я хочу сейчас и здесь?" И часто ли позволяешь себе делать

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Введение Думать или не думать? Вся жизнь зависит от ответа на этот вопрос! Научитесь думать меньше, и вы получите гораздо больше! Не пытайтесь бороться с каждой негативной мыслью и с каждой эмоцией в надежде обрести хоть какой-то мир. Вы можете сию минуту войти в состояние

Из книги Что ОН имеет в виду, [когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»] автора Степанов Сергей Сергеевич

Что он имеет в виду? Один из простейших психологических тестов, используемый для диагностики душевных заболеваний, состоит в толковании пословиц и поговорок. Допустим, человека просят разъяснить смысл фразы: «Не все золото, что блестит». Смысл пословицы, казалось бы,

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Смысл имеет значение, детали – нет Почему же лица запоминаются лучше, чем имена людей, которым они принадлежат? Частично ответ на этот вопрос кроется в том, что для человеческой памяти главенствующим является смысл. Долгосрочная память ограничена даже в запоминании

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Цвет имеет значение На наши суждения влияет не только цена. То же относится и к цвету. Согласно исследованиям, восприятие человеком эффективности лекарства зависит также от цвета таблетки. Например, в ходе одного эксперимента участники дружно называли черные и красные

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Из книги Как стать богатым и знаменитым. 12 правил НЛП автора Бергер Ева

2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,

Из книги Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни автора Климчук Виталий Александрович

Мотив имеет значение Случалось ли вам хотя бы раз отвечать самому себе на вопрос, зачем вам деньги и слава? Подумайте об этом прямо сейчас. Что даст вам звездный статус? Почему вы так хотите этого добиться?Я не случайно прошу вас хорошенько поразмыслить о своей мотивации.

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Как дома не думать о работе, а на работе не думать о доме? Определите ваш стиль «жизне-работы». Решайте рабочие проблемы вовремя. Решайте домашние проблемы. Будьте открыты. Как выровнять баланс? Управляйте вниманием. - Мне очень тяжело сейчас. - Что? - Что?! Ты ж меня даже

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Все имеет две стороны В народе о тяжелой работе говорят: плечи ноют, руки отваливаются. Я же сказала бы, что работа не причиняет боли. Боль причиняет мысль, с которой работа выполняется.Человечество в своем развитии постоянно движется вперед. И вместе с тем некоторые

Из книги автора

Что имеет значение «Мне нравится находиться с женщинами, которые познали радость от того, что нашли свое место в жизни, которые знают, что значит больше, чем возраст, и что позволит им укрепить их творческий дух и прожить самобытную жизнь». * * *Что для вас имеет значение: то,

Смысл ♦ Sens Значение (слова, предложения и т. д.). Иметь смысл – значит желать что то сказать или сделать. Это желание (воление) может быть явным или скрытым, сознательным или неосознанным, оно может даже казаться лишь видимостью желания,… … Философский словарь Спонвиля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смысла, чему? смыслу, (вижу) что? смысл, чем? смыслом, о чём? о смысле; мн. что? смыслы, (нет) чего? смыслов, чему? смыслам, (вижу) что? смыслы, чем? смыслами, о чём? о смыслах 1. Смыслом… … Толковый словарь Дмитриева

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

Одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции. Цель как истории, так и любой человеческой деятельности представляет… … Философская энциклопедия

Смысл любви цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журналах 1892 1893 годах. Н. А. Бердяев считал, что « Смысл любви Вл. Соловьева самое замечательное, что было написано о любви». Как пишет А.Ф.Лосев в своей… … Википедия

Смысл сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть целое», делает его необходимым в качестве части… … Википедия

Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Это вопрос для эмбриона, не для мужчины. Сэмюэл Джонсон Жизнь, быть может, не стоит того, чтобы жить, но что с ней еще можно делать? Есть ли смысл жизни? Смотря когда. Давид Самойлов Жизнь имеет в точности ту… … Сводная энциклопедия афоризмов

смысл - СМЫСЛ (англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Способ представления денотата в знаке (см. ЗНАК) (определение Готтлоба Фреге). Это означает, в частности, что у знака может быть несколько С. при одном денотате, то есть том предмете, который этим знаком обозначается. Например, имя Аристотель… … Энциклопедия культурологии

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - эйдос индивида, умопостигаемая целостность всех проявлений его души. Стихия С.Ж. не материя и не энергия, а информация. Догадка о чьем либо С. ж. (в т. ч. о собственном) есть попытка понять скрытую форму правления души в теле, заключить о… … Современный философский словарь

Книги

  • Смысл и содержание исторического процесса. Философия науки и веры , Мальцев Николай Никифорович. Без понимания неразрывного единства Вселенной, вселенской жизни и земного человечества понять историю, а тем более определить смысл и содержание исторического процесса невозможно. Нельзя…

В Священном Писании встречал фразу, смысл которой для меня не совсем понятен: у имеющего мало отнимется, имеющему много – прибавится. Прошу пояснить смысл, заложенный в эту фразу.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Слова «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. Для правильного их понимания необходимо раскрыть смысл притчи в целом.

В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица у евреев в библейское время - талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку. Начиная со святых отцов-экзегетов, под талантами понимаются: 1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий. 2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы. 3. Внешние блага: власть, богатство, звания - каждому по его силе , т.е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя. Мудро раздав Свое имение, Он тотчас отправился (Мф.25:15). Здесь говорится о Вознесении: иду к Отцу (Ин.14:28). Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф.25:19). Господь этим указывает, что Его Второе пришествие не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Каждый, получивший таланты, должен будет дать отчет . Это напоминание о грядущем неизбежном для каждого Суде является весьма важным для правильного понимания смысла притчи. Очень часто в ней видят лишь мысль о необходимости развивать и реализовать свои способности. Это понимание узко и ложно. В Евангелии совершенно ясно проводится мысль о том, что все данное человеку от Бога, должно быть трудами приумножено и принесено именно Богу (посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью ; Мф.25:27).

Оправдали ожидания господина только два раба. Третий закопал талант в землю и скрыл серебро господина своего (Мф.25:18). Под землею надо понимать самого обладателя таланта: он либо погубил данные ему дарования, либо обратил их для себя: для удовлетворения гордыни и честолюбия, корыстолюбиво использовал только ради своего обогащения. Он ничего не принес господину. Первые же два раба оказались верными. Они с помощью благодати Божией и своих трудов умножили полученное ими. Если мы увидим, что здесь в аллегорической форме говорится о Царстве Небесном, то нам откроется смысл слов Спасителя, о которых спрашивает автор письма. Тот, кто, исполняя волю Бога, сохранил и умножил данные ему дарования, получит еще и блаженство в Царстве Небесном (всякому имеющему дастся ). Тот же, кто ленью и нерадением погубил данные ему возможности или растратил их ради суетных, неугодных Богу целей, будет ввержен в ад и потому лишится даже того, что имел при жизни его (отнимется и то, что имеет ).

Притча о талантах применима не только к каждому человеку, но и к отдельному народу и человечеству в целом. Страшно сознавать, что человечество уподобилось неключимому рабу , который не только не выполнил волю господина, но еще и встретил его упреками и оскорблениями: ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Мф.25:24). Как легко увидеть здесь нарастающую в современном мире агрессивную антихристианскую настроенность. Чем встретит человечество грядущего в мир Судию, время пришествия Которого по многим явным признакам, по-видимому, приближается? Во что оно обратило великие дарования и благодеяния, данные Богом: плоды искупительной Жертвы Сына Божия, возвышенное учение о путях нашего спасения и те богатые творческие способности, которые в изобилии даны людям. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Исполнило ли человечество эту главнейшую заповедь, данную Спасителем мира почти две тысячи лет назад? Нет. Вместо этого оно создало гигантскую, совершенно бездуховную, цивилизацию, проникнутую гедонистическим духом. Ее главная цель и основной движущий мотив - удовлетворение неудержимо растущих чувственных потребностей. Именно для этого используются дарования миллионов и десятков миллионов людей. Все это - прямой результат того трагического поворота, который совершился еще в эпоху Ренессанса. Для средневекового человека центом духовного притяжения был Бог. Сознание его было теоцентричным. Это определяло весь строй жизни. В эпоху Ренессанса главной чертой мировоззрения становится антропоцентризм. «Отсюда понятна и та гордость, которую культивирует эпоха Возрождения как положительное качество человека, в противоположность христианской добродетели смирения, и то поистине демоническое честолюбие и стремление к славе, каких не знала другая эпоха. Человек - центр мироздания, он теперь не столько творение, сколько творец, и потому он вправе гордиться собой и утверждать свое человеческое достоинство. Именно эпоха Возрождения впервые создает своего рода сакральное отношение к человеческой деятельности... У греков созерцание не случайно ставилось выше деятельности, даже деятельности государственного человека, которую так уважали в греческих республиках: созерцание приобщает человека к тому, что вечно есть , к самой сущности природы… В средние века отношение к деятельности несколько меняется; но высшей формой деятельности признается здесь та, что имеет отношение к нравственно-религиозной сфере - к спасению души; а эта деятельность во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, размышления о вещах Божественных. И только в эпоху Возрождения, когда человек видит в себе творца, творческая деятельность приобретает в его глазах оттенок сакральности: ведь в своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет партикулярно-земные нужды - он творит мир, творит красоту и творит самое высокое, что есть в мире - самого себя » (П.П.Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1.1).

Вряд ли полезно мечтать о каком-либо выходе из этого антропоцентрического тупика человеческими силами. Перспектива может быть только эсхатологической. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:31-34).

Имеет ли смысл наше существование? Этот вопрос даже перешел в вопрос о том, имеет ли вообще какой-то смысл этот мир, который объективно существует. Я здесь напишу свои рассуждения по этой проблеме и приглашаю всех подумать вместе со мной обо всем этом.

Если кратко, то я считаю, что вообще ничего не имеет никакого смысла , кроме двух вещей, о которых будет сказано ниже. Потому что все время по поводу каждой вещи или явления задается вопрос о его смысле и обосновывается. Таким образом, выстраивается цепь объяснений смыслов, которая в конечном итоге приводит в отрицательному результату - к тому, что все бессмысленно.

В качестве примера можно привести самые обычные позиции из нашей повседневной жизни. Смыслом нашего брака является совместная жизнь и рождение детей. Вроде бы смысл в женитьбе есть. Но это только так кажется, потому что если продолжить цепь рассуждений дальше, все оказывается не так однозначно. Дело в том, что если в конечном итоге нас и наших детей ждет смерть, то значит, в браке смысла не было.

Другой пример. Мы строим города. Они имеют смысл для нашей общественной жизни. Однако через много веков они пустеют и превращаются в руины. Получается, что в конечном итоге в их строительстве смысла не было.

Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что смыслы всех вещей можно разделить на две категории: ближайшие смыслы и конечные смыслы . Ближайшие смыслы есть. Примеры этого: я ем, чтобы насытиться, насыщаюсь, чтобы работать, работаю, чтобы содержать семью. Однако конечные смыслы оказываются не существующими. Примеры: если я ем, работаю, содержу семью, но, в конце концов, умру, то значит, все это было бессмысленным.

Окончательный итог оказывается скорее отрицательным, чем положительным. Ведь даже если есть ближайший смысл вещей, то нет их конечного смысла. Разрушение и смерть все делают бессмысленными, даже если все временно имело смысл.

Если перенести все эти размышление на вселенную, то получается то же самое. Зададим себе вопрос: а в чем смысл существования солнца? В том, чтобы не нарушился планетарный вселенский порядок, так как все объекты вселенной составляют единое целое. Разрушение одного звена вызовет цепь дальнейших разрушений. Но, все таки, в чем конечный смысл существования солнца, если оно тоже когда-то прекратит свое существование? Опять же, конечный смысл оказывается отрицательным.

Более того, в существовании вообще всей вселенной нет никакого смысла, если не было бы людей. Ведь для того, чтобы был смысл, нужен субъект размышлений. А субъектом, размышляющим об объекте, является только человек. Значит само понятие «смысла» всего вообще существует только благодаря человеку. А если человечество смертно, то и смысла в существовании вселенной тоже нет.

Поднимемся еще выше и перенесем эти размышления на Бога. Есть смысл в существовании Бога потому, что он создатель и управитель всего, сущего бытия. Но если бытие, в конечном итоге, смертно и подлежит разрушению, то и смысла в Боге нет.

Однако сам Бог вечен. Вечной является и жизнь после смерти, в которую верят все верующие. А это уже обретает тот самый конечный смысл. Значит, смысл существования человека заключается в его вере в вечность . Ведь только вечность неуничтожима.

Таким образом, получаем результат: вообще ничего в этой вселенной не имеет смысла, помимо веры в вечность. На самом деле все, чем мы занимаемся, строим, женимся, рожаем детей, зарабатываем, отдыхаем, работаем - все это лишено смысла, все это бессмысленно. Ибо, что бы не сделал человек, смерть превратит все это в ничто.

А как это можно понять? Только через философию , которая наводит человека на все эти размышления. Поэтому, есть только две бесспорные вещи, которые имеют смысл в нашей жизни - это вера в вечность и философия . Остальное все бессмысленно.