Легенда об орфее краткое содержание. PR в Античной мифологии

Предлагаем ознакомиться с текстом мифа Древней Греции «Орфей и Эвридика.

Орфей и Эвридика читать онлайн

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.


За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.


Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь.


Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.


Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, — это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.


Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

— Нет, не могу я жить без Эвридики! — говорил он. — Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.


Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя — это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.


Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

— Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:

— Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!

— Сжалься! — молил Орфей. — Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!


Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства — Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.


Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов.


В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти — бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, — даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.


Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.


Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч.

Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил:

— Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

Орфей сказал Аиду:

— Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, — никто из смертных не может избежать её. Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила… Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь всё равно после она вернётся к тебе!

Так говорил Орфей и просил Персефону:

— Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!


— Пусть будет так, как ты просишь! — сказал Аид Орфею. — Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать…

— Всё, что прикажешь! — воскликнул Орфей. — Я готов на всё, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!

— Ты не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, — сказал Аид. — Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься — потеряешь её навеки!

И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.

Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю.


Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним. Только сердце его стучало:

«Эвридика! Эвридика!»

Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг.

Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним?

Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся.


— Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя! На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо… Но лишь на мгновение.

Орфей обернулся посмотреть на Эвридику

— Эвридика?!

Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.


С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.

Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь — Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.


Опера под названием "Орфей и Эвридика" является первым произведением, в котором осуществились новые идеи композитора Глюка. Премьера ее состоялась в 1762 году, 5 октября. Краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика" изложено в этой статье.

Реформа оперы в произведении

Произведение это положило начало реформе оперы. Речитатив был написан таким образом, чтобы на первом месте оказался смысл слов, а оркестровая партия подчинялась настроению сцены. Статичные поющие фигуры в произведении стали играть. Пение, таким образом, соединялось с действием. Существенно упростилась при этом его техника, однако стала между тем гораздо привлекательнее и естественнее. Увертюра способствовала введению в настроение и атмосферу последующего действия. Кроме того, Глюк превратил в составную часть драмы хор. Драматургическая структура оперы основывается на законченных музыкальных номерах. Они, подобно ариям, пленяют завершенностью и мелодической красотой.

Сюжет о любви Эвридики и Орфея

Сюжет о любви Эвридики и Орфея является в опере одним из самых распространенных. До Глюка его использовали в своих произведениях Ланди, Монтеверди, Каччини, Пери и другие авторы. Однако именно Глюк воплотил и трактовал его по-новому. Прочитав краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика", вы узнаете, например, в чем состояла особенность финала. Впервые представленные в произведении новые особенности отражают авторские искания в течение долгих лет творчества.

Вариант, выбранный Глюком

Из множества вариантов данной легенды был выбран изложенный в "Георгиках", созданных Вергилием. Это отражает краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика". Мы опишем не само произведение Вергилия, а именно оперу в кратком изложении. В ней герои предстают в трогательной и величавой простоте, наделенные доступными обычному человеку чувствами. В выборе сказался авторский протест против риторики, ложного пафоса, а также вычурности феодально-дворянского искусства.

Первая и вторая редакции

В представленной в Вене в 1762 году, 5 октября, первой редакции произведения Глюк еще не полностью освободился от существовавшей в то время традиции парадных представлений. Содержание оперы "Орфей и Эвридика" было несколько другим, чем сейчас. Например, альту-кастрату была поручена партия Орфея, введена роль Амура (декоративная), концовка оказалась счастливой, вопреки мифу. Вторая редакция (1774 год, 2 августа, Париж) существенно отличалась от первой. Содержание оперы "Орфей и Эвридика" в ней значительно изменилось. Был заново написан текст де Молиной. Естественнее и выразительнее зазвучала партия Орфея, которая была передана тенору и расширена. Сцену в аду, которую также описывает краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика", Глюк завершил музыкой из балета "Дон Жуан" (финальной части). Введено соло флейты в музыку "блаженных теней". Позже оно было известно как "Мелодия" Глюка в концертной практике.

Опера была возобновлена в 1859 году Берлиозом. Полина Виардо выступила в роли Орфея. С этого времени существует традиция, по которой заглавная партия исполняется певицей.

Первое действие

Только что Орфей потерял Эвридику, свою красавицу жену, и опера после довольно бодрой по ритму увертюры начинается перед ее гробницей, в гроте. Сначала в сопровождении хора пастухов и нимф, а потом в одиночестве, как говорит содержание оперы "Орфей и Эвридика", Орфей оплакивает свою подругу. Он решает наконец возвратить ее из подземного царства. Для этого он хочет овладеть Гадесом, при этом вооружившись лишь вдохновением, слезами и лирой. Боги, однако, сжалились над ним. Амур (то есть Купидон, или Эрос) говорит Орфею, что он может войти в подземный мир. Если певучий голос его, услада нежной лиры усмирят гнев владык роковой тьмы, он сможет увести свою возлюбленную из бездны ада.

Условия, поставленные богами

Главному герою нужно выполнить только одно условие при этом: не бросать ни одного взгляда на Эвридику и не оборачиваться до тех пор, пока он не выведет невредимую супругу обратно на землю. Не смотреть на нее - это выполнить труднее всего, поэтому герой просит о помощи богов. Звук барабанов в этот момент изображает гром, сверкает молния. Это отмечает начало непростого путешествия.

Второе действие

Второе действие происходит в Гадесе, подземном царстве мертвых. Здесь Орфей побеждает вначале фурий (иначе - эвменид), после чего забирает супругу у Блаженных теней. Устрашающ и драматичен хор фурий, однако постепенно, по мере того как главный герой поет и играет на лире, они смягчаются. Музыка его на редкость проста, однако замечательно передает драматизм происходящего. В опере еще не раз в дальнейшем повторяется использованный в данном эпизоде ритмический рисунок. Фурии в заключение танцуют балет. Глюк сочинил его немного раньше, для того чтобы изобразить схождение Дон Жуана в ад.

Царство Блаженных теней называется Элизиумом. Сначала сцена слабо освещена будто бы утренней зарей. Однако постепенно свет наполняет ее. Появляется печальная Эвридика с блуждающим взором, которая тоскует по своему другу. После того как она удаляется, Блаженные тени постепенно заполняют сцену. Они прогуливаются группами. Данное действо является танцем Блаженных теней (по-другому - гавотом), хорошо известным сейчас. Его сопровождает соло флейты, необычайно выразительное.

После того как Орфей с фуриями уходит, Эвридика с Блаженными тенями поет о тихой жизни в загробном райском мире - Элизиуме. После их исчезновения Орфей появляется вновь. Он теперь один, воспевает красоту, представшую его взору. Оркестр воодушевленно играет гимн, в котором восхваляются красоты природы. Блаженные тени, привлеченные его пением, снова возвращаются. Сами они еще невидимы, однако звучит их хор.

Вот маленькая группа приводит Эвридику. Лицо девушки закрывает вуаль. Соединяет одна из Теней руки возлюбленных, снимает вуаль с Эвридики. Та, узнав своего мужа, хочет выразить восторг, однако Тень дает Орфею знак, чтобы тот не поворачивал головы. Он держит за руку свою жену и идет впереди, поднимается по тропинке к выходу из подземного царства. При этом головы к ней он не поворачивает, помня хорошо об условии, поставленном богами.

Третье действие

Начинается последнее действие с того, что главный герой ведет свою супругу на землю мрачными переходами по скалистому ландшафту, извилистыми тропами, а также опасно нависающими над ними скалами. Ничего не ведает Эвридика о запрете богов Орфею бросить на нее даже мимолетный взгляд до того, как супруги достигнут земли. По мере движения Эвридика понемногу преображается в реальную женщину из Блаженной тени, каковой была она в предыдущем действии. Ей свойственен горячий темперамент. Поэтому Эвридика, не понимая, почему Орфей ведет себя так, горько жалуется ему на то, как он к ней безучастно относится теперь. Она обращается к своему супругу то восторженно, то нежно, то с отчаянием, то с недоумением. Героиня делает предположение, что, возможно, Орфей разлюбил ее. Пока тот убеждает свою жену в обратном, она становится еще настойчивее. Женщина в конце концов пытается прогнать своего супруга. Их голоса в этот драматический момент сливаются.

Орфей заключает в объятия Эвридику, смотрит на нее. Она умирает тогда, когда он ее касается. После этого следует самый знаменитый в опере момент - ария под названием "Потерял я Эвридику". Главный герой в отчаянии хочет ударом кинжала покончить с собой. Этим драматическим моментом продолжается содержание оперы "Орфей и Эвридика". Орфей оплакивает (Эвридика уже мертва) смерть своей жены. Главный герой берет кинжал, но Амур является ему в последний момент и останавливает его. взывает страстно: "Эвридика, воскресни". Та как бы пробуждается ото сна. Столь поражены верностью главного героя боги, говорит Амур, что решили его вознаградить.

Счастливый финал

Финальная сцена происходит в храме бога Амура. Это серия танцев, хоров и соло во славу любви. Конец этот намного более счастливый, чем известный по мифологии. Эвридика, согласно мифу, остается умершей, а ее супруга на куски разрывают фракийские женщины, негодуя, что он пренебрег ими, предаваясь самозабвенно сладостной скорби.

Таково вкратце содержание оперы "Орфей и Эвридика" (сюжет произведения).

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида.

Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридйки, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона.

Прошло четыре года после смерти Эвридики, но Орфей остался ей верен, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды ранней весной он уселся на высоком холме, взял в руки золотую кифару и запел. Вся природа внимала великому певцу. В это время появились одержимые яростью женщины-вакханки, справляющие праздник бога вина и веселья Вакха. Заметив Орфея, они устремились на него с криками: «Вот он, ненавистник женщин». Охваченные неистовством, вакханки окружают певца и осыпают его камнями. Убив Орфея, они разрывают на части его тело, отрывают голову певца и вместе с его кифарой бросают в быстрые воды реки Гебра. Душа Орфея сходит в царство теней, где великий певец встречает свою, Эвридику. С тех пор их тени неразлучны. Вместе блуждают они по сумрачным полям царства мертвых.

Красивая история любви древнегреческого юноши Орфея, сына бога Аполлона, и прекрасной нимфы Эвридики до сих пор вызывает трепет в сердцах людей. Легенда гласит, что Орфей обладал особым талантом. Он в совершенстве владел игрой на лире, а его произведения заставляли камни двигаться в сторону звучания чарующих мелодий.

Однажды он повстречал дивную Эвридику, и любовь завладела его сердцем. Они поженились, но счастье их было недолгим. Во время прогулки по лесу Эвридику укусила змея. Юноша не успел помочь своей возлюбленной. Ему оставалось лишь наблюдать, как смерть уносит ее на своих крыльях в царство мертвых.

Жизнь без Эвридики не имела для Орфея смысла. Он забросил музыку и пение, отдав свое сердце на растерзание боли. Время шло, но легче юноше не становилось. И тогда он решил отправиться в царство мертвых, чтобы уговорить Аида отпустить Эвридику. Молодой человек даже был готов остаться там, если бог подземного мира откажет ему в просьбе.

Долго искал Орфей путь в царство мертвых, пока не оказался в глубокой пещере. Здесь он нашел ручеек, который втекал в реку Стикс. Черные воды Стикса омывали владения Аида, где и находилась Эвридика.

Выйдя на берег Стикса, Орфей стал ждать Харона, перевозчиков умерших душ. Наконец он увидел ладью. Она подплыла к берегу, и души мертвых наполнили ее. Орфей также поспешил занять в ней место, но перевозчик не пустил его. Живым не место в Аиде. И тогда Орфей взял в руки кифару и запел. Его голос был полон тоски настолько, что воды Стикса затихли, а Харон проникся болью музыканта и взял его с собой.

Всю дорогу Орфей пел и играл на кифаре, пока ладья не достигла берегов царства мертвых. Дальнейший путь юноши был полон леденящего ужаса и встреч с чудовищами. Но он все преодолел и с песней подошел к богу Аиду. Поклонившись ему, Орфей запел о своей несчастной любви и растопил сердца богов своим талантом. Аид был настолько очарован музыкой юноши, что решил исполнить любое его желание. Орфей желал только одного – чтобы Эвридика вновь стала живой.

Аид решил выполнить обещание, но с одним условием: встретиться влюбленные могли только, когда окажутся среди живых людей. До этого момента Эвридика будет тенью следовать за мужем, который ни в коем случае не должен оглядываться назад. В противном случае девушка навсегда останется в царстве Аида.

И вот Орфей уже преодолел царство мертвых, переправился через Стикс – до мира живых осталось совсем небольшое расстояние. В последний момент он решил оглянуться и удостовериться, что тень Эвридики действительно следует за ним. Стоило ему протянуть к ней руку, как девушка исчезла.

Обезумев от горя, Орфей решил вновь просить Аида вернуть возлюбленную. Но сколько бы он не стоял на берегу Стикса, Харон так и не приплыл. Пришлось юноше возвращаться в мир живых людей одному. Но вся его оставшаяся жизнь была наполнена тоской по Эвридике. Он ходил по свету и сочинял песни, повествуя о своей прекрасной жене и трагичной любви.

Так гласит древнегреческая легенда, в которой музыка стала сосудом для искренних и живых эмоций.

Все-таки есть в музыке что-то мистическое. Нечто непознанное и невыученное, что может изменять все вокруг. Мелодия, слова и голос исполнителя, соединясь воедино, могут менять мир и человеческие души. Когда-то рассказывали о великом певце Орфее, что от его песен замолкали птицы, животные выходили из нор, деревья и горы жались ближе к нему. Реальность это или вымысел - неизвестно, но мифы об Орфее дошли и до наших дней.

Кто такой Орфей?

О происхождении Орфея ходило много преданий и легенд. Кто-то даже говорил, что существовало два Орфея. Согласно самому распространенному варианту, легендарный певец был сыном бога Эагра (фракийское речное божество) и музы эпической поэзии, науки и философии Каллиопы. Хотя некоторые мифы Древней Греции о Орфее говорят, что он был рожден от музы торжественных гимнов Полигимнии либо от музы истории - Клио. По одной из версий, он вообще был сыном Аполлона и Каллиопы.

Согласно греческому словарю, составленному в Х веке, Орфей родился за 11 поколений до начала Троянской войны. В свою очередь Геродор, известный древнегреческий писатель, уверял, что в мире было два Орфея. Один из них - сын Аполлона и Каллиопы, искусный певец и игрок на лире. Второй Орфей - ученик Мусея, известного древнегреческого певца и поэта, аргонавт.

Эвридика

Да, во многих сказаниях фигурировал Орфей, но существует один миф, в котором повествуется о трагической жизни главного героя. Это история об Орфее и Эвридике. В мифах Древней Греции говорится, что Эвридика была лесной нимфой. Она была очарована творчеством легендарного певца Орфея и в конечном счете стала его женой.

В мифе об Орфее не рассказывается о ее происхождении. Единственное, чем отличаются разные легенды и сказания, это ситуация, что послужила причиной ее смерти. Эвридика наступила на змею. Согласно одним мифам, это произошло, когда она гуляла с подругами-нимфами, а по другим - она убегала от бога Аристея. Но что бы там ни произошло, содержание мифа «Орфей и Эвридика» от этого не меняется. О чем же повествует печальный рассказ?

Миф об Орфее

Как и большинство рассказов о супругах, миф начинается с того, что главные герои очень любили друг друга. Но никакое счастье не бывает безоблачным. В один прекрасный день Эвридика наступила на змею и умерла от ее укуса.

Орфей остался один со своей печалью. Три дня и три ночи он играл на лире и пел грустные песни. Казалось, что вместе с ним плачет и весь мир. Он не мог поверить, что теперь будет жить один, и решил вернуть свою возлюбленную.

В гостях у Аида

Собравшись с духом и мыслями, Орфей спускается в подземное царство. Он верит в то, что Аид и Персефона прислушаются к его мольбам и отпустят Эвридику. Орфей без труда попадает в темное царство, без опаски проходит мимо теней мертвых и подходит к трону Аида. Он начал играть на своей лире и сказал, что пришел только ради своей жены Эвридики, которую укусила змея.

Орфей не переставал играть на лире, и его песня растрогала всех, кто ее слышал. Умершие заплакали от сострадания, остановилось колесо Иксиона, Сизиф забыл о своей тяжелой работе и, облокотившись на камень, слушал чудесную мелодию. Даже жестокие эринии не сдержали своих слез. Естественно, Персефона и Аид удовлетворили просьбу легендарного певца.

Сквозь мрак

Возможно, история имела бы счастливый конец, если бы это не были мифы Греции. Орфею Аид разрешил забрать жену. Вместе с Персефоной правитель подземного царства провел гостей к крутой тропе, что вела в мир живых. Прежде чем откланяться, они сказали, чтобы Орфей ни в коем случае не оборачивался и не смотрел на свою супругу. И знаете, что произошло? Да, здесь нетрудно догадаться.

Орфей и Эвридика долго шли длинной, извилистой и пустынной тропой. Орфей шел впереди, и вот, когда уже к светлому миру оставалось совсем немного, он решил проверить, идет ли за ним его жена. Но стоило ему обернуться, как Эвридика умерла снова.

Послушание

Тех, кто умер, невозможно вернуть. Сколько слез ни лей, сколько ни проводи экспериментов, умершие не возвращаются. И существует лишь один крошечный шанс, один на миллиард, что боги смилостивятся и сотворят чудо. Но что они потребуют взамен? Полного послушания. А если этого не происходит, значит, они забирают свой дар обратно.

Эвридика снова умирает и превращается в тень, вечного обитателя подземного царства. Орфей спешит за ней в глубины мрака, вот только безразличный ко всему перевозчик Харон не прислушался к его стенаниям. Один и тот же шанс не дается дважды.

Теперь между возлюбленными текла река Ахеронт, один ее берег принадлежал мертвым, а другой - живым. Перевозчик оставил Орфея на берегу, что принадлежал живым, и безутешный певец семь дней и семь ночей сидел возле подземной реки, и лишь горькие слезы приносили ему мимолетное утешение.

Без смысла

Но на этом миф об Орфее не заканчивается. Когда минуло семь дней, певец покинул земли мертвых и вернулся в долину фракийских гор. В горести и печали провел он три бесконечно длинных года.

Единственным его утешением была песня. Он мог целыми днями петь и играть на лире. Его песни были настолько завораживающими, что даже горы и деревья пытались быть ближе к нему. Птицы переставали петь, как только слышали музыку Орфея, звери выходили со своих нор. Но, сколько ни играй на лире, в жизни без любимого человека так и не появится смысла. Неизвестно, как долго Орфей играл бы свою музыку, но и его дням пришел конец.

Гибель Орфея

Существует несколько историй о причинах смерти легендарного певца. В текстах Овидия говорилось, что Орфея растерзали почитательницы и спутницы Диониса (менады) за то, что он отвергал их любовные признания. Согласно записям древнегреческого писателя-мифографа Канона, Орфея убили женщины из Македонии. Они были рассержены на него за то, что он не пускал их в храм Диониса к мистериям. Однако эта версия не очень вписывается в общую атмосферу греческого мифа. Хотя у Орфея с богом вина Дионисом и были натянутые отношения, последние три года жизни он провел в скорби о погибшей жене, ему явно было не до того, чтобы не пускать женщин в храм.

Существует еще версия, согласно которой его убили за то, что в одной из своих песен он восхвалял богов и пропустил Диониса. Также говорят, что Орфей стал невольным свидетелем мистерий Диониса, за это его убили и превратили в созвездие Коленопреклоненного. Также в одной из версий говорилось, что его поразила молния.

Согласно одному из мифов Греции («Орфей и Эвридика»), причиной смерти певца стали разгневанные фракиянки. Во время шумного праздника Вакха они увидели в горах Орфея и стали бросать в него камни. Женщины давно гневались на красавца-певца за то, что он, потеряв жену, не захотел полюбить кого-то еще. Поначалу камни не долетали к Орфею, они были очарованы мелодией лиры и падали к его ногам. Но вскоре громогласные звуки бубнов и флейт, что были задействованы в празднике, заглушили нежную лиру, и камни начали достигать своей цели. Но женщинам этого было мало, они набросились на бедного Орфея и стали бить его палками, увитыми виноградными лозами.

Все живое оплакивало смерть легендарного певца. Фракиянки бросили в реку Гебр лиру и голову Орфея, но они не умолкали ни на секунду. Губы певца все еще пели песню, а музыкальный инструмент издавал тихие и таинственные звуки.

Согласно одному из преданий, голову и лиру Орфея прибило к берегам острова Лесбос, на котором в свое время пели песни Алкей и Сафо. Но о тех далеких временах помнят только соловьи, поющие нежнее, чем где-то еще на земле. Вторая история гласит, что тело Орфея похоронили, а его лиру боги хранят среди звезд.

Какой из этих вариантов ближе к истине, сложно сказать, но одно можно утверждать наверняка: тень Орфея оказалась в царстве Аида и воссоединилась со своей возлюбленной Эвридикой. Говорят, настоящая любовь должна быть до гроба. Чушь! Для настоящей любви даже смерть не является преградой.