Кто такой антей в греческой мифологии. Значение слова антей

Антей (Ανταίος), в греческой мифологии сын Посейдона и богини земли Геи, великан. Его местопребывание Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой. Славился неуязвимостью, но был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Отдельного мифа об Антее нет. Он был включен в эпопею подвигов Геракла, о котором слагалось много легенд, и различные авторы древности передали нам 12 его знаменитых подвигов.

Одиннадцатый подвиг приводит нас к мифу об Антее. Геракл отправляется на Дальний Запад, где на берегу океана росло дерево, приносившее золотые яблоки. Дерево это находилось в душистом саду Атланта, исполина, на плечах своих державшего свод небесный. За этим деревом ухаживали дочери исполина, нимфы Геспериды. Гераклу предстояло достать три золотых яблока с этого чудесного дерева. И вот, прежде чем Геракл сумел обмануть Атланта и достать яблоки Гесперид, ему предстояло испытать ряд приключений.

Направляясь к Атланту, он должен был проехать через древнюю Ливию (север Африки). Там встретил его исполин Антей, который и вызвал его на борьбу. Этот сын Земли обладал неодолимой силой, ибо, пока Антей прикасался к матери Земле, он становился непреодолимым. Но Геракл охватил руками его, высоко поднял над Землей, согнул и лишил жизни. Оторванный от Земли сын ее потерял свою мощь и поэтому не мог больше сопротивляться. Так погиб великий исполин, о котором потом слагали различные легенды в народном эпосе.

В этой краткой форме сказание об Антее дошло до нас от Аполлодора (II в. до н.э.). Этот автор написал дошедшую до нас «Мифологическую библиотеку», в которой он старался изложить греческую мифологию, пользуясь данными логографов о древнейших теогониях до Тезея.

О популярности сказания об Антее говорят и дошедшие до нас краткие свидетельства по различным поводам двух авторов задолго до Аполлодора: Пиндара и Платона.

В девятой истмийской оде, посвященной победителю в состязаниях на Коринфском перешейке Мелиссу, Пиндар сообщает любопытные отдельные сведения об Антее. Последний, по свидетельству поэта, царствовал в Ливии, в стране, обильной пшеницей. Царствовал там Антей, имея прекрасные чертоги, а «храм Посейдона покрыл он черепами странников», вторгавшихся в эту страну извне (Пиндар, Истм. оды, IV, 9, 5).

В этом сообщении интересны два момента, на которых поэт и фиксирует свое внимание: во-первых, богатство царства Антея, обилие пшеницы, что в глазах грека, представителя малоплодородной страны, представляется как источник изобилия. И второй момент - это полная независимость царства Антея от внешнего мира: всякого, кто вторгался в эту страну, убивали.

В другом свидетельстве Пиндара, в честь Телесикрата Киренского (Пиндар, Пифич. оды, IX, II, 9) сообщается другая интересная деталь, связанная с внутренней семейной жизнью Антея. Царь Ливии столицей своей имел город Ирассу. В этом городе однажды было организовано известное в древности беговое состязание, в котором принимали участие и греческие герои. По примеру Даная в Аргосе это состязание затеял Антей в связи с замужеством его дочери. «Кудревласая дщерь Антея », говорит Пиндар, славилась своей красотой. Известные герои из соплеменников и из греков добивались ее руки. Антей решил дать свою дочь тому, кто на состязаниях первым придет к финишу и коснется руки его дочери. По сказанию, Алексидим «из номадских племен» (вероятно, из Нумидии) первым прибежал и в результате стал мужем знаменитой ливиянки.

Об Антее разбросан ряд замечаний в «Собрании греческих эпиграмм» (Палатинская антология), у Квинта Смирнского, у географа Страбона (XVII, 82, § 9), Овидия (Метаморфозы, IX, 183), Павсания (IX, 11, 6). Полнее сведения у Диодора Сицилийского, Плутарха, Каллистрата. У других писателей и поэтов древности, как, например, у Лукана в «Фарсалиях» (IV, 590), Стация в «Фиваиде» (VI, 893), Гигина (в отрывках) эти замечания об Антее весьма фрагментарны и порою, как у Овидия, сводятся к упоминанию всего лишь в одну строку. Весь этот список поздних авторов говорит о том, что Антей оставался популярным нероем древности и в более поздние века.

Остановимся на некоторых. Интересны прежде всего сообщения Диодора Сицилийского, который в первой книге своей «Исторической библиотеки» дает два экскурса в связи с Антеем. По мнению этого автора (Диодор, Hist. bibl., Ι, 17, 3), царство Антея было основано египетским богом Озирисом, который Геракла сделал владыкой Гераклеи, Бусирида - стран, лежащих в сторону Финикии, а Антея сделал царем Ливии и Эфиопии.

В другом месте этой книги (I, 17, 5) Диодор сообщает, что в классической древности известно было поселение Антея, названное в честь одноименного героя, погибшего в битве с Гераклом во времена Озириса. В восточной мифологии это поселение Антея находилось в Аравии, очевидно, недалеко от Египта, и было известно тем, что здесь был похоронен верховный бог Египта Озирис, убитый злодейски своим братом.

Приведенные замечания Диодора интересны в той связи, что они намечают некоторую связь античного мифа об Антее с каким-то известным в эпоху этого писателя подобным сюжетом из восточной мифологии. Весьма вероятно, хотя это остается еще до сих пор неисследованным, что этот миф имелся и у народов Египта и, что еще более реально, в Вавилонии (например, в мифе о Гильгамеше). Изучение мифологического материала в народном эпосе древности должно будет вскрыть более детально различные черты образа Антея у отдельных народов.

Остановимся теперь на интересном сообщении Плутарха. Об Антее он оставляет свои замечания в биографии Сертория. «Серторий, - говорит Плутарх, - осадил г. Тингис … по африканским преданиям, здесь находилась могила Антея. Не веря рассказам туземцев о его высоком росте, Серторий приказал разрыть его могилу. Говорят, что он нашел труп в шестьдесят локтей длиной. В изумлении он принес жертву и велел зарыть могилу, чем увеличил уважение к Антею и его известность.

Тингисцы рассказывают легенду, что после смерти Антея жена его Тингида вышла замуж за Геракла. Сын их Софак сделался царем в этой стране и основал город, назвав его в честь своей матери. Сын Софака Диодор царствовал над многими африканскими народами, так как в его распоряжении находилось греческое войско, набранное из поселенных здесь Гераклом ольвийцев и микенцев. Обо всем это сообщает нам, - заключает Плутарх, - историк Юба» (Плутарх, Серторий, 9).

Характерно, что сведения об образовании после гибели Антея новой столицы Ливийского царства в Тингисе, на севере Мавритании, сохранил нам только Плутарх, пользовавшийся данными историка Юбы. Косвенные свидетельства об этом дает и Страбон, который в своей «Географии», опираясь на римского историка Габиния, говорит, что гробница Антея действительно находилась в Мавритании. Правда, он говорит о гробнице «подле г. Линга» (Геогр., XVII, 3, § 8), но это и должно указывать на Тингис, который был в действительности недалеко от Линга.

Надо признать интересными и сведения Плутарха о продолжении рода Антея в его царстве, так как это приоткрывает генеалогию нумидийских царей. Ведь, согласно Страбону, как раз род нумидийских царей и восходит к роду Антея. После мифических Софака и Диодора идут ведь как раз те нумидийские цари, с которыми Рим имеет дело посредством своего оружия.

Таким образом, потерянные данные историка Юбы, частично переданные Плутархом в биографии Сертория, позволяют рассматривать миф об Антее, как восточный миф, причем нумидийского происхождения. Во всяком случае, в эпоху Юбы и Плутарха в литературе широко было распространено возведение генеалогии нумидийских царей к роду Антея, как и римских императоров к роду Энея-Юла.

Наконец, одно из полных и законченных описаний мифа об Антее дается у представителя греческой риторической литературы II-III вв. - Филострата старшего. Этот автор, наряду с Филостратом младшим и Каллистратом, оставил нам интереснейшее описание произведений греческого искусства и, главным образом, вазовой живописи. Для нас сейчас особый интерес представляет Филострат старший, который оставил нам описание картины « Антей ».

— Антей, - говорит Филострат, - «похож на какого-то дикого зверя; еще немного, и он был бы подобен ему как длиною своего тела, так и его шириной; шея у него вросла в плечи, рука у него заведена назад, а также и плечи, обозначая тем силу. Грудь и живот у него как бы выкованы из железа; его кривые, противные ноги хотя дают нам понятие о силе Антея, показывают еще, как грубо сколочен он, и что нет у него ни искусства, ни изящества формы. Кроме того, Антей еще черный, так как солнце своими лучами окрасило его в этот цвет».

«… Ты видишь их уже в борьбе, вернее, кончивших эту борьбу, и Геракла ты видишь уже победителем. Он его задушил, подняв над землею, так как земля помогала Антею в борьбе, выгибаясь и как рычаг поднимая его, когда он падал на землю. Не зная, что ему делать с землей, Геракл схватил Антея посредине туловища, повыше подвздоха, там, где ребра; положил его прямо на бедро и, скрестивши обе руки, локтем вдавил его мягкий живот, там, где дыхание; он выдавил из него весь дух и убил, направив на его печень его же острые ребра. Ты видишь, как Антей жалобно кричит и смотрит на землю, которая ни в чем уже не может ему помочь, а Геракл в сознании своей силы улыбается, радуясь тому, что он совершил» (Филострат, II, 21, 5).

Если обычно миф об Антее на этом заканчивается, то у Филострата это не так. Он его продолжает, чтобы как-то показать отмщение Гераклу за смерть Антея. Он рисует другую картину под названием «Геракл среди пигмеев», где показывается испытание Геракла после смерти Антея.

Описание этой картины столь художественно и интересно, что мы его также приведем подробно.

«Когда Геракл спал в Ливии после своей победы над Антеем, на него напали пигмеи, говоря, что хотят отомстить за Антея; они утверждают, что они родные братья Антея, одного с ним рождения; не атлеты они, в борьбе с ним не равны, но так же, как он, землей рождены, и вообще они сильные существа: когда выходят они из земли, как волны волнуется с самого низу песок»

«…Но что за смелость у них? Они решили напасть на Геракла и убить его, когда он спит, а ведь они должны были бояться его, даже когда он не бодрствует. Геракл спит на мягком песке, так как усталость охватила его, и всей грудью он дышит во время сна открытым ртом, весь исполненный сна. Сам сон стоит около него в человеческом виде, ставя себе в великую честь, что свалил Геракла. Лежит здесь и Антей, но искусство художника сумело изобразить Геракла живым и теплым, а Антея же мертвым, застывшим, показывая, что в таком лишь виде он был отдан земле.

Войско пигмеев окружило Геракла, одна их фаланга идет войной на левую его руку, два другие отряда нападают на правую, более сильную, а обе его ноги осаждены стрелками и толпой пращников, пораженных ужасом при виде геракловых икр. Те же, кто идут войной на его голову, пододвигают машины, как будто к какой-нибудь крепости, к волосам прикладывают огонь, а к носу, думаю, двери, так, чтобы Геракл даже не мог и дышать, когда будет захвачена его голова. Вот что они делают около спящего» (Филострат, II, 22, 1-4).

Таков финал картины занимающего нас мифа об Антее в описании Филострата.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова антей

антей в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

антей

м. Герой-великан, побеждавший всех в единоборстве, черпая силы при соприкосновении с матерью-землей, и побежденный Ге-

Энциклопедический словарь, 1998 г.

антей

в греческой мифологии великан, властитель Ливии, сын бога Посейдона и богини земли Геи. Был непобедим, пока соприкасался с матерью-землей. Задушен Гераклом, оторвавшим его от земли.

Мифологический словарь

антей

(греч.) - великан, сын Посейдона и Геи (Земли), правитель Ливии. Был непобедим, пока прикасался к своей матери Земле, дававшей ему новые силы. Геракл на пути к саду Гесперид (одиннадцатый подвиг героя) встретил А. и убил его, оторвав от земли и задушив в воздухе.

Антей

в древнегреческой мифологии великан, властитель Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли). А. был неодолим в единоборстве до тех пор, пока соприкасался с матерью-землёй. Был побежден Гераклом, который оторвал А. от земли и, подняв в воздух, задушил.

Википедия

Антей

Анте́й в греческой мифологии - великан, сын Посейдона, получивший необоримую силу от соприкосновения с матерью Геей - землёй. Царь Ливии.

По Ферекиду, его жена - Ифиноя, согласно Плутарху, её звали Тингис. В городе Ираса устроил состязание для женихов своей дочери.

Антей заставлял всех путников-чужестранцев бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе - убивал. Построил храм Посейдону из черепов побеждённых им.

Побеждён Гераклом. При встрече Антей потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы всё новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Во время битвы несколько раз Геракл валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Но вдруг во время борьбы могучий Геракл поднял Антея высоко на воздух, его силы иссякли, и Геракл либо задушил его, либо убил его, сломав хребет. Геракл сделал Ливию более благоприятной для жизни.

Единоборство было изображено среди других подвигов на фронтоне храма Гераклу в Фивах. Могила Антея находилась рядом с Линксом, скелет в 60 локтей длины открыл Серторий и велел снова засыпать землёй.

Действующее лицо пьесы Фриниха «Антей, или Ливийцы» и пьесы Аристия «Антей», комедии Антифана «Антей».

Антей (значения)

Анте́й :

  • Антей в греческой мифологии - великан, сын Геи и Посейдона, получавший необоримую силу от соприкосновения с землёй
Другие значения:
  • Антей - летний театр в Москве, построенный архитектором Шехтелем в 1886 году
  • Антей - транспортный самолёт Ан-22
  • Антей - класс российских подводных лодок
  • НПО «Антей» - объединение предприятий, созданное в 1983 году, в 2002 году за счёт слияния с другими предприятиями проеобразовано в «Концерн ПВО „ Алмаз-Антей “»
  • Антей - узел связи ВМФ России, расположенный в Белоруссии
  • Антэй - эра японского традиционного летосчисления.

Антей (НПО)

НПО «Анте́й» (Научно-производственное объединение «Антей» ) - объединение предприятий, созданное в 1983 году в соответствии с приказом Министра радиоэлектронной промышленности СССР № 640.

НПО «Антей» на тот момент состояло из трёх предприятий:

  • Научно-исследовательский электромеханический институт,
  • Научно-исследовательский институт «Стрела»
  • завод «Арсенал» .

В 1988 году НПО «Антей» включало уже девять предприятий, в том числе ПО « Ижевский электромеханический завод » и ПО « Марийский машиностроитель ».

В 1991 году в связи с изменениями законодательства НПО «Антей» было преобразовано в Концерн «Антей»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12 . 1994 г. № 1309 на базе Концерна «Антей» было создано АООТ Промышленная компания «Концерн „Антей“» с закреплением 100 % его акций в федеральной собственности. Состав концерна насчитывал уже пятнадцать предприятий.

В 2002 году была начата реализация ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)», в основу которой положено образование вертикально-интегрированных структур из числа предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

Указом Президента Российской Федерации № 412 от 23.04.2002 ОАО Промышленная компания «Концерн „Антей“» было ещё больше расширено за счёт слияния с НПО Алмаз и другими предприятиями и переименовано в « Концерн ПВО «Алмаз-Антей» ». В него вошли сорок шесть промышленных и научно-исследовательских предприятий и организаций.

Примеры употребления слова антей в литературе.

Забыв о невесомости, Антей стукнул кулаком по подлокотнику, взлетел на длину ремней, подтянулся обратно в кресло.

Не отрывая глаз от все еще пустой дырчатой темноты космоса, Антей быстро разогрел кофе в тубе, приготовил питательный брикет.

В мыслях возник не знаменитый Байконур, откуда до сих пор продолжают улетать тяжеленные межпланетники, а тот безвестный пятачок посреди желтой выгоревшей степи, до всеобщего разоружения -- бывший ракетный полигон, где Антей проходил практику.

Пока Антей подбирал слова, достойные начинающего космонавта, Типковичев повозился у персонального пульта и сказал: -- Разрешите мне ответить за Шимановского?

Как бы то ни было, Антея посадили в корабль, и могучие двигатели вынесли его за пределы Солнечной системы.

Он был раза в два или три мельче Антея , но под блестящим, мешковато пузырящимся скафандром угадывалось сходное с человеком строение.

Но вот перед взором Антея пробежала туманная полоса, заслоняя сосредоточенную, замершую в вымученной позе фигурку.

Генерал встал, подошел к Антею , с солдатской прямотой неожиданно обнял и притиснул к орденам железными руками.

А рядом, ведомый из бункера добровольцем Антеем , тогда еще салагой-первогодком, неуклюже вышагивал сервоавтомат и время от времени поправлял ломиком узел троса.

Управление было недолгим, шагающий портальный кран ухватил перегружатель своими грейферами, приподнял как Геракл невезунчика Антея , открыл шлюз, ведущий в космос, и хотел было выбросить наружу.

И первым был Шальброт, Шальброт родил Сараброта, Сараброт родил Фариброта, Фариброт родил Хуртали, великого охотника до супов, царствовавшего во времена потопа, Хуртали родил Немврода, Немврод родил Атласа, подпиравшего плечами небо, чтобы оно не упало, Атлас родил Голиафа, Голиаф родил Эрикса, первого фокусника, Эрикс родил Тита, Тит родил Эриона, Эрион родил Полифема, Полифем родил Кака, Как родил Этиона, первого подхватившего дурную болезнь, оттого что не пил летом холодного вина, о чем у нас есть свидетельство Бертакино, Этион родил Энкелада, Энкелад родил Кея, Кей родил Тифона, Тифон родил Алоея, Алоей родил Ота, От родил Эгеона, Эгеон родил сторукого Бриарея, Бриарей родил Порфириона, Порфирион родил Адамастора, Адамастор родил Антея , Антей родил Агафона, Агафон родил Пора, с которым воевал Александр Великий, Пор родил Аранфа, Аранф родил Габбару, установившего обычай выпивать за чье-либо здоровье, Габбара родил Голиафа Секундильского, Голиаф родил Оффота, которому благодаря его длинному носу было очень

Танатос махнул рукой в сторону Антея , и из распадающегося муара вдруг послышался тихий голос Маркона, согласившегося принять смерть от Террамы: - Ты не можешь этого отрицать.

Со львом, с оленем, с гидрою и с этолийским вепрем я, Со птицами стимфальскими, с Антеем предпочту борьбу, Но не с любовью.

Вообще-то, вы же были всамделишным взломщиком,- не могла сдержаться до бестактности честная Антея .

С морем борется гремящий Пароход мой, как Антей , Переборками скрипящий, Как большой и старый ящик, И отчасти состоящий Из несломанных частей.

Антей Антей

(Antaeus, Ανται̃ος).. Ливийский (т. е. африканский) великан, сын Посейдона и Геи. Он был непобедим, пока касался своей матери-земли. Геркулес, узнав об этом, приподнял его над землей и убил.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АНТЕЙ

(Άνταίος), в греческой мифологии сын Посейдона и богини земли Геи, великан. Его местопребывание Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой. Славился неуязвимостью, но был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл на пути к саду Гесперид встретил А. и одолел его, оторвав от земли и задушив в воздухе (Lucan. Pharsal. IV 593-653). Миф об А. отражает борьбу героев с миром хтонических чудовищ. Победа над А. была изображена на фронтоне храма Геракла в Фивах (Paus. IX 11, 6).
а. т.-г.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Антей

Великан, властитель Ливии, сын бога морей Посейдона и богини земли Геи. Вызывал на бой всех, кто появлялся в его владениях, и был непобедим, пока соприкасался с матерью-землей. Задушен Гераклом, оторвавшим его от земли.

// Шеймас ХИНИ: Антей

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Скульптурная группа А. Поллайоло.
Бронза.
Около 1475.
Флоренция.
Национальный музей.

Роспись краснофигурного кратера Евфрония.
510—505 до н. э.
Париж.
Лувр.



Синонимы :

Смотреть что такое "Антей" в других словарях:

    - (греч. мифол.) великан, сын Посейдона и Геи (Земли), который до тех пор, пока прикасался к земле, был неодолим. Геркулес задушил его, подняв на воздух. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АНТЕЙ По… … Словарь иностранных слов русского языка

    Антей - (Новосибирск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Писарева 89, Новосибирс … Каталог отелей

    - (иноск.) неутомимый (намекъ на Антея гиганта). Ср. (Послѣ отчаянныхъ его остротъ) Лызганова выводятъ изъ гостиной, запираютъ въ кабинетѣ и выпускаютъ оттуда черезъ двѣ минуты, въ теченіе которыхъ онъ, подобно гиганту Антею, набирается новыхъ силъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Из древнегреческой мифологии. Антей гигант, сын Посейдона (бога морей) и Геи (богини земли). Обычно в единоборстве он побеждал всех своих противников, поскольку в трудный момент касался земли, своей матери, и так черпал новые силы для борьбы.… … Словарь крылатых слов и выражений

    В греческой мифологии либийский великан, сын Посейдона и богини земли Геи. Принуждал чужеземцев вступать с ним в единоборство; прикасаясь к земле, обретал новые силы и всегда побеждал своих противников. Был задушен Гераклом (см.). Литературная… … Литературная энциклопедия

    АНТЕЙ, в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи. Был непобедим, пока соприкасался с матерью землей. Геракл одолел Антея, оторвав от земли и задушив в воздухе … Современная энциклопедия

Возвратился Геракл из далеких восточных стран к царю Эврисфею в Микены и привез ему пояс предводительницы амазонок Ипполиты. Но Эврисфей послал его снова на опасный подвиг: велел он ему на этот раз пригнать в Микены коров трехглавого исполина Гериона. Это был его десятый подвиг.
Прекрасных пурпурных коров Гериона охраняли великан Эвритион и дикий двуглавый пес Орф. Паслись те стада на острове Эрифия, что находился в Океане. Путь туда был долгий и трудный, через Европу и Ливию и через много диких стран и пустынь.
Но смелый Геракл не испугался трудностей и, собрав войско на острове Крит, направился в Ливию.
Не успев отдохнуть после долгого пути, он вступил в единоборство со знаменитым великаном Антеем, властителем Ливии. Антей был сыном Посейдона и богини земли Геи. Этот черный от солнца великан очень любил свою мать, которая его породила и вскормила. Не было еще такого героя, который бы мог одолеть Антея. Сила его состояла в том, что всякий раз, когда ему приходилось встречаться с противником, он избегал отрываться от своей матери Земли, и она помогала ему в борьбе, то выгибаясь под ним, то подымая его, как рычаг, когда он падал на землю; и всегда он получал от земли новые силы.
Но встретился с ним могучий Геракл и победил его в единоборстве. Обхватил он великана Антея за туловище и приподнял его на воздух; положив его к себе на бедро, он задушил его, раздавил ему печень об острие его же ребра. Умирая, Антей печально глядел на землю, но она теперь уже не могла ему помочь.
Затем Геракл отправился дальше.
После долгих и трудных странствий по знойной песчаной пустыне он достиг пролива между Европой и Ливией, и в память о своем далеком походе он поставил по обеим сторонам пролива по скале; и названы были те скалы Столбами Геракла, а древние римляне звали их Геркулесовыми Столбами.
Вскоре Геракл приплыл на своем корабле к берегам Океана и не знал, куда ему плыть дальше, - до Эрифии путь был далек. Сидел Геракл на берегу Океана до самого вечера, и вдруг он заметил, что спускается на своей лучезарной колеснице к Океану с высокого неба бог солнца - Гелиос. Тяжело было глядеть Гераклу на яркое солнце, и в гневе он направил свой лук на лучезарного Гелиоса, грозя низвергнуть его на землю. Удивился Гелиос смелости героя, не разгневался на него за это и уступил ему свою золотую ладью, на которой он обходил каждую ночь северную половину земли.
На этой солнечной ладье удалось Гераклу добраться наконец до острова Эрифия. Здесь бросился на Геракла двуглавый пес Орф, охранявший стада быков, но он убил его своей палицей. Одолел он и пастуха Эвритиона и погнал стада Гериона на берег. Узнав об их похищении, исполин Герион погнался за Гераклом, но тот поразил его своей смертоносной стрелой.
Погрузил Геракл коров Гериона в золотую ладью Солнца и доплыл на ней до Иберии, а сам погнал стада дальше.
Преодолев немало опасностей и перейдя высокие снежные горы, привел их наконец к прекрасной долине реки Тибр. Здесь Геракл решил устроить стоянку и немного отдохнуть. Но во время сна свирепый исполин Как, живший в горной пещере и опустошавший страну, похитил из стада двух самых красивых коров.
Проснувшись на рассвете, Геракл решил гнать своих коров дальше, и вдруг он заметил, что двух самых лучших из них недостает.
Направился он тогда по следу коров и подошел к пещере, а вход в нее был завален большой скалой, и висели там головы и кости людей. Геракл подумал, не житель ли этой пещеры похитил его коров, но их след вел из пещеры. Тогда Геракл решил уйти со своим стадом из этой мрачной страны; но как раз в это время одна из его коров замычала, и ей ответила вторая корова из пещеры. Тогда разгневанный Геракл вернулся к пещере исполина Кака, отодвинул скалу, закрывавшую вход, и ворвался в нее. Исполин Как поднял страшный рев и начал дышать на него огнем и дымом. Но Геракл, не испугавшись огня, четыре раза ударил исполина по голове, и тот замертво рухнул наземь. Взяв своих коров, Геракл вернулся с ними к стаду и двинулся в путь. Жители страны приветствовали его как героя и своего освободителя.
Когда Геракл шел со стадами через Лигурию, напали на него лигуры и, желая отбить коров, стали пускать в него стрелы и бросать камни. Геракл отважно защищался от напавших на него лигуров, но у него не хватило стрел, и он, наверное, погиб бы, если б за него не вступился Зевс. Он послал на лигурийское войско дождь из камней, и лигуры были разбиты.
Когда Геракл подходил к берегам Сицилии, одна из его коров упала в море и приплыла к сицилийскому берегу, где царь Эрике присвоил ее. Тогда Геракл поручил стеречь стадо Гефесту, а сам отправился на поиски потерянной коровы.
Но царь Эрике соглашался отдать корову в том случае, если Геракл победит его в единоборстве. Геракл одолел царя, убил его и вернул свою корову.
Когда Геракл уже находился на берегу Ионического моря, его ждало новое испытание. Ненавидевшая его Гера наслала на коров бешенство, и они разбежались в разные стороны. Собрать их вместе было очень трудно, но все же Гераклу удалось собрать большую часть коров, и он двинулся со стадом дальше.
Наконец, после долгих странствий, он благополучно прибыл в Элладу; но вблизи Тиринфа его подстерег в узком горном проходе дикий исполин и сбросил на него сверху огромный камень, который с трудом могли бы сдвинуть с места двадцать четыре буйвола. Но Геракл отбросил камень своей палицей в сторону. Выйдя из горного ущелья, Геракл на другой день пошел в Микены и пригнал Эврисфею коров Гериона, которых тот принес в жертву Гере.
Итак, Геракл совершил много трудных подвигов, но царь Эврисфей не хотел признавать два из них, и поэтому Гераклу пришлось совершить еще два подвига.

следующий миф -