Краткое содержание леонов золотая карета. Золотая карета. Легенда или реальная история

По следам войны, в 1946 году Леонов пишет пьесу "Золотая карета". Все в этой пьесе проникнуто символикой: само название, образы героев (полковник Березкин - "совесть войны"), ситуации (Марька выбирает, с кем ей быть).

Так как "Золотая карета" была написана сразу после войны, в ней наиболее ярко отражены последствия этого страшного события. Все герои пьесы так или иначе связаны с войной, именно показывает истинную сущность людей, проверяет их морально-этические позиции. Пьеса новаторская в контексте послевоенной драматургии. Не соотносима со Шварцем. Леонов – предшественник нравственно-философского театра 70х, опередил на 30 лет развитие драмы.

Леонов – символическая условная драма начала века; традиции Достоевского в содержании и поэтике. Традиции эпической драмы (мировые). Излишняя пафосность речи персонажей – особенность языка Леонова. Условная окраска сценической речи – уход от традиции живой речи. Традиции классицизма (три классических единства).

подробные ремарки – признак эпизации драмы.

Произведение в большей степени символическое. Березкин – совесть войны, факир – чудотворец, распоряжается персонажами. Тимоша – в чем-то отражение города. Пьеса – притча. Роза – христианский символ, метафора, страдание.

Золотая карета:

1. символ счастья,

2. жестокое искушение по отношению к девушке и слепому

Пьеса «Золотая карета», представляющая собой одно из самых значительных драматических произведений Леонида Леонова, имеет три принципиально различных редакции. Первый вариант был опубликован в 1946 году, второй – в 1955. Премьера спектакля состоялась 6 ноября 1957 года во МХАТе.

    Начиная с первого варианта, в центре ее оказывается полковник Березкин - воплощенная «совесть войны». В первой редакции Марька уезжает, а Березкин зовет с собой покинутого ею Тимошу

    Марька остается в родном городке во исполнение мнимого обязательства перед Тимошей.

    не Марька отказалась разделить свою судьбу с Тимошей, а как раз он не принял чрезвычайной жертвы девочки.

Финал концентрированно пессимистичен (три концовки, в попытке разрешить этот пессимизм), хотя бы потому, что в жизни не бывает абсолютного хэппи-энда.

В пьесе "Золотая карета" автор решает "вечные" проблемы счастья, выбора и т. п. (нравственные), преломленные, прошедшие через призму войны. Все в городе, где происходит действие пьесы, еще дышит войной, раны, ею нанесенные, еще не успели затянуться, память о недавних событиях жива в сердцах людей, переживших войну. Но жизнь продолжается, героям предстоит определиться в жизни, выбрать свою дорогу. Вопрос о правильной жертве.

Нравств-философ. проблематика духовного зрения. Мотив искушения Марьки.

Мотив золотой кареты. Сама «золотая карета» в буквальном смысле не появляется в пьесе, это символ счастья, которое дается просто так, сверху. Упоминается в пьесе всего 3 раза и последний 4ый раз, без эпитета «золотая» уже в конце пьесы, когда Юлий увозит Машу – «карета подана». Карета здесь как возможность счастья

Персонажи пьесы «Золотая карета» метафорически воспринимают друг друга. Ассоциации героев позволяют им стать героями волшебной сказки с величественной королевой (Марьей Сергеевной) и ее дочерью принцессой (Марькой), придворным звездочетом (Тимошей) и добрым волшебником (Рахумой). Подобные аллегории позволяют подчеркнуть древность конфликта, расширить фольклорный подтекст произведения.

Пьеса «Золотая карета», представляющая собой одно из самых значительных драматических произведений Леонида Леонова, имеет три принципиально различных редакции.
Первый вариант был опубликован в 1946 году, второй - в 1955. Премьера спектакля состоялась 6 ноября 1957 года во МХАТе. Пьеса шла на сцене Ленинграда и других городов СССР, а также в ряде стран - Польше, Чехословакии, Румынии и т.д. В 1964 году Леонов публикует третий, окончательный вариант «Золотой кареты», который и представлен на этом сайте.
Начиная с первого варианта, в центре ее оказывается полковник Березкин - воплощенная «совесть войны». «Мне хотелось сделать этот образ очень высоким и благородным, - делился своим замыслом Л. Леонов. - Березкин - человек, который прошел через войны, потерял многое, почти все, и понял какой-то главный и существенный смысл, открывшийся ему на войне» («Золотая карета». Материалы к постановке пьесы Л. Леонова». М., ВТО, 1946, с. 3). Но как быть, если, желая выполнить священный долг перед павшими, движимый высоким чувством самопожертвования и возмездия, Березкин приезжает в разрушенный городок, чтобы наказать дезертира Щелканова (в первом варианте — Черканова), а должен принести горе ни в чем не повинным жене и дочери труса - Марье Сергеевне и Марьке, юную душу которой может раздавить раскрывшаяся правда? Одновременно появление в городке крупного ученого, академика Кареева (Карева) с сыном еще более осложняет психологическую многослойность пьесы: Кареев-старший был некогда влюблен в Марью Сергеевну так же, как Кареев-младший влюбляется в ее дочку, названую невесту ослепшего на войне танкиста Тимоши.
Как жить? Чем жить? И ради чего жить героям? — все эти вопросы огромной нравственной наполненности вариантно колеблются, то обретая тона крайнего самопожертвования, то, напротив, вынося на поверхность как высшую ценность «черный хлеб счастья», то, наконец, как бы примиряя обе крайности, избегая категоричности в решении людских судеб, их будущего, их путей к счастью.
В первой редакции Марька уезжает, а Березкин зовет с собой покинутого ею Тимошу: «Я поведу тебя, куда ты скажешь. Я буду твоими глазами. Ты еще прогремишь в этой вселенной, слишком тесной для такой любви и боли». В одном из разговоров Л. Леонов обмолвился, что среди многочисленных откликов на пьесу было письмо инвалида войны с упреком: «Как же вы отнимаете у меня последнюю радость?», что и повлияло на временную перемену финала. Во втором варианте Марька остается в родном городке во исполнение мнимого обязательства перед Тимошей. Писатель вспоминал, что после этого как-то он смотрел последнюю сцену в Художественном театре и вдруг подумал о будущности Марьки, восемнадцатилетней девчонки, которую двое настоящих героев — Березкин и молодой Непряхин — обрекают на тяжелую должность, почти подвижничество, при слепом. И в третьем варианте пьесы уже не Марька отказалась разделить свою судьбу с Тимошей, а как раз он не принял чрезвычайной жертвы девочки, ради счастья которой, в общем итоге, и сражался на войне...

Известный русский и советский писатель Леонид Леонов оставил в литературе значительный след. Многие его произведения высоко оценены критиками и любимы читателями. Одно из них - пьеса "Золотая карета". Краткое содержание этого драматургического произведения приведено в данной статье. По нему можно понять, каким был этот автор и стоит ли читать его другие книги.

История создания пьесы

Пьеса Леонида Леонова "Золотая карета", краткое содержание которой есть в предлагаемом материале, - одно из наиболее значимых его драматических произведений. Примечательно, что до нас она дошла в трех редакциях.

Первая была написана в 1946 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Затем автор многое переосмыслил и второй вариант представил публике в 1955 году. Вскоре после этого состоялась и ее премьера на сцене Московского художественного театра. С успехом постановка шла и на других сценах советских городов, обращали на нее внимание и зарубежные театральные режиссеры. В частности, в Чехословакии, Польше и Румынии. Окончательный вариант своего произведения Леонов представил в 1967 году. Он и печатается во всех современных изданиях антологии этого автора.

Писатель Леонид Леонов

Сам Леонид Леонов родился в Москве в 1899 году. Значимую роль в советской литературе играл на протяжении практически 60 лет. Он считается одним из главных мастеров социалистического реализма. Современные исследователи отмечали его большой интерес к вопросам нравственности в традициях христианства, а также в продолжении традиций Достоевского в отечественной литературе.

Библиография автора состоит из нескольких романов, которые он писал через определенные промежутки времени, часто весьма продолжительные. Его самые известные крупные произведения - это "Барсуки", "Вор", "Соть", "Скутаревский", "Дорога на Океан" и "Русский лес". Последнее произведение стало одним из первых в России, в котором прямо были затронуты экологические проблемы, которые в ближайшем будущем грозят стране и человечеству.

Также ему принадлежит огромный, на полторы тысячи страниц, мистическо-философский роман "Пирамида", над которым он трудился около 40 лет. Опубликовать ему удалось его только в год своей смерти - в 1994-м.

Драматургический опыт

С 30-х годов Леонов активно писал драматургические произведения. Успехом в театрах пользовались его пьесы "Унтиловск", "Волк, или Бегство Сандукова", "Нашествие", "Бегство мистера Мак-Кинли". Последняя даже была экранизирована в 1975 году режиссером Михаилом Швейцером.

И, конечно, пьеса "Золотая карета". Краткое содержание, конечно, не позволит понять всю сущность этого произведения, но этого будет достаточно, чтобы познакомиться с творчеством Леонова в общих чертах.

Первое действие пьесы

События пьесы "Золотая карета", краткое содержание по действиям представлено ниже, разворачиваются в прифронтовом городке, всего через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны. На дворе 1945 год. Советский Союз победил фашизм, но радость, переполнявшая всех в первые дни, поутихла. Ей на смену пришло осознание тех последствий и разрушений, которые оставила война.

Действие пьесы начинается в гостинице, которая располагается в бывшем монастыре. В нее прибывают новые постояльцы - академик-геолог Кареев и его родной сын Юлий. Хозяин гостиницы, Непряхин, проводит их в номер, но гостям он не нравится. Тому только остается оправдываться, что после войны практически весь жилой фонд находится в таком состоянии.

Пока Кареев рассказывает о своей первой любви, в комнате появляется полковник Березкин, который предлагает выпить. Начиная с первой редакции пьесы "Золотая карета", краткое содержание по главам которой приведено в этой статье, данный человек был одним из ключевых персонажей. В этом городе у фронтовика погибла семья, но вернулся он в него затем, чтобы наказать труса-капитана, который служил в его подчинении.

В конце вечера в гости к ним приходит Марька - дочь первой возлюбленной Кареева. Она очаровывает Юлия своей красотой.

Второе действие

Второе действие пьесы Леонова "Золотая карета", краткое содержание которой здесь представлено, разворачивается дома у хозяина гостиницы Непряхина. Он живет с женой и слепым сыном Тимофеем.

К ним в гости перед ужином заходит Тобун-Турковская, которая начинает сплетничать про Щелканова, того самого капитана, которого ищет Березкин. Он сейчас директор фабрики. Все вокруг пытаются устроить его личную жизнь, так как считают, что его нынешняя жена, бывшая возлюбленная Кареева, уже состарилась. Устав от сплетен, Непряхин ее выгоняет.

Тут появляется жена Щелканова Марья Сергеевна, которая теперь председательствует. Она приносит дорогой аккордеон. Все понимают, что это подарок, чтобы Тимофей отступился от ее дочки. До войны они считались парой, а теперь слепой гармонист никому не нужен. Семья отказывается от подарка, а Тимофей заявляет, что уйдет из города.

Следующим гостем оказывается полковник Березкин, который отдает председательше письмо ее мужа, в котором тот объясняется в любви к их общей соседке и просит похлопотать о его переводе в тыл. Это письмо у него оказалось еще на фронте. Тогда и выяснилась вся сущность Щелканова.

Председательша и так знала, что муж ей изменяет, но теперь оказалось, что он еще и трус. Березкин стремится, чтобы семья возненавидела Щелканова. Жена в нем давно разочаровалась, а вот дочь только сейчас узнает, какой он человек на самом деле.

Третье действие

Третье действие пьесы Л. Леонова "Золотая карета", краткое содержание которой перед вами, перемещается в кабинет председательши. К ней приходит Тобун-Турковская, которая излагает свою проблему: ее воспитанница Фимочка собирается выйти замуж, а жених проживает на квартире жены и своей квартиры не имеет. Поэтому она просит выселить Непряхиных и поселить на их место молодых.

До председательши доходит, что речь идет о ее муже. Она звонит супругу и просит навсегда исчезнуть из ее жизни. Появляется Кареев, который рассказывает о своих успехах, а затем Марька с его сыном. Кареевы зовут девушку на море, та почти соглашается. Они расстаются, дав обещание прийти на Марькины именины.

Четвертое, заключительное действие

Финальное действие пьесы "Золотая карета", краткое содержание которой здесь изложено, разворачивается на именинах дочери председательши. Все гости явились, нет только ее матери, которая занята в горсовете.

В это время жена Непряхина уговаривает Марьку не упускать своего шанса, своего принца в золотой карете, имея в виду Юлия. Однако Марька, в конце концов, отказывается от поездки на море. Она решает жертвовать собой ради любви к такому человеку, как Тимофей. Однако, ей снова звонит Юлий, и она внезапно передумывает, считая, что пришло время посмотреть мир. Она бросается за Юлием, попросив мать объяснить Тимофею, что она ни в чем не виновата.

Пьеса завершается тем, что председательша церемонно поднимает бокал шампанского вслед дочери.

Идея пьесы

Итак, мы познакомились с кратким содержанием. У Леонова в "Золотой карете" главная мысль заключается в проблеме выбора, которая стоит перед каждым человеком. А также в том, что поступки прошлого влияют на наше настоящее.

Большая часть пьесы посвящена понятию "самопожертвование". Все главные герои произведения живут не ради самих себя, а ради родных и близких. В одном из вариантов пьесы Марька оставалась со своим слепым женихом.

Буквально пару дней назад, нам попалась карта нашей деревни, датированная временным отрезком, что-то между 1650-1750 годами , я точно не помню. Мы наложили ее на карту, снятую со спутника в наше время. Получилось весьма не плохо. Нашли кое-какие точки на карте, где следует поискать. Имеется у нас 3 кургана, но 2 из них сравняли с землей, один же нормально виден. Правда там поле, и уже посеянная пшеница. Но пост мой не об этом. Итак, рассказ о золотой карете .

Слышал я когда-то одну не то легенду, не то реальную историю, что у нас на скале, над речкой Днестр должна быть зарытая дивная и ценная вещь . Отец тоже, когда был еще студентом, слышал это историю. Вот что это легенда гласит.

В древние времена, когда турки владели городом Каменец-Подольский, их начали оттуда наши выгонять. У них накопилось много золота за время правления, и им надо было его как-то оттуда тайно вывезти . Есть две версии. Первая, что золото сложили в бочки и так вывезли. А вторая версия гласит, что из золота сделали карету, перекрасили ее, и на ней же и выехали с города. Эта версия и считается более правдивой. Так вот, когда они выехали с города, то по каким-то причинам решили спрятать эту карету, и выбрали место, где мы с отцом и побывали три дня назад. Над речкой Днестр есть высоковатая скала, на которой растет лес. Там есть место, на котором есть множество большущих камней, под которыми, по легенде, и спрятана карета.


Мы не шли туда с целью найти эту карету, а просто посмотреть на самое место, так как мы были не далеко от этого места на копе. Пошли туда, и когда увидели, что там творится, то поняли, что не мы одни знаем эту легенду . Я сделал несколько фото из этого места. Правда, листья мешали увидеть истинный ландшафт.

Меня заинтересовал один большущий камень, который от центра лопнул на четыре части , а в самом его центре оказалась средней величины дыра. Это явно свидетельствует о том, что в самом камне сделали дыру, и подорвали его , но это было сделано пару лет назад, судя по камню.


Еще, вся та местность срыта большими ямами . Некоторые в виде небольших тоннелей, ведущие под эти большие камни. Это я тоже немного фотографировал, правда, у меня садилась батарея, фоток сделал немного.


После всего уведенного у меня появилось три версии происходящего:

- это только легенда, и никакой кареты там нет;

- это правдивая история, но карету давно уже достали;

- это правдивая история, и карета все еще где-то там зарыта.

Я склоняюсь ко второму варианту. Почему? Не знаю, но мне кажется что клад этот уже достали, причем давно .

А что вы думаете по поводе этой истории?

Действие пьесы происходит в бывшем прифонтовом городке через несколько месяцев после войны и занимает сутки.

Действие первое

Гостиница, устроенная в бывшем монастыре. В окна сводчатой комнаты виден осенний закат. Помещение освещено тусклой, то разгорающейся, то гаснущей лампочкой. Пожилой директор гостиницы Непряхин показывает комнату новым постояльцам – геологам: академику Карееву и его сыну Юлию.

Непряхин уговаривает Кареевых взять этот номер, но Юлию он не нравится – слишком холодный, потолки текут, пахнет туалетом. Непряхин оправдывается: в начале войны городок бомбили, камня на камне не оставили. Кареев соглашается взять номер – все равно приехал только на сутки.

В дороге Кареев простыл, его знобит. Он просит сына достать привезенное с собой спиртное, чтобы согреться. Снизу, из колхозного ресторана доносится шум гулянки – это встречают вернувшегося с войны знатного тракториста.

Непряхин жалеет свой городок, уничтоженный немцами за одну ночь. Кареев недоумевает: зачем немцам бомбить город, где нет ни одного большого завода. Непряхин считает, что хотели уничтожить старинный монастырь, который упоминается во многих летописях.

Народ уничтожают со святынь.

Карееву кажется знакомым голос Непряхина, его манера говорить. Юлий тем временем обнаруживает, что вода из крана не течет, и сетует на городское начальство. Непряхин заступается за председательшу Марью Сергеевну, жену директора спичечной фабрики Щелканова.

Оказывается, что Кареев знает девичью фамилию председательши. Непряхин интересуется, не бывал ли он в этих местах. Выясняется, что Кареев – старинный друг Непряхина, который когда-то уехал из городка и пропал на Памире.

Непряхин рассказывает о себе. Овдовев, он женился на молоденькой Дашеньке. Его сын от первого брака Тимофей до войны учился в Ленинграде “на звездочета”. Непряхин считает, что судьба наказала его за счастье: Дашенька вечно недовольна мужем, а сын вернулся с войны слепой. Сейчас его наняли играть на гармони в честь знатного тракториста.

Непряхин уходит раздобыть для дорогих гостей дровишек и кипяточку. Юлий начинает ухаживать за отцом, а тот рассказывает ему о своей молодости. Когда-то он работал в этом городке учителем математики, влюбился в Машу, дочь важного чиновника и попросил у отца ее руки во время представления заезжего факира. Чиновник не хотел в зятья нищего учителя, и Кареев отправился “искать счастья”. Юлий начинает понимать, что отца понесло в эту глушь за воспоми­наниями молодости.

В комнату входит седой полковник Березкин с бутылкой “неожиданной формы” в руках и предлагает выпить “лекарства от одиночества”. Из-за контузии полковник говорит медленно и иногда теряет нить разговора.

Все трое садятся за стол, и Березкин рассказывает о своем горе: в этом городке во время бомбардировки погибли его жена и дочь, которых он сам привез сюда с границы. Кареев советует полковнику пойти на то место, где они погибли, наглядеться досыта и уехать навсегда.

Раны, на которые смотрят, не заживают.

Но полковник приехал сюда, чтобы “наказать одно здешнее лицо”. В его батальоне служил капитан, который “не любил, когда в него стреляют”. Он послал некой дамочке письмо с просьбой похлопотать о его переводе в тыл. Письмо попало к Березкину, и тот послал его в бой “первым эшелоном”.

Перед боем трусливый капитан напился и вернулся в часть со сломанными ребрами – вывернулся. Березкин пообещал навестить его после войны. Вот уже три дня полковник гоняется за трусом, ныне директором спичечной фабрики, и никак не может поймать. Березкин уверен, что Щелканов следит за ним и в эту минуту подслушивает под дверью.

В дверь стучат. Входит Непряхин с женой Дашенькой – статной круглолицей молодайкой. С мужем Дашенька неласкова. Мужчины приглашают ее к столу. Выпивая и закусывая, Дашенька рассказывает о соседке Фиме, ради которой Щелканов хочет бросить жену. Поговаривают, что Фима Щелканова “из войны вытащила”.

В это время в коридоре показывается “внушительное шествие колхозного люда” во главе со знатным трактористом. Они обходят номера гостиницы и угощают всех постояльцев. вместе с ними и слепой Тимофей. Березкин узнает парня – он служил под его началом, воевал танкистом на Курской дуге. Полковник обещает зайти к Тимоше позже. Колхозники идут в последний номер, где остановился “факир из Индии” Рахума.

Юлий начинает стелить постели и обнаруживает, что взял скатерть вместо простыни. Кареев говорит, что сыну пора жениться – “обугливаться, дотла сгорать от нежного пламени”. Юлий отвечает, что он огнеупорный и не родилась еще та, из-за которой стоит обугливаться.

В этот момент стучат в дверь. Входит необычайно красивая девушка, очень похожая на возлюбленную Кареева. Это Марька, дочь Марьи Сергеевны. Она ищет полковника. Отец Марьки проходил мимо номера, услышал разговор о письме, и послал за ним дочь, которая наивно считает отца героем войны.

Березкин не возвращается. Марька собирается уходить. “Огнеупорный” Юлий, очарованный красотой и провинциальной грацией девушки, берется ее проводить.

Действие второе

Непряхины живут в бывшей котельной – сыром, но по-своему уютном полупод­вальном помещении “с толстыми трубами санитарного назначения”. Две коморки по бокам отделены от центральной части ситцевыми занавесками. В одной помещаются супруги Непряхины, в другой – Тимофей.

Вечер. Дашенька накрывает на стол ужин, Непряхин чинит красивую туфельку соседки Фимочки. Туфельку принесла Тобун-Турковская, “пожилая, пестрая и пышная дама”. Когда-то она подобрала Фимочку на улице и вырастила ее. Теперь Тобун-Турковская пытается устроить будущее своей воспитанницы – найти ей подходящего жениха.

Дашенька выспрашивает у Тобун-Турковской о женихах Фимочки. Та не скрывает, что их цель – Щелканов, и говорит, что нынешняя его супруга Марья Сергеевна – “достойная женщина, но слегка устарела”. Непряхин не может слышать сплетен об уважаемой им женщине и выгоняет Тобун-Турковскую, не взяв с нее денег.

Дашенька сердита, назревает семейная ссора, но тут раздается стук в дверь и входит Марья Сергеевна с тяжелым свертком в руках. Не успевшая уйти Тобун-Турковская пытается заговорить с ней о Фимочке, но Марья Сергеевна решительно отказывается от разговора, повторяя, что посетителей принимает в горсовете по будним дням. Ничего не добившись, Тобун-Турковская удаляется.

Дашенька льстиво заговаривает с Марьей Сергеевной. Та предлагает Непряхину помочь с ремонтом, но тот отказывается. Тогда председательша разворачивает сверток, в котором оказывается подарок для Тимоши – очень дорогой аккордеон. Непряхин догадывается, что аккордеон – это “отступное” за Марьку. До войны девушка считалась невестой Тимофея, но теперь Марья Сергеевна не хочет, чтобы единственная дочь связала свою жизнь со слепым.

Непряхин решительно отказывается от подарка и говорит, что между Тимофеем и Марькой ничего не было. Входит Тимофей. Непряхины оставляют его наедине с Марьей Сергеевной. Тимофей тоже отказывается от дорогого подарка, что огорчает председательшу.

Хороший инструмент в руках артиста – это уже половина его успеха.

Тимофей говорит, что аккордеон ему не понадобится. Он не смирился со своим положением и собирается все изменить – выбрать ночь подождливей и уйти из города, где все его жалеют. У него нет глаз, теперь его главный инструмент – мозг, и он поможет ему возвыситься. Тимофей надеется, что девушка, “которая имела неосторожность попривыкнуть” к нему с детства, подождет лет десять, и тогда он покажет, “на что способен человек, у которого есть любовь и цель”.

Марью Сергеевну мучает совесть, но она принимает жертву Тимофея, горячо поддерживает его решение и снова пытается вручить аккордеон. Неуместная настойчивость председательши и льстивые нотки в ее голосе задевают парня. Он вновь отвергает “дорогую игрушку”, на которую Марья Сергеевна пытается обменять сердце дочери.

После возвращения из госпиталя Тимофей избегает встреч с Марькой, она сама прибегает каждый вечер, пытаясь застать его дома. Парень боится “дрогнуть, ослабеть”, уступить напору девушки и просить Марью Сергеевну уберечь его от встреч с Марькой.

В дверь стучат. Тимофей думает, что это Марька, и скрывается за занавеской. Входит полковник Березкин. Он ищет Тимофея, но Марья Сергеевна говорит, что он уехал. Узнав, что перед ним жена Щелканова, полковник отдает ей письмо.

Марья Сергеевна прекрасно знает, что ее муж – бабник, но теперь узнает о его трусости и участии Фимочки в его судьбе. Цель полковника – лишить Щелканова любви и уважения близких.

Войну нельзя разжалобить. ‹…› Сталь куют заранее. Когда клинок на взмахе, любая раковинка рвет его пополам…

Жена давно уже не любит Щелканова, но дочь еще ничего не знает и по-прежнему привязана к отцу.

В котельную входит Марька – она ищет Тимофея. Девушка радостно знакомится с Березкиным и приглашает его, как старого друга отца, на свои именины. Полковник молчит, и Марька чувствует что-то неладное.

Марья Сергеевна уходит, давая полковнику возможность поговорить с дочерью наедине. Тут из-за занавески выходит Тимофей, просит Березкина отдать ему письмо и рвет его – так он хочет защитить Марьку от разочарований.

Березкин говорит, что намерен вмешаться в судьбу Тимофея, обещает зайти утром и уходит. Тимофей отказывается рассказать Марьке, что было в том письме, и просит ее уйти.

Возвращаются Непряхины. Павел Александрович сообщает, что во дворе, под дождем, мокнет Марьким “паренек” – Юлий. Тимофей мрачнеет. Марька приглашает всех на именины и уходит.

Из-за занавески появляется Дашенька, недовольная тем, что муж не берет денег за работу и отказывается от бесплатного ремонта, а пасынок воротит нос от дорогих подарков, и устраивает скандал.

Действие третье

Кабинет Марьи Сергеевны, расположенный в бывшей монастырской трапезной. Председательша принимает посетителей. Секретарша сообщает, что в приемной дожидаются факир Рахума и некая дамочка. Звонит телефон. Вся вспыхнув, Марья Сергеевана узнает в собеседнике своего бывшего возлюбленного Кареева. Украдкой заглядывая в зеркальце, она приглашает его зайти.

Печально отложив зеркальце стеклом вниз, Марья Сергеевна принимает дамочку, которая оказывается Тобун-Турковской. Нагло глядя в глаза председательше, она сообщает, что ее воспитанница Фимочка скоро выходит замуж. Поскольку “жених проживает на квартире своей жены” и своей жилплощади не имеет, а жить с молодоженами они не может, Тобун-Турковская требует выселить из котельной Непряхиных и отдать комнату ей. Она подчеркивает, что это ненадолго – “жениха” Фимочки ожидает повышение и переезд в райцентр.

До Марьи Сергеевны постепенно доходит, что Фима собирается замуж за Щелканова, и она прямо говорит об этом Тобун-Турковской. Прямой ход председательши срывает коварную игру мадам, и ей остается только мстить. Она требует, чтобы Марья Сергеевна потеснилась, уступила место молодой сопернице. Обуздав свою ярость, председательша обещает выделить Тобун-Турковкой жилье и навестить ее после новоселья.

Выпроводив Тобун-Турковскую, Марья Сергеевна отвечает на звонок мужа, упрекает его в том, что белые туфельки, добытые Марьке на именины, он подарил любовнице, просит его не марать дочь своей грязью и навсегда исчезнуть из их жизни. Затем она принимает Рахуму – провинциально-старомодного старичка. Тот предъявляет председательше доказательства своей всемирной известности и выпрашивает материальную помощь.

Фокус – это временный обман чувств, факир – это навсегда.

Марья Сергеевна выделяет ему бидончик меду и новый фанерный чемодан. Напоследок факир берется “наколдовать” для председательши любую известную личность. Та “заказывает” академика Кареева. Рахума делает пассы руками в сторону двери, и входит Кареев. Факир удаляется, чувствуя, что над ним подшутили.

Разговор у Марьи Сергеевны и Кареева не клеится. Он сообщает, что направляется с сыном в южный санаторий и остановился в родном городке проездом, на одну ночь, и спрашивает, счастлива ли Марья Сергеевна. Та рассказывает о своей трудной и нервной работе, а потом показывает свое единственное утешение – план нового города.

Кареев замечает, что Марья Сергеевна почти не изменилась, только “пыль далекого путешествия” присыпала ей лицо и волосы.

На дорогах с большим историческим движением, как наша в особенности, всегда много такой пыли.

Потом академик начинает подробно рассказывать о своих успехах – написанных книгах, открытиях, учениках. Это похоже на запоздалую масть “за когда-то отвергнутое чувство”.

Под взглядом Марьи Сергеевны маска знаменитого ученого сбегает с Кареева, и тот целует ей руку в благодарность за давнюю обиду, которая побудила его достичь таких высот. Затем Кареев вновь превращается в знатного гостя, и они пытаются наладить новые отношения.

В кабинет входят Марька с Юлием. В окно видны оживленно разгова­ривающие Тимофей и Березкин. Марька знакомит мать со своим спутником. В разговоре выясняется, что Юлий не геолог, а юрист. Это открытие немного разочаровывает мать и дочь. Кареев приглашает Марьку, восхищенную рассказами Юлия, на Памир. Юлий заявляет, что не стоит откладывать путешествие, и зовет Марьку с собой на море.

Марька колеблется “между искушением и совестью”, но, в конце концов, почти соглашается. Марья Сергеевна поддерживает решение дочери и приглашает всех на ее именины. Кареевы уходят, а председательша смотрит им вслед потухшим взором.

Действие четвертое

Квартира Щелкановых, обставленная казенной мебелью. В гостиной у печки дремлет Рахума, Кареев и Непряхин играют в шахматы, в соседней комнате молодежь настраивает радио, на тахте сидит Марька и рассеяно слушает рассказы Юлия о Памире. Все ее мысли – о матери, которой до сих пор нет дома. Юлий постоянно напоминает Марьке, сколько времени осталось до их отъезда, но та лишь отрицательно качает головой. Время от времени она звонит в горсовет, но Марья Сергеевна все еще занята.

В комнату входит Дашенька и приглашает всех к столу. Видя смятение Марьки, она просит ее не жалеть Тимошку – он при деле и сыт. Березкин сманивает его с собой, обещает поддержку в новой жизни.

Тут звонит Марья Сергеевна. Марька рассказывает матери, что отец не пришел, только прислал “крашеную” с белыми туфельками, Березкин тоже обманул, да и Кареевы собираются уезжать. Она не знает, что ей делать, умоляет мать приехать и привезти Тимофея.

Дашенька снова принимается искушать девушку, просит освободить Тимофея от себя. Судьба посылает Марьке принца в золотой карете – не стоит от него отказываться, лучше пусть накинет ему девушка колечко на палец.

Мало одного – два, три накинь, да и не выпускай черта из удавки-то. Он во дворец царский – и ты на шейке ему обвилася, в небо взовьется – и ты на нем.

Уж Дашенька и сама бы колечко накинула, да не смотрит принц в ее сторону. Марька испугана страстным Дашенькиным напором.

После обеда будят Рахуму. Готовясь к выступлению, факир видит Тобун-Турковскую, с которой просидел несколько часов в приемной Марьи Сергеевны, и воспринимает ее как личного врага. Марька просит факира раздобыть для нее цветок, и тот обещает розу.

Приезжает Марья Сергеевна, а за ней Тимофей с подарком – алой розой на длинном черенке. Тимоша готов играть, но танцы отменяются, и гости начинают расходиться. Марья Сергеевна уговаривает их остаться и посмотреть выступление факира – “психоло­гический опыт разрезания живой гражданки”.

Не дождавшись добровольца, Харума выбирает Тобун-Турковскую, которая, в свою очередь, стремиться разоблачить факира. Харума прячет мадам за занавесом, делает несколько пассов, и та с писком исчезает. Гости считают, что Харума превратил ее в мошку.

Гости расходятся. Марья Сергеевна прощается с Кареевым. Юлий обещает напоминать Марьке телефонным звонком “о каждой дольке” оставшегося до отъезда времени. Затем мать и дочь вспоминают о старом факире, которого Кареевы могли бы подвезти, и бросаются его искать.

Из дальнего угла комнаты появляется Тимофей. Его уже ждет Березккинн. Они уходят не прощаясь.

Кроме горсти пепла – ничего с собою. В дорогу к звездам надо отправляться налегке.

Провожая Рахуму, Марья Сергеевна признается: это во время его выступления Кареев просил ее руки и получил отказ. Факир рассказывает об уцелевших после войны детях и внуках, и о тех, кто погиб в Бабьем Яру. Церемонно попрощавшись, Харума уходит.

Марька окончательно отказывается от поездки на море. Она готова пожертвовать собой ради любви к Тимофею и верит, что тот всего добьется, “потому что он сильный и ничего теперь не боится… ни тьмы, ни войны, ни смерти”. Раздается последний телефонный звонок, и вдруг Марька решает, что неплохо было бы хоть ненадолго вырваться и увидеть мир, ведь это последняя возможность, а Тимофей наверняка не рассердится, если она уедет на месяц.

Мать и дочь спешно собирают чемодан, но телефон больше не звонит. Марька решает, что Кареевы уехали без нее, но тут в квартиру заходит Юлий, сообщает, что карета у подъезда, хватает чемодан и стремительно исчезает.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание пьесы Леонова “Золотая карета”