Когда было написано произведение отцы и дети. Анализ «Отцы и дети» Тургенев. В чём смысл книги

Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания. Этот тридцатилетний барин, богатый судовладелец, обладатель эффектной внешности, мог уже одним своим обликом и тугим кошельком покорять женские сердца. Но ведь он обладал и другими несомненными достоинствами, которые так привлекали Ларису Огудалову.

Первое появление Паратова выдаёт в нём человека, следящего за своей внешностью, понимающего, что «встречают по одёжке». Держится он чинно, благородно, с достоинством, однако, без высокомерия. Сергей Сергеевич может себе позволить на равных пообщаться со слугой или хозяином кофейни, щедро заплатить людям низшего сословия за оказанные ему услуги.

Паратов – балагур и весельчак, любит проводить время в беззаботной компании, с вином и цыганами. Вообще, он любит красиво жить, не жалея для этого денег. Внешний блеск его личности ослепил скромную девушку Ларису, уставшую от серости и убожества своего полунищенского существования, тщательно, но всё менее успешно скрываемого от посторонних глаз. Влюблённость и неопытность помешали Ларисе за внешним блеском разглядеть опасного хищника, скрывавшего до поры до времени свою натуру. Только вера в чудо заставила её надеяться, что этот ослепительный барин женится на ней, серой мышке, по причине большой и горячей любви. Где было знать этой девочке, что все, без исключения, люди для Паратова – лишь игрушки либо средства для достижения его целей. А главная его цель – богатство любой ценой.

Сергей Сергеевич ценит свободу личности, но только своей личности. Он понимает – только деньги могут дать эту свободу. И стремится к ним всей душой, используя любые средства. По его собственному признанию, Паратов готов продать всё, что принесёт ему прибыль, не испытывая при этом ни малейшего чувства жалости. Можно не сомневаться, что продаст он не только всё, но и всех. Не станет исключением из этого правила и горячо любившая его Лариса, единственная из всех людей, знавших Паратова, не подозревающая об этой стороне его натуры. Бросающаяся накануне собственной свадьбы с Карандышевым в объятия Паратова, девушка не знает, что её любовь всего лишь тешит самолюбие барина, льстит его тщеславию. Паратов хладнокровно губит её, толкнув на скользкий путь содержанки. Он и не думал жениться на ней, будучи помолвленным с богатой наследницей золотых приисков, что спасало его от банкротства.

Таким образом, настоящим, хоть и косвенным виновником гибели Ларисы является именно Паратов – безжалостный, циничный хищник, играющий чужими судьбами, как кошка с мышью.

Образец 2

Кто читал пьесу Островского А.Н. «Бесприданница» знают главного героя: богача, красавца и любимчика женщин Паратова. Вот уж по истине, какие мужчины нравятся. Обаятельный, богатый, умеет завоевать любовь, да еще и властный.

Любая провинциальная девушка почтет за честь уже только то, что он поглядел в ее сторону, а если еще пригласил провести вечер или проехать по улице, тогда уже фантазий нет придела. Паратов не только нравится слабому полу, но и мужчинам. Хотя не столько нравится, сколько они его боятся. У него все куплено, силой и наглостью природа его не обидела. Поэтому Сергей Сергеевич никого не боится и добивает всего чего только его душе угодно. Неважно, что при этом бывают, унижены люди, разбиты сердца. Его это не волнует. Главное это он и его желания.

Умение держаться в обществе, набитый кошелек, желание нравится женщинам, бесстрашие все эти качества позволяют ему быть в центре внимания. При этом может заслужить уважение тем, что даст хорошие чаевые в трактире слуге, поддержит разговор с теми, кто ниже по рангу и беднее его. Ради развлечения может потратиться на понравившуюся женщину. При этом не испытывая к другим ни уважения ни сострадания, ни тем более любви. Да он расточительный. В силу своего характера любит вести веселую жизнь. Но ради наживы и завладения богатством он пойдет на то чтобы жениться на нелюбимой женщине.

С таким мужчиной и встретилась провинциальная бедная девушка Лариса. Ей и в голову не могло прийти, что она для него одна из тех, с кем можно провести время и больше ничего. Обещания его и клятвы в любви ничего не значат. Он их говорит только потому, что девушки хотят это слышать. Он способен не только на обман, но и предательство. Лариса просто не хотела видеть отрицательные качества его характера в силу своей молодости. Разве может такой человек красавец с умными речами быть плохим человеком.

Паратов не из благородных рыцарей, которые мечтают о любви великой и единственной. Для него самая большая любовь это богатство и этому чувству он не изменит никогда.

Многие приятели знали о цинизме и черствости характера Паратова, но никто не предупредил Ларису об опасности. Все молча, смотрели, как гибнет девушка, и не протянули руку помощи. От этого ей стало совсем не выносимо.

Сочинение про Паратова Сергея Сергеевича

Александр Николаевич Островский подарил всему миру Паратова Сергея Сергеевича, который является одним из главных персонажей нашумевшей пьесы «Бесприданница», написанной 29 октября 1878 года.

Паратов – дворянин средних лет, имеющий высокое социальное и материальное положение, которое он почти полностью потерял. Внешность же его была окутана загадочной дымкой: он был одет в чёрный сюртук и белую фуражку, носил большую дорожную сумку на плече. Наверное, самое любимое занятие героя – трата денег, которая обуславливает его привычку вести весёлую и беззаботную жизнь, не смотря ни на какие обстоятельства.

Паратов – часто ужасный человек, что проявляет его бессердечность и безжалостность к окружающим его людям, которые проявляют некую осторожность и апатию по отношению к нему.

Исходя из качеств героя, можно с уверенностью сказать, что Паратов не испытывает особенных внутренних переживаний, ему наплевать на мнение других людей. Островский же не достаточно холоден к герою, что выражается в репликах между другими персонажами, ведь они не имеют к нему тёплых чувств, напротив, у общества сложено не самое лучшее мнение о герое.

Сергей никогда не стесняется в выражениях и всегда говорит то, что думает. Именно поэтому случаются такие моменты, когда он переходит все границы и совершает немыслимые и безрассудные поступки, имеющие весьма трагические последствия, которые могут разрушить судьбы других, ни в чём не повинных, людей. Подлость, безбожность, гордыня, легкомыслие: все эти качества олицетворяют личность нашего главного героя, которые раскрываются на протяжении всего произведения.

Таким образом, Паратов не является примером для подражания и, скорее всего, он был задуман как антигерой. Его поступки так и разят бесчеловечностью, которая проявляется в его повседневной жизни. Обманы и аферы сопутствуют его характеру на протяжении всей пьесы. Именно поэтому моё отношение к этому герою никогда не изменится, ведь невозможно даже попытаться оправдать того, кто не имеет ни капли человеческого.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

    Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную

  • Анализ произведения Июльская гроза Платонова

    Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.

  • Сочинение Я сижу на берегу моря, реки, озера

    Сижу я на берегу реки. Она бежит, движется, несет свои воды... они сверкают на солнце! Обязательно солнечный день, теплый. Но еще рано, а я ловлю рыбу. Очень люблю я рыбалку, а еще кошке от моей добычи радость

  • Я очень люблю собак и уверен в том, что это лучшие друзья! Они бываю разные. Это маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные. Собака может быть с родословной, а может и быть простой дворняжкой. Но, ведь она тоже друг человека

  • Образ и характеристика Василия Егоровича Князева в рассказе Чудик Шукшина сочинение

    Чудику на то время было 39 лет. Он занимал должность киномеханика в сельском кинотеатре. Кличку «Чудик» главный герой рассказа получил из-за того, что с ним случались разные забавные случаи, с которыми он ничего не мог поделать.

Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин ("блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев"). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны... - в общем, Паратов умел "красиво жить".

Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).

Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом. Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная ) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).

Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).

По большому счету, Паратов - пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.

Роль в сюжете пьесы

Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе. После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно. Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.

Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева. Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна... В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.

Цитаты Паратова

  • Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц...
  • О вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
  • Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
  • Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею
  • У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.
  • А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
  • Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
  • Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.
  • Я обручен. — Ах!. — Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь.
  • Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

Образ Паратова не столь интересенс точки зрения обывателей. Да, конечно, он полон пафоса, много наигранной удали. На самом деле элементарного эгоизма и расчетливости все-таки в нем больше. В произведении он выступает «блестящим барином», который очень азартен и имеет щедрую натуру. На самом деле, Паратов Сергей Сергеевич относится к тому типажу господ, которые под ликом роковых красавцев скрывают облик людей, которые находятся в постоянном поиске богатой кандидатуры. Претенденток, на которых можно выгодно жениться.

Лариса, которая нашла в Паратове привлекательные черты, не что иное, как наивное восприятие того, чего хочешь видеть. Те есть, она с удовольствием принимает желаемое за действительное. Сам А. Н. Островский назвал бы это элементарным позерством, которое рассчитано на то, что это подкупит наивных барышень. Даже такие девушки, как Лариса, как, оказывается, могут быть полезны. Именно для таких случаев, у Паратова всегда были в запасе красивые слова и «крылатые» фразы, чтобы впечатлять «прекрасных особ». Это просматривается в противоречивости слов и поступков Паратова. Скажите, зачем человеку с душой, которая тянется к прекрасному, веселому и легкому, так тяжко вздыхать и рассуждать о выгоде, которую не стоит пропускать ни в коем случае. Манера ведения разговора оставляет незабываемое впечатление, которое остается в результате общения с человеком благородного рода. Правда, то, как он холодно сообщает Ларисе о том, что он помолвлен и как цинично использует ее в своих собственных целях, выставляет его в свете маски двуличия.

Все свои поступки Паратов совершает с целью высмеять и унизить других. Он насмехается над Карандышевым и унижает Ларису, увозя ее с собой на теплоход во время проведения званого обеда в честь ее, как невесты Карандышева. Как мы понимаем, ничего положительного в этом образе, однозначно нет. Ему странным образом удается перемешать планы некоторых людей, до неузнаваемости изменить их настрой на будущее.

На самом деле его позерство прикрывает абсолютно пустого человека, не способного на какие-либо переживания и чувства. С одной стороны его могут понять такие, как Кнуров и Вожеватов, которые кроме холодного расчета жизнь мерять не могут.

От таких кавалеров, как Паратов не стоит ожидать порядочности, так как всю жизнь привыкли изображать благородство, а не проявлять его. Говорить о хороших поступках, а не совершать их. С другой стороны, на его уловки покупаются не только такие простушки, как Лариса. Не забывайте, что Паратов человек, находящийся в постоянном поиске выгоды. И по-другому вести себя не может, иначе будет выглядеть менее выгодно, чем другие.

Многие поступки говорят красноречивее его слов. Он достаточно хитер в отношении людей. Самое удобное в его поведении то, что он очень тонко понимает человеческую душу и может определить, что же именно беспокоит собеседника. При разговоре, он способен принимать сторону виновника разговора, приняв его правила игры. Он легко подстроится под настроение своего оппонента. Таких людей, как Паратов, как правило, на пьедестал ставит женщина, не важно - любящая, любимая или жертва этих чувств. Это они придумывают себе идеальные образы, которым поклоняются очень долго. Такой оказалась и Лариса, которая сотворила себе «кумира». Сама же, потом и поплатилась. Попалась в хорошо расставленные сети. О чувствах можно было бы говорить, но не с людьми, которые имеют свой капитал благодаря трезвому, холодному и расчётливому уму.

Такие люди очень часто даже не задумываются о последствиях, они преследуют свои интересы, прохаживаясь по судьбам и чувствам других людей, которых, кстати, могут считать за слабаков. Так что, за всем этим фарсом и пафосом вряд ли скрывается человек, который способен хотя бы на понимание.

.

Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?

Сергей Сергеич Паратов – один из главных героев произведения “Бесприданница”, он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.

Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль.

“Паратов. Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски”.

Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет: “…чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка…”. В остальных действиях Паратов также следит за своим внешним видом, держится всегда очень строго.

Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов – барин, он спокойно позволяет себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея Сергеича, тот заплатил ему рубль).

Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками, свойственными для народной, простой речи.

Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел, но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой жизнью и стать связанным узами брака.

“Паратов. Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно веселей провести последние дни”.

Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.

По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно. С одной стороны он решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания, т.е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся Василию, что счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж.

Среди “своего” общества Паратов – желанный гость. Его везде хорошо принимают. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.

Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа “прекрасного принца на белом скакуне”, о котором все мечтают. На самом деле Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит только “маску”, которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё, чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.

Жанр романа «Отцы и дети» можно определить как социально-философский.
Действие его относится к 1859 году, когда в России сложилась революционная ситуация. В русском обществе обострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны. И сам жанр романа подчинён их раскрытию - в основе сюжета споры, отражающие общественное настроение поколения 1860-х годов. В эту эпоху разночинцы-демократы выступали за революционный путь развития России, они считали, крестьянскую революцию главным источником коренных изменений в жизни страны. Либералы же предлагали путь постепенных реформ, ограничивающих самодержавную власть, освобождающих крестьян от крепостной зависимости, но сохраняющих помещичьи землевладения. Таким образом, Тургенев показывает возможные пути преобразований России. Этот главный вопрос сформулирован устами Аркадия Кирсанова. Он говорит: «...небогатый край этот, не поражает он ни довольствием, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»
Заметим, что острые общественно-политические проблемы отличают романы Тургенева от его повестей. В романах человек предстаёт в общественном бытии, а в повестях на первый план выдвинуты проблемы личной жизни героя. В романах действие обычно происходит динамично, в течение нескольких месяцев, а иногда и недель. Внимание читателя занимает одни главный герой, которого окружает небольшое число второстепенных. Автор показывает его в кризисные моменты жизни, которые составляют основу повествования. В этом заключается «новеллистичность» романа.
Но главную силу тургеневского романа представляет ситуация «rendez-vous», то есть испытание героя любовью. Роман «Отцы и дети» не является исключением. Любовь Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. подчеркивает, что это человек эпохи 40-х годов, романтик, живущий в им же самим придуманном мире. Взаимоотношения Николая Петровича Кирсанова с Фенечкой имеют совершенно другую окраску. Эта любовь к пугливому беззащитному существу раскрывает глубину души героя. Но основная любовная интрига сдвинута во вторую часть романа, а первую занимают идейные споры героев, отражающие отношения Кирсанова и Базарова к народу.
Рассмотрим главных участников спора и основные его аспекты.
Павел Петрович Кирсанов - аристократ как по происхождению, так и по убеждениям. «Его аристократическую натуру возмещала совершенная развязность Базарова», - пишет Тургенев. С детства он не был приучен к труду, вёл праздный образ жизни. Ни одного вечера он старался не проводить дома, ему приятно было находиться в обществе, в котором его «носили на руках».
Евгений Васильевич Базаров - полная противоположность Павлу Кирсанову. Он гордится тем, что он, сын полкового лекаря, сам пробивал себе дорогу в жизни и достиг каких-то результатов. Базаров занят естественными науками, главным образом медициной. По словам Аркадия, он «хочет держать на доктора».
Теперь обратимся к основным темам споров. Во-первых, обрести внимание на философский аспект. Здесь Кирсанов выступает как убежденный идеалист и защитник религии. Он с ужасом отмечает, что Базаров отрицает Бога. Ему не понятны материалистические убеждения противника. Основой философских убеждений Базарова являются естественные науки; он сторонник вульгарного материализма, сводящего духовную жизнь к материальной. Для него все высоконравственные предметы представляются предрассудками романтизма, которых он не признает. По его мнению, « порядочный химик в двадцать ряд полезнее всякого поэта».
Такие герои по-разному смотрят на общественно-политические вопросы. Кирсанов - консервативный либерал, выступающий за реформистский путь развития страны. Его идея - английский парламентаризм, то есть классическая конституционная монархия. Он безгранично восхищён английскими лордами. Кирсанов утверждает, что «аристократия дала свободу Англии и поддерживает её». Базаров же выступает за революционный путь развития страны. По цензурным соображениям Тургенев не мог вложить в уста героя революционные лозунги, но по отдельным высказываниям можно судить о его воинственном настроении, он «драться хочет». Но у Базарова нет положительной программы преобразования общественного устройства, так как он нигилист. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить», - говорит Кирсанов. Мы видим, что в настоящий момент главная цель Базарова - разрушить старую систему жизни русского общества, и не важно, какова будет новая.
А отношения героев к народу близки друг другу. В позиции Кирсанова мы замечаем черты славянофильства. Он говорит, что народ «свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры». Базаров считает народ тёмным, грубым, невоспитанным, но это вызывает у него боль.
Особое место в композиции романа занимают портрет и пейзаж. Тургенев выступает здесь как мастер портретной характеристики персонажа. Он представляет всех своих героев, показывая их во весь рост. В описании внешности важную роль играют детали, манеры, жесты, взгляды.
Например, по описанию внешности Фенечки («Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками») мы можем судить о её характере. Она мила, простодушна и добра.
Для Павла Петровича, педанта и истинного аристократа, характерны такие детали одежды, как «тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».
Не менее важную роль в романе играет пейзаж.
Описание природы в III главе носит социальную окраску. Тургенев показывает нищету, убогость и непривлекательность природы, подчеркивая тем самым состояние России в целом в данный момент.
Давая описание летнего вечера в XI главе, Тургенев явно вступал в спор с утверждениям Базарова о том, что « природа не храм, а мастерская». Этот пейзаж заставил воскреснуть в сознании Николая Петровича многие воспоминания прошедшей жизни. Он снова представил свое первое знакомство с матерью Аркадия, вспомнил время, проведённое с сыном. Таким образом, автор показал огромную силу воздействия природы на человека, пробуждающую все самое хорошее, что есть в его душе.
Рисуя картину сельского кладбища, Тургенев утверждает мысль о том, что природа, как и сама жизнь, вечна. Он пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
И последнее, что хотелось бы отметить, говоря о своеобразии романа, -это «тайный психологизм» Тургенева, считавшего, что «писатель должен быть психолог, но тайный». В «Отцах и детях» мы не найдём разветвлённых внутренних монологов героев, автор показывает их состояние через детали, жесты. Например, после разговора Одинцовой с Базаровым чувствуется её внутреннее напряжение, волнение. Автор пишет: «Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и, внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова».
Таким образом, в романе мы видим мастерски нарисованный портрет и пейзаж. Тургенев предстаёт перед нами в роли «тайного психолога». Этим и обусловлены жанровые и как следствие композиционные особенности романа.