Камю посторонний краткое содержание для читательского дневника. Перспективы и отказ. В чем смысл повести

«Кавказский пленник»

Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем липам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки - цвет. На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов. Воробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, - просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков. Над скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на веселую рябь речонки… В такой чудесный день никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли. А вдоль решетчатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по эту - дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака… Добегали до края ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в изнеможении не падали наземь. Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались. Мчаться вперед… Большего собачьего удовольствия ведь и на свете нет!

Внизу, за еще сквозными кустами сирени, покачивалась на Крестовке пристань. Мало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая северный край Крестовского острова. А речка была славная… Переливалась солнечной чешуей вода. Микроскопические рыбки оплывали хороводом пестрые сваи перед домами. Посредине во всю длину тянулась узкая, обсаженная черемухой коса. Против середины косы вздымался большой сарай и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб. Из сарая шестеро тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную-длинную легкую гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купаться пошла. Спустили лодку на воду, уселись и понеслись к Елагину острову, плавно, в такт гребли, откатываясь на подвижных сиденьях назад для нового взмаха… Сын прачки, помогавший матери на берегу укладывать белье в корзину, посмотрел вслед и сам себя от удовольствия ногой лягнул.

У пристани, внизу, отчаянно скрипела на цепочке и шлепалась о воду лодка. Да и как ей было не скрипеть и не шлепать, когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в лодку и изо всех сил стала ее раскачивать. Вправо - влево, вправо - влево… Вот-вот краем зачерпнет воды до самого борта!

Плывший на плоскодонном челне старичок в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам. То там, то сям покачивались прибитые к берегу поленья, чурбашки либо обломки досок. Старичок подтягивал багром добычу, укладывал поперек челна и медленно шлепал по воде дальше. Засмотрелся на далекие старые ветлы вдоль окраинной дороги Елагина острова, послушал, как на мостике справа гудят копыта, скрестил руки и весла и позабыл про свои дрова.

А в Крестовку с Невы вплыла новая компания: писаря с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские воздушные шары зонтиками… Легкая песенка под перебор веселых ладов прокатилась по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли к берегам. Скворец в саду на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году он ее здесь слышал, - не та ли самая компания в лодках проплывает?…

Всем было весело в этот весенний день: воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль забора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке. Даже чья-то старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетеном кресле на балконе, подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали по реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейся на теплом бревне кошки…

В длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно. В кабинете на письменном столе сидел рыжий котенок и, удивленно прислушиваясь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины. В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали… А на стене, над старым, похожим на мягкую гитару диваном, висели портреты тех, кто книги эти когда-то написал: курчавый, благосклонный Пушкин, седые, бородатые Тургенев и Толстой, гусар Лермонтов с вздернутым носиком… В ясный цвет синекубовых обой были выкрашены и двери и рамы. Ветер сквозь форточку вздувал тюлевую занавеску, будто парус надувал. Ему ведь все равно, лишь бы забавляться. Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «Какая у них тут в Петербурге весна?»

За отдернутой портьерой виднелась милой терракотовой окраски столовая. На карнизе кафельной печки сидела пучеглазая румяная матрешка: одна нога босая, точно обсосанная, другая - в роскошном бархатном валенке. Сбоку дремал дубовый буфет с верхним этажом на львиных лапах. За гранеными стеклами блестел прабабушкин чайный сервиз, темно-голубой в золотых виноградинах. Вверху бились вдоль окна молодые весенние мухи, волновались, искали выхода в сад. На овальном столе лежала детская книга, раскрытая на картинке. Раскрашивали ее, должно быть, детские руки: кулаки у человеков были синие, лица - зеленые, а курточки и волосы телесного цвета, - иногда ведь так приятно раскрасить совсем не так, как в жизни полагается. С кухни доносился веселый, дробный стук сечки: кухарка рубила мясо для котлет и в такт стуку и тиканью стенных часов мурлыкала какую-то котлетную польку.

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей, Вали, даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, - точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.

Дело, конечно, не в пышке. Только что прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. Раз написано, - значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу, которую, может быть, взрослые нарочно выдумали, чтобы детей пугать…

Старших никого не было: мама уехала на Крестовской конке на Петербургскую сторону за покупками, отец в банке - на службе. Кухарка про «Кавказского пленника», разумеется, не знает, няня в гости укатила, кума у нее именинница… Можно было бы няне все своими словами пересказать, у нее ведь сын фельдфебелем на Кавказе служит, письма ей пишет. Может быть, она от него узнает: правда ли? мучают ли так людей? Или когда-то мучили, а теперь запрещено?…

Что ж, все-таки удрал он в конце концов благополучно, - сказала со вздохом Катюша.

Ей уже надоело кукситься: день был такой светлый. И раз окончание хорошее, значит, не стоит особенно и горевать.

Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?

И больно-пребольно велел их высечь! - обрадовалась Валя. - Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не сажали, чтоб колодок не надевали… Не кричать! Не сметь кричать… А то еще получите.

Впрочем, Валя сейчас же и передумала:

Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту, порублю! Слышите вы!.. Татарской же девочке Дине, которая меня лепешками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла бы „Кавказского пленника“ прочесть. А теперь вон с моих глаз!»

Вон! - закричала Катюша и топнула каблучком в пол.

Постой, не кричи, - сказала Валя. - И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крестилась… И потом вышла за него замуж…

Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец. Теперь, когда они расправились с татарами и так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче… Они надели калошки, вязаные кофточки, еле-еле открыли вдвоем набухшую дверь и вышли на крыльцо.

Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сестры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. Нечего, в самом деле, разбойникам потакать!

В углу сада, у старой, заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… Они переглянулись и поняли друг друга без слов.

А где ж мы пленных возьмем? - спросила младшая, с наслаждением втискивая в глину каблуком пустой вазон.

Мишку посадим…

Ну конечно! А кто будет Диной?

Нет, я!..

Нет, я!..

Сестры подумали и решили, что спорить не стоит. Конечно, лучше быть Диной, чем свирепым татарином. Но сначала они обе будут татарами и поймают Мишку в плен. А потом Валя станет Диной, а Катюша ее подругой, и обе помогут пленникам бежать. Кто ж будет вторым пленником, Костылиным?

Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом. Чего же и искать больше?

Мишечка!..

Мышонок!

Чего надо? - звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.

Играть иди!

Через минуту Миша, дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе, и привык во всем подчиняться девочкам из флигеля.

Во что играть будем?

В «Кавказского пленника», - объяснила Валя. - Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял?

Сажайте, что ж.

И Тузик с тобой. Вроде товарища. А лошадь под тобой мы застрелим.

Стреляй, ладно.

Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…

Паф! Паф-паф! - закричали девочки с двух сторон. - Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

Не попали! - Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

Паф! Паф!

Не попали…

Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сестры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Еще упирается! Что это на него сегодня нашло…

Постой, постой! - Валя полетела к флигелю и стрелой примчалась назад с постельным ковриком, чтоб Мишке мягче было на дне сидеть.

Мишка спрыгнул, уселся. Тузик за ним, - он сразу понял, в чем игра заключается.

Чего теперь делать? - спросил Мишка из ямы, утирая ватным рукавом нос.

Катюша задумалась.

Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно обманет… Что с него взять? А Тузик? Ведь он - Костылин, он богатый…

Девочки уселись в оранжерее на щербатой ступеньке и на дощечке нацарапали огрызком карандаша за Тузика все, что следовало: «Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник». Дощечку мигом доставили дворнику Семену, который колол во дворе дрова, и, не ожидая ответа, побежали к яме.

Пленники вели себя очень странно. Хоть бы попытались удрать, что ли… Катались весело по коврику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

Стоп! - закричала Валя. - Вот я вас сейчас рыжему татарину продам…

Продавай, ладно, - равнодушно отозвался Мишка. - Как дальше играть-то?

Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… Мы теперь татарские девочки… А мы тебе за это лепешки бросать будем.

Из чего лепить-то?

В самом деле. Не из листьев же. Валя опять слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда, матрешку, безногого паяца и платяную щетку - все, что на скорую руку в детской собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (еще вкуснее лепешек!).

Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

Не так скоро! Чучело какое…

Ладно. Давай лепешки!

С «лепешками» тоже вышло не совсем хорошо. Первый пирожок поймал на лету Тузик и с быстротой фокусника его проглотил. Угрем из-под Мишкиной подмышки вырвался - проглотил и второй… И только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.

Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники наконец удрали.

Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. Разве плохо в теплой яме? Над головой облака сквозь березки продираются, в кармане у Мишки еще кусок булки нашелся. Тузик стал блох искать, а потом к мальчику примостился - на коврике мягко - и ежом свернулся. Куда там еще бежать!

Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Ведь могло быть и четыре пленника. А бежать днем все равно не полагается. У Толстого так ведь и написано: «Звезды видны, а месяц еще не всходил»… Время еще есть. И колодки надо на всех набить, - в оранжерее целую охапку дощечек нашли.

Тузик в полусне покорно протянул девочкам лапу: «Набивайте хоть на все четыре… Все равно сами и снимете».

Часа через два вернулась с Петербургской стороны мама девочек. Обошла все комнаты - нет дочек. Посмотрела в сад: нет! Кликнула было няню, да вспомнила, что няня сегодня к куме в Галерную Гавань отправилась. Кухарка ничего не знает. Дворник показал дощечку: «пять тысяч монет»… Что такое? Да и его Мишка бог весть куда провалился.

Всполошилась она, вышла на крыльцо…

Дети! Ау… Валя! Ка-тю-ша!

И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:

Мы здесь!

Где здесь?!

Что вы здесь делаете?

Мы кавказские пленники.

Какие там пленники! Ведь сыро же здесь… Сейчас же марш домой!..

Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошелся.

Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.
.........................................................................
Copyright: Саша Чёрный рассказы, проза

82. Тема: «Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник.»»

5 класс литература 14.04.2016

Цели : вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание текста; уметь словесно рисовать текст; воспринимать и анализировать текст, давать характеристики героям.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

    Организационный момент

- Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… («Пять!»)

Итак, ребята, все ли готовы закрепить полученные знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Итак, ребята, перед вами тема урока. Скажите, пожалуйста, каких целей мы свами должны достигнуть на уроке?

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний уч-ся. Актуализация знаний.

    Давайте попробуем охарактеризовать героев рассказа при помощи синквейна.

Мишка.

Маленький, послушный

Согласился, сидел, веселился

Он во всем подчинялся девочкам

«Мальчик с пальчик».

Тузик

Верный, беззаботный

Играл, сидел, кушал

Не понимал, чего от него хотят

Девочки

Впечатлительные, настойчивые

Прочитали, придумали, увлеклись

Пытались инсценировать прочитанное

Мечтательницы.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Александр Михайлович Гликберг - Однажды он открыл секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".

Псевдоним – это…вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий

Саша Черный. Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать).

Саша Черный. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник".

Саша Черный.В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.

Саша Черный.В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов "Разные мотивы", в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу.

Саша Черный. В 1912 - 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель.

Саша Черный. В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 - 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.

Саша Черный. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.

5. Первичная проверка понимания.

Тестовые вопросы по биографии и творчеству С.Чёрного.

1. Год рождения:

а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890. (А. 1880 год)

2. Место рождения:

а) Москва; б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир. (В. Одесса)

3. В каком году дебютировал:

а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900. (Б. 1905 год)

4. Чем не занимался Саша Черный:

а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов. (В. Составление словаря)

5. Где активно стал проявлять себя как детский писатель:

а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас. (В. Берлин)

6. Настоящее имя писателя:

а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский. (Б. Александр Михайлович Гликберг)(а – Горький, б – Черный, в – Северянин, г - Грин)

6. Контроль усвоения, обсуждение и их коррекция.

Дома вы читали этот текст. Давайте кратко перескажем его.

Рассказ "Кавказский пленник".

    Где происходит действие? (В саду, «В углу сада, в старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой…»)

    Какое время года изображено? (весна, «Всем было весело в этот весенний день…»)

    Как выглядели девочки? Почему? («У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, - точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.» Им было грустно, так как они прочитали «Кавказского пленника». )

    Какое впечатление на девочек оказал рассказ "Кавказский пленник "? («разволновались ужасно»)

    Как решили поиграть девочки? (стр.168 – 169 «В «Кавказского пленника», - объяснила Валя. - Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял! »)

    Работа в группах

Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте:

1 группа. Описание обстановки дома, где жили девочки; - стр. 165 – 166

Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь

2 группа. Описание внешнего вида девочек; - стр. 166

3 группа. Описание природы – стр. 163 - 165

    Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?

    Объясните заключительные строки рассказа?

    Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?

    Работа с литературоведческим термином.

Юмор в рассказе.

Юмор – изображение героев в смешном виде.

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

7. Домашнее задание.

Прочит рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон"

Составим схему:

1. Кто главный герой рассказа?

2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?

3. В какую игру он играет?

4. Какие детали на это указывают?

5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?

6. Чем закончилась эта игра?

7. Как ведёт себя Игорь?

8. Что делает Игорь на острове?

9. Когда осматривает владения, что он себе представляет?

10. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?

11. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?

12. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?

13. Кто спасает Игоря?

14. Как заканчивается рассказ?

8. Подведение итогов.

Спасибо, ребята, за работу!

Сегодня мы с вами повторили биографию Саши Черного. Проанализировали текст «Кавказский пленник».

Вспомнили, что такое псевдоним. Поговорили о роли детали в описании. Дали определение термину юмор.