Как ноздрев относится к чичикову. Отношение Чичикова к Ноздреву. Анализ эпизода "Чичиков у Ноздрева". IV. Домашнее задание

Цели:

  • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
  • высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;
  • формировать умение работать с текстом;
  • научить отстаивать свою точку зрения;
  • развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;
  • расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову.

Тип: сценическая постановка.

Действующие лица:

Сцена “За столом”: Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович, Фенечка, Катя Одинцова, Анна Одинцова.

Сценические картины:

Аркадий – Базаров

Павел Петрович – Базаров

Одинцова Анна – Базаров

Николай Петрович – Базаров – Аркадий

Фенечка – Базаров.

Ход урока

Всем было немножко грустно и, в сущности, очень хорошо.

“Отцы и дети”

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас заключительный урок по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Роман прочитан, но осталось много неясного, не на все вопросы получены ответы: кто же такой Базаров? Герой положительный или отрицательный? Кто прав: Базаров или Павел Петрович? Что было бы с героями, если бы Базаров остался жив? Сегодня мы попытаемся провести урок так, чтобы нам стало ясно, что же хотел сказать автор читателям? Правильно ли вы его поняли? Но ответить на вопросы, которые поставил перед нами Тургенев в романе, попытаются его герои. Итак, приглашаю вас в имение Марьино, в дом к Кирсановым, через 6 месяцев после смерти Базарова.

Чтец: Зачитывает начало 28 главы (1 абзац).

1. Сценическая картинка: Накрыт стол, прислуживает Прокофьич, в чёрном фраке и белых перчатках, он особенно торжественен. Все предупредительны друг с другом, ухаживают друг за другом с особой любовью.

Николай Петрович: Сегодня мы провожаем тебя, милый брат, милый Павел Петрович, конечно, ненадолго; но всё же я не могу не выразить тебе, что я… что мы…. Сколь я…. сколь мы…… вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам скорее!

Все целуются с Павлом Петровичем, выпивают вино.

Катя Одинцова: Я хочу поднять этот бокал так же в память Базарова….

Все на минуту замолкают в замешательстве, потом начинают говорить все разом:

Как можно его забыть!

Неординарная была личность!

2. Аркадий: Я помню один наш разговор с ним, мы были в гостях у его родителей…..

Сценическая картинка: На заднем плане стог сена. Под ним Аркадий и Базаров. Диалог из 21 главы

Знаешь ли ты, о чём я думаю? – промолвил Базаров, закидывая руку за голову……..

Базаров помолчал.

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, – проговорил он с расстановкой, – тогда я изменю своё мнение о самом себе.

Аркадий: В тот день, во время нашего разговора, я понял, что Базаров несовершенен. Но это не отвратило меня от него, просто я увидел в нём человека, который может быть мягким, которому не чужды человеческие слабости. Я думаю, что в нём больше положительных черт, чем отрицательных. Я ведь тоже увлекался нигилизмом. Если бы он не умер, думаю, мы были бы друзьями, хотя он и сравнивал меня с грачом, я не в обиде на него. (Поднимая бокал) В память Базарова!

3. Павел Петрович: Признаться, я тоже был горяч в беседах с ним. Но я был готов к примирению, может, я не показал этого?! Но он был так категоричен, он не хотел меня слушать, вспомните…….

Сценическая картинка: накрыт стол в гостиной. За столом НП, ПП, Аркадий, Базаров.

Разыгрывается диалог из 10 главы:

ПП взмахнул руками.

Я вас не понимаю после этого. ……………..

Несчастный! – возопил Павел Петрович.

Павел Петрович: Он не хотел никого слушать! Он не понимал, что без прошлого нет будущего, но, благодаря Базарову, я тоже многое понял. Наш спор неразрешим, нет правых и неправых. Если бы слышали не только сами себя, а друг друга – то, возможно, пришли бы к какому-нибудь консенсусу. Жаль, всё-таки личность была принципиальная. (Поднимая бокал) В память Базарова!

4. Николай Петрович: А я-то как его полюбил, ведь как с Аркадием увидел, так и полюбил, он, конечно, посмеивался надо мной, ну да ладно…., вам молодым и надо нас, стариков критиковать, жаль его (промокнул платочком глаза).

Сценическая картина: Приезд Базарова и Аркадия (глава 1).

Николай Петрович сидит на лавочке, вглядывается вдаль. Входит Базаров и Аркадий.

Николай Петрович: Аркадий! Аркадий!

Аркадий: Дай же отряхнуться, папаша. (Обнимает отца) Папаша, позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович: Душевно рад, и благодарен за доброе намерение: посетить нас; надеюсь…. Позвольте узнать ваше имя и отчество?

Базаров: Евгений Васильев. (отвечает пренебрежительно, лишь слегка приподнимая фуражку и отворачивается)

Николай Петрович: Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если это только тебе это не наскучит.

Аркадий: Конечно, но что за чудный день сегодня!

Николай Петрович: Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске! А впрочем, я согласен с Пушкиным:

Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое….

Базаров: (пренебрежительно хмыкает, смотрит на НП с удивлением) Аркадий! Дай мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович испуганно замолкает, краснеет.

Николай Петрович: В память Базарова! (поднимает бокал).

5. Фенечка: А доктор, какой был! Митенька сразу его полюбил, и лечил он Митеньку, и обходительный был, я за него завсегда в церкви свечку ставлю.

Сценическая картинка: разыгрывается диалог знакомства Фенички с Базаровым. Глава 9

Приблизясь к Феничке Базаров скинул картуз:

Позвольте представиться…..

Это точно, – подтвердила Феничка. – Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдёт.

6. Одинцова Анна Сергеевна: Я таких мужчин никогда не встречала. Чтобы при таком уме и взглядах и так сильно любить женщину! У меня всегда перед глазами наше объяснение.

Сценическая картинка: Спальня Одинцовой. Разыгрывается диалог из главы 18.

Одинцова протянула руку:

Евгений Васильевич, извините меня, но я позвала вас сюда не с тем, чтобы рассуждать об учебниках. …………….

Он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь.

Она не тотчас освободилась из его объятий.

Анна Одинцова: Никогда мне уже не пережить таких ощущений, и никогда я не встречу такого мужчину!… Не знаю, если бы он не умер, думаю, я сдалась бы его напору. (Поднимая бокал). В память Базарова!

7. Аркадий: Базарова многие осуждают. А посмотрите, что о нём написано в критике!

8. Сценическая картинка: Разговор критиков.

Д.И. Писарев: Здравствуйте, любезный М.А. Читали новое творение господина Тургенева?

М.А. Антонович: Добрый день, Дмитрий Иванович. А как же, уже и статью к печати готовлю.

Писарев: Ну и каково Ваше мнение?

Антонович: “…нет ни одного живого лица и живой души, а всё только отвлечённые идеи и разные направления, олицетворённые и названные собственными именами”

Писарев: Да что вы? А как вам главный герой?

Антонович: “ обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодёжь, а весь роман – клевета на молодое поколение”.

Писарев: Я не согласен с вами. Ведь “ Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. …. Ни один из героев романа не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера”.

Разговаривая, проходят за сцену.

Аркадий: Но ведь без таких людей не творится история, пусть иногда они творят её слишком категорично, не задумываясь о последствиях, но такие люди нужны. И, я думаю, не случайно такие люди рождаются именно в России, ведь именно у нас самая богатая и непредсказуемая история. А погиб такой яркий человек, которому предсказывали великое политическое будущее, банальной смертью, смертью человека вообще, жизнь которого находится во власти капризов “ всемогущей стихии”. Выходит сама жизнь опровергла его теорию. Так давайте просто жить, наслаждаясь настоящим моментом. (Поднимая бокал) В память Базарова!

Заключительное слово учителя: Мы убедились, что в романе “Отцы и дети” поднято много различных тем. Это быт Кирсановых и социальный конфликт поколений, это роман и о любви, об отношениях людей близких и далёких по духу, о месте человека в обществе.

Я думаю, что этот роман не оставил равнодушным никого из вас, и каждый из вас придёт к своим выводам, которые он вынес из этого произведения, нельзя всем думать одинаково, но одно непререкаемо: надо наслаждаться каждым моментом жизни. Не спешить разрушать то, что сделано до тебя и, возможно, для тебя и во имя тебя.

Д\з. Сочинение по роману “Отцы и дети”. Темы были предложены ранее.

Базарова Тургенев тоже заставляет внезапно уйти из жизни. Но еще ранее выясняется его несостоятельность как социальной фигуры. Хотя Базаров еще в последнем разговоре с Павлом Петровичем отказывается от своего прежнего сугубо негативного взгляда на народ и признает непознаваемость народной души (“Русский мужик - это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Радклиф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает”), он все равно остается ему глубоко чужд (“Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового”). Отвратившись от общественного поприща, оставшись без сторонников, порвав без сожаления с Аркадием (“Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич”), получив отказ любимой женщины и, наконец, разуверившись в правоте своего мировоззрения, давшего неисправимую трещину, Базаров теряет свое место в жизни и перестает ею дорожить. “Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях”. Ни примирение с действительностью, ни борьба за ее изменение, ни ее безоговорочное отрицание не видятся ему теперь равно возможными. Поэтому его смерть предстает перед нами и как результат совпадения роковых случайностей, и как логическое следствие его духовного кризиса.

Перед лицом смерти выявляется до конца вся сила базаровской натуры. “Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг”. “Нигилист остается верен себе до конца”. Оставаясь медиком, он хладнокровно отмечает этапы своей болезни, злясь на смерть как на нелепую случайность и презирая себя за беспомощность (“Что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится”). “В критическую минуту [он] не меняет своего мрачного миросозерцания на другое, более отрадное” (“Да, поди попробуй отрицать смерть! Она тебя отрицает, и баста!”). Но перед концом он все-таки посылает за Одинцовой, чтобы проститься со всем дорогим, что оставалосьу него в жизни, - проститься с жизнью как таковой. Прося у нее последний поцелуй, он неожиданно говорит с такой же “красивостью”, за которую так негодовал на Аркадия: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...”, что означает его невольную капитуляцию перед прежде столь презрительно третируемым им романтизмом.

Одной из последних фраз Базарова Тургенев сделал слова о его ненужности для России: “Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен...” Это должно означать, что России не нужен нигилизм, не нужно разрушение, а надобны созидатели, труженики, мастера и просто честные люди. Таким образом, Базаров не нужен России как нигилист, но, несомненно, нужен как выдающаяся личность. Будучи нигилистом, отрицателем по мировоззрению, Базаров нигде в романе не выступает собственно разрушителем, посягнувшим на какие-либо сокровенные жизненные ценности. От этого его удерживают всякий раз здравый смысл, прирожденные нравственность, благородство и чувство справедливости, так как Базаров не сомневается признать правоту и хорошие качества даже совершенно чуждых ему по духу людей. Он великолепно знает свое дело, образован и трудолюбив, ненавидит слабость во всех ее видах, ненавидит русскую расслабленность воли и душевную нечистоплотность. Он способен к упорному созидательному труду - и этим он нужен России. Он умнее, сильнее и “больше”, чем исповедуемая им теория, которая становится глупой и вредной, как только попадает на вооружение к бездарным Ситниковым.

Возвеличив нигилиста, сделав его почти титанической фигурой, равной которой по силе нет в романе, Тургенев поступил очень смело, фактически пойдя против своих единомышленников. И его друг П.В. Анненков, и издатель “Русского вестника” М.Н. Катков уговаривали его переделать роман, снизив образ Базарова, чтобы не дать нигилистам утвердиться в общественном мнении. Но Тургенев был явно увлечен своим героем, и именно в силу его новизны, яркости и предельной чуждости миру писателя - миру дворянской культуры и искусству. “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу, - писал Тургенев Фету в апреле 1862 г. - Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной чужостью и резкостью... - я виноват и не достиг своей цели”.

Так оказывается в конце концов снятым основной конфликт романа - вместе с устранением из жизни обоих антагонистов. Но жизнь продолжается дальше, оказываясь бесконечно сложнее, чем то представлялось героям, а противоречия между поколениями, казавшиеся столь острыми в начале романа, сглаживаются и уходят. В один день совершаются две счастливые свадьбы - Аркадия и его отца, на свет появляется следующее поколение, а Аркадий тем временем берется за хозяйство, не дававшееся его отцу, и понемногу исправляет положение. Последняя же картина романа - изображение могилы Базарова с безмятежно растущими на ней цветами - соотносит все действие романа с вечностью, перед лицом которой растворяется конфликт двух исторических сословий. Торжествуют те самые силы природы, которые действовали в Базарове даже помимо его сознания и воли и продолжают владычествовать в мире и после его исчезновения. Те же герои, которые любили природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным, неодолимым силам, действующим в ней, обретают истинное счастье в любви, и жизнь продолжается именно ими. (По свидетельству самого автора, истинное счастье в романе достается все-таки мягкому Аркадию: “Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек”.) Природа как мать всего живого, источник “всякого дыхания”, божественная мудрость которой проявляется в ее совершенной красоте, - не просто величаво-“равнодушна” к судьбам своих детей, как писал Пушкин в своем знаменитом философском стихотворении, а примиряет их в своей любви и “жизни бесконечной”.

Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя.

Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – степенного, серьезного, собранного. Однако существует гипотеза, что все помещики, которых посещает Чичиков, являются в какой‑то степени его двойниками, со всеми ними его что‑то объединяет. В частности, с Ноздревым объединяет их то, что оба они так или иначе плуты, но Ноздрев – плут «бескорыстный», а Чичиков – плут‑предприниматель. Впрочем, при сходстве этого внутреннего зернышка характеры их и манера поведения различны. Это можно проследить уже на материале эпизода в трактире.

Чичиков останавливается в трактире с определенной и естественной целью – дать отдохнуть лошадям и подкрепиться самому. Относился он к «господам средней руки», которые обладают прекрасным желудком – «завидным даянием неба», как говорит о нем автор. Поэтому Чичиков заказывает блюдо серьезное – поросенка, да чтоб непременно с хреном и сметаною. За едой он расспрашивает хозяйку обо всем, что касается ведения трактира, ее семейного достатка, разузнает, какие в окружности живут помещики. В общем, ни на минуту не забывает о своем основном деле. Зачем остановился у трактира промотавшийся, проигравшийся, не имеющий денег заплатить даже за рюмку водки Ноздрев, так и не становится понятным. Скорее всего остановился потому, что просто не может проехать мимо какого‑либо трактира, зная, что там нередко можно повстречать кого‑нибудь, положить начало очередному приключению.

Так и случилось. Ноздреву «посчастливилось» встретить Чичикова, последнему же можно лишь посочувствовать, потому что для него это была завязка приключения вряд ли интересного и желанного. Ноздрев, зайдя в трактир, тут же будто заполняет собой все пространство, на задний план уходят и Чичиков, и зять Ноздрева, и хозяйка, которой удается предложить новому посетителю, забывшему, что в трактирах принято обедать, лишь рюмку анисовой. Ноздрев безмерно рад видеть Чичикова, представляет его зятю как человека родственного и приятного ему, убеждает, что видит в их знакомстве и встрече чуть ли не вмешательство самой судьбы: «Мижуев, смотри, вот судьба свела: ну что – он мне или ему?». Правда, никакого уважения в его отношении не видно: обращается он исключительно на «ты», называет нашего героя «брат Чичиков» и за весь разговор не дает ему вставить практически ни слова. Не дождавшись даже ответа на приветствие, Ноздрев заявляет, что он с ярмарки, да так проигрался, что приехал на «обывательских», при этом он сам нагибает голову Чичикова, чтобы тот в окно увидел его «экипаж». И дальше следует рассказ о том, какова была ярмарка, кто и как кутил. При этом иногда Ноздрев забывает, что Чичиков не знаком ни с его друзьями, ни с обстоятельствами его жизни: «Я ему сулил каурую кобылу, которую, помнишь, выменял у Хвостырева… Чичиков, впрочем, отроду не видел ни каурой кобылы, ни Хвостырева». А иногда приписывает Чичикову такие свойства, которыми последний вовсе не обладает, но которые сам Ноздрев хотел бы в нем видеть. В частности, он убежден в том, что Чичиков непременно бы сошелся с поручиком Кувшинниковым, да так, что не расставался бы с ним. Между тем Кувшинников – плут и кутила, картежник, который «и в гальбик, и в банчишку», волокита, отпускающий дамам комплименты на французском и пошло называющий это «попользовать насчет клубнички». Уж никак не смог бы Чичиков сойтись с таким человеком. Для Ноздрева человек хорош или плох в зависимости от того, сколько он способен выпить и прокутить. Чем большего масштаба разгул свойствен человеку, тем лучше он кажется Ноздреву. Поэтому прекрасны Кувшинников, штаб‑ротмистр Поцелуев, называющий бордо «бурдашкой», и поэтому неодобрительным смехом отмечает он намерение Чичикова ехать к Собакевичу – ведь у Собакевича не найдешь ни «банчишки», ни «доброй бутылки какого‑нибудь бонбона». Так, подчиняясь уговорам неугомонного Ноздрева и своему желанию выманить у него мертвые души, решает Чичиков заехать к «гостеприимному» помещику. Вряд ли бы он решился бы на это, откройся ему хоть на секунду, чем обернется это гостеприимство.

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...

    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...

    Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий...