Танцы белорусская. Белорусские народные танцы - душа своего народа

Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев.
Народные праздники и обряды в Беларуси никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин.
В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыки – посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.

Музыкальным сопровождением танцев служили скрипка и бубен, в некоторых областях к ним присоединялись ещё и цымбалы, дуда и гармонь. Также часто танцы сопровождались пением частушек - прыпевак. Исполнение частушек иногда превращалось в состязание и придавало танцам ещё более жизнерадостный, шуточный характер.

На протяжении длительного времени белорусский танец не выходил за пределы деревни. В высшем обществе народное искусство считали "мужицким".
В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сцене сыграла труппа Игната Буйницкого, созданная в 1907 году и с успехом разъезжавшая по Белоруссии, побывавшая в Петербурге и Варшаве.
Белорусские танцы почти все массовые, парные. Только иногда танцуют одни девушки или одни юноши. Наиболее популярны белорусские народные танцы "Лявониха", "Крыжачок", "Юрачка", "Полька Янка", "Чарот", "Лянок", "Бульба", "Мяцелица", "Дударыки".

Почти всегда в танце рассказывается какая-нибудь история или обыгрывается какая-нибудь ситуация. Например, в парном танце "Гняваш" поочерёдно гневаются то один, то другой исполнитель. Сначала юноша - он завлекает девушку замысловатыми коленцами, но та гневается и не желает отвечать на его заискивания. Обиженный невниманием парень отходит в сторону. Тогда девушка сменяет гнев на милость и идёт танцевать, но теперь уже гневается парень. Такая смена настроений повторяется несколько раз. Но в конце концов юноша и девушка пляшут вместе. А такой известный белорусский танец "Лявониха" возник на основе шуточной песни, которая исполнялась в виде диалога между Лявоном и Лявонихой, вокруг которых пели и притан­цовывали остальные участники. "Лявониха" имеет и другое название - "Крутуха", потому что танцующие кружатся парами.
Другой известный белорусский танец "Крыжачок" существует в двух вариантах. В одних районах его называют Крыжачок, от слова крыж – крест. Для него характерно расположение танцующих крестом и их переходы крест-накрест. В других районах он называется Кружачок и строится преимущественно на движениях по кругу.
Много также танцев, изображающих работу - "Ленок", например, представляет все этапы выращивания и обработки льна: посев, прополка, вырывание и растирание стеблей, трепание волокна, прядение ниток, шитьё рубашки; а танец "Млынок" отображает работу ветряной мельницы с её крыльями, жерновами, действием шестерёнок, кругов. Танец отличается быстрыми перестроениями, замысловатыми фигурами, сложными переходами.
В других танцах исполнители изображают явления природы, например, "Мяцелица" и "Рэчанька" или имитируют движения животных, птиц - "Журавель", "Козачка".
Белорусские танцы - это всегда энергия, динамичность, жизнерадостность.

  1. 22.03.2019 Ольга : Возможно ли купить абонемент на 10 уроков танго (например) и сколько это стоит?
    1. : Добрый вечер!У нас детская балетная студия, только классического балета.Если вы заинтересованны уроками классического танца,милости просим!
    1. : Добрый день,Ольга! Вы можете приобрести у нас абонемент на 8 или 16 занятий. Танго у нас проходит по воскресеньям в 16 и 17.00. Дневные абонементы дешевле вечерних на 15%, распространяются на все занятия по будням до 19.00 и в выходные любое время. абонемент универсальный, можете посещать любые направления. Стоимость 8 занятий - 3400руб, <...>руб. У нас есть пробное занятие - 300руб, при покупке абонемента в этот же день, оно пойдет вам в подарок. Есть так же разовое занятие 600руб.
  2. 05.03.2019 Виктория : Интересуют студии pole dance, на фиолетовой ветки метро от полежаевской до пушкинской. вечернее время после 19-00
    1. : Виктория, здравствуйте! Можем предложить программу по базе современного танца индивидуальное обучение. Один урок 5000 руб. Метро сходненская. Телефон: <...> <...>
  3. 08.08.2018 Владимир : Ищу танцевальный зал рядом с метро Пушкинская, для индивидуальных занятий. Наличие вентиляции и кондиционирования обязательно.
    1. : Мы сможем помочь! Школа Мир танца - 1-я Тверская-Ямская, 8 У нас 7 залов, кондиционеры, душ, 100 метров от метро Маяковская тел.школы - <...> <...> - фото залов стоимость зала - 400 р/час, до 19 часов или после 22.00

Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.

«Крыжачок»

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.