Изложение сухотина. Татьяна сухотина-толстая - воспоминания

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

Урок развития речи в 7 классе.

Подготовка к изложению с изменением формы действующего лица.

Цель :

  • совершенствование навыков анализа текста;
  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование навыков переконструирования предложений с целью

Изменения формы действующего лица;

  • развитие творческих способностей;
  • подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
  • воспитание чувства благодарности родным и близким.

Технологии:

  • гуманно-личностная технология;
  • технология всестороннего гармонического развития личности обучающегося ;
  • технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
  • технология речевого развития ;
  • технология обучения анализу текста ;
  • информационная технология.

Ход урока.

1. Вступительная беседа.

– Какие местоимения относятся к личными?

– От какого лица может вестись повествование в художественном произведении?

– Когда используется форма первого лица?

– Когда – форма третьего лица?

– В каких жизненных обстоятельствах мы изменяем форму действующего лица?

– При выполнении каких творчески работ на урока русского языка необходимо производить изменение формы лица? (Эссе. Комментарий к проблеме.)

2. Проверка домашнего творческого задания .

– Какие ассоциации возникают у вас со словом «детство»? (Предметные, цветовые, музыкальные, поэтические и т.д.)

3. Анализ предложений.

– С возрастом восприятие жизни изменяется. Прочитайте высказывания великих людей.

Какие ассоциации возникали со словом «детство» у известных писателей? Какая мысль объединяет высказывания? Слайды № 1 - 5

«Мне представляется матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая». (Л.Н.Толстой)

«Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)

«Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки». (А.Алексин)

«Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников». (В.П.Астафьев)

– Слайд № 6 . Эти воспоминания объединяет чувство благодарности, любви к тем людям, которые в детстве многое дали будущим писателям. Для выражения своих мыслей мы всегда используем форму 1 лица. Составьте предложение с прямой речью, используя слова А Алексина. Подумайте, какой глагол уместно употребить в словах автора?

– Объясните орфограммы и постановку знаков препинания, постройте схему предложения. Слайд № 7-8 .

– Выполните аналогичное задание (1ряд – слова В.Г.Распутина, 2ряд – слова Л.Н.Толстого, 3ряд – слова В.П.Астафьева).

Домашнее задание. Кому из ваших родных и за что вы благодарны?

– Составьте на основе одного из словосочетаний и запишите предложение с причастным оборотом. От какого лица вы выразили мысль?

4. Изменение формы лица .

– Какие изменения необходимо внести в предложение, чтобы мысль в нем выражалась не от 1 лица, а от 3 лица? (Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его. Окончания глаголов: вспоминаю – вспоминает.) Слайд № 9.

– Можно ли в предложении с прямой речью изменить лицо? Почему?

– Какие слова необходимо заменить в предложении? Какими словами?

– Чтобы изменить форму лица, предложение какой конструкции нужно использовать?

– Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении? Слайд № 10 .

– Перестройте 1первое предложение так, чтобы мысль излагалась от 3 лица.

(Л.Н.Толстой представлял себе матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинку на шее, нежную рука, так часто его ласкавшую».)

– Самостоятельно перестройте высказывание В.П.Астафьева, изменив форму действующего лица. Слайд № 11-12 .

5. Беседа о Л.Н.Толстом .

– Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

– Какие произведения писателя вам известны? Слайды № 13 – 14.

– В повести «Детство» есть глава с одноименным названием. Послушайте фрагмент. Каковы тема и основная мысль данного фрагмента: « Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

– Несмотря на горести и утраты, Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним всегда были любящие и заботливые люди. Своим детям он тоже подарил счастливое детство. Одна из дочерей, Татьяна, оставила воспоминания о своем семье и о своей жизни. Познакомимся с отрывком из ее книги. Упр. № 100.

6. Анализ текста . Послушайте текст.

– Выпишите ключевые слова текста. (Детство, благодарность, любящих людей.)

– Какова тема текста? Сформулируйте тему полным предложением. (В предложенном тексте Т.Л.Сухотина вспоминает о людях, подаривших ей счастливое детство.) Объясните постановку знаков препинания.

– От какого лица ведется повествование?

– На сколько микротем можно разделить текст? Как составляется сложный план?

– Какую часть можно разделить на подпункты? Слайд № 15.

– Заполните таблицу. Составьте вопросный план фрагмента. Слайд №16.

– Из каждой микротемы выпишите опорные слова. Заполните таблицу. Слайд № 17.


Подписи к слайдам:

Подготовка к изложению с изменением лица Презентация учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

« Мне представляются матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая » . (Л.Н.Толстой)

« Я написал рассказ « Уроки французского » в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин)

« Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин)

« Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

« Эта повесть о моей юност.. и о моей маме, которая не просто была со мной а опр.. деляла все мои стр..мления взгляды поступки » . (А.Алексин) « Я написал ра.. каз « Уроки францу..кого » в надежд.., что пр..поданные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин) « Мне предст.. вляются матушкины карие глаза выр.. жающие доброту и любовь родинка на ше.. нежная рука так часто меня л.. скавшая » . (Л.Н.Толстой) « Я помню дер..венского учителя, вежл.. вого застенч.. вого всегда гот.. вого броси.. ся вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

« Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин) Во вступлении к книге А.Алексин писал. А: «П».

Во вступлении к книге А.Алексин писал: «Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » .

я – он мне – ему наш – их своей – его мой – его вспоминаю – вспоминает помню – помнит

Во вступлении к книге А.Алексин писал, что эта повесть о его юности, о его маме, которая не просто была с ним, а определяла все его стремления, взгляды, поступки.

« Я помню деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

В.П.Астафьев помнит деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников.

Лев Толстой за работой.

Толстой с семьей Толстой с дочерью Татьяной

План Опорные слова I. II. 1. 2. 3. III.

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .. с б ольшой любовью Благодарность о тех, кто окружал людей, любящих… руководившему поставившему украсившая жизнь любовь, заботу главное место в памяти

Трем людям я особенно благодарна за свое детство: о тцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли; матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны; и Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Трем людям я особенно благодарна за свое детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Парцелляция (от франц. parcelle – частица) выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Дед Нечай опять заплакал. Громко. Много ли, мало ли лет прошло – зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.

Домашнее задание. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите 5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.


Изложение

Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.

Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что «малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а у писателя они видны в особенности…

(По В. Распутину)

Изложение

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Изложение

В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, — силы любви ко всему живому. Может быть, в жизни человека собака обиженная, побитая…

В моей жизни собака — это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, новые страдания и радости.Собака должна сослужить еще одну службу человеку-она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство.Это не мое открытие.Это древнее дивное открытие народа,многих многих народов.Я открыл открытое.Открыл для себя заново,и это новизна как бы вдохнула новые силы,омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот,кто любит собак,тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости.Жестокость одна. Если человек жесток к собакам,он жесток и к людям. Добро,как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил собаке памятник за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся ещё памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам-минёрам, санитарам, связным и тем, что шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому…

Изложение

По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов)

В книгу включены воспоминания и избранные страницы из дневника старшей дочери Л. Н. Толстого - Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой. Т. Л. Толстая была одаренной художницей, талантливым и ярким человеком, очень близким Толстому по духу, по искреннему сочувствию его взглядам. Ее воспоминания, часть которых публикуется впервые, живо и интересно рассказывают о ее детских и отроческих годах, о друзьях и гостях Толстого, о трагических событиях последних лет жизни писателя. Вступительная статья А. И. Шифмана.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая
Воспоминания

Детство Тани Толстой в Ясной Поляне

С большой любовью вспоминаю я свое детство.

И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни.

Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня.

Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе.

Я так думаю и теперь.

И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни.

Так же естественны были и внешние условия нашей жизни.

После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам.

Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу.

Трем людям я особенно благодарна за свое детство:

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор.

Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам. Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трем людям я особенно благодарна за свое детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство. Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор. Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

I

Родилась я в Ясной Поляне 4 октября 1864 года. За несколько дней до моего рождения с моим отцом на охоте произошел несчастный случай.

В молодости отец очень любил охоту, и особенно осеннюю охоту с борзыми собаками на зайцев и лисиц. 26 сентября 1864 года он взял свою свору борзых собак, сел на свою резвую, молодую лошадь Машку и поехал на охоту. Недалеко от дома в поле выскочил русак.

Отец спустил борзых. "Ату его!" - закричал он и поскакал за русаком. Машка, непривычная еще к охоте и очень горячая, пустилась вскачь во весь дух за зайцем и собаками.

На пути попалась глубокая рытвина. Машка не сумела ее перепрыгнуть, споткнулась и упала на оба колена. Не справившись, она всей своей тяжестью упала на бок.

Отец упал вместе с лошадью. Рука его попала под лошадь, которая придавила ее всей своей тяжестью. Не успел отец опомниться, как Машка вскочила и, оставив своего седока в рытвине, ускакала домой. С невыносимой болью в руке, почти в бессознательном состоянии, выкарабкался отец на гладкое место.

Что делать? Идти он был не в силах. До шоссе, где он мог бы найти помощь, было около версты.

Наконец он собрался с силами и поплелся.

Он рассказывал потом, что в это время он был почти без памяти: ему казалось, что все было очень, очень давно. Казалось, что когда-то, очень давно, он ехал верхом, когда-то травил зайца и когда-то упал с лошади. Все это было давно, давно…

С трудом прошел он версту, пока не дошел до шоссе. Там силы его покинули, он почувствовал себя плохо и лег на землю у дороги.

Так он лежал, поджидая, пока кто-нибудь пройдет или проедет.

Проехали на телегах мужики. Отец собрал последние силы и стал кричать им:

Стойте! Помогите!

Мужики или не слыхали, или не захотели остановиться и проехали мимо. Отец продолжал лежать у дороги. Наконец прошел какой-то пешеход, который его узнал.

Батюшки родимые, да это наш яснополянский граф! - сказал он. - Что же это такое с ним случилось?

Он остановил первую проезжавшую телегу, уложил в нее отца с помощью ехавшего в телеге мужика и направил его в Ясную Поляну.

Отец страдал ужасно.

Дядя, - сказал он мужику, - ты свези меня не в барский дом, а свези в избу на деревне.

Он думал, что если без всякого предупреждения приедет домой искалеченный, он слишком сильно напугает мою мать.

В яснополянском доме в то время был уже подан обед, и моя молоденькая двадцатилетняя мать вместе с своим деверем графом Сергеем Николаевичем Толстым и своей матерью Любовью Александровной Берс поджидала к обеду своего мужа и его сестру графиню Марию Николаевну Толстую.

Там она нашла своего мужа, сидящего на скамейке в ужасных страданиях. Мужик, хозяин избы, держал его, голую до плеча, руку, а деревенская "бабка" ее растирала. Тут находились уже Агафья Михайловна, старая бывшая крепостная девушка Толстых, и тетенька моего отца Татьяна Александровна Ергольская. Дети в избе кричали, было темно, тесно и душно.

Немедленно за доктором в Тулу! - распорядилась моя мать. Отца перевезли в дом.

Приехавший из Тулы доктор стал пытаться вправить руку. Восемь раз он тщетно принимался крутить и вертеть руку отца. Измучивши его до последней степени и ничего не сделав, доктор уехал. Отец провел ужасную ночь. Мать ни на минуту не отошла от него. На другое утро послали в Тулу за другим доктором, молодым хирургом. Отца захлороформировали и наконец вправили руку2. Лихорадка все же продолжалась, и боль не утихала.

Отец еще не поправился после своего падения, как я появилась на свет.

У моих родителей был уже один сын, полутора лет, Сережа, и они очень рады были дочери. Крестил меня друг моего отца Дмитрий Алексеевич Дьяков, а крестной матерью моей была моя бабушка Любовь Александровна Берс.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. Трем людям я особенно благодарна за свое детство:

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор.

Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам. Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трем людям я особенно благодарна за свое детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство. Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор. Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.