История о драконе и последней принцессе. Откуда пошли легенды о драконах. Легенды о драконах, Австралия

Вместе с тем, судя по некоторым литературным и музыкальным произведениям, это существо воспринималось скорее как настоящий монстр, нежели как персонаж мифов. Эдвард Топселл в своей "Истории пресмыкающихся" (1608 ) сообщил:

« ... Среди всех видов рептилий нет ни одного сопоставимого с драконом либо такого, который может предоставить достаточно полный исторический материал для раскрытия сущности и природы этого животного... »

Когда вы анализируете "правдивые истории" о драконах в фольклоре или письменных памятниках некоторых культур, то сразу же возникают вопросы: почему драконы везде так похожи?

Действительно ли драконы летали над землей и пожирали несчастных сельских жителей, при этом требуя в жертву молоденьких девушек и вселяя ужас в каждое сердце? И правда ли, что никто, кроме смелого рыцаря, не мог их остановить? Кто из нас не видел икону, где святой Георгий Победоносец убивает дракона? И с другой стороны, какой ребенок не читал сказок о ленивых и добрых, нежных и робких драконах? В каждом мифе есть частичка правды и реальности. Многие серьезные ученые придерживаются теории, по которой небольшое количество динозавров могло дожить до эры человека.

Возьмите любую книгу о динозаврах — и вы увидите, что, к примеру, королевский тираннозавр мог бы стать отличным драконом в какой-нибудь легенде. Такая огромная рептилия, тяжело ступающая по окраинам ранней Европы, конечно, могла бы соответствовать даже самым впечатляющим описаниям драконов.

Сегодня никто не говорит, что динозавров было очень много. Но и горсточка этих доисторических рептилий, которые обитали в глухих озерах и поросших лесом долинах, не смогла бы оставаться незамеченной даже в малонаселенной Европе 1500 -х годов до н. э. Встреча всего лишь с одним из этих "монстров" породила бы легенды и предания на долгие века.

Следующая теория, возможно, больше заинтересует обычного читателя: дело в том, что древние историки часто описывали огромных змей, похожих на питона, которые в длину достигали более 15 метров. Множество историй о драконах, дошедших до нас из средневековья, рассказывают о том, как эти твари обвивают свою жертву и медленно раздавливают ее, что в полной мере соответствует поведению питона или удава.

Но все эти теории не объясняют, почему дракон может передвигаться на четырех конечностях.

Некоторые виды гигантских ящериц, наверное, подошли бы под описание дракона и удовлетворили бы многих теоретиков. Одна из них известна как комодский варан, длина которого часто превышает 3,5 метра, но обитает он в Восточной Индии.

Святому Георгию Победоносцу и другим убийцам драконов потребовалось бы немало времени — с точки зрения западной истории — для рискованного путешествия в тропики. Наверное, сама битва с драконом была бы гораздо меньшим испытанием, чем подобный поход.

Если в Европе все-таки существовал такой вид ящерицы (предположительно несколько миллионов лет назад), который дожил до появления человека, это и была бы разгадка тайны происхождения мифов о драконах. Третья теория — и очень правдоподобная — предполагает, что средневековый любитель приключений случайно обнаружил пещеру, заполненную костями гигантского пещерного медведя, и ошибочно принял их за останки скелета дракона.

Бывало, что даже рабочие, которые копали котлованы при строительстве церквей, находили окаменелые кости динозавров. Ученые мужи только в XIX веке поняли, что зачастую возраст ископаемых останков исчисляется миллионами лет (до этого полагали, что найденные скелеты принадлежат каким-то гигантским животным, которые вымерли совсем недавно). Если бы в то время, когда в Европе легенды о драконах были на пике популярности, в земле или в пещере нашли останки ископаемого, существование сказочных чудовищ наверняка было бы доказано.

Теперь попробуем самостоятельно развить теорию, по которой крестьяне, копая колодец, нашли в земле кости мамонта. Землекопы моментально сделали вывод, что это могила дракона.

Ну а там, где есть останки одного, вполне может быть и другой, живой дракон! Жители деревеньки, должно быть, мучились вопросом: как же избавиться от огромного зверя — чтобы он не прилетел и не сожрал их всех до одного? Нужна жертва! Священник сказал, что на дракона это не действует, зато может умилостивить древних богов! Крестьяне выбрали юную красавицу, повели ее в темный лес и привязали к дереву, надеясь таким образом задобрить дракона. Трудно вообразить себе весь тот ужас, который испытала девушка, когда ночью на нее набросились волки или медведи...

На следующий день самые смелые деревенские мужики отправились в лес. Так оно и есть! Дракон прилетел и сожрал девицу! Прошел месяц — оказалось, жертва "сработала": в деревне чудище не появлялось, на местных не охотилось. Значит, девичья плоть умиротворила его. Если они продолжат время от времени приносить жертву, пусть даже теленком или козленком, дракон оставит их в покое.

Вполне возможно, что в Европе такие кости — будь то мамонт, суматранский носорог или гигантский пещерный медведь — не считались чем-то необычным. Бивни мамонта очень часто встречаются в средневековых рецептах эликсира любви.

На рыночной площади австрийского города Клагенфурта возвышается статуя великана, убивающего дракона; голова этого чудища, по всей видимости, лепилась по форме черепа суматранского носорога.

Доказательством такой связи является тот факт, что в старинных рукописях упоминается "череп дракона", найденный в Клагенфурте в XVI веке. Все эти долгие годы череп находится под охраной городского управления, и сегодня его вполне можно идентифицировать как скелет головы носорога ледникового периода.

Из всех мифических существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы. Начертание иероглифа «лун» (дракон), представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н. э.).

Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа луна (дракона) с крокодилом.

Изображения дракона отличались разнообразием и причудливостью форм. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Вот одно из описаний: «Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; над его пастью растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти».

Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Часто вокруг дракона рисовали облака, густой туман или бушующие волны, чтобы создать представление о его необычайной силе и способности вызывать стихийные бедствия. Дракон взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать. -

Изображение дракона использовалось в качестве геральдической эмблемы на знаменах знатных родов. В средневековом Китае дракон был символом императора, его изображали на троне, на халате государя. Высшие сановники и придворные носили халаты с изображением дракона с четырьмя когтями, и лишь за особые заслуги кому-либо из сановников жаловалось право носить халат с пятикоготным драконом — как на халате императора.

Культ драконов был связан прежде всего с водой. Драконы, олицетворявшие собой дождевые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцам благостными богами, дарующими «сладкий», «хлебный» дождь. Драконы почитались также в качестве хранителей рек, озер и водоемов, воды которых использовались для орошения (искусственного и естественного).
Драконы, дарующие дождь, могли быть в то же время виновниками слишком обильных дождей, вредных для посевов. В таких случаях они оборачивались к людям своей «темной», «злой» стороной.

Но особенно страшны были драконы-божества рек. Это они, по представлениям древних китайцев, были виновниками страшных разливов китайских рек, сметающих на своем пути сотни селений, несущих гибель посевам и тысячам людей. Именно с этим связаны представления людей о злобности и кровожадности драконов. Обезумевшие от страха люди приносили многочисленные жертвы повелителям этой страшной стихии, в том числе человеческие. Этот обычай сохранялся очень долго.

Невероятная и необъяснимая сила драконов способствовала необыкновенной популярности этих существ в мифических сказаниях. В более позднее время в фольклоре появляются мотивы обуздания рек и их повелителей — драконов-богов, единоборства героев-борцов с наводнениями и потопами.

Существует много преданий о царе драконов Лун-ване. Согласно одной из легенд, однажды царь драконов заболел. Среди обитателей водного царства не нашлось лекаря, который мог бы его вылечить, и Лун-вану не оставалось ничего другого, как принять облик старика и отправиться к людям. У многих врачей побывал владыка моря, но ни один из них не мог определить, что у него за болезнь. Наконец он попал к знаменитому целителю, который, пощупав пульс пациента, очень удивился, обнаружив, что сердце бьется совсем не так, как у обычных людей.

Врач сказал об этом старику. И тот был вынужден признаться, что он царь драконов. Целитель заявил, что определить болезнь и вылечить его он сможет лишь в том случае, если старик снова превратится в дракона. Хотя обычно драконы людям не показываются, на этот раз владыка вод, чтобы исцелиться от недуга, согласился выполнить требование целителя. В условленный день врач пришел на берег моря, и дракон появился над волнами. Лекарь осмотрел его и обнаружил, что за чешую дракона на пояснице заползла сколопендра, которая и причиняла ему сильную боль.

Удалив сколопендру, врач смазал поврежденную чешую мазью, и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь драконов обещал целителю ниспосылать людям по их просьбе хорошую погоду, благодатные дожди и полное благополучие. С тех пор каждый год в этот день (День исцеления) по всему Китаю исполняется танец дракона.

По традиционным представлениям, дракон символизирует счастье. Засуха и наводнение приносили китайскому народу разорение, нищету, голод. Кто мог помочь в борьбе со стихийными бедствиями? Конечно же, царь драконов. Если какой-нибудь район подвергался засухе или наводнению, местные жители исполняли ритуальный танец дракона, умоляя владыку моря ниспослать дождь. Продолжительная засуха рассматривалась как отказ дракона послать дождь. Тогда перед изображением дракона устраивались молебствия. Если же и после этого поля оставались сухими, то исполнялся обряд «бичевания дракона»: по сделанному из глины или из другого материала изображению дракона наносили удары плетью или бамбуковой палкой, требуя ниспослать дождь.

Культ Лун-вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, строились в городах, деревнях, близ рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые считали, что подземные источники в колодцах управляются Лун-ваном и соединяются под землей с морем. Во время засухи статую Лун-вана выносили из храма и ставили на солнцепеке, а во время наводнения ее носили по окрестностям, чтобы показать Лун-вану размеры бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде.

Gustave Moreau - Une péri

И наконец, говоря о драконах, нельзя не вспомнить о духе Чжулуне — Драконе со Свечой с горы Чжуншань, который, согласно одному из вариантов мифа о создании, был творцом Вселенной.
Рассказ о нем записан в древней «Книге гор и морей». Этот дух с лицом человека, телом змеи и кожей красного цвета был ростом в тысячу ли. У него были глаза, напоминавшие два оливковых дерева.

Когда он закрывал их, то они превращались в две прямые вертикальные щели. Стоило ему открыть их, как в мире наступал день, а когда веки его смыкались, на землю спускалась ночь. При малейшем дуновении дракона появлялась пелена облаков, падал хлопьями обильный снег и наступала зима.
Стоило ему дохнуть жаром — и тотчас наступало лето, а солнце начинало палить так, что плавились металлы и камни. Дракон лежал свернувшись, подобно змее. У него не было потребности ни в еде, ни в питье, ни в сне, ни в дыхании. Но от одного его вдоха поднимался ветер на добрых десять тысяч ли в округе. Светом свечи, которую Чжулун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие недра земли, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его еще называли Чжуинь, т. е. «Освещающий мрак»*.

Примерно так же, как драконы выделялись среди зверей, среди птиц выделялись фениксы* (этим словом европейцы привыкли заменять китайское название «фэнхуан»). Согласно одному из описаний, «спереди феникс напоминает лебедя, со спины он похож на единорога-цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки, петушиный клюв». На бронзовых сосудах с рельефами фэнхуан изображалась с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем в виде трезубца. Фэнхуан принадлежала к типу царских животных: она считалась символом императора (чаще — императрицы). Что касается происхождения этого сказочного образа, то наиболее достоверной представляется версия, согласно которой первоначально это были павлины, которые водились в Китае вместе со слонами и носорогами в незапамятные времена, до изменения климата.

В числе четырех священных животных, издревле особо почитавшихся китайцами, наряду с драконом и фениксом, были единорог-цилинь и черепаха.

Единорог-цилинь, как полагали китайцы, являлся людям лишь раз в несколько столетий. Он символизировал мир и процветание и обычно возвещал о рождении великого мудреца (существует легенда, что он появился незадолго до рождения Кон-фуция), поэтому почитание цилиня было связано с надеждами на рождение мудрых и добродетельных людей. Традиция предписывала изображать его непременно с младенцем «на руках»**.?

«Великая черепаха» — единственное реальное животное рядом с тремя остальными священными существами. Она была наиболее почитаемой еще со времени эпохи Инь, когда панцири считались на-дежным материалом для гадания, т. е. для общения со сверхъестественным миром. Позже черепаха стала символом долголетия, силы и выносливости. Каменные изваяния черепахи служили излюбленным фундаментом для стел (быть может, не без влияния индийских легенд о черепахах, на которых стояли слоны, державшие на своих плечах мир). Такие же каменные изваяния стали затем сооружаться и на берегах рек — черепаха почиталась в качестве духа - покровителя речных дамб. Кроме того, считалось, будто самка черепахи обладает сверхъестественными способностями и может производить на свет детенышей без участия самца***.

Другие удивительные животные

Объектами благоговейного почитания в Китае, подчас даже культа, были и другие животные, причем насчитывалось их довольно много. Вот наиболее популярные.

Пожалуй, первое место среди них всегда занимал тигр, в представлении китайцев — царь зверей. Тигр почитался в первую очередь как гроза демонов: почти все великие маги-устрашители демонов изображались сидящими на тигре. На лбу тигра часто изображали иероглиф «ван» (царь). Кроме того, тигр считался грозой демонов болезней, а следовательно, в какой-то мере покровителем здоровья. Его клыки и когти, изящно обрамленные в серебро, служили ценными амулетами; истолченные в порошок кости тигра добавляли в воду или в чай в качестве лекарства от лихорадки и других болезней. Даже просто вышитые на детских туфельках морды тигра, по поверьям китайцев, могли спасти малыша от напастей.

Подобно тигру, грозой вредителей и демонов в Китае с древности почитался кот. Поскольку главным вредителем шелководства считались крысы, кот рассматривался в качестве покровителя этого ремесла. В ряде местностей духу кота даже приносили жертвы в специально построенных для этого кумирнях. Потеря домашнего кота воспринималась как признак несчастья. Однако появление в доме чужого кота тоже было предвестием беды — полагали, что кот предвидит обилие крыс и мышей в доме, а это, в свою очередь, явный признак обнищания и бедности хозяйства. Кроме того, считалось, что кот, как и тигр, обладает магической силой: его способность видеть в темноте воспринималась как доказательство умения общаться с демонами. Сохранились даже легенды о том, что после смерти можно превратиться (переродиться) в кота, чтобы отомстить своим преследователям и врагам.

Важным объектом ритуального почитания в Китае был и петух. Во-первых, он рассматривался как символ солнца, глашатай прихода божества дня, во-вторых, как защитник от огня и пожара. Изображение красного петуха, обычно на высоком шесте, воздвигалось каждый Новый год у дверей дома. Петух, как и тигр с котом, тоже был грозой демонов: живого белого петуха привязывали к крышке гроба в дни погребальных процессий для отпугивания демонов. Подарить петуха или хотя бы леденец в виде петушка было принято в момент брачной церемонии.

Кроме перечисленных выше животных, можно упомянуть льва, обезьяну** и змею (в ее честь иногда воздвигали специальные кумирни, где монахи разводили змей).?

Наряду с драконом тигр, кот, петух, обезьяна и змея стали символами 12-летнего календарного цикла китайцев, где каждому из этих животных отведено по одному году (т. е. год проходит под покровительством этого животного).

Лиса

Но, пожалуй, самое заметное место во всем «зверином» фольклоре занимали лисы. Культ лисы, лисы-демона, лисы-монстра, был необычайно распространен в Китае. Проделкам лис, «лисьим чарам», многочисленным историям о вмешательстве лис в жизнь людей посвящена в Китае специальная литература, возглавляемая «лисьим эпосом» Ляо Чжая. Начало культа лисы в Китае уходит в глубокую древность. Поскольку лисьи норы нередко бывали по соседству с могилами, выползающий из-под старых могил лис считался мистическим во-площением души мертвеца. Лисам приписывали искусство перевоплощения: в возрасте 50 лет лиса может превращаться в женщину*, в 500 лет — в обольстительную девушку, а в 1000 — становиться «небесным лисом», владеющим всеми тайнами природы.

Любая встреча с лисой, как правило, плохо заканчивалась для человека. Попасть в лапы к лисе, поддаться «лисьим чарам» считалось последним делом в глазах каждого китайца, тратившего обычно немало сил и средств, чтобы обзавестись амулетами, призванными обезопасить его от влияния лис. Даже иероглиф лисы нередко избегали писать, заменяя его другим, сходным по звучанию. Страх перед лисой и накликаемыми ею бедами всегда был очень велик**. На первый взгляд лиса, этот своеобразный «царь демонов», должна была бы стать в Китае чем-то вроде европейского черта. Однако получилось все совершенно иначе. Лиса, невзирая на все ее злые чары, была объектом ритуального почитания. В ее честь по всей стране воздвигали кумирни, ей приносили немалые жертвы, Конечно, в какой-то степени это объяснялось страхом, желанием задобрить злого демона. Однако была и другая причина — лиса считалась существом, которому ведомы все тайны природы и которая может поэтому (если к ней отнестись соответствующим образом) вылечить от болезни, избавить от беды, даже поспособствовать обогащению.

Чудесные птицы

Бытовали в Китае представления и о других фантастических животных.
Например, встречались предания о чудесных птицах (наряду с фениксом).

Так, чудесные птицы бииняо («птицы, соединившие крылья») были похожи на дикую утку с красно-зеленым оперением. У каждой птицы было по одному крылу, одной ноге и одному глазу. Они могли летать по небу только парами, а поодиночке могли лишь ковылять по земле на одной лапе мелкими шажками. По некоторым источникам, в каждой паре одна из птиц была зеленая, другая — красная. Из-за своей неразлучности птицы бииняо считались символом счастливого супружества. Поэты слагали о них стихи.

Появление птицы бифан обычно сопровождалось вспышкой удивительного пламени. Птица бифан походила на журавля, но при этом была зеленая, с красными полосами, белым клювом и одной ногой.

Чудесная птица чунмин («двойной свет») поселилась во дворце императора Поднебесной в древние времена, когда государством правил легендарный Яо. Дивную птицу, в каждом глазу которой было по два зрачка, подарили Яо жители страны?

Чжичжи. Чунмин напоминала петуха, но пела, как феникс. Когда наступало время линять, она сбрасывала все свое оперение и улетала. Птица чунмин могла изгонять нечистую силу и прогонять волков, тигров, барсов и шакалов. Питалась она лишь нефритовой пастой. После того как птица поселилась у Яо, она по-прежнему часто улетала к себе на родину и иногда не возвращалась по нескольку лет. Если она не прилетала вовремя, то люди делали ее изображение из дерева или металла и ставили в воротах для того, чтобы отгонять злых духов. Позже изображения чунмин, в том числе рисунки, стали ставить на окнах в первый день Нового года с такими же целями.

Некоторые, совсем разные животные составляли удивительные пары. Так, рассказывали о птице Ту и мыши Ту, живших на горе с Норой Птицы и Мыши. Эти птица и мышь вместе выкопали в горе нору глубиной около четырех чи (т. е. несколько глубже метра) и жили там вдвоем в полном согласии, как любящие супруги. Птица выходила наружу добывать пищу, а мышь в норе занималась домашним хозяйством.

Совсем иную пару составляли разноцветный феникс и черная змея, жившие на двух разных горах, находившихся по соседству. Феникс все время наблюдал за змеей и не позволял ей совершать злых дел.

Странные существа

Сохранилось множество рассказов о странных живых существах, внешний вид которых поражал своей неестественностью. Это были, например, черные пчелы и красные мотыльки, размерами превосходившие слона, и летающий заяц с мышиной головой, крыльями которому служила шерсть на спине. Не менее странно выглядела похожая на фазана.

Изображение чудесной птицы бифана — она напоминает журавля, однако зеленая, с красными полосами, белым клювом и одной ногой Со старинных гравюр

Птица бинняо, от которой пошла легенда о двух половинках — символе счастливого супружества Со старинной гравюры птица, у которой росли усы по обе стороны головы, заменявшие ей крылья. Говорили, что мясо этой птицы исцеляло глазные болезни. А еще существовала одноглазая четырехкрылая птица с собачьим хвостом. Согласно преданию, тот, кто съедал ее, навсегда излечивался от болей в животе.

Многие странные животные были отнюдь не безобидны. Например, птица, подобная пчеле, но величиной с утку, несла смерть зверям и пернатым; стоило ей клюнуть дерево, и оно засыхало. Чудовищами-людоедами были зеленый зверь, напоминавший собаку, и крылатый тигр, чье тело покрывали иглы, как у ежа. Появление полосатого, как тигр, быка сопровождалось сильнейшим наводнением. Бык с белой головой, одним глазом и змеиным хвостом, на пути которого пересыхали реки и увядала трава, предвещал мор повсюду в Поднебесной. А когда на землю какого-либо царства опускалась пятицветная птица с человеческим лицом и длинными волосами, то это царство погибало. Как только в небе появлялась змея, называемая фэйи, с шестью ногами и четырьмя крыльями, на земле тотчас начиналась страшная засуха. Появлялась и другая птица, похожая на змею, с четырьмя крыльями, шестью глазами и тремя ногами; куда бы она ни прилетала, там обязательно начиналось общее смятение.

Мифические существа — неиссякаемый источник пищи

Особую группу мифических существ составляли животные, служившие для людей неиссякаемым источником пищи. Чаще других упоминается волшебное животное шижоу. Это было живое существо, совершенно лишенное костей и конечностей, представлявшее собой только ком мяса, но с парой маленьких глаз. Согласно преданию, его мясо нельзя было съесть без остатка: съешь кусок, а на этом месте вырастает такой же, и шижоу вновь обретает прежнюю форму. Рассказывали также о корове, от которой отрезали большой кусок мяса, а через день оно снова нарастало на прежнем месте. Ее тело было черного цвета, рога тонкие и длинные — более четырех чи (то есть почти полтора метра). По меньшей мере, через каждые десять дней нужно было срезать у нее часть мяса, иначе она могла погибнуть. А еще сохранилось предание об овцах с необычайно толстым и жирным хвостом, который весил около десяти цзиней (пять килограммов), люди отрезали этот хвост и готовили из него пищу. Через некоторое время у этих овец вновь вырастал такой же хвост.

Фантастические морские обитатели

Встречались фантастические существа и среди обитателей моря.

Однажды некий купец отправился на судне в море по своим торговым делам. Далеко в открытом море он увидел маленький островок, поросший изумрудно-зелеными деревьями. Купец велел морякам пристать к острову. Все выпрыгнули на берег и привязали судно. Затем нарубили веток и разожгли костер, чтобы сварить еду. Но вода еще не успела закипеть, как они почувствовали, что островок задвигался и деревья стали погружаться в воду. Перепуганные люди в смятении бросились к судну, перерубили канат и, спасая свою жизнь, поплыли прочь от тонущего островка. Оказалось, что это был вовсе не остров, а огромный краб, которому огонь костра опалил панцирь.

Рассказывали также, что в южных морях жили люди-рыбы. И хотя они обитали в море, но занимались обычным человеческим трудом. В тихую ночь, когда море спокойно и нет волн, на берегу был слышен исходящий из глубины моря шум ткацких станков. Изумительные по красоте морские жемчужины, каких немало в глубинах южных морей, — не что иное, как следы людей-рыб.

Люди-рыбы были очень похожи на обычных людей, причем все они — и мужчины и женщины — отличались необычайной красотой. Их тонкая белая кожа напоминала нефрит, а их волосы, похожие на конские хвосты, достигали пяти-шести чи (более полутора метров) в длину. Когда у прибрежных жителей умирала жена или муж, они ловили человека-рыбу, поселяли в маленьком пруду и нарекали ее своей женой или мужем.

Дракон - прадед всех монстров. Он предшествует всей нечисти от демонов до вампиров. Изображение дракона можно найти в наскальных рисунках 25 000 летней давности, на них драконы чем-то напоминают карликовых мамонтов.
Дракон присутствует в сказаниях китайцев провинции Шаньси 8 000 года до Рождества Христова. Он преследовал шумеров и вавилонян, ему поклонялись ацтеки, его боялись кельты.
На востоке он сверкающий бог дождя, на западе он извергающий пламя и пожирающий девушек монстр.
Дракон входит в каждую культуру на Земле. Бессмертный дракон запустил свои клыки и когти глубоко в психику человечества.

Дракон предстаёт перед нами в различных формах. Самый известный на Западе дракон – огнедышащий змей. Это классический дракон: гигантская рептилия на четырёх лапах, с огромными крыльями, как у летучих мышей. Вооружённый острыми как бритва зубами и когтями, могучим хвостом, дракон предпочитал пользоваться своим наиболее грозным оружием - струёй раскаленного пламени, направляя её на жертвы.
Эти магические монстры были способны читать мысли людей, принимать облик зверей и людей, восстанавливать свои повреждённые органы.
Они были покрыты непроницаемой чешуёй, не имея ни одного уязвимого места.

Дракон Wyvern был очень похож на классического европейского огнедышащего дракона. В то же время, Wyven был несколько меньше его по размерам, редко дышал огнём, и имел одну пару лап.
Он нёс в хвосте смертельное жало и мог распространять болезни и моровую язву.

Дракон Lindorm или червь был огромной рептилией с конечностями. Вместо того чтобы дышать огнём, он плевал ядом или извергал ядовитый газ. Он также мог раздавить добычу, обвив её своими стальными кольцами.

Василиски или змеи были самыми маленькими, но наиболее смертоносными членами клана драконов.
Они, по слухам, вылуплялись из яиц, высиженных жабами или петухами.
Василиски напоминали крошечную змею с гребешком петуха. Их взгляд приносил мгновенную смерть. Интересно, что они могли убить взглядом и самих себе, если увидят своё отражение. Большие пустыни Ближнего Востока были заселены ордами зловещих василисков.

Современные наблюдения включают описания огромных, крылатых рептилий, которые терроризировали долины Сан-Антонио, штата Техас в течение нескольких месяцев в 1976 году.
Дракон размером с дом, с длинной шеей, чешуйчатый, зеленый, с огромными зубами, съел рыбаков и животных у озера Wembu.
В Тибете около пятисот свидетелей в июле 2002 года около озера Tianchie на северо-востоке Китая видели рогатого черного дракона.

Некоторые драконы наблюдались гораздо ближе к Англии.
В начале 19 века фольклорист Мария Тревельян взяла интервью у многих пожилых людей, живущих в районе Гламорган Уэльса.
Они рассказали ей воспоминания своей молодости (начало 19 века) - драконы из расы крылатых змей с их слов населяют и ныне лес вокруг замков района Penllyne.
Змеи были яркими и блестели, как будто покрыты драгоценными камнями. Они отдыхали, свернувшись в спирали на земле.
Одна женщина вспоминала, что ее дед выстрелил в одного змея, после того как он напал на него. Кожа убитого змея висела в течение многих лет на стене её фермы.
Трагично, но до наших дней она не сохранилась.

В церкви Кливленда висела кожа дракона – червя, убитого в лесу рыцарем, во времена Кромвеля она была уничтожена.

Часть шкуры дракона – червя якобы хранилась в замке Ламптон. Этот образец был потерян, когда замок был разрушен в восемнадцатом веке.

Одна из наиболее тревожных историй, связанных с драконами, произошла сравнительно недавно, когда северо-восток Англии был под властью датчан.
Норвежские мореходы тогда очень боялись морского дракона, известного под именем Шони.

Они рассказывали, что пожертвовали членом экипажа корабля, чтобы задобрить зверя. После жеребьевки несчастную жертву бросили за борт. Шони должен был съесть жертву, и пропустить корабли викингов.

Дракон, как гласит эта история, собирал жертвы на протяжении многих поклонения, и этот варварский обычай сохранялся ещё долгое время даже после времен викингов.

По словам местных исследователей, культ поклонения этому дракону собирал человеческие жертвы в Англии и в 20 веке, что кажется поразительным.

В начале 1980-х годов что-то начало убивать овец очень странным образом в Северном Уэльсе. У убитых животных были найдены два прокола в плоти. Трупы всегда находились рядом с водой. Ветеринарные анализы показали, что все они были убиты ядом. Иногда след большой змеи был замечен в траве или грязи рядом с жертвами. Странно, но убийцы никогда не ели овец. Странные убийства остановились так же внезапно, как и начались, оставив после себя тревожную тайн.

Было создано много теорий, объясняющих явления драконов.
Все они делятся в основном на две группы лагеря.
Одни считают, что легенды о драконах основаны на реальных существах из плоти и крови. Гигантские рептилии или ещё что-то в этом роде.
Другие относят драконов к паранормальным явлениям.

Рассмотрим первую группу идей. Они строятся на предположении, что ископаемые останки динозавров и других крупных животных были основой для легенд о драконах.

Хотя они, возможно, и логичны в некоторых случаях, однако, наиболее встречающиеся ископаемые кости динозавров слишком фрагментарны, чтобы объяснить легенды.
Мы должны также помнить, что многие древние тексты конкретно говорили о драконах, как живых существах, взаимодействующих с людьми.

Есть некоторые виды живых рептилий, которые могут создать впечатление драконов. Крокодилы могут быть огромными и смертельно хищными. Крупнейший, индо тихоокеанский крокодил (Crocodylus porosus) может достигать 10 метров (33 футов) в длину и весить 3 тонны. Она может легко убить буйвола, тигры, и даже акулу. Древние китайцы называли такое существо "водный дракон".

В 1950 учёный Джеймс Монтгомери исследовал легенды об огромном чудовище, жившем на реке Sagama. Местные жители считали чудовище отцом дьявола и бросали серебряные монеты в воду, когда оно появлялось.

Он нашел его загоравшим на отмели. Чудовище оказалось гигантским крокодилом. Монтгомери понял, что эффективность его винтовки против такой цели будет примерно такой же, как эффективность игрушечного ружья и поспешно отступил. Позже он вернулся и измерил отмель. Её длина оказалась девять метров (30 футов). Так как хвост крокодила был в воде, то его общая длина составила около 10 метров (33 футов).

Другой гигант скрывается в водах реки Lumpar. Известный как серийный людоед он почитался племенем Ибад как царь крокодилов. Этот крокодил насчитывал семь с половиной метров (25 футов) в длину.

Африканский нильский крокодил может превышать 7 метров (23 футов) и может убить льва с одного укуса. Ему поклонялись египтяне, как богу дающему жизнь Нилу. Семи метровой образец такого чудовища хранится в настоящее время в Малави, в своё время он съел 14 человек.

Эти бронированные гиганты могут укусить с усилием 10000 Ньютона. Это в два раза больше силы укуса большой белой акулы!

Большие удавы хорошие аналоги драконам типа "Червь". Сетчатый питон (Python reticuatlus) из Юго-Восточной Азии может вырасти до десяти метров (33 фута) и глотать больших животных, таких как олень, целиком.

Зеленая анаконда (Eunectes murinus) может превышать восемь метров (26 футов), эта змея намного более грозная, чем любой питон. Существуют сказания о чудовищно больших образцах анаконд живущих в непроходимых джунглях Южной Америки.

Печально известен дракон Комодо (Varanus komodoensis) в настоящее время встречающийся только на трех небольших индонезийских островах. Достигая трех метров (10 футов) он является самым крупным из известных ящером в мире.
Комодо убивает большую добычу (такую как оленя) своей ядовитой слюной. Китайская керамика, найденная на острове Комодо, показывает, что это животное было известно восточным морякам с древних времён.

Впрочем, этот дракон Комодо похоже кроха по сравнению с доисторическими варанами, жившими в Австралии в эпоху плейстоцена и достигавшими девяти метров (30 футов).

Предполагалось, что Megalania погибли, по крайней мере, 10.000 лет назад, но легенды аборигенов и белые переселенцы утверждают, что эти гигантские ящерицы встречаются в австралийской глубинке и в наше время. Даже герпетолог (эксперт по рептилиям) утверждал, что лично видел такое чудовище.

В 1979 году герпетолог Фрэнк охотился на маленьких ящериц в горах штата Новый Южный Уэльс. После бесплодных поисков он вернулся к своему автомобилю.
Около него он заметил огромного ящера около 9 метров (30 футов) в длину. Этот учёный явился лишь одним из многих свидетелей, сообщивших о таких рептилиях в австралийской глубинке.
Некоторые даже предполагают, что таинственные исчезновения людей в глубинке может быть связаны с деятельностью этих ящериц.

Есть несколько легенд о драконах, которые можно объяснить такими животными, но большинство легенд объяснить таким образом нельзя. Драконы, которые жили в Европе, должны быть чем-то другим.

Питер Дикинс предположил, что драконы, возможно, произошли от огромных плотоядных динозавров. Их крылья эволюционировали от изменения грудной клетки.

Возможно, драконы были чем-то гораздо более странными. Может быть, дракон существуют в действительности, отличающейся от нашей собственной действительности.

Этим можно было бы объяснить, как они появляются, терроризируют общество, а затем снова исчезают.

Еще одна идея состоящая в том, что драконы массивные, коллективные, подсознательные мыслеформы.

Ни одно из этих объяснений не объясняет полностью феномен дракона. Но имейте в виду, что когда ваши родители говорили Вам, что не было таких вещей, как драконы, они Вам лгали.

Дракон (греч. δράκων) - собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Слово "дракон" используется в именованиях некоторых реальных видов позвоночных, преимущественно рептилий и рыб.

Образ дракона нашёл широкое распространение в фэнтези, а также используется в фэншуй, в гороскопах (год Дракона) и астрономии. Изучение драконов называется драконологией.

Мифологический дракон

Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ - это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб.

Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.

Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две). Слово "змий" встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово "дракон" заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово "дракон" к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова "змей", "дракон" и "Дьявол" используются как синонимы). В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и "змий", и "дракон". В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова "дракон" русским "змий". Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит "dragon". В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как "змий".

В XIX веке "змия" переименовали в "дракона", вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов "дракон" и "змий" показывает, что ими обозначалось одно и то же существо.

Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе - к Франции, Италии и Испании. Третье - к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое - в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, - к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, - к Северной и Южной Америке и Австралии.
Корни образа.

Добрыня Никитич и поверженный им змей

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов - символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).

Распространение

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд. В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Значение дракона

Уроборос. Змей, проглатывающий собственный хвост
Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом - это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант - змееобразный патрон инициации.

Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини, однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию.

Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть "убита" как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает "убийство" невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии.

Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева).

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин).

Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни).

Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека.

Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю - основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе - летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Применение образа в современной культуре

Мифологические образы драконов воплощаются в архитектуре и скульптуре, в том числе специально созданных для привлечения туристов.

Например, в Рязанской области из старого гаража был создан резной корабль-дракон. А в Китае в 2007 году было запланировано построить новую достопримечательность - дракона высотой в 30 метров и длиной 21 километр, который бы располагался на хребте горы Шидзу в центральной провинции Хэнань. Дракона планировалось закончить в 2009 году к 60-летнему юбилею коммунистического режима в Китае.

В Великобритании в Уэльсе планируется построить 40-метровую смотровую башню со статуей дракона высотой 25 метров. Дракон олицетворяет валлийскую мифологию, сможет поспорить со Статуей Свободы в Нью-Йорке и Христом-Искупителем в Рио-де-Жанейро.

Дракон очень популярен как изображение на теле (татуировка). Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка - также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году.

Дракон часто присутствует в названии заведений, желающих подчеркнуть свою принадлежность к восточной культуре, например, тату-салонах, ресторанах, школах боевых искусств.

Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне (Болгария) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое "яйцо познания", вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло, а драконы - это дьявол и дьяволица.

Дракон в западной мифологии

"Битва святого Георгия с драконом"
(Паоло Уччелло (Paolo Uccello), ок. 1456 года)
Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.

Дракон в славянской мифологии

В русских сказках и былинах упоминается трёхголовый дракон Змей Горыныч.

В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка.

В старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.

Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры.

Змиулан является царём змей, имеет крылья, как и змии.

Дракон в восточной мифологии

Драконы Китая

Китайский дракон (龍, лун) - в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Основные породы дракона следующие:

1.) Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.

2.) Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.

3.) Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.

4.) Инлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Драконы Тибета

Тибетский дракон - один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение "свирепый дракон" характерно для тибетских храмов, например, для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.

Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для "интронизации" одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: "Кьи... Лха Дже Ло... Кьи... Лха Дже Ло...". Это старинный клич, означающий: "Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!"

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, "пьяны от счастья" и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона - обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: "Сем че там че ла га мо сид мо йонгое".

Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.

Драконы Кореи

Корейский дракон (кор. 용, Йон) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.

Корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах. Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать "Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи".

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой. Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап "драконью державу", известную под именем Юйиджу (кор. 여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Юйиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Юйиджу.

Драконы Вьетнама

Дракон является широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства. По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель - дракон Лак (Лак Лонг-Куан).

Также в мифах народа тхай Вьетнама есть божество воды Туонглуонг, имеющее образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов.

Драконы Японии

Японский дракон (яп. 竜?, рю:, тацу) обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон - восьмиглавый Ямата-но ороти (яп. 八岐大蛇?). По легенде он семь лет подряд каждый год съедал по дочери, живших в стране Идзумо (в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю) земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил, получив в награду спасённую девушку, найдя в среднем хвосте дракона меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги).
Дракон в мифологиях Древней Америки

Драконы Мексики

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелёными перьями кетцаля.

Драконы Анд

В Андах дракон - Амару (кечуа Amaru) - летающий змей, посредник между Верхним (Ханак Пача), Средним (Кай Пача) и Нижним (Уку Пача) мирами, покровитель шаманских путешествий.
Дракон в геральдике

Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей. В частности, он изображён на флаге Уэльса.

Образ дракона в биологии

Среди научных (латинских) и русских названий живых организмов встречается немало названий, имеющих отношение к латинскому слову draco, русскому "дракон" или к производным от них. В зоологии такие названия носят несколько таксонов пресмыкающихся и рыб, в ботанике - несколько таксонов и нетаксономических групп цветковых растений, отличающихся необычностью своего внешнего вида или плодов.

Дракон в различных учениях

В астрологии точки, соотносящие орбиту Луны с орбитой Земли вокруг Солнца, или Северный и Южный Лунные узлы, называются Голова Дракона (лат. Caput Draconis) и Хвост Дракона (лат. Cauda Draconis) соответственно. Первый символизирует вдох и положительные влияния, а второй - выдох и отрицательные.

В алхимии дракон - это вещество, металл и физическое тело, а его сестра - дух, металлическая ртуть и душа. Дракон с хвостом во рту - символ бесконечного - означает символ духовной работы алхимиков. Крылатый дракон является существом женского пола, а бескрылый - мужского.

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом. В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: "И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а из другой — твердь земную..." В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании "Энума элиш" говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал — бога Йаму, владыку изначального океана... Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом. Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь "Илиады") был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы. В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий. Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя. Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.

Литература Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002