Игры сказкам 1 младшая группа. Педразвитие. А в поезде нашем

Закаливание — это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Закаливание укрепляет организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, а главное — укрепляет иммунитет и снижает частоту простудных заболеваний. Закаливание — это тренировка всего организма и прежде всего — терморегуляционного аппарата.

Начинать закаляться можно практически в любом возрасте. Предварительно лучше посоветоваться с врачом. Он проверит состояние здоровья и исключит возможные противопоказания. Если речь идет о закаливании ребенка, то начинать его можно только тогда, когда ребенок полностью здоров.

Основные принципы закаливания:

Систематичность,
постепенность,
учёт индивидуальных особенностей,
самоконтроль.

Принцип систематичности требует обязательного ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или утрате приобретённых защитных реакций.

Другое обязательное условие правильного закаливания — постепенное увеличение дозировки процедур.

При закаливании, как и при проведении любых других процедур, следует учитывать индивидуальные особенности организма. Ваши собственные ощущения подскажут вам, какие способы закаливания вам лучше подходят.

Эффективность закаливания значительно увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями, особенно на свежем воздухе, в т.ч. с плаванием, лыжным и конькобежным спортом, лёгкой атлетикой.

Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности, бодрое настроение отсутствие гриппов и простуд и др. Соответственно появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности и симптомы простуды указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур (возможно, временно их прервать) и обратиться к врачу за консультацией.

Воздух и вода

Закаливание воздухом — воздушные ванны — наиболее мягкая и безопасная закаливающая процедура. Именно с воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание.

Закаливающее действие воздуха зависит в основном от его температуры. Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению делятся на тепловатые (температура воздуха +30…+20° С), прохладные (+20…+14° С) и холодные (+14° С и ниже).

Начинать приём воздушных ванн лучше в хорошо проветренном помещении. Делайте зарядку в комнате с открытым окном. Затем, по мере закаливания, перенесите занятия на открытый воздух. Принимать воздушные ванны лучше всего в движении: легкая пробежка, зарядка или игра. При дожде, тумане и сильном ветре провести закаливание можно дома в комнате с открытым окном. Начинать прием воздушных ванн следует с 20 минут при температуре воздуха +16…+20° С. Постепенно по мере адаптаци организма увеличивайте время пребывания на воздухе и снижайте температуру.

Водные процедуры — более интенсивная закаливающая процедура. Главным фактором закаливания служит температура воды. Систематическое применение водных процедур — надёжная профилактика простуд и недомоганий.

Самое благоприятное время для начала закаливания водой — лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки.

Приступая к закаливанию водой, вначале принимают лёгкие водные процедуры с температурой воды +33…+34° С. Затем снижают каждые 3- 4 дня температуру воды на 1°, и постепенно, за 1,5-2 месяца, доводят её в зависимости от самочувствия и состояния здоровья до +10…+15° С. В летнюю жару температура может быть еще ниже. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время процедуры.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание полотенцем или губкой, смоченной водой. Сначала эту процедуру делают лишь по пояс, а затем переходят к обтиранию всего тела. Обтирание осуществляется последовательно, начиная с верхней половины туловища: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого так же обтирают бедра и ноги. Вся процедура, включая растирание, не должна превышать 5 минут.

Обливание — следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды. При обливаниях вода выливается из ведра, тазика или шланга. Для первых обливаний лучше брать воду с температурой около +30°, в дальнейшем температура снижается до +10°С, а в сильную жару на улице — можно и ниже. После обливания производится энергичное растирание тела полотенцем. Длительность всей процедуры не более 3-4 минут.

Душ — ещё одна эффективная водная процедура. В начале закаливания вода в душе должна быть +30…+35°С, а продолжительность процедуры — не более одной минуты. Затем температура воды постепенно снижается, а время приёма душа увеличивается до 2 минут. Процедура заканчивается энергичным растиранием тела полотенцем.

Во время летней оздоровительной кампании

Особенности методики проведения

Воздушное закаливание

  • Осмотр участка перед каждой прогулкой.
  • При необходимости поливается участок и песочница.
  • Обязательное наличие головного убора.
  • Соблюдение питьевого режима.
  • Обеспечение достаточной двигательной активности (60% от всей прогулки отводится на двигательную активность детей)
  • В утреннюю прогулку, когда нет физкультурных и музыкальных занятий, включается оздоровительный бег.

См. Методичку

  • Пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха: ясли – 22-23гр. сад – 20-21гр. Состав одежды детей см. в приложении.
  • Воспитатели должны следить за изменениями температуры воздуха и, в зависимости от этого, одеть или раздеть ребёнка (см. приложение) .
  • Температура в группе должна быть не ниже 14гр.: 17-19гр. – легкая пижама, одеяло, выше 25гр. – трусики для сна, пододеяльник.
  • Перед сном детям одевается чистая пара трусов.
  • Следить, чтобы близко лежащие к окну дети не подвергались охлаждению.
  • Обеспечить спокойную обстановку перед и во время сна.
  • Увеличить длительность сна детям «гр. риска» (укладывание первыми, подъём последними)
  • Здоровые дети могут одеваться и раздеваться во время подъёма и укладывания при постепенном снижении температуры воздуха с 20-21гр. до16-18гр.
  • См. методичку
  • Сквозное проветривание помещения в отсутствии детей.
  • Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.
  • В теплое время года рекомендуется непрерывная аэрация помещения.
  • Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Водное закаливание

  • Рекомендуется специальная методика проведения (см. приложение)
  • Ноги мыть проточной водой с мылом и мочалкой на деревянной решетке с помощью душа или лейки.
  • Вытирать ноги насухо только индивидуальным полотенцем.
  • Полотенца сушить и хранить в комнате гигиены.
  • Игры с водой проводятся в плескательных бассейнах, тазиках (см. приложение)
  • Необходимо иметь картотеку игр с водой.

Босохождение

  • Рекомендуется осмотр участка на наличие травмоопасных предметов.
  • При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта, дети могут играть в п/и босиком.
  • Начинать следует с пробежки.

Длительность до 1-3 мин. Движения должны быть непрерывными. После процедуры обуться в сухую обувь и походить ещё 5-10 мин.

  • в раздевалке дети снимают обувь, носочки
  • по массажным дорожкам идут от раздевалки до туалетной комнаты
  • приступают к мытью ног

Воздушное закаливание

  • Общие световоздушные ванны начинают в кружевной тени деревьев при Т 19-20гр. для детей ст. возраста и 20-21гр. для детей мл. возраста.
  • В дождливые дни и при Т воздухи на улице ниже 18гр. проводятся в помещении.

Показания: Могут принимать практически все дети. Детям с задержкой роста и развития приём показан особо.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания. Не принимать с 16-17 часов – опасные для здоровья лучи.

Солнечное закаливание

  • Требуется спец. методика (см. приложение)
  • Проводятся только после предварительного недельного курса световоздушных ванн.
  • Не ранее чем через 1,5 часа после еды и не позднее чем за 30 мин. до еды.

Питьевой режим

  • Чашки для питья выносятся в п/ пакете с маркировкой «Чистая посуда» , после использования складываются в др. пакет с маркировкой «Грязная посуда»
  • Кол-во чашек соответствует кол-ву детей.
  • Кипяченая вода заранее охлаждается

Местное закаливание рук

Методика проведения

Ручные ванны проводятся во время игры с водой (малышу предлагают искупать куклу, постирать белье, вымыть посуду и т.п.) . Начальная температура воды равняется 28°С и постепенно снижается до комнатной температуры (20-22°С) . Продолжительность ванны от 3 до 5 мин. Следите за тем, чтобы перед началом проведения процедуры руки детей были теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. Рекомендуется проводить ребенку после ночного или дневного сна.

Солнечные ванны

Методика проведения процедуры

Солнечные ванны рекомендуется начинать постепенно. Сначала дети находятся в кружевной тени деревьев или кратковременно (по 5-6 минут в день) на освещенном солнцем участке. В это время хорошо поиграть с детьми в хороводные игры.

Вначале проведения солнечной ванны у детей обнажены только руки и ноги, постепенно обнажается все большая поверхность тела, и через несколько дней (в зависимости от погоды и общего состояния ребенка) можно раздеть ребенка до трусиков. На голове у ребенка обязательно должен быть надет светлый головной убор.

По мере появления загара продолжительность одномоментного пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить суммарно 40-50 минут.

Начинать при температуре воздуха не ниже 20-22 градусов в тени, в безветренные дни. Лучшее время для проведения солнечных ванн

9-11. 00 часов.

Воспитателям внимательно следить за самочувствием ребенка – и во время солнечной ванны (не потеет ли он слишком сильно, не жалуется ли на головную боль, тошноту) и после – как он ест, спит и т.д.

После проведения солнечных ванн ребенка отправить в затененное место и дать напиться воды.

Воздушные ванны

Методика проведения процедуры

Проводить воздушные ванны лучше в сочетании с движениями.

Раздевают ребенка не сразу, вначале снимают верхний слой одежды и дают ребенку задание: добежать до определенного места, прокатить обруч, поиграть с мячом и т.д. С группой детей целесообразно провести подвижную или хороводную игру, пение с движением.

По истечении времени ребенок одевается так, как был одет до воздушной ванны. Постепенно одежда ребенка облегчается все больше и больше и, наконец, воздушная ванна проводится лишь в коротких трусиках.

Начальная температура воздуха 22-23 градуса, конечная – сад 19-20 градусов, ясли 20-21. Продолжительность – ясли – с 3-5 минут до 10-15 минут, сад – от 5 до 20-25 минут.

Место для проведения воздушных ванн выбирается в зависимости от погоды: в более прохладные дни на солнечной площадке, в жаркие дни – в тени. В случае дождя переносится в группу с открытым окном. После дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнастикой, упражнениями. Проводить систематически, не реже, чем через день.

Температура воздуха:

В группе: 20 – 22

Под одеялом: 36 – 38

В спальне: 16 – 18

Таким образом достигается тренинг терморегуляционного аппарата с помощью контраста температур.

Противопоказания: во время острых заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, при истощении, резко ослабленные дети.

Литература: В.Г. Алямовская «Ясли – это серьезно» Москва Линка-ПРЕСС 1999г.

Контрастное закаливание ног

Методика проведения процедуры

Для проведения этой процедуры необходимо иметь три пластмассовых тазика.

Здоровые дети начинают и заканчивают процедуру в тазиках с холодной водой.

Дети ослабленные и часто болеющие, а также имеющие ограничения в закаливании со стороны врача, начинают и заканчивают процедуру в тазиках с теплой водой.

Начинают закаливание с температуры холодной воды +31 - +30 градусов, а теплой + 37 - + 38 градусов.

Через месяц контраст теплой и холодной воды доводят до 15 - 18 градусов (например, 38 и 23 градуса) .

Дети переходят из тазика в тазик, задерживаясь в газу с теплой водой около одной минуты, а в тазу с холодной водой - 5 - 10 секунд.

Схема закаливания для здоровых детей: холодная вода -теплая вода - холодная вода.

Схема закаливания для ослабленных и часто болеющих детей: теплая вода - холодная вода - теплая вода.

По завершении процедуры ноги вытереть полотенцем насухо до легкого покраснения.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Босохождение

Методика проведения процедуры

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-6 дней, затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной.

Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми. С детьми средних и старших групп можно проводить босиком утреннюю зарядку (в помещении) , физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.

Главный смысл хождения босиком - закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом - пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других компонентов в научной литературе нет.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Дыхательная гимнастика

Методика проведения процедуры

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учите ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в ни ю голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу.

Выдох должен быть длиннее, чем вдох, и по возможности полным.

Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.

Дыхательные упражнения проводятся только в хорошо проветренном помещении и:? н на свежем воздухе.

Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, потянитесь всем кмом. выполняйте упражнения не напрягаясь.

Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.

Ребенок должен овладеть определенной техникой дыхания:

Дыхание животом.

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон.

После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом не поднимается и не расширяется. Медленно сделать выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.

I рудное дыхание «гармошка»

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков.

После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем выдох.

во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. Повторись 5-6

Ключичное дыхание

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуть вперед.

После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в исходное положение. При лом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. Повторить 5-6 раз.

В дальнейшем эти три упражнения надо научиться делать сидя и стоя.

Полное дыхание

Разучивается после освоения предыдущих типов дыхания.

И.П.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую на ребра Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже наполнить грудную клетку, еще глубже - верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы) . Плавно выдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. 1 {повторять от 3 до 6 раз (начинать с 3-х, постепенно увеличивая) .

]. «Цветок распускается» .

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон) .

Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны и дох

(Цветок раскрывается) , вернуться в и.п. - выдох.

Медленно, 4-6 раз.

Г «Поднимаем выше груз» .

И.п.: руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки - вдох, вернуться в и.п. - выдох. 6-8 раз.

3. «Лес шумит» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.. Наклон вправо - вдох, вернуться в и.п. выдох. То же - влево. 5-6 раз. Усложнение - руки при выполнении вытянуты вверх.

4 «Травушка колышется» .

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями - вдох, опустит руки вниз выдох. 4-6 раз.

5. «Травушка растет»

И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно влево и вправо - вдох, опустить руки на плечи - выдох. 3-5- раз.

6. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький) . Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, и немного отводя голову назад - вдох (грибок вырос) , вернуться в и.п. 6-8-раз.

9. «Насос»

И.п.: ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая - вверх до уровня груди) . На выдохе вернуться в и.п.; то же влево 4-5 раз в каждую сторону.

8. «Вертолет» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо - выдохнуть, вернуться в и.п, - вдохнуть; то же - влево. 4-5- раз в каждую сторону.

с>. «Хлопушка» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Глубоко вдохну ты наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям - выдох, вернуться в и.п. - вдох. 4-5- раз.

10. »3дравствуй, солнышко»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки шире плеч, голову поднять вверх вдох, медленно вернуться в и.п. - выдох.

11 «Лотос» .

И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой, (плечи не поднимаются) , представить струю воздуха, пронизывающую до *У макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами) . 4-5- раз.

12 «Погреемся» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы растопырены.. Вдохнуть, движением вперед молниеносно скрестить руки перед грудью гак: чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно до боли хлестнули по лопаткам - громкий, мощный выдох; плавно и медленно вернуться в и.п. Вдох диафрагмой. 4-5- раз.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Оздоровительный бег

Методика проведения процедуры

Оздоровительный бег – это длительный бег в медленном темпе.

Исходная длительность бега определяется врачом ДОУ.

Длина беговой дорожки должна быть вымерена в метрах и по времени, которое затрачивается на пробегание одного круга в медленном темпе и по количеству пробегаемых кругов.

Дистанция: 40 - 50 м - для детей 2- 3 лет

60 - 70 м - для детей 3-4 лет

80 - 100 м - для детей 4-5 лет

150 - 200 м - для детей 5-6 лет

500 м -для детей 6-7 лет

В летнее время длительность бега не увеличивается. На период адаптации и карантина нагрузки не увеличиваются. По решению врача, ориентируясь на состояние здоровья детей и температуру воздуха, возможны другие изменения режима бега.

После болезни: вместо бега предлагается пройти несколько кругов; пробежать меньшую дистанцию; просто погулять.

В старшем дошкольном возрасте дети ежедневно бегают от 7 до 12 минут.

Методика:

1. Разминка

Цель: разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, выбрать нужный темп для бега, психологический настрой ребенка.

Упражнения: от крыльца на ходу выполняются упражнения для различных групп мышц. Включаются приседания и разного рода ходьба. Закончить разминку бегом на месте.

2. Бег «стайкой» по дистанции. Индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой, поэтому не следует выстраивать детей друг за другом. Взрослый бежит вместе с ними, находится то сбоку, то спереди, то сзади; следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей.

3. Постепенное выравнивание детей, бег в цепочку.

4. Заканчивается бег с большим замедлением темпа.

5. Переход на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания.

6. Выполнение упражнений на расслабление.

7. Отдых. Приведение пульса в норму. Восстановление сил. Время на восстановление сил определяет врач.

Принуждение к бегу недопустимо!

Одежда: подбор одежды осуществляется как при проведении физкультурных занятий на свежем воздухе.

Литература: В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» Москва Линка-ПРЕСС 1993г.

Обширное умывание

Методика проведения процедуры

Возрастная специфика:

Младшая группа: до локтя.

Средняя группа: сентябрь-апрель – до локтя, май-август – до плеч.

Старшая и подготовительная группы: сентябрь-апрель – до подмышек, апрель-август – грудь.

Процедура обучения приемам обширного умывания занимает 2-3 месяца. Обучение проходит в индивидуальной форме с теми детьми, которые не знакомы с процедурой.

Температура воды: 18-22

Методика:

  1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя руки. То же - наоборот.
  2. Намочить обе ладошки, положить их сзади на плечо и провести ими одновременно к подбородку.
  3. Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.
  4. Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  5. Ополоснуть, “отжать” руки, вытереть насухо.
  • Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и.приучает к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
  • Площадь воздействия воды расширяется постепенно:
  • Необходимо учитывать состояние здоровья детей и степень тренированности организма ребенка (т. е. умение адекватно реагировать на температуру воды) .

Литература: В.Г. Алямовская «Ясли – это серьезно» Москва Линка-ПРЕСС 1999г.

Гимнастика для глаз

Методика проведения

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

В, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите,

упражнение повторить 4-5 раз.

На специальной подставке- доске укреплены маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 3-4. В это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети должны увидеть произошедшие изменения.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Далеко -- близко

Дети смотрят в окно, ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2- 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называют ведущий.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Поймай зайку

Ведущий включает фонарик и запускает "солнечного зайчика" на прогулку. Дети, поймав глазами "зайчика", сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

Игра длится 45 секунд.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Основные принципы лечебного закаливания:

  • начальная интенсивность температурного раздражителя должна быть минимальной,
  • нарастание интенсивности - постепенным,
  • курс лечения - непрерывным.

У лиц, страдающих хроническими воспалительными заболеваниями ЛОР-органов, имеется обычно не только ринит или отит, но и дезадаптация к холодовым воздействиям, что тоже является своеобразной «болезнью». Поэтому такие больные требуют особо внимательного отношения.

Для лечебного закаливания используются методы с постепенным снижением температуры или с использованием контрастных температур. Первые преимущественно применяются у больных, которые дрожат при незначительных снижениях температуры, вторые - у больных, которые не дрожат, но простуживаются.

Локализация воздействий предусматривает область стоп, шейной и лицевой областей, всю поверхность тела и непосредственно слизистые оболочки носа и глотки. Порядок назначения соответственно перечислению.

В качестве раздражителя используется вода, так как температура ее легко дозируется. Закаливание преимущественно начинают в начале лета.

Схемы закаливания

Описанные ниже методические приемы процедуры закаливания ( , ) и возможные варианты составляют основу индивидуальных схем закаливания для пациентов с учетом адаптационных возможностей организма.
Индивидуальные схемы могут строиться следующим образом.

Схема закаливания с использованием методических приемов с постепенным снижением температуры:

  1. сухие растирания кожи и влажные обтирания ног;
  2. влажные обтирания и обливания ног;
  3. ножные ванночки, постепенно снижающейся температуры и обливания; дождевой душ или ванны. Орошения или полоскания.

В качестве поддерживающей процедуры назначают ежедневное обмывание ног водопроводной водой.

Схема закаливания с использованием методических приемов с постепенным снижением температуры и контрастных температурных воздействий:

  1. ножные контрастные ванночки;
  2. влажные обтирания;
  3. воздействие водой контрастной температуры на воротниковую область; обливания (ног или общие) или души; контрастные полоскания или орошения; общие души или ванны.

В качестве поддерживающей процедуры оставляются контрастные полоскания и обмывания ног водопроводной водой.

Наслаивание одной методики на другую в середине курса лечения носит название «лестница» (ускоренная методика закаливания).

Основными показателями адекватности назначаемых методик являются удовлетворительное теплоощущение больного после процедуры и отсутствие обострений основного заболевания на протяжении курса лечения. При срывах компенсаторных возможностей закаливание проводят по облегченной схеме.

Во избежание адаптации и исчезновения тренировочного эффекта поддерживающую процедуру следует периодически видоизменять. Это достигается не продолжением снижения температуры, а вариабельностью способа и локализации воздействия. Так, прохладный душ можно заменить контрастным. После достаточной адаптации больного в домашних условиях ему могут быть назначены контрастные общие ванны в условиях водолечебницы и т. д.

Противопоказания закаливания

Противопоказания к приему закаливающих процедур:

  • лихорадочные состояния любого генеза на протяжении 2 нед после нормализации температуры тела. Курс закаливания следует начинать с меньшей нагрузки, чем та, на которой курс закаливания был прерван;
  • умственное и физическое перенапряжение, которое имело место в течение дня. В зависимости от этапа закаливания процедуру заменяют теплым душем или теплой ванной (частичной или общей);
  • переохлаждение, имевшее место в течение дня. Закаливающую процедуру следует заменить любой тепловой;
  • состояние психического угнетения. Следует снизить нагрузку или заменить один методический прием другим;
  • предменструальный и менструальный периоды у женщин.

Противопоказаны контрастные ножные ванны при обильных потерях крови. В период менструации общие ванны заменяют душем. Во всех случаях повышение интенсивности раздражителя в этот период не производят. Противопоказания к назначению закаливания - общие.
При достаточной адаптации к методам лечебного закаливания, переходят к закаливанию климатическими факторами.

4 3 674 0

Вы собрались сделать свое тело более сильным, крепким и бодрым? Возможно, вам попросту опостылело валяться с простудой много раз в году? В таком случае, мы расскажем о том, каким образом нужно вступать на путь закаливания, чтоб не причинить ущерб организму и упрочить иммунную систему.

Польза закаливания

Расположенные на кожных покровах человека холодовые рецепторы имеют влияние на весь организм, если правильно на них воздействовать.

Правильное и грамотное закаливание усиливает иммунную систему, развивает терморегуляцию (поддерживание организмом неизменной температуры в неодинаковой атмосферной обстановке).

К тому же, закаливающие процедуры дают толчок для запуска обмена веществ в организме, помогают укрепить нервы, приводят в тонус сердечно-сосудистую систему, избавляют от аритмии. В конце концов, закаливание благоприятствует похудению, омолаживает кожу и заряжает организм жизнерадостностью.

В первую очередь, расскажем о простейших принципах закаливания организма, которые должен знать каждый. Ежели вы приняли решение заняться обливаниями холодной водой (о других закаливающих процедурах расскажем ниже), следует принять во внимание следующие правила.

Когда начинать

Закаливание начинать только при абсолютном здоровье.

Наличие простудных или вирусных заболеваний, а также гнойных ран, запрещает закаливание.

Прежде всего необходимо вернуть здоровье, а потом приступать к закаливающим процедурам. Вдобавок, противопоказанием для закаливания является наличие повышенного глазного давления – разница в температурах может спровоцировать еще больший скачок давления, что приведет к отслоению сетчатки глаза. Рекомендуется посоветоваться с врачом перед началом закаливания тем, у кого проблемы с давлением (повышенное или пониженное) и почками.

Врачи решительно запрещают заниматься закаливанием людям с сердечными болезнями (наличие тахикардии, сердечной недостаточности, ишемической болезни служит знаком “стоп” для закаливающих процедур).

Как начинать

Начинать закаливание нужно не сразу, а поэтапно.

Если богатырское здоровье не является отличительной чертой вашего организма, то начинать усиливать его нужно по немудреной схеме – сначала научитесь умываться холодной водой. Делать это нужно не сразу – вначале вода должна иметь комнатную температуру, после этого ее нужно снижать на один градус ежедневно.

В конце концов, умывания прохладной водой для вас станут привычными и вы будете в силах дерзнуть переключиться на следующую стадию без отрицательного воздействия на здоровье.

Периодичность процедур

Закаливающие процедуры должны носить регулярный характер. Ежели вы приняли решение, то закаляться нужно ежедневно и при любой погоде.

Даже путешествие или командировка в другой город не должны стать препятствием заведенному порядку, а уж как вы будете закаляться – обтираться полотенцем или ходить босиком – выбирайте сами.

Приступая к закаливанию, нужно учитывать, что оно может спровоцировать насморк, вместе с тем это не должно быть побуждением к приостанавливанию процедур.

Пропустить сеанс можно только из-за повышенной температуры.

Варианты закаливающих процедур

  • Принятие воздушных ванн.
    Закаляться с помощью воздушных процедур нужно в комнате, которая была проветрена. Воздух в ней должен быть прогрет не меньше, чем до 15 градусов. Приниматься за закаливающие воздушные процедуры желательно, начиная с трехминутного сеанса, дальше период воздействия воздуха можно повысить до 5 минут. Сняв с себя одежду, обязательно нужно совершить ряд энергичных движений на разогрев (можно отжаться от пола, присесть несколько раз или походить на месте – что ваша душа пожелает). Устраивать воздушные процедуры вне помещения, на открытом воздухе, дозволено только по прошествии длительной (не меньше месяца) тренировки в помещении. Выходить на улицу позволительно только при температуре воздуха 20-22 градуса. Длительность первого сеанса не должна превышать четверть часа (при условии достаточной подготовки в помещении), ежедневно допускается прибавлять по одной минуте. В зимнее время имеется возможность устраивать воздушные ванны, выйдя на балкон, например, но только после годичных тренировок дома. Пребывание на воздухе зимой должно начинаться с одной минуты, но постепенное увеличение дозы не должно превышать четверть часа.
  • Применение обтираний. Закаливание с помощью обтираний подходит и будет целебных для всех, за исключением тех, у кого есть травмы кожи. Процесс обтирания включает в себя динамичные движения по растиранию тела с помощью смоченного в воде полотенца. Мокрое полотенце должно хорошенечко растереть, в первую очередь, такие участки тела как спина, грудь и шея. Сеанс должен длиться не больше двух минут до того момента, когда тепло начнет приливать к коже и до ее покраснения. После этого можно переходить к ногам и бедрам.
    Поначалу увлажнять полотенце нужно водой с температурой 33 градуса. Через полторы недели возможно понизить температуру воды на пять градусов. Снижая температуру спустя каждые полторы недели, следует довести ее до 18 градусов. Дойдя до этой отметки, нужно закрепить результат, продержавшись на этой температуре два-три месяца. После этого допускается опять снижать температуру на пять градусов через каждые полторы недели.

  • Применение обливаний. Самый легкий прием закаливания для новичков – начать с частичного обливания. Самая благоприятная пора для этого – утренние часы. Врачи дают совет еще вечером начинать подготовку к процедуре: набрать в емкость обычной холодной воды из-под крана и оставить на ночь (за это время она должна принять комнатную температуру). Наутро начинайте процедуру, окатывая этой водой шею, ноги и руки по нескольку раз. Затем взять полотенце и тщательно им растереться. Полмесяца таких процедур – и можно начинать обливать все тело.
    Результативность закаливания повышается соответственно увеличению полярности температур тела и воды. Здесь, как и в предыдущем совете, нужно понижать температуру воды на пять градусов каждые полторы недели. При этом нужно не упускать из виду температуру воздуха, она обязана быть не меньше 20 градусов, иначе можно переохладить организм.
  • Применение контрастного душа. Контрастный душ способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, улучшению обмена веществ в организме благодаря быстрому притоку крови к органам. Стоя под душем, нужно облить водой все тело, не останавливаясь долго на каждом из его участков. Проводить процедуру нужно по такому плану: полминуты горячего душа, полминуты душа холодного и так в три раунда.
    Но дебютировать нужно все же с десятисекундного душа, через полмесяца это время можно удвоить и только через месяц можно включать контрастный душ по полминуты горячей и холодной воды. На первых этапах температура горячей воды обязана быть около 45 градусов, а холодной – около 30 градусов. Далее температуру горячей воды полагается оставить неизменной, а холодную нужно понижать потихоньку до 15 градусов.

К сожалению, большинство родителей не знают, как правильно начинать закаливание. У среднестатистического человека закаливание ассоциируется с обливанием холодной водой и купанием в проруби. А вот хождение босиком и тривиальные воздушные ванны почему-то с этим процессом практически никто не связывает. А ведь именно «босоногое детство» и хорошо проветренная комната для сна могут стать тем фундаментом, на котором потом будет базироваться хорошее здоровье ребенка.

С чего начать закаливание организма, чтобы укрепляющие процедуры не вызывали протест и оказывали только полезное действие? Для этого следует усвоить основные принципы закаливания, одинаковые для взрослых и детей.


Принципы закаливания

  • Хорошее настроение и позитивное отношение к процессу закаливания. Очень важно, чтобы ребенок воспринимал все процедуры как весёлую и увлекательную игру.
  • Соблюдение правил закаливания и учет противопоказаний к его проведению.
  • Систематичность и непрерывность. Конечно, один случайный пропуск процедур не очень скажется на процессе, а вот после недельного перерыва всё придется начинать с самого начала.
  • Динамическое повышение интенсивности воздействия . Увеличение продолжительности процедуры или же изменение температуры закаливающего фактора.
  • Физическая культура как вспомогательный фактор. Активные игры, пеший туризм, занятия спортом на свежем воздухе - все это только усиливает эффективность закаливания и физически укрепляет тело.

Соблюдая принципы закаливания, можно легко ввести укрепляющие процедуры в свой распорядок дня и приучить детей к здоровому образу жизни. Ведь такой способ укрепления иммунитета и оздоровления не менее эффективен, чем прием витаминов и правильное питание.

Поначалу закаливание может показаться очень простой процедурой, которую можно проводить «время от времени», когда у родителей есть возможность и желание. » «

Однако после ознакомления с правилами закаливания первое впечатление сменяется растерянностью: как правильно начинать закаливание ребенка, если ему 2 недели от роду? А если 3 года? А если 7 лет? А если все 10? На самом деле, правила закаливания организма достаточно универсальны - исключение составляют только грудные младенцы и ослабленные малыши.

  1. Воздушные ванны подходят для детей любого возраста. Переодевая памперс или меняя распашонку, оставьте ребенка в проветренном помещении «голышом» на 3–5 минут. Температура воздуха не должна быть ниже 24˚С. Если ребенок не замерз, можно продолжать подобные процедуры еще неделю, после чего увеличить продолжительность воздушных ванн.
  2. Прогулки на свежем воздухе полезны в любую погоду. Не делайте исключений вплоть до 10-градусных морозов: ребенок может находиться на улице 15–30 минут в мороз и до 2 часов при температуре выше нуля. Если ребенок вспотел, прогулка заканчивается, а в следующий раз стоит одеться полегче. Спать на открытом воздухе или с открытым окном (без сквозняков!) можно уже с рождения. Впрочем, как и гулять «голышом» на улице, при температуре от +24С. Важно лишь следить, чтобы не было перегрева или переохлаждения, симптомы которых достаточно явны.
  3. Хождение босиком становится профилактикой плоскостопия и правильного формирования свода стопы. В теплый сезон можно ходить босиком по траве или по песку. Хождение босиком дома позволяет постепенно привыкнуть к сезонной смене температуры. Закаленные ножки - это универсальная защита от простудных заболеваний верхних дыхательных путей. Можно совмещать хождение босиком с закаливанием воздухом и с солевой дорожкой.
  4. Обтирания можно назвать первым знакомством с закаливанием холодной водой для начинающих. В три месяца можно начинать обтирания ребенка, сочетая их с массажем. Мягкая ткань или рукавичка смачивается водой комнатной температуры. Растирание производится от пальцев вдоль конечностей к телу и круговыми движениями в области спины, груди и живота. По завершению процедуры малыш вытирается насухо.
  5. Обливания вводятся в процесс закаливания не ранее двухлетнего возраста - до этого момента холод воспринимается ребенком как боль и подвергать его организм такой нагрузке противопоказано. В два года нервная система и тело ребенка уже достаточно развиты, чтобы не воспринимать обливание как стресс. Как начинать закаливание холодной водой, чтобы не вызвать негативной реакции? Подготовить психику и нервную систему к обливанию помогают влажные обтирания.