Характеристика образов героев произведения история одного города. Поклонение мамоне и покаяние. Имена, фамилии и клички, как средства выражения основных черт персонажей

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе "Отцы и дети" - человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе "Отцы и дети", как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе "Отцы и дети" унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «... А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе "Отцы и дети" почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе "Отцы и дети" совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе "Отцы и дети" с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе "Отцы и дети" умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

Вышедший в 1862 году, стал отражением эпохи второй половины XIX века, когда в России сложились два социально-политических лагеря, между которыми началась борьба. Воплощением одной их противоборствующих сил - революционеров-демократов - стал сын полкового лекаря Евгений Базаров.

Образ Базарова в романе занимает центральное место: из 28 глав его нет только в двух, в остальных он появляется как главное действующее лицо. Все герои произведения группируются вокруг него, раскрываются в отношениях с ним, резче и ярче оттеняют все черты его личности, подчеркивая его превосходство, ум, поведение в различных ситуациях. Некоторые из героев устраивают для него испытания: например, Аркадий Кирсанов проверяет на прочность способность Базарова быть другом, а любовь к Анне Сергеевне Одинцовой становится трагическим для героя испытанием.

Сюжет романа построен на столкновении Базарова с аристократическим миром - «отцами». Тургенев не скрывает, что демократу-разночинцу Базарову чужды и аристократический этикет, и прочие условности. Столкновение с «барчуками проклятыми» и раскрывает мировоззрение главного героя. В основном происходит это в спорах, которых в романе несколько. Именно в спорах герои Тургенева прямо высказывают свои убеждения.

В складе ума главного героя проявляются типичные стороны русского национального характера: склонность к критической самооценке, стремление бросаться из крайности в крайность. Интерес к естественным наукам вполне типичен для шестидесятников, но карьера ученого или врача не является уделом самого Базарова: себя он видит в роли строителя нового общества, точнее, того, кто должен «место расчистить» для этого строительства.

Вступая в противоборство с идеализмом «отцов», материалист Базаров слишком упрощает природу человеческого сознания, а понимание всех самых сложных духовных и психических явлений в жизни человека сводит к элементарным - физиологическим. Искусство не признает («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), а природу ценит только за ее практичность («Не храм, а мастерская»).

Братьев Кирсановых презирает не столько за их сословную принадлежность, сколько за то, что они «люди отставные» и «их песенка спета». Кстати, с той же меркой он подходит и к своим родителям. Такой «узкобиологический» взгляд на сущность человека приводит Базарова к стиранию границ между физиологией человека и психологией общества.

Утонченность любовного чувства к женщине Базаров называет «романтической чепухой», ведь он знает анатомию глаза, и романтическому взгляду там просто неоткуда взяться. Подменяя любовь просто физически влечением, Базаров сам попадает в ловушку. Недаром автор вводит в содержание романа историю любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.: она становится предупреждением заносчивому материалисту.

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой стала для Базарова началом трагического возмездия за его тотальный нигилизм. Любовь словно раскалывает душу героя пополам, и теперь в нем живут два человека: один - по-прежнему убежденный противник романтики, отрицающий «белиберду, непростительную дурь», другой - страстно и одухотворенно любящий человек, впервые испытавший настоящее чувство.

После неудачного объяснения с Одинцовой Базаров отправляется к престарелым родителям, не чающим его больше увидеть. Но ни беспрестанные хлопоты матери о его здоровье и питании, ни нарочитое «невмешательство» в его дела отца не только не радует, наоборот, раздражает несостоявшегося нигилиста, нашедшего «романтика в самом себе». И уже на третий день после приезда «Енюшечка» покидает несчастных стариков.

Далее автор устраивает своему герою второй круг испытаний. Базаров вновь последовательно оказывается у Кирсановых, Одинцовой и, наконец, у родителей. Но как разительна перемена, произошедшая с героем. Он испытывает кризис своего мировоззрения. Прежние взгляды на жизнь уступают место загадкам: загадке собственной души, которая оказывается сложнее и глубже, чем он предполагал, и загадке мира, его окружающего.

Не узнать уже прежнего материалиста: затухают его блистательные споры, он даже умудряется примириться (правда, после довольно комичной сцены дуэли) со своим вечным противником - аристократом Кирсановым. Только в финале в последний раз вспыхнет ярким пламенем, перед тем как угаснуть навек, тревожная, но любящая душа Евгения. Перед лицом смерти герой не сломлен: он гордо смотрит ей в лицо, но становится тем самым романтиком, которого некогда отвергал в себе. Ведь только романтик способен был сказать любимой женщине, приехавшей с ним проститься: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Поэт не сказал бы лучше!

Смерть Базарова оправдана автором: герой должен был умереть, чтобы остаться самим собой. Тургенев объяснил этот трагический финал просто: «трагическая фигура» была «обречена на погибель, потому что стоит в преддверии будущего». Автор пока не знал, что ждет в России подобных героев, и не нашел ничего лучше, чем «умертвить» его.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» получился трагическим. Герой не смог найти себе единомышленников, не сохранил дружбу с Аркадием, не получил ответного чувства от Одинцовой. Его трагическое одиночество угнетает читателя. Однако Тургенев заканчивает свой роман сценой кладбища, где на могиле Базарова растут цветы, призывающие к «вечному примирению и к жизни бесконечной».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

Главной проблемой в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” является конфликт двух поколений, старого, представленного либеральными и консервативными дворянами, и нового, представленного разночинцами-демократами. К представителям старого относится семья Кирсановых, а нового - Базаров. Самым ярым сторонником консервативных взглядов является Павел Петрович Кирсанов, человек, давно отставший от времени и настаивающий на верности своих взглядов и принципов, которые он усвоил еще в молодости. Противником его в романе выступает Евгений Базаров. По сути, Тургенев посвятил свое произведение раскрытию нигилистических взглядов представителя разночинной молодёжи. Филоеофия главного героя строилась на отрицании всего: музыки, религии, искусства, Бога. Несмотря на то, что Базаров был человеком науки, он и ее отрицал.
Евгений - простой, свободолюбивый и независимый человек. Он гордится своей близостью к народу и подчеркивает это в разговоре с Павлом Петровичем: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Но, несмотря на это, в герое проявляются черты, отличающие его от простого народа.
В Базарове мы видим ясный и трезвый ум, умение замечать в людях недостатки и безжалостно обличать их. Герою присуще трудолюбие, что отличает его от аристократов и помещиков, независимость суждений, сильная воля, умение отстаивать свои принципы, подводя под них теоретическую основу. Он волевой человек. В диалоге с Павлом Петровичем нас поражает его умение оставаться спокойным и хладнокровным, чем он буквально обезоруживает своего противника. Павел Петрович, раздраженный этим, говорит Базарову: “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же строить”. На это герой возражает своему оппоненту: “Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить” . Этим автор хотел подчеркнуть то, что будущее не за его героем, он принадлежит только настоящему. Базаров часто употребляет слово “мы”, но, кто такие мы, для нас остается загадкой. Нельзя же к числу его единомышленников отнести Ситникова и Кукшину, ведь это только пародия, сатира на представителей разночинной интеллигенции. А Аркадий является лишь временным попутчиком своего друга и наставника.
Важной чертой в раскрытии характера Базарова является его отношение к любви. Несмотря на свои нигилистические взгляды, он оказался неспособным противостоять такому естественному и земному чувству, как любовь. Она оказалась выше всяких научных теорий и политических.воззрений героя. Он оказался способным на самоотверженную любовь, отвергаемую им ранее как ненужную “чепуху”, “романтику”. Законы жизни, природы сильнее, чем все остальное, и противостоять им бесполезно и бессмысленно. Герой не выдержал испытание любовью, он оказался простым, земным человеком, которому ничего человеческое не чуждо.
Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.