Фотографии клеопатры. Клеопатра - некрасивая и холодная. Клеопатра и Марк Антоний создали собственный клуб

Миф о красоте Клеопатры – распространенное заблуждение. Ученые попытались реконструировать реальный образ египетской правительницы. Результаты вас удивят!

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ известной египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи

Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

Бюсты Клеопатры (предположительно)

Изображения Клеопатры на монетах

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)

Салли Энн Эштон поясняет:

Она, вероятно, не была полностью европейкой. Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти.

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты

.

Вивьен Ли в фильме «Цезарь и Клеопатра», 1945

Софи Лорен в фильме «Две ночи с Клеопатрой», 1953

Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре:

Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно.

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Как говорится, найдите 10 отличий

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью, недюжинным умом и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, а также хорошо разбиралась в политике.

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.


Моника Беллуччи в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра», 2002

12 августа 30 г. до н. э. египетская царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством внутри мавзолея в Александрии. Она была последним независимым фараоном, которого знал Древний Египет. На протяжении двух десятилетий Клеопатра вела безжалостную борьбу за власть со своими братьями и сестрами, сражалась с будущим римским императором и была вовлечена в военные союзы, и амурные дела, с Юлием Цезарем и Марком Антонием. О ней вспоминают как об одной из самых ярких и очаровательных фигур античности, но многие факты ее жизни либо неизвестны, либо так и остаются мифами. У вас есть возможность узнать 10 удивительных фактов о легендарной Царице Нила.

1. Клеопатра не была египтянкой

Несмотря на то что Клеопатра родилась в Египте, корни ее рода уходят в Македонию и Грецию. Она принадлежала к династии Птолемея I Сотера (один из генералов Александра Великого). Птолемей взял бразды правления Египтом после смерти Александра в 323 г. до н. э. и стал основателем династии правителей, говорящих на греческом языке. Династия Птолемея правила в Египте на протяжении практически трех столетий. Несмотря на свое происхождение, Клеопатра переняла множество древних традиций страны, которой правила, и стала первой из династии Птолемея, кто выучил египетский язык.

2. Она была рождена в результате кровосмешения

Как и многие правители, члены династии Птолемеев заключали браки внутри своей семьи, чтобы сохранить чистоту родословной. Более десятка предков Клеопатры связывались узами брака со своими двоюродными братьями и сестрами, поэтому не исключено, что ее отец и мать также были братом и сестрой. В соответствии с традициями, Клеопатра вышла замуж за двух своих братьев, и каждый из них исполнял роль ее церемониального супруга и регента в разные периоды ее царствования.

3. Красота Клеопатры не была ее самым большим достижением

Римская пропаганда сделала из Клеопатры развратную соблазнительницу, которая использовала свою сексуальную привлекательность в качестве политического оружия. Несмотря на это, она должна была быть известной благодаря своему интеллекту, а не внешности. Она говорила на десятках разных иностранных языков и получила образование в области математики, философии, риторики и астрономии. Египетские источники позже описывали ее как правителя, который возведен в ряды ученых и пользуется их уважением. Также есть доказательства того, что Клеопатра не была настолько привлекательной, как в это принято верить. На монетах с ее портретом изображено мужественное лицо с крючковатым носом, хотя некоторые историки утверждают, что она специально приказала сделать свое изображение более мужественным и похожим на мужское. Со своей стороны древний писатель Плутарх утверждал, что красота Клеопатры не была уж такой несравнимой, но это компенсировалось «ласкающим слух» голосом и неотразимым шармом, которые и сделали ее такой желанной.

4. Она приложила руку к гибели троих братьев и сестер

Силовой захват власти и убийства были такими же традициями Птолемеев, как и браки внутри семьи, и Клеопатра со своими братьями и сестрами ничем не отличались. Ее первый муж, который был также и ее братом, Птолемей XIII выгнал ее из Египта, когда она попыталась полностью захватить власть, поэтому пара встретилась уже во время гражданской войны. Клеопатре удалось победить, так как она заключила союз с Юлием Цезарем, а Птолемей утонул в Ниле после поражения в бою. После войны Клеопатра вышла замуж за своего младшего брата Птолемея XIV, но предполагается, что он также был убит, когда она пыталась сделать своего сына своим соправителем. В 41 г. до н. э. она также устранила свою сестру Арсиною, которую считала конкуренткой в борьбе за престол.

5. Клеопатра знала, как лучше представить себя

Клеопатра считала себя живим воплощением богини и часто играла роль перед своими союзниками, чтобы добиться их благосклонности и укрепить свой божественный статус. Известный пример ее таланта к драматической игре: в 48 г. до н. э., когда во время ее вражды с братом в Александрию прибыл Юлий Цезарь, зная, что Птолемей будет мешать ей встретиться с римским полководцем, она завернулась в ковер. Некоторые источники говорят, что это был полотняный мешок. Таким образом ее занесли в личные покои Цезаря. Полководец был ослеплен внешним видом молодой царицы и согласился стать ее союзником.

Подобное представление Клеопатра использовала немного позже, в 41 г. до н. э., во время встречи с Марком Антонием. Когда она ехала на встречу с римским триумфатором в Тарсе, она приказала построить золотую баржу с пурпурными парусами и веслами, украшенными серебром. Внешне она напоминала богиню Афродиту и сидела под позолоченным навесом, а ее слуги в костюмах амуров сжигали сладко пахнущий ладан. Антоний, который считал себя воплощением греческого бога Диониса, был мгновенно очарован.

6. Клеопатра жила в Риме во время убийства Цезаря

Клеопатра присоединилась к Юлию Цезарю в Риме в 46 г. до н. э., и ее присутствие вызвало настоящий переполох. Цезарь не скрывал, что они любовники, она также привезла в город их общего ребенка. Многие римляне были возмущены, когда он поставил ее позолоченную статую в храме Венеры-прародительницы. Клеопатра была вынуждена бежать, когда Цезаря убили в сенате в 44 г. до н. э., но до этого она успела оставить свой след в городе. Ее экзотическая прическа с жемчужными украшениями стала модным трендом, и по словам историка Джоана Флетчера, очень многие женщины начали подражать Клеопатре. Их статуи даже ошибочно принимались за изображения самой Клеопатры.

7. Клеопатра и Марк Антоний создали собственный клуб

Легендарный роман Клеопатры и Марка Антония начался в 41 г. до н. э. Их отношения имели политическое основание. Антоний был нужен Клеопатре, чтобы защитить трон и сохранить независимость Египта, в то время как полководцу был необходим доступ к богатствам страны. Но также они любили проводить время в компании друг друга. Согласно древним источникам, зиму 41-40 гг. до н. э. они провели вместе, отдыхая и наслаждаясь богатствами Египта, и даже создали собственный клуб, известный как «Неподражаемая печень». Клуб занимался тем, что организовывал ночные застолья, а его члены иногда участвовали в сложных играх и конкурсах. Говорят, что любимым занятием Антония и Клеопатры было бродить по улицам Александрии переодетыми и разыгрывать жителей города.

8. Она вела флот в морской битве

Клеопатра вышла замуж за Марка Антония и родила ему троих детей, но их отношения также стали причиной общественного скандала в Риме. Соперник Антония Октавиан использовал пропаганду, чтобы изобразить полководца как предателя, который стал жертвой интриги соблазнительницы. В результате в 32 г. до н. э. римский сенат объявил войну Клеопатре. Конфликт достиг своего апогея на следующий год, во время знаменитой битвы при Акциуме. Клеопатра лично возглавила несколько десятков египетских кораблей, но их было недостаточно для сражения с военно-морским флотом Октавиана. Битва вскоре обратилась в бегство, и Клеопатра с Антонием вынуждены были скрываться в Египте.

9. Клеопатра, возможно, не умерла от укуса змеи

Клеопатра и Антоний покончили жизнь самоубийством в 30 г. до н. э., после того как Октавиан преследовал их до Александрии. Если со смертью Антония нет никаких секретов (он убил себя мечем), то смерть Клеопатры не так однозначна. Легенда гласит, что она умерла от укуса египетской кобры в руку, но древний летописец Плутарх сообщает, что правды не знает никто. Он говорит, что Клеопатра могла спрятать смертельный яд в одной из своих расчесок, а историк Страбон отмечает, что она могла использовать роковую «мазь». Учитывая это, многие историки склоняются к мысли, что она могла использовать штифт, смоченный в каком-то мощном токсине, к примеру, змеином яде.

10. Фильм о Клеопатре, снятый в 1963 году, стал одним из самых дорогих за всю историю кинематографа

В 1963 году был снят фильм «Клеопатра». Первоначальный бюджет фильма с 2 миллионов долларов вырос до 44 миллионов, и только расходы на костюмы Тейлор насчитывают 200 000 долларов. Это был самый дорогой фильм на момент его выпуска, и он практически обанкротил студию, которая его снимала. Если учитывать инфляцию, то он остается одним их самых дорогих и на сегодняшний день.

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
"Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво -
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ...


Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь - я воск. Я тлен. Я прах». -


Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь - будем оба
В веках равны перед судьбой?»


Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит...
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта - слезы,
У пьяной проститутки - смех».
Александр Блок


Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила...
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя - как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете - еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова

Об одном из самых распространенных заблуждений о египетской царице Клеопатре на Сайте Востоколюба уже есть . Сегодня мы поговорим о другом, не менее распространенном, заблуждении о царице Египта.

Миф о красоте Клеопатры

Красота Клеопатры — это миф, и возможно, самый бессмысленный.

Сотрудник Британского музея доктор Сюзан Уокер.

Очаровательная, восхитительная, непревзойденная, прелестнейшая – как только не величают знаменитую Клеопатру. Именно такой ее изображают в многочисленных фильмах. Может и в реальной жизни она такой и была? Ведь не бывает же дыма без огня?

Оказывается, бывает. Реальная Клеопатра, вопреки всеобщему заблуждению, не была не то, что непревзойденной, но даже и просто красавицей. Судя по прижизненным изображениям, правительница Египта была полноватой женщиной с невыразительным лицом. Найденный археологами бюст царицы, считающийся ее достоверным изображением, демонстрирует нам женщину восточного типа с хищным вырезом ноздрей, небольшими глазами и удлиненным лицом. А на монетах, отчеканенных в ее правление, отлично виден огромный горбатый нос и острый подбородок.

Прижизненные изображения Клеопатры.

Совсем недавно заблуждение о красоте Клеопатры окончательно было развенчано английскими учеными, идентифицировавшими одиннадцать ее скульптур, которые, как ранее считалось, изображали других женщин. Историки Британского музея пришли к выводу, что Клеопатра, по крайней мере, к концу своей 38-летней жизни, была довольно полной коренастой женщиной с плохими зубами. Роста она была небольшого — 1 метр 52 сантиметра, имела длинный нос. По мнению исследователей, маленький рост и полнота Клеопатры обусловлены наследственностью. Она принадлежала к династии Птолемеев, большинство из которых особой привлекательностью не отличались.

Тем не менее, совсем невыразительная внешность не помешала Клеопатре войти в историю в качестве одной из самых желанных для мужчин женщин. Ее личное обаяние и сексуальность позволяли ей завладеть сердцами даже таких искушенных знатоков прекрасного пола, как Юлий Цезарь и Марк Антоний. Похоже, правительнице Египта хорошо было знакомо искусство обольщения древнеегипетских жриц. Современники отмечали, что в Клеопатре все дышало сладострастием. Ее вызывающую сексуальность подчеркивали как одежды, выбираемые с изысканным вкусом, так и окружение царицы состоявшее из прекрасных молодых девушками. Клеопатра в совершенстве владела искусством вкрадчивой речи и обольстительной игры глаз. Вполне возможно, что Клеопатра обладала тем, тем, что знаменитый Бехтерев, исследуя феномен Григория Распутина, назвал «половым гипнозом». К тому же царица была прекрасно образована: пела, играла на лютне и арфе, танцевала, владела несколькими языками, с ней можно было поговорить о литературе, искусстве и новейших философских течениях. Да и одна лишь мысль, что ты разделяешь ложе с женщиной, которые ее подданные считают земным воплощением Исиды, скорее всего, будоражила воображение похлеще, чем красота и образованность.

Клеопатра VII.

А всеобщее заблуждение о необычайной красоте Клеопатры появился не без участия Октавиана Августа, не желавшего признавать политических достоинств египетской царицы и способствовавшего распространению слухов о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Кстати, он также распорядился уничтожить все ее прижизненные изображения. Но некоторые все же остались и благодаря им мы теперь знаем какой же на самом деле была Клеопатра.

Историки до сих пор спорят, была ли на самом деле знаменитая египетская царица такой уж сногсшибательной красавицей в привычном для нас понимании. Очевидно одно: имя этой удивительной женщины до сих пор является синонимом совершенной обольстительницы.

Дело в том, что Клеопатра, будучи жрицей, в совершенстве владела древним искусством эротической магии, в которой любой современный психотерапевт не нашел бы ничего таинственного и сверхъестественного. Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа - так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу - несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Клеопатра VII родилась в 69 г. до н. э., будучи второй дочерью царя Птолемея XII Авлета. Имя Cleopatra (греч. «славная благодаря отцу») было традиционным для женщин из династии Птолемеев, и царская дочь стала седьмой в этом списке. О детстве и юности Клеопатры почти ничего не известно, но можно предположить, что уже в ранние годы она попала в атмосферу постоянных переворотов и дворцовых интриг.


Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

В большинстве своём древняя историография неблагосклонна к Клеопатре. Поскольку «История - это политика, обращённая в прошлое», то существует мнение, что очернение Клеопатры осуществлено победителем Египта, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися всеми силами очернить царицу, представив её не просто опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония. Пример - суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

Умная, образованная, страстная и красивая, с мягким мелодичным голосом, она могла стать второй Семирамидой, но осталась только куртизанкой, всю жизнь боровшейся за власть… Будучи любовницей Цезаря, Клеопатра разыгрывала роль Аспазии: всегда очаровательная, остроумная, изящно выражавшаяся, говорившая о политике, литературе и искусствах, без усилий поднимаясь до всестороннего ума диктатора. С увлекающимся же Антонием, не знавшем удержу ни в чем, она столь же легко превратилась в сладострастную вакханку, куртизанку самого низкого сорта, потворствуя его грубым инстинктам.

Однажды Антоний, восхищаясь роскошью и обилием пира, заметил, что его ничем больше нельзя удивить. Клеопатра в ответ вытащила из уха серьгу с жемчужиной, равной которой не было во всем мире, бросила ее в чашу с уксусом и на глазах пораженных гостей залпом выпила кислое питье. Мог ли Антоний не обожать, не восхищаться такой женщиной!.. И, не достигнув двадцати, царица правила Египтом... Очаровала Цезаря она... но это уж постскриптум. Не отличалась красотой, воспитана в традициях Востока, владела языками, была дитем страстей, эротики, порока.

Красавица-чудовище в одном лице, царица-куртизанка. Была похожа на еврейку, арабку и гречанку. Широкий лоб, глаза посажены глубоко, орлиный нос... Так чем пленяла доблестных мужчин?! Вот в чем вопрос! Секрет таится, вероятно, в ее уме, лукавстве, изощренности. Умела поражать и царским гневом, и рабскою покорностью.

Считали юноши за честь у ног богини умереть...
Цена за ночь любви безумной – пытка, смерть!

Великолепная актриса, любовница и гений сладострастья,
В объятьях императора и полководцев находила счастье.
И утоляя жажду ревности в вине, готовила месть Фульфие,
Чтоб удержать Антония – закрыла путь морской к жене!

Запутавшись в сетях своих жестоких и бесчисленных интриг,
Царица потерпела поражение в войне, в любви, и в этот миг,
Предчувствуя расплату за измену и коварство –
Змею к груди прижав, покинула Египетское царство...

: muzika-dogdia.livejournal.com