Джеки чан что с ним случилось. Джеки Чан: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Он не только актёр

Подарили вот такую книгу:

Множество интересных фактов открывается, если внимательно читать историю.

Судите сами про первые сто лет нашей эры.


Начну с того, что Христос вероятней всего родился в 6-5 году до н.э. и к 1 году он был уже даже не младенцем, а ребенком. Это очевидно из того факта, что Ирод Великий умер в 5 году до н.э. Естественно распят и воскрес Господь никак не в 33 года от роду, как принято считать. Мы не знаем точно (Библия не говорит об этом), но на момент распятия Христу могло быть как минимум 36 лет (если Он родился в 5 веке до н.э. и распятие и воскресение произошло в 31 году), а как максимум 39 лет (если Он родился в 6 веке до н.э. и распятие и воскресение произошло в 33 году).

В 10 году н.э. римский сенат принял решение о том, что в случае убийства господина все до одного рабы и вольноотпущенники на тот момент находившиеся в доме подлежат казни. Так в 61 году префект Рима Педаний Секунд был убит своим рабом. В результате были казнены 400 (!) его рабов находившихся на момент убийства в доме, но к смерти хозяина не причастных. Обратите внимание на количество рабов - это обычное число для влиятельного патриция. В 19 года умер Германик - муж внучки Августа. Вдова убитого обвинила в его отравление нового императора Тиберия. Тот принял закон «Об оскорбление величества», на основании которого отправил Агриппину в ссылку, а ее сыновей, правнуков Августа вообще казнил. Это показывает, насколько дикие и жестокие нравы царили в Римской империи которую всегда принято представлять как цивилизованное государство. Может это и цивилизация, но мягко говоря с античеловеческими законами…

Дикость римлян приносила им повсеместные проблемы. Например, в 60 году Тигран, племянник армянского царя Тиграна IV, был посажен римлянами на армянский престол. Однако, уже вскоре армяне ненавидевшие римлян за их жестокость, публичные казни и пытки перешли на сторону парфян и подняли против них восстание. В 62 году парфяне вместе с армянами на голову разбили римлян, которые вынуждены были капитулировать и покинуть провинцию. Это подстегнуло к бунту Иудею уже буквально через четыре года.

У римлян были жестокие законы, но даже их они нарушали, когда им нужно было показать еще больше жестокости. Так в 66 году римский наместник Гессий Флор устраивает в Иерусалиме резню - он убил 3600 человек и вопреки закону (!) распял несколько иудеев имевших звание римских всадников. Сложно оценивать Римскую империю по ее законам, когда достоверно известны случаи, когда эти же законы чиновники нарушали.

В 19 году иудеи были изгнаны из Рима. То есть во времена, когда Христос еще взрослел в империи процветал антисемитизм. В 49 году евреи среди которых уже было много христиан изгнаны из Рима снова. Вообще, изгонять «странных» с точки зрения язычников людей в Риме любили. Так в 71 году из Рима изгнали философов и астрологов. Просто, потому что, они казались какими-то неблагонадежными и чудаковатыми.

Понтий Пилат становиться правителем Иудеи в 26 году; в 27 году Иоанн Креститель крестит Иисуса Христа; в 28 году Иоанн Креститель казнен Иродом Агрипой; не позже 33 года распят и воскрес Иисус Христос (возможно в 31 году); в 36 году Понтий Пилат уже обвинен в плохом управление Иудеей и отозван в Рим. Какие-то десять лет, которые перевернули мир…

В 33 году, когда возможно был распят Иисус Христос, в Римской империи произошел самый масштабный финансовый кризис в I веке нашей эры.

Иудея всегда была самой неспокойной частью империи. Реально много хуже Галлии, германских, британских провинций и Армении (где тоже всегда было неспокойно). Первые очень масштабные волнения в I веке в ней случилось уже в 40 году (хотя до этого евреи тоже часто бузили, но до войны не доходило). Тогда Калигула потребовал установить свою статую в Иерусалимском Храме. Только его неожиданная смерть спасла страну от начала Иудейской войны уже в 40 году. В 52 году новый прокуратор Иудеи Антоний Феликс подавляет еще одно масштабное восстание.

Уже спустя 4 года после попытки установить статую в Храме и смерти Калигулы в Иерусалиме в 44 году Ирод Агриппа казнил Иакова Старшего. В том же году Агриппа и умер.

Родившийся в 61 году Плиний Младший был единственным свидетелем извержения Везувия который описал это событие и записи дошли до наших дней. Таким образом, жизнь Христа описали намного больше непосредственных свидетелей события (подробно Матфей и Иоанн, а также частично Петр, Иаков и Иуда в своих посланиях), чем извержение Везувия.

В 62 году был убит апостол Павел, а в Иерусалиме был казнен Иаков Младший. В этом же году римский император Нерон развелся со своей женой Октавией и женился на Поппее Сабине. Октавия, известная своей добродетелью, была обвинена в прелюбодеяние, и сослана, а затем по приказу Нерона убита. Спустя два года (в 64 году) Нерон сжег Рим, обвинил в этом христиан, устроил их массовые казни, и тогда же вероятней всего был распят апостол Петр. То есть Павел был казнен вероятней всего на два года раньше Петра.

В 66 году начинается Иудейская война. Христиане тогда покидают Иерусалим и уходят в Пеллу за Иорданом. Апостолы Петр и Павел уже до этого не дожили. Через три года после ухода христиан 10 сентября 70 года Тит овладевает Иерусалимом и разрушает Храм. Тогда же начинается работа над Евангелиями Матфея, Марка и Луки, которая длиться десять лет. Еще через три года в 73 году пал последний очаг иудейского сопротивления - Масада.

Книга Деяний Апостолов была окончательно сведена и отредактирована в промежуток между 80 и 90ми годами. В то же десятилетие в 86 году Римский император Домициан первым принял титул «господин и бог» (dominus et deus).

Окончательная редакция Евангелия от Иоанна появилась к концу 90х годов. Любопытно, что Иоанн еще заканчивал Евангелие, а уже появилось послание к Коринфянам Климента Римского, которое не вошло в канон Нового Завета. То есть еще были живы последние апостолы, когда уже начали активно действовать и созидать Церковь мужи апостольские. В то же десятилетие Иосиф Флавий пишет «Иудейские древности». В 96 году был новый виток гонений на христиан от императоров Домициана и Нервы. В 98 году по приказу Траян Климент Римский сослан в Крым, где он находит довольно большую общину христиан, многие из которых были из иудеев.

В 100 году в Крыму убивают Климента Римского и в том же году рождается христианский апологет Иустин Философ.

Такое вот насыщенное событиями столетие…

Муж. продолжение времени, в какое солнце, при мнимом течении, ходе своем, возвращается в ту же точку; время обтечения земли вкруг солнца, 12 месяцев, или 52 недели с одним или с двумя днями. Тропический, истинный, солнечный или астрономический… … Толковый словарь Даля

Год - Год единица измерения времени, в большинстве случаев приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Содержание 1 Этимология 2 Астроно … Википедия

год - а (у), предл. в году, о годе; мн. годы и года, годов и лет; м. 1. мн. род.: лет. Единица летосчисления, промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца и содержащий двенадцать календарных месяцев, отчисляемых с первого января;… … Энциклопедический словарь

год - сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? года, чему? году, (вижу) что? год, чем? годом, о чём? о годе; мн. что? годы и года, (нет) чего? годов и лет, чем? годам, (вижу) что? годы, чем? годами, о чём? о годах 1. Год это единица… … Толковый словарь Дмитриева

годѣ - (150) нар. В роли сказ. Угодно; должно: чл҃вкъ мѹдръ годѣ бѹдеть вельможѩмъ (ἀρέσει) Изб 1076, 179; ˫ако ты ны<нѣ> ѥси вл҃дко съвъкѹпилъ въ мѣсто се || и аще годѣ ти есть жити намъ въ нѥмь. ЖФП XII, 55б–в; и годѣ бысть кн˫азю съвѣтъ ѥго и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

ГОД - ГОД, а (у), в году, о годе, мн. годы и года, годов и лет, годам, муж. 1. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца 12 месяцам, вообще срок в 12 месяцев. Календарный г. (с января по декабрь включительно). Четыре времени… … Толковый словарь Ожегова

Год Змеи - Год Змеи … Википедия

Год Весны (книга) - Год Весны (Год Весны: путешествие длиною в год) Общая информация Автор … Википедия

ГОД - ГОД, года, мн. года и годы, годов, муж. 1. Единица летосчисления, промежуток времени, соответствующий периоду обращения земли вокруг солнца. Астрономический год (365 дней, 5 час, 48 мин, 51 сек). Звездный год (365 дней, 6 час, 9 мин, 10 сек).… … Толковый словарь Ушакова

Год телёнка (фильм) - Год Телёнка Жанр комедия Режиссёр Владимир Попков Автор сценария Анатолий Стреляный В главных ролях … Википедия

Год без любви - Un año sin amor … Википедия

Книги

  • Год дракона , Светлана Лаврова. На родине восточного гороскопа, в Китае, к драконам относятся с большим уважением, а год Дракона считают очень счастливым. Екатеринбургское издательство "Сократ" иизвестная детская… Купить за 520 руб
  • Год змеи , Светлана Лаврова. Новая книга Светланы Лавровой посвящена китайскому году Змеи, и конечно, в ней читатель встретится с очень разными - мудрыми, обаятельными, озорными, - но совсем не страшными сказочными…

Весной обсуждали с Николаем Николаевичем Лисовым проблему предложенного мной «нулевого года» - между 1 годом до нашей эры и 1 годом нашей эры. В основном я ссылался на Евангелия, согласно которым чудесное неполовое зачатие случилось у Девы Марии в день весеннего равноденствия, а Рождество соответственно пришлось на день зимнего солнцеворота. А Иоанн Креститель зачат был пожилой четой Захарием и Елисаветой за полгода до зачатия Иисуса Христа (Евангелие от Луки 1) –

26. В шестой же месяц /беременности Елисаветы/ послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу; имя же Деве: Мария…
30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…
34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в сторости своей, и ей уже шестой месяц,
37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово /ни одна строка бутстрепирующей Архи-Программы/…
57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовался с нею.
59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном…
67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69. и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70. как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих…
76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеем Господа приготовить пути Ему,
77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше /«Восток свыше» приоткрывает тайну нашего Востока, откуда родом мы, русские/,
79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Таким образом, в Священном Писании чётко указывается на особый характер года, в котором происходило вмешательство «Востока свыше» в дела земные. Есть и чисто хронологические соображения, которые позволяют безболезненно для сложившихся и документально подтверждаемых исторических датировок ввести «нулевой год». Этот почти виртуальный «нулевой год» можно не только ввести, но и для удобства перенести в какой угодно хронологический интервал, но лучше всего – между 1 годом до н.э. и нам столь привычным 1 годом от Рождества Христова. На самом деле, конечно, Иисус Христос родился раньше 1 года нашей эры и 1 года до нашей эры, ибо распят он был на Кресте Голгофы в возрасте около 45 лет («Сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет» - Евангелие от Иоанна 8:57). Вообще Священное Писание ещё не прочитано здраво, тем более не постигнут его высший смысл, но священно-виртуальный «нулевой год» не просто допустим, но императивен.

Ибо без «нулевого года» получается путаница с датой рождения Иисуса Христа – нонсенс и даже оксюморон, если он родился «25 декабря 1-го года от Рождества Христова», и не очень уклюже начинать летоисчисление нашей эры с дня его рождения, если этот день приходится на «25 декабря 1-го года до Рождества Христова». Тогда получается, что первое десятилетие нашей эры и все последующие столетия и тысячелетия начинаются с года на «1», а не на «0». И первое десятилетие – с 1 года по 10-ый, а наше третье тысячелетие началось не с наступления Нового 2000-го Года, а в ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года. А если Иисус Христос родился «25 декабря 0-го года» – всё в порядке, и можно классифицировать десятилетия, столетия и тысячелетия так, как мы привыкли – девяностые годы от 1990 по 1999 включительно, двадцатый век с 1900 по 1999 включительно, второе тысячелетие в 1000 года по 1999, третье тысячелетие с первого дня 2000-го года и далее до последнего дня 2999-го года.

А Николай Николаевич Лисовой вместе с церковными православными иерархами исчислил Двухтысячелетие со дня рождения Иисуса Христа таким хитрым способом, что оно пришлось на 7 января 2001 года, и соответственно в Назарете собрались главы православных церквей и всякие высокопоставленные лица из православных стран и отметили меж собой эту дату, что, естественно, вызвало недоумение у здравомыслящих.

Сейчас по электронной почте пришла ежедневная словарная статья Оксфордского Словаря английского языка о слове «Девяностые» /годы/» (nineties), и в ней сказано внятно - /attrib./ Of, relating to, or characteristic of the years from ninety to ninety-nine inclusive in a particular century (esp. the nineteenth or twentieth) (http://www.oed.com/cgi/display/wotd). То есть, «девяностые годы» - от «девяностого года» до «девяносто девятого года». Как видим, декады, века и тысячелетия отсчитываются от 0 до 9, а не от 1 до 10. И потому введение «нулевого года» не только упорядочивает и делает осмысленной церковную хронологию, но и снимает ныне существующее и просто вопиющее хронологическое противоречие в исчислении десятилетий, столетий и тысячелетий.

1. Рим был самым крупным городом в мире

К 1 году нашей эры Рим, чье население составляло где-то между 800 000 и 1 миллионом жителей, был самым крупным и могущественным городом мира. Большая часть из того, что мы знаем о цивилизации этой древней эпохи, известна нам по истории, записанной во время римского правления.

2. Население Земли насчитывало около 231 миллиона людей

Практически невозможно узнать точную цифру, но по некоторым оценкам, население Земли составляло около 200 миллионов людей. Наиболее населенными областями были общины, основанные около реки Ганг, Тигр, Янцзы, Нил и По.

3. Было распространено раннее замужество

Еврейские девушки, к примеру, выходили замуж, когда им исполнялось 12,5 лет. В те времена, брак заключали в два этапа. Формальная помолвка согласовывалась между мужем и отцом девочки. Через несколько месяцев, девочка переезжала в дом мужа. Только после переезда брак считался официальным.

4. У женщин вовсе не было или были, но очень ограниченные юридические и экономические права

Женщина редко была экономически независима. Заработки женщины переходили непосредственно ее отцу или мужу, в зависимости от ее семейного положения. Юридически женщины не имели права подать на развод, в то время как мужчины могли распорядится об отказе от жены. С другой стороны мужчина должен был быть уверен в том, что сможет выкупить свою жену в случае, если он окажется в плену.

5. Перепись Китая во втором веке насчитывает 57 671 400 людей

Считающаяся древнейшей из сохранившихся в мире перепись населения, сделанная династией Хань, была нацелена на то, чтобы подсчитать своих людей для того, чтобы определить доходы и военную мощь в каждом регионе. И даже в первом веке, на долю Китая приходилась огромная часть общего населения земного шара.

6. Первые торговые аппараты продавали священную воду

Торговые аппараты были изобретены в первом веке нашей эры в городе Александрия. Однако, жители этого города покупали не чипсы и газированную воду, а священную воду. Когда монетка попадала в щель, ее вес вытягивал пробку из крана, и аппарат подавал священную воду.

7. Люди начали осваивать современные книги

До первого века, большая часть из того, что было написано, можно было найти на свитках пергамента. Но с началом первого века, зародилась практика нанизывания деревянных табличек в кодекс. Будучи предшественником книги, кодекс стал популярным, как только он был использован для того, чтобы переписать Библию, что и сделала новая религиозная группа – христиане.

8. Экономика города и страны была совершенно разной

Конечно, до сих пор существуют различия в ценах между городскими и сельскими областями, но такая разница не сравниться с той, что была в первом веке. Например, фрукты были в 3-6 раз дороже в Иерусалиме, чем в окружающей его сельской местности. Домашний скот также был дороже в городе, а голуби для жертвоприношения продавались с большой выгодой.

9. Вы могли работать погонщиком верблюдов, организатором соревнований голубей или собирателем собачьего навоза

В первом веке были довольно странные виды работ. Перечень профессий, на которые большая часть населения смотрели с презрением, включал в себя работу пастуха, мясника и врача.

10. После работы мужчины проводили время в общественных банях

Общественные бани были основной частью римской культуры и повседневной жизни. К концу рабочего дня мужчины всех возрастов и социальных классов собирались в местных банях для того, чтобы обсудить дела и расслабится. Также на территории, где располагались бани, были площадки для спорта и покупки продуктов.

11. Гладиаторы были кем-то вроде нынешних кинозвезд

Несмотря на крайнюю жестокость, гладиаторские бои были популярной формой общественного развлечения в первом веке в Риме. Несмотря на то, что многие гладиаторы были преступниками, рабами или пленными, успешные участники завоевывали большую славу и богатство.

12. Вместо футбола люди посещали гонки на колесницах

Как и в случае с гладиаторскими боями, гонки на колесницах были опасным и кровавым спортом, который часто приводил к смерти наездника или лошади. Однако, все это делало состязание еще более популярным. Так, на одном из древнейших стадионов в Риме – Большом цирке, собиралось около 200 000 фанатов гонок на колеснице.

13. Уже тогда существовал терроризм

Террористы ранних времен – сикарии или как их еще называли «кинжальщики» были экстремистской группой, которые выступали против римского руководства над евреями и хотели вернуть Иерусалим.

14. В моде были туники и тоги

Большинство мужчин и женщин в Древнем Риме носили туники, которые они завязывали поясом на талии. Длина и дизайн туники определяли социальный статус человека. Принадлежавшие к элите римляне носили длинные туники в полоску, в то время как рабы и рабочие носили туники, которые были выше колена для того, чтобы одежда не стесняла движения. Только мужчинам разрешалось носить тоги, которые драпировались вокруг тела поверх туники.

15. Детская смертность была очень высока

В первом веке, только 75 процентов детей доживали до года, а половина всех детей умирала до 10 лет. Именно отец решал оставлять ли новорожденного ребенка в доме. Если ребенок имел изъяны, или семья не могла содержать ребенка, его оставляли на улице, где кто-то другой мог подобрать его в качестве раба или слуги.

Немного подробнее про становление нашего календаря:

Глава 1: Изменчивый календарь


У современного, привычного для нас календаря за плечами долгая история. За 4000 лет своего существования он успел пережить и взлеты, и падения. Знакомую нам форму он начал принимать только в III тысячелетии до н.э. Периодически при раскопках находят кости с загадочными отметинами, однако пока невозможно заявить с уверенностью, что именно таким образом древние вели счет времени. Даже если эти зарубки действительно означают смену дней и ночей, не похоже, чтобы наши доисторические предки пользовались каким-то общепринятым календарем. Большинство, скорее всего, просто размечало дни наперед, отсчитывая с какой-то конкретной временной точки, а если подходящей кости поблизости не оказывалось, считали на пальцах рук и ног. Однако по-настоящему долгосрочные планы так не построишь, а значит, назрела необходимость в создании календаря. Только как его сделать?

Два самых главных понятия, без которых невозможна календарная система, - месяц и год. Вполне логичным и резонным для большинства наших современников было бы определить месяц как полный цикл смены лунных фаз. Сходного мнения придерживались и вавилоняне, населявшие примерно те же земли, где сейчас располагается государство Ирак, и именно смену лунных фаз они положили 3500 лет назад в основу своего календаря. Сутки начинались вечером, а отсчет нового месяца велся с появления на небе узкого серпа новорожденной луны. Лунный цикл с его четкой периодичностью в 29,5 дней буквально просился лечь в основу календаря - и древние вавилоняне не преминули им воспользоваться. Их календарь состоял из 12 лунных месяцев продолжительностью 29 или 30 дней, а начало года приходилось на весеннее равноденствие в северном полушарии, когда день равен ночи.

По аналогичному принципу строился десятимесячный календарь и у древних римлян. Предположительно он был создан одним из основателей Рима - царем Ромулом - в тот же год, 753-й до н.э., когда был заложен «вечный город». По римскому календарю год начинался в марте, а в названиях месяцев наблюдался заметный сумбур. Некоторыми из этих названий мы пользуемся до сих пор, хотя в современном календаре они выглядят довольно абсурдными: Aprilis - месяц откорма свиней, Maius - по имени провинциальной богини Майи, Iunius - в честь царицы всех богов и (верх изобретательности) September, October, November и December - седьмой, восьмой, девятый и десятый месяцы соответственно.

Однако обе цивилизации столкнулись с одной и той же проблемой: календарь, построенный по принципу смены лунных фаз, не соответствует смене времен года. Вавилоняне нашли выход: периодически добавляли лишний месяц, чтобы выровнять календарь. Римляне поступили еще радикальнее. Вместо десяти месяцев они сделали двенадцать, заполнив пробелы месяцами Ianuarius и Februarius. И все равно настораживающее расхождение между календарными и действительными временами года у римлян продолжало расти. Наконец стало очевидно, что для летоисчисления исключительно лунным календарем не обойтись.

В качестве альтернативы можно принять определение года как отрезка времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Чтобы этот срок измерить, достаточно, например, посчитать время от одного весеннего равноденствия до другого - получится так называемый «тропический» или «солнечный» год. В наше время тропический год составляет 365 дней, 5 часов и приблизительно 49 минут. Он на целых 11 дней длиннее лунного, который состоит из 12 лунных месяцев и в котором календарное лето уже через 16 лет переезжает в самую середину зимы. Для долгосрочного планирования, тем более применительно к сельскохозяйственным работам, составлявшим основу основ древнеримской экономики, лунный календарь не годился.

Задачу исправить положение возложили на римских жрецов-понтификов. Они должны были корректировать календарь, добавляя недостающие дни в течение года. Способ вроде бы действенный, и с его помощью римлянам вполне удалось бы упорядочить календарь, если бы не одно но: понтифики оказались нечисты на руку. Долгие годы они единственные владели механизмом прибавки недостающих дней, и в результате в системе пышным цветом расцвела коррупция. Вместо того чтобы добавлять дни в определенном порядке, понтифики зачастую прибавляли лишние или, наоборот, откладывали добавление дней, а иногда даже месяцев, по собственной прихоти - либо из корыстных соображений, либо удлиняя срок пребывания в должности выгодного им политического деятеля. В результате нередко воцарялся хаос.

К 190 году до н.э. расхождение в римском календаре составляло уже целых 117 дней, однако между 140 и 70 гг. до н.э. понтифики как-то умудрились его подровнять и привести календарь в соответствие с временами года. Но вскоре снова началось отставание, и к 46 г. до н.э. разница в 90 дней уже воспринималась как норма. Юлий Цезарь обратился за советом к астрономам. И в 46 г. до н.э., в «год великой путаницы», Цезарь принял необходимые меры, чтобы упорядочить календарь. Он добавил два временных месяца и удлинил имеющиеся двенадцать, доведя общее число дней в том году до 445, с тем чтобы последующие годы состояли из 365 дней и начинались в январе. Народ ликовал, решив, что всем подарили по 90 лишних дней жизни. Но самое главное, с 45 г. до н.э. удалось восстановить соответствие между природными и календарными сезонами.

Однако даже 365 дней не совсем точно отражали продолжительность года. Цезарь полагал, что сможет скомпенсировать шестичасовую разницу добавлением одного лишнего дня через каждые четыре года (в так называемый «високосный» год). Таким образом, считал он, расхождений между календарем и природой больше не возникнет. Незадолго до гибели Цезаря в 44 г. до н.э. римский сенат, восхищенный мудростью этой давно назревавшей реформы, принял решение переименовать один из месяцев в Iulius, теперь известный нам как июль, - в честь Юлия Цезаря. Впрочем, старые привычки не так-то просто искоренить, и после гибели Цезаря возникло недоразумение: понтифики начали объявлять високосным каждый третий, а не каждый четвертый год. Ошибку исправили только при Октавиане Августе, временно упразднив високосные годы, а когда в 8 г. н.э. календарь выровнялся, ввели снова. За эту и другие заслуги перед обществом именем императора назвали шестой месяц - Augustus, и перечень названий, которыми мы пользуемся по сей день, сформировался окончательно.

Это не значит, впрочем, что месяцы больше не пытались переименовать. Император Тиберий, проявив неожиданную скромность, не позволил сенату назвать в честь самого себя и своей матери сентябрь и октябрь. Коммод, напротив, вознамерился увековечить свои многочисленные имена в названиях всех двенадцати месяцев. Декабрь, как известно, он повелел, питая страсть к образу воительниц-амазонок, переименовать в амазоний. Нерон поступил осмотрительнее и только апрелю, в память о неудачном покушении, присвоил новое название - нероний. Ближе к нашим дням, в XVIII веке, французские революционеры заменили все римские названия месяцев описаниями типичных для каждого из них погодных условий. Так, например, «термидор» в переводе «жаркий». Но для государства, претендующего на роль империи, раскинувшейся в нескольких частях света, эта затея оказалась несостоятельной. К огорчению переименователей, их стремление обессмертить свое имя в календарных названиях осталось неразделенным, и августом все переименования закончились.

Юлианский календарь - первая удачная попытка отобразить действительность, однако и его 365 дней и 6 часов не вполне соответствуют реальной картине. Юлианский календарь спешит на 11 минут. За одну человеческую жизнь такое небольшое расхождение заметить сложно, должно пройти 130 лет, прежде чем накопятся лишние сутки. Однако в масштабе истории разница становится ощутимой. К середине XVI в. календарь опережал действительность уже на 12 дней.

Этот сдвиг вызывал серьезные вопросы по поводу христианского календаря. Самый острый - когда отмечать главный церковный праздник года, Пасху. По мере распространения христианства в Европе и за ее пределами все больше разногласий возникало в толкованиях Библии касательно времени празднования Пасхи. Евангелие насчет точной даты Воскресения Христова высказывается достаточно туманно. А если еще вспомнить, что в Евангелии хронология событий дана по иудейскому лунному календарю, путаница неизбежна. Когда же предлагает отмечать Пасху юлианский календарь?

Разночтения попытались устранить в 325 г. н.э. на Никейском соборе, когда в город Никею, расположенный на территории современной Турции, съехались высшие чины христианского духовенства. В результате был найден компромисс. Лунные фазы предполагалось объединить с солнечным календарем, который ввел Юлий Цезарь. Отныне Пасху постановили праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Не сказать чтобы это решение упростило людям жизнь: дата празднования смещается от года к году и Пасха бывает то «ранней», то «поздней». Однако что сделано, то сделано. Пасха теперь навсегда привязана к весеннему равноденствию.

В середине XVI в. на Тридентском соборе священнослужители наконец перестали сомневаться, что расхождение между календарем и действительностью требует безотлагательного рассмотрения. Задачу возложили на папу Григория XIII, и тот, по примеру Юлия Цезаря, обратился за советом к астрономам. В 1582 г. он предложил укоротить текущий октябрь на десять дней. В результате весеннее равноденствие пришлось на 21 марта - на ту же дату (в пересчете), которую определил для весеннего равноденствия Никейский собор.

Для того чтобы сделать календарь саморегулирующимся и раз и навсегда избавиться от этой головной боли, решено было по-прежнему считать високосные годы за исключением тех, что попадают на рубеж столетий. Из них високосным становится только каждый четвертый. Так, год 1600 был високосным, однако 1700, 1800 и 1900 гг. не довелось прибавить лишний день, который они бы получили прежде, по юлианскому календарю. Реформированный календарь спешит лишь на полминуты в год, поэтому дополнительный день для устранения этой разницы понадобится вводить лишь через 2880 лет. Впервые календарь был окончательно приведен в соответствие с действительностью. Он вошел в историю как григорианский.

К сожалению для Григория XIII, он выбрал не лучшее время для введения единого для всей Европы календаря. В 1517 г. Мартин Лютер положил начало Реформации, прибив к вратам Виттенбергского собора перечень претензий к церкви. Прокатившаяся вслед за этим по Европе волна перемен превратила ее в лоскутное одеяло, где протестанты соседствовали с католиками. В результате большинство католических стран перешли на григорианскую систему охотно и практически сразу, а протестанты отнеслись к ней с недоверием. В Британии, например, энтузиазм Елизаветы I сдерживало протестантское духовенство. А в католической Европе реформа календаря часто оборачивалась забавными казусами. Так, в Бельгии 1 января 1583 г. наступило сразу после 21 декабря 1582 г., поскольку именно на эту дату назначили переход, и все население осталось в том году без Рождества.

Еще одно неудобство вызвала смена календаря: даже при коротких путешествиях из одной христианской европейской страны в другую могла возникнуть путаница. Покидая католическую страну и прибывая в протестантскую, человек одновременно перемещался назад во времени. Еще сложнее было с путешествиями в Британию и колонии ее зарождающейся империи, поскольку к смещению календарей относительно друг друга добавлялась разница в дате начала нового года. По григорианскому календарю год начинался 1 января, тогда как в Британии по юлианскому - 25 марта. Путешественник, приехавший из континентальной Европы в Британию между 1 января и 24 марта попадал (по крайней мере формально) в прошлый год.

На новый календарь Британская империя перешла только в сентябре 1752 г., причем отнимать пришлось уже не 10 дней, а 11, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век. Многих возмутила потеря этих 11 дней. Лозунг «Верните нам наши 11 дней» присутствует на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом. Вспыхивали «временные бунты», один из которых, в Бристоле, даже закончился гибелью нескольких человек.
Помимо этого, переход на новый календарь имел серьезные финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. В 1753-м, первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказывались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты сборов, 25 марта. В результате финансовый год в Британии начинался 6 апреля и так продолжается по сей день, как символ тех больших перемен, что произошли 250 лет назад.

Прочие христианские страны и некоторые конфессии хранили неожиданную верность юлианскому календарю. Если Швеция сменила календарь в 1753 г., через год после Британии, многие страны Восточной Европы придерживались старой системы вплоть до XX века - так, Греция перешла на новый календарь лишь в 1924 г. Одной из разновидностей юлианского календаря до сих пор пользуется православная церковь, а из государств мира - Эфиопия, и в ближайшее время ни там, ни там менять ничего не собираются.

Прочие государства и конфессии, не принадлежащие к христианским, испытывали еще меньшую потребность переходить на григорианскую систему. Исламский религиозный календарь по-прежнему основывается на смене лунных фаз и смещается относительно действительности: новый год за семнадцатилетний цикл плавно переезжает из зимы в лето. В качестве светского календаря Турция приняла григорианский только в 1926 г., а Китай еще позже - лишь в 1949-м.

Конечно, происходившая на протяжении многих веков свистопляска вокруг изменений календаря может показаться нам забавной, однако и мы недалеко ушли от предков. Мы тоже не застрахованы от ошибок. Сколько народу собиралось праздновать наступление нового тысячелетия в 2000 г? А ведь отсчет начинается не с нулевого года. По крайней мере история нас учит: если мы хотим праздника, нужно определиться со временем.

.

А это небольшой кусок из второй главы этой же книги как раз по теме поста:

Мы привыкли и принимаем как должное, что летоисчисление ведется «от Рождества Христова». До падения западной Римской империи было по-другому. Только в начале VI века н.э. монах скифского происхождения Дионисий Малый изобрел нынешний метод отсчета. Летосчисление как таковое его, впрочем, не интересовало, он искал способ определять даты празднования Пасхи. У Церкви с этим постоянно возникала путаница. После того как в 325 г. н.э. Никейский собор постановил связать Пасху с лунными фазами и весенним равноденствием, никто толком не понимал, как делать расчеты. В довершение всех бед в Церкви наметились разногласия, которые впоследствии выльются в Великий раскол: весеннее равноденствие приходилось у восточной и западной половины на разные дни. В большинстве случаев это не играло никакой роли, однако время от времени «восточная» и «западная» Пасхи праздновались с разницей в неделю, что отнюдь не способствовало единству Церкви.

В 525 г. н.э. по указанию Римской церкви Дионисий принялся вычислять дату Пасхи. Сопоставив пасхалию, составленную в Александрии, и дату весеннего равноденствия - 21 марта, он продолжил таблицу пасхалий Восточной церкви, внеся некоторый элемент единства. Но что же придумать для обозначения лет?

До Дионисия годы обозначали кто во что горазд. Древнегреческий историк Тимей ввел способ летоисчисления по олимпийским играм - «олимпиады» у греков означали отрезки времени. Другой общепринятой в христианском мире традицией обозначения лет был отсчет от смерти Христа, то есть в нашем летоисчислении от 28 г. н.э. Указывая народу, когда праздновать Пасху, Церковь зачастую руководствовалась датой восшествия на трон римского императора Диоклетиана - в 284 г. н.э. Такая точка отсчета Дионисия никак не устраивала, поскольку Диоклетиан был известен гонениями на христианскую церковь. Гораздо более приемлемым монаху показалось связать Пасху с рождением Иисуса Христа. Позже были введены сокращения «до Р.Х.» - до Рождества Христова и «Р.Х.» - от Рождества Христова, нашей эры (на латыни AD - Anno Domini, «год века Господня»). Постепенно этот способ распространился до самых дальних границ Европы. Однако Мэлори даже в XV в. приводит год начала поисков Грааля по системе отсчета от смерти Христа.

Вывод из этого следует такой: источникам, освещающим события до 525 г. н.э. и даже чуть более поздние, можно верить лишь с большой оглядкой. К сожалению, Дионисий совершил ошибку. По его вычислениям рождение Христа пришлось на 25 декабря I в. до н.э., так что первый год нашей эры был первым годом жизни Иисуса. По более ранним источникам Дионисий установил, что Иисус родился в 28-й год правления императора Августа. Однако он упустил из вида, что первые четыре года у власти император звался Октавианом. Он успешно правил Римской империей с 31 г. до н.э., но официально взошел на трон лишь в 27 г. до н.э., и только тогда сменил имя, став Августом. Безотносительно всего этого нам сейчас известно, что царь Ирод умер в 4 г. до н.э. Значит, именно тогда и должен был родиться Иисус - в 4 г. до н.э.


Кстати, рекомендую книгу. Она небольшая, но интересная. Автор: Крис Тёрни - британский геолог, заведующий кафедрой физической географии в Эксетерском университете (Великобритания), автор более 50 научных работ и статей в журналах.