Д г россетти картины. Россетти, данте габриэль - живопись и картины прерафаэлитизма. Россетти — художник

1 круг — Лимб

Александр Литовченко

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие


У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие


В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность


Гюстав Доре

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень


Гюстав Доре

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей



Фурии

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей


Гюстав Доре

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших недоверившихся


Сандро Ботичелли

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов


Гюстав Доре

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.

Данте Габриэль Россетти (12 мая 1828 - 9 апреля 1882) - английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.

Биография Данте Габриэля Россетти

Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College, его мать Фрэнсис Полидори.

Большинство других стихотворений Россетти относится к 60-70-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриэла, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток».

Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.

С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.

Творчество Данте Габриэля Россетти

Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.

Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель - возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, супруга Уильяма Морриса.

С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал.

Среди самых известных его работ - «Дневная греза», «Прозерпина» (1877). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.

В 1857 г. Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги «Смерть Артура» Томаса Мэлори.

Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти - Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.

В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий.

В последующие годы он использовал фотографии в качестве ландшафтного фона или как посмертные портреты. Он часто сам фотографировал свои картины, а однажды даже расписал красками фотографию.

Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель.

Известные работы художника

  • Автопортрет (1847), Национальная портретная галерея (Лондон).
  • «Юность Девы Марии» (англ. The Girlhood of Mary Virgin), 1848, галерея Тейт, Лондон.
  • «Благовещение» (лат. Ecce Ancilla Domini), 1850, галерея Тейт, Лондон.
  • Two Mothers, 1852, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
  • Carlisle Wall или The Lovers (1853), галерея Тейт, Лондон.
  • «Годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice) или «Данте рисует ангела» (Dante drawing an angel) (1853)
  • Elizabeth Siddal (1854), музей Делавэра.
  • Found (1854), Вилмингтонское общество изящных искусств, Делавэр.
  • Arthur’s Tomb или The last meeting of Launcelot and Guenevere (1855), галерея Тейт, Лондон.
  • Dante’s Vision of Rachel and Leah (1855), галерея Тейт, Лондон.


  • The Passover in the Holy Family: Gathering Bitter Herbs (1855-56), галерея Тейт, Лондон.
  • Dante’s Dream at the Time of the Death of Beatrice, 1856, галерея Тейт, Лондон.
  • «Надписи на песке» (англ. Writing on the Sand), 1857-58, Британский музей, Лондон.
  • Sir Galahad at the Ruined Chapel (1859), Бирмингемский музей и художественная галерея.
  • Dantis Amor (1860), галерея Тейт, Лондон.
  • Bocca Baciata (1860), Музей изящных искусств Бостона.
  • Лукреция Борджиа (Lucrezia Borgia), 1860-61, 1868, галерея Тейт, Лондон.
  • «Блаженная Беатриса» (Beata Beatrix) (1864), галерея Тейт, Лондон.


Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери , поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия.

«Божественная комедия», став одним из величайших литературных произведений, породила повальное увлечение «адской картографией». Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.


Вычисления Антонио Манетти, 1529 год.

Увлечение картографированием Ада началось с Антонио Манетти, флорентийского архитектора и математика 15-го века. Он старательно работал над «местом, формой и размерами», например, оценив ширину Лимба примерно в 141 километр.


Иллюстрация Антонио Манетти.


Иллюстрация Антонио Манетти.

Однако в учёной среде возникали споры по поводу картирования вымышленного мира. Мыслители задавались вопросами: Какова окружность Ада? Насколько он глубок? Где вход? Даже Галилео Галилей вовлёкся в обсуждения. В 1588 году он прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада и в итоге поддержал версию топографии Ада Манетти.


Карта Ада Боттичелли.

Одна из первых карт «Ада» Данте появилась в серии из девяноста иллюстраций Сандро Боттичелли, соотечественника поэта и творца Высокого Возрождения, создавшего свои рисунки в 1480-90-х годах по заказу ещё одного известного флорентийца - Лоренцо де Медичи. Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет: «Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений... спуска, совершённого Данте с Вергилием через "ужасную долину боли"».


Карта Ада Микеланджело Каэтани, 1855.

Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года.


Иллюстративная версия карты Ада Жака Калло, 1612 год.

Даже после сотен лет культурных изменений и потрясений «Ад» и его ужасающие сцены пыток продолжают вызывать интерес читателей и иллюстраторов. Например, ниже версия Даниэла Хилда. Его карте 1994 года не хватает золочёного блеска Боттичелли, но это ещё один чёткий визуальный путеводитель через описанный поэтом загробный мир.


Даниэл Хилд, 1994 год.


Линдсей Маккаллох, 2000 год.


Карта Ада из книги, которую издал Альд Мануций в конце 15-го века.

Карта Ада Джованни Страдано (Страданус), 1587 год.

Он мог бы стать настоящей рок-звездой, если их отбирают в клуб по критерию губительности образа жизни для своего здоровья. Но до возникновения рок музыки должно было пройти еще примерно лет сто, потому он стал художником и поэтом. Сегодня мы приоткроем дверь в удивительный мир прерафаэлитов, расцветших в зените Викторианской Англии. Россетти Данте Габриэль - просим в студию! В этот раз мы не имеем права пропустить историю про родился-учился. Это очень важно. Появился на свет мальчик в семье преподавателя итальянского языка, который ну просто обожал “Божественную комедию” Данте Алигьери. Будущего художника назвали Габриэль Чарльз Данте - попробуй-ка не стать великим творцом с таким-то именем! Юный Россетти обладал неуемным нравом, если что-то ему не нравилось,то он бунтовал. Даже в учебе. Сначала он поступил в королевский колледж, а потом в класс античного искусства при королевской академии. По его мнению, программа в этих заведениях безбожно устарела. Его до глубины души бесили избитые темы и приглушенные тона. Вот чему стремились научить юных дарований. Помпезные портреты аристократии, классические позы. Природа из серии 50 оттенков коричневого. Даже религиозная живопись, коей тогда было немного - общепринятые трактовки сюжетов, избитые композиционные решения, и никакой духовности. Молодые и горячие решили восстать против серости и монолитности. Так появилась идея тайного братства прерафаэлитов. Эти ребята решили опираться на раннее возрождение, то, что было до Рафаэля. По их мнению именно этот нехороший человек стал идеализировать сюжеты, делая их образцовыми, но во многом условными. Они здесь все такие миленькие, кругленькие, и только и делают, что целыми днями сидят на траве, читают и гладят животных. Своими же кумирами прерафаэлиты избрали художников до Рафаэеля с их яркими глубокими цветами, искренностью, глубокой детализированностью и декоративностью. Прерафаэлиты стремятся возродить религиозную живопись, но в своих работах отходят от христианского канона, пытаясь рассказать определенную историю. Им интересно не столько теологическое содержание, сколько возможность показать житейские драмы библейских героев, что ничто человеческое им не чуждо, раскрыть их мысли и сомнения. Тут, например, Богородица жалеет малыша Иисуса, который в плотницкой мастерской Иосифа проткнул ладонь гвоздем. Гвоздь из стола на заднем плане выдергивает Святая Анна. Довольно интересный подход к созданию сюжета, ведь в нем мы видим отсылки к дальнейшей истории Иисуса. Картина сверху донизу наполнена различными символами. Или тут, уже у Россетти, Гавриил спускается с небес к деве Марии, чтобы сообщить ей благую весть. По канону Богородица должна быть радостной или по крайней мере одухотворенной. Тут же она испугана, и даже отшатнулась от него. Конечно, не каждый день к тебе прилетает архангел и говорит, что у тебя родится сын божий. Консервативное общество викторианской Англии посчитало эти работы “возмутительными, грубыми и нелепыми”. Чарльз Диккенс например вообще сказал, что это гнусно и омерзительно. Молодежь уже не та пошла! Но известный критик Джон Рёскин заметил прерафаэлитов и один из первых написал хвалебную статью. Это, кстати, была большая удача, поскольку Рёскин имел суперсилу формировать общественное мнение, и прерафаэлитов сразу возлюбили. Надо сказать, что Россетти, посмотрев на все эти колебания общественности, утвердился во мнении, что искусство - это как проституция - всегда находишься в зависимости от капризов клиентов. Выполняешь прихоти заказчика - ты на коне, а делаешь то что хочешь - ну извини. Выставок своих картин он с тех пор не проводил. Россетти тут все же немного кривил душой, потому что сам он писал всегда только то,что самому ему лично бесспорно нравилось, а именно красивых женщин. Его работы - это не в полном смысле слова портреты, т.к. почти всегда это образы древних богинь или литературных героинь. Характера модели мы здесь не видим, девушки всегда в образе. Почему все эти женщины выглядят если не клонами, то хотя бы близняшками?Дело в том, что и изображал то он всего несколько дам. Одна из них - Элизабет Сиддал. Несмотря на то, что девушка была больна туберкулезом, это не мешало ей быть музой не только для Россетти, но и, для других прерафаэлитов,в частности, для Милле. Для образа знаменитой Офелии, ей приходилось, жертвуя собственным здоровьем, подолгу лежать в наполненной водой ванне. Спустя 10 лет совместной жизни, Россетти все же решился жениться на Лиззи. После этого он испытал невероятный творческий подъем, написав множество стихов. Да да, он был не только художником,но и талантливым поэтом. Но Лиззи, которая и так была неизлечимо больна, еще и родила мертвого ребенка. Это совсем на положительный лад не настраивает, знаете ли. От неуемной грусти она стала закидываться лауданумом - настойкой опиума, которой в те годы лечили натурально все болезни до полного окоченения пациента. Итог немного предсказуем - девушка вскоре скончалась от передозировки. Наш художник, конечно, очень переживал, корил себя, что уделял жене мало внимания, весь отдаваясь творчеству. Как романтическая натура, он похоронил все свои стихи вместе с ней. После кончины жены он пустился во все тяжкие, и завел себе кенгуру, зебу, хамелеона, крота, сурка, попугая, ворона, японскую саламандру, броненосца, белого быка, у которого глаза такие же красивые как у Лиззи, древесную сову, галку и вомбата. зоозащитники,Завидуйте! Кстати, когда вомбат умер в 1869 году, художник нарисовал сатирический автопортрет и пригласил друзей на похороны. Россетти все же сохранил неплохое чувство юмора и это на фоне депрессивных и упаднических настроений. Но со временем романтические побуждения отходят на второй план, когда появляется возможность подзаработать деньжат. Спустя 6 лет к Россетти пришел некий издатель, предложивший выпустить сборник его стихов. Недолго думая, художник повелел выкопать гроб с давно почившей супругой, дабы забрать оттуда стихи. Ужасно некрасивая история. А тем не менее сборник сонетов был напечатан, принеся Россетти славу и почет. Конечно, же настоящий художник ущербен, если у него все лишь одна муза. Герой нашего рассказа, естественно,не был исключением. Очередным увлечением была Джейн Бёрден - супруга близкого друга художника Уильяма Морриса. Каков подлец, скажете вы! Но Уильям Моррис прекрасно знал об их связи, и более того не препятствовал ей, поскольку только это удерживало Россетти от самоубийства. На одной из самых известных своих работ художник изображает Джейн Моррис в образе богини Прозерпины. По легенде, царь подземного царства Плутон воспылал любовью к юной богине, выкрал ее и увез к себе в царство мертвых. Долго так продолжаться не могло, Плутон вынужден был отпустить девушку. Перед этим он дал ей съесть несколько зерен граната. С тех пор Прозерпина вынуждена полгода проводить в царстве живых, и полгода - в царстве мертвых. Аналогия с Джейн, прикованной к нелюбимому мужу, очевидна. Суровая бытовуха не щадит никого, не пожалела и художника. Россетти часто и помногу пил, Джейн не могла это выносить,и вернулась к мужу. Вообще, конечно, потеря двух любимых женщин не прошла для него бесследно. Он стал мешать алкоголь со снотворным, а и без того имеющаяся депрессия усилилась манией преследования и галлюцинациями. Дабы привести его в чувство, друзья вывезли его к морю, где он вскоре и умер. Как это часто бывает, его смерть вызвала огромный всплеск интереса к его творчеству. Стали проводиться мемориальные выставки, общество впервые за 30 лет увидело его дивные картины. Эти прекрасные задумчивые дамы стали в его полотнах по-настоящему бессмертным воплощением чувственности и женской красоты. Ну что же, весьма недурное начало для Прерафаэлитов. Мы еще обязательно вернемся к этой теме, а пока пишите в комментариях, нравится ли персонально вам подобное направление в живописи? Кто ваш любимый художник прерафаэлит и про кого бы вы хотели следующие выпуски? Подписывайтесь, ставьте лайк. Пока!

«Карта Ада» Боттичелли (история одного шедевра)

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Наибольший интерес вызывает своего рода инфографика Ада - карта, следуя по которой за героями «Божественной комедии» можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники. Зрелище не для слабонервных.

Сюжет

Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

Тут можно в подробностях разглядеть мучения грешников. Эмоции и чувства каждого из персонажей подробно выписаны.

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

Судьба художника

Боттичелли был из семьи ювелиров и должен был заниматься золотом и другими драгоценными металлами. Однако выполнять эскизы, рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.



«Весна» Боттичелли, 1482

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Да, хороший художник. Но то был период, когда творили многие, ставшие впоследствии известными мастера. Для XV века Сандро Боттичелли был надежным мастером, которому можно было доверить роспись фресок или иллюстрацию книг, но никак не гений.


«Рождение Венеры» Боттичелли, 1484−1486

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Считается, что пока живописец последние годы жизни провел чуть ли не в нищете. однако есть сведения, что Боттичелли был не таким бедным, каким хотел казаться. Тем не менее ни своего дома, ни семьи у него не было. Сама идея брака его пугала.

В после знакомства с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от прелестей земной жизни, Боттичелли и вовсе впал в аскезу. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.