Что такое апофеоз войны. Описание картины «Апофеоз войны. Факты о Василии Верещагине

Василий Васильевич Верещагин является одним из наиболее известных российских художников-баталистов, что и не мудрено, ведь он лично принимал участие во многих военных кампаниях и нескольких крупных сражениях. Кроме того, Василий Васильевич достаточно много поколесил по России и Средней Азии, где во всегда царили достаточно жестокие нравы. И особенно это было заметно во времена восстаний, войн, мятежей и прочих кровавых действ, предполагающих обязательную смерть многих людей. Верещагин был очень впечатлен масштабами кровопролития в Туркестане, где русские войска, в то время, «насаждали демократию».

Жестокость современные военных и легенды о жестокости военных прошлого, в частности — легенды о Тамерлане и его методах подавления восстаний. Именно воины Тамерлана оставляли после себя пирамиды из отрубленных голов своих врагов. Стремясь передать собственные эмоции, Верещагин создал картину «Апофеоз войны», изначальное название которой было посвящено как раз основателю династии тимуридов — «Триумф Тамерлана». Именно эта работа является, по мнению многих специалистов, высшим произведением Верещагина, что ни в коем случае не умаляет достоинства его прочих работ. Но «Апофеоз войны» — это нечто особенное.

Картина была создана художником, как одна работа из цикла «Варвары», но выделяется на фоне остальных картин, изображающих воинов в мирное и военное время, но живых. А «Апофеоз» — это настоящий портрет смерти, иллюстрация войны, ее истинной сущности. Многие удивляются, узнав, что дата создания картины — 1871 год. Верещагину тогда было всего лишь 29 лет, по сути — он был еще достаточно молодым человеком, но именно его молодость и накопленный к тому моменту опыт пережитого, по-видимому, позволили ему написать свой opus magnum.

Раскаленная степь, ясное синее небо в дыму или пыли. Тишина, висящая там, практически ощутима. Лишь карканье ворон, кружащих над пирамидой из человеческих черепов, да хлопанье их крыльев. Если бы не следы от пуль, картину можно было бы отнести к совершенно иному историческому периоду. Но нет. «Это наши, современники», — как бы хочет сказать автор. Вдали — разрушенный город, обугленные деревья. Желтизна, безжизненность и некий сюрреализм происходящего. И смотришь на все это, а в уме ни единой мысли не возникает, лишь вспоминаются все те войны, которые идут прямо сейчас, в разных уголках мира. И синее небо, радующее обычно глаз, затянутое непонятной дымкой начинает казаться таким же жестоким и безразличным, как и пустыня, раскинувшаяся под ним. И страшная гора из черепов, как памятник человеческой жестокости, амбиций и глупости.

Смотреть страшно, но и не смотреть нельзя. Потому что картина эта, будучи художественным произведением для нас, сидящих за мониторами в мирных сонных городах, является реальностью для жителей Сирии, Ливии, Мексики, Ирака, Донбасса и т.д. И телевизор никогда не покажет вам горы трупов так, как это сделал Василий Верещагин, но суть от этого не изменится. И в следующий раз, включая новости и слушая про террористов, сепаратистов, повстанцев, боевиков и «силы мира и добра», воюющие с ними — вспоминайте эту картину, потому что у войны всегда один результат. И худой мир все-таки лучше доброй войны, как ни крути.

«Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» , — Василий Верещагин, подпись к картине «Апофеоз войны».

Апофеоз войны - Верещагин Василий Васильевич. 1871. Холст, масло. 127 х 197 см


Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности - она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась - восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями , настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне - это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия - войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета - только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь - это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде - летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война - смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один - массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину - яркое обличение безжалостности войны.

Масло/Холст (1871)

Описание

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением...

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщиныБагдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда Тамерлан приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара - Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал вТуркестан, где он состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане. Россия тогда покоряла Туркестан и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. В Туркестане и появилась известная Туркестанская серия, где Верещагин, художник--баталист, изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли востание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

«Апофеоз войны» - одно из самых ярких программных произведений Верещагина. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

«Апофеоз войны» - не просто картина, это приговор милитаристам всех времен и народов. Войны бывают освободительные, святые. Но полотно Василия Васильевича Верещагина обличает войны захватнические: на раме есть надпись о посвящении этой работы завоевателям как бывшим, так нынешним и будущим.

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» - картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.

По первой, женщины двух городов - Дамаска и Багдада - обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

«Ужасы войны»

Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении.

И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники - воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.

Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Оценка современников

Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.

Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма - Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.

Значимость полотна

Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».

Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.

Дата создания: 1871 год.
Тип: Масло на холсте.
Габариты: 127*197 см.
Месторасположение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина «Апофеоз войны» была написана русским художником Василием Верещагиным. Не у многих художников, создающих произведения на тему войны, получалось так четко завуалировать последствия войны, разрушения, кровь и страдания.

История создания картины

Верещагин написал множество полотен о войне, поэтому он отлично знал историю. Сюжетом для данной картины послужили обычаи монгольских военачальников, которые для запугивания врагов складывали подобные горы из отсеченных голов дезертиров и вражеских солдат. Для любого человека такое зрелище не является приятным и вызывает у него чувство страха и отвращения. Верещагин же решил немного смягчить данный факт, изобразив не только что отрубленные головы, а черепа, которые выглядят менее устрашающе.

Интересный факт: Первоначально данная картина называлась «Торжество Тамерлана». Дело в том, что, если верить истории, когда-то к Тамерлану с жалобами обратились женщины, мужья которых вели распутный образ жизни. Тогда правитель дал указание каждому воину из своего огромного войска доставить к нему по отсеченной голове неверных мужей. После исполнения приказа воинами было сложено семь огромных пирамид.

Скобелев под Шипкой

Картины Василия Верещагина достаточно суровы. Но главный смысл данной картины состоит в том, чтобы показать зрителю всю жестокость мира, раскрыть глаза на то, что сами люди виновны в войнах и разрушениях, несущих за собой людские смерти. Василий Верещагин просит людей остановить войны, погасить в себе пламя агрессии и воинственный нрав. Он призывает зрителя задуматься о том, что в данную пирамиду могут когда-то положить и его череп, если он не остановится.

Картина «Апофеоз войны» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина