Чему учит нас роман война и мир. Семь причин прочитать "войну и мир"

Роман «Война и мир» заслуженно считается одним из самых впечатляющих и грандиозных произведений мировой литературы. Роман создавался Л. Н. Толстым, на протяжении долгих семи лет. Произведение имело большой успех в литературном мире.

Название романа «Война и мир»

Само название романа носит весьма двойственный характер. Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие. Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.

Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий. Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.

Особенности романа «Война и мир»

С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа. Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам. Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром.

В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе - эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву.

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа.

Герои романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания.

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Главной темой этого романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Но наряду с главной темой, Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что я могу назвать этот роман учебником жизни. На какие же нравственные вопросы Лев Николаевич дал ответы? Это проблемы взаимоотношений личности и общества, роль личности в истории, ложный и истинный патриотизм. Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Читая этот роман, я вижу, как в борьбе с врагами проявляется дух и отвага. Свою родину народ защищал не только на фронте, но и вступал в партизанские отряды, которые громили врага в тылу. "Дубина" народной войны поднялась со всей своей грозной и величавой силой и гвоздила французов до тех пор пока не разгромила все нашествие. Я думаю, что роман Толстого стал величайшим памятником героям событий 1812 года, которые заняли достойное место в истории нашей страны. Прочитав этот роман, я понял, что у каждого человека должна быть цель в жизни. В своем произведении Толстой показал, что каждый его положительный герой ищет свой смысл в жизни и находит его. Не всегда их искания наталкивались на правильный путь. Жить прежде всего и заниматся тем что душе угодно, главное по истинне любимым. Роман Льва Николаевича Толстого учит меня отличать истинный патриотизм от ложного. Я понял, что истинные патриоты - это те люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершили подвиг. Когда началась война, не все представители светского общества приняли участие в драме военных действий. Автор с иронией говорит об этих людях, которые ввели штраф на французский язык. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость.Роман учит меня понимать, что такое истинная красота, и, чтобы это понять, я сравниваю Элен с Марией Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, не являясь красавицей, наделена всеми душевными человеческими качествами. Толстой говорит, что истинная красота заключается в душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем внешняя. И я полностью согласен с этим. В романе я познаю и что такое любовь, настоящая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как любовь. Автор говорит, что любовь - это чувство, которое испытывается трудностями. Пройдя через все испытания, выстрадав, Наташа только тогда понимает, что она любила одного Андрея Болконского. В произведении Толстой разоблачает карьеристов, к ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни - пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как она бы была крахом его карьеры. Толстой осуждает таких людей. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя. В наше непростое время, когда пересматриваются все ценности, нам нужен чистый источник, из которого можно почерпнуть самое святое, самое незапятнанное, самое светлое. Я считаю, роман Л. Н.Толстого "Война и мир" является одним из этих источников.

Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »

  1. Описание дуба

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

III. Описание дуба

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

IV. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.

Если бы по каким-то причинам надо было
назвать величайший роман XIX века,
я бы назвал «Войну и мир» Толстого.
Джон Голсуорси

Я помню, как пугала меня мысль о том, что надо будет когда-то прочесть эти четыре тома с таким серьезным и скучным названием, с бесконечными французскими цитатами...

Но вот «закончен труд упорный», прочитанный роман лежит передо мной, и я смотрю на него с чувством удовлетворения и удивления: состоялось и мое приобщение к «величайшему роману XIX века». Не без усилий пробираясь через французские реплики, привыкая к десяткам, а потом сотням имен и титулов, вникая в родственные отношения героев, я вживалась в роман, в девятнадцатый век, в войну и мир и не заметила, как сроднилась с Андреем и Пьером, с Наташей и княжной Марьей. Вместе с ними я прошла через двенадцатый год, через Бородино... Вместе с Болконским и Николаем Ростовым преодолевала свой страх и мечтала о славе, восторгалась удалью Долохова и Денисова, с удивлением смотрела на нелепого и бесстрашного Пьера.

Сколько может вместить в себя книга? Сколько может понять и открыть человеческий гений? Даже если иметь в виду только «Войну и мир», Толстой кажется бесконечным, неисчерпаемым.

Что дало мне чтение романа? Во-первых, огромный читательский опыт. Немного найдется книг, которые давали бы такую работу уму. Ожили мои знания по истории. Девятнадцатый век стал ближе, понятнее. Да и наше время стало более понятным, сложные человеческие отношения осветились новым светом.

Я продолжаю думать над словами Толстого о роли личности в истории: «...ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей...» Они сплетаются в кольцо, и я не могу найти его начало, а так хочется!

Я думаю о том, как сложна жизнь человека, сам человек. Да, «люди как реки». Мы смотрим, как в зеркало, друг на друга, и все же надеемся, что сможем избежать чужих ошибок, падений.

Роман дал возможность общения с интересными и мудрыми собеседниками. Как не прислушаться к Пьеру, говорившему, что надо жить, надо любить, надо верить, несмотря ни на что! Как проста его мысль о том, что всем честным людям необходимо объединиться! «Ведь так просто!» — убежден Пьер. Материал с сайта

В этой книге столько умных людей, объясняющих не только то, что было, но и то, что есть сегодня, будет завтра.

Мне кажется, после Толстого я стала лучше думать о людях: ведь в каждом из нас — целый мир, и в нем непросто. Княжне Марье тоже нелегко было со стариком Болконским. Но сколько в ней терпения, понимания. Сколько еще всего в этой книге! Хватит на целую жизнь. Когда-нибудь я перечитаю роман снова и, наверное, снова удивлюсь его неисчерпаемости и мудрости.

Я впервые прочитал «Войну и мир» более полувека назад во время своего первого оплачиваемого отпуска, который проводил в Перрос-Гиреке. В ту пору я был сотрудником агентства France-Presse и писал свой первый роман, будучи глубоко убежден в том, что в этом литературном жанре, в отличие от других, главным условием качества был объем, что великие романы, как правило, были большими, поскольку охватывали столько пластов действительности и, казалось, воплощали в себе все богатство человеческого опыта.

Роман Толстого вроде бы полностью подтверждал это положение. С самого начала повествование, в беззаботном тоне рассказывающее о жизни светских салонов Санкт-Петербурга и Москвы, где представители дворянства говорят больше по-французски, чем по-русски, постепенно переходит на все слои сложного российского общества, показывая его во всем многообразии классов и общественных типов, от князей и генералов до крепостных крестьян, включая торговцев, невест на выданье, тайных масонских обществ со всей их атрибутикой, верующих, мошенников, военных, деятелей искусства, карьеристов и мистиков. У читателя создается ощущение, что перед его глазами проходит история со всеми возможными представителями рода человеческого.

Насколько я помню, наиболее выдающимися в этом огромном романе были сцены сражений, описания полководческого гения фельдмаршала Кутузова, который, несмотря на поражения, постоянно наносил ущерб вторгшимся в страну наполеоновским войскам, пока с помощью суровых морозов, снега и голода полностью их не уничтожил.

У меня сложилось неправильное представление, что, если потребуется в одной фразе обобщить все содержание «Войны и мира», то можно было бы сказать, что это величественное полотно, рассказывающее о том, как русский народ сокрушил агрессивные устремления «врага человечества» Наполеона Бонапарта и отстоял свою независимость. То есть, великий военно-патриотический роман, в котором превозносится война, традиции и так называемая военная доблесть русского народа.

Перечитывая сейчас это произведение, я понимаю, что ошибался. Вовсе не стремясь представить войну как событие, в котором закаляется человеческий дух, формируются личностные качества и величие страны, роман на примере каждого из сражений — наверное, с особой силой это видно в потрясающем описании победы Наполеона при Аустерлице — показывает весь ее ужас, чудовищное количество жертв, бесконечную несправедливость и страдания, обрушившиеся на простых людей. Именно они-то и составляют основную массу ее жертв. Автор раскрывает зловещую и преступную глупость тех, кто вызвал все эти бедствия, разглагольствуя при этом о чести, патриотизме, гражданской и военной доблести. Вся пустота и бессмыслица этих слов становится очевидной, как только начинают громыхать разрывы снарядов. Роман Толстого в значительно большей степени рассказывает о мире, чем о войне. Наполняющая его любовь к русской истории и культуре вовсе не восхваляет шум и ярость бойни, раскрывает эту насыщенную внутреннюю жизнь, размышления, сомнения, поиски истины и стремление творить добро, воплощенные в образе добродушного и мягкого Пьера Безухова, одного из главных героев «Войны и мира». Хотя испанский перевод произведения, которое я сейчас читаю, не идеален, гениальность Толстого ощущается во всем, что он описывает, причем в значительно большей степени в иносказаниях, чем в том, о чем он говорит открыто. Его молчание всегда красноречиво, информативно, пробуждает любопытство читателя, который не может оторваться от текста, страстно желая знать, признается ли, наконец, князь Андрей в любви к Наташе, состоится ли свадьба или же угрюмому князю Николаю Андреевичу удастся ее расстроить. В романе практически нет эпизода, который не остался бы недосказанным, не прервался, не поведав читателю самого интересного и решающего, чтобы он пристально следил за развитием сюжета, не расслабляя своего внимания. Действительно, кажется невероятным, как в столь длинном и многоплановом произведении, в котором столько действующих лиц, всеведущий рассказчик столь искусно выстраивает сюжетную линию, что никогда не утрачивает над ней контроль, столь мудро распределяет уделяемое каждому персонажу время, что никого и никогда не забывает. Всем уделяется ровно столько времени и пространства, чтобы все шло так, как идет в реальной жизни, иногда очень медленно, иногда бешеными рывками, с каждодневными радостями и печалями, мечтами, влюбленностями и причудами.

Перечитывая сейчас «Войну и мир», я замечаю то, чего не понял при первом прочтении. А именно, что духовное измерение романа значительно важнее происходящего в салонах и на полях сражений. Философия, религия, поиск истины, которая позволит отличать зло от добра и действовать соответственно, является главной заботой героев романа, в том числе и такого выдающегося персонажа как фельдмаршал Кутузов. Несмотря на то, что он всю жизнь провел в сражениях — у него до сих пор заметен на лице шрам от турецкой пули, — это высоконравственный человек, который не ведает ненависти. Можно сказать, что он воюет, потому что нет другого выхода: кто-то же ведь должен этим заниматься. А вообще он предпочел бы посвятить себя более интеллектуальной и духовной деятельности.

Хотя, строго говоря, события, происходящие в «Войне и мире», ужасны, я очень сомневаюсь, что она навеет тоску или грусть на читателя. Скорее наоборот, роман дает ощущение того, что, несмотря на все ужасы жизни, обилие негодяев и подлецов, которые все равно добиваются своего, после подведения окончательного баланса получается, что хороших больше, чем плохих; счастья и покоя больше, чем горечи и ненависти, хотя это не всегда очевидно, человечество постепенно оставляет позади самое плохое, что оно в себе несет. То есть, зачастую невидимым способом, оно становится лучше, избавляясь от своих отрицательных свойств.

По всей видимости, в этом и заключался главный подвиг Толстого, подобный тем, что совершили Сервантес, написавший «Дон Кихота», Бальзак, создавший «Человеческую комедию», Диккенс, автор «Оливера Твиста», Виктор Гюго с его «Отверженными» и Фолкнер с историей американского Юга. Несмотря на то, что, читая их романы, мы погружаемся на самое дно человеческого зла, у нас складывается убежденность в том, что, при всех своих перипетиях человеческая жизнь неизмеримо богаче и глубже, чем все неприятности и невзгоды. Если посмотреть на жизнь во всей ее глубине, взвешенно и спокойно, то можно сказать, что она стоит того, чтобы ее прожить. Хотя бы потому, что мы можем жить не только в реальном мире, но также и в мире героев больших романов.

Не могу завершить данную статью, не задав публично вопроса, который давно не дает мне покоя: как получилось, что первую Нобелевскую премию по литературе дали Сюлли Прюдому (Sully Prudhomme), а не Льву Толстому? Разве тогда не было столь же очевидно, как сейчас, что «Война и мир» — это одно из тех чудес, которые из века в века случаются во вселенной литературы?