Бытовой натюрморт для начинающих простым карандашом. Презентация по изо на тему "натюрморт в графике". Как нарисовать натюрморт начинающему художнику

Фотограф и полярный исследователь - о белой мгле, булочках с сыром и о том, где проще оставаться джентльменом.

Фото: Себастьян Коупленд. Полынья, канадская Арктика, 2010

В 2009 году фотограф, путешественник и защитник окружающей среды Себастьян Коупленд за 35 дней прошел более 700 километров по арктическим льдам и достиг Северного полюса. Он сделал это в честь столетия экспедиции героя своего детства – легендарного полярного исследователя адмирала Роберта Пири, после чего если и не стал легендой сам, то навсегда вписал свое имя в хронику покорения Арктики. В следующем году Коупленд пересек Гренландский ледяной щит: 2300 километров на лыжах и кайтах за 44 дня. А зимой 2011–2012 тем же способом за 81 день преодолел 3800 километров по Антарктиде, впервые в истории соединив в одном маршруте восточное и западное побережье через Южный полюс недоступности.

Этой осенью Коупленд привез в Москву выставку «Чистая Арктика». Шесть десятков снимков, за которыми стоят годы подготовки и тысячи километров пути, отмороженные пальцы и непреодолимое желание вернуться в самые негостеприимные места планеты.

Какая экспедиция для вас самая важная?

Они все уникальны, но та, которая особенно потрясла меня, длилась всего пару дней. Это неудавшаяся экспедиция на Северный полюс в январе этого года. Это мой первый провал и это очень трудный опыт. В день выброски в стартовую точку на самом северном канадском острове Элсмир случилось похолодание, которого в тех широтах не было два десятка лет. Температура упала до минус 63°C. Меня подвело оборудование: я не смог разжечь печку, которую обычно использую для готовки – пластиковые детали не выдержали холода. Пытаясь починить ее, я отморозил шесть пальцев на руках, они распухли до размера мячей для пинг-понга. Экспедиция должна была продлиться 55 дней, но уже на второе утро я был вынужден свернуть ее и вызвать вертолет. Два года подготовки и больше полумиллиона долларов пропали впустую, но даже не это главное. Экспедиция была анонсирована – и многие эксперты были согласны с этим определением – как последний пеший переход к Северному полюсу из Канады: из-за глобального потепления льдов становится все меньше, передвигаться по ним все сложнее, а спасательные операции практически невозможны – программа авиационной поддержки исследователей Арктики была свернута в 2014 году, так как условия стали слишком опасными для пилотов. Этой экспедицией я хотел привлечь внимание к проблеме изменения климата. Представьте себе восторг скептиков: эколог-активист, который твердит о таянии льдов и глобальном потеплении, остановлен небывалым морозом. Это же просто анекдот. И никто уже не обратит внимания на то, что через два дня в этих местах было минус 19°C, да и в целом сезон в Арктике стал одним из самых теплых.


Себастьян Коупленд

А среди удачных экспедиций какая стала самой трудной?

Снова Северный полюс – в 2009 году. Я уверен: все, кто знаком с этим местом, согласятся, что невозможно придумать миссию сложнее.

То есть Северный полюс более требователен
к путешественнику, чем Южный?

Никакого сравнения. В Антарктиде, конечно, тоже трудно. Но Южный полюс гораздо более предсказуем и куда лучше изучен, есть проверенные маршруты, базовые станции, транспортная поддержка. Если что, спасатели прилетят очень быстро. В конце концов, там ты передвигаешься по земле, пусть и покрытой льдом. Это континент, окруженный океаном, тогда как Северный полюс – океан, окруженный континентами. Ты идешь по льду, иногда очень тонкому, под тобой четыре километра воды. И лед постоянно дает трещины, в которые легко провалиться. Опять же, в Антарктиде сезон путешествий – лето, когда стоит полярный день и солнце светит почти круглые сутки, а пешая арктическая экспедиция возможна только зимой. Погода меняется очень быстро. Спасательная операция может занять много-много часов. И существует множество факторов, которые способны осложнить твою жизнь.


Себастьян Коупленд. Айсберг IX, Гренландия, 2010

Медведи?

Не только. Например, белая мгла. При сильной пурге она может случиться где угодно, но на Северном полюсе она особенная: кажется, что ты находишься внутри яичной скорлупы. Нет неба и земли, верха и низа, нет горизонта, ты не видишь абсолютно ничего, можешь потерять чувство равновесия и падать через каждый шаг. В таких условиях двигаешься крайне медленно. Один раз я попал на отколовшуюся льдину и не заметил этого. Меня не унесло в открытый океан, так как с двух сторон она была окружена другими льдинами, но течение медленно сносило ее назад. Я шел по ней, ничего не видя, в уверенности, что иду вперед, а на самом деле за день вообще не продвинулся, словно на беговой дорожке. Ну и медведи. На меня они нападали несколько раз.


Себастьян Коупленд. Айсберг XI, остров Элсмир, канадская Арктика, 2008

Если говорить о бытовой стороне экспедиций, что вы ненавидите больше всего?

Честно говоря, справлять нужду на морозе. Даже отсутствие горячего душа в течение месяца не сравнится с этим. Что касается всего остального, то через четыре-пять дней привыкаешь к ограничениям и просто подчиняешься ритму путешествия. Поразительно, как мало на самом деле нужно человеку. Самый маленький бонус в таких условиях делает тебя счастливым. Обычно каждые десять дней я позволяю себе угощение: поджариваю на огне булочку с маленьким кусочком сыра. В этот момент ничего вкуснее на свете быть не может. Взять с собой больше бейглов я не могу – избыточный вес и объем. Все, что я несу на себе, просчитано до грамма.


Себастьян Коупленд. Отражения айсберга, Гренландия 2010


Себастьян Коупленд. Айсберги недалеко от фьорда Отто, канадская Арктика, 2008


Себастьян Коупленд. Красный мох. остров Элсмир, канадская Арктика, 2008

И тогда вы начали интересоваться изменениями климата?

Нет, это случилось гораздо раньше. Я уверен, что любой, кто много путешествует, рано или поздно чувствует потребность защищать планету. Невозможно видеть всю эту красоту и не хотеть ее сохранить. Сокращение популяции китов, выжигание джунглей – эти вопросы волновали меня всегда, я участвовал в экологических проектах с юности. А в конце 1990-х увлекся темой изменения климата и понял, что могу совместить свой интерес исследователя самых холодных мест планеты с ролью если не ее защитника, то летописца изменений.


Себастьян Коупленд. Останки медведя, Остров Бичи, канадская Арктика, 2008

В 2016 году вы вдвоем с Марком Джорджем пешком пересекли австралийскую пустыню Симпсон – 650 километров за 29 дней. Это была попытка переключиться на более теплые направления?

Ну нет, я ненавижу потеть! Это как раз был этап подготовки к той провалившейся арктической экспедиции – в нее мы тоже отправились вдвоем с Марком. У холода много преимуществ. Он убивает бактерии и запахи, что важно в длинном путешествии. Холод позволяет джентльмену хоть как-то сохранять достоинство. Кроме того, на полюсах нет практически никакой конкуренции – исчезающе мало других путешественников, животных, самолеты над тобой не летают… Я люблю поместить себя в центр большого пустого пространства – становятся слышны собственные мысли. И вода. Не нужно нести с собой воду, достаточно растопить лед. Еда тоже может быть высушенной – а значит, легкой. И ты можешь идти дальше и дольше.


Себастьян Коупленд. Шторм, Мельхиоровые острова, Антарктика, февраль 2006

Куда вы отправитесь в следующий раз?

Раньше я делал экспедиции каждый год, но это было очень тяжело – не только физически, но еще и потому что я с трудом успевал обрабатывать материалы из предыдущего путешествия. Потом я перешел на двухгодичный цикл, и как раз два года ушло на подготовку экспедиции, продлившейся два дня. Это выбило меня из колеи. Сейчас я решил сделать перерыв минимум на три года. У меня две маленькие дочки, в следующем году выходит книга, будет еще несколько проектов. А в 2020-м я попробую вернуться на Северный полюс.


Себастьян Коупленд. Ледник на фьорде Отто, канадская Арктика, 2008

Почему вас так тянет туда? Можете сказать, что это ваше самое любимое место на планете?

Самое любимое и самое нелюбимое. Нет другого места на Земле, где ты чувствуешь себя таким ничтожным. Неважно, как тщательно ты подбирал оборудование, как хорошо ты готов психологически – в какой-то момент Арктика заставит тебя свернуться калачиком в спальном мешке и рыдать, как младенец. Северный полюс – это самое больше испытание, и поэтому он так манит меня. Дни пеших арктических экспедиций практически сочтены. Я предприму еще одну попытку и могу только надеяться, что мне повезет.

В рамках Года экологии в России в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка «Чистая Арктика» американского путешественника и фотографа Себастьяна Коупленда. 60 крупноформатных работ автора воспевают красоту отдаленных и труднодоступных уголков планеты.

Себастьян Коупленд прославился своими полярными исследованиями. В его послужном списке - десятки экспедиций по Северному Ледовитому океану, Антарктиде, а также полярным районам Норвегии, США, Канады и Гренландии.

Путешествуя, фотограф успел поставить несколько мировых рекордов, среди которых - первый трансконтинентальный переход через Антарктиду длиной 4100 км и продолжительностью 82 дня. Но главными трофеями из путешествий стали снимки первозданной природы.

- Это первая и самая полная ретроспектива фотографа, охватывающая как его арктические, так и антарктические исследования , - рассказала «Известиям» куратор выставки Яна Искакова. - Помимо фотографий в экспозиции можно увидеть карты самых крупных экспедиций Себастьяна Коупленда, которые мы вместе с самим фотографом нарисовали на стенах.

Особенно любит Себастьян Коупленд снежные гребни, ледники и айсберги. Полярные пейзажи на его снимках выглядят словно произведения современного искусства - массивные глыбы на фоне неба и океана ассоциируются с абстрактными композициями.

Впрочем, в объектив исследователя попали не только ландшафты, но и животные. На одном из кадров, сделанных на канадском острове, - ужасающее изображение останков медведя. Лежащие на камнях белоснежные клочья медвежьей шкуры покрывают останки животного, о былом могуществе которого напоминает лишь грозный оскал пасти с острыми клыками.

Кроме фотографий, напечатанных классическим методом, в экспозиции также представлено несколько снимков на стекле. По словам куратора, «ледяные» изображения Себастьяна Коупленда наиболее хорошо выглядят на «родственном» им прозрачном материале.

Экспериментальный подход проявился и в цветовом оформлении пространства. Для создания необходимой атмосферы стены галереи были выкрашены в глубокий сине-зеленый цвет. Оттенок был позаимствован из работ Коупленда. Гипнотические оттенки льдов Арктики и Антарктики выглядят на этом фоне особенно впечатляюще.

Для нас было очень важно создать в некотором смысле медитативную атмосферу. Этот эффект достигается благодаря цвету стен и фоновой музыке, - отметила Яна Искакова.

Презентуя проект столичной публике, Себастьян Коупленд признался, что никогда не отделял фотографию от своей социальной миссии и всё, что он делает, - ради того, чтобы привлечь внимание к климатическим изменениям.

Что такое натюрморт вы, наверняка, хорошо знаете, и не один раз его видели. Я не буду вдаваться в терминологию, потому что термины — это хорошо, но они не смогут рассказать, как нарисовать натюрморт. Поэтому предлагаю взять карандаши, и перейти от слов к делу – нарисовать натюрморт карандашом.

Как нарисовать натюрморт карандашом

Взглянув на главный рисунок урока как нарисовать натюрморт карандашом, я думаю, вам стало понятно, какого плана будет рисунок натюрморта.

Создаем набросок рисунка простым карандашом. В наброске ничего лишнего, только контуры предметов.

Начинаем рисовать цветными карандашами веточку с цветами. Веточку я сначала рисую зеленым карандашом, а затем затемняю простым карандашом. Затемнять нужно для того, чтобы рисунок не получился «пресным», ведь один зеленый цвет не будет смотреться красиво. В сочетании с каким-то темным карандашом, веточка получится более интересной.

Для сравнения посмотрите рисунок ниже, а затем следующий, и вы убедитесь в этом.

Дорисовываем цветы и веточку в уроке как нарисовать натюрморт карандашом. Обратите внимание, веточку я нарисовал до вазы.

Для начала дорисуем ту часть веточки, которая в вазе будет немного искажаться — обратите на это особое внимание. Вазу нужно равномерно разукрасить синим цветом, оставив левый край нетронутым – белым. Очертите край воды.

Далее рисуем воду. Она будет темной с левой стороны, и почти белой с правой. Вам нужно постараться сделать плавный переход. Причем левая сторона воды должна быть темнее самой вазы. Я даже добавил немного коричневого цвета. Пройдите ластиком над водой с правой стороны и в центре, немного затронув веточку. На рисунке ниже все хорошо видно.

Ваза почти готова, но стеклянный эффект проявится уже после того, как мы нарисуем фон.

Следующим этапом в уроке как нарисовать натюрморт карандашом будет рисование фона. Именно фон сыграет решающую роль в этом рисунке. Главная задача сделать его ровным, с мягкими переходами.

Я рисую фон легкой штриховкой, а затем растушевываю кусочком ваты по всему листу. Когда штрихуете, не давите на карандаш вообще! Цвет карандаша фона точно такой же, как и вазы.

Вокруг вазы фон должен быть темнее и плавно подниматься вверх, к более светлому тону. Уделите фону особое внимание, проявите терпение.

Когда мой фон был уже почти нарисован, я увидел, что середина вазы получилась недостаточно прозрачна. Нужно углубить тон в середине вазы, проще говоря, добавить туда синего цвета. Также для большей прозрачности вазы можно добавить и штрихи простым карандашом. Вместе с этим добавить темноты с левой стороны воды. Вот в чем заключается главная роль фона – он показал, что именно нужно доработать.

Что касается отражения, то скопируйте нижнюю часть вазы и цветка «наоборот», без четких контуров.

После того как все будет готово, посмотрите, что можно поправить, вытереть или навести. Если ничего – отлично! Но это бывает редко)).

Урок как нарисовать натюрморт карандашом окончен, жду вас в следующих уроках — и , ну и конечно же, жду комментариев по этому уроку.

Делаем набросок

Сначала хорошенько рассмотрите, как разложены фрукты и как очертания одного из них сочетаются с очертаниями другого. Затем возьмите жесткую черную пастель и набросайте всю композицию. Рисуйте короткими, легкими штрихами, помня о том, что это эскиз. Не стремитесь к абсолютной точности.

Наносим фоновый тон

Используя боковую сторону лимонно-желтой пастели, нанесите фоновый тон на все фрукты теплых цветов то есть на красное яблоко оранжевый апельсин, желтые банан и грушу (за исключением виноградин). Старайтесь не выходить за пределы контура каждого плода и не закрашивайте те места, где впоследствии будут нарисованы блики Кончиком пастели нарисуйте более четкие желтые линии, чтобы показать нижний изгиб банана и его ножку. Смешивание цветов В данном случае смешивание цветов применялось очень ограниченно, поскольку наш художник стремился как можно полнее использовать возможности, которые предоставляет шероховатая поверхность специальной бумаги для пастели. Однако совсем без смешивания в этом натюрморте не обошлось - именно так были нарисованы блики на виноградинах, передающие игру света на поверхности ягод. Интенсивность белого цвета здесь увеличивается по мере приближения к сердцевине блика. По тому же принципу изображена и отбрасываемая от фруктов тень. Она насыщенней всего в центре и постепенно размывается к краям.

Продолжаем работу

Наметив контуры предметов и покрыв фрукты фоновым тоном, вы можете перейти к основным цветам и бликам. Отделяя на бумаге один фрукт от другого, используйте как плоскую сторону, так и острый кончик пастели.

Придадим форму апельсину

Возьмите оранжевую пастель и проведите внутри апельсина несколько коротких серпообразных линий, повторяющих контур плода. Используйте и острый кончик, и плоскую сторону пастели. Обычный оранжевый цвет хорошо смешивается с более светлыми теплыми цветами, поэтому он частично покроет лимонно-желтыи фон.

Нанесем зеленые штрихи на грушу и банан

Вновь используя и острый кончик, и плоскую сторону пастели цвета хаки, добавьте зеленоватый оттенок на груше и на банане. Обратите внимание на самые сложные линии, подчеркивающие выпуклости груши (в нижней ее части) и ножку банана.

Добавим светлые тона на яблоко

Для прорисовки яблока возьмем светло-красную пастель Покройте ровными штрихами среднюю часть яблока, а затем проделайте то же самое на левой стороне плода. Затем острым кончиком пастели необходимо усилить цвет вокруг впадинки с черенком и еще сильнее выделить основной контур яблока.

Рисуем виноград

Возьмите вишнево-красную пастель и короткими штрихами закрасьте виноградные ягоды так, чтобы штрихи повторили их форму. Оставьте пустыми те места, где впоследствии появятся блики.

Продолжаем рисовать яблоко и апельсин

Вновь вернемся к вишнево-красной пастели, а также к тем участкам яблока, которые мы уже покрыли светло-красным цветом. Плотными штрихами подчеркните форму плода. Не трогайте среднюю левую часть яблока. Перейдите к апельсину, заштрихуйте его ярко-оранжевой пастелью, постарайтесь повторить форму плода.

Выявим самые темные тона у яблока

Возьмите темно-лиловую пастель и острым кончиком выделите контур яблока, а также изогнутую выемку, в которой сидит черенок. Затем боковой стороной пастели слегка затемните красное пятно в центре яблока.

Теперь вернемся к винограду.

Используя темно-лиловую пастель, закрасьте очень энергичными мелкими штрихами внутреннюю часть каждой ягоды, стараясь подчеркнуть их форму. Не забудьте оставить светлыми те участки, где позже появятся блики.

Добавим темные тона на груше, на банане и виноградинах

Желтой охрой отметьте наиболее темные фрагменты на груше и кожуре банана, как показано на рисунке. Используйте более плотные линии в тех местах, где виноградины отбрасывают на грушу небольшую тень. Чтобы лучше показать форму каждой виноградины, обведите внешний край каждой ягоды острым кончиком черной пастели.

Доводим виноградины до бликов

Возьмите белую пастель и легкими движениями закрасьте все до сих пор не заштрихованные фрагменты на каждой виноградине. На некоторых из них блики сделайте наиболее четкими Для того чтобы правильно расположить блики, чаще сверяйте свой рисунок с фотографией.

Отметьте на апельсине яркое пятнышко цвета хаки и добавьте белый блик.

Затем белые блики добавьте на все остальные фрукты, как показано на рисунке используя для этого плоскую сторону пастели. Теперь острым концом белой пастели нарисуй те несколько скошенных линий в углублении, где сидит черенок яблока, а затем - темно коричневой пастелью. Тем же цветом обведите край яблока и слегка заштрихуйте светло коричневые пятна чтобы сделать их темнее Осторожно разотрите кончиком пальца блики на виноградинах.

Заканчиваем рисовать апельсин

Используя плоскую сторону пастели, сделайте несколько светло-красных штрихов на апельсине, подчеркивая его форму и контур Наносить их следует очень легко После этого осторожно разотрите пальцем красную пастель.

Рисуем фон

Белой пастелью сделайте серию горизонтальных и вертикальных штрихов вокруг рисунка.

Оставьте без штриховки лишь участки, прилегающие справа к груше и слева к апельсину, - здесь вы можете добавить тени.

Добавляем тень от фруктов

Сделайте кончиком черной пастели мелкие штрихи чтобы углубить лежащие вокруг виноградин тени Затем плоской стороной черной пастели нанесите легкую тень на поверхность воображаемого стола и пальцем разотрите ее так, чтобы она постепенно переходила в белый фон.

Готовый натюрморт

А Многослойный цвет

Пастель хороша тем, что ее можно наносить слой за слоем. На светлый основной тон легли более темные тона, что помогло придать объем изображаемому предмету.

Б Ровный фон

Ровный белый фон хорошо оттеняет сложные формы ярко окрашенных фруктов

В Размытая тень

Плавный переход падающей от фруктов тени в белый фон делает ее более естественной.

[b]Натюрмортом называется
изображение ряда предметов нежи­вой натуры. В переводе с французского это
«мёртвая природа». Ово­щи, фрукты, букеты цветов, разные предметы,
изготовленные че­ловеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование
натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь под­бор предметов в
натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник
стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.

Прежде чем начинать рисовать, по­думаем,
как удобнее их расположить на листе - в длину или ширину листа.









Старайся, чтобы предметы получились у
тебя не кривые, сто­яли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисо­ванные
здесь.



Когда будем рисовать низ чайника,
проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать
в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и
свободно: они получатся правильнее.



При изображении натюрморта, состоящего
из нескольких пред­метов, старайся компоновать их так, чтобы они частично
закрыва­ли друг друга - это придаст большую естественность.




На этом рисунке видно, как объём
передан отдельными мазка­ми: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные
мазки располо­жены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, прири­сованы
блики.



Попробуем нарисовать натюрморт,
состоящий из четырёх пред­метов: кувшина, драпировки и двух яблок.



А теперь нарисуем
натюрморт, состоящий из кувшина, тарел­ки, разделочной доски и ложки.

Композиционно вся группа очень
разнообразна. Лежащая на­клонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и
горизон­тальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в
криволинейные формы предметов.


Рисование драпировки


Фон в натюрморте играет большую

роль. Умение художника «увязать» фон с предметами говорит о его
профессиональном уров­не. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта
выступает драпировка. Драпировка -
это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так,
что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпи­ровка
будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая,
например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего
размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.

Для рисования
драпировки лучше брать ткань гладкую, немну­щуюся и однотонную (без узора).
Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так,
чтобы складки спада­ли вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на
вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются
складки. Мы видим, что складки образуются в од­ной точке и, расширяясь,
расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углуб­лённые поверхности.
Углублённые по­верхности более тёмные, чем выпуклые.

Начиная штриховку складок, наноси
штрихи по направлению движе­ния складок, а в углубле­ниях - вдоль натяжения
поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон
усиливается. Складки драпировки дол­жны быть хорошо прори­сованы.