Архив журналиста. Этнографический комплекс украинское село

Возвращаясь с нашего маршрута выходного дня Киев-Буки-Умань-Жашков , пришла ещё одна не менее интересная и захватывающая идея, которую мы с удовольствием воплотили в жизнь. Если конкретнее сказать, родился ещё один маршрут путешествий Киев-Этнографический комплекс Украинское село-Замок Радомысель-Коростышевские каньоны. Он был не менее захватывающим, чем предыдущий. Все наши объекты, если можно так сказать, находятся по Житомирской трассе. Первым, в этот субботний день мы запланировали посетить этнографический комплекс "Украинское село" . О нём я и хочу рассказать в этой статье.

Содержание статьи:


Наша экскурсия в этнографический комплекс "Украинское село"

Комплекс расположен в 15 км от черты города Киева в сторону Житомира в селе Бузова. Кто смотрел Дом 2, это название будет легко запомнить .

Мы приехали в Украинское село в 11 часов утра. Экскурсии уже были, но к счастью не очень много. Вход в этнографический комплекс бесплатный. Вошли в ворота и очутились совсем в другом времени! Деревянные хатки в изобилии осенней листвы выглядели восхитительно. Вся территория этно-комплекса изрезана тропинками с указателями. Прямо - зоопарк, храм, альтанка на воде направо - трапезная, мангальные места. Кому куда хочется! Мы первый раз в Украинском селе , хотелось всё посмотреть и ничего не упустить. Перед входом есть карта комплекса, для ориентира мы её посмотрели и сфоткали на телефон. Но войдя на территорию, забыли о карте и просто гуляли, наслаждаясь красотой комплекса и его атмосферой.


Этно-отель в "Украинском селе"

По пути нам встретилась хатка-отель. Были очень удивлены. С виду она была похожа на старенькую хату с деревянных балок тех времен. Этнографический комплекс на самом деле база отдыха. Она состоит из этнографического музея, зоопарка, современного и этнографического отеля, домиков для пикника, мангальных мест, ресторана, сауны.


Уникальность его в том, что здесь переплелись древность и современность. На территории есть этно-отель, который состоит из пяти старинных, аутентичных хат. Они были разобраны и привезены с Полесья, здесь их аккуратненько собрали. Каждая хата это четырёхместный номер. Внутри хатки обустроены всеми современными удобствами: плазменным телевизором, душевой кабиной, кондиционером. В то же время в номерах присутствуют символы прошлого бытия: глиняная печь со старинной посудой, иконы, картины, деревянные лавки и столы устелены рушниками и коврами. Смотрится очень оригинально.


Зоопарк в "Украинском селе"

За этно-отелем расположен небольшой зоопарк. Последнее время, мы часто видим такие вот мини зоопарки. Это уже стало своеобразной фишкой. На наш взгляд самым примечательным был зоопарк в Межигорье . В этнографическом комплексе живут свинки, пони, ослики, олени, разнообразные птицы. Нам очень понравились нутрии, мы их раньше нигде не видели. Такие интересные зверьки оказывается. Столько за ними наблюдали, они всё время чистили свои "пёрешки", казалось, что это действие занимает у них целый день.


Развлечения для детей в этнографическом комплексе

Развлечений очень много это и упомянутый зоопарк, и детские площадки, а ещё в выходные и праздничные дни в этно-комплексе проходят квесты, мастер-классы по гончарному мастерству, выпечке хлеба в настоящей печи, по вязанию лялек-мотанок. Проходя мимо трапезной, умилили детки, готовящие на обед какую-то утварь. Они так внимательно и с интересом занимались нарезкой овощей, что было одно удовольствие на них смотреть.


На территории этно-музея "Украинское село" расположены старинные хаты, их убранство полностью символизирует бытие наших предков. Возле одной из них стоит огромный самогонный аппарат, говоря, что он до сих пор работает, но мы к сожалению не увидели его в действии. Зато с удовольствием понаблюдали за мастер-классами, которые проходили в комплексе. Заглядывать в каждую хатку было очень интересно особенно в сувенирную лавку. Столько всего красивого там.


Нам рассказали, каким приспособлением наши предки делали подсолнечное масло. Там так приятно пахло домашней олией, что захотелось её попробовать!)

Комплекс построен в очень живописном месте на его территории много деревьев и цветов. Сделаны композиции с дерева, характеризующие разных героев сказок и мультфильмов. Здесь мы вспомнили "про гарбузову семью" эту одду нам частенько рассказывали в детстве.

Мы ходили "селом" и с удовольствием разглядывали всё вокруг, было очень интересно и увлекательно! Очень много экскурсии, как и детских, так и взрослых, всем здесь будет интересно.


Есть в этно-селе и гончарный мастер. Он учит всех желающих азам гончарства. Это удовольствие платно, но оно того стоит. Я с удовольствием вспоминаю нашу поездку в музей Пирогово и Мамаеву слободу там тоже проходят такие мастер-классы. Мы минут двадцать стояли и наблюдали, как девочка с помощью мастера лепила глиняную тарелочку. Все творения кладут в печь, для высыхания, потом все умельцы могут забрать свои творения домой, как сувенир.


Мы прекрасно провели время в этнографическом комплексе украинское село. В поднятом настроении и на позитивных эмоциях мы покатили дальше в Замок Родомысль и живописные Коростышевские карьеры . Там нас ждала очень интересная экскурсия по замку и пикник.

Как доехать в Этнографический комплекс

В этом вашем интернете регулярно появляются посты о российских сёлах и посёлках, оставляющих удручающее впечатление: противотанковые дороги, разваливающиеся деревянные дома и такие же туалеты, покосившиеся заборы, борщевик и лопухи до горизонта. В ответ набигающие ватники вяло огрызаются "можно подумать, у вас в хохляндии сёла лучше выглядят".

Лучше. В том-то и дело, что лучше! И сегодня я вам это докажу.

Добро пожаловать на экскурсию в украинское село Устимовка , Глобинского района, що на Полтавщині. Это не какое-то специальное выставочное село и не "рублёвка" для богатых - обычное село, а его выбор обусловлен исключительно тем, что там расположен домик, который моя семья использует в качестве дачи. Если можно называть "дачей" обычный сельский дом и 25 соток огорода.



Фото сделано в прошлом году, в августе. Бассейн в мае мы ещё не ставим:)

Собственно "дачников" в селе мало, подавляющее большинство жителей - местные, живут здесь круглый год. Причина в том, что Устимовка не является пригородом или сателлитом какого-то крупного и богатого города. Село расположено в глухой украинской провинции - до столицы (Киева) - 300 километров, до областного центра (Полтавы) - 130 км, до ближашего крупного города (Кременчуга, население 250 тыс.) - 35 км.

Это длинное вступление должно убедить вас, что село - самое что ни на есть обычное украинское село. Я всю жизнь провёл в Полтавской области и уверяю вас, что остальные сёла здесь выглядят примерно так же, плюс-минус 30%.

Итак, стартуем от моего дома. 1 мая, полдень, +25, переменная облачность. Абрикосы уже отцвели, вишни отцветают, груши и яблони в самом цвету.

Обратите внимание, что вишни-яблони растут не только в огородах, но и вдоль дороги. В результате летом детворе не приходится лазить в чужие сады за яблоками:) Чем учить воровству с детства, лучше сделать какие-то вещи общедоступными.

Кроме типичных для Полтавской области вишен, в Устимовке вдоль дороги растут... кипарисы.

Когда-то в селе была исследовательская станция, выращивающая новые сорта пшеницы, и дендропарк с 400 видами растений. Сейчас всё это тоже есть, но станция работает еле-еле, а дендропарк сильно зарос. Однако страсть к непрактичным, но красивым деревьям осталась, поэтому вдоль дорог и во дворах растут каштаны, тополя, кипарисы, клёны и прочие не имеющие сельскохозяйственного значения культуры.

Кстати, когда цветут каштаны и сирень - здесь вдвойне офигенно.

Идём дальше. Справа по курсу - клуб. Не уверен, бывают ли здесь "та-та-та-танці", но на 1 мая устроили караоке-клуб. Ещё там есть бильярд и регулярно проходят выступления народных коллективов, короче - клуб живой.

Рядом с клубом - памятник воинам-освободителям, который никто не собирается сносить, наоборот - он свежеокрашенный, территория убрана, цветочки посажены.

Точно такие же памятники в хорошем состоянии стоят по всем украинским городам и сёлам. Не верьте кремлёвской пропаганде, рассказывающей как тут у нас запрещают памятники и носить ордена с медалями, всё это бред. Запрещают у нас коммунистическую идеологию, приведшую к массовым жертвам, и сносят памятники упырю Ленину и его последователям. Символики Второй мировой войны эти законы не касаются.

Они прекрасно себя чувствуют и закрываться не собираются, боле того - конкуренция вынуждает следить на ассортиментом и чистотой. Обратите внимание на чистоту площадки перед магазином - ни бумажек, ни бутылок из-под пива. Да и магазин покрашен, вылизан и т.д. :)

Последний взгляд на мою кипарисовую улицу (на самом деле ул.Ленина, но скоро переименуют) с припаркованным Пасфайндером, и на перекрёстке перед магазином сворачиваем налево.

Название этой улицы я не знаю, но она ничем не хуже - здесь тоже асфальт (он по всему селу проинсталлирован), аккуратные и покрашенные заборы, такие же аккуратные дома. И всё цветёт:)

Ещё раз подчеркну - это обычные дома обычных селян - кто-то живёт лучше, кто-то хуже, но серьёзного имущественного расслоения нет. В Устимовке нет (или я не нашёл) ни одной "трёхэтажной виллы" заезжих горожан, вообще это село ввиду удалённости не считается крутым. Прикиньте, как выглядят те сёла, в которые едет городской капитал.

Продолжаем прогулку. Всё та же улица, обратите внимание на дома слева и небольшой "парк" справа.

На самом деле это "типа проспект", по бокам этого "парка" идут две дороги. Красиво, зелено и есть где пасти коз модельной внешности.

Перекрёсток, улица поворачивает направо (дома-заборы-деревья на посмотреть)...

А мы пойдём налево. Вот вам даже не улица, а узенький переулок. Но тоже заасфальтирован.

Обратите внимание на газовую трубу слева. Всё село газифицировано. Вообще в Украине много сёл с электричеством и газом, может быть даже большинство.

Выходим на улицу вдоль дендропарка. Слева дом местного фермера, справа его коровы. Шикарный забор себе отгрохать смог, а две ямы на асфальте заделать не может.

Козы, коровы, гуси, утки, куры - всё это есть в селе, и для нас это плюс - когда мы здесь летом живём, то покупаем у сельчан молоко по 20 грн 3-литровая банка, яйца по 12 грн десяток, ну и т.д. Помидорчики-огурчики, яблоки-вишни-виноград у нас на огороде свои. Чистый воздух (в радиусе 30 км нет ни одного завода), чистая вода, натуральная еда, красотища вокруг. Кому нужны те Турции с Египтами:)

В дендропарк сегодня не будем заходить, вот прошлогодние фото , если кому интересно. Идём дальше по улице. Арке слева не хватает надписи "Arbeit macht frei".

Этот переулок ведёт к зданиям исследовательской станции, но мы пойдём дальше, нас же село интересует, а не промпредприятие. Дорога вдоль дендропарка вскоре заканчивается и уходит в поля.

Здесь сворачиваем налево (мы идём по большому квадрату, поэтому всё время налево), на грунтовку. Да, в малоиспользуемых местах здесь грунтовка, но выглядит она вовсе не так ужасно, как сами знаете где.

Ни грязи, ни мусора, ни битых стёкол, босиком по такому селу бегать - одно удовольствие:)

Ещё 200 метров по грунтовке, и опять попадаем на улицу Ленина. Справа на фото - небольшой десткий сад.

Детсады и школы есть не в каждом селе. Но здесь прижился и даже до сих пор функционирует. Школа в Устимовке тоже есть, но сельчане решили, что выгоднее взять автобус и возить детей в соседнюю Бабичівку, чем содержать две недогруженных школы.

Разворачиваемся к дому. Опять кипарисы, вишни и яблони - здесь все улицы такие.

Немного заборов, домов и прочего, для оценки степени "разрухи".

Кстати, все эти домики с большими участками (20-25 соток) стоят недорого - сказывается удалённость от города. 3-5 тысяч доллларов за всё удовольствие. После покупки дом можно утеплить, обшить вагонкой, как например здесь:

Гордостью этого двора является старый огромный тополь, высотой с пятиэтажку и в обхвате человек в семь.

Наводим порядок перед домом, а то вдруг москали нападут, а у меня деревья некрашены.

Шучу:) Именно хозяйственность и страсть к порядку определяет отличия украинских сёл от российских. Не дотации из бюджета (их здесь никто не видел), не надежда на доброго царя, который во время прямой линии решит твои проблемы, а банальная невозможность сидеть на месте, если у тебя огород не вскопан и крыша не залатана.

Это я всё ещё по той же улице иду. Заброшенных домов в Устимовке практически нет (в других сёлах бывает побольше), асфальт везде в наличии, заборы крепкие. Вот попадается двор со стареньким деревянным забором.

Это потому что здесь дачники живут, им каждый день красоту наблюдать не нужно. Но двор убран, ухожен, где надо вскопан, деревья побелены.

Огороды тоже лопухами не зарастают. А борщевика я здесь и не видел никогда.

У местных жителей кроме 25 соток под боком ещё и "наделы" есть - 5-10 гектаров земли за селом. Раньше это была колхозная земля, теперь колхозов нет, каждый засевает свой надел пшеницей, кукурузой или картошкой. Садят-обрабатывают-убирают с помощью тракторов, своих или арендных и, учитывая цены на продукты, большинство сельчан живёт неплохо. Найти в Украине незасеянный клочок довольно сложно.

Всё, вот мы и завершили круг почёта - вернулись к моему дому. В конце улицы виден автобус - их здесь много ходит, более 10 в день. Мимо села проходит дорога Кременчуг-Хорол, через село - дорога Кременчуг-Глобино, так что добраться можно, даже если машины нет.

Обратите внимание на фонари вдоль улицы. Они рабочие, их по вечерам включают. В глухом селе, Карл!

Ну и контрольный в голову. В Устимовке есть интернет, оптоволокно от DataGroup. Кабель заведён ко мне в дом, и дальше через роутер WiFi раздаётся по всему двору. 100 мегабит, анлимитед за 100 гривен в месяц.

От интернета отвлекают только огород и шашлыки:)

Вот такое оно - украинское село. Когда говорят об "украинском духе" или "национальной идее", я всегда отвечаю - поезжайте в село. Там всё это сохранилось в полной мере. Украинцы неразрывно связаны с землёй, и уже поэтому будут её защищать.

Похожий отчёт с прошлогоднего

В этом селе живет всего 1600 человек. Радивиловский район Ровенской области. До ближайшего города (Дубно) 38 километров.

Село довольно обычное, хотя и с трагичной историей - в 1651 году поляки полностью вырезали местных жителей. Перед Берестецкой битвой отряд Вишневецкого зашел сюда, после чего в живых остались 4 человека, а все дома были разрушены. Впрочем, для этих мест вполне обычная история, именно здесь поляки особенно ожесточенно геноцидили мирное население, пытаясь подавить восстание.

Это к вопросу о геноцидах на Волыни, которые так любят вспоминать в Польше.

Но вернемся к селу и к тому, как здесь и сейчас живут люди.

У них есть газ, интернет, банк, школа искусств, несколько магазинов, две аптеки, отделение "Новой почты" и другие приятные мелочи. И это не райцентр.

2. Сельрада.

3. Перед ней площадь со сценой.

4. Магазин и полноценное отделение банка.

5. Аптека и "Новая почта".

6. Еще одна аптека.

7. Один из нескольких продуктовых магазинов.

9. Более современный "мини-маркет":

10. Внутри.

11. Сельский торговый центр - строительные материалы, семена, рыболовные товары, секонд хэнд.

12. Напротив сквер и школа искусств.

13. Надпись слева гласит, что здание отреставрировано селянами при содействии райадминистрации. На практике это означает, что местные выполнили все работы, а затем им заплатили из местного бюджета. Это обычная практика, в соседнем селе местные на своей улице проложили дорогу, бросили бетонные плиты - а затем пришли в сельраду, где им компенсировали все расходы, включая горючее, и заплатили за труд. Как-то так это все работает, потому что люди друг друга знают и могут влиять на власть.

14. А это памятник советским солдатам. Я не раз уже писал, что самые жалкие памятники советским солдатам видел на Донбассе еще до войны - они разрушались от времени и зарастали травой. На Западной Украине картина совершенно другая, все памятники подкрашены и находятся в отличном состоянии (иногда звезды заменяют на кресты). К Ленину это не относится - его нигде не встречал. Порой рядом с памятником красноармейцам ставят памятник воинам УПА, как по ссылке - http://pauluskp.com/news/4adc89871 .

15.

16. Рядом лавочки и урны.

17. Видимо, бывшая доска почета.

Сельские храмы на Западной Украине - это отдельная песня. Но местный храм даже на их фоне выделяется.

18.

19. Ворота.

20. Построен в 1933 году.

21. В руках у ангелов колосья.

22. И какое-то растение, которое я идентифицировать не смог.

23.

24. Каменный крест в память о погибших от рук поляков.

25. Такие деревянные кресты стоят повсюду у храмов и на перекрестках. Обязательные копья, молоток, клещи и лестница, напоминающие о подробностях распятия.

26. Всё продумано. На Бога надейся, а сам не плошай.

27. Даже подсветка есть.

28. Религия здесь на одном из первых мест. Сам видел как в переполненном автобусе старухи бросились уступать место молодому попу, у которого сломалась машина. К чести попа, он отказался садиться, но сама ситуация показательна.

29. Идем дальше. На Волыни селяне активно используют лошадей, так как это очень удобный и универсальный транспорт. К примеру, когда зимой заносит дороги между селами, доехать можно только на лошади. Поэтому наличие во дворе машины не означает, что там же не будет лошади.

30. Естественно, популярны и велосипеды.

31. Дорога, отходящая от главной.

32. Парикмахерская и ритуальные услуги.

33. Еще один магазин и что-то вроде кафе.

34. Кафе-бар.

35. Небольшой продуктовый магазинчик, а рядом дом владельца.

36. Местные строят не такие большие дома как на Закарпатье, где хозяева соревнуются в размерах, но большая часть комнат при этом пустует. На Волыни более практичны.

37.

38.

39.

40. Старый заброшенный дом, ему точно более ста лет.

41.

42.

43.

44. Еще один старый дом, деревянный.

45. Гнезда аистов повсюду. Если и не на каждом шагу, но встречаются точно чаще, чем бродячие собаки в городах.

46.

47. Крест у дороги. С неизменными элементами дохристианских верований.

48. Еще один.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59. Еще один магазинчик и дом владельца.

60.

61. Рядом лес. В этих лесах местные прятались от коммунистов, выстраивая в чаще целые временные хутора. Не все они были повстанцами УПА, большинство просто спасалось от репрессий и ссылки в Сибирь. Сосланы были многие. Это я передаю то, что местные рассказывают о своих бабушках и дедушках.

И о какой рассказывают писатели. Если хочешь узнать о том, как на самом деле жили, к примеру, викинги, тебе не стоит смотреть современные сериалы или читать романы скандинавских авторов.

Даже с виду приличные и невинные жители украинских сел, жившие в XVIII–XIX веках , какими их представляют поэты и писатели тех времен, во главе с Тарасом Шевченко , были теми еще проказниками и весьма искушенными в любовных делах людьми.

Реальное отношение между полами нам описывает Марк Грушевский , брат известного государственного деятеля Михаила Грушевского . Как утверждает автор, несмотря на религиозность и целомудренность украинского общества тех времен, молодежь была раскрепощенной в любовных вопросах.

Половым воспитанием подростков родители не занимались, поэтому им всему приходилось учиться самому, наблюдая за животными, прислушиваясь к инстинктам и смущая вопросами старших сестер и братьев.

Мальчишки-пастушки с детства коротали дни и ночи занимаясь рукоблудием. Порою это делали вместе, называлось это «делать пиво ».

Следующим этапом познания своего тела и общения с представителями другого пола было «секеляние ». Оно заключалось в оголении и трении друг о друга. Этим занимались даже дети, причем не стесняясь старших. Подростки предпочитали уединяться. Девочки терлись о девочек, мальчики о девочек, порою менялись.

Один дед с Киевщины рассказал Марку байку о секелянии. Когда он был еще безбородым юношей, то переоделся девушкой и устроился к пану горничной. Дочери пана регулярно терлись друг о друга и приглашали «девушку» присоединиться к ним.

Ничего не подозревавший пан был не против таких забав, пока юноша не обрюхатил его дочерей.

Родители боролись за сохранение дочерьми невинности, поэтому часто запрещали девушкам уходить на прогулки с парнями. Днем они были на виду, а ночью оставались в родительском доме.

Впрочем, всё-таки наступало время, когда юноши и девушки получали первый интимный опыт. Они собирались на вечерницы , которые начинались после жатвы и заканчивались с Великим постом . Подростки, которых не пускали на такие вечеринки, обычно становились объектом насмешек .

На вечерницы обычно собирались у кого-то в хате. Девушки приносили еду и свечи, парни отвечали за музыку, алкоголь и чтобы было достаточно соломы. Это было что-то вроде советских квартирников или современных вписок .

Молодежь веселилась, пила и танцевала. Парни через друзей узнавали, согласны ли девушки ночевать с ними. Если молодая была не против, то отвечала: «Мокро », если же была против, то: «Сухо ».

Ночью молодежь начинала «притулы » - объятия, ласки, поцелуи. На очередной вечернице девушка спала с парубком. Парни частенько просили «намочить кончик » - слегка засунуть половой орган, не повредив плевы. Иногда доходило до полноценного акта, но с «высмыкиванием ».

Однако молодежь была неопытной, поэтому девушки часто теряли девственность и даже беременели.

На Гуцульщине были свои традиции заигрывания и приобретения первого интимного опыта. Обычно девушки собирались чтобы вместе прячь, болтать и петь песни. В это время к ним приходили юноши и начинали всячески задевать.

Игра начиналась с невинного запутывания пряжи и смешков, но постепенно переходила к тому, что парень валил девушку на пол и пытался снять с ее пальца колечко. Апогеем такого развлечения считалось задирание сорочки у девушки, дабы оголить ее тело.

Любовные игры в украинских селах стали отмирать с приходом Советской власти. Большевики пропагандировали интимные отношения сугубо в рамках семьи. Вторая мировая война и вовсе изменила отношение населения к интиму, оставив такие молодежные забавы в прошлом.

Современная цензура и табуирование интимных отношений восходит корнями к библейским запретам и нормам христианской морали. Стоит ли возвращать былую практику или же она развратит молодежь? Делись своими мыслями в комментариях и ссылкой на статью с друзьями.

Планируя отдых, многие мечтают о популярных курортах, или прогулке по , забывая о более доступном досуге как, например, поездка в близлежащую деревню или любое другое украинское село. Что может быть лучше первозданной природы и вкусной здоровой еды? В конце концов, Украина всегда славилась своими природными богатствами и если вы еще сами в этом не убедились, то у вас есть все шансы.

Колочава, Закарпатье

Крылос, Ивано-Франковская область

Крылос поразил нас своей историей и опрятностью. Село расположено на месте, где в 12-14 веке была столица сначала Галицкого, а затем Галицко-Волынского княжества - город Галич. Сегодня Крылос часто называют Древним Галичем, ведь в селе сохранилось немало свидетельств существования некогда могучего государства. Именно за этими свидетельствами и стоит отправиться в Ивано-Франковскую область.

Автор фото: Tetiana Smirnova IGotoWorld Photo Group.

Бакота, Хмельницкая область

Удивительное место, переводится как «желанное место». И, действительно, все, кто здесь побывал, мгновенно влюблялись в этот цветущий край. Раньше Бакота была столицей Подолья, но история распорядилась иначе. В 1255 году вместе с приходом татаро-монгольского ига, поселение было фактически стерто с лица земли. Со временем село восстановили, но в 1981 году в ходе строительства Новоднестровской ГЭС население было выселено, а земли затоплены. Сегодня это село даже нельзя найти на карте и многие не знают, что здесь находятся останки скального монастыря, созданного тем самым Антонием, основавшим Киево-Печерскую лавру.

Дземброня, Ивано-Франковская область

Место, где рождаются облака. А все потому, что это одно из самых высокогорных сел в Украине. В поисках вдохновения сюда приезжал Василий Стефаник и Леся Украинка. Говорят, что живописная местность села Дземброня вдохновила Сергея Параджанова на съемки культовой киноленты «Тени забытых предков».

Мезин, Черниговская область

Небольшое живописное село под названием раскинулось на высоком берегу Десны. Оно бы не было ничем примечательно, если бы украинские ученые не обнаружили здесь крупную стоянку эпохи палеолита. Археологические находки пополнили многочисленные музеи по всему миру, а на месте раскопок образовался музей. Кроме того, село Мезин является центром одноименного национального парка, созданного для охраны здешних деснянских высот, покрытых лесом и прозванных «Мезинской Швейцарией».

Опошня, Полтавская область

Истинная Мекка гончарства скромно притаилась в небольшом селе, расположенном на кручах берегов Ворсклы. О Национальном музее украинского гончарства и Институте керамологии слышали немногие. Побывав в , у вас появится уникальный шанс познакомиться с историей гончарства, которое активно развивается в этом крае последние 3 тысячелетия. Не забудьте купить опошнянскую свистульку на память.

Иза, Закарпатская область

Побывав в столице гончарства нельзя пропустить центр лозоплетения - . В этом закарпатском поселении народные мастера создают настоящие шедевры, которые можно увидеть только здесь. Помимо этого, в Изу приезжают, чтобы полакомиться вкусными сырами, ведь здесь находится сыроварня «Бараново». Производимые здесь сыры известны на всю округу.

Струсов, Тернопольская область

Многие путешественники не включают в свой план и все из-за банального отсутствия информации. Напрасно, это место имеет древнюю историю и отличается красивой природой. Здесь можно увидеть старинный дворец графа Голуховского в стиле ампир, пещерную церковь, вытесанную в камне и костел святого Антония.

Каменное село, Житомирская область

В этом загадочном месте никто не проживает. Однако туристы часто наведываются в окаменевшее поселение, в частности, чтобы увидеть так называемый Божий след - небольшое углубление в камне, которое помогает излечить многие заболевания. Выберите одним из пунктов своего путешествия и познакомьтесь с легендами, повествующими об истории его появления.

Трикраты, Николаевская область

Ассоциируется с казацким родом Скаржинских, чье родовое поместье до сих пор сохранилось. Именно здесь родился знаменитый Виктор Скаржинский. Посвятив свою жизнь ботанике и лесоводству, он занимался насаждением искусственных лесов. Благодаря ему сейчас существует Трикратский лес, включающий такие заповедные зоны как «Летний хутор Скаржинского», «Василевская пасека» и «Лабиринт». Недалеко отсюда находится Актовский каньон, известный также как «Долина дьявола» или Малый Крым.

Подгорцы, Львовская область

В прошлом именовали «галицким Версалем». Его главное украшение - прекрасный замок «Золотой подковы Львовщины». Помимо Подгорецкого замка, здесь можно прогуляться во французском парке и навестить римско-католический костел Воздвижения и святого Иосифа.

Верховня, Житомирская область

Известно тем, что хранит следы пребывания великого французского писателя Оноре де Бальзака. Здесь в стенах роскошного дворца зарождался пылкий роман между ним и первой красавицей Польши Эвелиной Ганской. Теперь комнаты, которые писатель использовал для своей литературной деятельности, служат мемориальным музеем Бальзака.

Розтоки, Черновицкая область

В Розтоки приезжают в поисках червоной руты, ведь именно этот край в свое время вдохновил на создание знаменитой песни. Но если этой причины вам будет недостаточно, чтобы приехать сюда, как насчет ландшафтного заказника ? Здесь бурлят семь водопадов разной мощности и высоты - уникальное явление для Карпат.

Синевир, Закарпатье

Это богато хрустальным воздухом, экологически чистыми лесами и главной жемчужиной Карпат - озером Синевир. Об этом чуде Украины мало кто не слышал, к тому же в 6 км от прекрасного Синевира находится единственный в Мире музей леса и сплава. Побывав здесь, не забудьте навестить популярный Каменецкий водопад.