1
Спит Маша и видит чудесный сон.
Идёт будто лесом дремучим. Смотрит - перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест. Тряхнёт головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит пар густой.
- А, - сказал он, - здорово, девочка милая! Спасибо, что в гости пришла, поможешь мне. А то мне, старичку, и отдохнуть пора: поди-ка приготовь для меня постель, да смотри - взбей хорошенько перину.
2
Привёл как будто дедушка Мороз Машу к себе домой и велит постель приготовить. Дом у Мороза Ивановича сделан весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам всё снежные звёздочки. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый. Маша принялась взбивать снег, чтобы старику мягче было спать, и у неё, у бедняжки, руки окоченели и пальчики покраснели.
- Ничего, - сказал Мороз Иванович, - это хорошо. А посмотри, что у меня за диковина.
3
Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Маша увидела, что под периной пробивается зелёная травка. Маше стало жаль зелёную травку.
- Зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет белый не пускаешь? - спросила она.
- Не выпускаю потому, что ещё не время: ещё травка в силу не вошла. Кабы вытянулась, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моей снежной периной, придёт весна, снежная перина моя растает, травка выглянет на свет, а потом заколосится, и будет славная рожь. Недаром говорят: снегу много - хлеба много.
Тут Маша и проснулась.
- Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
- Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
- Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
- Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.
- Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ.
- Развивать навыки импровизации.
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки?
Дети: К. Чуковский.
Да, ребята, это самый любимый детский писатель.
А вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки?
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Ответы детей
Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?
Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.
Проходите и располагайтесь поудобнее.
(Дети садятся полукругом на стульчики.)
Сегодня, мы поговорим о писателе К. И. Чуковском, вспомним его сказки.
Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31марта 1882 году в Петербурге. В этом году ему бы исполнилось 130 лет. В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1969 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. И после его смерти в доме, организовали Музей.
Музей на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками.
В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.
Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского.
В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками, на котором проницательные посетители обнаруживают новые плоды, поспевшие за время экскурсии. А на столе стоит в миниатюре - подарок учеников московской школы к 80-летию писателя.
Ой, ребята посмотрите и у нас Чудо-дерево выросло:
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
А весёлые книжечки,
Да со сказками.
Что выросло на нашем дереве?
Весёлые книжечки Корнея Ивановича и герои этих книг
1. В каком произведении Чуковского прославляют воробья?
«Тараканище»
Прославляют,
поздравляют удалого воробья!
2. А комара?
«Муха – Цокотуха»
Слава, слава Комару - Победителю!.
3. А медведя?
"Краденое солнце».
Рады зайчики и белочки,
рады мальчики и девочки,
обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
4. А Айболита?
« Айболит»
Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!
Давайте поиграем в игру: «Вспомни сказку».
Игра «Вспомни сказку»
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
1. А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»
Дети: сказка «Айболит»
2. А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке).
Дети: сказка «Федорино горе»
3. Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей)!»
Дети: сказка «Краденое солнце»
4. Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик).
Дети: сказка «Муха-Цокотуха»
5. А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать … (перчатки)?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!
Дети: сказка «Телефон»
6.Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой).
Дети: сказка «Мойдодыр»
7. Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха-ха)
Это просто … (таракан)!
(Ха-ха-ха)
Дети: сказка «Тараканище»
В гостиной, на столе живет Мойдодыр, прямо из первого издания сказки. Тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку.
А кто помнит, как появился знаменитый "Мойдодыр"?
Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его
младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Стыд и срам!
Да, действительно. А уж потом было множество других сказок и стихов. Любовь к поэзии и любовь к детям сделали Чуковского автором детских стихов и сказок.
Посмотрите на нашу выставку книг Чуковского. Это лишь малая часть его произведений.
Какие сказки К.И. Чуковского вы знаете?
«Муха-цокотуха»; «Тараканище»; «Мойдодыр»; «Айболит»; «Путаница»; «Телефон»; «Краденое солнце»; «Федорино горе";"Крокодил" "Павлиный хвост"; "Бармалей"
А еще в этом музее есть волшебная шкатулка восточной работы, принадлежавшая Чуковскому. Если посмотреться в зеркало на внутренней стороне ее крышки и загадать желание - оно обязательно сбудется.
Ой, ребята, посмотрите, какой-то ящик, а ящике конверт. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Письмо.
От героев сказок К.И. Чуковского:
"Дорогие, ребята, Вы все хорошо знаете сказки замечательного детского автора поэтому вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые мы для вас приготовили и узнаете. что лежит в Черном ящике"
из конверта достаю билетики на троллейбус
Интересно, почему загадки на троллейбусных билетиках. Ребята, а вы знаете почему загадки на троллейбусных билетиках?
Корней Иванович был таким человеком, который не мог сидеть без дела и даже когда ехал в троллейбусе обязательно, что-нибудь записывал и вот эти загадки одни из записей К.И. на трамвайных билетах
Игра: «Черный ящик».
1 Что сыпалось с горы в сказке "Федорино горе"?
2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
Что это?
(Мочалка.)
3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
Что это?
(Варенье.)
4. В ящике то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище».
Что это?
(Воздушный шар.)
5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке "Чудо-дерево"?
(Туфельку.)
6. Чем лисички зажгли море в сказке "Путаница"
(Спичками.)
7. Что принес шакал, Айболиту?
(Телеграмму.)
8. . В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
Что это?
В соседней комнате, стоит черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с героями в сказке "Телефон"
Кто ему звонил по телефону?
Слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, тюлень, олень, газели, Кенгуру, Носорог.
Посмотрите на портрет, какой ласковый и веселый у него взгляд. Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.
Он дарил всем радость. «Радость!» какое звучное и волшебное слово! Слушая его, хочется смеяться, петь, прыгать и веселиться. А кто из вас скажет, в каких стихах Чуковского говорится о радости?
- «Тараканище» -
«То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья…»
- «Путаница» -
«Вот обрадовались звери,
Засмеялись и запели…»
- «Краденое солнце»
«Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки…»
- «Федорино горе»
«Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
- «Бармалей» -
«Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра!...»
Молодцы.
Ребята, а какие по характеру все сказки у Корнея Ивановича
весёлые, озорные, смешные, поучительные.
1.чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.
2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
3. «Тараканище» - быть смелыми.
4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.
А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Действительно, трудно представить, что когда-то "самых главных книг" не было.
Корней Чуковский никогда не гулял один - переделкинские дети регулярно составляли ему компанию. Именно для них он и построил рядом со своим домом детскую библиотеку. Дети с фотографий, висящих на стенах библиотеки, теперь приводят сюда своих внуков
«Мы проводили здесь все свободное время, - вспоминает Валентина Сергеевна, - прибегали из школы - и сразу в библиотеку. Делали уроки, играли в шашки, в шахматы. Корней Иванович заходил в библиотеку каждый день, рассказывал что-нибудь интересное».
Давай и мы с вами поиграем в игру Игра-соревнование.
Игра-соревнование.
На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке. Первая команда собирает атрибуты к сказке "Мойдодыр» . вторая к сказке "Федорино горе"
Молодцы.
Корней Иванович проводил на своей территории знаменитые "костры".
Два раза в год на эти костры - один назывался «Здравствуй, лето!», а другой, соответственно, «Прощай, лето!» - приглашались
все жители Переделкина и окрестных поселков. Входная плата - десять шишек. Дети относились к этому серьезно - незадолго до начала костра можно было по всему Переделкину увидеть ребят, ползающих и собирающих в траве «входную плату». А изначально идея костров возникла во время ежедневных прогулок дедушки Корнея и детей.
Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки его пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых.
Давайте поиграем в игру
"Игра с буквами"
Давайте прочитаем эти слова.
(Лифт, ели, дом, Мура, тут.)
Нужно вычеркнуть одинаковые буквы и из оставшихся останется слова
дети выполняют задание
Что за слово получилось?
Входит Федорушка, плачет:
Ой, бедная я, бедная!!! (Плачет.)
Ведущая: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: - А вот послушай:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне,
Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка?
(«Федорино горе».)
Давайте поможем Федоре. У нас есть волшебная книга, если мы через неё пройдём то в сказку Федорину попадем
Раз, два, три
дети берутся за руки
В сказку попади.
Сценка "Федорино горе"
Итог занятия:
- Понравилось вам в гостях у Корнея Иваныча Чуковского?
- что вам больше всего понравилось?
- На кого из героев стихотворений вы хотели бы быть похожи?
Входит Федорушка с подносом, на нем баранки:
Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас баранками!
ф. Одоевский в гостях у дедушки Мороза
Ответы:
В гостях у дедушки МорозаI.Спит Маша в постельке и видит чудесный сон.Идёт она будто лесом дремучим. Смотрит: перед ней сидит старик, Мороз Иванович, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой - от волос иней сыплется; духом дыхнёт - валит пар густой.- А,- сказал он,- здорово, девочка милая! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. А то мне, старичку, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь для меня постель, да смотри - взбей хорошенько перину. II.Привёл её будто дедушка к себе в дом и велел постель приготовить. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол - ледяные, а по стенам всё снежные звёздочки. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый. Маша принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, и у ней, у бедняжки, руки окоченели и пальчики покраснели.- Ничего,- сказал Мороз Иванович,- это здорово. А посмотри, что у меня за диковина. III.Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Маша увидела, что под периной пробивается зелёная травка. Маше стало жаль травки.- Зачем ты зелёную травку под снежной пери- ной держишь, на свет белый не выпускаешь? - спросила она. - Не выпускаю потому, что ещё не время: ещё травка в силу не вошла. Кабы вытянулась, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моей снежной периной, а придёт весна - снежная перина моя растает, травка и выглянет на свет, а потом заколосится, и будет славная рожь. Недаром говорят: снегу много - хлеба много.Тут Маша проснулась.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида N 61 «Аленушка»
Конспект урока русского языка
«В гостях у дедушки Мороза»
подготовила воспитатель
Коновалова Лилия Атласовна
г. Набережные Челны
2013г.
Программное содержание:
Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку, без помощи вопросов воспитателя,
Подбирать подходящие по смыслу определения к заданным словам,
Уточнять и закреплять произношение звука «К», упражнять детей в нахождении места звука в слове, развивать умение изменять темп речи и силу голоса,
Воспитывать интерес к звучащему слову, любознательность, желние познать новое.
Методические приемы:
Использование художественного слова (стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок),
Придумывание выразительных средств к словам,
Чтение сказки,
Вопросы,
Дидактическая игра,
Анализ.
Материалы к занятию:
Дидактические карточки
Ход занятия:
I часть.
Воспитатель:
— Ребята, послушайте отрывок из стихотворения «Зима»:
Белый снег пушистый
в воздухе кружится,
и на землю тихо
падает, ложится…
(И.Суриков)
— Вам понравилось, какими красивыми словами поэт описал снег?
Вы тоже умеете подбирать разные слова, чтобы было интересно слушать. Скажите, какой бывает снег?
Ответы детей: белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, чистый, блестящий, скрипящий.
— Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
Ответы детей: снежная, морозная, красивая, сверкающая, веселая, волшебная, холодная.
— А какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете?
Ответы детей:
У зимы два друга – метель и вьюга,
Зима не лето, в шубу одета,
Солнце летом греет, зимой морозит.
II часть.
Воспитатель:
Однажды зимой с девочкой Машей случилась удивительная история. Хотите послушать? Сказка называется
В гостях у дедушки Мороза.
Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.
— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.
Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звезды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним – зеленая травка.
— Зачем ты, дедушка, зеленую травку под снежной периной держишь? – спросила Маша.
— Нельзя ее выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает, травка вырастет, и будет славная рожь.
Тут Маша и проснулась.
Воспитатель:
А теперь дети ответьте на вопросы:
Где Машенька оказалась во сне?
Ответ: Маша оказалась в лесу.
К кому девочка пошла в гости?
Ответ: Маша пошла в гости к деду Морозу.
Что делал дедушка Мороз?
Ответ: Дедушка Мороз ел снежные комки.
О чем дедушка Мороз попросил Машу?
Ответ: Дедушка Мороз попросил Машу взбить перину.
Какой дом у дедушки Мороза?
Ответ: Дом у деда Мороза ледяной, а по стенам – снежные звезды.
Что спрятал дедушка Мороз под периной?
Ответ: Под периной дедушка Мороз спрятал зеленую травку.
Воспитатель:
— Теперь я еще раз прочитаю сказку, а потом вы будете ее пересказывать (воспитатель повторно читает сказку).
— Кто хочет пересказать эту волшебную сказку? (три пересказа).
Дети пересказывают сказку .
Воспитатель:
Чей рассказ вам больше понравился? Почему?
Дети отвечают .
Воспитатель :
А сейчас мы отдохнем. Проведем дыхательную гимнастику:
Мы подуем высоко,
мы подуем низко,
мы подуем далеко,
мы подуем близко.
III часть.
Воспитатель:
Отгадайте, о каком звуке мы сегодня поговорим.
Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах которого очень часто слышится один звук. Послушайте, внимательно и скажите, какой это звук?
Купили Егорки салазки для горки,
Всю зиму Егорка катайся на горке.
Какой звук очень часть встречается в этом стихотворении?
Правильно, звук «К». Назовите слова из стихотворения со звуком «К».
Дети отвечают: Егорка, купили, салазки, катайся, горка.
Воспитатель:
Я научу вас скороговорке:
Шла кукушка с кукушонком,
Кукушонок в распашонке.
А теперь поиграем в игру: «Найди место звука в слове». Каждому я раздам по карточке, раскрасьте на схеме квадратик, соответствующий положению буквы в слове – если звук в начале — закрашивается первая клетка, в середине слова – закрашивается вторая клетка, в конце слова – закрашивается третья клетка).
К О Т
Р А К
К |
У Т К А
К |
Р А К Е Т А
К |
Анализ занятия.
Воспитатель:
Наше занятие подошло к концу.
Какую сказку мы сегодня пересказывали? Расскажите сказку дома, в кругу семьи, вечером обязательно нарисуйте сказочный сон Машеньки.
В какие игры мы играли со словами?
Кто как занимался, кто был активным, отвечал на все мои вопросы?
Подойдите к стенду «Как мы занимаемся» и оцените себя.
Список использованной литературы:
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду». Программа и коспекты. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Изд-во «Совершенство», 2001.
Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет». Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Е.Малиованова «Развитие речевых способностей» – М.: Книголюб, 2005.
В.Ф. Одоевский «Сказки и рассказы» — М.: Книголюб, 1990.
О.Е.Громова «Стихи о временах года и игры» — М.: Сфера, 2004.