Триумф и трагедии великих скрипок. Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини – почему маэстро завещал ее Генуе

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду. Но никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро.

Краткая биография

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

Фильмы о Паганини


Если говорить о фильмах, посвященных гениальному музыканту, то стоит выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Это четырехсерийный фильм, повествующий о жизни легендарного скрипача, его чувствах, переживаниях, творчестве, помогающий понять его мистическую и многогранную натуру. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Известно, что режиссер первоначально хотел пригласить на главную роль известного дирижера Юрия Темирканова, но тот не согласился.

Еще одна заметная работа – фильм «Паганини» (1989) Клауса Кински. Примечательно, что это его единственный опыт в качестве режиссера. Он же сыграл главную роль, исполнив великого музыканта. Клаус Кински показал удивительного Паганини, жизнь которого балансировала на краю бездны. Такого скрипача еще никто не видел.

Драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», покорила мир в 2013 году. Главную роль исполнил знаменитый исполнитель Дэвид Гарретт. Режиссер взял за основу слухи, ходившие в свое время об итальянском скрипаче. Ведь многие его современники были уверены, что он продал свою душу дьяволу и получил необычайный дар. На своем пути Паганини встречает прекрасную девушку, но сможет ли он познать счастье? В этом фильме открываются некоторые загадки из жизни Маэстро.

Скрипки… Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма.

Подобно другим драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в них влюбляются и их ненавидят…

Проигрыш и выигрыш синьора Паганини

Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна.

Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:

«Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!»

Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика.

«Я простой купец из Парижа,

– сказал он,

но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».

Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению.

«Не мне, скромному любителю, на ней играть»,

– сказал он.

Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».

До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Загадочный узник

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и создавший скрипку, прославившую Паганини? Почему парижский купец назвал его «никому не известным»?

О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.

Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же зависть не оставляла его до конца дней.

Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти…

Приказ «отнять и поделить»

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари…

В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и «национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути дела это не меняет.

Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было славы Герострата). Текст был таким:

«Предоставить подателю сего т-щу Прокофьеву отдельный классный вагон для поездки в Одессу и обратно».

Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира. Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.

Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов, которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским Страдивари», как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою».

Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за границей. Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые саксонские скрипки, ставили на них батовское клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.

А вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее итальянский мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов, называемых теперь скрипками.

В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка 1510 года, подаренная Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности… И вот сенсация: обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам:

«Я когда-то жил в лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою». Нижнюю деку украшала картина маслом…

Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности этой скрипки. Однако выяснилось, что это всего лишь отличная подделка, и создал ее не кто иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом, исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…

Но как бы то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. Такова трагическая судьба скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в Эрмитаж.

Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен навсегда.

Тайна лака Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому.

Многие специалисты считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и «драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и шафрана.

Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом. Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли «музыкальные» леса.

Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни «препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у кого. Да и разве можно повторить волшебство?

1. Паганини был очень суеверен
Личность великого скрипача была окутана таинственностью, которой способствовала удивительная «демоническая» внешность и неправдоподобно длинные пальцы. О его суеверности ходили упорные слухи, которые рождали предположение о его атеизме или даже о том, что Паганини заключил сделку с дьяволом, купив у него свой талант, и церковь даже пыталась запрещать его концерты. Епископ Ниццы, где скончался Паганини даже отказал в заупокойной мессе, но вмешался папа. Как бы там ни было, но
дьявола скрипач очень боялся. При этом все же заглядывал в игорный дом вместе с приятелем, где регулярно проигрывал, подобно своему отцу. И лишь однажды, когда Паганини зашел в заведение с несколькими лирами, а вышел оттуда с немалым состоянием в кармане, он испугался, зашептав: «Это он, дьявол!» «Может быть, тебе сегодня Бог помог выиграть!» - попытался успокоить его друг, но музыкант возразил: «Вряд ли Бог сделал бы так, чтобы человек получил кучу незаработанных денег...». С тех пор Паганини никогда не посещал игорный дом.

2. Известные музыканты были готовы писать завещание, послушав Паганини
Загадочный ореол вокруг своего имени Паганини поддерживал сам. Он частенько говорил о необычайных секретах своего мастерства, которые обнародует только после окончания своей карьеры. На самом же деле неискушенного зрителя Паганини с легкостью удивлял не только своим дарованием, но и необычайной техникой и безукоризненной чистотой исполнения. В его время богатые возможности скрипки были еще не раскрыты, Паганини сам находил новые эффекты. Когда музыкант исполнил перед слушателями композицию всего ан двух струнах, одна почитательница восторженно сказала: «Вы несносный человек, ничего не оставляете другим! Кто сможет превзойти вас? Разве тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!» Через несколько недель Паганини играл на концертах сонату на одной струне. Другие скрипачи, послушав музыку итальянского дарования, шутили, что им теперь можно писать завещание.

3. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок
С детства маленькая скрипочка была его любимой игрушкой, хотя отец и был чересчур строг с сыном, заставляя его заниматься до истощения... Много позже в колекции Паганини появятся такие великолепные инструменты, как скрипки Страдивари, Амати, Гварнери. Последняя была самой любимой скрипкой Паганини, ее он завещал родному городу Генуе — не хотел, чтобы какой-нибудь другой музыкант играл на ней. Выходя на сцену, Паганини преображался, будто становясь другим человеком и оказывался в полном психическом слиянии со скрипкой. Инструмент, на котором играл великий музыкант, после его смерти получил имя «Вдова Паганини».

4. Паганини был фантастически рассеянным
Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон своей собственной жизни, которые не касались музыки. Он путал год своего рождения, писал, что является вторым сыном в семье, хотя в семье было еще два брата. К подобным промахам маэстро относился достаточно равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».

5. Паганини выступал и перед монархами
Европейские правители приглашали его для личного выступления и платили большие гонорары. Однажды Паганини даже исполнял масонский гимн в великой ложе Италии. Вот только из-за любви к азартным играм Паганини часто оставался без денег на еду. Тем не менее, к старости он все же скопил небольшое состояние — возможно, не последнюю роль здесь сыграл отказ от азартных игр. Да и сам Паганини старался не продешевить: когда английский король предложил скрипачу за выступление половину требуемого гонорара, Паганини в ответ предложил не тратиться и посетить за меньшую сумму его концерт в театре. А когда извозчик попытался взять со скрипача цену, вчетверо больше обычной («Вы ведь тоже недешево берете за свои концерты, а играете всего на одной струне!»), Паганини ответил: «Что ж, я заплачу назначенную сумму, если вы довезете меня до места на одном колесе».

Она плакала, когда рвал Он ей душу,
и рыдала, когда Он страдал,
а Он закутывал в шарф её в стужу
и молитву над ней совершал….
Его преданность стала легендой,
она платила любовью ему,
парой были они несравненной,
сколько выпало им на веку!
И когда Его вдруг не стало,
а её поместили в музей,
"Паганини вдовой" назвали
и мечтою всех скрипачей….

Да, скрипка великого Никколо Паганини, по его завещанию,
хранится в музее его родного города Генуи. Там она выставлена
под именем "Вдова Паганини". Название это можно понять, если
учесть, что эта скрипка попала в руки маэстро, когда ему было
всего 17 лет и он не расставался с ней всю свою жизнь, до самой
смерти.
Удивительно, как жизнь порой играет с нами, с нашей
судьбой. И с нашими музыкальными инструментами тоже. Вы
знаете, как эта скрипка попала в руки Паганини и кто был её
создателем?
Молодой Паганини, несмотря на свой необыкновенный
талант музыканта, не был лишён живости характера и позволял
себе порой поступки, мягко говоря, не очень этичные с точки зрения
благовоспитанных ханжей. И потому, в один из скверных осенних
дней 1800-го года, он забрел в одну из таверн города Ливорно и
нашел там компанию, играющую в карты. Без долгих раздумий
он присоединился к ним и, как водится, проигрался, и когда его
скудные сбережения растаяли в чужих карманах, он не нашел
ничего лучшего, как поставить на кон свою скрипку, которую
тут же и проиграл тоже. Поскольку вечером того же дня у него
должен был состояться концерт, то он униженно стал просить
вернуть ему скрипку хотя бы на этот вечер… Но компания
игроков подняла его на смех…На глазах его навернулись
слёзы, он был в полном отчаянии, ведь без скрипки ему нет
возможности заработать на хлеб насущный….
И вот тут-то госпожа Судьба пришла ему на помощь! К нему
подошел пожилой человек, который был свидетелем произошедшего,
и представился ему, как купец из Парижа. Он сказал также, что
знает его и бывал на его концертах, и что он выручит Никколо,
дав ему сыграть вечерний концерт на своей скрипке. "К тому же, -
добавил он, - Ваша проигранная скрипка не из лучших. Я дам Вам
на вечер скрипку, которую изготовил никому не известный мастер
Джузеппе Гварнери дель Джезу, у неё дивное звучание!"
Концерт прошёл успешно. Молодой скрипач был очарован
звучанием скрипки, а купец – игрой молодого маэстро. После
концерта купец подарил эту скрипку Паганини, сказав, что на этой
скрипке должен играть гений….
С тех пор Паганини никогда, до самой смерти не расставался
с этой скрипкой, изготовленной великим Гварнери. Теперь Вы
понимаете, почему скрипку зовут "Вдовой Паганини"? Но, чтобы
она совсем не затосковала, её иногда, очень редко вынимают из
футляра и позволяют на ней поиграть некоторым выдающимся
скрипачам, приезжающим с концертом в Геную…..

Только один раз в год в муниципалитете города Генуя открывается заветная дверь небольшого хранилища, где в особых температурных условиях хранится скрипка, которую завещал родному городу Никколо Паганини. Торжественно передается она только на один концерт лучшему скрипачу виртуозу, заслужившему эту высокую честь на международном конкурсе имени величайшего генуэзца, прославившего свой город и Италию на весь мир.

Скрипка мастера Гварнери дель Джезу, сегодня во всем мире является величайшей редкостью. Осталось их единицы. И вот одна из них, самая знаменитая, вновь на свободе. И выглядит так, будто Никколо только вчера сдал ее на хранение. И есть ощущение, что до сих пор хранит она тепло его рук.
Смычок легко заскользил по струнам и зал наполнился волшебными звуками, будто сам ее хозяин незримо вернулся вместе с ней в этот огромный концертный зал. Теперь они вновь вместе. На сцене. Покоряют слушателей своей игрой, как в старые, добрые времена.

До сих пор помнит Европа, хотя и прошло после его смерти более 160 лет, неповторимое звучание струн этой воистину волшебной музыкальной скрипки. Умеющей не только звонко петь, но и приглушенно плакать, словно жалуясь на свою нелегкую кочевую жизнь. Неожиданно меняется музыкальная тема и зазвучала жизнеутверждающая мелодия знаменитой «Кампанеллы» – «Колокольчик» – это рондо из его второго концерта для скрипки с оркестром. Слушатели в восторге. Браво, брависсимо… эти возгласы долго не покидают стены концертного зала.

А Никколо, удаляясь в комнату отдыха, слышит эти звуки восторга и вместе с ними не перестающий звучать в его памяти звон церковных колоколов. Именно этот звон был предвестником его первого выступления в церкви, когда ему было всего лишь девять лет. Это было летом 1791 года. Он, этот звон, сопровождает его всю жизнь. И всегда в это время вспоминается ему та темная каморка, куда в далеком детстве запирал его отец, пока он не выучит задание. История его детства это история про мальчика и скрипку и их зарождающейся дружбе. Отныне они всегда будут вместе. Потому что юная душа Никколо сумела открыть в этом ласково сверкающем инструменте родственную ему душу и слиться с ней воедино. И это именно тот феномен, который позволил завистникам и недругам обвинить его в продаже души дьяволу. Хотя его душа была так же красива, как и несравнимая красота звучания скрипки, зато внешность была полной противоположностью: его бледное и скуластое лицо с заостренным носом, и свисающими до плеч темными волосами, и бросающаяся в глаза худоба тела – итог детства, лишенного движения и общения со сверстниками. С четырех лет его отец Антонио, лавочник – неудачник, большой любитель музыки начал обучать своего среднего сына Ника играть на скрипке. На эти занятия уходило до восьми часов в день. А за непослушание запирал сына в темную каморку вместе со скрипкой. И если словами Никколо не мог перечить отцу, зато по полной программе выражал свою обиду через звуки скрипки. Она рычала и свистела, хрюкала и визжала, а отец в это время закрывал глаза от предвкушаемого удовольствия, за выдающееся будущее своего сына. Тонкий знаток музыки и ценитель природного таланта он предвидел, что его сын поможет ему в будущем выбраться из трясины бедности, в которой он вынужден был прозябать вместе с тремя детьми.

Вполне возможно, что с раннего детства, кроме скрипки у Никколо не было друзей, он и представить себе не мог свою жизнь без скрипки. И она, в ответ, лишь только он прикасался к подбороднику инструмента, и любовно погладит ее струны, оживала. И теперь во всю мощь, в полнейшей тишине, звучала мятущаяся душа скрипача виртуоза. Не оставляющая равнодушным ни единого слушателя. Даже признанные скрипачи виртуозы мира признавали за Никколо первенство. Вполне возможно, что история красной скрипки Паганини начиналась на больших сценах Европы и прочно вошла в музыкальную жизнь всего мира. Именно Паганини обязан мир своей любовью к неповторимому звуку пения скрипки. С тех пор и поныне во всем мире стало очень престижно учиться играть на скрипке.
Евгений Шлей