Рыбников юнона и авось краткое содержание. История в музее. Cюжет рок-оперы «Юнона и Авось»

«Юнона и Авось» - самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского Комсомола, на сцене которого он идёт по сей день.

Композитор

Автор музыки к спектаклю - А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать - художником-дизайнером, а отец - скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: "Остров сокровищ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сказка о Звёздном мальчике", "Андерсен - Жизнь без любви", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Братья Карамазовы" и др., а также к мультфильмам: "Волк и семеро козлят на новый лад", "Чёрная курица", серия "Муми-Тролль" и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

Сюжет

Самым знаменитым произведением композитора А. Л. Рыбникова была и остаётся рок-опера «Юнона и Авось». Краткое содержание спектакля будет представлено в данной статье. В основе сюжета одноимённая поэма, написанная Андреем Вознесенским. Она знакомит нас с подлинной историей, случившейся в начале 19-го столетия. Русский государственный деятель Николай Петрович Резанов в 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где произошла его встреча с Кончитой - дочерью коменданта Сан-Франциско.

Итак, «Юнона и Авось» (краткое содержание оперы будет описано далее в деталях) - это повествование о том, как Николай Резанов в составе экспедиции, которой он руководил, по пути на Аляску останавливается в Калифорнии. На балу он знакомится с шестнадцатилетней Кончитой, которая влюбляется в него. После обручения с нею, Николай Резанов вынужден продолжить экспедицию и оставить невесту в Калифорнии. По пути в Санкт-Петербург, куда он ехал, чтобы хлопотать о разрешении на брак с Кончитой, поскольку она католичка, Николай Петрович заболевает и умирает. Кончита ждала его много лет и не верила в то, что он умер, а получив подтверждение его кончины, постриглась в монахини и дала обет молчания.

Пролог

Рок-опера «Юнона и Авось» (краткое содержание идет "нога в ногу" с самим произведением) начинается с пролога. Николай Петрович молится, взывая к Господу и к Родине. После чего выходит на сцену пророк, который предсказывает России, что скоро грядёт тяжёлый 1812 год.

Первое действие рок-оперы "Юнона и Авось"

Краткое содержание первой части таково: после отпевания в церкви жены Резанов подаёт прошение графу Румянцеву о том, чтобы тот оказал поддержку его проекту - первому в истории России кругосветному путешествию, которое он намеревается возглавить, дабы наладить дружественные отношения с Америкой, что сулит России большие блага. Получив добро от Румянцева, Н. П. Резанов отправляется в плаванье.

Второе действие

Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок - золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.

Знаменитая поэма Юнона и Авось русской современной оперы, написанной в 1970 году. В те годы избегали употреблять слово «рок-опера», потому что рок был под запретом. Но факт очевиден — это была первая русская рок-опера.

Она остаётся самой популярной до сегодняшнего дня. Кто-то из великих драматургов сказал: «Чтобы спектакль имел успех, у него обязательно должен быть положительный финал, где все счастливы. И только гений может позволить себе создать спектакль с трагическим финалом.»

Шедевру не суждено кануть в Лету! Захватывающая очаровательная история в своей постановке обошла весь мир. Первая премьера оперы за рубежом состоялась в Espace Cardin в Париже в 1983 году. Покупайте билеты на юнону и авось — Вы увидите легенду, которая продолжает захватывать сердца людей сегодня.

Так уж сложилось, что все составляющие этого спектакля оказались гениальными: стихи, музыка, постановка. Сюжет невероятно увлёк его создателей. Либретто Юноны и Авось зиждется на реальных событиях 1806, окруживших историю любви Николая Резанова, русского дворянина, и Мария Консепсьон Аргуэльо, дочери испанского губернатора Альта Калифорния.

Вознесенский на создание собственной поэмы был вдохновлён дневниками графа Резанова, книгой об экспедиции Резанова Джордж Александра Ленсен, балладой «Концепсьон де Аргуэльо» Фрэнсиса Брета Гарта, и прочёл Петра Тихменева — «История Российско-американской компании».

Приходите разделить волнение известной драматической постановки «Юнона и Авось» — историю романтической любви, столь прославленную поэтами и писателями. Их история любви, как любовные истории Александра Македонского и Таис Афинской, Антония и Клеопатры, Ромео и Джульетты — достойна восхищения.

Оригинальный сюжет Юнона и Авось

Опера названа в честь двух парусных судов Юнона и Авось, составлявших экспедицию русского исследователя. Вознесенский никогда не утверждал, что опера имеет историческую точность, но персонажи его поэмы — эхо судеб реальных людей.

Кончита была всего лишь подростком, когда русский корабль прибыл в залив Сан-Франциско. Николай Петрович Резанов, посланник царя Александра I, имеет непростую миссию: ему нужно наладить торговые отношения с испанской стороной колониальной Северной Америки. Была отчаянная потребность обеспечить русское поселение Ситка, штат Аляска, продовольствием. Задача усложнялась тем, что Испания была союзницей Наполеона.

Возможно миссия оказалась бы провальной, если бы не вспыхнувшая взаимная любовь между 15-летней красавицей Кончитой, молодой испанкой, и русским капитаном Резановым. Их любви не помешали барьеры религиозные, языковые, возрастные. Шокированные родители девушки дают своё согласие на их обручение. Эта свадьба должна была стать дружественным альянсом между Испанией и Россией.

Николай должен вернуться в Санкт-Петербург, дабы получить разрешение на смешанный православно-католический брак. По дороге он заболел воспалением легких, к тому же получил травму головы, упав с лошади — умер под Красноярском. Консепсьон, однако, терпеливо ждёт его: каждый день она ходит на мыс встречать его. Сейчас на этом месте мост «Золотые ворота».

Через 5 лет она получает достоверные сведения, известившие о его кончине.
После смерти своего возлюбленного, Консепсьон остаётся жить в доме родителей ещё 20 лет, борется с мыслями о трагедии и постоянно отказывает всем своим многочисленным поклонникам. В эти годы она занимается благотворительной деятельности в Калифорнии, Гвадалахаре, Мексике. Затем присоединяется к сестричеству Доминиканского монастыря, где и жила до 1857 года.

Даже если вернёмся на Землю
Мы вторично, согласно Хафизу
Мы, быть может, с тобой разминёмся
Я тебя никогда не увижу!

Легендарной рок-опере в этом году исполнится 37 лет, за это время было дано более 1500 тысяч спектаклей. Практически всегда при полном аншлаге. Несмотря на то что сменилось несколько поколений исполнителей, представление по прежнему волнует зрителей. Отзывы о «Юноне и Авось» были всегда только восторженные, начиная с эпохи застоя, продолжившись в перестройку и сохранившись до настоящего времени.

Первоисточник

В основу сюжета поэмы и рок-оперы положена реальная история, произошедшая с русским государственным деятелем и путешественником Николаем Петровичем Резановым (1764-1807). 43-летний русский дворянин влюбился в шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо, дочь испанского коменданта Сан-Франциско.

По воспоминаниям автора поэмы Андрея Вознесенского, «Авось» он начал писать в канадском Ванкувере, когда прочитал произведение Дж. Ленсена о Резанове. Автор очень лестно писал об отважном путешественнике. Также для написания использовался путевой дневник Николая Петровича, который частично сохранился и был опубликован.

Но ни поэма, ни музыкальный спектакль — это совсем не документальные хроники, как сказал в одном из своих интервью знаменитый поэт. В отзывах о «Юноне и Авось» зрители писали, что из небольшой пьесы смогли сделать большое представление.

История русского путешественника

Николай Резанов был одним из начальников русской экспедиции, которая приплыла в Калифорнию, чтобы закупить продовольствие для русской колонии на Аляске. Немолодой вельможа полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо и они обручились. Как русскому дворянину, ему было необходимо вернуться к императорскому двору, чтобы получить разрешение на брак с католичкой, но перед этим посетить Аляску. Во время возвращения домой жених серьезно заболел и умер в Красноярске. Невеста долгое время не хотела верить в смерть возлюбленного, сведения о которой иногда до нее доходили. По отзывам о «Юноне и Авось», зрителям очень нравилась эта романтическая история, которую увековечили в поэме и рок-опере.

По теме: Мотоцикл Ducati Multistrada 1200: обзор, технические характеристики и отзывы

Кончита поверила в смерть Резанова только в 1842 году, когда Джордж Симпсон, английский путешественник, рассказал историю его смерти. Она тридцать пять лет ждала жениха. Через несколько лет после этого испанка постриглась в монахини и скончалась в 1857 году.

Создание рок-оперы

В 1978 году молодой композитор Алексей Рыбников представил Марку Захарову музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Режиссеру очень понравилась музыка, он решил создать спектакль на ее основе по сюжету «Слова о полку Игореве» и предложил написать либретто популярному поэту Андрею Вознесенскому. Однако тот не поддержал идею, предложив свою поэму «Авось». Захаров согласился, поставив условие, что композитора определит сам. Поэт позже писал в отзывах к «Юноне и Авось», Рыбников — это был счастливый выбор.

Для либретто спектакля пришлось дописывать многие сцены и арии. Поэтому в отзывах к «Юноне и Авось», зрители, которые прочитали сначала поэму, отмечали, что рок-опера на них произвела более сильное впечатление. Хореографом стал Владимир Васильев, который попал в спектакль почти случайно. К нему однажды пришел Караченцев, пожаловавшийся, что у них все зациклилось и они не знают, что делать дальше. Балетмейстер предложить вплести танцы в канву всего спектакля.

Первое исполнение

Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене знаменитого Московского театра имени Ленинского комсомола. В главных мужских ролях задействовали знаменитых советских актеров Николая Караченцова (граф Резанов), Александра Абдулова (Фернандо). В главной женской роли, возлюбленной Резанова — Елена Шанина (Кончита). Караченцев играл русского вельможу вплоть до несчастного случая (автомобильной катастрофы). Актеру пришлось брать уроки вокального мастерства у музыканта Павла Смеяна, игравшего Главного сочинителя. Он же вытягивал высокие ноты, когда Резанов не справлялся с ними.

По теме: ГАЗ-53 - коробка передач: характеристики, устройство, обслуживание и ремонт. Запчасти ГАЗ-53

По воспоминаниям автора музыки Рыбникова, отзывы к «Юноне и Авось» театра Ленком буквально через несколько дней были опубликованы в западной прессе. Где журналисты оценивали спектакль как антисоветский. Из-за этого постановку долгое время не выпускали за рубеж, задержали выпуск пластинки с рок-оперой и выплату гонорара. В 1983 году вышла телевизионная версия. В этом же году состоялись триумфальные гастроли, организованные знаменитым французским дизайнером Пьером Карденом. Рок-оперу показали в Париже на Елисейских полях, в Нью-Йорке на Бродвее. В последующие годы — в Германии, Нидерладах и многих других странах.

Современное исполнение

Спектаклю в этом году исполнилось 37 лет, все эти годы он идет с неизменным аншлагом в Ленкоме. Мечта каждого начинающего актера театра получить роль одного из тринадцати матросов. Популярный актер Дмитрий Певцов почти десять лет играл матроса на корабле в «Авось». С 2005 года «стал капитаном». Его любимую играет Алла Юганова, а вечного соперника Фернандо — Виктор Раков.

На афише к спектаклю в подзаголовке написано: «Современная опера в двух частях». Поскольку в отзывах к «Юноне и Авось» Ленкома зрители отмечают, что история не потеряла актуальности. Хотя многие из них пишут, что для них нет Резанова, кроме как в исполнении Караченцева, а Фернандо — это только Абдулов. Спектакль фактически объездил весь мир, костюмы уже давно для удобства не вынимают из ящиков.

Ленком театр Спектакль "Юнона и Авось"

Краткое содержание

Создатели "Юноны и Авось" определили жанр этого спектакля как "современная опера". В основе ее сюжета - судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках "Юнона" и "Авось" к берегам Калифорнии.

Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Резанов осознает утопичность своих замыслов, однако упорно подает одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.

Отказы сломили его волю. В отчаянии Резанов молится Богоматери, признаваясь в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве - любви к Богоматери как к женщине. Резанова охватывает болезненное наваждение и он слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, мечта Резанова осуществляется наяву - он получает высочайшее разрешение на путешествие.

После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью - шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо. На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.

Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке. Не в силах справиться с охватившим его чувством, он проникает в спальню к Кончите. Резанов умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние девушки, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.

С этого момента счастливая фортуна отворачивается от Резанова. Его поступок заставляет жениха Кончиты вызвать камергера на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.

В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.

После тайной помолвки с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.

Рок - опера (мюзикл) Юнона и Авось построена на чувствах и эмоциях, и конечно же, не оставит никого равнодушным.
Сюжет. Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него…

Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Федерико. Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.

Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви…

В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.

Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.

Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет — с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

Еще короче:

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

«Юнона» и «Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля «Юнона и Авось» использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере). Три освященных иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке).

Премьера оперы «Юнона и Авось» состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико)..